спустя какой промежуток времени цифровое наследие будет иметь значение

Цифровое наследие: Что будет с вашими аккаунтами после смерти

Социальные сети и блоги

Пока наиболее разнообразный набор вариантов для управления аккаунтом в случае смерти представлен в социальной сети FACEBOOK. Она позволяет заранее указать в настройках, что должно произойти со страницей. После того как администрацию сайта оповестят о смерти пользователя, его профиль либо автоматически удалится, либо обретет так называемый «памятный статус». В последнем случае все опубликованные записи будут доступны пользователям с прежними настройками приватности, а сам аккаунт перестанет отображаться в разделе «Вы можете их знать» или напоминаниях о днях рождения, а также дополнится специальной плашкой «Вспоминаем о. ».

Также пользователь может еще при жизни назначить себе хранителя. После перевода аккаунта в памятный статус доверенному лицу разрешат опубликовать прощальный пост или информацию о похоронах на странице умершего. Вдобавок к этому он сможет отвечать на новые запросы о добавлении в друзья и менять фото профиля и обложку. Доступа к переписке, удалению контактов и редактированию старых записей у него не будет.

Во всех остальных популярных в России социальных сетях и блог-сервисах передачи прав на управление страницей по доверенности не предусмотрено. INSTAGRAM и «ЖИВОЙ ЖУРНАЛ», как и Facebook, позволяют перевести аккаунт умершего пользователя в мемориальный статус, а «ВКОНТАКТЕ» — законсервировать страницу, сохранив доступ к ее содержимому только для друзей. Также родственники могут отправить запрос на удаление профиля. Для этого им понадобится предоставить в службу поддержки копию свидетельства о смерти, ссылку на некролог или другое документальное подтверждение трагического события. Такая же функция доступна пользователям TWITTER, LINKEDIN и «ОДНОКЛАССНИКОВ».

При этом все компании подчеркивают, что вне зависимости от степени родства пользователей они не предоставляют третьим лицам данные для прямого доступа к аккаунту и не раскрывают им содержание защищенных настройками приватности записей.

АННА БУТЫРИНА, председатель Московской городской коллегии адвокатов:

«В российском законодательстве нет специальных положений, регулирующих дальнейшую судьбу аккаунтов умерших пользователей, поэтому возможные действия наследников зависят от политики конкретной компании.

Социальные сети все чаще позволяют родственникам определять дальнейшую судьбу аккаунта, но не отдают им логин и пароль. Можно попробовать получить доступ через суд, однако положительной практики по этому вопросу пока нет. Объясняется это тем, что статья 23 Конституции декларирует право человека на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, а также тайну переписки.

Хотя наше законодательство не содержит положений, которые бы позволяли передавать по наследству аккаунты в соцсетях, нет и запрета на это действие. Поэтому если человек укажет в своем завещании такой пункт, то наследники, возможно, и смогут получить полный доступ к странице. Решать здесь будет руководство социальной сети, а при их отказе — суд. Правда, социальные сети, зарегистрированные на иностранных ресурсах, могут и отказаться следовать решению российского суда.»

Среди почтовых сервисов наиболее комплексно к подготовке аккаунтов к смерти владельцев подошел GMAIL. Еще в 2013 году корпорация Google добавила в настройки конфиденциальности пункт «На всякий случай». Здесь можно установить срок, по истечении которого профиль переведут в разряд неактивных. Если система не получит ответа от пользователя по СМС или электронной почте, то аккаунт либо автоматически удалится, либо перейдет заранее указанным доверенным лицам, которых может быть несколько. При этом для каждого можно настроить уровни доступа не только к письмам, но и к данным во всех остальных сервисах Google — начиная с лайков в Google+ и чатов в Hangouts и заканчивая роликами на YouTube и постами в Blogger.

Еще один американский почтовый сервис — YAHOO! — позволяет лишь удалить аккаунт умершего пользователя по запросу от родственников или друзей. Настроить автоматическую передачу данных здесь нельзя.

Российские интернет-компании делают акцент на необходимости сохранения тайны переписки и не предоставляют доступ к почтовым ящикам третьим лицам даже при трагических обстоятельствах. В «РАМБЛЕРЕ» уточнили, что исключением может стать лишь решение суда. Удаления аккаунтов по запросу родственников также не предусмотрено, однако у некоторых сервисов по умолчанию прописаны сроки отключения неактивных пользователей: у «ПОЧТЫ MAIL.RU» это шесть месяцев, а у «ЯНДЕКС.ПОЧТЫ» — два года.

Передача электронных денег умерших пользователей их родственникам в России регулируется наследственным правом.

«ЯНДЕКС.ДЕНЬГИ» предупреждают, что для того, чтобы средствами с кошелька могли воспользоваться другие люди, его владельцу потребуется еще при жизни пройти процедуру идентификации — предоставить компании заверенные паспортные данные. В таком случае в дальнейшем для перевода денег сервису будет достаточно заявления наследников с приложенными к нему копиями документов о смерти пользователя и их праве на наследство. Их можно отправить почтой или передать лично в офисе «Яндекс.Денег» в Москве, Санкт-Петербурге или Нижнем Новгороде.

В платежной системе WEBMONEY все пользователи получают уникальный идентификатор WMID, к которому прикрепляются кошельки в различных валютах, а также цифровое удостоверение личности с паспортными и контактными данными. Передача прав на управление аккаунтом по наследству рассматривается внутренним арбитражем. Перед подачей обращения наследнику понадобится зарегистрировать собственный WMID, оформить персональный аттестат и воспользоваться услугами нотариуса, чтобы уточнить баланс умершего пользователя на кошельках в WebMoney Transfer. При наличии нескольких наследников каждый из них должен самостоятельно обратиться в арбитраж.

Правила работы платежной системы QIWI отличаются от описанных выше предложений конкурентов. В компании заявляют, что деньги, зачисленные на баланс, не подлежат передаче по наследству — ими может распоряжаться только владелец аккаунта. Кроме того, здесь предусмотрен перевод пользователей, не совершавших никаких платежей больше 180 дней, в разряд неактивных. На следующий день после этого сервис начнет списывать со счета абонентскую плату — по 10 рублей в сутки. Если через три месяца баланс кошелька все еще будет больше 4,5 тысячи рублей, то с него начнут снимать по 0,35 % от общей суммы. После обнуления счета аккаунт удалится.

Если при жизни пользователь успел обзавестись собственными сайтами, то ему необходимо самостоятельно позаботиться, чтобы доступы к доменам попали его партнерам или наследникам. В Координационном центре национального домена сети интернет предупреждают, что регистратор вправе аннулировать договор в случае смерти клиента. При этом в некоторых компаниях предусмотрено бесплатное переоформление прав на третьих лиц.

СВЕТЛАНА ЛИЕНКО, исполнительный директор REG.RU:

«Действительно, услуга передачи домена по наследству существует. Она особенно актуальна для владельцев коммерческих интернет-проектов, поскольку потеря доступа к сайту после смерти администратора сопряжена как минимум с неприятными хлопотами для партнеров, а как максимум — с приостановкой бизнес-процессов. Также этой возможностью можно воспользоваться, если ресурс представляет интерес для семьи администратора — например, если человек пишет музыку или стихи и размещает их на сайте.

В целом восстановить права на домен после смерти владельца возможно и без подобного соглашения, но для этого потребуется пройти ряд бюрократических процедур, требующих месяцев ожидания, а иногда и обращения в суд.»

Источник

Конвенции и соглашения

Хартия о сохранении цифрового наследия

Принята 15 октября 2003 года

Преамбула

принимая во внимание, что исчезновение наследия в какой бы то ни было форме ведет к обеднению наследия всех народов,

напоминая, что в Уставе ЮНЕСКО предусматривается, что Организация помогает сохранению, увеличению и распространению знаний, заботясь о сохранении и охране мирового наследия человечества — книг, произведений искусства и памятников исторического и научного значения, что ее программа «Информация для всех» служит платформой для дискуссии и рамками для деятельности по вопросам информационной политики и сохранения документированных знаний и что ее программа «Память мира» направлена на обеспечение сохранности и всеобщего доступа к всемирному документальному наследию,

признавая, что подобные информационные ресурсы и творческие произведения во все большей степени создаются, распространяются, становятся доступными и сохраняются в цифровой форме, образуя тем самым новый вид наследия — цифровое наследие,

сознавая, что доступ к этому наследию создаст более широкие возможности для творчества, общения и совместного использования знаний всеми народами,

понимая, что существует опасность утраты цифрового наследия и что его сохранение в интересах нынешнего и грядущих поколений является насущной проблемой общемирового значения,

провозглашает следующие принципы и принимает настоящую Хартию.

Цифровое наследие как общее наследие

Статья 1 — Сфера охвата

Цифровое наследие состоит из уникальных ресурсов человеческих знаний и форм выражения. Оно охватывает ресурсы, относящиеся к области культуры, образования, науки и управления, а также информацию технического, правового, медицинского и иного характера, которые создаются в цифровой форме либо переводятся в цифровой формат путем преобразования существующих ресурсов на аналоговых носителях. В случае «цифрового происхождения» ресурсы существуют лишь в виде цифрового оригинала.

Цифровые материалы включают в себя текстовые документы, базы данных, неподвижные и движущиеся изображения, звуковые и графические материалы, программное обеспечение и веб-страницы, представленные в значительном и непрерывно увеличивающемся количестве форматов. Зачастую эти материалы фиксируются на короткий срок и требуют принятия целеустремленных мер, направленных на их создание, сохранение и управление ими.

Многие из этих ресурсов имеют непреходящую ценность и значимость и, таким образом, представляют собой наследие, которое необходимо сберечь и сохранить для нынешнего и будущих поколений. Такое непрерывно увеличивающееся наследие может существовать на любом языке, в любой части мира и относиться к любой сфере человеческих знаний и форм выражения.

Статья 2 — Доступ к цифровому наследию

Целью сохранения цифрового наследия является обеспечение его доступности для населения. Поэтому доступ к материалам цифрового наследия, особенно являющегося общественным достоянием, должен быть свободным от необоснованных ограничений. В то же время должна быть обеспечена защита от любых форм посягательств на безопасность информации конфиденциального и частного характера.

Государства-члены, возможно, пожелают осуществлять сотрудничество с соответствующими организациями и учреждениями в деле создания правовых и практических условий, которые обеспечили бы максимальный доступ к цифровому наследию. Необходимо в соответствии с международными нормами и соглашениями подтвердить приверженность и способствовать установлению справедливого равновесия между законными правами создателей и других правообладателей и заинтересованностью публики в получении доступа к материалам, составляющим цифровое наследие.

Предотвращение утраты наследия

Статья 3 — Угроза утраты

Существует угроза того, что цифровое наследие мира может быть безвозвратно утрачено для последующих поколений. К факторам, способствующим этому, относится устаревание оборудования и программ, обеспечивающих доступ к цифровым материалам, неопределенность в вопросах ресурсного обеспечения, ответственности и методик обеспечения сохранности и сохранения, отсутствие соответствующих законодательных актов.

Развитие технологий опережает изменение поведенческих установок. Цифровая эволюция оказалась слишком стремительной и дорогостоящей, для того чтобы правительства и учреждения смогли своевременно и, опираясь на исчерпывающую информацию, разработать стратегии сохранения цифрового наследия. Не до конца осознана угроза в отношении социально-экономического, интеллектуального и культурного аспектов наследия — структурообразующих элементов будущей системы.

Статья 4 — Необходимость конкретных действий

В случае непринятия мер, направленных на предотвращение превалирующих угроз, произойдет быстрая и неизбежная утрата цифрового наследия. Принятие мер правового, экономического и технического характера, направленных на сохранение наследия, принесет пользу государствам-членам. Крайне необходимо повысить уровень осознания этого и активизировать информационно-разъяснительную работу, привлечь внимание лиц, ответственных за принятие политических решений, и стимулировать интерес широкой публики как к потенциальным возможностям цифровых средств информации, так и к практическим вопросам сохранения цифрового наследия.

Статья 5 — Обеспечение преемственности цифрового наследия

Обеспечение преемственности цифрового наследия имеет крайне важное значение. Его сохранение потребует принятия мер на протяжении всего «периода жизни» цифровой информации — от создания до получения доступа. Процесс долгосрочного сохранения цифрового наследия начинается с разработки надежных систем и процедур, способных обеспечить аутентичное и устойчивое воспроизведение цифровых объектов.

Меры, которые необходимо принять

Статья 6 — Разработка стратегий и политики

Разработка стратегий и политики в области сохранения цифрового наследия может осуществляться с учетом степени неотложности, местных условий, имеющихся средств и перспективных оценок. Решению этой задачи будет способствовать взаимодействие между создателями информации, обладателями авторских и смежных прав и другими заинтересованными сторонами в деле установления общих стандартов и решения проблем совместимости, а также совместного использования ресурсов.

Статья 7 — Отбор того, что подлежит сохранению

Как и в отношении всего документального наследия принципы отбора могут варьироваться в зависимости от конкретной страны, хотя главными критериями при определении того, какие цифровые материалы следует сохранять, должны быть их значимость и их непреходящая культурная, научная, документально подтвержденная или иная ценность. Приоритет, безусловно, следует отдавать материалам «цифрового происхождения». Решения, касающиеся отбора и любых последующих пересмотров, принимаются подотчетным образом и на основе определенных принципов, политики, процедур и стандартов.

Статья 8 — Охрана цифрового наследия

Государствам-членам для обеспечения охраны своего цифрового наследия необходимы соответствующие правовые и институциональные механизмы.

Являясь ключевым элементом национальной политики в области сохранения документального наследия, законодательство об архивах и обязательном или добровольном депонировании соответствующих материалов в архивы, библиотеки, музеи и иные публичные хранилища должно охватывать цифровое наследие.

Доступ к депонированным в соответствии с законом материалам, составляющим цифровое наследие, должен обеспечиваться в разумных пределах без ущерба для их обычного использования.

Решающую роль в предотвращении манипуляций с материалами цифрового наследия или намеренного внесения в них изменений играют правовые рамки и практические механизмы определения их аутентичности. И то, и другое требует, чтобы содержание, функциональность файлов и документация сохранялись в той степени, которая необходима для обеспечения аутентичности документа.

Статья 9 — Сохранение культурного наследия

Цифровое наследие по своей природе не ограничено с точки зрения времени, географии, культуры или формы. Обладая характерными культурными отличиями, оно тем не менее потенциально доступно любому человеку на планете. Меньшинство имеет возможность обратиться к большинству, индивидуум — к мировой аудитории.

Необходимо обеспечить сохранение и доступность цифрового наследия всех регионов, стран и сообществ, чтобы постепенно обеспечить представительство всех народов, государств, культур и языков.

Ответственность

Статья 10 — Роли и ответственность

Государства-члены, возможно, пожелают определить одно или несколько учреждений, которые несут ответственность за координацию в вопросах сохранения цифрового наследия и необходимое ресурсное обеспечение. При определении задач и ответственности можно исходить из имеющегося распределения ролей и опыта.

Необходимо принять меры, направленные на то, чтобы:

а) побуждать разработчиков аппаратного и программного обеспечения, создателей, издателей, производителей и распространителей цифровых материалов, равно как и других партнеров, представляющих частный сектор, к сотрудничеству по вопросам сохранения цифрового наследия с национальными библиотеками, архивами, музеями и иными публичными организациями в области наследия;

b) расширять подготовку кадров и проведение научных исследований, обмен опытом и знаниями между заинтересованными учреждениями и профессиональными ассоциациями;

c) поощрять университеты и другие исследовательские учреждения, как государственные, так и частные, к обеспечению сохранности данных, являющихся результатом научных исследований.

Статья 11 — Партнерство и сотрудничество

Сохранение цифрового наследия требует постоянных усилий со стороны правительств, создателей, издателей, соответствующих отраслей промышленности и учреждений в области наследия.

В условиях существующего цифрового разрыва необходимо усилить международное сотрудничество и солидарность в целях предоставления всем странам возможности обеспечить создание, распространение и сохранение своего цифрового наследия и постоянный доступ к нему.

Промышленности, издательствам и средствам массовой коммуникации настоятельно предлагается способствовать совместному использованию знаний и технического опыта.

Поощрение разработки образовательных и учебных программ, создание механизмов совместного использования ресурсов, а также распространение результатов исследований и передового опыта будут способствовать демократизации доступа к методам сохранения цифровых материалов.

Статья 12 — Роль ЮНЕСКО

ЮНЕСКО в силу возложенных на нее полномочий и функций надлежит:

а) принимать во внимание изложенные в настоящей Хартии принципы при осуществлении ее программной деятельности и способствовать их применению в рамках системы ООН и межправительственных и неправительственных организаций, занимающихся вопросами сохранения цифрового наследия;

b) служить авторитетной инстанцией и форумом, где государства-члены, международные правительственные и неправительственные организации, гражданское общество и частный сектор смогут объединить усилия с целью определения задач и разработки политики и проектов, направленных на сохранение цифрового наследия;

c) содействовать сотрудничеству, повышению уровня информированности и наращиванию потенциала и предлагать типовые этические, правовые и технические нормы в поддержку сохранения цифрового наследия;

d) определить на основе опыта ближайших шести лет осуществления положений настоящей Хартии и упомянутых руководящих принципов, есть ли потребность в разработке других нормативных документов, направленных на развитие и сохранение цифрового наследия.

Источник

Спустя какой промежуток времени цифровое наследие будет иметь значение

Принята Генеральной конференцией

Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры

Париж, 17 ноября 2015 г.

Генеральная конференция Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, собравшаяся в Париже (3-18 ноября 2015 г.) на свою 38-ю сессию, считая, что созданные и сохраняемые с течением времени во всех аналоговых и цифровых форматах во времени и пространстве документы представляют собой основной инструмент создания знаний и средств выражения, воздействуя на все области человеческой цивилизации и на ее дальнейшее развитие, считая также, что документальное наследие фиксирует развитие человеческой мысли и событий, эволюцию языков, культур, людей и их понимание мира, подчеркивая важность документального наследия для развития совместного использования знаний в интересах совершенствования взаимопонимания и диалога, в поддержку мира и уважения свободы, демократии, прав и достоинства человека, отмечая, что эволюция документального наследия открывает возможности для межкультурного образования, развития личности и научно-технического прогресса, а также является важнейшим ресурсом для развития, считая далее, что обеспечение сохранности и долгосрочной доступности документального наследия содействует таким основным свободам, как свобода мнений, их выражения и информации в качестве прав человека, считая также, что всеобщий доступ к документальному наследию должен принимать во внимание как законные интересы правообладателей, так и интересы общественности, связанные с обеспечением его сохранности и доступности, признавая, что доступ к некоторым аспектам истории и культуры, существующим в форме документального наследия, может оказаться недостаточно удобным, признавая также, что с течением времени значительная часть документального наследия исчезла по причине природных или антропогенных стихийных бедствий или оказалась недоступной в результате быстрых технологических изменений, и подчеркивая, что отсутствие законодательства затрудняет усилия учреждений, занимающихся вопросами сохранения информации, по решению проблем, связанных с необратимой утратой и обеднением такого наследия, напоминая, что в ответ на эту проблему в 1992 г. ЮНЕСКО учредила программу «Память мира» для повышения осведомленности общественности и обеспечения сохранности всемирного документального наследия, а также его всеобщей доступности на постоянной основе, принимая во внимание быстрое развитие технологии и вызовы, связанные с разработкой моделей и процессов сохранения объектов цифрового наследия, в том числе таких сложных, как мультимедийные произведения, интерактивные гипермедиа, онлайновые диалоги и динамические объекты данных сложной структуры, мобильный контент и новые форматы, которые появятся в будущем, принимая также во внимание международные правовые акты и другие соответствующие договоры и декларации, перечисленные в Дополнении, памятуя о необходимости принятия государствами, сообществами и отдельными людьми надлежащих мер для обеспечения охраны, сохранности, доступности и повышения ценности документального наследия, постановив на своей 37-й сессии, что этот вопрос должен рассматриваться в рамках рекомендации, обращенной к государствам-членам, принимает 17 ноября 2015 г. настоящую Рекомендацию.

Для целей настоящей Рекомендации термин «документ» означает объект, содержащий аналоговый или цифровой информационный контент и носитель этого содержания. Он является сохраняемым и обычно характеризуется мобильностью.

Содержание может включать знаки или коды (такие, как текст), изображения (неподвижные или движущиеся) и звуки, которые можно копировать или переносить на другой носитель.

Носитель может обладать существенными эстетическими, культурными или техническими характеристиками.

Взаимосвязь между контентом и носителем может находиться в диапазоне от случайной до неразрывной.

Документальное наследие состоит из тех отдельных документов или групп документов, которые обладают значительной и непреходящей ценностью для общины, культуры, страны или человечества в целом и повреждение или утрата которых имели бы губительные и обедняющие последствия. Значение этого наследия может стать очевидным только по истечении времени. Всемирное документальное наследие имеет глобальную значимость, является предметом общей ответственности и должно всемерно сохраняться и охраняться в интересах всех людей при должном уважении и признании культурных традиций и практики. Оно должно быть постоянно доступным для всех с возможностью многократного его использования без каких-либо ограничений.

Оно служит средством для понимания социальных, политических, коллективных и частных аспектов истории.

Оно может использоваться в поддержку благого управления и устойчивого развития. Для каждого государства его документальное наследие является отражением национальной памяти и самобытности и тем самым содействует определению его места в глобальном сообществе.

Учреждения, занимающиеся вопросами сохранения информации, могут включать, в числе прочего, архивы, библиотеки, музеи и другие образовательные, культурные и научно-исследовательские организации.

1. ВЫЯВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО НАСЛЕДИЯ

1.1. Государствам-членам предлагается оказывать на своих территориях поддержку учреждениям, занимающимся вопросами сохранения информации, в деле разработки политики отбора, формирования коллекций и сохранения документального наследия путем проведения научных исследований и консультаций на основе стандартов, установленных и определенных в этой области международным сообществом. Управление документами, фондами и коллекциями должно осуществляться таким образом, чтобы обеспечить их сохранность и доступность в долгосрочной перспективе и соответствующие средства поиска, включая каталоги и метаданные.

1.2 Политика, механизмы и критерии отбора, приобретения и исключения из списка документального наследия должны разрабатываться учреждениями, занимающимися вопросами сохранения информации, в координации с гражданским обществом с учетом необходимости сохранения не только основных документов, но и информации контекстуального характера, в том числе размещаемой в социальных сетях. Критерии отбора должны быть недискриминационными по характеру и иметь четкое определение. Кроме того, отбор должен быть нейтрально сбалансированным с точки зрения областей знаний, форм художественного самовыражения и исторических эпох. В силу имманентно присущей цифровым документам временной природы принятие решений, касающихся их сохранения, может потребоваться уже в момент их создания или даже ранее.

1.3 Государствам-членам предлагается обеспечивать выявление конкретного документального наследия, сохранению которого грозит потенциальная или неминуемая опасность, и привлекать к нему внимание компетентных органов власти, способных принять надлежащие меры для обеспечения его сохранности. Им надлежит поддерживать и укреплять свои соответствующие учреждения, занимающиеся вопросами сохранения информации, и по мере возможности и необходимости побуждать научные сообщества и частных владельцев проявлять заботу об их собственном документальном наследии в интересах общества. Аналогичным образом, государственным и частным учреждениям следует обеспечивать профессиональное бережное обращение с документами, которые они сами создают.

1.4 Государствам-членам следует поощрять выявление важного документального наследия и его внесение в национальные, региональные или международные реестры «Память мира»в качестве меры повышения уровня осведомленности общественности.

1.5 Государствам-членам предлагается при необходимости разработать системы подготовки кадров и создания потенциала для обеспечения выявления, сохранности и доступности документального наследия.

2. СОХРАНЕНИЕ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО НАСЛЕДИЯ

2.1 Сохранение документального наследия означает всеобъемлющие приемы, методы, процедуры и технологии любого характера, профилактического и коррекционного, направленные на обеспечение сохранности документов и содержащейся в них информации.

2.2 Обеспечение сохранности является постоянным процессом, требующим управления объектами как в аналоговом, так и цифровом форматах, и может быть усовершенствовано при помощи гуманитарных и естественно-научных знаний и технологий. Аналоговые носители следует сохранять в тех случаях, когда они имеют непреходящую ценность в качестве аутентичных оригиналов, артефактов или объектов, содержащих информацию. В отношении документов в цифровом формате соответствующие меры, в том числе коррекционного характера, желательно принимать уже с момента, предшествующего их созданию и приобретению, чтобы оптимизировать дальнейшее управление ими, свести к минимуму расходы и должным образом управлять связанными с ними рисками. Следует обеспечивать дальнейшее поощрение сотрудничества между правительствами, учреждениями, занимающимися вопросами сохранения информации, и частным сектором.

2.3 Осуществление мер по обеспечению сохранности должно основываться на принципах целостности, аутентичности и надежности. Конкретные меры и действия должны соответствовать международным законам и рекомендациям, руководящим принципам, передовой практике и стандартам, которые разрабатываются или поддерживаются учреждениями, занимающимися вопросами сохранения информации. Программа «Память мира» должна обеспечивать платформу для популяризации стандартов и обмена опытом в области передовой практики.

2.4 Государствам-членам предлагается разрабатывать меры и политику по повышению информированности и созданию потенциала в качестве одного из главных компонентов деятельности по обеспечению сохранности документального наследия, включая поощрение научных исследований и подготовку специалистов в этой области, а также создание для этого необходимых условий. Эта работа должна охватывать передовую практику деятельности кураторов, сегодняшние и возникающие технологии, экспертные навыки и основные компетенции в соответствующих областях гуманитарных и естественных наук, технологии и инженерного дела и тем самым способствовать повышению информированности о настоятельном характере своевременных мер по обеспечению сохранности в постоянно меняющейся среде.

2.5 Наличие возможных законных ограничений в отношении доступа к той или иной части документального наследия не должно препятствовать обеспечению его сохранности учреждениями, занимающимися вопросами сохранения информации, или ограничивать их усилия в этой области. Государствам-членам предлагается принять это соображение во внимание при выполнении настоящей Рекомендации посредством актуализации своего соответствующего внутреннего законодательства.

2.6 Государствам-членам, в чьих учреждениях, занимающихся вопросами сохранения информации, содержатся коллекции, изначально появившиеся в других государствах или имеющие к ним отношение, предлагается предоставлять в распоряжение соответствующих сторон цифровые программы и копии такого наследия.

2.7 Государствам-членам следует поощрять последовательное использование передовой практики и стандартов обеспечения сохранности учреждениями, занимающимися вопросами сохранения информации, включая инвестирование в соответствующую техническую инфраструктуру и управление такими рисками, как повреждение и хищение документов. Это может включать общенациональную координацию и распределение задач между учреждениями, занимающимися вопросами сохранения информации, в зависимости от возложенных на них сегодня функций, их сравнительных преимуществ и сферы ответственности.

2.8 Государствам-членам предлагается оказывать поддержку участию учреждений, занимающихся вопросами сохранения информации, в разработке международных стандартов в области обеспечения сохранности. Государствам-членам предлагается также поощрять учреждения, занимающиеся вопросами сохранения информации, к установлению связей с соответствующими ассоциациями специалистов в целях как наращивания своих технических знаний и их совместного использования, так и содействия постоянной разработке международных стандартов.

2.9 Государствам-членам предлагается оказывать поддержку разработке академических учебных программ по сохранению наследия в цифровой форме, а также сетевой работе на национальном, региональном и международном уровнях в целях более эффективного осуществления программы «Память мира» и содействия обмену опытом между государствами – членами ЮНЕСКО на основе моделей передовой практики.

3. ДОСТУП К ДОКУМЕНТАЛЬНОМУ НАСЛЕДИЮ

3.1 Государствам-членам предлагается разрабатывать надлежащую правовую основу для учреждений, занимающихся вопросами сохранения информации, и гарантировать им необходимую независимость в деле обеспечения сохранности и доступности документального наследия с целью формирования в обществе устойчивого доверия в отношении объема и содержания отбираемых материалов и методов их сохранения.

Предоставление доступа является наглядным свидетельством и подтверждением обоснованности государственных расходов на цели обеспечения сохранности.

3.2 Государствам-членам настоятельно предлагается поощрять и облегчать с применением международных стандартов и передовой практики максимально инклюзивный доступ к документальному наследию и его использование путем расширения возможностей учреждений, занимающихся вопросами сохранения информации, в предоставлении точных и актуализированных каталогов и средств поиска, в обеспечении на личной основе равноправного доступа к оригиналам документов, если это необходимо в научных целях, в выпуске интернет-публикаций и создании веб-порталов, электронного и цифрового контента. Государствам-членам предлагается также оказывать поддержку учреждениям, занимающимся вопросами сохранения информации, в вопросах разработки международных стандартов доступности и использования документального наследия с применением признанных стандартов, обеспечивающих операционную совместимость. По мере возможности контент должен быть структурированным, машиночитаемым и компонуемым.

3.3 Возможности для предоставления доступа к документальному наследию становятся все более широкими благодаря развитию информационных и коммуникационных технологий и глобальных сетей, объединяющих учреждения, занимающиеся вопросами сохранения информации, и их партнеров. Государствам-членам следует поощрять и поддерживать разработку информационно-пропагандистских программ, включая выставки, передвижные презентации, телевизионные и радиопрограммы, публикации, товары широкого потребления, интернет-трансляции, социальные сети, лекции, образовательные программы, специальные мероприятия и перевод контента в цифровой формат с целью предоставления возможности его электронной загрузки.

3.4 Программам обеспечения доступа к документальному наследию могут способствовать партнерские связи, в том числе между государственным и частным секторами. Государствам-членам предлагается поощрять такие механизмы, если они основываются на принципах ответственности и равноправия.

3.5 Когда в интересах охраны частной жизни, обеспечения безопасности людей и материальных ценностей, конфиденциальности или по иным обоснованным причинам необходимы ограничения в доступе к документальному наследию, они должны быть четко определены и объявлены, а также иметь ограниченную продолжительность. Они должны основываться на соответствующих национальных законах или регламентационных положениях, предусматривающих механизмы обжалования таких решений.

3.6 При обновлении или введении в действие новых законов, влияющих на доступность документального наследия, государствам-членам следует принимать во внимание необходимость обеспечения максимально возможного доступа с соблюдением законных интересов правообладателей. Государствам-членам предлагается распространять этот публичный доступ на страны, с которыми у них есть общее историческое документальное наследие.

3.7 Государствам-членам предлагается повышать уровень наглядности и доступности своего документального наследия посредством осуществления при необходимости информационно-пропагандистских мероприятий и публикаций программы «Память мира» с учетом того, что финансирование перевода контента в цифровой формат в интересах доступа является на сегодняшний день одним из основных компонентов ее деятельности. Государствам-членам следует поддерживать и развивать доступ к общественно значимой информации и по мере возможности поощрять использование системы государственного лицензирования и открытого доступа.

4. МЕРЫ В ОБЛАСТИ ПОЛИТИКИ

4.1 Государствам-членам настоятельно предлагается рассматривать свое документальное наследие как бесценное достояние и отражать такой подход в своем законодательстве, политике в сфере развития и программах действий. Им предлагается также учитывать долгосрочную потребность в новых инвестициях в область сохранения различных видов оригиналов документального наследия, существующих в аналоговом формате, а также в развитие инфраструктуры и навыков в цифровой сфере и надлежащее финансирование учреждений, занимающихся вопросами сохранения информации.

4.2 Наряду с этим в рамках национальной политики в области наследия государствам-членам предлагается глобально подходить к вопросу о потребностях учреждений, занимающихся вопросами сохранения информации, не ограничиваясь инфраструктурными аспектами, и поощрять, когда это целесообразно, установление партнерских связей и использование совместного с другими учреждениями покрытия расходов при создании общих структур, процедур и услуг.

4.3 Частным и местным учреждениям, а также частным лицам, которые располагают ценными коллекциями, необходимы одобрение и поддержка со стороны общества, а также адекватное представление соответствующей информации о них в национальных справочниках.

4.4 Государствам-членам следует улучшать доступ к документальному наследию путем поощрения новых форм и инструментов в сфере образования и научных исследований, связанных с документальным наследием, а также обеспечения их присутствия в сфере общественного достояния.

4.5 Государствам-членам предлагается посредством законодательства и политики создавать на основе широкого участия общественности устойчивую благоприятную среду, которая стимулировала бы спонсоров, фонды и другие внешние стороны к оказанию поддержки учреждениям, занимающимся вопросами сохранения информации, а также участвовать вместе с ними в финансировании мер, направленных на обеспечение сохранности, доступности и использования документального наследия в интересах общества.

4.6 Государствам-членам предлагается периодически проводить обзор законов в области авторского права и правовых режимов депонирования в целях обеспечения их максимальной действенности с использованием соответствующих ограничений и исключений в интересах сохранения и доступности документального наследия во всех его формах. Добиться большей эффективности можно также путем укрепления и гармонизации законодательства и согласования политики между государствами-членами.

4.7 В тех случаях, когда обеспечение сохранности и доступности документального наследия требует использования программного обеспечения или другой запатентованной технологии, в отношении которых не действуют исключения из норм авторского права, государствам-членам предлагается содействовать доступу к авторскими кодам, ключам и неблокированным технологическим вариантам на некоммерческой основе.

4.8 Для содействия оптимальному обмену данными государствам-членам надлежит поощрять разработку и использование признанного международным сообществом программного обеспечения с открытым исходным кодом и стандартизированных интерфейсов для управления документальным наследием в цифровом формате, а также стремиться сотрудничать с разработчиками программного обеспечения и оборудования в вопросах получения данных и контента посредством запатентованных технологий. Аналогичным образом, их учреждениям, занимающимся вопросами сохранения информации, надлежит стремиться к международной стандартизации и взаимозаменяемости методов и стандартов каталогизации.

4.9 Государствам-членам предлагается обеспечивать поддержку и разработку политики и инициатив, влияющих на документальное наследие, включая мониторинг состояния документального наследия, внесенного в реестры «Память мира».

4.10 Государствам-членам предлагается содействовать укреплению взаимодействия между программой «Память мира» и другими программами в области наследия в интересах обеспечения большей согласованности действий.

5. НАЦИОНАЛЬНОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

5.1 Ввиду потребности в активизации национального и международного сотрудничества и обменов, в особенности путем объединения людских и материальных ресурсов для содействия изучению, охране и сохранности документального наследия, государствам-членам следует поддерживать обмен научными данными, публикациями и информацией, а также подготовку специалистов и обмен ими и оборудованием. Им следует поощрять организацию совещаний, учебных курсов и рабочих групп по конкретным вопросам, таким как каталогизация, управление рисками, выявление документального наследия, находящегося под угрозой, и современные научные исследования.

5.2 Государствам-членам следует поощрять сотрудничество с международными и региональными ассоциациями специалистов, учреждениями и организациями, связанными с обеспечением сохранности и доступности документального наследия, с целью осуществления двусторонних или многосторонних научно-исследовательских проектов и публикации руководящих указаний, политики и моделей передовой практики.

5.3 Государствам-членам предлагается содействовать обмену между странами копиями документальных памятников, относящихся к их культуре, общей истории или наследию, а также другим выявленным документальным наследием, в особенности в силу его общего и взаимосвязанного исторического характера или же в рамках восстановления в соответствующих случаях целостности рассеянных оригиналов документов, которые были объектом деятельности по обеспечению сохранности в другой стране. Указанный обмен копиями не будет иметь последствий для владельцев оригиналов документов.

5.4 Исходя из имеющихся возможностей, государствам-членам следует принимать все надлежащие меры для защиты своего документального наследия от любых опасностей антропогенного и природного характера, которым оно подвергается, включая риски, возникающие при вооруженных конфликтах. Аналогичным образом, им следует воздерживаться от действий, которые могут нанести ущерб документальному наследию либо уменьшить его ценность или воспрепятствовать его распространению либо использованию, независимо от того, находится ли оно на территории одного государства-члена или на территории других государств.

5.5 Государствам-членам предлагается принимать участие в международном сотрудничестве по сохранению документального наследия, находящегося под угрозой, путем его перевода в цифровой формат или при помощи иных средств, по просьбе другого государства-члена.

5.6 Государствам-членам предлагается укреплять свое сотрудничество с программой «Память мира» через свои учреждения, занимающиеся вопросами сохранения информации, путем создания, в надлежащих случаях, национальных комитетов и реестров «Память мира».

Генеральная конференция рекомендует государствам-членам применять вышеизложенные положения, касающиеся обеспечения сохранности и доступности документального наследия, путем принятия любых мер в областях законодательства или политики либо иных шагов, которые могут потребоваться согласно конституционной практике каждого государства для реализации на территориях, находящихся под их юрисдикцией, принципов и норм, изложенных в настоящей Рекомендации.

Генеральная конференция рекомендует государствам-членам довести настоящую Рекомендацию до сведения соответствующих органов власти и структур.

Генеральная конференция рекомендует государствам-членам представлять ей доклады о своей деятельности по осуществлению настоящей Рекомендации в сроки и в порядке, которые она установит.

Международные правовые акты, касающиеся охраны элементов документального наследия:

Конвенции и рекомендации ЮНЕСКО

Декларации и другие документы

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *