срок годности какой бывает
Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
О сроке службы и сроке годности товаров
О сроке службы и сроке годности товаров
Установление срока службы товара, как и срока годности, является одним из средств обеспечения его надлежащего качества и безопасности.
Срок службы устанавливается изготовителем и начинает действовать со дня приобретения товара, при этом продавец обязан довести информацию до потребителя об установленном изготовителем сроке службы товара.
Обязанность по установлению срока службы лежит на изготовителе товаров длительного пользования, которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде.
Перечень товаров длительного пользования, на которые устанавливается срок службы утвержден Постановлением Правительства РФ от 16.06.1997 г. № 720.
Изготовитель обязан обеспечить возможность использования товара в течение его срока службы, в том числе:
ремонт и техническое обслуживание товара, а также выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации запасных частей в течение срока производства товара и после снятия его с производства в течение срока службы товара, а при отсутствии такого срока в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю.
Срок службы имеет важное значение при предъявлении потребителем требований в случае обнаружения существенных недостатков товара. В таком случае потребитель вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) требование о безвозмездном устранении таких недостатков, если докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.
Указанное требование может быть предъявлено, если недостатки товара обнаружены:
Срок годности –это период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению.
Обязанность устанавливать срок годности на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары возложена на их изготовителей. Причем производители самостоятельно определяют этот срок, исходя из индивидуальных характеристик товара, влияющих на период сохранения им своих свойств.
Срок годности товара определяется периодом, исчисляемым со дня изготовления товара, в течение которого он пригоден к использованию, или датой, до наступления которой товар пригоден к использованию.
Потребитель имеет право на получение полной достоверной и необходимой информации о товаре, обеспечивающей возможность его правильного выбора, в том числе о сроке годности. При покупке товара необходимо внимательно изучить потребительскую упаковку (этикетку, ярлык, лист-вкладыш и т.д.), срок годности должен быть доведен в наглядной и доступной форме на русском языке, ни в коем случае не может быть нанесен шариковой ручкой или фломастером, он, как правило, выбивается специальным станком или печатается штампом на этикетке.
Образец.
Если всё же потребитель попал в ситуацию, когда приобрел просроченный товар, прежде всего, рекомендуем обратиться к продавцу за возвратом уплаченных денег, предоставив чек и купленный товар. Отсутствие кассового чека у потребителя не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований потребителя, и не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.
Потребитель также вправе потребовать от продавца возмещения вреда здоровью, причиненного употреблением некачественного товара, компенсации морального вреда, а также полного возмещения понесенных в связи с данными обстоятельствами убытков. Следует знать, что право требовать возмещения вреда признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял ли он в договорных отношениях с продавцом или нет.
За продажу товаров с истекшим сроком годности продавец несет административную ответственность.
Информация для потребителей о сроках годности, хранения, реализации товаров
Срок годности товара определяется временным периодом, исчисляемым со дня его изготовления, в течение которого товар пригоден к использованию, либо датой, до наступления которой товар пригоден к использованию.
Срок годности может быть указан одним из следующих способов:
— годен в течение (часов, дней, месяцев или лет);
— использовать до (дата).
Дата окончания срока годности выглядит так:
Срок хранения исчисляют от даты изготовления продукта и обозначают на упаковке или потребительской таре следующим образом: «Срок хранения до (дата)», «Срок хранения в течение (дней, месяцев или лет)».
Срок хранения действует для пищевых продуктов, на которые не требуется устанавливать срок годности.
Неизменность всех качественных характеристик товара во многом зависит не только от верного установления срока, в течение которого товар считается пригодным к использованию по назначению, но и от условий хранения. Только совокупность этих двух показателей является гарантией соответствия товара установленным требованиям.
Соблюдение условий хранения в течение срока годности необходимо не только для отдельных видов пищевых продуктов, но и для непродовольственных товаров.
При установленном сроке годности товара необходимо не только доводить до покупателя эту информацию, но и указывать условия хранения, например для хранения парфюмерно-косметических изделий требуются специальные условия: пониженная температура, определенная влажность воздуха и др.
Запрещается продажа товара (выполнение работы) по истечении установленного срока годности, а также товара (выполнение работы), на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен.
При заключении договора (совершении покупки) покупателю следует уточнить, должен ли быть установлен срок годности на приобретаемый им товар. Если действующее законодательство того требует, но в установленном порядке срок не установлен или изготовитель не довел информацию до сведения покупателя, следует отказаться от приобретения такого продукта. Если товар расфасован, следует запросить документы, подтверждающие продолжительность срока годности и условия хранения.
Гарантийный срок, срок годности, срок службы
При возникновении спора о том, является ли товар качественным, очень важно уяснить понятия таких терминов, как «гарантийный срок», «срок годности» и «срок службы» товара, так как именно эти понятия будут являться определяющими при предъявлении требований потребителей. Данные сроки регламентированы ст. 5 Закона РФ «О защите прав потребителей».
На продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары изготовитель обязан устанавливать срок годности – период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению (например, по истечении срока хранения мёд может потемнеть или засахариться, однако он все еще безопасен. А вот если истек срок годности, то от употребления такого лакомства следует воздержаться).
Непригодным к использованию следует считать товар, во-первых, утративший свои потребительские свойства, во-вторых, представляющий опасность для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды.
В Законе «О защите прав потребителей» указываются лишь некоторые группы товаров, на которые изготовитель обязан устанавливать срок годности. Подробный Перечень таких товаров утвержден Постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. № 720.
Необходимо обратить внимание, что обязанность по установлению срока годности лежит на изготовителе, однако следить за тем, чтобы товаров с истекшим сроком годности не было в продаже должен продавец.
Правила доведения до потребителя информации о сроке годности товара изложены в ГОСТ 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования». Срок годности исчисляют с даты изготовления. Срок годности устанавливает изготовитель пищевых продуктов с указанием установленных условий хранения.
Если срок годности пищевого продукта указывают после слов «годен до» или «использовать до», то его окончание обозначают датой: день, месяц и год – если срок годности не превышает три месяца; месяц и год – если срок годности превышает три месяца.
При сроке годности, превышающем три месяца, срок годности продолжается до первого числа указанного месяца.
Допускается при сроке годности, превышающем три месяца, проставлять день, месяц и год. При этом срок годности продолжается до дня, указанного на потребительской таре.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51074-2003 дает определения срока хранения и срока реализации пищевых продуктов. Срок хранения – период, в течение которого пищевой продукт при соблюдении установленных условий хранения сохраняет свойства, указанные в нормативном или техническом документе. Истечение срока хранения не означает, что продукт не пригоден для использования по назначению. Установление данного срока является правом изготовителя.
Срок реализации – период, в течение которого пищевой продукт может предлагаться потребителю. Этот срок также устанавливает изготовитель.
Изготовитель обязан помещать информацию о сроке годности всегда и в отношении всех товаров, указанных в перечне, приведенном в Приложении №1, в том числе и в отношении импортных товаров. Продавец, в свою очередь, обязан передать потребителю товар с таким расчетом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности, если иное не предусмотрено договором. Иначе использование товара по назначению теряет свой смысл. Например, пачку творога можно употребить в пищу в день покупки, а стограммовую пачку чая используют обычно в течение довольно длительного времени, поэтому такой товар должен быть снят с продажи заблаговременно до истечения срока годности.
Что касается предприятий общественного питания, то на все блюда должны быть установлены сроки годности, по истечении которых товары не реализуются.
Второй вид срока, предусмотренный Законом РФ «О защите прав потребителей» – это срок службы. Он определяется как период, в течение которого изготовитель обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки.
Обязанность по установлению срока службы лежит на изготовителе товаров длительного пользования, которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде.
Перечень таких товаров также утвержден Постановлением Правительства РФ от 16.07.1997 г. № 720.
Изготовитель обязан обеспечить возможность использования товара в течение его срока службы. Для этой цели изготовитель обеспечивает ремонт и техническое обслуживание товара, а также выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации в необходимых для ремонта и технического обслуживания объеме и ассортименте запасных частей в течение срока производства товара и после снятия его с производства в течение срока службы товара, а при отсутствии такого срока в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю.
Третий вид срока по Закону «О защите прав потребителей» – это гарантийный срок, который определяется как период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка, изготовитель (исполнитель), продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя, установленные статьями 18 и 29 Закона РФ «О защите прав потребителей.
Гарантийный срок также можно определить как срок, в течение которого покупатель, установив скрытые недостатки товара, может предъявить соответствующие претензии продавцу, и срок, в течение которого изготовитель обеспечивает стабильность качественных показателей изделия.
Гарантийный срок, как и все сроки, устанавливаемые законами или сделками, в соответствии со статьей 190 ГК РФ определяется календарной датой или истечением определенного периода времени (год, месяц, неделя, день или час в зависимости от вида товара, работы или услуги).
В отличие от срока службы и срока годности, гарантийный срок не является объективным, его продолжительность определяется чисто коммерческими соображениями. Основное его назначение – установить период обнаружения недостатков товаров, за которые виновное лицо несет ответственность.
Важно отметить, что установление гарантийного срока не является обязательным и он может устанавливаться либо не устанавливаться на любые товары (услуги), таким образом, являясь средством конкурентной борьбы на рынке. Потребитель скорее выберет товар, на который установлена гарантия, чем товар без нее. Кроме того, если на какой-либо товар производитель установил гарантийный срок, продавец не имеет права сокращать его или не устанавливать вовсе.
В случае обнаружения недостатков в товаре, потребитель имеет право предъявить определенные требования, предусмотренные законодательством о защите прав потребителей, как продавцу, так и изготовителю товара, либо исполнителю услуги.
Практика показывает, что чаще всего потребители предъявляют свои требования именно к продавцу, что обусловлено его более близкой территориальной расположенностью.
Следует отметить, что в случае устранения недостатков товара (работы, услуги) силами продавца (изготовителя, исполнителя), гарантийный срок, установленный на данный товар (работу, услугу) продлевается на период, в течение которого товар не использовался.
Определение срока годности
Человек, приходящий в магазин, всегда надеется на то, что приобретёт качественный товар. Но иногда он становится жертвой обстоятельств или недобросовестности торговых работников, заведомо продающих ему продукцию, которую нельзя уже реализовывать по причине её непригодности для употребления.
Особую опасность таит в себе просроченная еда, напитки и лекарства, но и использование шампуня или косметического средства с истёкшим сроком годности – тоже само по себе небезопасно для здоровья. Что же это за термин – «срок годности», кто его устанавливает, и какую ответственность может понести торговое предприятие, реализующее продукцию, подлежащую утилизации?
Нормативная база
Закон «О защите прав потребителей» (ЗоЗПП) гласит, что на товар или услугу (в зависимости от вида) могут устанавливаться: сроки годности, службы, эксплуатации, и предоставляться гарантия. Правительство РФ ещё в 1997 году подготовило и внедрило Постановление № 720, где чётко определяется перечень товаров, теряющих потребительские свойства, и по достижении конкретной даты становящихся небезопасными для здоровья, а может, и жизни, человека.
Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-45-06 Москва; +7 (812) 467-35-49 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-10-92 Бесплатный звонок для всей России.
Предполагается, что срок годности полномочен устанавливать изготовитель «на добровольных началах», но ст. 5 ЗоЗПП гласит, что обязанность по их определению возлагается на всех производителей продовольствия, лекарств, парфюмерии, косметики и пр.
На основании ФЗ № 184 «О техническом регулировании», изготовителям вменяется в обязанность определение срока годности, исходя из требований технических регламентов на отдельные виды продукции. То есть, производитель не может произвольно, по собственному усмотрению устанавливать срок годности, так как подобные решения спонтанно не принимаются.
Если проанализировать п. 3 ст. 14 и п. 6 ст. 19 ЗоЗПП, то нетрудно сделать вывод, что изготовители сами заинтересованы в правильном установлении сроков годности. Ведь они несут полную ответственность за вред, нанесённый покупателю по причине плохого качества продукции.
Что такое срок годности?
На основании п. 4 ст. 5 Закона «О защите прав потребителей», сроком годности принято считать временной интервал, на протяжении которого товар является пригодным для применения. Когда этот период заканчивается, то подобная продукция переходит в разряд просроченной, и её применение может причинить вред здоровью потребителя или его имуществу. В этом вопросе не менее важны и экологические аспекты, ведь «просрочка» бывает потенциально опасной и для окружающей среды, следовательно, она подлежит утилизации или отправляется на переработку (если это возможно).
Функции срока годности:
Просроченные товары запрещены к продаже, и несоблюдение требований законодательства может послужить причиной наложения на продавца штрафных санкций, если факт реализации подобной продукции будет доподлинно установлен.
Срок годности может исчисляться периодом, начинающимся днём или месяцем изготовления, либо датой, до которой приобретённому товару необходимо найти применение. Примечательно, что для продукции со сроком годности три месяца и менее, определяется конкретная дата (день/месяц/год). На упаковках товаров длительного использования «выбивается» только месяц и год.
Потребителю полезно знать, что существуют сроки:
Остаточный срок годности
Под данным термином принято понимать временной интервал, определённый производителем для конкретного товара, частично потерявшего свои качественные характеристики, зачастую, по причине неправильного хранения.
Партия «ещё не совсем просроченной продукции» реализуется с учётом оставшегося срока годности, и чаще всего это происходит на аукционах.
Как устанавливается остаточный срок годности? Ранее, его можно было указывать в процентах, но на данный момент позиция Минэкономразвития относительно этого вопроса изменилась. В МЭР РФ полагают, что остаточный срок годности необходимо закреплять в документах в виде конкретного периода или даты. Нередко субъекты, участвующие в торгах, вынуждены в суде доказывать, что использование процентного варианта не привело к ограничению конкуренции.
Штрих-код и маркировка
Бывает, что на упаковке отсутствует информация о сроке годности товара, то есть, не всегда потребитель может обнаружить требуемый набор цифр. В век современных технологий это не страшно, поскольку на каждой упаковке имеется штрих-код, способный многое рассказать. Примечательно, что 13-значный код не может указать, до какого времени годен продукт, но зато благодаря ему, есть шанс получить код товара, а также узнать, в какой стране он был произведён, и на каком предприятии.
Внимательный покупатель может обнаружить рядом со штрих-кодом буквенно-числовой набор. Это – код партии, и именно с его помощью можно получить информацию: до какого дня, месяца и года можно безбоязненно использовать продукт.
По сути, код партии – это служебная информация, которую может использовать в своих целях и рядовой потребитель. Чтобы узнать срок годности продукта, он вправе связаться любым доступным способом с компанией-производителем (телефон горячей линии, сайт производителя, адрес электронной почты). Серьёзные изготовители всегда идут навстречу своим потенциальным клиентам, поэтому дают оперативные ответы на все вопросы. Есть и другие методы. Например, в Интернете можно найти подходящий сайт-дешифровщик, с помощью которого легко определяется, до какого времени годен товар.
Крупные бренды создают особые таблицы, к которым имеют доступ все пользователи интернета. Самый простой способ – найти и скачать на смартфон приложение «Сканер штрих-кодов», что существенно облегчит задачу.
Потребитель и его права
Если срок годности ещё не истёк, покупатель вправе:
Отличие от срока хранения
Известны виды продукции, которые можно использовать по назначению, даже если срок годности истёк, причём без вреда для здоровья, и ярким примером тому является мёд. По российским стандартам данный продукт способен сохранять потребительские свойства всего один год, но это не значит, что по истечении этого времени он станет несъедобным. Свежий мёд – жидкий, и постепенно он кристаллизуется, что приводит к его потемнению и изменению вязкости, но в целом, продукт пригоден для употребления в пищу. Если мёд правильно хранить и не допускать попадания в него воды, то он не испортится даже через 10 лет.
Срок годности либо больше, либо равен сроку хранения.
Отличие от срока реализации
На отдельных видах продовольствия можно обнаружить надпись: «реализовать до…», а ниже указывается срок годности. Какая разница между ними, и есть ли она вообще? Срок реализации – дата, до которой продукцию разрешается продавать потребителю, и он либо меньше, либо равен сроку годности. К примеру, не факт, что гражданин, купивший пакет молока, выпьет его за один присест, поскольку производитель предполагает, что всякий продукт должен «сколько-то полежать в холодильнике».
Однозначно, не стоит приобретать продукты с истёкшим сроком реализации.
Отличие от гарантии
Гарантийный срок – показатель, лишённый объективности, и его продолжительность может устанавливаться, как продавцом, так и производителем произвольно. Главное его предназначение – определить временной интервал, на протяжении которого выявленные изъяны могут быть устранены силами производителя или продавца. Срок годности произвольно не устанавливается, поскольку он обязан иметь под собой «документальную подоплёку».
Срок годности лекарственных средств
Данный показатель для каждого препарата определяется в индивидуальном порядке, экспериментальным путём. То есть, конкретное лекарство хранится при определённых условиях, помещённым в фабричную упаковку, и в после серии экспериментов, срок годности либо увеличивается, либо сокращается.
Производитель, подготавливающий проект нормативной документации, самостоятельно определяет период хранения лекарственного препарата, который должен составлять минимум два года. Разработчик изучает стабильность продукта, даже если он уже зарегистрирован и пущен в массовое производство.
Дата выпуска является той самой точкой отсчёта. Если препарату требуются особые условия для транспортировки, хранения и реализации, то они непременно соблюдаются, а вся необходимая информация наносится на упаковку при маркировке. Лекарства разрешается продавать с таким расчётом, что потребитель успеет найти ему применение до истечения срока годности. Лекарственные препараты нельзя хранить более пяти лет (даже тогда, когда образец успешно прошёл все «испытания временем»).
Срок годности продуктов питания
Всякий продукт, относящийся к продовольствию, имеет свой срок годности, устанавливаемый производителем на основании техрегламента. И если он этим правилом пренебрёг, значит, нарушил закон, а если продавец реализует продукцию, зная или не зная, что её продавать уже нельзя, то на него также накладываются штрафные санкции. Все продовольственные товары делятся на 3 большие группы:
Неустановленный срок годности
Когда потребитель пытался отыскать на упаковке «заветные цифры», но это ему не удалось по причине их отсутствия, то на основании п. 1 ст. 19 ЗоЗПП он вправе обратиться к производителю с претензией. По сути, реализация продукции, на которую положено наносить соответствующую маркировку, но она не нанесена, запрещена, о чём чётко прописано в п. 5 ст. 5 ЗоЗПП.
Если же гарантийный срок не установлен, то выявленные в процессе эксплуатации товара дефекты, требуют устранения — в течение двух лет с момента приобретения некачественного изделия.
Примечательно, что существуют группы товаров, на которые термин «срок годности» не распространяется. Но когда продукция:
то для неё устанавливаются сроки годности, и это – обязательное для всех изготовителей условие.
Нюансы
Теории заговора. Срок годности товаров
Каким образом производитель устанавливает срок годности своего продукта? Например, почему на пищевой соли указан срок годности 1 год (365 дней)? Что произойдёт с NaCl на 366-й день по истечении срока годности? Что происходит с детской резиновой игрушкой через три года использования (типичный срок годности резиновых игрушек)? Почему столетнее вино продают на аукционе за тысячи долларов? Об этих вопросах редко задумываются люди, которые привыкли смотреть на срок годности каждого продукта в холодильнике и каждого товара, как будто эти цифры значат что-то важное.
Факт в том, что дата и время на упаковке не имеют практически никакого смысла. Продукт начинает портиться в первую секунду после своего изготовления, фрукты и овощи начинают разлагаться сразу после того, как их сорвали. Употребляемые в пищу продукты в любом случае будут испорченными.
Что же за даты коммерсанты указывают на упаковках?
Что такое «срок годности»
По определению из Гражданского кодекса, срок годности продукта — это срок, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению. По истечении срока годности продукты питания считаются непригодными в пищу, лекарства — запрещены к употреблению, а потребительские товары расцениваются как продаваемые «без претензий». Для отдельных товаров термин «срок годности» эквивалентен гарантийному сроку.
Согласно текущему законодательству, торговые сети обязаны убрать из продажи товар с истёкшим сроком годности — и закупить у производителя новую партию товара. Если это крупная торговая сеть, то она заключает с производителем соглашение, что тот забирает не проданный товар обратно. Если это обычный магазин или ИП, то стоимость товаров учитывается по статье расходов — и равномерно перекладывается на все остальные товары, которые поступают в продажу, то есть перекладывается на покупателя. В любом случае, «просроченные» товары уничтожаются или выбрасываются, будь то продукты питания (даже которые никогда не портятся, см. ниже) или другие товары.
Кстати, продавец также обязан передать покупателю товар с таким расчётом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения этого срока. Так что продавец изымает из продажи не только товары с истёкшим сроком годности, но и товары со сроком годности, который подходит к концу.
Согласно закону «О защите прав потребителей», продавцу запрещается изменять срок годности, который указан на этикетке, упаковке или в сопроводительных документах на товар, а также вводить в обращение товары, срок годности которых истёк.
Почему «срок годности» имеет мало смысла
Как уже было сказано, продукты начинают портиться с первой секунды после своего изготовления или сбора. Важно понимать, что степень порчи продукта сильнее зависит от условий хранения, а не от времени хранения. Особенно важные факторы — влажность и температура.
Специалисты по качеству продуктов объясняют, что на самом деле срок годности продукта больше относится к качеству продукта, а не к его пищевым свойствам или безопасности. Речь идёт об оптимальной свежести, оптимальном вкусе и других требованиях, которые установлены ГОСТами и прочими нормативными актами. При этом установленные нормативы исключительно консервативны.
Чтобы предусмотреть абсолютно все возможные ситуации, производители устанавливают срок годности, исходя из самого худшего сценария. То есть как самый ленивый и глупый покупатель будет хранить товар в самых худших условиях, какие только возможны (в границах условий, обозначенных на этикетке). При условии, что ехать из дома до магазина несколько часов по жаре и в максимальной влажности.
Тед Лабуза (Ted Labuza) из Университета Миннесоты говорит, что при ответственном подходе — если вы помещаете продукты в холодильник сразу по приходу домой — указанный срок годности молока и мяса можно смело увеличивать на три-семь дней. Что касается зелени, то исследования показывают: потеря питательных свойств отражается в потере цвета. Так что если зелень пожелтела — значит, в ней осталось мало витаминов. Но если зелень выглядит нормально, то какой смысл смотреть на отпечатанный срок годности?
Макароны или рис спокойно могут храниться год без потери вкусовых качеств, а последующие годы вы тоже вряд ли заметите разницу. На сайте StillTasty можно изучить, насколько долго могут храниться и оставаться вкусными различные продукты. Разница с официальными сроками годности поразительная.
В течение месяцев хранятся закрытые пачки печенья, муки и прочего. Консервы — это практически самая безопасная еда, какую можно купить в магазине. Испортить консервированный продукт исключительно сложно, он спокойно хранится от пяти лет в прохладном месте. В принципе, если защитить консервную банку от ржавчины, то продукт может нормально храниться намного дольше, чем пять лет. И по истечении этого срока вам придётся тщательно прислушиваться к ощущениям, чтобы уловить какую-то разницу между этим продуктом и «свежим».
Учитывая абсурдность самого понятия «срок хранения», неудивительно, что производители никак не могут определиться со своими нормами и постоянно меняют нормативы и сроки. В разных странах действуют разные правила, и даже в рамках одной страны могут наблюдаться различия в регионах. Так, если одно и то же молоко отправляется на продажу в штат Коннектикут, то на нём нужно ставить наклейку со сроком годности 12 дней от дня пастеризации. А если то же самое молоко отправилось в Пенсильванию — то 14 дней.
Сроки годности на упаковке, конечно, стимулируют продажи. Они задумывались для того, чтобы подтолкнуть покупателей к приобретению свежих продуктов, увеличить прибыль производителя. Но в то же время для потребителя они несут угрозу, порождая ложное чувство безопасности. Вместо того, чтобы оценивать реальное качество продукта по его запаху и внешнему виду, люди слепо доверяют дате, указанной на упаковке.
А вообще, при надлежащем хранении есть продукты, которые хранятся вечно и никогда не портятся. Среди них — мёд, рис, сахар, крепкий алкоголь, соль, кукурузный крахмал, белый уксус, ванильный экстракт и другие.