стихотворение полонского посмотри какая мгла
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Яков Петрович Полонский. «Посмотри — какая мгла»
Яков Петрович Полонский
Посмотри — какая мгла
В глубине долин легла!
Под её прозрачной дымкой
В сонном сумраке ракит
Тускло озеро блестит.
Бледный месяц невидимкой,
В тесном сонме сизых туч,
Без приюта в небе ходит
И, сквозя, на всё наводит
Фосфорический свой луч.
В стихотворении «Посмотри — какая мгла…», датированном 1844 годом, Полонский предлагает взглянуть на ночной пейзаж глазами лирического героя-созерцателя. Восхищение от представшей красоты передается при помощи монолога, адресованного неведомому собеседнику. Картина у поэта получается по-настоящему завораживающей. Густоту накрывшей землю тьмы он передает при помощи слов «глубина», «сумрак», «мгла». Она оттеняется при помощи прозрачной дымки «в сонном сумраке ракит». Добавляет пейзажу загадочности, таинственности и даже некоторой мистичности фосфорический луч бледного месяца.
Небольшое произведение можно условно разделить на две части. В первой Полонский представляет читателям общий план описываемой картины. Во второй поэт акцентирует внимание на месяце. Не только чувство радости и восторга от ночной природы испытывает лирический герой стихотворения. Присутствует в миниатюре «Посмотри – какая мгла…» и ощущение грусти, некоторая задумчивость, элегичность. Это отсылает читателей к лермонтовским произведениям – «Из Гете» и «Выхожу один я на дорогу…».
Важную роль в стихотворении играет эпитет «сонный». Во многом благодаря нему изображенный Яковом Петровичем мир получается статичным. Вообще мотив сна в том или ином виде занимает значительное место в творчестве Полонского. Поэтому большая часть пейзажной лирики поэта посвящена именно описанию ночной жизни природы. Еще одна отличительная черта нарисованной Яковом Петровичем картины – космизм, переданный посредством композиции. Лирический герой, стоящий на некой возвышенности, сначала обращает взгляд на долину с ракитами и озером, затем – на небо, где находится месяц. Таким образом, удается соединить мир земной и мир небесный.
В 1909 году творчество Полонского вдохновило выдающегося композитора рубежа столетий Сергея Танеева на создание хорового цикла, состоящего из двенадцати сочинений. Сборник был написан специально для московского хора Пречистенских курсов для рабочих, которым руководил Вячеслав Булычев. Танеев разделил цикл на три тетради. Четырехголосный хор «Посмотри – какая мгла…», выдержанный в едином темпе и не содержащий внутренних контрастов, попал в первую. В исполнительском плане он считается одним из наиболее легких в сборнике. Помимо него первая тетрадь содержит хоры на стихи «На могиле», «Вечер», «Развалину башни, жилище орла…».
Посмотри — какая мгла
Посмотри — какая мгла
В глубине долин легла!
Под ее прозрачной дымкой
В сонном сумраке ракит
Тускло озеро блестит.
Бледный месяц невидимкой,
В тесном сонме сизых туч,
Без приюта в небе ходит
И, сквозя, на все наводит
Фосфорический свой луч.
Статьи раздела литература
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
«Посмотри – какая мгла» анализ стихотворения Полонского по плану кратко – тема, эпитеты, метафоры, идея
Таинственные сумерки, неуловимая прелесть ночного пейзажа не смогли оставить равнодушным Якова Петровича Полонского. Вдохновленный красотой природы, он написал стихотворение «Посмотри – какая мгла», ставшее прекрасным образцом пейзажной лирики. Предлагаем для ознакомления краткий анализ «Посмотри – какая мгла» по плану. Данный разбор рекомендуется использовать при подготовке к уроку по литературе в 6 классе.
Краткий анализ
История создания – Стих написан в 1844 году, опубликован в том же году в сборнике стихов под названием «Гаммы».
Тема произведения – Восхищение красотой ночного пейзажа.
Композиция – Стихотворение условно разделено на две части: в первой части представлено описание спящей природы, во второй – восторженное настроение лирического героя сменяется грустью и задумчивостью.
Жанр – Пейзажная лирика.
Стихотворный размер – Четырехстопный хорей с рифмой ААБВВ БГДДГ.
Метафоры – «месяц невидимкой», «в тесном сонме».
Эпитеты – «сонный», «бледный», «сизые», «фосфорический».
Олицетворения – «месяц … без приюта в небе ходит».
История создания
В 1844 году Яков Петрович Полонский опубликовал свой первый сборник стихов под названием «Гаммы». Наряду с другими произведениями, в него вошло и стихотворение «Посмотри – какая мгла», написанное в том же 1844 году. Старт оказался успешным, и издание привлекло к себе внимание не только читателей, но и литературных критиков.
Во время написания стихотворения Полонский учился в Московском университете, и водил дружбу с Афанасием Фетом и Сергеем Соловьевым. Литературными кумирами начинающего поэта были Лермонтов и Пушкин, и их творчество во многом повлияло на развитие таланта Полонского.
Красота русской природы всегда служила неисчерпаемым источником вдохновения и одной из самых популярных тем в творчестве многих поэтов. Не стал исключением и Яков Петрович, который в своем произведении «Посмотри – какая мгла» описал все очарование ночного пейзажа.
Ему удалось не только красочно описать тихую, умиротворяющую картину природы, утопающей в сумерках, но и наполнить ее яркими образами, придать удивительно лирическое и несколько меланхолическое настроение.
Восхищение природой, ставшей пленницей сумерек, автор передает с помощью монолога, обращенного неизвестному собеседнику. Описываемая им картина, действительно, приобретает таинственную, мистическую окраску. При дневном свете пейзаж может выглядеть весьма обычным, но с наступлением вечерних сумерек в нем происходят удивительные перемены. Окружающий мир становится более завораживающим, таинственным, глубоким, наводящим на философские размышления.
Лирический герой одинок на фоне сумеречного пейзажа, однако он тяготится этим одиночеством. Поэтому он призывает читателя вместе с ним насладиться красотой уснувшей природы, попытаться увидеть прекрасное в обыденных вещах. В этом и заключается главная мысль произведения.
Композиция
Композиция произведения представляет собой две условные части. В первой части лирический герой очарован красотой сумеречного пейзажа, он восхищается тишиной, описывает, как природа постепенно готовится ко сну. Невзирая на густой туман, окутавший долину, красота ночного леса манит и притягивает.
Вторая часть произведения полностью отдана во власть меланхолии. Центральным образом является месяц, излучающий холод и одиночество. Бесприютный и неприкаянный, он «в небе ходит», освещая все вокруг своим призрачным светом. Вокруг него сгущаются тучи, однако им не удается полностью закрыть небесное светило, освещающее землю своим «фосфорическим» лучом.
Описывая в начале стихотворения красоту земной природы, а затем – прелесть ночного пейзажа, лирический герой пытается тем самым соединить воедино два мира: земной и небесный.
Произведение написано в жанре пейзажной лирики. Стихотворный размер – четырехстопный хорей с использованием рифмовки ААБВВ БГДДГ. В каждой строфе – по пять строк.
Средства выразительности
При написании лирического стихотворения Яков Петрович использует широкую гамму средств художественной выразительности. Больше всего в произведении эпитетов («сонный», «бледный», «сизые», «фосфорический»), с помощью которых автор оживляет природу, награждая ее признаками живого существа.
Также в стихотворении присутствуют красочные метафоры («месяц невидимкой», «в тесном сонме») и олицетворения («месяц… без приюта в небе ходит»), тонко передающие душевное состояние и настроение лирического героя.