Soh аккумулятора что это такое

Состояние заряда и здоровья аккумулятора, а также условия замены автомобильного аккумулятора

Soh аккумулятора что это такое. diagnostika. Soh аккумулятора что это такое фото. Soh аккумулятора что это такое-diagnostika. картинка Soh аккумулятора что это такое. картинка diagnostika

Состояние заряда аккумулятора (SOC)

Состояние заряда автомобильной батареи выражается в виде напряжения (OCV) и представляет собой силу, используемую для проворачивания, известного как ток холодного пуска (CCA), через цепь стартера к двигателю.

Предполагая, что батарея полностью заряжена с высоким OCV и имеет хорошее состояние здоровья (SOH), высокий OCV позволит батарее многократно подавать достаточное количество CCA для запуска двигателя и достижения приблизительно 100% его пусковой емкости.

Если у батареи низкий OCV, ее способность отдавать пусковой ток через цепь стартера снижается, что приводит к возможному незапуску, даже если у батареи хороший SOH.

Состояние здоровья аккумулятора (SOH)

SOH автомобильного аккумулятора выражается в амплитуде холодного пуска (CCA) и представляет собой пусковую мощность, которую OCV способен подавать к стартеру через цепь стартера.

Каждый раз, когда батарея разряжается и перезаряжается (циклически), небольшое количество материала пластины, которое химически реагирует с серной кислотой в растворе электролита с образованием электричества, постоянно теряется.

Со временем и в зависимости от таких факторов, как рабочая температура, рабочее состояние заряда и рабочий цикл, это естественное использование материала пластины в конечном итоге приведет к медленному, но неуклонному снижению SOH батареи и ее способности производить CCA, требуемый для запуска двигателя.

Хотя невозможно определить максимальный или минимальный ожидаемый срок службы батареи из-за возможных изменений условий работы батареи, это старение и износ в конечном итоге приведут к отказу батареи при запуске двигателя.

Неисправность аккумуляторной батареи и диагностика

Принимая во внимание эти два рабочих состояния автомобильной батареи, легко спутать SOC с SOH и сделать неверные диагностические предположения, когда происходит сбой батареи.

Если уровень заряда батареи низкий, но он имеет хорошую возможность запуска двигателя SOH, его можно восстановить, зарядив аккумулятор и восстановив его способность выдавать имеющийся CCA через цепь стартера.

Однако, если SOC высокий, но SOH низкий, так как материал пластины аккумулятора со временем ухудшился до уровня, который не может удовлетворить требования, предъявляемые к нему стартером, может возникнуть ситуация незапуска, даже если аккумулятор полностью заряжен заряжена.

SOH батареи и ее способность поставлять высокий уровень CCA становится еще более важным в холодные зимние месяцы. Это связано с тем, что способность батареи обеспечивать максимально доступную CCA уменьшается примерно на 30% при 0 C. Однако требования к CCA цепи стартера возрастают, чтобы преодолеть такие условия, как повышенная вязкость моторного масла и сниженные допуски на компоненты двигателя.

Поэтому возможно иметь батарею, которая полностью заряжена с хорошим OCV, которая уже не сможет запустить двигатель, так как SOH и ее способность выдавать высокие уровни CCA достигли уровня, который не в состоянии удовлетворить требования для прокрутки стартера.

Источник

Деградация батарей электромобилей, практическая статистика

Soh аккумулятора что это такое. %D0%B4%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F %D0%B1%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B9 1. Soh аккумулятора что это такое фото. Soh аккумулятора что это такое-%D0%B4%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F %D0%B1%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B9 1. картинка Soh аккумулятора что это такое. картинка %D0%B4%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F %D0%B1%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B9 1

Деградация батарей электромобилей. Прогноз износа на основе анализа 6000 моделей.

Если вы когда-либо задумывались о приобретении электромобиля, то абсолютно точно сталкивались с такими вопросами, как:

Ключом к ответу на эти вопросы являются характеристики батареи и скорость ее деградации. Ведь именно она является самой дорогой деталью в автомобиле на электротяге и напрямую влияет на все эти показатели. Сегодня мы поговорим именно об этом, поскольку зачастую, спрашивая «сколько проработает мой аккумулятор», вы будете слышать информацию по гарантии. В среднем она составляет 8 лет или 150-200 тысяч километров пробега (в зависимости от производителя), но ведь это не совсем то, что вы хотели узнать. Верно?

И даже тот факт, что с 2010 года стоимость среднего блока литий-ионных аккумуляторов упала более чем на 80% (то есть больше чем в 5 раз) не обеспечивает достаточной уверенности. Ведь всегда лучше знать наперед, как быстро ваш аккумулятор будет терять емкость и как этот процесс можно замедлить.

Компания Geotab Inc. собрала и проанализировала статистику 6300 электромобилей, принадлежащих как юридическим, так и физическим лицам. Общий объем изученных данных составил 1 800 000 дней. На основе результатов анализа, она запустила на своем сайте бесплатный инструмент, позволяющий сравнить среднюю потерю емкости аккумуляторов для электромобилей различных марок, моделей и даже годов выпуска. Именно эти данные внесли некоторую ясность в вопрос, на который до сих пор сложно получить однозначный ответ:

Сколько же может проработать батарея электромобиля, какова ее деградация и зависит ли ее износ от условий использования?

Нужно заметить, что данные графиков представляют усредненные значения, полученные аналитическим путем. Они помогают наглядно увидеть, как происходит деградация батарей электромобилей с течением времени. Но не являются точным прогнозом для конкретного авто. Иначе говоря: они дают представление и понимание, а не жесткую гарантию.

Soh аккумулятора что это такое. 1 geotab graphic. Soh аккумулятора что это такое фото. Soh аккумулятора что это такое-1 geotab graphic. картинка Soh аккумулятора что это такое. картинка 1 geotab graphic

Рисунок 1: Скриншот рабочей области аналитического сервиса.

Итак, давайте разберемся:

1. Терминология.

Деградация батареи электромобиля – является естественным процессом. Заключается в уменьшении объема заряда, который батарея способна хранить и выдавать. Обычно, аккумуляторы электромобилей могут выдавать больше мощности, чем нужно силовому агрегату, поэтому деградация проявляется, в основном, как снижение емкости (со временем батарея способна хранить все меньше и меньше энергии).

SOH (State Of Health, %) – показатель, использующийся для оценки состояния батареи. На русском языке может звучать, как: степень работоспособности аккумулятора. Обозначает его остаточную емкость, измеряется в %, т.к. изначально SOH любого электромобиля равен 100%. НЕ имеет единой формулы исчисления и пороговой величины, после прохождения которой аккумулятор будет считаться нерабочим – все индивидуально и зависит от конкретного разработчика.

Следует также отличать его от «запаса хода» (дистанция, которую машина может проехать на выдаваемых кВтч), который постоянно меняется в зависимости от уровня заряда, рельефа местности, использования вспомогательных систем, стиля вождения, количества пассажиров и веса перевозимого груза.

2. Что влияет на состояние литий-ионных аккумуляторов?

Принято выделять следующие факторы:

Предлагаем вам рассмотреть каждый из них подробнее.

а. Время:

Ключевые моменты, которые стоит учитывать:

Soh аккумулятора что это такое. 2 34bcb7fcd0581d170b70214d86a88902. Soh аккумулятора что это такое фото. Soh аккумулятора что это такое-2 34bcb7fcd0581d170b70214d86a88902. картинка Soh аккумулятора что это такое. картинка 2 34bcb7fcd0581d170b70214d86a88902

Рисунок 2: Обычная кривая деградации выглядит примерно так.

К счастью для автовладельцев, лишь немногие изученные батареи достигли той точки, в которой наблюдается резкое снижение емкости. По этой же причине пока невозможно точно сказать, в какой момент оно начинается.

b. Производитель и конструкция:

На графиках разница между некоторыми марками электромобилей видна невооруженным глазом. Данные говорят о том, что разные батареи по-разному ведут себя с течением времени, и зависит это от моделей и годов выпуска машин. Почему же в одних аккумуляторы теряют емкость быстрее, чем в других? Кроме всего прочего, на это влияет химический состав и управление температурой аккумуляторов.

Давайте сравним модель с жидкостной системой охлаждения Tesla Model S (2015) и модель, которая имеет пассивную систему воздушного охлаждения Nissan Leaf (2015).

Soh аккумулятора что это такое. 3. Soh аккумулятора что это такое фото. Soh аккумулятора что это такое-3. картинка Soh аккумулятора что это такое. картинка 3

Рисунок 3: Сравнение деградации батарей для Tesla Model S (2015) с жидкостным охлаждением и Nissan Leaf (2015) с воздушным охлаждением.

На графике мы видим, что средний показатель деградации у Nissan составляет 4,2% в год, тогда как у Tesla он равен 2,3%. Из чего можно сделать вывод, что контроль температуры является одним из способов защиты от потери емкости.

c. Работа на высоком и низком уровне заряда:

Soh аккумулятора что это такое. 4. Soh аккумулятора что это такое фото. Soh аккумулятора что это такое-4. картинка Soh аккумулятора что это такое. картинка 4

Рисунок 4: Защитные буферы, контролирующие диапазон зарядки электромобилей.

Многие автовладельцы даже не догадываются о том, что не имеют доступа к самому нижнему порогу диапазона SOC – эта мера безопасности также помогает замедлить деградацию батареи.

Следует заметить, что из-за периодических беспроводных обновлений ПО размер буфера может меняться время от времени. Такую ситуацию заметили некоторые владельцы Tesla в 2019 году. Жалобы на снижение запаса хода дошли до производителя, и он подтвердил – причиной стало обновление, направленное на «защиту батареи и продление срока ее службы».

Некоторые автомобилестроители идут другим путем и делают этот функционал настраиваемым и открытым. Таким образом, уже сам пользователь выбирает момент окончания заправки. Например, 75% вместо 100%. Получившаяся произвольная область (на графике выше она обозначена буквой В) дополняет обязательный буфер (обозначенный как А), предохраняющий батарею от эксплуатации в зоне наивысшей деградации.

Давайте для примера рассмотрим Chevrolet Volt, который имел сравнительно большие верхние и нижние защитные буферы (А и D на графике выше), особенно в моделях ранних годов выпуска. С годами буферы SOC стали уменьшать, но даже с учетом этого – график наглядно показывает, насколько дольше сохраняется срок службы его аккумулятора. Не последнюю роль в том, что батарея Chevrolet Volt служит дольше среднего, играет и жидкостное охлаждение. И все же, мы можем сделать однозначный вывод: несмотря на то, что большие буферы уменьшают запас доступной энергии, они продлевают жизнь батарее.

Soh аккумулятора что это такое. 5. Soh аккумулятора что это такое фото. Soh аккумулятора что это такое-5. картинка Soh аккумулятора что это такое. картинка 5

Рисунок 5: Износ батареи Chevrolet Volt в сравнении с другими автомобилями.

Это интересно: Ограничение доступа к крайним областям диапазона не только продлевает «жизнь» аккумуляторам, но и повышает безопасность вождения. При почти полной зарядке/разрядке батарея не способна получать и выдавать возможный максимум энергии, что напрямую влияет на поведение машины и ее управляемость.

d. Эксплуатация и циклы зарядки:

Распространенным заблуждением является уверенность в том, что частая эксплуатация электромобиля отрицательно влияет на емкость батарей. Но, согласитесь, вы же не покупали машину для того, чтобы сидеть в ней и пить кофе?

Судя по результатам анализа, активная езда оказывает незначительное влияние на деградацию батарей, а значит – переживать на этот счет не имеет смысла. Если постоянно не превышать стандартный дневной пробег, повышенного износа аккумулятора не будет. А вот тем, кто при этом пользуется быстрыми зарядками, следует задуматься, однако, об этом мы поговорим чуть ниже.

Soh аккумулятора что это такое. 6 dc521722ea0774dc23c8a8749bbeed63. Soh аккумулятора что это такое фото. Soh аккумулятора что это такое-6 dc521722ea0774dc23c8a8749bbeed63. картинка Soh аккумулятора что это такое. картинка 6 dc521722ea0774dc23c8a8749bbeed63

Рисунок 6: Интенсивность эксплуатации не оказывает значительного влияния на скорость деградации.

e. Работа при высоких температурах:

Литий-ионные аккумуляторы электромобилей, как и многих других устройств и электроники, не любят критических температур. Считается, что высокие температуры негативно влияют на них. Так будет ли срок службы батареи на электромобиле в жаркой Аризоне ниже, чем в холодной Норвегии?

Чтобы выяснить это, машины были сгруппированы, исходя из климатических условий их эксплуатации:

И, к сожалению, показания графика подтверждают теоретические догадки – в жарком климате батарея действительно изнашивается гораздо быстрее.

Soh аккумулятора что это такое. 7. Soh аккумулятора что это такое фото. Soh аккумулятора что это такое-7. картинка Soh аккумулятора что это такое. картинка 7

Рисунок 7: Влияние климата на деградацию батарей электромобилей.

f. Типы зарядок и высокие токи:

Помимо всего вышесказанного, при анализе были учтены и типы зарядки, используемые для данных электромобилей. Североамериканские зарядные станции оборудованы зарядками трех основных типов:

В большинстве европейских стран выделяют зарядку переменным током (аналог Level 2 в Северной Америке) и постоянным (DCFC).

И хотя оптимальным видом зарядки электромобиля считается использование Level 2, разница между первым типом и вторым не такая уж большая.

Soh аккумулятора что это такое. 8. Soh аккумулятора что это такое фото. Soh аккумулятора что это такое-8. картинка Soh аккумулятора что это такое. картинка 8

Рисунок 8: Сравнительная потеря емкости батареи для зарядки от станции 1го и 2го типа.

А вот тем автолюбителям, кто часто пользуется быстрой зарядкой, стоит поостеречься. Именно ее постоянное применение ведет к гораздо более заметному ускорению деградации. Чтобы зарядить аккумулятор быстрее, используются более высокие токи, приводящие к повышению температуры. И то и другое сильно перегружает батарею. Многие производители советуют ограничить число быстрых зарядок в месяц, чтобы продлить жизнь аккумулятору.

Для наглядности было проведено сравнение показателей электромобилей, находящихся в равных условиях эксплуатации в жарком климате. Классификация проводилась по частоте использования DCFC:

Soh аккумулятора что это такое. 9. Soh аккумулятора что это такое фото. Soh аккумулятора что это такое-9. картинка Soh аккумулятора что это такое. картинка 9

Рисунок 9: В жарком климате или климате с выраженной сезонностью деградация батареи напрямую зависит от частоты использования DCFC (быстрой зарядки).

На графике видна разница даже между автомобилями, владельцы которых никогда не пользовались быстрой зарядкой или пользовались ей редко. Данные актуальны для жаркого климата или климата с выраженной сезонностью. Хотя, не исключено влияние и других факторов (ведь речь идет не о контролируемом эксперименте), но все же основным током зарядки должен быть переменный (Level 2).

3. Подведем итоги:

Как же можно продлить жизнь батареи вашего авто?

И наконец: не стоит слишком сильно беспокоиться по мелочам. Современные электромобили оснащены хорошими батареями, и небольшая потеря емкости вряд ли как-то повлияет на ваши повседневные поездки. У электромобилей много достоинств, и на этот маленький недостаток можно просто закрыть глаза.

Источник

ПРОВЕРИТЬ АККУМУЛЯТОР АВТОМОБИЛЯ?

Комплексная проверка аккумулятора

Далее будет рассмотрено:

Проверка аккумулятора

Проверка АКБ начинается с осмотра очевидных проблем, таких как уровень электролита; коррозия или обрыв кабеля; коррозия клемм и зажимов-контактов; обрыв ремня генератора; заледенение электролита; ослабление зажимов-контактов; грязная и мокрая крышка АКБ; протечки и трещины в корпусе АКБ, вздутие АКБ; повреждение проводов, клемм, зажимов

Если уровень ниже верхней части пластин нужно долить дистиллированной воды перезарядить аккумулятор, дать остыть до комнатной температуры и снова долить воды. Пластины должны быть покрыты электролитом для предотвращения сульфатации и внутреннего взрыва пластин. Какой должен быть уровень электролита смотрите обслуживание АКБ

Если электролит вытек из аккумулятора смотрите как долить электролит и отрегулировать плотность в ячейке.

Индикатор заряда аккумулятора

В современных стартерных аккумуляторах вмонтирован индикатор заряда аккумулятора. Он показывает уровень электролита, уровень заряда. Индикатор находится в одной ячейки и показания в других ячейках могут отличаться, показывает заряд в норме аккумулятора даже при падении уровня SoC ниже 25%. Индикатор показывает уровень электролита и полный разряд.

Индикатор аккумулятора

Работа индикатора аккумулятора основана на том же принципе, что и работа ареометра. Внутри индикатора есть погружная камера в электролит, внутри нее плавают два шарика красного и зеленного цветов. Красный шарик не тонет в жидкости, а зелёный шарик имеет массу 1 г.

Как проверить напряжение аккумулятора

Как проверить заряд аккумулятора мультиметром?

Проверка АКБ мултиметром поможет вам определить напряжение, уровень заряда и даже плотность. Аккумулятор не должен заряжаться или разряжаться в течении 4 часов, в противном случае удалите поверхностный заряд. Включите мульти метр в режим измерения постоянного напряжения (DVC), диапазон установите (в поле DVC на значение 20) выше максимального значения напряжения на заряженном аккумуляторе – 20 вольт. Далее подключите черный (COM) щуп мульти метра на минус аккумулятора, а красный (плюсовой) на плюс АКБ и посмотрите показания на дисплее мульти метра. Показания на дисплее со знаком минус говорят, что вы подключили полярность проводов мульти метра наоборот.

Для определения уровня заряда сравните показания на дисплее с Таблицей уровня заряда SoC. Не допускайте падение уровня заряда ниже 50%, это значительно сокращает срок службы аккумулятора.

В необслуживаемом сульфатированном аккумуляторе напряжение показывает выше чем на самом деле, поэтому следует провести тестирование нагрузочной вилкой для определения фактической производительности и емкости.

Поверхностный заряд

Поверхностный заряд появляется в следствие неравномерного распределения серной кислоты и воды вдоль поверхности свинцовых пластин. В результате заряда и разряда АКБ электролит проникает глубоко внутрь активного вещества, в следствии чего невозможно определить точную работоспособность аккумулятора. Напряжение будет больше реального.

Уровень заряда (SoC). Как проверить емкость аккумулятора автомобиля?

Уровень заряда (SoC) определяет количество заряда (оставшуюся емкость) в процентном соотношении от полного заряда, проверить заряжен ли аккумулятор автомобиля. Примерно проверить емкость аккумулятора мультиметром (смотрите показания в таблице). Глубина разряда (DoD) является инверсией уровня заряда (SoC) как показано ниже.

Чтобы узнать Уровень заряда (SoC):

Таблица уровня заряда SoC (разомкнутой цепи)
Мало обслуживаемый Гибридный (Sb/Ca) или Стандартный (Sb/Sb) аккумуляторы
Плотность электролита, г/куб.смНапряжение, вольт
Темпер-атура

градусов100% SoC75% SoC50% SoC25% SoC0% SoC100% SoC75% SoC50% SoC25% SoC0% SoC48,91,2491,2091,1741,1391,10412,66312,46312,25312,07311,90343,31,2531,2131,1781,1431,10812,66112,46112,25112,07111,90137,81,2571,2171,1821,1471,11212,65812,45812,24812,06811,89832,21,2611,2211,1861,1511,11612,65512,45512,24512,06511,89526,71,2651,2251,1901,1551,12012,65012,45012,24012,06011,89021,11,2691,2291,1941,1591,12412,64312,44312,23312,05311,88315,61,2731,2331,1981,1631,12812,63412,43412,22412,04411,87410,01,2771,2371,2021,1671,13212,62212,42212,21212,03211,8624,41,2811,2411,2061,1711,13612,60612,40612,19612,01611,846-1,11,2851,2451,2101,1751,14012,58812,38812,17811,99811,828-6,71,2891,2491,2141,1791,14412,56612,36612,15611,97611,806-12,21,2931,2531,2181,1831,14812,54212,34212,13211,95211,782-17,81,2971,2571,2221,1871,15212,51612,31612,10611,92611,756Мало обслуживаемый

Кальциевый
(
Ca/Ca) аккумуляторНеобслуживаемый Кальциевый (Ca/Ca) или
AGM/Гелевый VRLA (Ca/Ca) аккумуляторыПлотность электролита, г/куб.смНапряжение, вольтТемпер-атура

градусов100% SoC75% SoC50% SoC25% SoC0% SoC100% SoC75% SoC50% SoC25% SoC0% SoC48,91,2641,2241,1891,1541,11912,81312,61312,31312,01311,81343,31,2681,2281,1931,1581,12312,81112,61112,31112,01111,81137,81,2721,2321,1971,1621,12712,80812,60812,30812,00811,80832,21,2761,2361,2011,1661,13112,80512,60512,30512,00511,80526,71,2801,2401,2051,1701,13512,80012,60012,30012,00011,80021,11,2841,2441,2091,1741,13912,79312,59312,29311,99311,79315,61,2881,2481,2131,1781,14312,78412,58412,28411,98411,78410,01,2921,2521,2171,1821,14712,77212,57212,27211,97211,7724,41,2961,2561,2211,1861,15112,75612,55612,25611,95611,756-1,11,3001,2601,2251,1901,15512,73812,53812,23811,93811,738-6,71,3041,2641,2291,1941,15912,71612,51612,21611,91611,716-12,21,3081,2681,2331,1981,16312,69212,49212,19211,89211,692-17,81,3121,2721,2371,2021,16712,66612,46612,16611,86611,666

Измерение плотности АКБ ареометром дает более точный результат уровня заряда SoC, чем измерение напряжения. Комбинируя оба метода можно:

Как проверить плотность аккумулятора?

Ареометр

Ареометр не дорогой прибор и прост в использовании. Далее мы разберем, как правильно проверить плотность электролита в аккумуляторе

Смотрите выше Таблицу уровня заряда SoC

Схема использования ареометра

Использование ареометра:

Почему в аккумуляторе замерз электролит? При понижении заряда уровень сопротивления замерзанию снижается. Ниже приведена таблица

Температура замерзания электролита

при разнице SoC (уровня заряда) и DoD (уровня разряда)

процентовТемпература

градус100%0-6775%25-3750%50%-2325%75%-150100%-6,7

Тестирование под нагрузкой

Тестирование под нагрузкой имитирует резкое потребление тока в амперах, похожее на запуск двигателя при старте. Для проведения тестирования вам понадобится нагрузочная вилка. Ее цена довольно высока и поэтому рекомендуется проведение этого теста поручить автоэлектрику. Тестирование стоит не дорого, а в некоторых сервис центрах его проводят бесплатно.

Таблица теста нагрузочной вилкой

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *