станция ртищево какая область
1900. Станция Ртищево
Согласно Ртищевской энциклопедии: Ртищево — город (с 1925) в России, административный центр Ртищевского района Саратовской области. Образует одноимённое муниципальное образование город Ртищево со статусом городского поселения как единственный населённый пункт в его составе. Расположен на западной окраине Приволжской возвышенности, в 214 км к северо-западу от Саратова. Крупный железнодорожный узел Юго-Восточной железной дороги на пересечении линий Саратов — Тамбов и Пенза — Поворино.
История Ртищево начинается с сельца Альшанка (Покровское, Ртищево), которое было образовано после 1721 года. Основателем села и первым его владельцем был Василий Михайлович Ртищев (ок. 1683 – после 1743) — русский военный чиновник, обер-штер-кригс-комиссар (1738), генерал-майор (1742), крупный землевладелец, получивший в 1723 году от российского императора Петра I в поместное владение земли по реке Ольшанке площадью около 4000 десятин за отличия в боях Северной войны. В 1727 году Ртищев переселил сюда крепостных крестьян из других своих поместий.
В январе 1868 года комитетом земской Тамбово-Саратовской железной дороги под строительство станции второго класса были отчуждены полевые наделы крестьян села Ртищева Сердобского уезда площадью 101 350 кв. саженей. В январе 1871 года станция Ртищево была сдана в эксплуатацию. В то же время при станции возник одноимённый посёлок «Ртищево». Первоначально пристанционный посёлок располагался на арендованных землях крестьян первого и второго Ртищевских обществ села Ртищево, позднее, также на землях Шуклинского и Дубасовского обществ и церковной земле Покровской церкви села Ртищево.
Фактически, село Ртищево и одноимённый пристанционный посёлок представляли собой единое административное образование: разрешение на аренду и поселение в посёлке, так называемые «приговоры» выдавал сельский сход и подписывал сельский староста села Ртищево. Такое положение вещей сохранялось вплоть до 1917 года, когда поселковая земля перешла в ведение земельного комитета Ртищевского волисполкома, а в самом посёлке были сформированы собственные органы власти — военный трибунал и Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.
С 25 по 29 мая 1918 года станция Ртищево и пристанционный посёлок были захвачены восставшими чехословаками, эшелоны которых стояли на станции с начала мая. В начале 1920-х годов Ртищево оказался в центре Тамбовского восстания. В 1921 году отряды «антоновцев» дважды совершали налёты на станцию — в феврале и в начале лета 1921 года. В 1921 году в Советской России начался голод, приняв к лету катастрофические и необратимые масштабы. В Саратовской губернии голодало до 70 % населения.
Летом 1921 года Советское правительство официально обратилось за помощью к международному сообществу. В Женеве под эгидой Лиги Наций, по инициативе Международного комитета Красного Креста был создан Международный комитет помощи голодающим России (МКПГ). Его главой избрали Фритьофа Нансена (1861-1930). Поэтому МКПГ получил второе название «Миссия Нансена». 27 ноября 1921 года Нансен выехал по железной дороге из Москвы в Саратов для личной оценки масштабов голода в Поволжье. В Нансеновскую миссию вошло около 32 благотворительных организаций. Главной организацией, работавшей с Нансеном, и наиболее активным участником миссии был английский Международный союз помощи детям (МСПД). В Ртищево находилась главная база распределения грузов МСПД, сюда же поступала помощь и от других организаций миссии Нансена. За счёт «фонда Нансена» в Ртищево содержались две столовые. Они бесплатно кормили 830 детей-сирот, отпускали обеды нуждающимся семьям и транзитным пассажирам. 14 сентября 2010 года на здании вокзала станции Ртищево I была открыта мемориальная доска Фритьофу Нансену.
30 декабря 1924 года Саратовский губисполком возбудил перед ВЦИК ходатайство, основанное на ходатайствах Сердобского уисполкома и Ртищевского волисполкома, об отнесении посёлка при станции Ртищево РУЖД к поселениям городского типа, согласно совместному декрету ВЦИК и СНК РСФСР от 15 сентября 1924 года «Положение о городских и сельских поселениях и посёлках». К марту 1925 года вопрос об отнесении посёлка Ртищево к поселению городского типа так и остался не разрешённым.
19 марта 1925 года состоялось заседание Ртищевского волостного исполнительного комитета Совета рабоче-крестьянских и красноармейских депутатов, на котором слушался лишь один вопрос: «О положении посёлка Ртищево, как административной единицы». На этом заседании ртищевские депутаты отметили, что посёлок при железнодорожной станции Ртищево отвечает всем признакам городского поселения, указанным в пунктах Декрета: к 1925 году здесь проживало взрослого населения около 11 тысяч человек, при этом 81 % составляли рабочие и служащие предприятий и учреждений городского типа и только 19 % населения посёлка основным занятием имели сельское хозяйство. Более того, уже в 1921 году были сформированы городские органы власти, бюджет Ртищевской волости был построен исключительно на основных статьях городского положения Ртищева. То есть, как говорится далее в постановлении Ртищевского волисполкома: «…всеобщая тяга населения пос. Ртищево к присоединению его к поселению городского типа имелась уже с 1921 года». В связи с этим волисполком постановил: «…немедленно возбудить ходатайство перед ВЦИК о скорейшем разрешении вопроса об отнесении посёлка Ртищево к поселению городского типа». 6 июня 1925 года на заседании Президиума ВЦИК было принято постановление об утверждении Ртищева городским поселением, то есть, посёлку Ртищево был присвоен статус города
В годы Великой Отечественной войны ртищевский железнодорожный узел выполнял важнейшую связующую функцию тыла с фронтом. В городе дислоцировались 100-й отдельный батальон воздушного наблюдения, оповещения и связи и 243-й отдельный зенитно-артиллерийский дивизион, обеспечивающие защиту ртищевского железнодорожного узла от налётов авиации противника. Ныне Ртищево является муниципальным образованием со статусом городского поселения и входит в состав Ртищевского муниципального района Саратовской области. Статус и границы муниципального образования город Ртищево установлены Законом Саратовской области от 29 декабря 2004 года № 117-ЗСО «О муниципальных образованиях, входящих в состав Ртищевского муниципального района».
На картинке: 1900-1917 гг. Ртищево. Никольская церковь, Московская и Большая улицы.
Ртищевское отделение дороги
Ртищевское отделение ЮВЖД | |
Административное здание Ртищевского отделения ЮВЖД | |
Полное название |
---|
Название | Ртищево I |
---|---|
Регион | Саратовская область |
Год открытия | 1871 |
Код ЕСР | 607607 |
Статус | Участковая станция 1-го класса |
Принадлежность | – |
Часть 1. Современное состояние
Схематический план станции Ртищево I по состоянию на 2013 год. |
---|
Производимые коммерческие операции (по данным Тарифного руководства № 4):
• Продажа билетов на все пассажирские поезда. Приём и выдача багажа.
• Приём и выдача грузов, допускаемых к хранению на открытых площадках мест общего пользования станций.
• Приём и выдача мелких отправок грузов на местах общего пользования станций.
• Приём и выдача грузов на подъездных путях (путях необщего пользования) и местах необщего пользования.
• Приём и выдача груза, погруженного в вагон, требующего хранения в крытых складах станций.
Часть 2. Историческая справка
Выполняемые коммерческие операции по состоянию на 1981 год (код ЕСР – 67690):
• имеются механизмы грузоподъёмностью 6-10 тонн;
• приём и выдача багажа и продажа билетов на поезда местного и дальнего следования;
• приём и выдача грузов повагонными отправками открытого хранения на местах общего пользования;
• приём и выдача грузов повагонными отправками складского хранения;
• приём и выдача грузов на подъездных путях;
• приём и выдача грузов в контейнерах массой брутто 3-5 тонн.[2]
[2] Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР: Справочник. В двух книгах. – М.: Транспорт, 1981.
Ртищево
Население 43,3 тыс. чел. (на 2007).
Расположен на западной окраине Приволжской возвышенности, в 214 км к северо-западу от Саратова. Ртищево — крупный железнодорожный узел Юго-Восточной железной дороги на пересечении линий Саратов — Тамбов и Пенза — Поворино.
Содержание
История
Село Ртищево (1666—1971)
Село Ртищево несколько раз меняло владельца. В 1794 году дочь В. М. Ртищева отказалась выполнить волю своего отца, завещавшего перед смертью все его земли, скот, инвентарь, постройки и имущество передать крепостным крестьянам без выкупа, бесплатно и навсегда. Она продала имение Ртищевых вместе с крепостными крестьянами сенатскому секретарю Г. И. Ненарокову (Ненарокомову), от которого впоследствии земли, село и крестьяне перешли во владение помещика Ченыкаева. [4] Ченыкаевы владели селом до 1917 года.
С 1917 по 27 июня 1928 года село Ртищево было административным центром Ртищевского сельсовета, Ртищевской волости. С 27 июня 1928 по 26 мая 1960 года — Ртищевского сельсовета Ртищевского района. До 5 февраля 1957 года в селе находилось правление колхоза имени 8-го Марта (до 2 апреля 1936 года — «Труд-30»). 28 июня 1971 года село Ртищево вошло в состав города.
Пристанционный посёлок Ртищево
В 1868 году комитетом земской Тамбово-Саратовской железной дороги под строительство станции второго класса были отчуждены полевые наделы крестьян села Ртищева Сердобского уезда. В 1871 году станция Ртищево была сдана в эксплуатацию.
В то же время при станции возник одноимённый посёлок. Первоначально пристанционный посёлок располагался на арендованных землях крестьян первого и второго Ртищевских обществ села Ртищево, позднее, также на землях Шуклинского и Дубасовского [6] обществ и церковной земле Покровской церкви села Ртищево. Фактически, село Ртищево и одноимённый пристанционный посёлок представляли собой единое административное образование: разрешение на аренду и поселение в посёлке, так называемые «приговоры» выдавал сельский сход и подписывал сельский староста. [7] Такое положение вещей сохранялось вплоть до 1917 года, когда была образована Ртищевская волость, с центром в посёлке Ртищево, то есть посёлок стал самостоятельной административной единицей.
В 1920 году посёлку Ртищево был присвоен статус города.
Мятеж чехословацкого корпуса
Ртищево в центре Тамбовского восстания
С октября 1920 по лето 1921 года на сёла нынешнего Ртищевского района отрядами, под командованием А. С. Антонова и других руководителей Тамбовского восстания было совершено около двадцати набегов. [8] Дважды совершались налёты на станцию Ртищево. Первый был произведён 2 февраля 1921 года. В оперативной сводке начальника штаба 33-й дивизии войск внутренней службы от 3 февраля говорилось:
На означенной станции бандитами попорчено 15 телеграфных аппаратов и 5 паровозов, разграблено 7 вагонов груза и склад кооператива, расстреляны 3 бойца и 3 милиционера. Бандой захвачены в плен 10 красноармейцев и помощник командира четвёртой роты 293-го полка в момент выхода из посёлка Ртищево на разведку. В 17 часов 30 минут бандиты ушли в северо-западном и частью в юго-западном направлении. Нападение было произведено спустя 2 часа по уходу со ст. Ртищево бронелетучки, отправленной к ст. Летяжевка. [9] |
В самом Ртищеве антоновское движение имело широкую поддержку. Так, в протоколе заседания Полномочной комиссии ВЦИК от 10 апреля 1921 года о положении в уездах и политической работе в воинских частях, в частности, говорится:
По набранным материалам, Ртищево является одним из важнейших руководящих центров антоновщины, снабжение антоновских частей по всем признакам в значительной своей части идёт через Ртищево. Этот участок во всех отношениях надо признать одним из наиболее слабых. [10] |
С 8 по 16 марта на станции Ртищево было объявлено осадное положение, санкционированное Полномочной комиссией ВЦИК. Как говорилось в телеграмме военного ведомства в управдел ВЧК Г. Ягоде: Осадное положение введено «в связи с выступлением железнодорожных рабочих, которые на собраниях проводили явно эсеровскую пропаганду и намеревались выслать к Антонову делегацию, который в то время был в районе Турок». [11]
В начале лета 1921 года девятитысячная 1-я партизанская армия под командованием полковника А. В. Богуславского вновь заняла станцию Ртищево. Против партизанской армии были брошены кавалерийские бригады Г. И. Котовского, М. П. Ковалёва, В. И. Дмитриенко, стрелковая бригада из Самары и три автобронеотряда. Общее командование осуществлял И. П. Уборевич. Под натиском войск Уборевича антоновцы отступили из города, ограбив при этом магазины и взорвав на узле резервуары с водой, чтобы лишить паровозы заправки. Части Красной Армии преследовали антоновцев и 2 июня 1921 года навязали им бой у села Елань (ныне территория Ртищевского района). В этом бою отличился эскадрон 14-й Отдельной кавбригады, под командованием Г. К. Жукова. [12]
«Фонд Нансена»
В 1921 году по поручению Международного комитета Красного креста Ф. Нансеном был создан фонд для оказания помощи голодающим Поволжья. За счёт «фонда Нансена» в Ртищево содержались две столовые. Они бесплатно кормили 830 детей-сирот, отпускали обеды нуждающимся семьям и транзитным пассажирам. 29 ноября 1921 года, на обратном пути из Саратова, Нансен специально остановился в Ртищево, где пробыл трое суток, живя на вокзале. Здесь он создал распределительную базу помощи голодающим, проверил, как кормят детей-сирот, посетил пункты выдачи пайка в волостных сёлах вокруг Ртищева.
14 сентября 2010 года на здании вокзала станции Ртищево-I была открыта мемориальная доска Фритьофу Нансену.
Ртищево в годы Великой Отечественной войны
В годы Великой Отечественной войны ртищевский железнодорожный узел выполнял важнейшую связующую функцию тыла с фронтом. В городе дислоцировались 100-й отдельный батальон воздушного наблюдения, оповещения и связи и 243-й отдельный зенитный артиллерийский дивизион, обеспечивающие защиту ртищевского железнодорожного узла от налётов авиации противника.
Попытки переименования города
Первая попытка переименовать город была предпринята в 1937 году. В декабре этого года в президиум Ртищевского райисполкома пришло письмо от саратовского студента Промыслова Василия Васильевича, в котором, в частности, говорилось, что «станция Ртищево и Ртищевский район именуются по имени помещика Ртищева, который зверски расправлялся с крестьянскими воинами при Степане Разине и после его». Промыслов предложил переименовать «станцию Ртищево в станцию Ежов, а Ртищевский район переименовать в Ежовский район», по имени наркома внутренних дел СССР Н. И. Ежова. 2 января 1938 года состоялось собрание коллективов рабочих цехов паровозников, промывки, механического, обточки, восстановительного поезда и школы ФЗУ по вопросу переименования города и станции, на котором предложение студента Промыслова было встречено «с огромным удовлетворением и радостью». Собрания, проходившие на других предприятиях города, также одобрили предложение о переименовании. 17 января Ртищевский райисполком подал прошение в Саратовский облисполком о возбуждении ходатайства перед ВЦИК о переименовании города Ртищева и станции. 24 ноября 1938 года Ежов был освобождён от обязанностей наркома внутренних дел, а впоследствии арестован. В связи с этим прошение о переименовании города осталось неудовлетворённым. [13] [14]
Вторая попытка была предпринята в 1967 году. Некоторые горожане обратились в местные советские, партийные и общественные организации с предложением ходатайствовать перед Верховным Советом СССР о переименовании Ртищева, мотивируя это, как и 30 лет назад, тем, что история этого названия связана с именем боярина, а бояре «всегда утверждали зло и мракобесие». Мнения горожан разделились, и на страницах газеты «Путь Ленина» развернулась дискуссия. Одни полностью поддерживали идею переименования и, утверждая, что название города должно соответствовать духу развернувшегося коммунистического строительства, идеалам Октябрьской революции и Советского строя, предлагали переименовать Ртищево в честь А. М. Коллонтай. Высказывалось также мнение, что Ртищево — крупный железнодорожный узел, большинство его жителей — железнодорожники. Поэтому назвать город следовало соответственно занятиям его людей. Были и другие, по меньшей мере, наивные предложения. Например, комсомольцы села Ерышовка предлагали переименовать Ртищево в «Манжерок» [16] — по названию популярной в те годы песни Эдиты Пьехи.
Точку в дискуссии поставил бывший редактор газеты «Путь Ленина», историк-краевед А. В. Куванов (1912—1987). В своей статье он, в частности, писал, что довод желающих переименовать город и объясняющих это тем, что название его происходит от имени боярина Ртищева, несостоятелен. В качестве аргумента он впервые в местной печати привёл факты из истории рода Ртищевых, доказывающие, что Ртищевы горячо любили и стойко защищали Родину. [17] [18] [19]
Физико-географическая характеристика
Географическое положение города можно увидеть на фото со спутника. Город Ртищево расположен на западной окраине Приволжской возвышенности в 214 км к северо-западу от Саратова. Занимает площадь 32 км². Протяженность города — 5,25 км в длину и 4,5 км в ширину, высота над уровнем моря около 210 метров. По северной границе города протекает река Ольшанка (приток Хопра), которая является одним из водоприёмников гидросистемы города.
На территории города расположено довольно много оврагов: на западе — Попов, северо-западе — Красный Луч, юго-западе — Третьяк и на юге — Дубовый. В оврагах Красный Луч и Дубовый построены пруды площадью около 15 тыс. м² и около 12 тыс. м² соответственно.
Климат умеренно континентальный. Зима, как правило, холодная, чаще малоснежная; лето жаркое, за редким исключением сухое. Средняя температура января −12 °C, июля +22 °C. Годовое количество осадков 482 мм, в зимний период выпадают преимущественно в виде снега. Преобладают южные юго-восточные и юго-западные ветры. [20]
В окрестностях города встречаются месторождения нерудных полезных ископаемых: опоки, песка, песчаника и глины. Опоки залегают довольно мощным слоем — от 8 до 11 метров. Их разработку можно вести открытым способом. В 18 местах, главным образом в оврагах, окружающих город по всему периметру, найдены песчаник и песок. На северо-западной окраине города имеются большие залежи глины.
Часовой пояс
Город Ртищево, как и вся Саратовская область, находится в часовой зоне, обозначаемой по международному стандарту как Moscow Time Zone (MSK). Смещение относительно UTC составляет +4:00. Ртищевское время отличается от поясного времени на один час.
Символика
Первый герб города Ртищево был утверждён 7 ноября 1995 года решением местной администрации. Однако Геральдический Совет при Президенте Российской Федерации его не утвердил, поскольку он был выполнен с нарушениями правил геральдики.
Решением Собрания депутатов Ртищевского муниципального района Саратовской области от 9 июня 2006 года за № 5-59 город Ртищево использует герб и флаг Ртищевского муниципального района.
Население
По состоянию на 1 января 2010 года в Ртищево проживало 42,6 тысяч человек. Плотность населения составляет около 13 человек на 1 га.
Численность населения по годам | |||||||||||
1875 [21] | 886 | 1926 [22] | 11,400 | 1959 [22] | 32,700 | 1992 [22] | 44,300 | 2005 [22] | 43,600 | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1897 [21] | 1936 [23] | 23,100 | 1967 [22] | 35,800 | 1996 [22] | 45,100 | 2006 [22] | 43,448 | |||
1912 [21] | 1939 [24] | 24,800 | 1970 [22] | 37,100 | 2000 [22] | 45,000 | 2007 [22] | 43,300 | |||
1917 [24] | 8,600 | 1940 [23] | 30,000 | 1979 [22] | 41,100 | 2001 [22] | 44,800 | 2008 [22] | 43,200 | ||
1923 [24] | 10,800 | 1942 [23] | 28,203 | 1989 [22] | 44,339 | 2003 [22] | 44,200 | 2010 [1] | 42,610 |
Национальный состав
Национальность | Количество (чел.) |
---|---|
Русские | 42 044 |
Украинцы | 471 |
Татары | 227 |
Армяне | 207 |
Чеченцы | 127 |
Белорусы | 112 |
Азербайджанцы | 105 |
Другие национальности и лица, не указавшие национальность | 80 |
Транспорт
Через город проходит автомобильная трасса Р235 (Балашов — Ртищево).
Городской транспорт Ртищева — автобусы и маршрутные такси. Действует четыре городских автобусных маршрута. Несколько компаний осуществляют таксомоторные перевозки. Пригородные маршруты, связывающие Ртищево с сёлами Ртищевского района, отправляются от автостанции.
Железная дорога
Основные этапы развития железнодорожного хозяйства в городе Ртищево:
Экономика
Экономика города представлена следующими предприятиями:
Маслозавод, завод строительных материалов, швейная фабрика, ООО «Ватная фабрика „Забота“» и ОАО «Ртищевский ремонтно-механический завод» прекратили свою деятельность.
Военные объекты
В 3 км к северо-западу от города расположен аэродром ВВС России, на котором дислоцируется 666-й учебный авиаполк Балашовского учебного авиационного центра подготовки лётного состава.