станционный смотритель в каком классе проходят
Урок в 7 классе «Станционный смотритель»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема урока: «А. С. Пушкин «Станционный смотритель»- произведение из цикла «Повести Белкина».
Цель: обучение анализу художественного произведения.
Образовательные: научить глубокому осмыслению повести, сформировать навыки работы над художественной деталью; почувствовать трагизм положения в обществе «маленького человека»;
Развивающие: анализ поведенческих ситуаций героев повести, развитие навыков критического мышления;
Воспитательные: воспитание нравственных понятий, поднятие проблемы отцов и детей;
воспитывать чувство ответственности за свои поступки
1.Проверка знания текста.Тест.
2.Характеристика Самсона Вырина.
1. Каким мы увидели его впервые?
2. На какую деталь в описании комнаты следует обратить внимание?
3.Какой мы увидели Дуню?
4. Что можно сказать о взаимоотношениях отца с дочерью?
1. Найдите в повести другой портрет этот героя.
2.Как выглядит комната потом?
3.Как изменилась Дуня во 2 части рассказа?
4. Что можно сказать о взаимоотношениях отца с дочерью?
3. Перечитаем описание «картинок, украшавших их смиренную, но опрятную обитель».
— Как это связано с нашей повестью?
— Сравним притчу о блудном сыне и нашу повесть о «блудной дочери».
4.Восстановите последовательность событий.
1. 2. 3.
4. 5. 6.
7.
– Почему Дуня не сошла у церкви, а поехала дальше? Понимала ли
она, что разобьёт сердце своего отца? Подтвердите цитатой из текста.
– Давайте вслед за Дуней отправимся в Петербург.
Какой мы видим дочь станционного смотрителя в столице?
– Изменилась ли её жизнь? Как ей живётся с Минским? Свой ответ
подтвердить цитатами из текста.
– Счастлива ли она с Минским?
– Безоблачно ли её счастье?
В какой момент смотритель понял, что не вернуть ему дочь?
Фраза «бедный смотритель».
— Почему Дуня упала в обморок при виде отца?
Причина в затаённом чувстве собственной виновности перед покинутым ею старым одиноким отцом..
— Почему Вырин, видя дочь, окружённую богатством и любовью, упорно пытается вернуть её домой?
Потому что понимает её положение в обществе.
— Каково её положение?
Содержанка у богатого барина.
Минский ездит к Дуне в гости. «нельзя, нельзя, у Авдотьи Самсоновны гости!»
В тот момент, когда гусар вошёл в дом смотрителя, требуя лошадей, Дуня за перегородкой сама шила себе платье. Скорей всего это было скромное платье. Когда смотритель увидел Дуню у Минского, одета она была со всей роскошью моды. А что из этой роскоши принадлежит ей?
Может накричать, оскорбить и даже избить плёткой человека, он грубо выталкивает Вырина. Дуня с криком падает на ковер, а Минский не бежит к ней справиться о её здоровье, а выталкивает Вырина..
— Как поступает Вырин, принимая Минского у себя в доме?
Уступает ему свою постель.
— Как заканчивает свою повесть Пушкин?
Первый приезд повествователя: «День был жарким. В трёх верстах от станции стало накрапывать, и через минуту проливной дождь…»
Последний приезд: «Это случилось осенью. Серенькие тучи покрывали небо; холодный ветер дул с пожатых полей, унося красные и жёлтые листья со встречных деревьев.».
Осень – это время?? Сбора урожая.
— Какова роль пейзажа в повести?
Стиль финала скуп и деловит:
На переднем плане здесь не Вырин, не Минский, а Дуня: «прекрасная барыня», такая «добрая барыня», «славная барыня». Но в устремлении к приобретению счастья она проявила эгоизм, стала счастливой, как иногда говорят за счет «третьего лица».
8.Сравнительная характеристика повести с притчей.
Тема блудного сына актуальна не только в русской, но и мировой культуре.
Просмотр полотен живописи, изображающих историю блудного сына.
— Чем схожи и чем различны судьба Дуни и судьба героя библейской притчи? (Оба уходят из дома против воли отца, но обоих отец прощает, герои раскаялись. Дуня была счастлива, не вела распутную жизнь, но герой притчи прощен, а Дуня не получила прощения, и тем горше ее слезы).
«Прекрасная Барыня», лежавшая долго на груде песку, оплакивала, видимо, потерянный рай, «тёплый край» детства, любви. Теперь, когда вернулась блудная дочь, никто её уже не ждёт, никто не напоминает ей о том времени, когда ей было хорошо. Заменила ли ей «карета в шесть лошадей» и черная моська те картинки, которые украшали их с отцом покой, их рай, их «тёплую страну.»
-Итак, подведем итоги. Как история Самсона Вырина и его дочери связана с сюжетом евангельской притчи?
Описывая станцию, рассказчик подробно говорит о «картинках»? Как связаны «картинки» с содержанием повести?. Провести параллели. Составление таблицы
Притча / История Дуни
Блудный сын добровольно уходит из родного дома, с благословлением отца.
Дочь уезжает тайно, случайно, без согласия и благословления отца.
2.Отец разыскивает дочь в Петербурге, чтобы вернуть домой, потому что не верит в прочность её случайного союза, несмотря на увиденное богатое и обеспеченное житьё
3. Блудный сын ведёт разгульный образ жизни. Живёт в нищете.
3. Дуня живёт в Петербурге в роскоши и в богатстве.
4. Сын, голодный и нищий, возвращается домой.
4. Авдотья Самсоновна не вернулась, а зашла, проезжая мимо.
5. Он осознал свой грех, раскаялся в содеянном.
5. Покаяние и примирение невозможно из-за смерти отца.
Вывод:блудный сын из библейской притчи успел вернуться к своему отцу и был прощён им, а Дуня опоздала, прощения она не получила. Теперь ей всю жизнь придётся жить с чувством вины.
Расставание родителей и детей неизбежно. Но предательство детей не имеет ничего общего с обычным расставанием. Разрушение связей с отчим домом и разрушение самого дома – это уничтожение корней человека, его истоков, а значит, его самого.
В роли блудного сына или дочери может оказаться любой из нас. Важно вовремя попросить прощения у родителей за обиды, нанесённые им, потому что возможность сказать «Прости меня» может больше не представиться
9. Анализ эпизода.Финал «Станционного смотрителя».
— Дуня вышла замуж или нет? Счастлива она или нет?
— Как жила Дуня все эти годы, вспоминала ли отца? Почему не приехала раньше? Стыдилась? Чего боялась? Или Минский не пускал?
Если даже предположить, что Дуня теперь Минская, говори ли это о её счастье. Каким может быть замужество без родительского благословения.
С такой тяжелой ношей. Вырин последний раз видел Дуню, лежащую в обморочном состоянии. За время разлуки с отцом у неё родились дети, внуки Вырина., которых он не только не нянчил, но и не увидел, А ведь детей он любил. Он возился с деревенскими ребятишками, угощал их орешками, и вырезал им дудочки.
— Разве это нормально, разве это по-человечески, разве это замужество?
Возможно, материнство помогло Дуне испытать неведомые раньше чувства. Однако эти чувства не обогатили её жизнь, но наоборот усугубили её чувство вины перед отцом.
Слова смотрителя о том, что Дуня, возможно, где-то метёт кабак не сбылись, но и слова Минского о счастье Дуни не сбылись тоже, ибо какое может быть счастье у человека, живущего с такой тяжестью, как у неё.
Почему Дуня так долго лежит на могиле отца?
– Может ли её простить отец?
– Есть ли вина Дуни в том, что её отец так рано ушёл из жизни?
(Мы можем стать виновниками несчастья, гибели дорогих нам людей.
Мы несём ответственность за наши поступки.)
Так кто же оказался счастливее: голодный блудный сын (а его мы видим на картине Рембрандта) или разбогатевшая Дуня?
(Блудный сын оказался счастливее. Осознав свою неправоту, он получил прощение отца. Дуня тоже осознала свою вину, но прощения получить не смогла – отца уже не было в живых. Её предстоит жить с чувством вины.)
– Какую заповедь нарушила Дуня?
(Учитель открывает на доске закрытое заранее белым листом высказывание из Библии: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе». )
Вернёмся к вопросу нашего урока: кто виноват в том, что отношения отца и дочери сложились так трагично? К какой мысли подводит нас писатель?
(Взаимоотношения родителей и детей требуют доверия, деликатности, терпимости, умения уступать друг другу. А. С. Пушкин
сочувствует и Дуне, и Вырину. В том, что финал этой истории столь трагичен, есть вина и отца, и дочери.)
Поэтому очень важно говорить и, главное, своим поведением показывать родителям, что мы их любим. Важно вовремя попросить прощения за нанесённые (вольно или невольно) им обиды, потому что возможность сказать: «Прости меня», – может больше не представиться.
Вспомните, ребята, как часто вы говорите родителям о своей любви, просите ли прощения, говорите ли по душам. Подумайте об этом, ребята!
Я думаю, что трагедия, произошедшая в семействе Выриных, не пройдёт бесследно для каждого из вас.
Чем мы станем для наших родителей (обращаемся к эпиграфу урока) –
радостью или горем – зависит от каждого из нас.
Урок литературы для 7 класса «А.С. Пушкин. Повесть «Станционный смотритель»»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок литературы для 7 класса «А.С. Пушкин. Повесть «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», призыв к уважению его человеческого достоинства».
определить место повести в творчестве А.С. Пушкина;
ознакомить учащихся с содержанием повести; понятием «маленький человек» в литературе;
формировать умение анализировать образ литературного героя;
определить идейный смысл произведения;
рассмотреть основные художественные особенности произведения, нравственные проблемы, поставленные в повести;
совершенствовать навыки монологической речи;
воспитывать гуманное отношение к людям, уважение к родителям.
Оборудование : учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений (автор-составитель В.Я Коровина); портрет А.С. Пушкина; иллюстрации к повести «Станционный смотритель»; раздаточные карточки со справочным материалом.
Тип урока : урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Вступительное слово учителя:
Работа по теме урока.
Слово заранее подготовленного ученика № 1 о времени и месте создания повести
Есть в творческой биографии А.С. Пушкина особое время, которое литературоведы назвали «Болдинская осень». Это была осень 1830 года. Пушкин готовится к свадьбе с Н.Н. Гончаровой и находится в своем имении в селе Болдино Нижегородской губернии, приводя в порядок хозяйственные дела. Из-за вспыхнувшей холеры он вынужден был задержаться здесь. Пушкину пришлось прожить в Болдине три месяца.
Цикл создан за очень короткое время: с 9 сентября по 20 октября были закончены все пять повестей: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка».
Слово заранее подготовленного ученика № 2 о жанровом своеобразии сборника
Учащиеся читают материал карточки (распечатка одна на парту)
«Ни в одной из «Повестей Белкина» нет идеи. Читаешь – мило, гладко, плавно: прочитаешь – все забыто, в памяти нет ничего, кроме приключений. «Повести Белкина» читаются легко, ибо они не заставляют думать». («Северная пчела», 1834, № 192, 27 августа)
«Правда, эти повести замечательны, их нельзя читать без удовольствия: это происходит от прелестного слога, от искусства рассказывать, но они не художественные создания, а просто сказки и побасёнки». (В.Г. Белинский)
«Давно ли вы перечитывали прозу Пушкина? Сделайте мне дружбу – прочтите сначала все «Повести Белкина». Их надо изучать и изучать каждому писателю. Я на днях это сделал и не могу передать того благодетельного влияния, которое имело на меня это чтение». (Из письма Л.Н. Толстого)
Цикл предваряет предисловие «От издателя». Роль издателя Пушкин взял, вероятно, на себя, обозначив инициалы «А.П.», авторство же приписал провинциальному помещику Ивану Петровичу Белкину. Зачем автору нужен такой рассказчик? Очевидно, что благодаря голосу провинциального помещика Белкина, повести отличает уникальная стилевая манера: необыкновенная простота, безыскусность изложения, достоверность. Белкин оказывается идеальным, беспристрастным повествователем, который не сочиняет свои истории, а лишь излагает то, что услышал от разных лиц. Кроме того, это придавало внешне не связанным между собой историям цельность и впечатление полной достоверности. Вместе с тем использование распространенного в ту пору приема литературной маскировки ограждало повествование о провинциальном быте от обвинений консервативной критики, пытавшейся обнаружить в новаторских произведениях Пушкина признаки ослабления его таланта. «Повести Белкина» были новым явлением в литературе.
Работа по повести, прочитанной дома.
— Как меняется главный герой на протяжении действия повести? Найдите эпизоды и прочитайте.
— Какова внешность Вырина?
— Каков Вырин через 4 года?
-Что произошло с Выриным?
— Почему вам жалко Вырина?
— Почему так люди поступают? Что влияет на их поступки?
— Так или иначе, но мы говорим, что есть люди нравственные, а есть безнравственные. Сегодня на уроке мы попробуем разобраться, какой поступок мы называем нравственным, а какой – безнравственным.
Совокупность норм, определяющих поведение человека.
Моральные качества, т.е. это качества, определяющие поведение человека, его поступки, добрые или злые.
— Скажите, с какими героями мы встречаемся в повести, чье поведение оцениваем?
— Найдите описание комнаты, где остановился повествователь. На чем он заострил внимание?
— Как вы понимаете слово «блудный»?
— Но Вырин сам отпустил Дуню покататься. Почему?
— Пробовал ли Вырин вернуть Дуню?
— Почему его попытки не увенчались успехом?
— Каким мы представляем себе Вырина в этот момент?
-Почему минский считает вправе сказать человеку, вдвое старше его, отцу его возлюбленной: «Пошел вон!»
— Почему Вырин не пошел жаловаться на Минского?
— Вспомните, как относились богатые путешественники к станционным смотрителям? В чем трудности службы смотрителей?
В повести Пушкина написано об отношении богатых путешественников к станционным смотрителям. Защитить этих людей некому, к унижениям и издевательствам они привыкли.
Через взаимоотношения Вырина и Минского Пушкин показал социальное неравенство, судьбу «маленького человека».
Кто такой «маленький человек»?
Анализ образа «маленького человека»
Пушкин первым вывел образ маленького человека в своей повести. Забытый и терпеливый станционный смотритель – это «маленький человек», образ огромной значимости.
История повести «Станционный смотритель» окрашена грустью и состраданием. Но Пушкин не отдается печали полностью. Он всегда иронизирует над героями и над обстоятельствами, и над собой. Характерная для Пушкина ирония проявляется, например, в эпиграфе: «Коллежский регистратор, / Почтовой станции диктатор».
Во времена Пушкина, как вы знаете, основной тягловой силой были лошади. Между населенными пунктами существовали станции, на которых путешественникам меняли уставших лошадей. Служащий, который отвечал за эту работу, и назывался станционный смотритель.
— Как вы понимаете слово «диктатор»? Соответствует ли оно характеру главного героя? Почему?
Ирония и в имени главного героя: «маленький», бессильный человек, который назван именем библейского богатыря.
— Кто такой библейский Самсон?
— Перед нами Самсон Вырин. Что вы можете о нем сказать? Сколько ему лет, когда мы с ним знакомимся? Что вы можете сказать о его молодости. Кем он был?
— Мы видим первое сходство между Самсонами: воины.
— Кто сыграл огромную роль в жизни библейского Самсона?
— Кто сыграл огромную роль в жизни Самсона Вырина?
— И это еще одно сходство.
Герой Пушкина – ничем не примечательный чиновник низшего класса. Люди, подобные ему, занимали в обществе одну из самых низких ступеней, были почти бесправными и беззащитными. Присущи ли таким людям высокие помыслы и чувства, благородство души? Сейчас этот вопрос кажется нам странным. Во времена Пушкина мало кто отвечал на него положительно. Пушкин не только сделал «маленького человека» героем литературного произведения, но и наделил его высокими душевными и духовными качествами.
По существу, с Пушкина началась разработка одной из любимых тем русской литературы – тема «маленького человека».
— Вернемся к библейским сюжетам в повести. Прочитаем описание комнаты смотрителя. На чем заостряет внимание повествователь?
— Что вы можете сказать о судьбе Вырина после того, как он понял то, что дочь уехала? Какие чувства его одолевают?
— Почему он испытывает тревогу?
— Что вы можете сказать о попытке вернуть дочь?
— Берет ли Вырин предложенные деньги?
— Как вы думаете, для чего он вернулся?
— Что понимает смотритель, пробравшись в дом во второй раз?
— О судьбе Вырина повествователь узнает от мальчика. Когда он только ехал к смотрителю, какие чувства его одолевали?
— Меняются ли его чувства после того, как он посетил станцию?
Говорит ли это о том, что к дочери пришло осознание совершенного поступка, и она хотела попросить прощения у отца, но опоздала?
Итог урока. Рефлексия
— Именно доброе, гуманное отношение к людям независимо от их положения проповедует А.С. Пушкин. Он не просто рассказывает о судьбе своих героев. А словно заглядывает им в душу и заставляет нас с вами прожить их жизнью и чувствами, предупреждает о возможных ошибках.
Высказывание учащихся с использованием приема «Незаконченное предложение»
— «Когда я читаю повесть, я представляю……, думаю о………
Напишите рассказ-предположение «Как сложилась дальнейшая жизнь Дуни?»
Урок в 7 классе по повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»
Доброе утро! Мне приятно видеть вас. Надеюсь, что мы плодотворно поработаем на уроке над заданной целью.
СЛАЙД 2. Чехова и цитата «Пятую заповедь я никогда не нарушал».
А что такое заповедь? Чем она отличается от закона?
ВЫВЕСТИ СЛАЙД 3. ПРОЧИТАТЬ С ДЕТЬМИ,
Заповедь – нравственные законы, закон – правила, созданные государством.
4. Знаете ли вы какие-нибудь заповеди?
5. Но А.П. Чехов конкретно говорил о 5 заповеди. Обратимся к ней. В кабинете развешаны надписи. Я прошу вас подняться и прочитать их со стен..
СЛАЙД 4. ДО конца дочитать.
Как вы понимаете эту фразу?
6.Скажите, в таком случае о каком герое повести АС Пушкина «Станционный смотритель» мы поведем разговор?
7.Какую цель мы поставим перед собой?
Охарактеризовать поступок Дуни
8.Повесть условно поделена на 3 части. Какие?
В какой части присутствует их описание? (В 1 и 3)
Зачем Пушкину эти картины в самом начале повести? О чем они говорят?
Можно было по-другому украсить «смиренную, но опрятную обитель».
10. СЛАЙД 7.Ребята, сейчас мы обратимся к тексту истории о блудном сыне, который творчески обработала поэтесса Полина Довженко. Он у вас находится в левом столбике, а справа пустая колонка.
Выразительное чтение учителем
Соотнесем историю Дуни с библейской историей. Что общего в библейском сюжете и истории Дуни?
11. Какова в притче позиция отца и позиция Самсона Вырина?
А дети? Кто оказался счастливее: блудный сын, успевший вернуться к своему отцу, или Дуня, нарядная, разбогатевшая?
! Как важно успеть сказать родителям, что мы их любим, принести им немного счастья.
? Одинакова. Дети их оставили, но эти герои прощают своих детей.
(Сын, потому что он был прощен отцом, а Дуня не услышала слов Самсона Вырина, не смогла попросить прощения)
12. Обратимся к текстам в учебнике. Страница 212. Выразительно прочитает последние два абзаца …
Каким предложением заканчивает А.С. Пушкин повесть?
Автор ставит здесь точку. Ну а мы поразмышляем над этим в Домашнем задании. Вам выданы листы, вам предоставляется выбор в домашней работе:
Письменный ответ на вопрос, или как мы еще его назовем?
Работа с текстом «Обязанности детей» автора Тихона Задонского. Выбрать для себя обязанность, объяснить почему такой выбор в виде развернутого ответа.
(Дуня громко плачем на могиле отца.)
13. Скажите, пожалуйста, чем для нас современна эта повесть?
Только ли она о героях, которые жили 200 лет назад?
Вот и я для вас приготовила такие яблочки с незаконченной фразой. Выберите для себя то, что вам понравится, и продолжите предложение.
15.Спасибо за урок. С вами было приятно работать.
Приложение 1. Выдается один лист на двоих, парная работа.
Приложение 2. Работа учителя.
1. Дочь, возложив всю ответственность на друга, уезжает тайно, случайно, без согласия и благословления отца
Дуня живет в Петербурге в роскоши и богатстве, становится матерью…
Боится встречи, но потом Дуня, уже богатая барыня, посещает родные места, оплакивая могилу
Авдотья Семеновна не вернулась, а зашла , проезжая мимо.
Покаяние и примирение невозможно из-за смерти отца
У святителя Тихона Задонского отдельно выделены в писании “Обязанности детей по отношению к родителям”:
Дети должны испытывать чувство благодарности к своим родителям за то, что они дали им жизнь и воспитали их.
Словом и делом показывать родителям своё почтение.
Наказания принимать от родителей как благо и не роптать на них, а, признавая свои ошибки, просить прощения.
В нужде и старости родителей питать и со всяким усердием служить им.
Детям, которые родителей своих не почитают, Господь законом своим определяет страшные казни.
Какую из этих обязанностей вы выберете для себя и почему? Прочитайте и прокомментируйте ее.
Урок литературы по повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» (6 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
План – конспект урока по литературе для 7 класса.
Тема: Герои произведения «Станционный смотритель». Трагедия Самсона Вырина.
Цели урока : Обучение анализу художественного произведения. Отслеживание общечеловеческой темы «блудных» детей на примере образа Дуни.
Образовательные: раскрыть идейно-художественное своеобразие повести;
совершенствовать навыки работы с литературоведческими терминами; формировать навыки анализа художественного текста.
Развивающие: развивать логическое, аналитическое мышление учащихся;
совершенствовать речь и творческую деятельность учащихся; развивать эмоциональную восприимчивость художественного текста.
Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к родителям; воспитывать воспитывать чувство долга, ответственности, взаимопонимания.
Вопросы по повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»
№ 1. Назовите героев повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель».
— жена пивовара и ее сын Ванька, поселившиеся в доме станционного смотрителя после его смерти.
№ 2. Опишите художественное время в повести (когда происходит действие?).
— Первая встреча рассказчика с Самсоном Выриным происходит в мае 1816 года;
— события финала повести происходят через несколько лет, когда рассказчик снова проезжает знакомые места – село Н., где когда-то была дорожная станция.
№ 3. Какими предстают в повествовании образы станционных смотрителей? Назовите ключевые слова, их характеризующие.
— «Сущий мученик четырнадцатого класса»; должность – настоящая каторга, «покою ни днем, ни ночью»; всегда «виноват смотритель»; «дрожащий смотритель», «люди мирные, услужливые, склонные к общежитию», люди «любопытные» (т. е. интересные), «скромные в притязаниях на почести», «не слишком сребролюбивые».
№ 4. Как на протяжении повести изменяется Самсон Вырин? Что меняется в описании его жилища?
1-й портрет: «Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах».
2-й портрет: «Это был точно Самсон Вырин; но как он постарел! Покамест собирался он переписать мою подорожную, я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину – и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика».
Изменилась и комната: вначале рассказчик видит «смиренную, но опрятную обитель»: горшки с бальзамином, и кровать с пестрой занавескою». Затем – « Вошед в комнату, я тотчас узнал картинки, изображающие историю блудного сына; стол и кровать стояли на прежних местах; но на окнах уже не было цветов, и все кругом показывало ветхость и небрежение».
№ 5. Чем вызваны перемены, произошедшие с Самсоном Выриным? Какой прием использует автор для создания его образа?
— Для изображения портрета Самсона Вырина применимо понятие «антитеза». Самсон Вырин, изображенный вначале, резко отличается от того Самсона, которого мы видим в конце повествования.
— Перемены, произошедшие с Самсоном Выриным, связаны с его отчаянием: дочь бросила, не для кого стало жить, поэтому Самсон опустился, начал пить и вскоре умер.
№ 6. Опишите Дуню. Какую роль она играла в жизни Вырина? Подтвердите цитатами.
— Первое появление Дуни – «девочка лет четырнадцати» поразительной красоты. Отец говорит о ней: «…да такая разумная, такая проворная, вся в покойницу мать»; «маленькая кокетка»; «отвечала безо всякой робости», разрешила себя поцеловать едва знакомому мужчине (рассказчику).
— Дуня располагала к себе, постояльцы любили ее: «Бывало, барин, какой бы сердитый ни был, при ней утихает и милостиво со мною разговаривает». «Ею дом держался: что прибрать, что приготовить, за всем успевала». Отец-старик очень любил свою дочь.
После побега Дуни «Старик не снес своего несчастья; он тут же слег в ту самую постель, где накануне лежал молодой обманщик». … «Бедняк занемог сильной горячкою».
№ 7. Опишите внешность Минского. Почему он притворился больным?
— Минский: «Сняв мокрую, косматую шапку, отпутав шаль и сдернув шинель, проезжий явился молодым, стройным гусаром с черными усиками».
— Минскому нужно было время, во-первых, чтобы сильнее понравиться Дуне, во-вторых, болезнь не могла пройти мгновенно (хоть и началась внезапно), в-третьих, он обдумывал план похищения Дуни.
№ 8. Почему Дуня покинула родительский дом? Какие чувства она при этом испытывала? Куда она уехала?
— Дуня сбежала от отца с ротмистром Минским, потому что безумно в него влюбилась.
— «Ямщик… сказывал, что всю дорогу Дуня плакала, хотя, казалось, ехала по своей охоте».
№ 9. Как Самсон Вырин пытается вернуть Дуню?
— Самсон Вырин едет в Петербург, разыскивает Минского, трижды идет к нему, но безуспешно: Минский выгоняет его.
№ 10. Как живется Дуне с Минским? Можно ли назвать ее счастье безоблачным?
— Дуня счастлива, любит Минского, она, по словам ротмистра, «отвыкла от своего прежнего состояния».
— Ее счастье нельзя назвать безоблачным, потому что она думает об отце. При его появлении падает в обморок: ее мучает совесть. Это же подтверждает сцена на могиле, куда приезжает Дуня уже после смерти отца.
№ 11. Над чем заставляет задуматься судьба Дуни?
— Дуня нарушила библейскую заповедь «Почитай отца своего и мать свою».
№ 12. О чем рассказывали картинки на стене в доме смотрителя? Как их сюжет связан с судьбой Дуни?
«Они [картинки] изображали историю блудного сына: в первой почтенный старик в колпаке и шлафорке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами. В другой яркими чертами изображено развратное поведение молодого человека: он сидит за столом, окруженный ложными друзьями и бесстыдными женщинами. Далее, промотавшийся юноша, в рубище и в треугольной шляпе, пасет свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние. Наконец представлено возвращение его к отцу; добрый старик в том же колпаке и шлафорке выбегает к нему навстречу: блудный сын стоит на коленах; в перспективе повар убивает упитанного тельца, и старший брат вопрошает слуг о причине таковой радости. Под каждой картинкой прочел я приличные немецкие стихи».
— И герой притчи, и Дуня уходят из дома против воли отца;
— обоих отец прощает;
Отличие в том, что Дуня была счастлива, не вела распутную жизнь, но герой библейской притчи прощен, а Дуня не смогла попросить у отца прощения, и тем горше ее слезы.
Вопросы по повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»
№ 1. Назовите героев повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель». № 2. Опишите художественное время в повести (когда происходит действие?). № 3. Какими предстают в повествовании образы станционных смотрите лей? Назовите ключевые слова, их характеризующие. № 4. Как на протяжении повести изменяется Самсон Вырин? Что меняется в описании его жилища? № 5. Чем вызваны перемены, произошедшие с Самсоном Выриным? Какой прием использует автор для создания его образа? № 6. Опишите Дуню. Какую роль она играла в жизни Вырина? Подтвердите цитатами. № 7. Опишите внешность Минского. Почему он притворился больным? № 8. Почему Дуня покинула родительский дом? Какие чувства она при этом испытывала? Куда она уехала? № 9. Как Самсон Вырин пытается вернуть Дуню? № 10. Как живется Дуне с Минским? Можно ли назвать ее счастье безоблачным? № 11. Над чем заставляет задуматься судьба Дуни? № 12. О чем рассказывали картинки на стене в доме смотрителя? Как их сюжет связан с судьбой Дуни?
Вопросы по повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»
№ 1. Назовите героев повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель». № 2. Опишите художественное время в повести (когда происходит действие?). № 3. Какими предстают в повествовании образы станционных смотрите лей? Назовите ключевые слова, их характеризующие. № 4. Как на протяжении повести изменяется Самсон Вырин? Что меняется в описании его жилища? № 5. Чем вызваны перемены, произошедшие с Самсоном Выриным? Какой прием использует автор для создания его образа? № 6. Опишите Дуню. Какую роль она играла в жизни Вырина? Подтвердите цитатами. № 7. Опишите внешность Минского. Почему он притворился больным? № 8. Почему Дуня покинула родительский дом? Какие чувства она при этом испытывала? Куда она уехала? № 9. Как Самсон Вырин пытается вернуть Дуню? № 10. Как живется Дуне с Минским? Можно ли назвать ее счастье безоблачным? № 11. Над чем заставляет задуматься судьба Дуни? № 12. О чем рассказывали картинки на стене в доме смотрителя? Как их сюжет связан с судьбой Дуни?
Вопросы по повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»
№ 1. Назовите героев повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель». № 2. Опишите художественное время в повести (когда происходит действие?). № 3. Какими предстают в повествовании образы станционных смотрите лей? Назовите ключевые слова, их характеризующие. № 4. Как на протяжении повести изменяется Самсон Вырин? Что меняется в описании его жилища? № 5. Чем вызваны перемены, произошедшие с Самсоном Выриным? Какой прием использует автор для создания его образа? № 6. Опишите Дуню. Какую роль она играла в жизни Вырина? Подтвердите цитатами. № 7. Опишите внешность Минского. Почему он притворился больным? № 8. Почему Дуня покинула родительский дом? Какие чувства она при этом испытывала? Куда она уехала? № 9. Как Самсон Вырин пытается вернуть Дуню? № 10. Как живется Дуне с Минским? Можно ли назвать ее счастье безоблачным? № 11. Над чем заставляет задуматься судьба Дуни? № 12. О чем рассказывали картинки на стене в доме смотрителя? Как их сюжет связан с судьбой Дуни?
Вопросы по повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»
№ 1. Назовите героев повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель». № 2. Опишите художественное время в повести (когда происходит действие?). № 3. Какими предстают в повествовании образы станционных смотрите лей? Назовите ключевые слова, их характеризующие. № 4. Как на протяжении повести изменяется Самсон Вырин? Что меняется в описании его жилища? № 5. Чем вызваны перемены, произошедшие с Самсоном Выриным? Какой прием использует автор для создания его образа? № 6. Опишите Дуню. Какую роль она играла в жизни Вырина? Подтвердите цитатами. № 7. Опишите внешность Минского. Почему он притворился больным? № 8. Почему Дуня покинула родительский дом? Какие чувства она при этом испытывала? Куда она уехала? № 9. Как Самсон Вырин пытается вернуть Дуню? № 10. Как живется Дуне с Минским? Можно ли назвать ее счастье безоблачным? № 11. Над чем заставляет задуматься судьба Дуни? № 12. О чем рассказывали картинки на стене в доме смотрителя? Как их сюжет связан с судьбой Дуни?
Вопросы по повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»
№ 1. Назовите героев повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель». № 2. Опишите художественное время в повести (когда происходит действие?). № 3. Какими предстают в повествовании образы станционных смотрите лей? Назовите ключевые слова, их характеризующие. № 4. Как на протяжении повести изменяется Самсон Вырин? Что меняется в описании его жилища? № 5. Чем вызваны перемены, произошедшие с Самсоном Выриным? Какой прием использует автор для создания его образа? № 6. Опишите Дуню. Какую роль она играла в жизни Вырина? Подтвердите цитатами. № 7. Опишите внешность Минского. Почему он притворился больным? № 8. Почему Дуня покинула родительский дом? Какие чувства она при этом испытывала? Куда она уехала? № 9. Как Самсон Вырин пытается вернуть Дуню? № 10. Как живется Дуне с Минским? Можно ли назвать ее счастье безоблачным? № 11. Над чем заставляет задуматься судьба Дуни? № 12. О чем рассказывали картинки на стене в доме смотрителя? Как их сюжет связан с судьбой Дуни?
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.