спящая царевна и народная сказка какая
Эту сказку можно отнести к волшебной
Подобный сюжет встречается и в народных сказках; есть зачин, концовка,
автором используются выражения, близкие к народным.
Эти особенности, безусловно, только сближают сказку «Спящая царевна»
с народной.
Эту сказку можно отнести к волшебной
Подобный сюжет встречается и в народных сказках; есть зачин, концовка,
автором используются выражения, близкие к народным.
Эти особенности, безусловно, только сближают сказку «Спящая царевна»
с народной.
Эту сказку можно отнести к волшебной
Подобный сюжет встречается и в народных сказках; есть зачин, концовка,
автором используются выражения, близкие к народным.
Эти особенности, безусловно, только сближают сказку «Спящая царевна»
с народной.
Эту сказку можно отнести к волшебной
Подобный сюжет встречается и в народных сказках; есть зачин, концовка,
автором используются выражения, близкие к народным.
Эти особенности, безусловно, только сближают сказку «Спящая царевна»
с народной.
Эту сказку можно отнести к волшебной
Подобный сюжет встречается и в народных сказках; есть зачин, концовка,
автором используются выражения, близкие к народным.
Эти особенности, безусловно, только сближают сказку «Спящая царевна»
с народной.
Эту сказку можно отнести к волшебной
Подобный сюжет встречается и в народных сказках; есть зачин, концовка,
автором используются выражения, близкие к народным.
Эти особенности, безусловно, только сближают сказку «Спящая царевна»
с народной.
Эту сказку можно отнести к волшебной
Подобный сюжет встречается и в народных сказках; есть зачин, концовка,
автором используются выражения, близкие к народным.
Эти особенности, безусловно, только сближают сказку «Спящая царевна»
с народной.
Эту сказку можно отнести к волшебной
Подобный сюжет встречается и в народных сказках; есть зачин, концовка,
автором используются выражения, близкие к народным.
Эти особенности, безусловно, только сближают сказку «Спящая царевна»
с народной.
Эту сказку можно отнести к волшебной
Подобный сюжет встречается и в народных сказках; есть зачин, концовка,
автором используются выражения, близкие к народным.
Эти особенности, безусловно, только сближают сказку «Спящая царевна»
с народной.
Эту сказку можно отнести к волшебной
Подобный сюжет встречается и в народных сказках; есть зачин, концовка,
автором используются выражения, близкие к народным.
Эти особенности, безусловно, только сближают сказку «Спящая царевна»
с народной.
Эту сказку можно отнести к волшебной
Подобный сюжет встречается и в народных сказках; есть зачин, концовка,
автором используются выражения, близкие к народным.
Эти особенности, безусловно, только сближают сказку «Спящая царевна»
с народной.
В.А.Жуковский.»Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки «Спящая царевна» и русских народных сказок
В.А.Жуковский.»Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки «Спящая царевна» и русских народных сказок
Цели урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.А.Жуковского; познакомить учащихся с понятием авторской сказки и показать ее отличие от народной; пробуждать интерес к вдумчивому анализированию художественного произведения.
Психологический настрой детей на урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
Этап 2. Мотивация к учебной деятельности
1. Речевая разминка.
Всё у нас получится.
Прочитать эти строчки с разными интонациями: с радостью, с грустью, с удивлением, с вопросом.
Эта разминка поможет нам настроиться, и мы вернёмся к ней в конце урока и посмотрим, действительно ли мы такие или над чем-то нужно ещё поработать.
2.Мотивация к учебной деятельности
В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Каждый нам в дороге
Пусть герои сказок
Пусть добро навеки
3.Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.
— Прослушав стихотворение, как вы думаете, над чем мы будем работать? (НАД СКАЗКОЙ).
— Что такое сказка? (Это занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях).
— Какие жанры русских народных сказок вы помните? (1. Сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки).
— Чем сказка, которую вы прочитали дома, отличается от тех, которые мы изучали в начале этого учебного года? (у неё есть автор). Портрет В.А.Жуковского
— Кто же написал эту сказку? (по портрету дети определили, что сказку написал Жуковский).
— Так чем мы сегодня на уроке будем заниматься? Попробуйте сформулировать тему урока. ( Сегодня мы познакомимся с авторской сказкой «Спящая царевна», которую написал В.А. Жуковский. Найдем сходные и различные черты сказки В.А. Жуковского и русских народных сказок).
— Давайте поставим перед собой учебную задачу на сегодняшний урок. ( Сегодня на уроке мы познакомимся с биографией писателя В.А.Жуковского, будем работать над содержанием сказки «Спящая царевна», будем учиться анализировать, находить черты литературной и народной сказки).
Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую даль.
— Вглядитесь в портрет писателя внимательно. Что вы можете сказать об этом человеке? Какие можно выделить черты характера? (Добрый, мудрый, серьезный, спокойный, задумчивый).
-В каком году Вы родились?
-Кто были Ваши родители?
-Где вы учились? Учились ли хорошо?
— Какие сказки Вы любили в детстве? Кто вам их рассказывал?
— Когда вы научились читать?
— Какие книги вы читали?
— А в детстве вы сочиняли сказки?
— Как вы придумали сказку о спящей царевне?
(Свои вопросы ребята записывают в тетради. В процессе работы над биографией автора они пишут ответы на эти вопросы)
-Откройте учебник на странице 67. Перед вами биографические сведения о поэте В.А.Жуковском. Прочитаем их внимательно. (Читает ученик по абзацам, учитель комментирует прочитанное, добавляет сведениями, ученики записывают ответы на задаваемые ранее вопросы).
— Кто были его родители?
-Как вы думаете, почему «он чувствовал необычность своего положения»? (Отец В.А. Жуковского тульский помещик Афанасий Иванович Бунин не мог жениться на матери поэта турчанке Сальхи. Чтобы Василий Андреевич не был незаконнорожденным, его усыновил Андрей Григорьевич Жуковский, обедневший помещик, который жил у Бунина. Он является крёстным отцом поэта, от него он получил фамилию и отчество Андреевич)
4 абзац. – О ком В.А. Жуковский сказал: «Вот у нас настоящий поэт!»
— Мы ответили на все заданные вопросы? Ну, что же замечательно. Идем дальше!
6. Создание проблемной ситуации. История создания сказки В.А. Жуковского.
-Ребята, а что такое состязание?
-А вы знаете, что В.А. Жуковский участвовал в необычном литературном состязании, причём с самим А.С. Пушкиным. Случилось это в Царском Селе в 1831 году. Именно там они вступили в «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. В.А. Жуковский тогда написал «Сказку о царе Берендее» и сказку «Спящая царевна». А.С. Пушкин – «Сказку о царе Салтане», а в 1833 году – «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».
— Кто же выиграл это состязание? Представим себя независимыми экспертами – учёными и вынесем своё решение: чья сказка лучше, ближе народной (когда через несколько уроков познакомимся и со сказкой Пушкина, и сравним их). Дома вы прочитали сказку В.А. Жуковского «Спящая царевна». Сегодня мы поговорим именно об этой сказке.
Понравилась ли сказка, которую вы прочитали дома? Почему?
— Тогда давайте проверим домашнее задание (раздаю жетоны – кто получит пять и больше – получит 5 за урок):
«Доверяй, но проверяй» (викторина):
— Мне нужны три помощника. Ваша задача: из деревьев на доске сделать дремучий лес, бор, который окружал принцессу 300 лет.
— Почему наш лес состоит из сосен и елей? Жуковский, описывая лес в своей сказке, называет его бором. Что такое бор? ( Хвойный лес ).
— Ребята, перед принцем лес сам расступился, а чтобы нам его преодолеть нужно отгадать загадки по сказке.
— Какой предмет колдунья дала царевне? (Веретено)
— Кого в бору встретил царский сын? (Старика)
— Где все спали? (Во дворце)
— Кто был на зеленом лугу? (Царица)
— Кто уполз в ручей? (Рак)
— Кто спит перед огнем? (Повар)
— Как звали царя в сказке «Спящая царевна»? (Матвей)
— Из какого материала были сделаны блюда для чародеек? (Из золота)
— Кто такой пророк? (предсказатель будущего).
— Что случилось с двенадцатым блюдом? (украдено)
— Что должно случиться с царевной на 16-м году? (оцарапает руку веретеном и умрёт)
— Сколько должен продлиться сон в царстве? (300 лет)
— Где были родители, когда царевна решила обследовать дворец? (ушли гулять)
— Кого увидела царевна, когда поднялась в одну комнату? (старушонку)
— Докажите, что женщина была очень старая (гребень под носом торчит)
— Кто и как разбудил царевну? (царевич поцелуем)
— Вот и наш бор расступился перед нами, потому что вы справились со всеми вопросами.
Можно немного и передохнуть.
7. Физкультурная минутка
— А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.
3.АНАЛИЗ СКАЗКИ. СОПОСТАВЛЕНИЕ С НАРОДНОЙ СКАЗКОЙ
1 группа доказывает, к какому виду народных сказок можно отнести сказку Жуковского и почему. (Наличие чуда. Столкновение с волшебной силой. Существование какого-либо запрета. Волшебные персонажи. Волшебные предметы. Символы).
2 группа определяет зачин, концовку, повторы, устойчивые выражения, действуют ли помощники.
– С чего начинает завязываться действие в сказке? Прочитайте. (Жил-был добрый царь Матвей;
Жил с царицею своей
Он в согласье много лет;
А детей всё нет и нет ).
– Как развиваются события дальше? (
Двенадцать месяцев года
– Как думаете, с чем связано, что двенадцать было чародеек?
(Двенадцать месяцев года,).
– Почему на ПИР не пригласили 12-ю колдунью?
(у царя было 12 драгоценных, золотых блюд, но когда приготовили обед одно блюдо не нашли.)
Над царевной и ворчит:
Но подарок принесла:
На шестнадцатом году
Повстречаешь ты беду;
В этом возрасте своем
Оцарапаешь, мой свет,
И умрёшь во цвете лет!»).
– Можно ли сказать, что 11-я чародейка спасла царевну от смерти? (да).
– Какой счастливой сказочной формулой завершится сказка?
Свадьба, пир, и я там был
И вино на свадьбе пил;
По усам вино бежало,
В рот же капли не попало
3 группа работает над героями сказки. – Расскажите
— Какими вы увидели героев сказки «Спящая царевна?» Похожи ли они на героев народной сказки?
Делают вывод о том, что эти герои типичные для народной сказки,
они наделены чертами характерными для героев народной сказок.
( Типичные герои (они не наделены какими-то особыми чертами характера)
Итак, делаем вывод. Какие черты роднят сказку Жуковского с народной? (Сказочные зачин и концовка; сюжет волшебной сказки;
чудесные предметы; число «3»; положительные и отрицательные герои; победа добра над злом в финале).
— В чём вы видите отличие? Что в народных сказках мы не могли встретить?
(в сказке Жуковского встречаются такие герои, как рак-пророк, что не характерно для русских народных сказок. Чародеек в сказке было не три или семь (магические числа для УНТ), а двенадцать. Сказка написана в поэтической форме, у неё есть автор. Имя Матвей не характерно для русских народных сказок).
— Подведём итог. Чем отличается авторская сказка от фольклорной. Выбери аргументы для связного ответа и заполните таблицу:
Идея – добро побеждает зло
Более разнообразные приключения.
Повествовательная манера (шутливый тон, литературные описания, авторские «эпитеты»)
Типичные герои (они не наделены какими-то особыми чертами характера
Построение: зачин, развитие действия, концовка.
Волшебные «заколдованные» предметы
Употребление устойчивых выражений
1. Идея – добро побеждает зло
2. Типичные герои (они не наделены какими-то особыми чертами характера
2. Более разнообразные приключения.
3. Построение: зачин, развитие действия, концовка.
3. Стихотворная речь
4. Употребление устойчивых выражений
4. Повествовательная манера (шутливый тон, литературные описания, авторские «эпитеты»)
5. Волшебные «заколдованные» предметы
— Итак, сегодня мы с вами постарались найти сходные и различные черты литературной и народной сказки и убедились, что хотя писатель и опирается на народную, но он создает совершенно оригинальное, самостоятельное произведение. Сказку Жуковского отличает и ее стихотворная речь со своим ритмом и рифмой.
— Какова тема нашего урока? Какие задачи мы поставили в начале урока?
— Какие нам удалось выполнить, а над какими еще нужно поработать.
— В таком случае давайте вернемся к нашей речевой разминке:
Мы внимательные? – Да.
Мы старательные? – Да.
Мы отлично учимся? – Да.
А это значит вы молодцы! Кто получил сегодня на уроке «5»? (подсчитайте жетоны)
5. Домашнее задание:
1) выразительное чтение наизусть 25 любых понравившихся строк из сказки;
иллюстрации к сказке;
— А теперь я попрошу каждого проанализировать свою работу на уроке (насколько вы выполнили учебную задачу, поставленную перед собой)
У вас на партах лежат листочки – подчеркните выбранный вами ответ. Сдайте мне их.
Сказка «Спящая царевна. Черты литературной и народной сказки».
Описание презентации по отдельным слайдам:
В.М. Васнецов «Спящая царевна» В. Кутлинский «Спящая царевна» В. Кутлинский «Спящая царевна»
Тема: Сказка В.А. Жуковского «Спящая царевна».
Проблема: Чем сказка В.А. Жуковского «Спящая царевна» схожа с народной и чем от нее отличается?
В чем сходство сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна» с народной сказкой?
1 ряд Перед вами выражения, взятые из сказки, одни из них литературные, книжные, а другие – пословицы, поговорки, обороты, близкие к народным. Ваша задача – выбрать народные выражения. Языковой материал: «что ни в сказке рассказать, ни пером не описать», «Вот царём Матвеем пир знатный дан на целый мир»; «блещут розы по кустам», «сном пресёкся разговор», «начал жить да поживать», «пышных комнат нет числа», «птица там не пролетит, близко зверь не пробежит», «веретёнце, не ленись, пряжа тонкая, не рвись», «распалительным огнём жарко рдеющих ланит и дыханьем уст облит, он души не удержал…» 2 ряд Сказки бывают 3 видов: волшебные, бытовые и о животных. К какому виду относится сказка В.А. Жуковского «Спящая царевна». Почему? Докажите. 3 ряд Найдите зачин, концовку в сказке В.А. Жуковского «Спящая царевна». Есть ли повторы, характерные для сказки? Действуют ли в данной сказке волшебные помощники? Приведите примеры.
В.М. Васнецов «Спящая царевна» В. Кутлинский «Спящая царевна» В. Кутлинский «Спящая царевна»
Что отличает сказку Жуковского «Спящая царевна» от народной сказки?
Литературная сказка — авторское, художественное, прозаическое или поэтическое произведение, основанное на фольклорных источниках; произведение преимущественно фантастическое, волшебное, рисующее чудесные приключения сказочных героев.
В.М. Васнецов «Спящая царевна»
Проблема: Чем сказка В.А. Жуковского «Спящая царевна» схожа с народной и чем от нее отличается?
Домашнее задание: 1. Тест по сказке В.А. Жуковского «Спящая царевна». 2. Подготовить выразительное чтение баллады В.А. Жуковского «Кубок», с.84-89.
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Номер материала: ДБ-239929
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Правительство выделит свыше 231 млрд рублей на выплаты учителям за классное руководство
Время чтения: 1 минута
ВШЭ перейдет на удаленку до конца года
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения намерено включить проверку иллюстраций в критерии экспертизы учебников
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки предложило вузам перевести студентов на удаленку
Время чтения: 1 минута
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Сходство и различие литературной и народной сказок. Сопоставление сказки Пушкина со сказкой В.А. Жуковского «Спящая царевна». Стихотворная и прозаическая речь.
«Деятельностный подход как основа введения ФГОС»
Королюк Н.С. учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №22
Урок литературы в 5 классе
Тема урока: А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Сходство и различие литературной и народной сказок. Сопоставление сказки Пушкина со сказкой В.А. Жуковского «Спящая царевна». Стихотворная и прозаическая речь.
Цели деятельности учителя: обратить внимание учащихся на сходство и различия литературной и народной сказок, сопоставить сюжеты литературных и фольклорных произведений, сопоставление двух литературных сказок с одинаковым сюжетом.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: уметь воспринимать и анализировать текст, давать характеристику герою, сравнивать сюжеты произведений, сравнивать произведения с одинаковым сюжетом.
Метапредметные УУД. Конкретные действия учащихся: вычленяет части целого, выявляет взаимосвязь, выделяет свойства в объектах сравнения, выделять общие признаки и отличие
Анализ текста сказки.
Проверка домашнего задания.
Расскажите, куда же отправляется Елисей? С кем встречается? Что значит «мудрел»? Почему ему приходится обратиться к Солнцу, Месяцу, Ветру?
Учащиеся зачитывают наизусть обращение королевича ко всем трем героям.
Сравните интонацию и чувства героя при обращении к Солнцу, Месяцу, Ветру.
В каких народных сказках герои обращаются к силам природы?
Понравился ли вам Елисей? Какими качествами характера он обладает?
За все страдания царевна и королевич вознаграждены судьбой. Мертвый волшебный сон оказывается ложным, девушка жива. Можно ли сказать, что добро в сказке победило и торжествует? Справедливо ли наказана судьбой царица-мачеха?
Попробуем составить сравнительные характеристики героинь
Отношение к героине других персонажей.
Царского происхождения, умны, красивы
В каких еще литературных и народных сказках вы встречались с такими героями, как мачеха и падчерица? («Морозко», «Крошечка-Хаврошечка», «Двенадцать месяцев» идр.)
2 Сопоставление «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» и народных сказок.
Несомненно, А. С. Пушкин при написании своих сказок опирался на народное творчество, рассказы Арины Родионовны, произведения немецких сказочников братьев Гримм («Белоснежка и семь гномов») и, конечно, не забывал о шутливом
соревновании с В.А. Жуковским на лучшую литературную обработку народной сказки.
Сравнение – образное определение предмета, понятия или явления при помощи сопоставления его с другим. В сравнении непременно содержатся два элемента: то, что нужно сравнить, и то с чем сравнивается. Сравнить – найти черты сходства и различия.
Чем сходны литературные и народные сказки?
Я там был, мед, пиво пил
Да усы лишь обмочил
Постоянные эпитеты в сказке А.С. Пушкина: « с белой зори», « черной зависти», «в светлой горнице», «стол дубовый», «красная девица», «темной ночки», «к красну солну» и др.
Ритмичные повторы: « ждет-пождет», « путь-дорога», « царь-отец», росла, росла», «красавица-девица» и др.
В чем различие пушкинской и народной сказок?
« Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина
Стихотворная форма, есть рифма, ритм
А.С. Пушкин сам называет свое произведение сказкой, и написано оно на основе народных волшебных сказок Арины Родионовны.
По сюжету и композиции пушкинская сказка тяготеет к народной сказке: в основе борьба добра и зла, мотив троекратного повтора и сказочных чисел, отсутствует зачин, но завершается сказка традиционной сказочной концовкой.
Пушкинская традиционная манера напоминает традиционную сказочную, автор использует постоянные эпитеты, слова и выражения, свойственные народной сказке.
3 Сопоставление «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина и «Спящей царевны» В.А. Жуковского.
Задание : по вопросам сравните сказки « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина и «Спящая царевна» В.А. Жуковского.
Из-за чего произошли печальные события?
Кто исполнитель злой воли?
Кто помогает смягчить наказание?
Что является орудием зла?
Как и кем снято проклятие?
Сказка Пушкина ближе к народной, чем сказка Жуковского. В пушкинской сказке зла царевне желает не посторонняя ведьма, а злая мачеха, как это обычно бывает в народных сказках. Пушкин использует волшебные числа 7и 3: царевна попадает к семи богатырям, Елисей три раза обращается за помощью к месяцу, солнцу и ветру. Важно, что королевич обращается именно к силам природы. В сказке Пушкина и в сказке Жуковского есть концовка, но в отличие от Жуковского Пушкин чаще использует ритмичные повторы, постоянные эпитеты.
Домашнее задание: стр 109 ( Будьте внимательны к слову).
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Урок литературы в 5 классе
Тема урока: А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Сходство и различие литературной и народной сказок. Сопоставление сказки Пушкина со сказкой В.А. Жуковского «Спящая царевна». Стихотворная и прозаическая речь.
Цели деятельности учителя: обратить внимание учащихся на сходство и различия литературной и народной сказок, сопоставить сюжеты литературных и фольклорных произведений, сопоставление двух литературных сказок с одинаковым сюжетом.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: уметь воспринимать и анализировать текст, давать характеристику герою, сравнивать сюжеты произведений, сравнивать произведения с одинаковым сюжетом.
Метапредметные УУД. Конкретные действия учащихся: вычленяет части целого, выявляет взаимосвязь, выделяет свойства в объектах сравнения, выделять общие признаки и отличие
Анализ текста сказки.