Software lifecycle что это

Жизненный Цикл Разработки ПО (SDLC)

Жизненный цикл разработки ПО (System/Software Development Life Cycle, SDLC) — процесс, состоящий из конкретных этапов, который начинается в момент принятия решения о необходимости создания ПО и заканчивается в момент прекращения поддержки ПО разработчиками.

Применение SDLC позволяет:

В статье рассмотрим основные этапы жизненного цикла разработки ПО (SDLC) и их предназначение.

Этапы жизненного цикла разработки ПО

Всего выделяют 7 основных этапов разработки [1]:

Этап закрытия представлен на изображении, но он не является обязательным и зависит от проекта.

Этап 1: Идея

Разработка любой системы или ПО начинается с генерации идей для решения какой-то конкретной проблемы пользователя.

Этот процесс может быть формальным (например, brainstorming в компании) или не формальным (например, за барной стойкой с друзьями).

После генерации идей они анализируются, оцениваются и выбирается одна, которую будут «прорабатывать».

Этап 2: Определение требований

На этом этапе “идея” принимает более осмысленный и конкретный вид.

Для определения начальных требований к продукту привлекаются эксперты из разных областей: заказчики, клиенты, специалисты разных отделов (продаж, разработки, аналитики, тестирования и т.п.), эксперты по схожим продуктам.

Бизнес-аналитики (BA) прорабатывают полученную информацию, детализируют ее и преобразовывают в технические требования к системе. Эти требования называются Software Requirement Specification (SRS).

Кроме SRS на этом этапе:

Этап 3: Дизайн (архитектура) системы

На этапе дизайна системы архитекторы ПО создают “скелет” проекта основываясь на требованиях. Они определяют используемые технологии, инструменты, рабочие процессы, взаимосвязи между разными частями проекта, структуры баз данных, потоки данных и т.п.

В итоге определяется спецификация по дизайну (Design Document Specification, DDS) с описанием что и как нужно делать с технической точки зрения.

DDS может состоять их двух частей — высокоуровневый дизайн (High-Level Design, HLD) и низкоуровневый дизайн (Low-Level Design, LLD).

Этап 4: Разработка

Разработчики получают требования (SRS), спецификацию по дизайну (DDS) и создают требуемое ПО.

Качество требований напрямую влияет на стоимость и продолжительность разработки. Чем хуже требования, тем больше ошибок нужно будет исправить, следовательно, увеличиваются незапланированные расходы.

Этап 5: Тестирование

Тестировщики, основываясь на требованиях (SQA, SRS, DDS) и готовом продукте производят проверку качества ПО (Quality Control).

Если находятся отклонения от требований / ошибки — они оформляются в виде отчетов о дефектах, исправляются и перепроверяются.

Процесс продолжается до тех пор, пока качество продукта не будет доведено до приемлемого уровня.

Этап 6: Развертывание

После успешного тестирования готовый продукт передается заказчику.

Кроме передачи может производится настройка рабочих окружений, установка, конфигурация и запуск продукта.

Этап 7: Поддержка

После запуска продукта он начинает развиваться, изменяться, дополняться новыми функциями.

Эта часть жизненного цикла является самым длительным и важным этапом разработки ПО.

Без наличия процессов и стандартов разработки, рабочих процедур, порядка в документации, налаженной коммуникации и регрессионных тестов разработка очень быстро превращается в кошмар с микро-менеджментом, постоянно не закрывающимися задачами, кучей багов, огромным техническим долгом, развалом команды или проекта.

Именно на этом этапе умирает большинство стартапов.

Дополнительный этап: Закрытие

Закрытие — последний этап жизни ПО. На нем происходит вывод продукта из эксплуатации, его замена на современные аналоги, либо новые версии.

Как пример, можно вспомнить браузер Internet Explorer (был замен на Edge) или Windows XP (заменена на Windows 7).

Длительность разработки ПО

Для простых проектов разработка длится несколько месяцев (например, не “взлетевшие” стартапы, небольшие сайты, и т.п.).

Для сложных — более 15 лет (например, ПО для космических аппаратов).

Но, для большинства проектов, активная разработка продолжается на протяжении 6-8 лет. [2]

Учитывайте это, когда устраиваетесь на работу 🙂

Резюме

В статье мы разобрались, что такое жизненный цикл разработки ПО (SDLC), рассмотрели его этапы и их особенности.

Мы поняли, что создание программного обеспечения — это не только написание кода. В этот процесс входит много подготовительной (анализ, создание требований) и дополнительной работы (тестирования, разворачивание), а самым важным этапом является поддержка.

Далее, можем рассмотреть методологии разработки ПО которые реализуют этапы жизненного цикла ПО.

Что такое SDLC?

Жизненный цикл разработки ПО (System/Software Development Life Cycle, SDLC) — процесс, состоящий из конкретных этапов, который начинается в момент принятия решения о необходимости создания программного продукта и заканчивается в момент прекращения поддержки ПО разработчиками.

Какие основные этапы SDLC?

Основными этапами SDLC являются:
1. Идея
2. Определение требований
3. Дизайн (архитектура) системы
4. Разработка
5. Тестирование
6. Развертывание
7. Поддержка (самый важный этап)

Источник

SDLC-модели: как выбрать правильный подход к разработке

Вадим Кулага, проектный менеджер EPAM Anywhere, в своей статье на proglib.io рассказал об основных моделях разработки программного обеспечения (SDLC), их плюсах и минусах, а также о реальных примерах их использования.

Более половины ИТ-проектов заканчиваются провалом. Одни из самых распространенных причин неудач ИТ-проектов – неправильная интерпретация бизнес-целей, игнорирование клиентов, неправильная расстановка приоритетов. Но у всех у них общий корень проблемы: неправильный подход к разработке программного обеспечения.

Основные методологии разработки ПО

Методология разработки программного обеспечения (SDLC) представляет собой последовательность действий, которые необходимо выполнить, чтобы получить готовое решение. Проще говоря, это способ создания программного продукта.

Проблема в том, что существует множество моделей SDLC, которые используются для разных типов проектов. Как узнать, какой из них подходит для вашего проекта? В статье я перечислил наиболее популярные модели SDLC, их варианты использования, преимущества и недостатки.

Каскадная модель (waterfall)

Это линейная и последовательная модель разработки программного обеспечения, в которой фазы проекта следуют одна за другой и включают:

Software lifecycle что это. waterfall. Software lifecycle что это фото. Software lifecycle что это-waterfall. картинка Software lifecycle что это. картинка waterfall

Плюсы и минусы подхода

ПлюсыМинусы
Простая в использовании модель.С этой моделью слишком сложно и дорого адаптироваться к изменениям требований.
Каждый этап хорошо задокументирован.Документирование каждой фазы проекта занимает много времени.
Результат проекта абсолютно предсказуем.Вы не можете ничего предоставить заказчику, пока не завершите весь проект.
Этапы и роли четко определены с самого начала.Различные команды (дизайн, разработка, контроль качества и т. д.) изолированы, а взаимодействие между ними ограничено.
Минимальное вмешательство клиента.Без обратной связи клиента результат рискует не оправдать ожидания.

Каким проектам подходит

Каскадная модель – хороший вариант, если выполняются эти условия:

Всего десять лет назад многие компании использовали каскадную модель для разработки корпоративного программного обеспечения, включая CRM, системы управления цепочками поставок и системы точек продаж. Но сегодня эта модель не может удовлетворить быстро меняющиеся технические потребности. Вот почему компании все чаще обращаются к более современным подходам.

V-образная модель SDLC

V-образная модель – это своего рода другая версия каскада, но в её основе лежит контроль качества каждой фазы. Например, когда группа разработчиков собирает требования к проекту, QA-специалисты пишут приемочные тесты на основе этих сценариев. Точно так же на этапе проектирования системы создаются сценарии тестирования и так далее. После написания кода команда QA проверяет продукт на соответствие заранее написанным тестам (правая часть буквы «V»).

Software lifecycle что это. V sdlc. Software lifecycle что это фото. Software lifecycle что это-V sdlc. картинка Software lifecycle что это. картинка V sdlc

ПлюсыМинусы
Легко реализовывать.В V-образной модели внести изменения в середине проекта крайне сложно.
Тест-кейсы создаются заранее.При таком большом количестве процедур тестирования остается меньше времени на код.
Бюджет и продолжительность проекта предсказуемы.По сравнению с каскадной эта модель требует больше специалистов.
У каждого этапа есть свои результаты, и все хорошо задокументировано.Модель не подходит для проектов с быстро меняющимися требованиями.
Это структурированный подход с четко определенными ролями и функциями.Не подходит для больших и сложных проектов.

Каким проектам подходит

V-образная модель может быть чрезвычайно полезна в случаях, когда ошибки могут быть фатальными, и в проектах, где точность имеет решающее значение. Например, это решение, основанное на нормативных требованиях, таких как подача налоговых деклараций. Кроме того, эта модель подходит для проектов в сфере здравоохранения. Например, компания Roche Diagnostics однажды использовала его для разработки системы диагностики рака.

Модель эволюционного прототипирования

Это ещё одна вариация каскада. Пока проект проходит через традиционные фазы, прототип продукта пошагово дорабатывается на основе отзывов клиентов. Как правило, первый прототип не проходит приемочный тест, поэтому модель прототипирования включает в себя несколько прототипов. Только после того, как предложенный дизайн продукта будет полностью принят, команда разработчиков сможет перейти к следующим этапам.

Software lifecycle что это. evolution prototyping. Software lifecycle что это фото. Software lifecycle что это-evolution prototyping. картинка Software lifecycle что это. картинка evolution prototyping

ПлюсыМинусы
Получение отзывов пользователей на ранних этапах.Поскольку прототипы могут развиваться бесконечно, планирование проекта невозможно.
Высокие шансы на успех проекта.Разрабатывать несколько прототипов – дорого.
Легко адаптироваться к быстро меняющимся требованиям.

Каким проектам подходит

Модель эволюционного прототипирования может быть полезна для проектов, которые предполагают взаимодействие с пользователем, используют новые технологии, имеют сложную функциональность или должны учитывать быстро меняющиеся требования, которые трудно или невозможно предсказать.

Итеративная и инкрементальная модель

В инкрементальной и итеративной модели решение разрабатывается небольшими частями через серию циклов. Рабочий процесс выглядит следующим образом:

Software lifecycle что это. iterative increment model. Software lifecycle что это фото. Software lifecycle что это-iterative increment model. картинка Software lifecycle что это. картинка iterative increment model

ПлюсыМинусы
Модель инкрементальной и итеративной разработки обеспечивает быструю и регулярную «доставку» работающего программного обеспечения клиентам.Во время интеграции модуля могут возникнуть архитектурные проблемы.
Легче и дешевле учесть изменения в требованиях проекта.Несмотря на некоторую гибкость, систему следует планировать с самого начала; в противном случае его нельзя разделить на модули.
Обратная связь от клиента на ранней стадии.Участие клиентов может быть проблематичным.
Небольшие части программного обеспечения легче тестировать и исправлять.Не всегда можно разбить систему на сегменты.
Экономия на издержках.Хотя выпуск одного модуля дешевле, общие затраты на систему будут увеличиваться по мере интеграции новых модулей.

Каким проектам подходит

Модель будет эффективна в следующих случаях:

По словам Алистера Скотта, каждый программный продукт, который хочет оставаться конкурентным на рынке, требует наращивания мощностей. Даже если вы будете использовать каскадную модель для разработки своего решения, к моменту завершения цикла решение уже устареет. Поэтому необходимы дополнительные итерации.

Спиральная модель

Этот подход основан на оценке риска, он сочетает в себе функции каскадной, прототипной, итеративной и инкрементной моделей. Модель похожа на спираль с несколькими кругами. Каждый круг – это фаза, состоящая из четырёх элементов:

Затем, на основе отзывов пользователей и заинтересованных сторон, планируется следующая итерация.

Software lifecycle что это. spiral model. Software lifecycle что это фото. Software lifecycle что это-spiral model. картинка Software lifecycle что это. картинка spiral model

Как видите, продукт неоднократно проходит через эти этапы, и в конце каждого цикла создаётся и выпускается лучшая версия продукта. И, как и в итеративном подходе, продукт состоит из серии релизов.

ПлюсыМинусы
Анализ рисков на каждой итерации увеличивает шансы проекта на успех.Требуется опыт управления рисками.
Этот метод позволяет создавать стабильные и надёжные системы, поскольку они тщательно тестируются в каждом цикле.Модель подразумевает работу с большим объёмом документации.
Можно менять требования между циклами.Нельзя изменить требования в середине цикла.
Раннее вовлечение разработчиков помогает согласовать бизнес-требования и технические возможности.Каждый кружок в спирали развития представляет собой «мини-каскад», а это значит, что вы не можете пропускать фазы.
Частые выпуски позволяют получать регулярную обратную связь от клиентов даже на ранних этапах цикла.Поскольку ограничений на количество итераций нет, сложно предсказать, сколько кругов потребуется для создания окончательной версии продукта.

Каким проектам подходит

Спиральная модель подходит для:

Microsoft, IBM и Tata Consultancy используют спиральную модель.

Модели гибкой разработки программного обеспечения

Вопреки распространённому мнению Agile не является ни структурой, ни методологией. Это философия с набором принципов, ориентированных на ускорение процесса разработки программного обеспечения, обеспечение 100% удовлетворённости клиентов и предоставление высококачественных решений в быстро меняющейся среде. Фактически, существует 12 принципов гибкой разработки, которые сводятся к следующим ценностям:

Ценности Agile породили более 50 методологий, из которых Scrum является самой популярной.

Scrum

Скрам-проекты разбиты на спринты. Спринт – это небольшой объём работы, который необходимо выполнить в течение определённого периода времени. Обычно заказчику доставляется часть проекта, которая была завершена во время спринта (инкремент продукта, от англ. increment). Скрам подразумевает активное общение и сотрудничество между всеми участниками проекта. Наряду с ежедневными 15-минутными встречами разработчиков, есть также:

Сердце процессов Scrum – это backlog, своего рода список задач, которые необходимо сделать для завершения проекта. По мере того, как проект продвигается, и команда узнаёт о нём больше, они редактируют бэклог продукта, добавляя, удаляя и переупорядочивая его элементы. Тем не менее, нельзя сделать что-то, если этого нет в очереди продукта.

Software lifecycle что это. agile. Software lifecycle что это фото. Software lifecycle что это-agile. картинка Software lifecycle что это. картинка agile

Но на самом ли деле всё так гладко и красиво в Agile? Посмотрим на его основные варианты использования, а также на плюсы и минусы.

ПлюсыМинусы
Не нужно ждать завершения проекта, чтобы внедрить основные функции продукта.Гибкие методологии разработки ПО сложно внедрить.
Кросс-функциональные команды регулярно общаются и обмениваются знаниями между собой и владельцами проектов.В Agile проектная документация очень быстро устаревает, поэтому понадобятся дополнительные навыки оперативной работы с ней.
Возможность адаптироваться к изменениям на любой стадии проекта.В Agile проектах практически невозможно делать прогнозы и достаточно тяжело с высокой долей точности планировать бюджет.
Регулярная обратная связь от пользователей, что позволяет удовлетворить все потребности.Сбор отзывов пользователей может быть сложной задачей.

Примеры использования

Большинство современных проектов требуют определённого уровня «маневренности», особенно когда:

В общем, Agile кажется именно тем, что нужно большинству проектов во времена неопределённости. Неудивительно, что более 70% компаний применяют Agile, включая Microsoft, IBM, Procter & Gamble и другие. И EPAM не исключение.

Резюме

Ни одна из моделей SDLC не является «волшебной пилюлей». Нельзя просто выбрать методологию, которая соответствует потребностям проекта, и слепо следовать ей. В лучшем случае это не улучшит ваш процесс разработки. В худшем вы подвергнете риску проект. Вот почему грамотный подход к выбору и реализации модели разработки программного обеспечения является ключом к тому, чтобы заставить её работать на вас.

Источник

Что такое Жизненный Цикл Разработки ПО и какие проблемы возникают на каждом этапе SDLC?

Жизненный цикл разработки ПО (англ. SDLC – Software development lifecycle) – это серия из шести фаз, через которые проходит любая программная система.

Абсолютно любое ПО проходит через 6 основных шагов, начиная от простой идеи и заканчивая использованием её конечным пользователем.

Но как это выглядит изнутри? С какими сложностями сталкивается команда разработчиков и как их решает на каждой фазе Жизненного Цикла ПО? Об этом расскажет Павел Гапонов, Project Manager компании-разработчика SolveIt.

Типичный жизненный цикл разработки состоит из следующих фаз:

Это, пожалуй самый ответственный и важный из всех шагов к созданию успешной программной системы. Вся собранная информация используется для планирования базового проектного подхода.

Дополнительно идет планирование требований по обеспечению качества и выявления различных рисков, связанных с проектом. Результатом анализа является определение различных технических подходов, которые можно использовать для успешной реализации проекта с минимальными рисками. Планируйте то, что вы можете контролировать, и помните о вещах, планировать которые вы не сможете. Это поможет вам получить прочную основу для перехода ко второму этапу.

Проблема: Не соответствующие ожидания и часто изменяющиеся требования: заказчик и команда не понимают, какую реально пользу принесёт продукт.

Решение: Определить скоп работ, согласовать четкий, краткий документ с требованиями, создать прототипы (макеты) для подтверждения и уточнения окончательных требований.

Как только базовый анализ требований будет выполнен, следующим шагом будет четкое определение и документирование требований к продукту, утверждение со стороны клиента. Если одной из целей первого этапа является понимание и анализ требований, то на этом этапе все цели должны быть прописаны, это защита обеих сторон.

Важно четко определить и прописать, что требуется выполнить, это делается с помощью SRS (Software Requirement Specification). Документ содержит все требования к продукту, которые должны быть спроектированы и разработаны в течение жизненного цикла проекта.

Проблема: Большой многостраничный список требований

Решение: Выяснить высокоуровневые требования и, в ходе разработки и коммуникации с заказчиком, дописывать ТЗ. То есть разработка идет параллельно с Техническим заданием, а в процессе корректируется план.

В SolveIt мы всегда стараемся быть гибкими и подстраиваться под клиента. Работающий продукт важнее исчерпывающей документации.

SRS это ориентир для разработчиков, чтобы предложить лучшую архитектуру для продукта. Обычно предлагается несколько подходов к проектированию архитектуры продукта. Все предложенные подходы документируются в спецификации DDS (Design Document Specification) и выбирается наилучший подход к проектированию. Данный подход очень четко определяет все архитектурные модули продукта, а также его связь с внешними и сторонними модулями.

Проблема: Выбрали неправильную архитектуру.

Решение: Наличие в команде разработчиков опытных лидов, которые смогли бы предложить подходящую архитектуру, на основе своего успешного опыта в схожих проектах.

Здесь начинается разработка и сборка продукта. Весь программный код, новые модули и фичи разрабатываются на основании DDS. Чем лучше написана эта документация, тем быстрее будет идти имплементация. На этом этапе подключается команда разработчиков. Написанный код должен покрываться Unit-тестами, а взаимодействие новых фич с другими модулями тестироваться с помощью интеграционных тестов. Эти активности выполняются именно командой разработчиков, а не QA специалистами.

Проблема №1: Слабая коммуникация между командой

Разработчик не интересуется прогрессом проекта, проблемами коллег.

Решение: Daily meetings, 100% вовлеченность, Скрам доска (интерактивность).

Проблема №2: Невыполнимые сроки

Заказчик хочет, чтобы его продукт был готов в ближайшее время. Менеджер проекта пытается объяснить клиенту к чему приведет такая спешка, но этого не достаточно. Клиент ставит невыполнимые дедлайны и не слушает возражения менеджера проекта. В результате, команда разработчиков сдается и пробует закрыть задачи в слишком короткие сроки. Как следствие – критические баги из-за спешки: команда не успевает, качество продукта снижается, клиент не доволен и решает, что виновата команда.

Решение: Менеджер проекта должен стоять на своём и аргументировать дедлайны. Клиент должен понять, что если команда разработчиков будет торопиться, то не реализует часть функционала. Если всё же такой срок реализации критичен для клиента, мы стараемся выявить какие задачи находятся у заказчика в приоритете.

Проблема №3: Добавление не оговоренных фич

Решение: Менеджер проекта должен объяснить клиенту, к чему приведет добавление новых фич в проект, отстаивать свою позицию и держаться SRS. Поэтому так важна вторая фаза Жизненного цикла разработки ПО.

Именно тестирование, в основном, затрагивает все этапы жизненного цикла. Дефекты продукта регистрируются, отслеживаются, исправляются и повторно тестируются. Это происходит до тех пор, пока продукт не достигнет стандартов качества, которые прописаны в SRS. На данном этапе в процесс разработки подключается команда мануальных тестировщиков или автоматизаторы.

Проблема: Тратится слишком много времени на поиск причин багов. Попытки найти и исправить дефекты после завершения разработки – сложный процесс, который может привести к большому количеству исправлений.

Решение: Проводить тестирование параллельно задачам, сразу же по их завершению.

Как только продукт протестирован, он выходит в релиз. Иногда внедрение происходит поэтапно, в соответствии с бизнес-стратегией. Продукт сначала может быть выпущен в ограниченном сегменте и протестирован в реальной бизнес-среде, это UAT-тестирование (User Acceptance Testing). Затем, основываясь на отзывах, продукт может быть выпущен как есть, или с предлагаемыми улучшениями. После того, как продукт выпущен на рынок его обслуживание выполняется для существующей клиентской базы, и на этом этапе подключаются Support-команды.

Проблема №1: Отсутствие обратной связи, реальных отзывов потенциальных пользователей продукта.

Решение: Не ждать конца разработки, а как можно скорее запускать продукт, чтобы получить отзывы от реальных пользователей и на основе их предпочтений приоритезировать дальнейший функционал.

Проблема №2: Слабая инфраструктура проекта на стороне клиента.

Часть заказчиков предпочитают размещать сервера приложений не на Azure, AWS, Google и т.д, а в своей внутренней сети. Команда не может гарантировать стабильную работу, из-за сбоев, которые происходят на стороне клиента.

Решение: Предупредить клиента, о возможных проблемах, предложить решения для их устранения.

Если вам нужен качественный продукт, свяжитесь с нами и мы сделаем оценку вашего проекта!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *