старик ребенок мужчина какой социальный статус

Социальный статус

старик ребенок мужчина какой социальный статус. 60d59de557f26439810902. старик ребенок мужчина какой социальный статус фото. старик ребенок мужчина какой социальный статус-60d59de557f26439810902. картинка старик ребенок мужчина какой социальный статус. картинка 60d59de557f26439810902

Определение социального статуса

Социальный статус — это положение человека в обществе или отдельной подсистеме общества.

Социальный статус можно определить по специфическим для конкретного общества признакам, например, экономическим, национальным, возрастным и др. Социальный статус разделяется по умениям, навыкам, образованию.

Это понятие существует только в процессе сравнения позиции одного человека с другими. Он показывает определенное место в иерархической лестнице, отражая организацию общественной структуры. Высокий статус дает возможность влиять на ход общественного и исторического развития, пользоваться привилегиями, особым расположением.

Критерии социального статуса:

Отношения между людьми в системе общественного разделения труда;

Отношения по потреблению;

Место человека в иерархии политической системы;

Виды социальных статусов

Социальный статус— это неисчерпаемый человеческий ресурс, который дает человеку возможность влиять на общество и получать особые позиции в системе власти и распределения материальных благ. Каждый человек занимает целый ряд позиций в обществе, каждая из которых предполагает определенные права и обязанности.

Чаще всего человек обладает не одним, а несколькими социальными статусами.

Различают такие виды социальных статусов:

Определяются положением индивида в группе — личный и социальный.

Личный статус — это положение человека, которое он занимает в малой группе, в зависимости от оценки его индивидуальных качеств.

С другой стороны, в процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет определенные социальные функции, которые определяют его социальный статус.

Определяются временными рамками, влиянием на жизнь индивида в целом — основной и неосновной (эпизодический).

Основной статус определяет главное в жизни человека (чаще всего связан с основным местом работы и семьей, например — хороший семьянин и незаменимый работник).

Эпизодический статус влияет на детали поведения человека (пешеход, пассажир, пациент, читатель, слушатель).

Приобретаются в результате свободного выбора или нет.

Предписанный статус — это социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом независимо от заслуг (национальность, место рождения, социальное происхождение).

Достигаемый (приобретенный) приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека (образование, профессия, материальный достаток).

Смешанный статус обладает чертами предписанного и достигаемого статусов (человек, ставший инвалидом, звание олимпийского чемпиона).

Примеры социальных статусов

Рассмотрим примеры каждого вида социального статуса.

Самый главный, присущий всем людям статус — это человек. Он настолько обобщен и размыт, что его даже редко учитывают.

Примеры врожденных статусов: национальность, гражданство. Пол также дает определенный социальный статус и роль (дочь или сын, внук, сирота).

На приобретенные статусы человек может повлиять своим выбором. Так, например, расширяются родственные роли — когда-то незнакомые люди становятся мужем и женой при создании новой семьи, а их родственники приобретают новые социальные статусы (свекровь, золовка, свояченица, кум).

Эпизодические статусы: участники забастовок, посетители кинотеатра или кафе, пассажир такси или поезда. Эти статусы могут повторяться в жизни одного человека либо меняться на другие статусы.

Достигаемые статусы касаются профессиональных и статусных положений: профессия (врач, юрист, геолог), занимаемая должность (президент, руководитель), жизненная позиция (дауншифтер, бродяга). Достигаемые социальные статусы включают такие категории, как воры, убийцы, люди без определенного места жительства. Это обратная сторона медали, которая отражает неправильно приложенные усилия или отсутствие стремления к развитию.

Любое проявление социального статуса не может постоянно соответствовать ожиданиям общества, выдерживать и поведенческую линию, и внешнее соответствие.

Как повысить социальный статус

Социальный статус не является постоянным и естественным. У человека может быть стремление к его повышению.

Всегда есть более престижные профессии, места проживания, более высокие заработки. Правда, есть категории, на которые человек повлиять не может — например, изменить биологических родителей или национальность. Но большинство вещей можно изменить и повысить свой социальный статус.

Повышению социального статуса способствует мотивация и амбиции. Если не стремиться улучшать свою жизнь и выбирать лучшее, то прогресс не случится. Это касается всего — от выбора работы до построения отношений.

Повышение социального статуса всегда связано с быстрой и адекватной адаптацией к изменившимся условиям, и чем быстрее это произойдет, тем больше шансов закрепиться на достигнутом.

Социальный статус и роль

В каждом обществе есть некоторая иерархия статусов, которая представляет собой основу его стратификации. Это значит, что определенные статусы считаются престижными, а другие — наоборот. Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов:

Если престиж статуса необоснованно завышен или, наоборот, занижен, то возможна утрата равновесия статусов. Общество, в котором наблюдается подобная тенденция к утрате этого равновесия, не способно обеспечить нормальное функционирование. При этом важно различать престиж и авторитет.

Престиж — это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, которая закреплена в культуре и общественном мнении.

Авторитет — степень признания обществом достоинства конкретного человека.

Социальный статус личности может влиять на поведение человека. Зная социальный статус человека, можно определить некоторые качества, которыми он обладает, а также предсказать действия, которые он может совершить. Такое ожидаемое поведение человека, которое ассоциируется с его статусом, принято называть социальной ролью.

Социальная роль — это образец поведения, который признан для людей контрактного статуса в определенном обществе.

Другими словами, социальный статус — это положение, а роль — это модель поведения, которая связана со статусом.

Ролевой конфликт и его виды

Ролевой конфликт — это ситуация, в которой человек стал­кивается с необходимостью удовлетворить требования двух или более несовместимых ролей.

Рассмотрим три вида ролевых конфликтов в таблице.

Суть ролевого конфликта

Конфликт, при котором требования одной и той же роли противоречат друг другу.

Например, роль родителей предполагает не только доброе, ласко­вое обращение с детьми, но также требовательность, строгость.

Конфликт, который возникает в ситуациях, когда тре­бования одной роли противоречат другой.

Например, требования работы могут противоречить религиозным верованиям.

Конфликтная ситуация, когда требования соци­альной роли противоречат интересам и жизненным устремлениям личности.

Например, профес­сиональная деятельность не позволяет человеку раскрыть и проявить свои способности.

История социальных статусов в России

В Российской империи социальные статусы закрепляли в документах и указывали как «звание». Вот некоторые из них:

В Советском Союзе социальные статусы закрепляли в документах и отмечали как «социальное положение»:

При поступлении на работу (службу) заполняли личный листок по учету кадров, в котором была графа «социальное происхождение». Обычно эту графу заполняли так: «из крестьян», «из рабочих», «из служащих». Как правило, указывался социальный статус главы семейства.

Источник

Социальные статусы и социальные роли

Люди обладают множеством статусов и принадлежат ко множеству социальных групп, престиж которых в обществе неодинаков. Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Таким образом, процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.

Человек ежедневно взаимодействует с разными людьми и социальными группами. Редко бывает, когда он полностью взаимодействует только с членами одной группы, например семьи, но он в то же время может быть и членом трудового коллектива, общественных организаций и т. п. Входя одновременно во многие социальные группы, он занимает в каждой из них соответствующее положение, обусловленное взаимоотношениями с другими членами группы. Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также положений, которые он занимает в каждой из них, используются понятия социального статуса и социальной роли.

Статус (от лат. status — положение, состояние) — положение гражданина.

Социальный статус обычно определяется как положение индивида или группы в социальной системе, имеющее специфические для данной системы признаки. Каждый социальный статус обладает определенным престижем.

Все социальные статусы можно подразделить на два основных типа: те, которые предписываются индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий, и те, которые личность достигает своими собственными усилиями.

Разнообразие статусов

Кроме них существует огромное множество эпизодических, неосновных статусов. Таковы статусы пешехода, прохожего, пациента, свидетеля, участника демонстрации, забастовки или толпы, читателя, слушателя, телезрителя и т. д. Как правило, это временные состояния. Права и обязанности носителей таких статусов часто никак не регистрируются. Они вообще трудно определимы, скажем, у прохожего. Но они есть, хотя влияют не на главные, а на второстепенные черты поведения, мышления и чувствования. Так, статус профессора определяет очень многое в жизни данного человека. А его временный статус прохожего или пациента? Конечно же нет.

Итак, человек имеет основные (определяющие его жизнедеятельность) и неосновные (влияющие на детали поведения) статусы. Первые существенно отличаются от вторых.

За каждым статусом — постоянным или временным, основным или неосновным — стоит особая социальная группа либо социальная категория. Католики, консерваторы, инженеры (основные статусы) образуют реальные группы. Например, пациенты, пешеходы (неосновные статусы) образуют номинальные группы или статистические категории. Как правило, носители неосновных статусов никак не согласуют поведение друг с другом и не взаимодействуют.

Люди обладают множеством статусов и принадлежат ко множеству социальных групп, престиж которых в обществе неодинаков: коммерсанты ценятся выше сантехников или разнорабочих; мужчины обладают большим социальным «весом», чем женщины; принадлежность к титульному этносу в государстве не одно и то же, что принадлежность к национальному меньшинству, и т. д.

Со временем в общественном мнении вырабатывается, передается, поддерживается, но, как правило, ни в каких документах не регистрируется иерархия статусов и социальных групп, где одних ценят и уважают больше других.

Место в такой незримой иерархии называется рангом, который бывает высоким, средним или низким. Иерархия может существовать между группами в рамках одного общества (интергрупповая) и между индивидами в рамках одной группы (интрагрупповая). И место человека в них выражают также термином «ранг».

Несовпадение статусов вызывает противоречие в интергрупповой и интрагрупповой иерархии, которое возникает при двух обстоятельствах:

Хотя статусы вступают в социальные отношения не прямо, а только косвенно (через их носителей), они главным образом определяют содержание и характер социальных отношений.

Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом. Бедные презирают богатых, а богатые с пренебрежением относятся к бедным. Владельцы собак не понимают людей, любящих чистоту и порядок на газонах. Профессиональный следователь, хотя и бессознательно, делит людей на потенциальных преступников, законопослушных и свидетелей. Русский скорее проявит солидарность с русским, чем с евреем или татарином, и наоборот.

Политические, религиозные, демографические, экономические, профессиональные статусы человека определяют интенсивность, продолжительность, направленность и содержание социальных отношений людей.

Роль (франц. role) — образ, воплощенный актером.

Социальная роль — это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Социальные роли — это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей.

Статус детей обычно подчинен взрослым, и от детей ожидается почтительность по отношению к последним. Статус солдат отличен от статуса штатских; роль солдат связана с риском и выполнением присяги, чего нельзя сказать о других группах населения. Статус женщин отличается от статуса мужчин, и потому от них ожидают иного поведения, чем от мужчин.

Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с данными статусами. В этом смысле статус и роль — это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль — действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей.

Социальная роль состоит:

Таким образом, социализация как процесс обучения общепринятым способам и методам действий и взаимодействий является важнейшим процессом обучения ролевому поведению, в результате чего индивид действительно становится частью общества.

Рассмотрим некоторые определения социальной роли:

Виды социальных ролей

Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук… Мужчина и женщина — это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.

Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.)

В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.

Основные характеристики социальной роли

1. По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая — размыта.
2. По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).
3. По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.
4. По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д.

Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений. С одной стороны, это отношения межличностные, базирующиеся на многообразии чувств и эмоций; с другой — отношения регулируются нормативными актами и в определенном смысле являются формальными.

Участники данного социального взаимодействия интересуются самыми разными сторонами жизни друг друга, их отношения практически не ограничены. В других случаях, когда отношения строго определяются социальными ролями (например, отношения продавца и покупателя), взаимодействие может осуществляться только по конкретному поводу (в данном случае — покупки). Здесь масштаб роли сводится к узкому кругу специфических вопросов и является небольшим.

Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, научного сотрудника, профессора и т. д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.

Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, — только неформальных; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения.

Очевидно, что отношения представителя ГИБДД с нарушителем правил дорожного движения должны определяться формальными правилами, а отношения между близкими людьми — чувствами. Формальные отношения часто сопровождаются неформальными, в которых проявляется эмоциональность, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипатию. Это происходит, когда люди взаимодействуют некоторое время и отношения становятся относительно устойчивыми.

Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т. д.

Влияние социальной роли на развитие личности

Для любого общества не менее важно предписывание ролей в соответствии с возрастом. Приспособление индивидов к постоянно меняющимся возрасту и возрастным статусам — вечная проблема. Не успевает индивид приспособиться к одному возрасту, как тут же надвигается другой, с новыми статусами и новыми ролями. Едва юноша начинает справляться со смущением и комплексами юности, как он уже стоит на пороге зрелости; едва человек начинает проявлять мудрость и опытность, как приходит старость. Каждый возрастной период связан с благоприятными возможностями для проявления способностей человека, более того, предписывает новые статусы и требования обучения новым ролям. В определенном возрасте индивид может испытывать проблемы, связанные с приспособлением к новым ролевым статусным требованиям.

Ребенок, о котором говорят, что он старше своих лет, т. е. достиг статуса, присущего старшей возрастной категории, обычно полностью не реализует свои потенциальные детские роли, что отрицательно сказывается на полноте его социализации. Часто такие дети чувствуют себя одинокими, ущербными. В то же время статус незрелого взрослого человека представляет собой комбинацию статуса взрослого с установками и поведением, свойственными детству или юности. У такой личности обычно возникают конфликты при исполнении ролей, соответствующих ее возрасту. Эти два примера показывают неудачное приспособление к возрастным статусам, предписанным обществом.

Освоение новой роли может иметь огромное значение для изменения человека. В психотерапии существует даже соответствующий метод коррекции поведения — имиджетерапия (имидж — образ). Пациенту предлагают войти в новый образ, сыграть роль, как в спектакле. При этом функцию ответственности несет не сам человек, а его роль, которая задает новые шаблоны поведения. Человек вынужден поступать иначе, исходя из новой роли.

Несмотря на условность такого метода, эффективность его использования была достаточно высока, поскольку субъекту давалась возможность высвободить подавленные влечения если не в жизни, то хотя бы в процессе игры. Широко известен социодраматический подход к интерпретации человеческих поступков. Жизнь рассматривается как драма, каждый участник которой играет свою специфическую роль. Проигрывание ролей дает не только психотерапевтический, но также и развивающий эффект.

Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».

Только до завтра можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь

Источник

Виды статусов

Когда говорят о брачном статусе, то подразумевают отношение человека к институту брака — он женат, холост, разведен, вдовец. Эти 4 положения суть 4 вида статуса. Один человек не может быть одновременно женат и разведен.

Экономический статус подразумевает отношение к средствам производства — он собственник или несобственник, т. е. лицо наемного труда.

Социальный статус человек является профессиональным спортсменом, выступающим за деньги, или любителем, выступающим бесплатно.

Демографический статус мужчина или женщина, ребенок, юноша, взрослый, старик.

старик ребенок мужчина какой социальный статус. image112. старик ребенок мужчина какой социальный статус фото. старик ребенок мужчина какой социальный статус-image112. картинка старик ребенок мужчина какой социальный статус. картинка image112

Вам надо заполнить недостающие примеры. Впишите их на свободные места.

35. Как вы понимаете эти выражения?

Какие аргументы вы могли бы привести в защиту этого суждения?

А Богатые зарабатывают деньги не своим трудом, как это делает средний и низший класс.

В. Доход богатых поступает от владения собственностью в особо крупных размерах.

С. Национальность — смешанный статус.

D. Бедность — это не только минимальный доход, но особый образ и стиль жизни, передающиеся из поколения в поколение нормы поведения, стереотипы восприятия и психология.

Е. Взаимные браки между богатыми создают клановую сеть, страхующую каждого в отдельности от возможного разорения.

Применив современную схему классов, построенную на основе исследований Л. Уорнера, к нашей действительности, попробуйте структурировать население вашего города на шесть классов. Возможно, что их пропорция будет иной. Главное не в количественной, а качественной стороне дела.

37. Подумайте над тем, бывают ли

относительная нужда ___________________

абсолютная нужда _____________________

относительная нищета ___________________

абсолютная нищета ____________________

относительный достаток _________________

абсолютный достаток ___________________

относительная обеспеченность _____________

«Ушел в историю миф, что «молодым везде у нас дорога». Невозможность удовлетворить потребности за счет хорошей учебы, добросовестного и честного труда формирует у одних неуверенность, а у других — циничное отношение к жизни, установку: «деньги не пахнут», способствует преступному поведению. Так называемая рыночная экономика жестока к людям, особенно к слабым и неприспособленным к тяготам жизни, привыкшим к постоянной опеке. В условиях социально-экономического кризиса современной России, в исключительно сложной ситуации оказались многие юноши и девушки. Состояние неопределенности в будущем, необходимость платить за получение образования, рост безработицы (особенно среди женщин с высшим образованием), пренебрежительное отношение правительства к жизненным заботам подрастающего поколения приводят к запрограммированному неблагополучию молодежи». (Лисовский В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи) // Социол. исслед. 1998. №5. С. 98—104)

С какими из приведенных в данном фрагменте положениями вы согласны, а с какими нет? Аргументируйте свою позицию.

39. Социологический практикум

Прочтите помещенный ниже текст, а затем ответьте на вопросы.

При выделении людей и групп, находящихся в ситуации абсолютной бедности, надо принимать в расчет ее степень. В России отчетливо выделяются три степени абсолютной бедности:нищета, наиболее глубокая острая бедность;нужда, средняя бедность;необеспеченность, или недостаточная обеспеченность, умеренная бедность. Конечно, количественные, выражаемые в деньгах границы подобных категорий довольно условны. Но в качественном и социальном смысле они совершенно определенны.

В положении абсолютной нищеты (наиболее глубокой бедности) находятся люди, не имеющие физиологического минимума средств к жизни. Это те, кто стоит на грани постоянного недоедания, если не голода, или за этой гранью. Условным показателем можно считать стоимость простейшего набора продуктов питания, входящих в официальный прожиточный минимум. В 1992—1994 годах он стоил чуть больше двух третей прожиточного минимума. По данным государственной статистики, денежные доходы ниже стоимости продуктового набора в 1993 г. имели 10—15% населения.

Нужда (средний уровень бедности) охватывает те группы населения, которым хватает средств на простейшие физиологические потребности, но кто не может удовлетворить социальные потребности, даже самые элементарные. В этих группах обычно нет регулярного недоедания, но не обновляется одежда и обувь, нет средств на лечение, отдых. Верхнюю границу нужды образует официальный прожиточный минимум, рассчитываемый Министерством труда и фактически являющийся у нас показателем именно социального минимума (в отличие от стоимости одного лишь продуктового набора, указывающего примерные пределы чисто физиологического минимума). Таким образом, в состоянии нужды оказываются люди, доходы которых меньше официального прожиточного минимума, но больше его половины или двух третей. К этой категории относилось 15—20% населения в 1993 г. и 10—15% — в январе-августе 1994 г.

Наконец, необеспеченностью (умеренной бедностью), переходом от бедности к «небедности» можно считать уровень жизни, при котором удовлетворяются элементарные потребности — как физиологические, так и социальные, — но остаются неудовлетворенными потребности более сложные и высокие. В таких условиях люди более или менее сытно едят (хотя их рацион отнюдь не сбалансирован и их питание нельзя считать здоровым), как-то обновляют одежду, лечатся, отдыхают. Однако все это делается на уровне и в формах, недостигающих образцов, считающихся в рамках данной культуры нормальными и достойными. Иными словами, здесь обеспечен прожиточный минимум, но нет достатка.

В качестве показателя его примерной границы можно использовать удвоенную величину официального прожиточного минимума, которая, по мнению ряда специалистов, в среднем достаточна, чтобы удовлетворить нормальные (а не только элементарные) нужды человека — как они, эти нужды, понимаются большинством населения в нашей стране и в наше время. Некоторые авторы используют в этих целях душевой доход, равный средней заработной плате. Грань между достатком и необеспеченностью показывает также оценка прожиточного минимума самим населением и экспертами в опросах ВЦИОМ. В противоположность официальному истолкованию около 70% опрошенных склонно считать таким минимумом сумму, которая обеспечивает человеку не просто выживание, но приличное, хотя и скромное существование. Ориентировочные прикидки дают основание относить к этой категории 30—40% населения. В отличие от нищеты и нужды, масштабы необеспеченности в первой половине 1994 г. практически не изменились сравнительно с 1993 г.

Не меньшее значение имеет сравнение положения человека или социальной группы, слоя населения с доходами и жизненными обстоятельствами других людей или со своим собственным положением в прошлом. Сравнение не всегда четко отрефлексировано, но как полуосознанное чувство, как фон мировосприятия оно присутствует почти у каждого человека.

Проблемы, вызываемые ощущением бедности сравнительно с другими людьми или прошлым, практически неотделимы от проблем социальной справедливости. Если в обществе существуют массовые группы, считающие свой уровень жизни существенно и неоправданно более низким, чем у иных социальных категорий или в иное время, на иной территории, то такие группы будут чувствовать и вести себя как находящиеся в ситуации бедности, независимо от абсолютной величины их доходов и потребления. В этом смысле уместно говорить (в отличие от абсолютной) оботносительной бедности. Различение абсолютной и относительной бедности — не просто классификационное ухищрение. Эти формы бедности имеют неодинаковую перспективу и для их преодоления нужно использовать различные методы.

Абсолютная бедность ликвидируется по преимуществу развитием производства, наращиванием валового продукта, того «общественного пирога», величина которого, в конечном счете, определяет уровень потребления. В противостоянии абсолютной бедности вмешательство в разделение этого «пирога» играет второстепенную роль — оно нужно лишь для того, чтобы предотвратить крайние формы социальной обделен-ности. Применительно же к относительной бедности дело обстоит иначе. Здесь как раз большее значение имеет раздел «общественного пирога», создание механизмов, предотвращающих чрезмерное неравенство. Соответственно идеальная цель борьбы с абсолютной бедностью — ее абсолютное преодоление: в здоровом обществе не должно быть людей, не имеющих прожиточного минимума. Напротив, задача борьбы с относительной бедностью — не полное устранение неравенства, но его, так сказать, оптимизация, приведение к уровню, не выходящему за приемлемые пределы и вместе с тем не подрывающему стимулы социальной активности. (Пределы эти зависят от состояния общества, его культурных традиций.)

Простой и надежный способ определения групп, находящихся в ситуации относительной бедности — выделить категории населения, чьи доходы и потребление заметно ниже, чем у основной, наиболее многочисленной части общества. Сопоставление с тем, как живет большинство соседей, рождает ощущение относительной бедности гораздо чаще, чем трудно вообразимое сравнение собственного существования с жизнью верхушки богачей.

Нередко хуже всего живущие группы выделяют на простой количественной основе. Берутся 25, 20 или 10% населения с наименьшими доходами (т. е. нижнии квартиль, квантиль и дециль распределения до-мохозяйств по доходам) или люди, чей доход не достигает половины среднедушевого дохода. Это отличает жизнь бедных групп от более благополучных. Но для определения границ относительной бедности подобный подход чересчур произволен.

Лучше использовать модальные значения. Выделение той части населения, чьи доходы ниже модальных, дает возможность вычленить категорию, живущую хуже именно основных, наиболее массовых слоев данного общества (а не его абстрактного и крайне гетерогенного большинства). Если же, как часто бывает, кривая распределения населения по уровню доходов позволяет определить не только модальную величину дохода, но и реальные границы модальных групп — отождествление всего, что находится ниже этих границ, с относительной бедностью приобретает почти строгий характер.

Учет модальных значений дает также некоторое основание для определения уровней более и менее глубокой относительной бедности, отчасти сходных с уровнями абсолютной нищеты, нужды, необеспеченности. В этом случае в ситуации глубокой относительной бедности (своего рода относительной нищеты) оказываются те, чьи доходы ниже модальных значений (или нижней границы модальных групп, если таковые выделяются достаточно отчетливо). Те же, чьи доходы превосходят модальные значения, но не превышают средний уровень, могут рассматриваться в качестве групп, находящихся в состоянии средней и умеренной относительной бедности (то есть состоянии, отчасти аналогичном нужде и необеспеченности). Если реальное распределение населения по доходам имеет бимодальный (полимодальный) характер, членение относительной бедности на уровни становится совершенно четким, а его градации бодее дробными.

Следует однако подчеркнуть, что формально-статистический подход уместен скорее в богатых и стабильных обществах, нежели в бедных и кризисных, где основная масса населения едва обеспечивает себе прожиточный минимум. Здесь категории, чье положение хуже групп, находящихся в модальных и дажесредних условиях, по большей части совпадают с населением, живущим на уровне абсолютной нищеты или нужды. Различение их оказывается не слишком продуктивным.

До недавнего времени именно так обстояло дело в России. Вследствие невысокого жизненного уровня величина модального денежного дохода в 1992—1994 гг. была близка к прожиточному минимуму. Например, на рубеже 1993—1994 гг. эти величины равнялись соответственно 40 тыс. и 38 тыс. рублей в месяц. Значит и доля населения с доходом, уступающим модальному, не слишком отличалась от доли людей, не имевших прожиточного минимума. В конце 1994 г. меньше модального дохода имели 25—30% населения; меньше прожиточного минимума — 24% и 17%.

Иными словами, проявления относительной бедности, возникающие в итоге того, что часть населения живет заметно хуже основной его массы (т. е. то, что можно называть относительной нищетой и относительной нуждой), затрагивало в то время практически те же категории, которые охватывались абсолютной нищетой и нуждой.

Отсюда тем не менее не следует, что относительные формы нужды, нищеты, необеспеченности вообще не заслуживают внимания в современной России. Ситуация может довольно быстро измениться. Пожалуй, такое изменение уже началось. Во всяком случае, модальное значение месячного душевого дохода в среднем за январь-август 1994 г. превысило 100 тыс. рублей, а средняя величина прожиточного минимума составила 70 тыс. рублей. Динамика относительной нищеты и относительной нужды в 1994 г. не тождественна движению абсолютной нищеты и нужды. Абсолютная бедность начинает сокращаться вместе с самыми первыми признаками общественной стабилизации: с конца 1993г. ее распространенность заметно уменьшилась. Напротив, доля людей, живущих относительно беднее основной массы, за это время практически не уменьшилась, скорее даже чуть выросла.

В более длительной перспективе расхождение будет еще заметнее. Собственно, только тогда, когда жизненный уровень основных групп превысит прожиточный минимум, и в особенности когда этот уровень достигнет зоны достатка — именно тогда положение живущих хуже основной массы станет особой проблемой. Если эту опасность не принимать в расчет сегодня, каждое усилие по преодолению абсолютной бедности обернется шагом к нарастанию классических проявлений бедности относительной.

Впрочем, не исключено, что подобные проявления, в частности, совершенно неразличимая теперь относительная необеспеченность, приобретут актуальность еще до того, как большинство населения достигнет абсолютного достатка. Тут злую шутку могут сыграть с нами специфические формы дифференциации, характерные как раз для бедных стран, вступающих в рыночную экономику без развернутых механизмов социальной поддержки. В начале переходного кризиса доля богатых и полубогатых (зажиточных) в таких странах ничтожна— не более 1—2%. Остальное население, включая и тех, кто имеет первичный достаток и живет вне абсолютной бедности, практически не общается с ними. Богатые воспринимаются в это время чем-то вроде персонажей телевизионной сказки, не имеющих отношения к реальной жизни. Как уже упоминалось, сравнение с ними лишь очень редко всерьез задевает массовое сознание.

Но положение может измениться уже на самых начальных стадиях рыночного развития, коль скоро речь идет о развитии стихийном, социально не регулируемом. В этом случае длительное время сохраняется разрыв между большинством общества, живущим в абсолютной бедности или на уровне самого минимального достатка, и той его частью, которую можно отнести к богатым или действительно зажиточным. Однако численность последних заметно возрастает, достигая десятой, а то и пятой-четвертой части населения. Весь прирост уровня жизни выливается в обогащение меньшинства, в превращение его из ничтожной кучки в массовый слой, охватывающий меньшинство населения, но меньшинство ощутимое.

Это обстоятельство сразу же меняет воздействие жизненной обстановки богатых на сознание бедных. Небогатые, в первую очередь наиболее успешные из них, все чаще начинают лично сталкиваться с богатыми и полубогатыми, видят их быт в его живой осязаемости. С одной стороны, пример богатого соседа способен вызывать уважение и стимулировать деловую энергию небогатых. Но с другой, именно потому, что речь идет о соседе, его богатство может вызывать и обострять ощущение относительной ущемленности.

В рамках первичной типологии разновидностей бедности целесообразно отразить явления резкого снижения уровня жизни, условно рассматривая обеднение как особую диахронную форму относительной бедности.

Социальную напряженность вызывает не только то, что нынешний жизненный стандарт миллионов людей не обеспечивает прожиточный минимум и тем более достаток. Напряжение возникает и потому, что материально-имущественные и социальные условия стали хуже, чем были у тех же людей всего несколько лет назад. Социально-психологическое соотнесение тут происходит не с другими группами, как бывает в классических разновидностях синхронной относительной бедности, но с собственной жизнью, какой ее помнят (и ощущают как норму) сам человек, его дети и близкие.

Вычленить диахронную относительную бедность (обеднение) стоит еще и потому, что в современной России она действительно играет самостоятельную роль. Обеднение охватывает более широкий круг населения, чем абсолютная бедность: в первом случае это по меньшей мере две трети, если не три четверти населения, во втором — треть или половина. Даже в 1994 г., когда процесс обеднения застопорился сравнительно с тем, что было раньше, число тех, кто ощутил ухудшение своего положения, превосходило долю населения, считавшего свое материальное положение плохим или очень плохим: 55% в первом случае, 40— 45% — во втором. Еще важнее, что наиболее острые разновидности диахронией относительной бедности и наиболее глубокая абсолютная бедность характерны не для одних и тех же, но для разных общественных слоев. Абсолютно беднее всех сегодня те же, что были и раньше. Относительно обеднели больше всех совсем другие люди, принадлежавшие прежде к средним и средне-высоким общественным группам. Соответственно по отношению к ним необходимы другие меры социальной политики.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *