средний школьный возраст это какой класс
Средний школьный возраст это какой класс
Возраст от 11—12 до 15 лет — переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе второй ступени (5— 9-й классы), характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. Душевный мир подростка Н. К. Крупская характеризовала психологией полуребенка-полувзрослого: в своем развитии он уже «ушел» от детей, но еще не «пристал» к взрослым. Период трудный как для самого подростка, так и для окружающих его людей.
В этом возрасте происходят бурный рост и развитие всего организма. Наблюдается усиленный рост тела в длину (у мальчиков за год прирост на 6—10 см, у девочек — до 6—8 см). Особенно интенсивно растут мальчики 15 лет (за два года прибавляют в росте 20—25 см) и девочки 13 лет. Продолжается процесс окостенения скелета, кости приобретают упругость и твердость. Значительно возрастает сила мышц. Внутренние органы развиваются неравномерно, рост кровеносных сосудов отстает от роста сердца, что приводит к нарушению ритма его деятельности и учащению сердцебиения. Легочный аппарат развивается недостаточно быстро, хотя жизненная сила (емкость) легких возрастает до 3400 куб. см. Дыхание подростка учащенное. Неравномерность физического развития детей среднего школьного возраста оказывает влияние на их поведение: они излишне жестикулируют, движения их порывисты, плохо координированы.
Характерная особенность подросткового возраста — половое созревание организма. У девочек оно начинается с 11 лет, у мальчиков несколько позже, с 12—13 лет. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнедеятельность организма, нарушает внутреннее равновесие, вызывает новые переживания.
В подростковом возрасте продолжается развитие нервной системы. Мозг подростка по весу и объему мало чем отличается от мозга взрослого человека. Возрастает роль сознания, улучшается контроль коры головного мозга над инстинктами и эмоциями. Однако процессы возбуждения все еще преобладают над процессами торможения, поэтому для подростков характерна повышенная возбудимость.
Средний школьный возраст. Особенности развития
Средний школьный возраст. Характеристика кратко
Средний школьный возраст – это возраст от 11 до 14 лет
Средний школьный возраст называют еще подростковым возрастом. Рассмотрим его особенности. В отличие от младшего школьного возраста, подростковый возраст характеризуется бурным физическим и половым созреванием и такой же бурной системой взаимоотношений в социуме. Это возраст очередного кризиса в жизни ребенка.
Подростков характеризуют ряд противоречий в их характере и пубертатный период. Противоречия можно увидеть во всем — поведении, оценке событий и явлений, в оценке сверстников, взрослых, самооценке, проявлении чувств, стремлений, побуждений.
Пубертатный период — это период созревания, стадия, в которой человек становится половозрелым. Нужно очень внимательно, но не навязчиво относиться к ребенку в это время. Ведь первый сексуальный опыт приводит, как правило, к страхам и растерянности ребенка перед неизведанными чувствами и ощущениями. Это может сказаться на его поведении, в котором будут явно видны дискомфорт и страх перед новой жизнью. Повышенная возбудимость и чувствительность находят свое выражение в драчливости, капризах и неудовлетворенности собственной жизнью. Недаром безжалостная статистика констатирует попытки самоубийств именно в подростковом, так сказать, трудном возрасте. Зачастую не понятые взрослым окружением, оставшиеся один на один со своими страхами, чувствами и стыдом, дети находят единственный, как им кажется, путь решения проблем — уход от этих проблем в прямом смысле.
Физическая и психическая зрелость протекают в разные сроки. Поэтому мы видим подростков, озабоченных своей внешностью, сексуальностью, но не берущих на себя ответственность не только за действия окружающих их людей, но и за собственные поступки. Основной доминантой этого возраста является доминанта взрослости подростка. Это очень важная доминанта, и задача взрослого — правильно «отыграть» новую позицию ребенка. Очень важно не потерять тот стиль взаимоотношений, который сложился в предыдущем периоде.
Психическое развитие подростков характеризуется усилением такого новообразования, как самосознание. Личность ориентирована на собственную оценку и отстаивает свое право на это. Самооценка начинает формироваться в младшем школьном возрасте, но в этот период ребенок еще в основе своей ориентируется на оценку взрослых. Она для него более значима. Для подростка, стремящегося к взрослости, самооценка является одним из атрибутов взрослого мира и носит уже устойчивый характер. Как правило, подростки имеют идеал и стремятся на него походить. Очень часто этот идеал не совпадает с мнением родителей. В таком случае родители должны четко усвоить, во-первых, что идеал ребенка — это не их идеал и, во-вторых, что идеалов может быть еще много и не стоит воевать за право выбирать их для своего ребенка.
В отличие от младшего школьника, подросток формирует свою самооценку, опираясь на оценку окружающих людей. Как правило, это его друзья, подруги, сверстники. Формирование адекватной самооценки влияет на возрастание самостоятельности подростка. Самостоятельность же как нравственное качество определяет уровень его взрослости. Так что самооценка — очень важное образование в жизни подростка. Кроме того, этому возрасту свойственно бурное проявление чувств. Эмоциональная возбудимость подростка проявляется в его поведении среди сверстников, в семье, в обществе. Подростки горячо доказывают свои взгляды и право на них. Реагируют на малейшее с их точки зрения ущемление их прав. Эмоциональные проявления подростков обладают уже большей устойчивостью по сравнению с младшими школьниками. Как правило, дети в этом возрасте злопамятны и долго не забывают нанесенных им обид.
Надо сказать, что подросток готов к учебной деятельности и выбор его позиции в основном зависит от личного интереса к тому или иному предмету. Формирование мотивов учения продолжается, но, в отличие от младшего школьника, изменяется доминирующая потребность. Ею становится познавательная потребность, дающая возможность при ее удовлетворении формировать у школьников устойчивые познавательные интересы. К подростку приходит понимание значимости знаний. Ведь для младшего школьника основным мотивом обучения является скорее похвала учителя или родителя, а не приобретение знаний. В подростковом возрасте приходит осознание, что наличие знаний дает возможность выбора жизненного пути. Это является мощным мотивом обучения подростков. Но это же может явиться и отрицанием знаний как таковых. Происходит такое отрицание, если ребенок не убежден в значении получаемых знаний для его дальнейшей жизни. Может, он растет в семье, где знания не ценятся и родители не поддерживают работу школы по формированию потребности в них. Если же семья взаимодействует со школой в части формирования потребности в знаниях, да плюс к этому разумный подход учителей к успехам школьника, то, безусловно, этот позитивный настрой формирует у ребенка адекватную самооценку и соответственно повышает его жизненный тонус и самостоятельность. Вообще, что касается развития познавательных процессов у подростка, то они «доформировываются». Так, он мыслит понятиями, пользуется различными мыслительными операциями, рассуждает и запоминает. Но ему еще свойствен разрыв в определениях конкретных и абстрактных понятий. Подростку легче справиться с определением конкретных понятий. Он использует приемы запоминания, такие, как многократное чтение, чтение и воспроизведение и пр.
Школьный возраст
Школьный возраст — определённый возрастной период жизни человека, который он посвящает обучению и получению школьного образования в законодательно установленном минимальном объёме. Включает в себя определенное количество годовых групп, которое соответствует сроку, установленного законодательством минимального объёма обязательного обучения. Чётко установленные рамки школьного возраста необходимы для вычисления количества людей находящихся в возрасте подлежащему школьному обучению.
Содержание
История
В 1893 году эти сроки школьного возраста были пересмотрены благодаря деятельности известного русского педагога и деятеля народного просвещения Василия Профирьевича Вахтерова. основной его идеей было то, что школьный возраст должен соответствовать минимальному сроку обучения. Как он сам писал в своём труде:
— В. П. Вахтеров Всеобщее начальное обучение М., 1897 г. С. 19-20
Возрастные рамки школьно возраста
Примечания
Источники
Полезное
Смотреть что такое «Школьный возраст» в других словарях:
ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ — возраст, в котором ребенок по медицинским, психофизиологическим и иным показателям может посещать общеобразовательное учреждение (школу). Различают младший школьный возраст (6 9 лет); средний школьный возраст (10 14 лет); юношеский возраст (15 18 … Профессиональное образование. Словарь
школьный возраст — mokyklinis amžius statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Amžiaus tarpsnis nuo 7 iki 18 metų, kuriame intensyviai fiziškai ir dvasiškai bręsta jaunas žmogus. Mokyklinis amžius skaidomas į ↑jaunesnįjį, ↑vidutinį ir ↑vyresnįjį… … Sporto terminų žodynas
Школьный возраст — Возраст с начала и до конца периода обучения в школе – с 6 до 17 лет. Подразделяется на младший (6–10 лет), средний (11–14) и старший (15–17 лет) возраст … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь
Школьный возраст — период жизни и развития детей, охватываемый временемобучения в общеобразовательных учреждениях. Этот период продолжительностью 10 11 лет подразделяется на три возрастных этапа: младший школьныйвозраст (с 6 7 до 11 лет), подростковый возраст (с 11 … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ — период развития человека от 6 7 лет до 17 18 лет; подразделяется на младший Ш. в. от 6 7 лет до 11 лет, средний Ш. в. от 11 до 15 лет и старший Ш. в. от 15 до 17 18 лет … Психомоторика: cловарь-справочник
младший школьный возраст — Категория. Период жизни ребенка от 6 7 до 10 лет, когда он проходит обучение в начальных классах (I IV классы) современной школе. Специфика. Для этого возраста характерно, что у ребенка в качестве ведущей деятельности формируется учебная… … Большая психологическая энциклопедия
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ — МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ. Возраст (6/7–10 лет) детей, обучающихся в I–III (IV) классах отечественной начальной школы. В М. ш. в. у ребенка формируется учебная деятельность, которая для него является ведущей деятельностью. Младший школьник… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
младший школьный возраст — jaunesnysis mokyklinis amžius statusas T sritis švietimas apibrėžtis Amžius, beveik sutampantis su antrąja vaikyste. Tai 6(7)–10(11) gyvenimo metai. Šį amžių pradėta skirti, kai įvairiose šalyse buvo įvestas visuotinis pradinis mokymas remiantis… … Enciklopedinis edukologijos žodynas
Школьный возраст
Полезное
Смотреть что такое «Школьный возраст» в других словарях:
Школьный возраст — Школьный возраст определённый возрастной период жизни человека, который он посвящает обучению и получению школьного образования в законодательно установленном минимальном объёме. Включает в себя определенное количество годовых групп,… … Википедия
ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ — возраст, в котором ребенок по медицинским, психофизиологическим и иным показателям может посещать общеобразовательное учреждение (школу). Различают младший школьный возраст (6 9 лет); средний школьный возраст (10 14 лет); юношеский возраст (15 18 … Профессиональное образование. Словарь
школьный возраст — mokyklinis amžius statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Amžiaus tarpsnis nuo 7 iki 18 metų, kuriame intensyviai fiziškai ir dvasiškai bręsta jaunas žmogus. Mokyklinis amžius skaidomas į ↑jaunesnįjį, ↑vidutinį ir ↑vyresnįjį… … Sporto terminų žodynas
Школьный возраст — Возраст с начала и до конца периода обучения в школе – с 6 до 17 лет. Подразделяется на младший (6–10 лет), средний (11–14) и старший (15–17 лет) возраст … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь
Школьный возраст — период жизни и развития детей, охватываемый временемобучения в общеобразовательных учреждениях. Этот период продолжительностью 10 11 лет подразделяется на три возрастных этапа: младший школьныйвозраст (с 6 7 до 11 лет), подростковый возраст (с 11 … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ — период развития человека от 6 7 лет до 17 18 лет; подразделяется на младший Ш. в. от 6 7 лет до 11 лет, средний Ш. в. от 11 до 15 лет и старший Ш. в. от 15 до 17 18 лет … Психомоторика: cловарь-справочник
младший школьный возраст — Категория. Период жизни ребенка от 6 7 до 10 лет, когда он проходит обучение в начальных классах (I IV классы) современной школе. Специфика. Для этого возраста характерно, что у ребенка в качестве ведущей деятельности формируется учебная… … Большая психологическая энциклопедия
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ — МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ. Возраст (6/7–10 лет) детей, обучающихся в I–III (IV) классах отечественной начальной школы. В М. ш. в. у ребенка формируется учебная деятельность, которая для него является ведущей деятельностью. Младший школьник… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
младший школьный возраст — jaunesnysis mokyklinis amžius statusas T sritis švietimas apibrėžtis Amžius, beveik sutampantis su antrąja vaikyste. Tai 6(7)–10(11) gyvenimo metai. Šį amžių pradėta skirti, kai įvairiose šalyse buvo įvestas visuotinis pradinis mokymas remiantis… … Enciklopedinis edukologijos žodynas
СРЕДНИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
В этом возрасте происходят бурный рост и развитие всего организма. Наблюдается усиленный рост тела в длину (у мальчиков за год прирост на 6—10 см, у девочек — до 6—8 см). Особенно интенсивно растут мальчики 15 лет (за два года прибавляют в росте 20—25 см) и девочки 13 лет. Продолжается процесс окостенения скелета, кости приобретают упругость и твердость. Значительно возрастает сила мышц. Внутренние органы развиваются неравномерно, рост кровеносных сосудов отстает от роста сердца, что приводит к нарушению ритма его деятельности и учащению сердцебиения. Легочный аппарат развивается недостаточно быстро, хотя жизненная сила (емкость) легких возрастает до 3400 куб. см. Дыхание подростка учащенное. Неравномерность физического развития детей среднего школьного возраста оказывает влияние на их поведение: они излишне жестикулируют, движения их порывисты, плохо координированы.
Характерная особенность подросткового возраста — половое созревание организма. У девочек оно начинается с 11 лет, у мальчиков несколько позже, с 12—13 лет. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнедеятельность организма, нарушает внутреннее равновесие, вызывает новые переживания.
В подростковом возрасте продолжается развитие нервной системы. Мозг подростка по весу и объему мало чем отличается от мозга взрослого человека. Возрастает роль сознания, улучшается контроль коры головного мозга над инстинктами и эмоциями.
Средний школьный возраст
процессами торможения, поэтому для подростков характерна повышенная возбудимость.
Восприятие подростка более целенаправленно, планомерно и организованно, чем восприятие младшего школьника. Иногда оно отличается тонкостью и глубиной, а иногда, как заметили психологи, поражает своей поверхностностью. Определяющее значение имеет отношение подростка к наблюдаемому объекту. Неумение связывать восприятие окружающей жизни с учебным материалом — характерная особенность учеников среднего школьного возраста.
Характерная черта внимания учеников среднего школьного возраста — его специфическая избирательность: интересные уроки или интересные дела очень увлекают подростков, и они могут долго сосредоточиваться на одном материале или явлении. Но легкая возбудимость, интерес к необычному, яркому часто становятся причиной непроизвольного переключения внимания. Оправдывает себя такая организация учебно-воспитательного процесса, когда у подростков нет ни желания, ни времени, ни возможности отвлекаться на посторонние дела.
В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Мышление становится более систематизированным, последовательным, зрелым. Улучшается способность к абстрактному мышлению, изменяется соотношение между конкретно-образным мышлением и абстрактным в пользу последнего. Мышление подростка приобретает новую черту — критичность. Подросток не опирается слепо на авторитет учителя или учебника, он стремится иметь свое мнение, склонен к спорам и возражениям. Средний школьный возраст— наиболее благоприятный для развития творческого мышления. Чтобы не упустить возможности синзетивного периода, нужно постоянно предлагать ученикам решать проблемные задачи, сравнивать, выделять главное, находить сходные и отличительные черты, причинно-следственные зависимости.
Развитие мышления происходит в неразрывной связи с изменением речи подростка.
В подростковом возрасте идет интенсивное нравственное и социальное формирование личности. Но мировоззрение, нравственные идеалы, система оценочных суждений, моральные принципы,
Раздел 1. Общие основы педагогики
которыми школьник руководствуется в своем поведении, еще не приобрели устойчивости, их легко разрушают мнения товарищей, противоречия жизни. Правильно организованному воспитанию принадлежит решающая роль. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, будет складываться его личность.
Особое значение в нравственном и социальном поведении подростков играют чувства. Они становятся преднамеренными и сильными (у младших школьников импульсивные). Свои чувства подростки проявляют очень бурно, иногда аффективно. Особенно сильно проявляется гнев. Многие педагоги и психологи считают подростковый возраст периодом тяжелого кризиса. Это объясняет упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева. Подростковый возраст называют даже возрастом катастроф. Поэтому так важно бережно относиться к духовному миру подростков, проявляемым ими чувствам.
Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одна из самых серьезных проблем среднего школьного возраста — несогласованность убеждений, моральных идей и понятий, с одной стороны, с поступками, действиями, поведением — с другой. Намерения обычно благие, а поступки далеко не всегда благовидные.
Нравственные идеалы и моральные убеждения подростков складываются под влиянием различных факторов и поэтому очень разнообразны. Наряду с положительно ориентированными качествами встречается немало ошибочных, незрелых и даже аморальных представлений. Подростки-мальчики склонны выбирать своими кумирами сильных, мужественных, смелых людей.
К концу подросткового периода перед школьниками реально встает проблема выбора профессии. Большинство подростков правильно понимают смысл честного и добросовестного труда,
Старший школьный возраст
ответственно подходят к будущему. Но исследования последних лет подтверждают, что инфантилизм, безразличие, социальная незрелость прогрессируют. Все больше становится подростков, не желающих связывать свою будущую жизнь не только с трудом в сфере материального производства, но и с трудом вообще. Идеал честного труженика перестал быть привлекательным.
Перестройка воспитательной работы со школьниками среднего возраста — важнейшая и сложнейшая из нынешних задач. Педагогам нужно глубоко осмыслить особенности развития и поведения современного подростка, уметь поставить себя на его место в сложнейшие и противоречивые условия реальной жизни. Это верный путь преодолеть прогрессирующее пока отчуждение подростков от учителей, школы, общества. Ученик среднего школьного возраста вполне способен понять аргументацию, убедиться в ее обоснованности, согласиться с разумными доводами. Демократизация школьной жизни, свободный выбор коллектива, занятий по душе, предметов для изучения, учебного заведения — все это создает благоприятные условия для самовыражения, отстаивания значимых для подростка убеждений, взаимопонимания со сверстниками и взрослыми, что в конечном итоге должно положительным образом сказаться на формировании нравственных и социальных качеств.