стихи какой большой ветер
Стихи какой большой ветер
Сказал же ваш главный, что всякий бунт — бездна!
Какой большой ветер напал на наш город —
Семи веков гордость, семи морей гавань!
Свалил столбов сотни и тополей голых,
И даже зуб сдуло с одной стены главной.
Страшась взглянуть в небо, стоят стены стражи:
У них приказ свыше — злодея взять срочно.
Ее никто прежде не колебал даже.
То был не наш ветер. Иноагент точно.
Его наслал Запад, чья суть давно — секта,
Любитель жечь словом и поливать ядом.
Стена сгнила, видно, — как говорил некто,
Живей других мумий, лежащий там рядом.
Но тайный глас духа — а может быть, Бога —
Мне говорит тихо — или еще тише:
Машин смелО много, и тополей много —
И лишь один зубчик, а их ведь там тыщи!
Свобода — дар свыше? А ты прикинь цену!
Уже весь мир вздрогнул, когда у вас вышло.
Сейчас хоть хлеб дешев! А чтоб снести стену —
Придется весь город отдать во власть вихря.
Ведь это твой город! Метро с твоей веткой,
Его мостов дуги, его домов камни,
Ты в нем ходил в школу, ты в нем играл деткой —
Ты тоже был деткой, хоть и давно крайне.
Сейчас почти сносно. А чтоб снести стену —
Придется взять плети и положить рати,
Переморить старцев, перемолоть смену,
Да и тебя тоже не пощадят, кстати.
Тогда ты враз вспомнишь, чего ты сам стоишь,
Тогда поймешь радость терпеть и жить бедно,
Твердить себе под нос: «Уж как-нибудь… что уж…»
Сказал же ваш главный, что всякий бунт — бездна!
Сказал же ваш цепкий, что бунт — мечта психа!
Под ним леса сохнут, под ним поля стонут,
А он глядит нагло, а он сидит тихо,
И никакой силой его нельзя стронуть.
Так пусть придет ветер.
Не экономь смету
И никаких вихрей
не утишай, Боже.
Ведь там, где он всюду, —
тебя почти нету,
А раз тебя нету —
Пускай и нас тоже.
Новелла Матвеева
В середине прошлого века очень популярна и любима молодёжью
была поэтесса, бард, литературовед Новелла Матвеева (07.10.1934-04.09.2016). Её чудесные стихи печатались
в журнале «Юность», который я выписывала много лет. На её стихи
написано очень много песен. Пела их Елена Камбурова и другие.
Любви моей ты боялся зря —
Не так я страшно люблю.
Мне было довольно видеть тебя,
Встречать улыбку твою.
И если ты уходил к другой
Иль просто был неизвестно где,
Мне было довольно того, что твой
Плащ висел на гвозде.
Когда же, наш мимолетный гость,
Ты умчался, новой судьбы ища,
Мне было довольно того, что гвоздь
Остался после плаща.
Теченье дней, шелестенье лет,
Туман, ветер и дождь.
А в доме событье — страшнее нет:
Из стенки вынули гвоздь.
Туман, и ветер, и шум дождя,
Теченье дней, шелестенье лет,
Мне было довольно, что от гвоздя
Остался маленький след.
Когда же и след от гвоздя исчез
Под кистью старого маляра,
Мне было довольно того, что след
Гвоздя был виден вчера.
Любви моей ты боялся зря.
Не так я страшно люблю.
Мне было довольно видеть тебя,
Встречать улыбку твою.
И в теплом ветре ловить опять
То скрипок плач, то литавров медь…
А что я с этого буду иметь,
Того тебе не понять.
http:///www.youtube.com/watch?v=ZKDSw74Gj-4
И если гвоздь к дому
Пригнать концом острым,
Без молотка, сразу,
Он сам войдет в стену.
А раскурить надо,
Да вот зажечь спичку,
Как на лету взглядом
Остановить птичку.
Какой большой ветер!
Ах, какой вихрь!
А ты сидишь тихо,
А ты глядишь нежно.
И никакой силой
Тебя нельзя стронуть,
Скорей Нептун слезет
Со своего трона.
И если гвоздь к дому
Пригнать концом острым,
Без молотка, сразу,
Он сам войдет в стену.
Песнь Любви. Стихи. Лирика русских поэтов.
Москва, Изд-во ЦК ВЛКСМ «Молодая Гвардия»,
1967.
Снег выпал,
Грязь выпил,
Грязь выпила снег.
Не близок ночлег,
Но близок рассвет.
Сегодня заснуть не придется.
Как нежная пряжа, прядется
Глухой, неуверенный свет.
Снег выпал,
Согрелся в канаве,
Растаял на желтой траве.
То гуще,
То реже тонами
Плывут облака
В не окрепшей пока
Синеве.
Двенадцать проталин сменялись местами,
Какие-то тени привстали.
Дорога в тумане
Тепла,
Как рука в рукаве.
. Снег выпал,
Растаял,
Но тая, оставил
Беззвучную речь за устами
И вкрадчивый блеск
На промокшей, полегшей ботве.
Стихотворение дня
Новелла Матвеева
Сегодня день рождения Новеллы Николаевны Матвеевой (1934 — 2016).
«Какой большой ветер». Исполняет автор
Ветер
Какой большой ветер
Напал на наш остров!
С домишек сдул крыши,
Как с молока — пену.
И если гвоздь к дому
Пригнать концом острым,
Без молотка, сразу,
Он сам войдет в стену.
Сломал ветлу ветер,
В саду сровнял гряды —
Аж корешок редьки
Из почвы сам вылез
И, подкатясь боком
К соседнему саду,
В чужую врос грядку
И снова там вырос.
А шквал унес в море
Десятка два шлюпок,
А рыбакам — горе, —
Не раскурить трубок.
А раскурить надо,
Да вот зажечь спичку —
Как на лету взглядом
Остановить птичку.
Какой большой ветер!
Ах, какой вихрь!
А ты глядишь нежно,
А ты сидишь тихо.
И никакой силой
Тебя нельзя стронуть:
Скорей Нептун слезет
Со своего трона.
Какой большой ветер
Напал на наш остров!
С домов сорвал крыши,
Как с молока — пену…
И если гвоздь к дому
Пригнать концом острым,
Без молотка, сразу,
Он сам уйдет в стену.
«Пожарный». Исполняет автор
Пожарный
Жил-был пожарный в каске ярко-бронзовой.
Носил, чудак, фиалку на груди!
Ему хотелось ночью красно-розовой
Из пламени кого-либо спасти.
Мечта глухая жгла его и нежила:
Вот кто-то спичку выронит, и вот…
Но в том краю как раз пожаров не было:
Там жил предусмотрительный народ.
Из-за ветвей следить любила в детстве я
Как человек шагал на каланче…
Не то, чтобы ему хотелось бедствия!
Но он грустил о чём-то — вообще…
Спала в пыли дороженька широкая.
Набат на башне каменно молчал.
А между тем… горело очень многое,
Но этого никто не замечал.
Днем прохладным душного лета
Протянулись полосы света, —
Расслоилось небо на сферы:
В нижней сфере, бурны и серы,
Тучи с дышащими боками,
Что, как сено, виснут клоками.
Сфера средняя — облачками
Вся уставлена небольшими,
Льдисто-белыми, нам чужими
(Не готовыми к теплой встрече,
К простоватому с нами свиданью, —
К распыленью и оседанью), —
Вглубь задвинутыми, далече…
Сфера верхняя — как бы снова
Ближе к пару дыханья земного:
Не общительней сферы нижней,
Но обширней, многоподвижней,
Чем застывшая сфера вторая
(Облачка где лежат, как свитки,
Как серебряные улитки —
Отрешенные овцы рая,
В чьи наушники завитые
Пробирается Византия).
Их руно умылось далекой
Световой полосатой протокой,
Жидким снегом, стеклом слепилось…
И к безветренной сфере этой,
Притязаньем ничьим не задетой,
Много рвенья в листве скопилось…
И с земли к барашкам надсферным,
К их мерлушкам высокомерным,
Оскользнувшись на стебле неверном,
Синий, синий летит лупинус…
Для комментирования вам надо войти в свой аккаунт.
Имя на поэтической поверке. Новелла Матвеева
Есть такие поэты, литературное существование которых в стране делает жизнь увлекательнее и светлее.
О них не вспоминают ежесекундно, их не перечитывают каждый день, до них не всякий раз, возможно, дотянуться, но без них – пустота и бессмыслица.
Новелла Матвеева – одна из них.
В дни её юбилея, когда она ещё здравствовала, а ей 7-го октября 2014 года – исполнилось 80-ть лет, все видели, что её возраст не влияет на творчество, по сути, её поэзия остаётся такой же чистой и романтической как и в дни юности поэтессы.
В пору моей юности, в 60-ые года, прошлого столетия, часто по Всесоюзному Радио звучала песня в исполнении и под аккомпанемент на гитаре, одного из первых советских бардов – Новеллы Матвеевой:
«Я мечтала о морях и кораллах.
Я поесть хотела суп черепаший.
Я шагнула на корабль, а кораблик
Оказался из газеты вчерашней.
То одна зима идёт, то другая.
За окошком всё метель завывает.
Только в клетках говорят попугаи,
А в лесу они язык забывают.
А весною я в разлуки не верю,
И капели не боюсь моросящей.
А весной линяют разные звери
Не линяет только солнечный зайчик.
У подножья стали горы-громады.
Я к подножию щекой припадаю.
Но не выросла ещё та ромашка.
На которой я себе погадаю».
Новелла Николаевна Матвеева родилась 7-го октября 1934 года, в городе Пушкин(до 1918 года – Царское Село, с 1918 до 1937 год Детское Село) Ленинградской области.
После её рождения, родители почти сразу переехали под Москву на станцию Соколовская.
Жили мы около шелкоткацкой фабрики, вспоминала Новелла Николаевна. А когда началась война, фашист первым делом стал бомбить заводы и фабрики.
Досталось прилегающим домам. Отец с первых же дней войны стал проситься на фронт, но его не взяли по состоянию здоровья.
Тогда он вступил в народное ополчение, сбрасывал с крыш домов немецкие зажигалки и фугасы.
В то время каждый честный человек хотел быть чем-нибудь полезным для Родины.
Потом мы переехали на станцию Чкаловская, жили при детском доме, в посёлке. Голодно было, холодно, одеться не во что.
Отца назначили, от военкомата, работать политруком в военном госпитале, в Монино.
Мать – Малькова Надежда Тимофеевна, преподаватель литературы, поэтесса, печатавшаяся под псевдонимом Матвеева-Орленева, привила дочке любовь к литературе и научила играть на гитаре.
Дед Николай Петрович Матвеев-Амурский также был писателем и автором первой «Истории города Владивостока», долгие годы жил в Японии.
Двоюродный брат Иван Венедиктович Елагин (настоящая фамилия – Матвеев) – поэт русского зарубежья, второй волны эмиграции, 40-50 годы, ХХ века.
Во время войны Новелла Матвеева слепла, так подействовал авитаминоз. Отец работал политруком в Монинском госпитале, под Москвой, и устроил её туда на лечение.
Он считал это единственным злоупотреблением в своей жизни – то, что он свою малолетнюю дочь поместил в госпиталь, где сам работал тогда.
Вот это единственное злоупотребление и спасло Новеллу Николаевну.
В госпитале ей давали сырую морковь, и глаза настолько открылись, что она прочла в палате и «Жизнь на Миссисипи» и «Приключения Гекльберри Финна», Приключения Тома Сойера», произведения Марка Твена.
Свои первые стихи, девочка написала во время лечения и показала отцу.
Окончила Новелла Николаевна – всего 4-е класса, по состоянию здоровья и трудностей военного детства, но с помощью матери и постоянно занимаясь, по возможности самообразованием, получила хорошие познания по всем школьным предметам.
Впрочем, её должность называлась «разнорабочая», и это была грязная, тяжёлая повинность.
Вокруг – нищета сирот, обворованных взрослыми, крики посудомоек, мат сторожей и склоки воспитателей.
А в болезненной слабой девушке со странным именем тайно цвела совсем другая, нездешняя жизнь, и голос, который через десять лет полюбит вся страна, уже тоненько пел в ней, и она сама с изумлением прислушивалась к нему:
«Я не знаю вас, не вижу и не слышу,
Только слышу чей-то голос нежный,
Голос, от волнения дрожащий…».
В 1962 году Новелла Николаевна окончила Высшие литературные курсы при Литературном институте им. Горького, заочно.
Будущий муж Новеллы Матвеевой Иван Киуру (Хейно Йоханнес), из семьи финнов пострадавших от репрессий, тоже был студентом Литинститута.
Тогда издательство «Художественная литература», собиралась издавать книгу стихов Катри Вала – поэтессы, классика финской литературы – и предложили ему как, поэту, знающему язык
(Иван Семёнович – финн по национальности), собрать переводчиков для этой книги, он обратился к Новелле Николаевне, зная её песни и стихи.
У них обнаружилось много общего во взглядах на искусство, на жизнь. В 1963 году они поженились. Детей в супружеской паре не было.
В редакции старой «Комсомольской правде», корректоры рассказывали, что когда в 1959 году поставили в номер первую подборку её стихов, Новелла Николаевна сидела над гранками дотемна, а потом осталась ночевать в редакции.
И так было всякий раз, когда в газете шли её стихи. В редакции стоял диванчик, на котором Новелла Николаевна спала, свернувшись калачиком.
Сборники, выпущенные в девяностые и нулевые года, усеяны авторской правкой Новеллы Николаевны (тогда во многих издательствах сократили корректоров).
Так Новелла Матвеева выправляла – каждый сигнальный, очередной свой сборник.
В 1961 году Новеллу Матвееву приняли в Союз писателей СССР.
Первый сборник стихов «Лирика» вышел в 1961 году, второй сборник «Кораблик» в 1963 году, а в 1966 году первая пластинка (это был первый бардовский диск в СССР).
Конверт от этой пластинки многим моим ровесникам помнится.
Там на фотографии Новелла Николаевна в косыночке, вполоборота. Ей было удобно работать на пишущей машинке в косынке.
Вообще она относилась к своему ремеслу с рабоче-крестьянской обстоятельностью
В её рукописях не найти небрежности гения.
Крупный округлый и всегда чёткий почерк Новеллы Николаевны любили машинистки в редакциях – они видели, что и о них поэтесса подумала.
Сердце Новеллы Николаевны было настроено на окраину, на барачный посёлок, на тех, кого не слышат власти.
Сколько горячих и даже яростных строк поэтесса написала в 90-х годах в защиту бездомных и всех отринутых!
А ведь за полями бумажного листа и ей жилось очень трудно:
«Люблю дома, где вещи – не имущество,
Где вещи легче лодок на причале…».
Но и таких, легче лодок, вещей у неё почти не было.
Жестяной почтовый ящик на дверях, стол, кровать, стул для единственного гостя, радиоприёмник ( с 1967 года она не пропускала «Встречу с песней» Виктора Татарского), от пола до потолка – книги.
В 1970-е годы у неё вышли книги: «Ласточкина школа», «Река», «Закон песен», «Страна прибоя», «Кроличья деревня».
Всего за свою творческую жизнь Новелла Матвеева выпустила 18-ть поэтических сборников.
С конца 1950-х годов Новелла Николаевна стала сочинять песни на собственные стихи и исполняла их под собственный аккомпанемент на семиструнной гитаре.
Новелла Матвеева сразу стала необыкновенно популярной – она была одним из первых поэтов-бардов, клавших свои стихи на музыку и исполнявших их под гитару.
Надо сказать, что Новелла Матвеева не любила слово «бард» и предпочитала употреблять для обозначения слово «менестрель».
— Помню, у отца на столе, под стеклом, были разные изречения на листочках, и на одном из них я, тогда ребёнок, прочитала слова доктора Гааза:
«Спешите делать добро». Другие изречения не запомнились, а это попало в сердце».
Об отце Новелла Матвеева рассказывала: «Отец, так сказать, выдерживал меня в атеизме.
И сам оставался атеистом до конца. Но он всегда был так добр и честен, как если бы родился и вырос в святом скиту.
Поэтому он был, гораздо ближе к Богу, чем я, даже когда я уже крестилась. Почему-то отцу атеизм не мешал быть добрым, а мне это мешало – понимаете?
Я стараюсь избегать всякого зла. Я считаю, что если верить в Бога, а я в него верую, то никакие обстоятельства не страшны будут. Никакие».
Песни Новеллы Николаевны в 1960-х годах пела буквально вся студенческая молодёжь страны, нередко не зная их автора.
Среди лучших песен Новеллы Матвеевой: «Кораблик», «Ветер», «Девушка из харчевни», «Караван», «Окраина», «Цыганка-молдаванка», «Страна Дельфиния», «Испанская песня», «Шарманщик».
В судьбе поэтессы принимали участие и давали моральную поддержку С.Маршак, К.Чуковский, Н.Старшинов, Б.Слуцкий.
Корней Иванович Чуковский, когда ему прочитали «Солнечного зайчика», даже прыгал от радости на стуле.
Творчеству Новеллы Николаевны посвящено более сотни статей известных поэтов, литераторов, критиков и литературоведов.
Среди авторов: Е.Евтушенко, Е.Винокуров, С.Маршак, Б.Окуджава, Д. Гранин, Я Смеляков, В.Цыбин, Б.Слуцкий.
В 1996 году вышла единственная книга автобиографической прозы Новеллы Матвеевой, которую она назвала «Мяч, оставшийся в небе».
Она чувствовала какое-то сродство с мячом, заброшенным на дерево, и застрявшем, там в ветвях. А дети забыли про мяч или просто выросли.
В 1998 году Новелла Матвеева стала лауреатом Пушкинской премии в области поэзии.
В 2002 году Новелла Матвеева стала лауреатом Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства.
Альбом из 14-ти песен Новеллы Матвеевой, в исполнении группы «Сегодня в мире» вышел в 2009 году и получил высокую оценку, ценителей её творчества.
В 2015 году поэтесса вошла в шорт-лист Патриаршей литературной премии имени Кирилла и Мефодия.
В последние годы своей жизни она работала над своими переводами сонетов Шекспира.
Скончалась Новелла Николаевна Матвеева 4-го сентября 2016 года, на 82-ом году жизни, на своей даче в Сходне, в микрорайоне Химок.
Отпевали в Храме Космы и Дамиана в Шубине, затем прощание в малом зале ЦДЛ.
Похоронена Новелла Николаевна Матвеева на Троекуровском кладбище.
В заключение хочу сказать, Новелла Матвеева ворвалась в литературу в период, который потом назвали оттепелью, в начале 60-х годов, и надо было обладать немалым мужеством, после гонений на свободное слово чтобы, не боясь возможных притеснений, писать и петь, как велят душевные порывы и вдохновение.
Благородство и правдивость её романтического творчества, высочайшего мастерства, заставляет любителей российской словесности, склонить головы перед светлой памятью, поэта от Бога, Новеллы Николаевны Матвеевой.
Из поэтического наследия Новеллы Матвеевой.
«Развесёлые цыгане по Молдавии гуляли
И в одном селе богатом ворона коня украли.
А ещё они украли молодую молдаванку:
Посадили на полянку, воспитали как цыганку.
Навсегда она пропала
Под тенью загара!
У неё в руках гитара,
Гитара,
Гитара!
Позабыла всё, что было,
И не видит в том потери.
(Ах, вернись,
Вернись,
Вернись!
Ну, оглянись, по крайней мере!)
Мыла в речке босы ноги, в пыльный бубен била звонко.
И однажды из берлоги утащила медвежонка,
Посадила на поляну, воспитала как цыгана;
Научила бить баклуши, красть игрушки, из кармана.
«В тиши весенней,
В тиши вечерней
Вблизи от прерий,
Вдали от гор
Стояла ферма
Стояла ферма,
А возле фермы
Пылал костёр.
В котле широком
Кипело что-то
А рядом
Кто-то
Сидел-мечтал…
Котёл кипящий –
Ему о чём-то
Напоминал.
И мы не знаем,
Ах, мы не знаем:
Был или не был
Он на земле,
Что в тихом сердце его
Творилось
И что варилось
В его котле».
«Какой большой ветер!»
«Какой большой ветер
Напал на наш остров!
С домишек сдул крыши,
Как с молока – пену,
И если гвоздь к дому
Пригнать концом острым,
Без молотка, сразу,
Он сам войдёт в стену.
Сломал ветлу ветер,
В саду сровнял гряды –
Аж корешок редьки
Из почвы сам вылез
И, подкатясь боком
К соседнему саду,
В чужую врос грядку
И снова там вырос.
А раскурить надо,
Да вот зажечь спичку –
Как на лету взглядом
Остановить птичку.
Какой большой ветер!
Ох! Какой вихорь!
А ты глядишь нежно,
А ты сидишь тихо,
И никакой силой
Тебя нельзя стронуть:
Скорей Нептун слезет
Со своего трона.
Какой большой ветер
Напал на наш остров!
С домов сорвал крыши,
Как с молока – пену…
И если гвоздь к дому
Пригнать концом острым,
Без молотка, сразу,
Он сам войдёт в стену».
«Осень. Тишина в посёлке дачном,
И пустынно-звонко на земле.
Паутинка в воздухе прозрачном
Холодна, как трещина в стекле.
Сквозь песочно-розовые сосны
Сизовеет крыша с петушком;
В лёгкой дымке бархатное солнце –
Словно персик, тронутый пушком.
На закате, пышном, но не резком,
Облака чего-то ждут, застыв;
За руки держась, исходят блеском
Два последних, самых золотых;
Оба к солнцу обращают лица,
Оба меркнут с одного конца;
Старшее – несёт перо жар-птицы,
Младшее – пушинку жар-птенца».
«Полетел сереброкрылый «Ту»
Розовую зиму облаков
В летнем небе встретил на лету,
Пролетел сквозь них – был таков.
В предвечерних гаснущих тонах
Сизо – алый клеверовый склон.
На откосе как босой монах
Одинокий бледный шампиньон.
Уж росе и сырости ночной
Начал день позиции сдавать,
Но небесной трассе надо мной
Не придётся долго пустовать!
И опять – над далью сжатых нив
Самолёт…(И к северу небось?)
В поле зренья мчался, молчалив,
А исчез – и громом отдалось!
Чем-то дразним мы небесный гнев:
Часто музы покидают нас!
Надо переждать, перетерпев,
Неблагоприятный, смутный час.
Пусть и на земле притихло … Пусть
Иногда запаздывает звук;
Жди: молчанье долго сжатых уст
Новой песней разорвётся вдруг».
«Не знали ни Эразм, ни Лютер,
Ни Лев Толстой на склоне дней
Всего, что знает наш компьютер,
Поскольку он их всех умней.
О, сколько фактов, цифр, идей
(Смысл жизни, моря перламутр,
Свет горних сфер!) вжирает внутрь
Он в ненасытности своей!
«Кто лучше всех?» «Почём каракуль?»
Тьмы высших истин наш оракул
Вдруг выложит нам до конца!
Но даже он нам дать не может
Того… чего в него НЕ ВЛОЖИТ
Рука лукавого творца».
Высоцкий. Глава 33. «Какой большой ветер…»
«Это не моя песня, которую вы просите сегодня – «Пасха» – я ее не знаю. Я чужих вещей не пою. Тем более что я просто вообще не пою – я вам рассказываю, верно?»: слушать
Эта довольно раздраженная реплика Высоцкого прозвучала в ответ на вопрос из зала во время его концерта в МФТИ 29 февраля 1980 года.
Но его слова соответствуют истине лишь отчасти. Хотя на конкретный вопрос от конкретного человека Владимир Семенович отвечал абсолютно искренне.
Жуковский, МФТИ, 20 февраля 1980 года. Фото Игоря Козлова
Чужих песен Высоцкий действительно почти не исполнял.
За очень редкими исключениями, если вести речь о выступлениях перед публикой. Иное дело, когда Высоцкий был в компании, в кругу друзей. Кроме того, ему приходилось репетировать, исполнять и записывать песни других авторов для спектаклей или для кино. Некоторые из этих песен потом иногда звучали и на его концертах. Но все равно не так часто.
Однако когда исследователи творчества Высоцкого занялись подсчетами, то получилось, что в общей сложности хотя бы по одному разу, хотя бы фрагментарно Владимир Высоцкий спел более восьми десятков чужих произведений.
Что выглядит очень внушительно даже на фоне нескольких сотен песен, написанных им самим.
Владимир Высоцкий. Концерт в МФТИ. Долгопрудный, 29 февраля 1980 года
Так что обо всех, назовем их так, «чужих песнях» за один раз даже приблизительно не расскажешь.
Но дать вам представление о том, какие вообще песни нравились Высоцкому и чьи песни ему было самому интересно исполнить, мы попробуем.
«Ах, утону я в западной Двине…»: слушать
Эта запись была сделана в 1963 году дома у Алексея Высоцкого – дяди Владимира Семеновича и фронтовика, о котором Высоцкий не раз вспоминал, когда говорил и пел о войне.
Именно Алексей Высоцкий и начал одним из первых записывать на магнитофон своего племянника.
Геннадий Шпаликов
Ну, а саму песню написал Геннадий Шпаликов.
Сценарист, режиссер, поэт. Человек, которого можно без малейшего преувеличения назвать совершенно выдающимся художником. Одной из важнейших фигур времен Оттепели и эпохи шестидесятников.
Геннадий Шпаликов
Перед зданием ВГИКа стоит, на мой взгляд, один из самых лучших московских памятников.
Памятник Андрею Тарковскому, Василию Шукшину и Геннадию Шпаликову работы скульптора Алексея Благовестнова
Памятник выдающимся вгиковцам. Кузницу наших кинокадров закончили тысячи знаменитых и просто известных деятелей.
Но увековечили в этой скульптурной группе только троих: Андрея Тарковского, Василия Шукшина и Геннадия Шпаликова.
Томск, 29 декабря 1963 года. Фото Владимира Шеметова
Был ли Высоцкий лично знаком со Шпаликовым, достоверно неизвестно.
Вроде бы ходили слухи, что есть какая-то их единственная совместная фотография, но в любом случае друзьями они с Высоцким не были точно. Как впрочем, и с большинством тех, чьи песни прозвучат сегодня в исполнении Владимира Высоцкого.
«На Тихорецкую состав отправится…»: слушать
Запись сделана в Институте Русского языка 4 января 1966 года.
Выступление в Политехническом институте. Москва, 5 апреля 1966 года. Фото Михаила Никонова
Но всесоюзным хитом «Тихорецкая» станет ровно через 10 лет, когда на экраны выйдет фильм Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!», где голосом Аллы Пугачевой ее исполняет Барбара Брыльска, она же Надя Шевелёва.
Концерт в Институте медико-биологических проблем. Москва, 30 декабря 1966 года. Фото Геннадия Ивлева
Между прочим, стихотворение про станцию Тихорецкая было написано Михаилом Львовским еще до войны.
И посвятил он его девушке Валентине, с которой там случайно встретился. Но в 1942 году Валентина Архангельская вышла замуж за Александра Галича и посвящение свое расстроенный поэт Львовский отменил.
Михаил Львовский
А музыку на эти стихи почти одновременно написали Геннадий Гладков и Микаэл Таривердиев.
На мотив Гладкова песня исполнялась в спектакле московского «Современника», а на музыку Таривердиева – в ленинградском театре им. Ленинского комсомола.
Каноническим стал вариант Таривердиева, с которым Высоцкий даже успел немного поработать вместе.
Микаэл Леонович ставил оперу «Кто ты?». Предполагалось, что в этой постановке прозвучит песня Высоцкого о «Старом доме на Новом Арбате», а еще – в числе поэтических произведений других авторов – и «Тихорецкая» в таривердиевском варианте. Спектакль вышел в 1966-м – так что, скорее всего, не случайно Высоцкий спел тогда эту песню в Институте Русского языка.
Владимир Высоцкий в клубе песни «Восток», ДК пищевиков. Ленинград, 18 января 1967 года. Фото Галины Дроздецкой
А вот об истории следующей песни он рассказал на концерте в ленинградском клубе «Восток» 18 января 1967 года.
Игорь Кохановский был не просто одним из ближайших друзей Высоцкого – они с ним учились в одном классе.
И Игорь Васильевич чуть не сбил c панталыку Володю, уговорив вместе поступать в МИСИ.
Игорь Кохановский и Владимир Высоцкий, 1956 год
А песню «Бабье лето» Кохановский написал в 1962 году.
Посвятил он ее Елене Копелевой, дочери известного литературоведа, диссидента и правозащитника Льва Копелева. И эта песня стала чем-то вроде гимна их компании.
И музыку к собственным стихам Кохановский сочинил сам.
И даже по-дружески был несколько обижен на Высоцкого, когда тот без задней мысли начал приписывать авторство мелодии себе. Потом свои варианты «Бабьего лета» исполняли и Клавдия Шульженко, и Юрий Антонов.
Куйбышев, Дворец спорта, 29 ноября 1967 года (фото Геннадия Внукова)
А вот авторство другой песни до сих пор вызывает массу споров.
Правда, здесь Высоцкого в число авторов невозможно зачислить даже теоретически. Это песня про «девушку из Нагасаки». В основе ее лежит текст известной советской поэтессы Веры Инбер.
Вера Инбер
Но когда песня пошла в народ, то ее строки пережили массу переделываний, изменений и вариантов – и всякий пел ее по-своему.
Выступление Владимира Высоцкого в кинотеатре «Мир». Чимкент, 29 августа 1970 года
А мелодию приписывали Полю Марселю – он же Поль Русаков, автор многих популярных в СССР песен 20-х-30-х годов.
Высоцкий пел эту песню неоднократно, а запись, которую услышите вы, сделана у Артура Щербака в Куйбышеве 29 ноября 1967 года.
Куйбышев, Дворец спорта, 29 ноября 1967 года (Фото Геннадия Гутмана)
Я благодарю за помощь в подготовке этой программы наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Александра Ковановского, Александра Петракова, Олега Васина, Игоря Рахманова, Валерия и Владимира Басиных.
Как уже было сказано, чужих песен Высоцкий спел множество.
Но почти все исполнения – и публичные, и в кругу друзей – относятся к периоду до 1971 года. Позднее чужих вещей Владимир Семенович практически не пел и в этом смысле действительно не обманул аудиторию столичного Физтеха.
К песням других авторов, исполненных Высоцким в 60-х годах, нам предстоит еще вернуться не единожды.
А сегодня на прощание мы вспомним еще одну прекрасную песню. Песню недавно ушедшей от нас Новеллы Матвеевой.
Новелла Матвеева
Они не были с Высоцким близкими друзьями, но ее песню Владимир Семенович спел как свою.
Запись у Тамары Кормушиной, 6 сентября 1970 года.
Беловой автограф песни Новеллы Матвеевой «Какой большой ветер!» (из архива Александра Петракова)
Владимир Высоцкий и Тамара Кормушина. Москва, декабрь 1974 года (фото Игоря Шишкина)
При подготовке программы использованы:
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина, Алексея Денисова, Наталии и Михаила Кане и Творческого объединения «Ракурс»;
– фонограммы из архивов Александра Петракова, Валерия и Владимира Басиных;
– статья Андрея Сёмина «Чужие» песни Владимира Высоцкого».
Иволга (слова и музыка Игоря Кохановского): слушать (из архива С.В.Высоцкого, 1963 год)
Бабье лето (слова и музыка Игоря Кохановского): слушать (из архива С.В.Высоцкого, 1963 год)
Девушка из Нагасаки (слова Веры Инбер): слушать (неизвестная запись, 1964 год)
Какой большой ветер! (слова Новеллы Матвеевой): слушать (Москва, у Валерия Синельщикова, 1964 год)
Песня про физиков (слова Александра Галича): слушать (неизвестная запись, 1965 год)
Творческим объединением «РАКУРС» на протяжении нескольких десятилетий проводится кропотливая работа по поиску, изучению и систематизации документальной кинохроники и видеосъёмок, фотоматериалов и фонограмм, связанных с жизнью и творчеством Владимира Высоцкого.
Уникальные съёмки Владимира Высоцкого, обнаруженные за это время в архивах зарубежных телекомпаний обнародованы в России в 1998 — 2015 годах в документальных фильмах Александра Ковановского, Игоря Рахманова и Олега Васина. Эти работы неоднократно побеждали на фестивалях документального кино в России и Польше, а также были выпущены в виде лицензионных DVD-изданий. Большая часть архивных материалов опубликована на официальном канале «Владимир Высоцкий», где в тематических разделах с ними может ознакомиться любой желающий.
В настоящее время с несколькими телевизионными архивами ведутся переговоры о приобретении и последующем издании обнаруженных в последние годы уникальных съёмок В. С. Высоцкого.
Авторский коллектив ТО «Ракурс» будет признателен всем желающим поддержать новые проекты, открывающие для широкой аудитории зрителей и слушателей в России и за рубежом неизвестные страницы жизни и творчества Владимира Высоцкого.