стереометрия в каком классе проходят
Геометрия. 10 класс
Введение в стереометрию
Введение в стереометрию
Необходимо запомнить
Стереометрия – это раздел геометрии, в котором изучаются свойства фигур в пространстве.
Простейшими (основными) фигурами в пространстве являются точки, прямые и плоскости.
Аксиома 1: Через 3 точки, не лежащие на одной прямой, проходит плоскость, и притом только одна.
Аксиома 2: Если две точки прямой лежат в плоскости, то все точки прямой лежат в этой плоскости.
Если прямая и плоскость имеют одну общую точку, то говорят, что они пересекаются.
Аксиома 3: Если две плоскости имеют общую точку, то они имеют общую прямую, на которой лежат все общие точки этих плоскостей.
Теорема 1: Через прямую и не лежащую на ней точку проходит плоскость, и притом только одна.
Теорема 2: Через две пересекающиеся прямые проходит плоскость, и, причём только одна.
Введение в стереометрию
Аксиоматический метод – способ построения научной теории, при котором в основу теории кладутся некоторые исходные положения, называемые аксиомами теории, а все остальные предложения теории получаются как логические следствия аксиом.
Определение из математической энциклопедии.
Аксиоматический метод появился в Древней Греции, а сейчас применяется во всех теоретических науках, прежде всего в математике. Аксиоматический метод построения научной теории заключается в следующем: выделяются основные понятия, формулируются аксиомы теории, а все остальные утверждения выводятся логическим путём, опираясь на них.
Основные понятия выделяются следующим образом. Известно, что одно понятие должно разъясняться с помощью других, которые, в свою очередь, тоже определяются с помощью каких-то известных понятий. Таким образом, мы приходим к элементарным понятиям, которые нельзя определить через другие.
Определение (дефиниция) – установление смысла незнакомого термина с помощью терминов знакомых и уже осмысленных или путём включения в контекст знакомых слов (контекстуальное определение), или явного формулирования равенства, в левую часть которого входит определяемый термин, а в правую – определяющее выражение, содержащее только знакомые термины.
Теорема (греч. theorema, от theoreo – рассматриваю), в математике – предложение (утверждение), устанавливаемое при помощи доказательства (в противоположность аксиоме). Теорема обычно состоит из условия и заключения. Например, в теореме: если в треугольнике один из углов прямой, то два других – острые, после слова «если» стоит условие, а после «то» – заключение.
Эти понятия и называются основными. Когда мы доказываем утверждение, теорему, то опираемся на предпосылки, которые считаются уже доказанными. Но эти предпосылки тоже доказывались, их нужно было обосновать. В конце концов, мы приходим к недоказываемым утверждениям и принимаем их без доказательства. Эти утверждения называются аксиомами.
Набор аксиом должен быть таким, чтобы, опираясь на него, можно было доказать дальнейшие утверждения. Выделив основные понятия и сформулировав аксиомы, далее мы выводим теоремы и другие понятия логическим путём.
«Начала» начинаются с изложения 23 определений и 10 аксиом. Первые пять аксиом – «общие понятия», остальные называются «постулатами».
Пять «общих понятий» Евклида являются принципами измерения длин, углов, площадей, объёмов: «равные одному и тому же равны между собой», «если к равным прибавить равные, суммы равны между собой», «если от равных отнять равные, остатки равны между собой», «совмещающиеся друг с другом равны между собой», «целое больше части».
Первые два постулата определяют действия с помощью идеальной линейки, третий – с помощью идеального циркуля. Четвёртый, «все прямые углы равны между собой», является излишним, так как его можно вывести из остальных аксиом. Последний, пятый постулат гласил: «Если прямая падает на две прямые и образует внутренние односторонние углы в сумме меньше двух прямых, то, при неограниченном продолжении этих двух прямых, они пересекутся с той стороны, где углы меньше двух прямых».
В начале XIX века H. И. Лобачевским и Я. Больяй (J. Bolyai) была открыта, так называемая, неевклидова геометрия, что явилось толчком к дальнейшему развитию аксиоматического метода. Они установили, что, заменив привычный и, казалось бы, единственно «объективно истинный» 5 постулат Евклида о параллельных его отрицанием, можно развивать чисто логическим путем геометрическую теорию, столь же стройную и богатую содержанием, как и геометрия Евклида. Этот факт заставил математиков XIX века обратить внимание на дедуктивный способ построения математической теорий, что повлекло за собой возникновение новой проблематики, связанной с самим понятием аксиоматического метода, и формальной (аксиоматической) математической теории.
Геометрия. 10 класс
Конспект урока
Геометрия, 10 класс
Урок №3. Введение в стереометрию
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
Геометрия— это наука о свойствах геометрических фигур.
Планиметрия— это раздел геометрии, в котором изучаются свойства фигур на плоскости.
Стереометрия— это раздел геометрии, в котором изучаются свойства фигур в пространстве.
Простейшими (основными) фигурами в пространстве являются точки, прямые и плоскости.
Глазков Ю. А., Юдина И. И., Бутузов В. Ф. Рабочая тетрадь по геометрии. 10 кл. Москва.: Просвещение, 2013 г. С. 1-4
Зив Б. Г. Геометрия. 10 класс. Дидактические материалы.: Москва, Просвещение, 2013 г. С.4, 14, 24
Открытый электронный ресурс:
Решу ЕГЭ. Открытый образовательный портал. https://ege.sdamgia.ru/
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Мы закончили изучать и повторять раздел геометрии, который называется планиметрией.
В планиметрии все фигуры, которые рассматривались при доказательстве каждой теоремы или при решении задач, располагались на плоскости. Таким образом, мы имели дело только с одной плоскостью.
Сегодня мы начинаем изучать новый раздел геометрии, который называется стереометрией.
Обратите внимание на данные фигуры. Как вы заметили- они объемные.
И их все объединяет раздел геометрии Стереометрия.
Что же такое стереометрия?
По аналогии с планиметрией мы можем вывести следующее определение:
Стереометрия- это раздел геометрии, в котором изучаются свойства фигур в пространстве.
Простейшими (основными) фигурами в пространстве являются точки, прямые и плоскости.
Вместе с этими фигурами рассматриваются геометрические тела и их поверхности. Представления о геометрических телах дают нам: кристаллы (составлен из многоугольников) – многогранники; куб; капли жидкости в невесомости – шар; футбольный мяч (шар); консервная банка (цилиндр).
Изучая свойства геометрических фигур, мы получаем представления о геометрических свойствах реальных предметов. В этом и состоит практическое значение геометрии, в частности стереометрия, широко используется в строительстве, архитектуре, машиностроении, геодезии, в науке и технике.
В планиметрии основными фигурами были точки и прямые. В стереометрии наряду с ними рассматривается ещё одна основная фигура – плоскость.
Представление плоскости нам дает любая гладкая поверхность. Она безгранична.
Основные свойства точек, прямых и плоскостей, касающиеся их взаимного расположения, выражены в аксиомах.
А1: Через 3 точки, не лежащие на одной прямой, проходит плоскость, и притом только одна.
Точки А α, В α, С α.
Если взять четыре произвольные точки, то через них может не проходить ни одна плоскость.
А2: Если две точки прямой лежат в плоскости, то все точки прямой лежат в этой плоскости.
В этом случае говорят, что прямая лежит в плоскости или плоскость проходит через прямую.
Это свойство используется при проверке “ровности” линейки.
Если прямая и плоскость имеют одну общую точку, то говорят, что они пересекаются.
А3: Если две плоскости имеют общую точку, то они имеют общую прямую, на которой лежат все общие точки этих плоскостей.
В этом случае говорят, что плоскости пересекаются по прямой.
Пример: пересечение пола и стены
В пространстве существует бесконечно много плоскостей, и в каждой плоскости справедливы все аксиомы и теоремы планиметрии.
Некоторые следствия из аксиом.
Теорема 1: Через прямую и не лежащую на ней точку проходит плоскость, и притом только одна.
Дано: а – прямая, точка М ∉ а.
Доказать: 1) существует α: а α.
1) Дополнительные построения: т. В а, т. С а.
2) В, С, М не лежат на одной прямой, следовательно, по первой аксиоме существует плоскость α.
4) Единственность α. следует из того, что любая плоскость, проходящая через прямую а и т. М, проходит через М, В, С. Значит, она совпадает с α (по Аксиоме 1). Теорема доказана.
Теорема 2: Через две пересекающиеся прямые проходит плоскость, и, причём только одна.
Дано: а ∩ b в точке М
Доказать: существование плоскости α, а α, b α.
1) Дополнительные построения: N Є b, N∉ a.
2) Существует α : N α, a α.
3)
4) Из 2) и 3) следует α. проходит через прямые а и b.
5) Единственность α следует из того, что любая плоскость, проходящая через прямые а и b, проходит через точку N, значит она совпадает с α (по Теореме 1). Теорема доказана.
Разбор решения заданий тренировочного модуля
Тип задания: выделение цветом
Прямая MN пересекает плоскость:
Внимательно рассмотрите рисунок, как вы видите прямая MN пересекает плоскости ABC и A1B1С1, рассмотрим варианты ответов, среди них есть вариант 2) (ABC), он и является верным.
Тип задания: смежный граф
Пользуясь данным рисунком
назовите три плоскости, содержащие прямую DС1 (нижний индекс записываете цифрой после буквы, без пробела)
Решение: Внимательно рассмотрите прилагающийся рисунок, определите, где на нем располагается прямая DС1, как вы видите из рисунка он располагается в плоскостях:
Изучение стереометрии в старшей школе
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Статья по теме « Вопросы изучения стереометрии в старшей школе»
Учитель Кузьмина С.В.
Геометрия является самым могущетсвенным
средством для изощрения наших умственных
способностей и даёт нам возможность правильно
мыслить и рассуждать.
В настоящее время такому предмету как математика уделяется большое значение. И это связано не только с обязательным экзаменом по итогам основной и средней школы. Учитывая ФГОС основного образования, ученик не только учится решать предметные задачи, но и формирует универсальные учебные действия, т.е. учится учиться. Важными выступают проблемы развития творческого мышления, умения анализировать ситуацию, выстраивать пути решения предлагаемых задач. В достижении этих целей помогает такой раздел математики, как геометрия. В отличие от алгебраических задач, задачи по геометрии не имеют единого алгоритма решения, каждая задача предполагает свой путь решения. С разделом стереометрия ученик встречается в 10 классе, и часто решение стереометрических задач представляет большую проблему, связанную с неразвитым пространственным воображением, неумением переложить пространственную картинку на плоскость, а иногда проблемы возникают уже на момент построения чертежа.
Таким образом, подводя итоги, можно отметить следующее: для обеспечения эффективности изучения стереометрии в старшей школе необходимо как можно раньше вести пропедевтическую работу в этом направлении, разработать и включать поэтапно в программу школьного курса математики задачи, рассчитанные на развитие пространственного мышления.
Список используемой литературы:
1. И.С. Якиманская. « Педагогическая психология. Основные проблемы»,2008
2. С.Б. Верченко « Развитие пространственных представлений учащихся при изучении геометрического материала в 4-5 классах средней школы»
Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/razvitie-prostranstvennykh- predstavlenii-uchashchikhsya-pri-izuchenii-geometricheskogo-mater#ixzz5RkoFBvue
Геометрия. 10 класс
Конспект урока
Геометрия, 10 класс
Урок №3. Введение в стереометрию
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
Геометрия— это наука о свойствах геометрических фигур.
Планиметрия— это раздел геометрии, в котором изучаются свойства фигур на плоскости.
Стереометрия— это раздел геометрии, в котором изучаются свойства фигур в пространстве.
Простейшими (основными) фигурами в пространстве являются точки, прямые и плоскости.
Глазков Ю. А., Юдина И. И., Бутузов В. Ф. Рабочая тетрадь по геометрии. 10 кл. Москва.: Просвещение, 2013 г. С. 1-4
Зив Б. Г. Геометрия. 10 класс. Дидактические материалы.: Москва, Просвещение, 2013 г. С.4, 14, 24
Открытый электронный ресурс:
Решу ЕГЭ. Открытый образовательный портал. https://ege.sdamgia.ru/
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Мы закончили изучать и повторять раздел геометрии, который называется планиметрией.
В планиметрии все фигуры, которые рассматривались при доказательстве каждой теоремы или при решении задач, располагались на плоскости. Таким образом, мы имели дело только с одной плоскостью.
Сегодня мы начинаем изучать новый раздел геометрии, который называется стереометрией.
Обратите внимание на данные фигуры. Как вы заметили- они объемные.
И их все объединяет раздел геометрии Стереометрия.
Что же такое стереометрия?
По аналогии с планиметрией мы можем вывести следующее определение:
Стереометрия- это раздел геометрии, в котором изучаются свойства фигур в пространстве.
Простейшими (основными) фигурами в пространстве являются точки, прямые и плоскости.
Вместе с этими фигурами рассматриваются геометрические тела и их поверхности. Представления о геометрических телах дают нам: кристаллы (составлен из многоугольников) – многогранники; куб; капли жидкости в невесомости – шар; футбольный мяч (шар); консервная банка (цилиндр).
Изучая свойства геометрических фигур, мы получаем представления о геометрических свойствах реальных предметов. В этом и состоит практическое значение геометрии, в частности стереометрия, широко используется в строительстве, архитектуре, машиностроении, геодезии, в науке и технике.
В планиметрии основными фигурами были точки и прямые. В стереометрии наряду с ними рассматривается ещё одна основная фигура – плоскость.
Представление плоскости нам дает любая гладкая поверхность. Она безгранична.
Основные свойства точек, прямых и плоскостей, касающиеся их взаимного расположения, выражены в аксиомах.
А1: Через 3 точки, не лежащие на одной прямой, проходит плоскость, и притом только одна.
Точки А α, В α, С α.
Если взять четыре произвольные точки, то через них может не проходить ни одна плоскость.
А2: Если две точки прямой лежат в плоскости, то все точки прямой лежат в этой плоскости.
В этом случае говорят, что прямая лежит в плоскости или плоскость проходит через прямую.
Это свойство используется при проверке “ровности” линейки.
Если прямая и плоскость имеют одну общую точку, то говорят, что они пересекаются.
А3: Если две плоскости имеют общую точку, то они имеют общую прямую, на которой лежат все общие точки этих плоскостей.
В этом случае говорят, что плоскости пересекаются по прямой.
Пример: пересечение пола и стены
В пространстве существует бесконечно много плоскостей, и в каждой плоскости справедливы все аксиомы и теоремы планиметрии.
Некоторые следствия из аксиом.
Теорема 1: Через прямую и не лежащую на ней точку проходит плоскость, и притом только одна.
Дано: а – прямая, точка М ∉ а.
Доказать: 1) существует α: а α.
1) Дополнительные построения: т. В а, т. С а.
2) В, С, М не лежат на одной прямой, следовательно, по первой аксиоме существует плоскость α.
4) Единственность α. следует из того, что любая плоскость, проходящая через прямую а и т. М, проходит через М, В, С. Значит, она совпадает с α (по Аксиоме 1). Теорема доказана.
Теорема 2: Через две пересекающиеся прямые проходит плоскость, и, причём только одна.
Дано: а ∩ b в точке М
Доказать: существование плоскости α, а α, b α.
1) Дополнительные построения: N Є b, N∉ a.
2) Существует α : N α, a α.
3)
4) Из 2) и 3) следует α. проходит через прямые а и b.
5) Единственность α следует из того, что любая плоскость, проходящая через прямые а и b, проходит через точку N, значит она совпадает с α (по Теореме 1). Теорема доказана.
Разбор решения заданий тренировочного модуля
Тип задания: выделение цветом
Прямая MN пересекает плоскость:
Внимательно рассмотрите рисунок, как вы видите прямая MN пересекает плоскости ABC и A1B1С1, рассмотрим варианты ответов, среди них есть вариант 2) (ABC), он и является верным.
Тип задания: смежный граф
Пользуясь данным рисунком
назовите три плоскости, содержащие прямую DС1 (нижний индекс записываете цифрой после буквы, без пробела)
Решение: Внимательно рассмотрите прилагающийся рисунок, определите, где на нем располагается прямая DС1, как вы видите из рисунка он располагается в плоскостях: