Sound tracker что это
Sound tracker что это
Как вы уже знаете, последние 2 года MSI вместе с компанией Nahimic прилагают значительные усилия в разработке и усовершенствовании аудиотехнологий, которые используются в продуктах MSI. Желая впечатлить пользователей ещё более захватывающим звучанием, компания Nahimic не только усовершенствовала существующие функции, но также представила несколько новых возможностей, которые станут приятным сюрпризом для геймеров.
Итак, представляем новые возможности Nahimic 2!
Перед тем как подробно рассказать о каждой новой возможности, окинем общим взором приложение Nahimic 2 и взглянем на ключевые функции. Интерфейс некоторых из них также обновился.
Главный интерфейс приложения
Два раза кликнув по иконке Nahimic 2, перед нами откроется нижеследующий интерфейс.
В верхней его части расположились 4 кнопки, открывающие 4 ключевых меню приложения: Audio (управление выводом звука), Microphone (настройка микрофона), HD Audio Recorder (запись звука) и Sound Tracker (игровой «Акустический радар»).
По левую сторону окна расположился регулятор громкости встроенных динамиков (“Internal Speakers”): отныне все аудиоэффекты применяются и ко встроенным динамикам ноутбуков.
При подключении наушников к ноутбуку на экране всплывёт окно с предложением переключить звук на наушники. Согласившись, вы заметите, что в область “Internal Speakers” сменится на иконку “Sabre HiFi”. Это значит, что интегрированный аудиопроцессор ESS Sabre HiFi подключил специальную схему обработки и усиления сигнала, которая позволит вам повысить качество звучания до характеристик [24 бита / 192 кГц]. При этом частота дискретизации звука может меняться в зависимости от модели. Так, серия ноутбуков GT80 уже может похвастаться параметрами [32 бита / 384 кГц], что является очень высоким профессиональным стандартом.
Меню Audio
В новой версии Nahimic интерфейс этого меню несколько изменился. Здесь мы видим два режима на выбор – Gaming и Multimedia.
В игровом режиме пользователю предлагается выбрать жанр игры, которую он собирается запустить: Shooter, Strategy, Role Play и Racing (шутер, стратегия, ролевая игра и гонки, соответственно).
Мультимедийный режим предлагает три пресета – Music (музыка), Movie (фильмы) и Com (для голосового онлайн-общения и таких программ, как Skype).
[Игровой режим] Шутер, стратегия, ролевая игра и гонки
[Мультимедийный режим] Музыка, фильмы и онлайн-общение
Продвинутые настройки расположились в двух местах.
Сначала кликнем по иконке “ESS Sabre HiFi”, которая находится в левом верхнем углу окна. Здесь вы можете выбрать формат воспроизведения звука, частоту дискретизации (44.1/48/96/192 кГц) и битовое разрешение аудиопреобразований (16/24 бита).
Второе место, где спрятались продвинутые настройки, находится по стрелке на правом краю окна. На представленном ниже скриншоте можно видеть эквалайзер с 6 готовыми пресетами и 1 пользовательской кривой, которую можно настраивать как душе угодно.
Интуитивно понятный интерфейс позволяет менять настройки быстро и довольно удобно.
Меню Microphone
По сравнению с первой версией приложения это меню не претерпело больших изменений. Пользователи всё так же могут удалить фоновые шумы и повысить ясность голоса во время записи с микрофона. Последняя опция, кстати, очень выручает во время командной игры или видеоконференций с несколькими друзьями и коллегами. Благодаря лишь этим двум функциям ваши собеседники ”на другом конце провода” будут слышать ваш голос чётко и громко.
Функция HD Audio Recorder 2
Перейдя в меню функции HD Audio Recorder 2 и перелистнув его на вторую страницу (по стрелочке вправо), вы попадаете в нижеследующий интерфейс. Здесь вы увидите кнопки включения/выключения функции Audio Launchpad (новая функция в версии Nahimic 2) и HD Audio Recorder 2.
Включив функцию HD Audio Recorder 2, все настройки, которые были совершены пользователем в меню Microphone, будут автоматически активированы при записи с микрофона.
Функция Sound Tracker (новинка) – чувствуй своего врага
Функция Sound Tracker представляет собой круговой радар, указывающий направление звука, исходящего, например, от приближающегося врага на боле боя. Вы можете настроить его положение, размер и прозрачность для оптимальной интеграции с интерфейсом игры. Впервые на незнакомом поле боя? Sound Tracker станет вашим лучшим союзником в ориентировании по новым локациям.
И мы хотели бы ещё раз напомнить. Если ваш игровой ноутбук изначально имел предустановленное приложение Nahimic первой версии, вы сможете обновить его и до второй – бесплатно.
Не медля боле, обновляйте Nahimic и вперёд, испытывать новые возможности!
Sound tracker что это
Nahimic 3 – это программное обеспечение для геймеров, в котором есть все, что нужно для работы со звуком. Обеспечивая, как и раньше, высококачественное звучание, новая версия наделена свежим интерфейсом и дополнительными функциями, которые придутся по вкусу любителям компьютерных игр. Основные улучшения описаны ниже:
1. Совершенно новый аудио-движок, обеспечивающий великолепное пространственное звучание в любых приложениях.
2. Расширенная совместимость с аппаратными компонентами: аудиоэффекты Nahimic 3 можно использовать с различными периферийными устройствами, подключаемыми как по аналоговым, так и по цифровым (USB, Bluetooth, HDMI) интерфейсам.
3. Интерфейс приложения был разработан заново на основе пользовательских отзывов. Он быстр, интуитивно понятен и легок в обращении. Добавлена давно ожидаемая функция автоматического обновления.
4. Усовершенствованный игровой радар предоставляет геймерам преимущество на поле боя. Теперь он еще точнее и быстрее показывает, откуда доносятся различные звуки в компьютерной игре.
Для того, чтобы начать пользоваться приложением Nahimic 3, нужно подключить аудиоустройства и выбрать то, которое будет выводить звук. Эта новая функция позволяет оптимизировать параметры работы аудиоустройств.
Звук-
Интерфейс приложения был переработан и улучшен специалистами в соответствии с новой архитектурой UWP. Основные вкладки теперь расположены вертикально в боковой панели.
Функция пространственного звучания – самая важная в приложении – теперь заслуженно получила более заметное место в интерфейсе, чтобы ей было проще пользоваться. Для самостоятельной оценки ее эффекта достаточно нажать на кнопку Try («Испытать»).
Программа Nahimic: предназначение, использование, удаление
Совершенствование компьютеров происходит по разным направлениям. Пока Intel и AMD трудятся над миниатюризацией процесса производства кристаллов, соперничая между собой, имеются подвижки и в сфере обработки звука. И здесь усилия разработчиков также разделились: одни специалисты «колдуют» над железом, другие – занимаются разработкой более продвинутого ПО. Среди наиболее ярких новинок можно отметить появление технологии Nahimic Sound, которая была внедрена брендом MSI в серии своих ПК Prestige и игровых ноутбуках.
Нельзя сказать, что технология самая свежая – она разрабатывалась по заказу ВПК и использовалась не менее 10 лет, но только недавно стала доступной для гражданского использования и «прижилась» в MSI.
Возможности железа призвано расширить и программное обеспечение Nahimic, и именно о нём сегодня мы и расскажем.
Что это за программа Nahimic Companion
Обладание качественной аудиосистемой ещё не гарантирует, что вы сможете выжать из неё максимум возможностей. А вот с приложением Nahimic – без труда, даже не будучи большим специалистом по обработке аудио.
Строго говоря, Nahimic вполне может заменить навороченный аудиопроцессор, являясь его, так сказать, программным аналогом. Его возможности поистине безграничны, особенно в части создания трёхмерных эффектов, позволяя существенно улучшить качество звучания в фильмах или современных играх.
Более того, даже с обычными колонками или стереонаушниками появляется возможность получить качественное пространственное звучание в формате 5.1 или даже 7.1. Теперь вы понимаете, для чего нужна программа Nahimic – это отличный, причём бесплатный способ превратить свой компьютер в домашний кинотеатр.
Где скачать
Прежде чем бросаться устанавливать это замечательное ПО, нужно знать, что в настоящее время существует две версии программы, Nahimic 2 и более новый третий релиз. Так вот, двойка нужна в том случае, когда у вас стоит аудиодрайвер Realtek High Definition. Если Realtek HD Universal Driver, то тогда нужно ставить Nahimic 3.
Откуда взять программу Nahimic? Мы обычно рекомендуем скачивать софт с официального сайта, но в данном случае не менее безопасным способом будет скачать программу из Windows Store. Но это вариант для пользователей Windows 10.
Отметим также, что софт заточен под конкретное железо, то есть воспользоваться им смогут только владельцы следующих материнских плат и ноутбуков MSI:
Даже из наименований модели становится понятно, что список состоит в основном из игровых решений.
Как пользоваться Nahimic
Прежде чем приступить к рассмотрению возможностей программы, отметим важные различия между второй и третьей версией. Понятно, что более новая редакция утилиты имеет улучшенный интерфейс и немного более продвинутый функционал. Но с практической точки зрения куда более важным является наличие поддержки беспроводных гарнитур и наушников по интерфейсам USB/WiFi/Bluetooth. Nahimic2, увы, поддерживает исключительно проводные наушники, подключаемые через стандартный джек.
Главный экран включает основное меню, в котором имеется три важных пункта: Аудио, Микрофон и Sound Tracker (во второй версии – HD Audio Recorder). Рассмотрим их более детально.
Audio
Обе версии Nahimic на экране «Аудио» содержат три пресета: «Прослушивание музыки» (Music), «Просмотр фильмов» (Movie) и «Игра» (Gaming). Активировать каждый предустановленный режим можно, нажав на соответствующую кнопку. В третьей версии имеется ещё один пресет – голосовое общение (например, в Skype через микрофон).
Все пресеты могут быть задействованы при нажатой кнопке «Включить эффекты».
Каждый из предустановленных режимов подлежит более тонкой ручной настройке по следующим параметрам:
Играя параметрами Nahimic, вы можете сразу оценивать эффект. Но лучше сравнивать звучание аудиотрека в программе и выйдя из неё – только тогда вы почувствуете всю ту глубину звучания, которую даёт Nahimic.
Microphone
Те, кто часто пользуется микрофоном для голосового общения в различных интернет-сервисах, могут по достоинству оценить эту вкладку. Отметим только, что у грандов создания звуковых эффектов, брендов Dolby или Creative, до тонких настроек микрофона руки так и не дошли, а о подавлении шумов там и речи не идёт. А вот в Nahimic функция присутствует, перекочевав сюда из военных разработок. Эта технология и сегодня активно используется военными истребителями. Дело в том, что нагрузка на слуховой аппарат у пилотов повышенная. Даже тренировочные вылеты должны сопровождаться уверенной связью с диспетчерами, а в условиях рёва реактивных двигателей, когда уровень шума в кабине достигает немалых 140 дБ, качественное подавление шумов просто необходимо.
Посмотрим, что же нам предлагает в этом плане Nahimic:
Если неохота возиться с этими настройками, можно воспользоваться готовыми пресетами Nahimic, которые оптимально настроены для режимов «Чат» и «Конференция».
Sound Tracker
Геймерам хорошо знакома функция звуковых радаров, позволяющая быстро и чётко определять, откуда именно раздаются те или иные громкие звуки. Оказывается, это умеет делать и программа Nahimic от MSI, причём не менее качественно.
Используя Sound Tracker, вы однозначно получите преимущество перед другими игроками во многих популярных шутерах типа Counter Strike. Можно ли считать использование этой функции читом? Скорее да, чем нет, так что вам придётся принимать самостоятельное решение, использовать эту фишку в играх или нет.
Отметим, что Nahimic позволяет манипулировать такими настройками радара, как размер, цвет, положение на экране, прозрачность.
Перечень совместимых с данной технологией игр насчитывает около восьми десятков наименований.
Подводя итоги, можно утверждать, что компании MSI удалось-таки удивить своей технологией Nahimic Sound, позволяющей добиться качественного объёмного звучания даже на обычных наушниках и простеньких акустических системах, причём без использования специализированного оборудования. Достаточно активировать функцию объёмного звучания, и Nahimic самостоятельно оптимизирует уровни звучания всех диапазонов и громкости, задействовав функции шумоподавления. При общении в Скайпе или аналогичных программах Nahimic заставит звучать ваш голос чётче и разборчивее, независимо от фонового шума.
Уникальность программы состоит в том, что она не просто производит автоматические регулировки параметров звука, делая их оптимальными, но и осуществляет это динамически, в зависимости от обстоятельств, в режиме реального времени. Словом, технология Nahimic Sound не только умеет распознавать состояние аудиосреды, но и мгновенно подстраивать звучание под пользовательские предпочтения. Если вы зададитесь целью протестировать звучание до использования программы и после, то вряд ли захотите тестировать программы конкурентов.
Как удалить Nahimic Companion
Насколько просто установить программу, настолько же затруднительно её удалить.
Простое перетаскивание в корзину папки с файлами, разумеется, эффекта не даст, причём вам придётся завершить процесс A-Volute NS, равно как и связанный с ним Nahimic Companion, а также процесс nahimicNotifSys.exe – без этого удаление не получится. Но этого недостаточно – после перезагрузки все три процесса появятся в диспетчере задач снова.
Чтобы отключить службу Nahimic service (тогда после перезагрузки модуль запускаться не будет), необходимо нажать Win+R и ввести команду services.msc. В перечне служб ищем строчку Nahimic service, кликаем на ней ПКМ, выбираем «Свойства» и останавливаем службу. Можно также поменять тип запуска, присвоив ему значение «Отключена».
Затем запускаем планировщик заданий (команда taskschd.msc в консоли «Выполнить»), ищем строчки NahimicTask (их может быть две, с префиксами 32 и 64), снова кликаем ПКМ и выбираем «Завершить». Заодно желательно отключить службы NahimicSvc64Run/NahimicVRSvc64Run.
Только после всех этих манипуляций можно удалять папку программы NhNotifSys, расположенную в каталоге AppData\Local навсегда.
А пользовались ли вы программой Nahimic Companion? Понравилась ли она вам в использовании? Получилось ли у вас самостоятельно её удалить? Делитесь своим опытом в комментариях.
Nahimic — что это такое и как значительно улучшить качество звука в играх, музыке и фильмах?
Сегодня рассмотрим хорошую программу под названием Nahimic, которая доступна для установки всем владельцам материнских плат и ноутбуков от производителя MSI. Что это такое, для чего нужна, стоил ли её устанавливать и как пользоваться, — всё это прямо сейчас!
Что такое Nahimic
Nahimic – это ПО, которое призвано обеспечить улучшение качества звука музыки и голоса, создать 3D эффект полного погружения в играх или фильмах. По сути это программный аудиопроцессор, который налету за счет целого ряда эффектов обрабатывает звук, делая его богаче, насыщеннее и приятнее для слуха.
Если у вас обычные стереонаушники или колонки, но вы хотите добиться пространственного звука в формате 7.1, то это как раз то, что надо!
Есть сведения, что изначально данная технология разрабатывалась для военно-промышленного комплекса, но после была адаптирована и для обычных пользователей, как это частенько бывает.
Где скачать?
Сразу хочу сделать одно очень важное замечание: на данный момент программа существует в двух версиях: Nahimic 2 и Nahimic 3.
Nahimic 2 устанавливается тогда, когда в качестве драйверов аудиоустройства вы используете Realtek High Definition Audio driver. А вот совместно в драйверами Realtek HD Universal Driver следует использовать уже более новую, третью версию — Nahimic 3.
Существует два способа скачать и установить программу:
Как пользоваться Nahimic?
Пару слов хочу сказать об отличиях между второй и третьей версиях программы. Nahimic 3 является более продвинутой и технически совершенной версией. Помимо улучшенного интерфейса и более продвинутого функционала она имеет одно очень важное преимущество: поддержка USB/WiFi/Bluetooth наушников и гарнитур. Nahimic 2 поддерживает только проводные наушники, подключённые в разъем 3,5 мм.
Окно Nahimic 3 выглядит следующим образом:
Аудио
В верхней части экрана меню «Аудио» есть ряд готовых эффектов (пресетов) для того иного сценария:
Каждый пресет может произвольно настраиваться по пяти параметрам:
Включая/отключая тот или иной параметр, вы мгновенно услышите разницу. Уверяю вас, даже если изначально с включенным Nahimic звук вам покажется каким-то непривычным и странным, выключив Nahimic, вы сразу поймете, насколько его эффекты делают звук богаче, ярче, создавая эффект присутствия 🙂
Не верите? Посмотри тогда это видео сравнения «До» и «После»:
Например, когда я первый раз посмотрел видео с ютуб с активированным пресетом «Фильм», мне звук как-то не очень понравился. Но когда я сравнил «До» и «После», то со всей очевидностью осознал, что вот это «После» действительно более приятное для уха. Как всё-таки привычки могут управлять нами 🙂
Микрофон
Перейдя на закладку «Микрофон», вы найдете целый ряд эффектов для настройки устройства связи:
Здесь также есть несколько готовых пресетов для самых распространенных сценариев: Чат и Конференция.
Наработками компании Nahimic в области улучшения средств связи активно пользуются пилоты гражданской и военной авиации, поскольку там требуется получение четких голосовых инструкций с максимально четкостью и слышимостью при повышенном окружающем уровне шумов.
Sound Tracker
До знакомства с Нахимик я даже не предполагал, что есть программы, работающие по принципу звуковых радаров в играх. С помощью этой функции вы мгновенно сможете определять направление в пространстве, откуда раздаются самые громкие выстрелы или звуки.
С этим радаром вы получите безусловное преимущество в играх типа Counter Strike, PUBG и прочих шутерах. Относится ли данная фишка к разряду читов? Безусловно, но только вы решаете сами пользоваться ей или нет.
Вид и положение радара можно настраивать исходя из личных предпочтений: цвет, положение, размер, прозрачность и пр.
Список совместимых с данной технологией игр (на момент написания обзора):
Друзья, если вы владеете материнской платой либо ноутбуком фирмы MSI настоятельно рекомендую попробовать программу Nahimic. Согласитесь, хороший звук при просмотре фильмов или проведении досуга за видеоиграми не менее важен, чем качественная картинка.
Технология виртуального звучания, разработанная компанией, будут прекрасно ощущаться даже на самых обычных звуковых колонках и наушниках. То, что вы услышите «До» и «После» скорее всего заставит вас поверить в чудеса цифровых технологий 🙂
Путеводитель по трекерным музыкальным редакторам
Музыка – древнейшее из искусств, никогда не терявшее своей актуальности. В средние века нотные партитуры великих произведений пользовались огромным спросом, что иногда даже вызывало тревогу у церкви – их популярность сравнивали с Библией. Действительно, еще не были изобретены звукозаписывающие устройства, и послушать любимое музыкальное произведение можно было лишь двумя способами – сходить на концерт или сыграть самому.
Музыка, словно магия, способна притягивать, очаровывать. Если в компании молодых людей кто-то умеет играть на гитаре, то все женское внимание довольно быстро приковывается к нему. И не столь важно, что он с трудом перебирает аккорды, что вокальная партия зачастую не попадает в ноты – он музыкант, он хороший парень.
Далеко не все из нас в совершенстве владеют музыкальными инструментами и сольфеджио, но одного точно не отнять – компьютерную грамотность. И если не суждено, став жертвой заговора, играть на одной струне, как Николо Паганини, то создание в специальном редакторе собственного музыкального произведения – дело посильное.
Музыканты начали использовать компьютеры в своем творчестве в середине 80-х годов XX века, когда вычислительная техника вырвалась из застенков университетов и лабораторий, став народным достоянием. Персональные компьютеры получили свое распространение по всему миру, и в них уже было оборудование, позволяющее неплохо воспроизводить музыку. Следствием популяризации вычислительной техники явилось появление нового класса любительских программ, позволяющих сочинять музыку, создавать аранжировки.
Надо заметить, что всеми известная платформа x86 в ту пору обладала только примитивнейшим устройством для воспроизведения звука – встроенным динамиком. Но голь на выдумки хитра, и вскоре программисты научились менять параметры генератора аудио сигнала, что позволяло пищалке воспроизводить практически любой звук, хотя и с большими искажениями. Вскоре народная смекалка породила еще один, более продвинутый способ воспроизведения аудио. К параллельному порту принтера подключалась схема из нескольких резисторов разного сопротивления, что являлось примитивным цифро-аналоговым преобразователем. Даже некоторые серьезные производители игр поддержали данное устройство, получившее название Covox. К нему можно было подключить внешний усилитель и получить неплохой, по тем временам, звук. Но в 90-е годы все это стало неактуальным, так как на платформе РС появилась первая полноценная звуковая карта Sound Blaster от фирмы Creative.
На волне принципиального улучшения аппаратных средств работы с аудио один за другим появлялись программные продукты, позволяющие составлять и воспроизводить музыку. Они имитировали работу сэмплерных музыкальных синтезаторов. За основу берется образец звучания какого-либо инструмента, который при воспроизведении подгоняется по высоте и выводится на специальное устройство – встроенный динамик, порт принтера или звуковую карту. При одновременном проигрывании нескольких звуков их цифровое представление суммируется. Благодаря популяризации мобильной связи мы все знаем слово, означающее описываемый процесс, – полифония. Первые компьютерные программы имели четырехголосную полифонию, которая позже выросла до 16 и даже 32 одновременно воспроизводимых звуков.
Подобные программы называются трекерными редакторами. В отличие от нотного стана с горизонтальным способом записи нот, дорожки (треки) редакторов имеют вертикальное представление управляющих музыкальных символов. Каждая дорожка прописывается в отдельной колонке партитуры, которые не непрерывны, а состоят из списка кадров, называемых паттернами. Внутри каждой секции по умолчанию обычно 64 позиции, что позволяет записать четыре такта по 16 долей или 8 тактов по 8 долей. Музыкальное произведение состоит из произвольного набора паттернов, которые можно, при необходимости, повторять.
В каждой позиции дорожки может быть записана либо нота, либо управляющая команда. Нот, как известно, всего семь, которые в сочетании с пятью диезами/бемолями, дают октаву, состоящую из двенадцати полутонов. Все давно придумано, ничего нового и оригинального в трекерных редакторах ожидать, разумеется, не стоит.
Список управляющих команд, по большей части, также повторяется во всех трекерных редакторах, однако в некоторых продуктах есть и свои уникальные функции. Во-первых, с помощью дополнительных команд можно гибко управлять организацией партитур, что включает в себя быстрые переходы между паттернами, управление их длиной. Вы можете также управлять отдельными нотами, что включает в себя, например, эффекты арпеджио, указание сдвига относительно начала сэмпла, зацикливание ноты. Кроме того, некоторые команды применяются сразу ко всей дорожке, например, плавное изменение высоты звука, его амплитуды.
Обязательным параметром каждой ноты является указание номера сэмпла, то есть, тембра, которым она исполняется. И, наконец, напротив каждой ноты можно указывать громкость звучания.
В 90-е годы большинство трекерных редакторов работали в DOS и имели текстовый интерфейс (Scream Tracker, Impulse Tracker). Все это стало уже историей, и рассматривать в путеводителе подобные программы не имеет смысла. Они плохо работают в современных версиях системы Windows, в том числе и из-под эмулятора DOSBox (кроссплатформенный продукт).
Несмотря на некоторый спад популярности трекерных редакторов в последние годы, развитие продуктов под Windows с графическим интерфейсом продолжается. Действительно, в отличие от профессиональных секвенсоров, трекерные редакторы не требуют идеальных знаний нотной грамоты. Вам не нужно покупать дополнительное оборудование, например, MIDI-клавиатуру. Для создания музыки не требуется также какого-либо комплексного подхода к решению задачи, установки множества программ, изучение больших объемов документации. Вся работа сосредоточена внутри одного редактора, освоив который, можно писать неплохую музыку.
Конечно, трекерные редакторы имеют свои недостатки. Вы можете использовать лишь жестко определенные звуки, существенно ограниченные по физическому объему, а значит и качеству. Трекерные редакторы не имеют сложных фильтров, эффектов, ведь для их реализации просто не хватит мощности процессора.
Несмотря на все это, у трекерных редакторов огромное количество поклонников. Для музыкантов-любителей регулярно проводятся конкурсы, на которых каждый желающий может представить свои работы. Популярность подобных программ иногда доходит и до коммерческих продуктов. Наверняка вы знаете легендарную серию компьютерных игр Unreal. Вся музыка в них имеет трекерный формат. А чтобы самостоятельно создать подобные композиции, надо иметь немного воображения, вдохновения, музыкальных знаний и навыков работы с любым из рассматриваемых в путеводителе программных продуктов. MadTracker 2.61
Официальный сайт: www.madtracker.org
Размер: 14332 КБ
Цена: бесплатный
MadTracker – мощный, гибко настраиваемый трекерный редактор. Программа может использовать клавиатурные сочетания как ProTracker, так и Fast Tracker – старых редакторов, эргономика которых проверена временем.
В своих композициях вы можете использовать до 32 дорожек, причем каждая из них имеет 4 голосную полифонию. Сведение дорожек производится в 32-битном режиме с интерполяцией до 16 бит.
Внутри каждого канала отдельный столбец отводится под установку громкости и для установки панорамы. С помощью графического эквалайзера можно управлять окраской звучания каждого канала в отдельности.
Для указания эффекта звучания ноты отводится два байта. Программа поддерживает все возможные эффекты Fast Tracker, к которым добавлено немало собственных. В Справке, прилагающейся к программе, очень удобно, в табличной форме описаны опции каждого из эффектов, их назначение.
Каждый инструмент, сэмпл может работать в режиме стерео, то есть изначально иметь раздельное звучание левого и правого каналов. Разумеется, для этого необходимы соответствующие исходные данные. Например, качественные инструменты фортепиано записываются с учетом физического расположения клавиш, то есть, высокие ноты звучат громче в правом канале, а низкие – в левом.
Ударные инструменты набираются в отдельных кадрах Drum Patterns с очень простым, наглядным интерфейсом. По умолчанию каждый такт имеет 8 долей. Вы можете использовать 8 инструментов в партии. Получается некое подобие шахматных досок. Левая кнопка мыши назначает событие, средняя – удаляет.
Каждая дорожка может иметь свой уникальный эффект, назначаемый один раз в расчете на всю композицию. Вы можете, например, включить реверберацию, эхо (в том числе и стерео, с раздельными повторениями в левом и правом каналах), flange, distorsion и многое другое. Любой дорожке можно дать собственное имя.
Для каждого эффекта и громкости может быть построена собственная огибающая. Все настройки могут сохраняться на жесткий диск и загружаться по мере необходимости.
MadTracker обладает мощным алгоритмом удаления щелчков и других звуковых дефектов из композиций. После завершения работы над композицией вы можете экспортировать данные в формат MIDI.
Программа обладает некоторыми сетевыми функциями. Вы можете просматривать из MadTracker последние новости в мире трекеров, общаться в IRC-чате с другими пользователями редактора.
При желании, программа может быть зарегистрирована за 20 или 40 Евро. Регистрация не обязательна, так что вы можете бесплатно использовать продукт неограниченное количество времени. Отличия зарегистрированной версии заключаются в наличии некоторых новых возможностей.
Во-первых, вам будет позволено экспортировать свою музыку в несжатый WAV и MP3. Во-вторых, вы сможете вводить нотные данные с подключенной к системному блоку MIDI-клавиатуры. Редактор сможет работать как синтезатор.
И в качестве бонуса разработчики обещают бесплатный хостинг на 50МБ и почтовый ящик.
К содержанию MODPlug Tracker 1.16
Официальный сайт: www.modplug.com
Размер: 633 КБ
Цена: бесплатный
ModPlug Tracker можно считать качественным эволюционным развитием старых редакторов, работающих в текстовом режиме. Об этом говорит, в первую очередь, поддержка всех основных форматов, когда-либо использовавшихся в мире трекеров. При этом, что любопытно, ModPlug Tracker не имеет какого-либо собственного формата, предлагая сохранять данные по-старинке.
Интерфейс редактора чем-то напоминает популярные в 90-е годы Scream Tracker и Impulse Tracker, причем сходство качается не только внешнего вида, расположения элементов управления, но и использования горячих клавиш.
ModPlug Tracker позволяет создавать высококачественные модули с частотой дискретизации до 48 kHz при 16 бит в стереорежиме. Редактор использует 32-битную точность во время микширования, а также производит устранение нелинейных искажений. В состав редактора включен также инструмент подавления шумов. Стоит сразу отметить, что эффективность его работы напрямую зависит от частоты дискретизации сэмплов. При низком качестве исходного материала польза от подавления шума сводится практически к нулю.
ModPlug Tracker позволяет осуществлять несколько типов ресэмплинга – от линейного до Hight Quality при использовании процессоров с инструкциями MMX. Обработка звука может осуществляться также с помощью усиления басов, добавления реверберации и включения эффекта Pro-Logic Surround. Реверберация может очень гибко настраиваться как при помощи множества заранее определенных установок, так и вручную. Эхо может звучать не только после основного звука, но и перед ним.
Редактор содержит 6 полосный эквалайзер с возможностью выбора сюжетных установок. Кроме того, вы можете создавать собственные сюжеты.
Настройки горячих клавиш позволяют не только управлять вводом нот, но и назначать отдельные клавиши на различные фильтры, эффекты. Существует отдельная предварительная установка, имитирующая работу Fast Tracker.
В программе есть возможность микширования через DirectSound с очень малой временной задержкой на звуковых платах с аппаратным ускорением.
Вы можете использовать в своих композициях до 64 каналов одновременно. Впрочем, каждый формат накладывает собственные ограничения. Например, в случае работы над S3M модулями число каналов снижается до 16-ти.
Рабочее окно приложения состоит из четырех вкладок. Группа опций General позволяет управлять общими настройками каналов. Вы можете указывать для них общий уровень громкости, определять панораму (соотношение громкости левого и правого динамиков), включать режим Surround. На каждый канал может быть назначен свой уникальный эффект. В качестве источника данных используются VST-плагины. В отдельном окне вы назначаете на определенные позиции свои эффекты, а потом лишь указываете их номера.
Редактор партитур выполнен в классическом стиле старых трекерных редакторов. Управляющие команды могут отображаться с использованием двух стандартов – как в Fast Tracker (от 0 до X) или как в Scream Tracker III (от A до Z).
Вы можете вводить данные в режиме аккордов. Каждый аккорд, как известно, привязан к какой-то основной ноте. Например, до-мажор, состоящий из нот «до», «ми» и «соль», можно привязать к ноте «до» и вводить при помощи клавиатурного сочетания Shift+Q (Q – это ввод обычной ноты «до»). Так как клавиатура компьютера позволяет вводить две октавы, вы можете назначить по два аккорда на каждую ноту. Например, мажор и минор.
ModPlug Tracker содержит редактор сэмплов. Например, у вас есть гитара. Вы подключили ее к входу звуковой карты и сыграли определенную ноту, записав звук в файл. Чтобы звук стал полноценным сэмплом, вы должны указать базовую ноту для будущей транспозиции, точку, начиная с которой звук может воспроизводиться циклически, уровень громкости сигнала. Если вы хотите непременно подогнать сигнал под ноту «до», то можно немного скорректировать частоту дискретизации, что равносильно повышению или понижению тона. Разумеется, сам файл при этом не меняется, но редактор может воспринимать исходные данные так, как вы того пожелаете.
Внутри последней вкладки собрана исключительно текстовая информация – вы можете оставлять произвольные комментарии напротив каждого инструмента. В старых проигрывателях было принято отображать данные комментарии, и музыканты любили доносить до публики либо какие-нибудь личные данные, либо просто делать лозунги.
В левой боковой панели отображается системная информация о текущем модуле. Вы можете менять последовательность паттернов, быстро перемещаться между ними. ModPlug Tracker позволяет открывать и обрабатывать сразу несколько модулей.
Для начинающего пользователя ModPlug Tracker – один из самых простых редакторов, так как все внимание акцентируется именно на создании музыки. Редактор не очень силен в каких-либо сложных приемах обработки звука, но основные возлагающиеся на него функции выполняет отлично.
Официальный сайт: www.renoise.com
Размер: 7051 КБ
Цена: 49.99 Евро
Renoise – мощный трекерный редактор, созданный для Windows и Mac OS X. В каком-то смысле данный продукт можно назвать приемником безнадежно устаревшей программы Noisetrekker. Впрочем, интерфейс нового редактора более напоминает популярный в 90-е годы Fast Tracker.
Renoise имеет гибкий, настраиваемый редактор партитур. Во-первых, большинство операций можно выполнять методом drag & drop. Например, вы можете подцепить произвольную дорожку и перенести ее на другое место, в другую позицию.
Внутри каждой дорожки можно вводить несколько нот на одну позицию. Из контекстного меню выберите пункт Add Note Column, чтобы добавить еще одну колонку. Кроме того, вы можете добавлять поля эффектов в произвольном количестве. Говоря простым языком, вы можете в одной дорожке сразу играть аккордами, которые будут звучать с использованием нескольких эффектов.
Встроенный микшер позволяет в удобной форме регулировать громкость каждой дорожки, ее панораму, а также быстро переключаться между стандартным и сольным режимами.
Редактор инструментов позволяет управлять при помощи огибающих громкостью, панорамой и высотой звука. Например, вы можете извлекать звуки, которые будут плавно перемещаться из левого динамика в правый и наоборот. Регулировка по высоте при помощи огибающей – тоже весьма важный инструмент. Допустим, вы хотите сымитировать звук гитары. Когда музыкант извлекает звук, струна сначала довольно сильно отклоняется от первоначальной позиции, что автоматически повышает тон звука, но буквально через несколько миллисекунд звук приходит в норму, так как наступает стандартный процесс колебания. Мы, конечно, не задумываемся над этим, когда слушаем гитару, но при создании музыки необходимо учитывать подобные моменты.
Renoise позволяет также создавать звуковые петли (loop), популярные у клубных музыкантов. Редактор может работать практически с любыми VST плагинами.
Большим плюсом Renoise является поддержка драйверов ASIO, что позволяет направлять звук в аппаратные каналы звуковых карт, за счет чего пользователь совершенно не ощущает задержку в проигрывании.
Кроме того, редактор имеет поддержку формата MIDI, позволяя синхронизироваться с внешними аналогичными программами. Renoise содержит также встроенный DSP процессор, реализующий эффекты эха, реверберации, flanger и phaser в реальном времени. При этом, как уже было сказано ранее, количество одновременно применяемых эффектов на трек не ограничено. Возможность контроля всех эффектов через огибающие позволяет музыканту очень гибко управлять звуком, подстать профессиональному программному обеспечению.
Renoise имеет несколько инструментов визуализации, например, анализатор спектра звука. Весьма важным достоинством также можно считать загрузку сэмплов в сжатых форматах (MP3, OGG). При работе с качественным исходным материалом, несжатые звуковые файлы могут занимать огромный объем на жестком диске.
Renoise – прекрасный мощный редактор, созданный с претензией на профессиональное применение. По этой причине он, к сожалению, не бесплатен и имеет довольно высокую для простого любителя цену.
Официальный сайт: www.skale.org
Размер: 7169 КБ
Цена: бесплатный
Skale Tracker можно назвать прямым продолжением, развитием Fast Tracker, несмотря на то, что данный проект полностью независим. Перед первым стартом редактора необходимо обязательно запустить конфигуратор и указать основные системные опции.
Skale Tracker для Windows может запускаться как в оконном, так и в полноэкранном режиме. Для отображения информации необходим DirectX 7.0 и выше. Кроме того, существует версия редактора, работающая в системах Linux. В этом случае программа использует графическую библиотеку SDL. Разработчики компилировали исходные тексты в дистрибутиве Red Hat.
Редактор тестировался в Windows, поэтому рассматривать будем особенности работы именно в этой системе. Во время первичной настройки вам необходимо указать режим вывода звука. Если вы устанавливали специальные драйвера, поддерживающие ASIO, на звуковую карту, то можете задействовать данный метод вывода звука. Кроме того, допускается указание метода вывода изображения. При выборе полноэкранного режима, разрешение переключается на 800×600. В оконном режиме размеры рабочего окна приложения аналогично не поддаются корректировке.
В состав конфигуратора также входит редактор горячих клавиш, позволяющий назначить любое (свыше 100) действие на произвольную клавишу или сочетание. Настройки работы мыши включают в себя назначение действий на вращение ее колеса в сочетании с удержанием какой-либо клавиши.
Редактирование дорожек происходит в специальном графическом редакторе. С помощью него можно устанавливать необходимые параметры одним щелчком мыши. Это очень удобно и наглядно. Все конкуренты, следуя старым классическим традициям, заставляют пользователя оперировать шестнадцатеричными значениями кодов команд, вводить их численные значения. В результате звуковая дорожка напоминает исходный текст программного продукта на языке Ассемблер, что не очень понятно простому начинающему музыканту. Программирование и создание музыки – вещи, по меньшей мере, совершенно разные. По этой причине, кажется странным, что подавляющее большинство разработчиков трекерных редакторов до сих пор пытаются приучить нас к кодам и цифрам. В состав путеводителя было решено не включать несколько откровенно слабых продуктов. Нигде разработчики не потрудились, чтобы предоставить пользователю удобный, наглядный ввод параметров дорожек, различных эффектов. По этой причине, несмотря на очень специфический интерфейс, Skale Tracker – удобная программа в плане ввода нот и эффектов.
Во время проигрывания поддерживаются 32 трека. Впрочем, вы можете работать с 256 виртуальными дорожками.
В качестве эффектов могут использоваться любые VST плагины. Skale Tracker позволяет осуществлять компрессию сэмплов, которые могут иметь две дорожки, то есть формат стерео. Редактор позволяет управлять огибающими, осуществляет высококачественное микширование при помощи удобного инструмента, напоминающего панель старого усилителя. Конечно, не в дизайне дело. Высокая точность обеспечивается поддержкой 32-битных операций с плавающей точкой.
Вы можете загружать в редактор SF2 банки звуковых карт Creative, а также инструменты сэмплера Akai S5000/6000 (AKP).
Skale Tracker – один из немногих по-настоящему мощных трекерных редакторов для систем Linux.
Форматы импорта
669: Composer | — | + | — | — |
AMS: Velvet Studio AMS | — | + | — | — |
DSM: DSIK | — | + | — | — |
FAR: Farandole Composer | — | + | — | — |
IT: Impulse Tracker | + | + | + | + |
MDL: DigiTracker | — | + | + | — |
MID: Midi Files | + | + | + | + |
MOD: ProTracker | + | + | + | + |
MT2: MadTracker | + | — | — | — |
MTM: MultiTracker | — | + | — | — |
NST: NoiseTracker | — | + | — | — |
NTK: Noisetrekker | — | — | + | — |
OKT: Oktalyzer | — | + | — | — |
S3M: ScreamTracker III | + | + | + | + |
SKM: Skale Tracker | — | — | — | + |
STM: ScreamTracker II | + | + | + | + |
ULT: UltraTracker | — | + | — | + |
UMX: музыка из игры Unreal | + | + | + | + |
WOW: Grave Composer | — | + | — | — |
XM: FastTracker II | + | + | + | + |
XRNS: Renoise | — | — | + | — |
Форматы экспорта
IT: Impulse Tracker | — | + | — | — |
MID: Midi Files | + | — | — | + |
MOD: ProTracker | — | + | — | — |
MT2: MadTracker | + | — | — | — |
S3M: ScreamTracker III | — | + | — | — |
SKM: Skale Tracker | — | — | — | + |
XM: FastTracker II | — | + | — | — |
WAV: Wave Files | + | + | + | — |
XRNS: Renoise | — | — | + | — |
Форматы сэмплов
8SV: 8SVX аудио файлы | — | + | — | — |
AAC: Advanced Audio Coding | — | — | + | — |
AIF: Audio Interchange File (Apple) | + | + | + | — |
FLAC: Free Lossless Audio Codec | — | — | + | — |
IFF: Amiga | + | — | — | + |
ITS: сэмлпы Impulse Tracker | + | + | — | — |
MP3: Mpeg Layer III | — | — | + | — |
MTS: MadTracker | + | — | — | — |
OGG: Ogg Vorbis | — | — | + | — |
PAT: UltraSound GF1 Patches | — | + | — | — |
S3I: ScreamTracker III | — | + | — | — |
SMP: DigiTracker | — | + | — | + |
SND: Sound (Apple) | — | — | + | — |
WAV: несжатый формат | + | + | + | + |
Форматы инструментов
AKP: Akai | — | — | — | + |
DLS: загружаемые звуковые банки | — | + | — | — |
FXB: VST Bank | + | — | + | + |
FXP: VST Preset | + | — | + | + |
ITI: Impulse Tracker Instrument | — | + | — | — |
MTI: MadTracker Instrument | + | — | — | — |
NTI: Noisetrekker Instrument | — | — | + | — |
SF2: SoundFont 2.0 звуковые банки | — | + | — | + |
SKI: Skale Tracker Instrument | — | — | — | + |
XI: Fasttracker Extended Instrument | + | + | + | + |
XRNI: Renoise Instrument Open Format | — | — | + | — |
MadTracker | |
ModPlug Tracker | |
Renoise | |
Skale Tracker |
К содержанию Проигрыватели для воспроизведения трекерной музыки
Воспроизведение музыки в форматах, используемых трекерными редакторами, возможно при помощи некоторых программ, рассмотренных в Путеводителе по мультимедийным проигрывателям. В их число входят Light Alloy 4.0, Spider player 1.70, Winamp Full 5.3 и XMPlay 3.3. XMPlay имеет большое количество положительных отзывов, рекомендуется многими авторитетными музыкальными ресурсами.
В качестве примеров музыки, созданной в трекерных редакторах, позвольте продемонстрировать две своих работы, сделанные в середине 90-х годов.
Классическая песенка (72 КБ). Очень простая, с точки зрения аранжировки, композиция, в которой использовались лишь базовые возможности редакторов. Во многих старых классических произведениях музыка основывалась исключительно на мелодиях, на сочетаниях нескольких независимых партий.
Аранжировка песен Татьяны Булановой (350 КБ). Небольшое попурри из песен Татьяны Булановой, записанных в первой половине 90-х годов.