стихи это какой жанр

Жанры поэзии

Стихира предлагает нам следующие разделы для публикации:

1. Лирика
2. Твердые Формы,
3. Свободные формы и проза
4. Пародии и юмор
5. Детские разделы
6. Музыкальное творчество
7. Переводы
8. Крупные формы
9. Низовые жанры
10. Без рубрики.

( Более подробный, но не пока исчерпывающий список существующих жанров можно посмотреть в http://www.stihi.ru/2012/02/27/10077 )

О разделах с 5 по 8 мы пока говорить не будем – оставим их на будущее, остальные разделы (стихотворные жанры) мне хочется прокомментировать. Начну с конца.

Сама я никогда в этих жанрах не писала, не пишу и писать не собираюсь. Но – убедительная просьба! – если в ваши стихи залетело по какой-то причине матерное выражение (а это, к сожалению, встречается на Стихире сплошь и рядом), и вам это слово дорого до такой степени, что и под угрозой расстрела вы не согласитесь заменить его более пристойным выражением – поставьте рубрику «матерные стихи». Это будет честно. Любители их почитать найдут их по указанному вами разделу, а противники их не почувствуют себя униженными и оплеванными. Что касается меня (впрочем, кто я такая, чтоб с моим мнением считались?), то единожды наткнувшись в стихах автора на «матерок», я больше на его страницу не захожу, сколь бы талантлив он ни был.

Их не так много, но каждая из них пишется по своим правилам. На странице «Ликбез Для Начинающих» есть сборник «Твердые Формы», пока еще не законченный и до конца не отредактированный. Там идет публикация статей, посвященных написанию каждой из этих форм.

Твердые формы достаточно архаичны – особо хорошие (глубокие и интересные по содержанию) стихи в их жестких рамках написать довольно трудно. И, если вы не любитель кропотливой и вдумчивой работы, то и не беритесь! Стихи – это не шарады и не кроссворды – не игра с заполнением заданной формы все равно, чем….
В том числе, не советую вам без четкого понимания природы и смысла восточных форм браться за написание многочисленных японских сонетов (ЯС-ов) и хокку, ставших очень модными, но ничего общего с настоящими ЯС-ами и хокку не имеющими.

Мое отношение к этому увлечению (да простят его мне их любители!) прекрасно отразил в своем ироничном «хокку» автор нашего сайта и мой большой друг – Сергей Сметанин:

Хокку народ сочиняет.
Издать на японском —
Японцев не хватит читать.

Попытавшись однажды освоить трудный жанр восточной поэзии, я очень скоро поняла, что для настощих ЯС-ов и хокку надо сначала очень глубоко проникнуть в культуру восточного стихосложения, а, главное, миропонимания. А еще то, что не всякие три строчки из пяти и семи слогов делают русское трехстишие настоящим хокку, что не всякая тема годится для Яса и Хокку, а исполняться эта тема должна совсем не так, как это шаловливо и беззаботно делают наши русскоязычные авторы. Об особенностях написания последних на Ликбезе планируется новый сборник.

Об отличиях и особенностях языка этих двух совершенно разных разделов (поэтических жанров) мы и поговорим. Но сначала немного о понятии ЖАНРА.

ЖАНРЫ ПОЭЗИИ — это типы литературных произведений, которые встречаются в рамках этого рода литературы. Поскольку поэзия — явление, охватывающее большое количество разноплановых произведений, то и стихотворные жанры она в себя включает самые разные: оды и сонеты, элегии и романсы, стихотворения и баллады, гимны и думы, песни и частушки и еще многое другое.

В литературе является распространенной еще одна классификация, при использовании которой жанры поэзии разделяются в зависимости ОТ ИХ ТЕМАТИКИ. А поскольку количество таких тематик, параллельно с развитием мира и общества в целом, все возрастает, то эта классификация постоянно расширяется и дополняется.

Возглавляют жанры поэзии, произведения, классифицированные по тематическому признаку ЛИРИКА.

ЛИРИКА – слово, пришедшее к нам из греческого языка. В классическом понимании – это один из родов литературы, в основе которого лежит изображение духовной жизни человека, мира его чувств и эмоций, мыслей и размышлений. Лирическое произведение подразумевает поэтическое повествование, в котором отображены размышления автора о различных природных явлениях и жизни в целом.

Вплоть до XIX века лирику разделяли на: сонет, отрывок, сатиру, эпиграмму и эпитафию. Подробнее рассмотрим каждый из этих жанров лирики.

СОНЕТ – одна из поэтических форм эпохи Возрождения. Драматургический жанр, в котором его структура и композиция объединены по смыслу, как борьба противоположностей.

ОТРЫВОК представляет собой фрагмент произведения или же намеренно незавершенное стихотворение философского содержания.

САТИРА, как жанр, представляет собой лиро-эпическое произведение, призванное высмеять какое-либо явление действительности, либо общественные пороки, по сути своей это злая критика общественной жизни.

ЭПИТАФИЯ представляет собой надгробную надпись, посвященную усопшему, часто эпитафия пишется в стихотворной форме.

На сегодняшний день существуют другие способы классификации жанров лирики. Согласно тематике стихотворений выделяют такие основные жанры лирики, как: пейзажная, интимная, философская.

ПЕЙЗАЖНАЯ ЛИРИКА в большинстве случаев отображает отношение самого автора к природе и окружающему миру сквозь призму собственных мироощущений и чувств. Для пейзажной лирики, более, чем для всех других разновидностей важен образный язык

ИНТИМНАЯ ЛИРИКА – это изображение дружбы, любви, а в некоторых случаях и личной жизни автора. Она схожа с любовной лирикой, и, как правило, интимная лирика является «продолжением» любовной.

ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА рассматривает общечеловеческие вопросы о смысле жизни и гуманизме, вечные темы смысла жизни, добра и зла, мироустройства и цели нашего пребывания на земле. Ее продолжение и разновидности – «гражданская лирика» и «религиозная лирика».

ГРАЖДАНСКАЯ ЛИРИКА – разновидность философской, которая приближена к общественным проблемам – к истории и политике, она описывает (непременно поэтическим языком!) наши коллективные чаяния, любовь к родине, борьбу со злом в обществе.

Об особенностях написания стихов каждого жанра см. соответствующую статью на странице Ликбеза Для Начинающих в сборнике «Все о жанрах»:

Источник

Как определить жанр стихотворения

стихи это какой жанр. i2. стихи это какой жанр фото. стихи это какой жанр-i2. картинка стихи это какой жанр. картинка i2

Обычно не возникает трудностей, чтобы определить различия стихотворений по объему (большие и малые), содержанию (любовные, сатирические, дружеские) и форме (заключенные в строгую структуру, или более свободные по размеру и рифме). А вот в жанрах стихов разобраться чуть сложнее. Если вы решили раз и навсегда понять, по каким признакам стихотворения делятся на жанры, прочитайте статью. В ней будет не только рассказано о жанрах, но и описаны признаки, как определить тот или иной жанр.

Другие полезные статьи:

Классические жанры поэзии

стихи это какой жанр. 73361742 sensi14lovers large. стихи это какой жанр фото. стихи это какой жанр-73361742 sensi14lovers large. картинка стихи это какой жанр. картинка 73361742 sensi14lovers large

Классические поэтические жанры делят на лирические и лироэпические (промежуточные между лирикой и эпосом). Лирические жанры – это обычно небольшие по размеру литературные формы (элегия, послание, эпиграмма). К лироэпическим относят поэмы и баллады.

Лирическое стихотворение Небольшое по объему произведение, в котором описывается внутренний мир героя, его эмоции, чувства. Пишется от лица автора или от лица вымышленного персонажа.

Лирическое стихотворение, проникнутое грустными раздумьями, печалью, ностальгией называют элегией.

стихи это какой жанр. 31a9ec24cda067d6833cc38d6ef8afd3. стихи это какой жанр фото. стихи это какой жанр-31a9ec24cda067d6833cc38d6ef8afd3. картинка стихи это какой жанр. картинка 31a9ec24cda067d6833cc38d6ef8afd3

Еще один жанр, знакомый по урокам русской литературы. Ода отличается возвышенностью и торжественностью стиля. Фактически, это прославление кого-то или чего-то в стихотворной форме.

Чтобы стихотворение называлось сонетом, оно должно иметь четкую, всегда одинаковую структуру. В сонете 14 строк: 2 четверостишия на две рифмы, и два трехстишия на две или три рифмы.

Для поэмы характерен сюжет и особое внимание ко внутреннему миру, переживаниям, чувствам лирического героя. Еще в поэме могут быть лирические отступления (рассуждения автора).

Это рассказ в стихах, произведение с напряженным и часто необычным сюжетом. Сюжет баллады может быть мифическим, историческим, героическим, заимствованным из фольклора.

Нетипичные поэтические жанры

Нетипичные жанры появлялись, когда поэты пытались приспособить стихи к духу времени, выразить с помощью поэзии какие-то непривычные чувства и новые явления. Так возникли стихи в прозе, акростихи. Современная поэзия тяготеет к коротким формам, например, хокку. Быстротечность и часто абсурдность современной жизни отражена в ироничных стишках-пирожках.

Стихи в прозе тоже подчиняются определенным литературным канонам. Это небольшие по объему, наполненные сильными чувствами, произведения. Например, знаменитое Тургеневское стихотворение в прозе о великом, могучем, правдивом и свободном русском языке давно стало классикой этого жанра. Не имеющие рифмы, но обладающие определенным стихотворным размером поэзии называют белыми стихами. А вот свободный стих (верлибр) свободен и от рифмы, и от размера. Однако даже в верлибре присутствует определенная ритмическая структура.

стихи это какой жанр. . стихи это какой жанр фото. стихи это какой жанр-. картинка стихи это какой жанр. картинка

Этот вид поэзии появился только в 2003 году, а затем быстро распространился в интернете. Лаконичные, смешные, свободные, ироничные стишки без заглавных букв и рифм «Пирожки» должны укладываться в 34 слога и состоять из одной законченной мысли. Пишут их по такому ритму: 9 слогов должно быть в первой и третьей строчке, 8 – во второй и четвертой. Яркая особенность, по которой можно распознать стишок-пирожок – это отсутствие заглавных букв и дефисов. Хотя пирожки считаются литературой нонсенса, но злободневность, юмор и неожиданные повороты сюжета помогают этому жанру находить все новых последователей.

Порошки – это такие же маленькие, смешные поэтические произведения, содержащие одну мысль. В порошках обязательна рифма между четными строчками и неровный ритмический размер: 9-8-9-2.

Этот жанр пришел из Японии. Хайку очень лаконично – всего три строчки в 17 слогов. Рифмы в хайку нет, а поэтическая структура держится за счет ритма слогов: 5-7-5. Однако размер японской поэзии сильно зависит от языка, поэтому в хайку на английском меньше 17 слогов, а в русских хайку часто больше.

Это своеобразное стихотворение с подсказкой. В акростихе первые буквы каждой новой строки складываются во фразу или в слово, если читать все буквы по порядку сверху вниз. Есть акростихи-ключи: слово содержит смысл или разгадку всего текста. Популярны акростихи-посвящения: заглавные буквы представляют имя особы, которой посвящены поэтические строчки.

стихи это какой жанр. tmb 94409 7432. стихи это какой жанр фото. стихи это какой жанр-tmb 94409 7432. картинка стихи это какой жанр. картинка tmb 94409 7432

Если поэзия написана возвышенным языком и прославляет действия человека или величие страны, то перед вами ода.

В элегии стихотворение идет сплошным текстом, без деления на строфы, от первого лица, и наполнено меланхолическими переживаниями.

В стихотворении 14 строк с нетипичной рифмовкой? Возможно, вы читаете сонет.

Короткое остроумное стихотворение, высмеивающее чьи-то пороки или негативное общественное явление – это эпиграмма.

Захватывающий сюжет, в котором рассказывается история главного героя, драматическое действие, напевный ритм, конфликт добра и зла характерны для баллад.

Смешные короткие стихи без заглавных букв и знаков препинания о превратностях современной жизни – популярные в интернете «пирожки». Если рифма есть, а последняя строчка совсем короткая, то это стишки-порошки.

Странные и грустные стихи без рифмы, проникнутые быстротечностью мгновения – японская поэзия хайку.

Заглавные буквы каждой новой строчки образуют отдельное слово? Вы разгадали акростих.

Как видно из статьи, стихотворных жанров немало. Разбираться в них очень интересно, но еще интереснее написать что-то самому. Попробуйте написать стихотворение в одном из жанров и, кто знает, возможно вы откроете в себе скрытый до этого времени талант.

Источник

Виды жанры литературных произведений

Разновидности эпических, лирических и драматических произведений называют видами литературных произведений.

ВИДЫ (ЖАНРЫ) ЭПИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:

эпопея, роман, повесть, рассказ, сказка, басня, легенда.

ВИДЫ (ЖАНРЫ) ЛИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:

ода, гимн, песня, элегия, сонет, эпиграмма, послание.

ОДА (с греч. «песнь») – хоровая, торжественная песня.
ГИМН (с греч. «хвала») – торжественная песня на стихи программного характера.
ЭПИГРАММА (с греч. «надпись») – короткое сатирическое стихотворение насмешливого характера, возникшее в 3 веке до н. э.
ЭЛЕГИЯ – жанр лирики, посвященный печальным раздумьям или лирическое стихотворение, проникнутое грустью. Белинский назвал элегией «песню грустного содержания». Слово «элегия» переводится как «тростниковая флейта» или «жалобная песня». Элегия возникла в Древней Греции в 7 веке до н. э.
ПОСЛАНИЕ – стихотворное письмо, обращение к конкретному лицу, просьба, пожелание, признание.
СОНЕТ (от провансальского sonette – «песенка») – стихотворение из 14 строк, обладающее определенной системой рифмовки и строгими стилистическими законами. Сонет зародился в Италии в 13 веке (создатель – поэт Якопо да Лентини), в Англии появился в первой половине 16 века (Г. Сарри), а в России – в 18 веке. Основные виды сонета – итальянский (из 2-х катренов и 2-х терцетов) и английский (из 3-х катренов и заключительного двустишия).

ЛИРОЭПИЧЕСКИЕ ВИДЫ (ЖАНРЫ):

ПОЭМА (с греч. poieio – «делаю, творю») – крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом обычно на историческую или легендарную тему.
БАЛЛАДА – сюжетная песня драматического содержания, рассказ в стихах.

ВИДЫ (ЖАНРЫ) ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:

трагедия, комедия, драма (в узком смысле).

ТРАГЕДИЯ (с греч. tragos ode – «козлиная песня») – драматическое произведение, изображающее напряженную борьбу сильных характеров и страстей, которое обычно заканчивается гибелью героя.
КОМЕДИЯ (с греч. komos ode – «веселая песня») – драматическое произведение с веселым, смешным сюжетом, обычно высмеивающее общественные или бытовые пороки.
ДРАМА («действие») – это литературное произведение в форме диалога с серьезным сюжетом, изображающее личность в ее драматических отношениях с обществом. Разновидностями драмы могут быть трагикомедия или мелодрама.
ВОДЕВИЛЬ – жанровая разновидность комедии, это лёгкая комедия с пением куплетов и танцами.
ФАРС – жанровая разновидность комедии, это театральная пьеса лёгкого, игривого характера с внешними комическими эффектами, рассчитанная на грубый вкус.

Источник

Какие стихи бывают?

Поэзия – это великое искусство. Само понятие «поэзия» – очень сложное: многогранное, многоуровневое, многомерное, многосущностное, и, в целом, не является предметом нашего исследования. Здесь речь пойдёт лишь об одном аспекте этого явления: о тематике стихотворчества – о тематической классификации в искусстве сочинения стихов.

Проще говоря, какие стихи бывают или о чём пишут авторы стихов?

Чтобы ответить на этот вопрос и получить на выходе тематический рубрикатор, надо сначала отделить жанры и формы стихов от их тематики.

При этом стоит подчеркнуть, что все ранее известные классификации не имеют единой и устоявшейся нормы и по-разному трактуются в многочисленных источниках. Часто жанры, формы и тематика стихотворчества перемешаны друг с другом таким образом, что читателю весьма затруднительно разобраться во всём этом сложном материале. К тому же некоторые жанры и формы давно устарели и к ним поэты не возвращаются уже несколько столетий.

Мы постарались во всём этом разобраться и представить читателям иную, более понятную картину тематики стихотворчества и показать универсальный тематический рубрикатор для литературных сайтов русскоязычного интернета.

Поэтический жанр, форма, тема

Поэтический жанр – совокупность эмоционально-смысловых особенностей и признаков литературного произведения, позволяющих причислить его к одной родственной группе.

Пример: поэма, стихотворение, былина, ода, баллада, элегия, басня, частушка, поэтический манифест

Поэтическая форма – совокупность технико-структурных особенностей и признаков литературного произведения, позволяющих причислить его к одной родственной группе.

Пример: стансы, белые стихи, дифирамб, верлибр, акростих, триолет, четверостишие, сонет, Онегинская строфа.

Поэтическая тема – это объект художественного изображения; круг явлений и событий, образующих основу произведения; это то, о чем повествует автор и к чему хочет привлечь внимание читателей; это то, о чём говорится в тексте (тема формулируется в виде слова или словосочетания).

Пример: «Человек и судьба», «Древняя Русь», «Так жить нельзя!», «Победа 1945 года», «Мой Бог», «Тайная любовь».

Тематический рубрикатор – это перечень тематических рубрик в иерархической классификации наиболее часто используемых авторами поэтических тем.

В нашем тематическом рубрикаторе мы обобщили и классифицировали наиболее типичные поэтические темы, которые используют авторы для своих произведений.

Сюда же вошли некоторые рубрики, выпадающие из тематический системы и больше относящиеся к жанрам или к иным видам поэзии, но часто используемые авторами.

Разновидности стихов

Философские стихи – отражение общечеловеческих вопросов о смысле жизни и смерти, о времени и возрасте, вечные темы бытия, добра и зла, мироустройства и цели нашего пребывания на земле.

Исторические стихи – отражение определенной исторической эпохи, определенных исторических деятелей и определенного исторического события в нашей стране и на всей планете.

Гражданские стихи – отражение личного отношения к прошлому, настоящему и будущему в политике, народных устремлений, любви к родине, борьбы с несправедливостью в обществе.

Военная поэзия – это стихи о войне, передающие переживания автора, связанные с годами смертельных испытаний как для всего народа, так и для отдельного человека.

Религиозная лирика и духовные стихи – произведения, где происходит осмысление души и веры, взаимоотношений с Богом, церковной жизни, религиозной добродетели, грехов и покаяния.

Мистико-эзотерическая лирика – отражение в стихах веры в существование сверхъестественных сил, с которыми таинственным образом связан и способен общаться человек; здесь же сакральная религиозная практика; размышления о скрытой мистической сути объектов мира и человека, а также о процессах, происходящих во Вселенной и отражающихся в глубинах человеческой души.

Пейзажная лирика и стихи о природе – отображение отношения автора к природе и окружающему миру сквозь призму собственных мироощущений и чувств (земля и космос, явления и картины природы в любом географическом месте на планете, времена года, проявления красоты в течение дня и ночи).

Урбанистическая лирика (городская) – отражение в стихах индустриального и научно-технического прогресса, городского быта, образования и медицины, сферы услуг, инфраструктуры, транспорта и техники, а также взаимоотношений людей в городе.

Деревенская лирика – обращение в стихах к традиционным и консервативным ценностям в изображении прошлой и современной деревенской жизни.

Стихи о культуре, искусстве и творчестве – произведения о достижениях и проблемах культуры, искусства и творчества, о великих творцах, о создании произведений, о таланте человека.

Любовная лирика – это произведения о личной жизни автора или лирических героев, о любви мужчины и женщины, об отношениях между мужчинами и женщинами.

Стихи о семье и отчем доме – произведения о родном очаге, об отцах и матерях, о братьях и сестрах, о детях и предках, о родственниках и родственных связях.

Стихи о внутреннем мире человека – произведения о чувствах, настроениях, вдохновении, радостях, разочарованиях, наклонностях, слабостях, привычках, пороках, желаниях и мечтах человека.

Стихи о дружбе – отображение в произведении великого дара дружбы, умения дружить и быть другом.

Стихи к праздникам – произведения к праздничным датам, дням рождения и памятным событиям.

Стихи для детей – произведения для читателей детского возраста.

Стихи о животных – произведения о «братьях наших меньших», живущих рядом с нами дома и на природе.

Сатирические стихи – это произведения, обличающие и высмеивающие пороки людей и общества.

Юмористические и шуточные стихи – осмеяние недостатков и слабостей человека или явления с напоминанием о том, что они часто лишь продолжение или изнанка наших достоинств.

Подражания и пародии – произведения, имеющие целью создание у читателя комического эффекта за счёт намеренного повторения уникальных черт уже известного произведения в специально изменённой форме.

Экспериментальная поэзия – это поэтические опыты в любой области стихосложения, начиная с рифм и ритма и заканчивая композиционными, фонетическими, визуальными, стилистическими, лексическими и другими аспектами текста. Эксперимент заключается в том, что автор создает какие-то совершенно новые, еще не классифицирующиеся формы, либо становится продолжателем необычных, нетрадиционных направлений в стихосложении.

Низовой жанр – это стихи, содержащие в себе ненормативную лексику, резкие и грубые выражения, но в то же время несущие в себе определенную смысловую нагрузку,

Поэтические переводы – это произведения, в которых поэтический текст, созданный на одном языке, получает новое воплощение на языке перевода.

Стихи на иностранных языках – это поэтические произведения на других языках мира.

Стихи вне рубрик – произведения, для которых подобрать какую-либо иную рубрику невозможно.

Источник

Виды и жанры поэзии с примерами

Поэтический мир огромен и разнообразен. И чтобы в нем не потеряться, нужно знать основные виды и жанры поэзии. Разобраться в них не так сложно, как может казаться на первый взгляд. Наша статья вам обязательно поможет!

Мы рассмотрим основные виды и жанры поэзии с примерами, которые могут встретиться вам в литературе. Разумеется, наш список не претендует на всеохватность. Но знание этих 18 основных жанров поможет вам лучше ориентироваться в поэтическом многообразии.

Основные виды и жанры поэзии

Для удобства мы разбили список из 18 жанров поэзии на три больших категории. В зависимости от рода литературы жанры поэзии подразделяются на:

Рассмотрим, в чем заключаются особенности каждой из категорий, и какие жанры поэзии в нее входят.

Лирическая поэзия

Лирическая поэзия ставит целью раскрыть душу лирического героя: его раздумья, впечатления, чувства. Повествование о событиях не относится к задачам лирического стихотворения – оно может быть бессюжетным. Лирика отражает и душевное состояние автора, его размышления, переживания.

Ода – торжественное стихотворение (от греч. ode – песня). В Древней Греции оды слагались для прославления победителей атлетических состязаний. Позже ода трансформировалась в жанр высокой лирики, восхваляющий важную персону, событие или идею.

Для оды характерен так называемый «велеречивый» слог: церковная лексика, инверсия, пышность эпитетов, риторические обращения и восклицания. Ода стала одним из важнейших поэтических жанров эпохи классицизма (XVIII век). Знаменитые русские авторы од – Ломоносов, Державин, Сумароков.

Царей и царств земных отрада

Блаженство сел, градов ограда,

Коль ты полезна и красна!

Вокруг тебя цветы пестреют

И класы на полях желтеют;

Сокровищ полны корабли

Дерзают в море за тобою;

Ты сыплешь щедрою рукою

Свое богатство по земли.

Ломоносов, «Ода на день восшествия на Всероссийский Престол Её Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (фрагмент), 1747

Гимн – (от греч. gymnos – хвала) торжественная песнь (стихотворение) на возвышенную тему. В античности гимны исполнялись в качестве хвалебных посвящений богам. В русской литературе XVIII – XIX веков сочинялись гимны как религиозные, так и светского содержания.

Известные авторы гимнов этой эпохи – Сумароков, Жуковский, Дмитриев. В начале XX века несколько сатирических гимнов вышли из под пера Маяковского, среди них – «Гимн обеду» и «Гимн взятке».

В гимнах часто используются обращения и воззвания к объекту восхваления, лестные сравнения и описания, перечисление высоких качеств или деяний объекта. Из средств художественной выразительности преобладают гиперболы, метафоры, сравнения, эпитеты.

Светило гордое, всего питатель мира,
Блистающее к нам с небесной высоты!
О, если бы взыграть могла моя мне лира
Твои достойно красоты!

Но трудно на лицо твое воззрети оку;
Трудняе нам еще постигнути тебя;
Погружено творцом ты в бездну преглубоку,
Во мраке зря густом себя.

Вострепетала тьма, лишь только луч пустился,
Лишь только в вышине подвигнулся с небес,
Горящею стрелой дом смертных осветился,
И мрак перед тобой исчез.

Сумароков, «Гимн о премудрости божией в солнце» (фрагмент), 1760

Элегия

Наибольшую популярность этот поэтический жанр завоевал в поэзии сентиментализма и романтизма. Среди известных авторов элегий – Жуковский, Батюшков, Пушкин, Баратынский.

Сижу задумавшись; в душе моей мечты;
К протекшим временам лечу воспоминаньем…
О дней моих весна, как быстро скрылась ты
С твоим блаженством и страданьем!
Где вы, мои друзья, вы, спутники мои?
Ужели никогда не зреть соединенья?
Ужель иссякнули всех радостей струи?
О вы, погибши наслажденья!

Сонет

Сонет – вид лирики, возникший в Италии в XIII веке. Распространился в поэзии Возрождения, романтизма. Относится к твердым стихотворным формам из-за строго определенного объема (14 строк) и порядка рифмовки.

Наиболее частые темы, затрагиваемые в сонетах – тема любви и размышления о поэзии. Узнать больше о сонетах и правилах их написания, а также ознакомиться с примерами вы можете в нашей статье «Что такое сонет?»

стихи это какой жанр. pexels pixabay 356372. стихи это какой жанр фото. стихи это какой жанр-pexels pixabay 356372. картинка стихи это какой жанр. картинка pexels pixabay 356372

Послание

Послание – стихотворное письмо-монолог, обращенное к реальному или вымышленному лицу и, как правило, содержащее призыв, просьбу или пожелание. Основные особенности послания – адресность и связь с биографическими либо историческими событиями.

В XIX веке в России особую популярность обрели дружеские послания, пришедшие на смену «высоким» посланиям XVIII столетия. Примеры дружеских посланий часто встречаются среди стихотворений Жуковского, Батюшкова, Пушкина, Дельвига, Вяземского.

Итак, мой милый друг, оставя скучный свет
И в поле уклонясь от шума и сует,
В деревне ты живёшь, спокойный друг природы,
Среди кудрявых рощ, под сению свободы!
И жизнь твоя течёт, как светлый ручеёк,
Бегущий по лугам, как лёгкий ветерок,
Играющий в полях с душистыми цветами
Или в тени древес пастушки с волосами.
Беспечность твой удел! Стократ она милей
И пышности владык и блеску богачей!

Вяземский, «Послание к Жуковскому в деревню» (фрагмент), 1808

Мадригал

Мадригал – краткое стихотворение-обращение, содержащее комплимент, признание в любви или лестную характеристику адресата. Чаще всего мадригалы обращены к женщине.

В эпоху Возрождения мадригалы создавались в основном для последующего переложения на музыку. Позднее мадригал стал самостоятельным поэтическим жанром. Часто использовался в так называемой «салонной» поэзии. Мадригалы было принято оставлять в альбомах светских красавиц.

Глядися чаще в зеркала,
Любуйся милыми очами,
И света шумная хвала
С моими скромными стихами
Тебе покажутся ясней…
Когда же вздох самодовольный
Из груди вырвется невольно,
Когда в младой душе своей
Самолюбивые волненья
Не будешь в силах утаить:
Мою любовь, мои мученья
Ты оправдаешь, может быть.

Романс

Романс – небольшое стихотворение, преимущественно о любви. В романсах обычно излагаются простые по сути, но исполненные чувства истории. Этот жанр отличается напевностью, выразительностью и живостью (в отличие от баллады, о которой речь пойдет ниже).

Расцвет русского романса приходится на XIX век. Романсы Полонского, Майкова, Апухтина, Григорьева неоднократно перекладывались на музыку.

Песни и романсы на стихи Я. Полонского:

Эпиграмма

Эпиграмма – (от греч. epigramma – надпись), короткое (обычно не более четырех–восьми строк) сатирическое стихотворение. Главной задачей эпиграммы является высмеять или представить в юмористическом ключе какое-то лицо, событие, явление.

Появившись еще в античности, изначально эпиграммы выполняли роль эпитафий на алтарях и надгробиях. Современная эпиграмма сложилась во Франции в XVI–XVII веках и постепенно стала средством обличения человеческих пороков, а также могла использоваться в политических целях:

Воспитанный под барабаном,
Наш царь лихим был капитаном:
Под Австерлицем он бежал,
В двенадцатом году дрожал,
Зато был фрунтовой профессор!
Но фрунт герою надоел —
Теперь коллежский он асессор
По части иностранных дел!

Пушкин, эпиграмма на Александра I

Сатира

Сатира – более развернутое, чем эпиграмма, стихотворение, в том числе по масштабу изображаемого. В сатирическом стихотворении обычно высмеиваются недостатки всего общества. Отсюда – гражданский пафос сатиры. В отличие от эпиграммы для сатиры характерно большее негодование и возмущение автора.

В качестве одного из наиболее ярких поэтов-сатириков можно вспомнить Маяковского, например, его сатиру на взяточничество:

Господа!
Взломайте шкапы, сундуки и ларчики,
берите деньги и драгоценности мамашины,
чтоб последний мальчонка в потненьком кулачике
зажал сбереженный рубль бумажный.
Костюмы соберите. Чтоб не было рваных.
Мамаша! Вытряхивайтесь из шубы беличьей!
У старых брюк обшарьте карманы —
в карманах копеек на сорок мелочи.
Все это узлами уложим и свяжем,
а сами, без денег и платья,
придем, поклонимся и скажем:
Нате!

Маяковский, «Внимательное отношение к взяточникам» (фрагмент), 1915

Пастораль, или буколическая поэзия

Пастораль, идиллия, буколическая поэзия – (от фр. pastorale «пастушеский, сельский») жанр поэзии, изображающий простую сельскую жизнь в романтизированном представлении. Изначально героями пасторальной поэзии выступали пастухи и пастушки.

Одна из задач пасторалей – противопоставить спокойную жизнь на природе шуму и суетности крупных городов. Пасторальной поэзии свойственна «языческая» стилизация, гедонизм, обыгрывание мифологических образов.

Родина пасторали – Италия. В России этот жанр был распространен главным образом в XVIII веке у сентименталистов.

Когда она была пастушкою простой,
Цвела невинностью, невинностью блистала,
Когда слыла в селе девичьей красотой
И кудри светлые цветами убирала —
Тогда ей нравились и пенистый ручей,
И луг, и сень лесов, и мир моей долины,
Где я пленял ее свирелию моей,
Где я так счастлив был присутствием Алины.

Стансы

Стансы – поэтические строфы из четырех строк, обладающие законченным смыслом, но вместе составляющие целостную композицию стихотворения. Преобладающий стихотворный размер стансов – четырехстопный ямб.

Основная тема стансов – любовь лирического героя к девушке, женщине. Встречаются также стансы на социальную и политическую темы. Например, стансы Пушкина, где он обращается к Николаю I с призывом быть достойным своего предка – Петра Великого:

Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещенье,
Не презирал страны родной:
Он знал ее предназначенье.

То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.

Семейным сходством будь же горд;
Во всем будь пращуру подобен:
Как он, неутомим и тверд,
И памятью, как он, незлобен.

Эпическая (нарративная) поэзия

Эпическая поэзия предлагает объективное описание действительности. В эпосе события изображаются в последовательном развитии, а герои – в действии. Этот род поэзии повествует о явлениях, лицах (людях и не только), их характерах и поступках.

Былина

Былина – песня-сказание о героических деяниях прошлого. Как правило, в былинах описываются подвиги богатырей, исторические события и народный быт Древней Руси IX–XIII веков. Поскольку былины – это фольклорный жанр, в них нередко происходят чудеса или встречаются фантастические элементы.

Из художественных средств в былинах часто используются гипербола, эпитеты, сравнения, повторы. Рифма отсутствует, а напевность достигается за счет созвучий и особой расстановки ударений. Обычно первое ударение падает на третий с начала слог, а последнее – на третий с конца.

Как скака́л-то Илья́ да со добра́ коня,
Припада́л-то он ко ма́тушке сыро́й земле:
Как стучи́т ведь ма́тушка сыра́ земля
Да под то́й же как сторо́нушкой восто́чной.

Басня

Басня – короткий, с комическим оттенком, рассказ в стихах. Главная особенность басен – наличие прямого морального вывода (урока), который придает басне характер аллегории. В баснях действующими лицами выступают не люди, а животные, растения, вещи.

Самым известным баснописцем в русской литературе по праву считается Крылов, написавший за всю жизнь более 200 басен.

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру…

И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал — с ним была плутовка такова.

Крылов, «Ворона и лисица» (фрагмент)

Притча

Притча – небольшое произведение назидательного характера. Из-за иносказательности близка к басне, но отличается большей обобщенностью и значимостью идеи. Цель притчи – сообщить о событиях и этическом выборе человека, а не изобразить характеры или явления в их развитии. Притчи часто основаны на библейских сюжетах.

Лиро-эпическая поэзия

Лиро-эпическая поэзия находится на границе лирики и эпоса. От лирики здесь – субъективность, эмоциональность, от эпоса – сюжетность.

Баллада

Баллада – сюжетное стихотворение, в основе которого фантастический, фольклорный материал. Особенностью жанра является мрачный, таинственный, мистический характер. Сюжет баллады строится вокруг некого необычного случая: преступление, трагедия, явление потусторонних сил.

Баллады соединяют в себе черты рассказа и песни. В балладах активно используются такие средства выразительности, как эпитеты («горькая судьби­на», «мертвое молчанье»), сравнения («мчат, как будто на крылах»), а также архаизмы и особая мелодика. Это один из главных поэтических жанров сентиментализма и романтизма.

В море царевич купает коня;
Слышит: «Царевич! Взгляни на меня!»
Фыркает конь и ушами прядет,
Брызжет и плещет и дале плывет.
Слышит царевич: «Я царская дочь!
Хочешь провесть ты с царевною ночь?»
Вот показалась рука из воды,
Ловит за кисти шелко́вой узды.
Вышла младая потом голова;
В косу вплелася морская трава.
Синие очи любовью горят;
Брызги на шее, как жемчуг, дрожат.

Лермонтов, «Морская царевна» (фрагмент), 1841

Дума – поэтическое размышление автора на философскую, историческую или социально-бытовую тему. Имеет сходство с балладой, так как тоже основана на реальных событиях, но в ней отсутствует фантастический элемент.

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.

Поэма

Поэма (а также роман в стихах) – крупное или среднее по объему произведение, главными особенностями которого является сюжетность (как в эпосе), оценочность и присутствие лирического героя (как в лирике). В поэмах разного типа – героических, романтических, сатирических и других – эти составляющие сочетаются в разных пропорциях.

«Паноптикум» – современная поэма Данила Рудого

Например, историческая поэма Пушкина «Полтава» описывает преимущественно события военного характера и близка к эпосу:

Уж на равнине, по холмам

Грохочут пушки. Дым багровый

Кругами всходит к небесам

Навстречу утренним лучам.

Полки ряды свои сомкнули.

В кустах рассыпались стрелки.

Катятся ядра, свищут пули;

Нависли хладные штыки.

Сыны любимые победы,

Сквозь огонь окопов рвутся

Напротив, поэма Блока «Соловьиный сад» – чистая лирика, где переживания героя выходят на первый план:

Знойный день догорает бесследно,
Сумрак ночи ползет сквозь кусты;
И осел удивляется, бедный:
«Что, хозяин, раздумался ты?»

Или разум от зноя мутится,
Замечтался ли в сумраке я?
Только всё неотступнее снится
Жизнь другая — моя, не моя…

И чего в этой хижине тесной
Я, бедняк обездоленный, жду,
Повторяя напев неизвестный,
В соловьином звенящий саду?

Исповедь

Исповедь – стихотворение-покаяние, в котором лирический герой раскрывает свою душу, вспоминает жизненный путь, высказывает личные убеждения философского, религиозного, иногда политического характера. Исповедь близка дневнику, но, в отличие от него, не привязана к хронологии или месту.

В русской поэзии элементы исповеди появляются в конце XVIII века у Карамзина, Жуковского, позже – у Баратынского, Пушкина, Лермонтова.

Ты слушать исповедь мою
Сюда пришел — благодарю;
Не понимаю: что была
У них за мысль? — мои дела
И без меня ты должен знать —
А душу можно ль рассказать?
И если б мог я эту грудь
Перед тобою развернуть,
Ты, верно, не прочел бы в ней,
Что я преступник иль злодей.

Лермонтов, поэма «Исповедь» (фрагмент), 1831

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *