стили рисования карандашом какие бывают
Основные техники рисования карандашом
П ервые шаги в изучении художественной грамоты часто начинаются с простого карандаша. Доступность и простота использования этого материала делают грифельный рисунок самым распространенным, но ничуть не посредственным. Качество, необычность работы зависит от опыта мастера, владения графическими приемами. Поэтапно опробовав основные техники, рисование карандашом перестанет восприниматься обычной серой картинкой. Появятся тональные переходы, градации, интересные линии, штрихи, пятна, создающие «жизнь» в работе, уникальность вашего художественного почерка.
Рисование карандашом с нуля: с чего начать?
Первое, в чем следует разобраться – это в видах карандашей, их возможностях. А также – дополнительных материалах, необходимых в черно-белой графике.
При покупке карандашей российского или зарубежного производства вы обязательно столкнетесь с системой обозначения мягкости/твердости грифеля. Подобные маркировки следует различать, чтобы правильно ориентироваться в нужном выборе.
Карандаш российского производства может иметь следующие обозначения:
Шкала твердости карандашей современных отечественных фабрик держит конкуренцию среди импортных предложений, выпуская экологически безопасные серии для потребителей различных возрастных групп и профессий.
Европейская маркировка карандашей обозначается буквами:
Карандаши производства США маркируются так:
Грифели НВ и ТМ – считаются самыми любимыми среди пользователей, они прекрасно подходят как для рисования, так и для записей. Не затемняя, не царапая бумагу, твердо-мягкий карандаш идеален для первых построений, «наметок» на бумаге перед началом серьезной графической работы или долгого академического задания. Этот вид карандаша обычно сразу появляется у начинающих художников. Мягкие грифели любят художники с опытом или же любители быстрых зарисовок.
Особенность грифеля в его жирности, плотности. Он легко ложится на любую бумагу, быстро закрывает поверхность, создает приятный «живописный» эффект. Но начинающим художникам следует понимать, что увлекшись «глубоким» тоном, легко перетемнить или испачкать работу. Повышенная маслянистость мягких грифелей может создать неаккуратный вид рисунку.
Твердые грифели применяют для особенных случаев: показать легкий тон, проработать тонкие, воздушные детали, сухие, фактурные линии. Так как твердыми карандашами можно поцарапать бумагу – ими работают с небольшим нажимом.
Для профессиональных художественных работ карандаши затачиваются не точилкой, а канцелярским ножом. Это позволяет оставлять грифель нужной вам формы, длины и остроты.
Даже неопытный пользователь художественных материалов понимает, что мягкий, эластичный ластик – лучший помощник для удаления следов чернографитного карандаша. Но не все работы можно корректировать такой резинкой. Есть опасность испортить готовый тональный рисунок: нанести слишком заметные нажимы ластиком, которые уже с трудом поддаются корректировке. В таком случае идеально подходит – «клячка». Эта тянущаяся, мягчайшая масса, которая не крошится и деликатно очищает от ненужного тона вашу работу.
Классический вариант бумаги для рисунка – это плотный лист ватмана. Но на самом деле, все зависит от ваших задач. Рифленая, фактурная бумага – подойдет для нестандартных творческих задумок. Используют также более тонкие тонированные листы – для всевозможных зарисовок и набросков.
Техники рисования карандашом для начинающих
Наше зрение устроено так, что мы воспринимаем форму и объем предмета лишь благодаря светотени. Конечно, грамотное контурное построение объекта первостепенно. И все же, основы рисования карандашом для взрослых и детей начинают с объяснения светотеневых отношений, которые показываются лишь тоном и в разных графических техниках.
Самая известная техника. Изображаемый объект покрывают равномерными, короткими штрихами, сделанными в одном направлении. Путем нажатия на карандаш, увеличения плотности штриха можно добиться любых оттенков серого.
Для более глубокого тона больше всего подходит этот вид штриховки. Пересекающиеся друг с другом штрихи – это два и более слоя разнонаправленных линий, образующих некое подобие сеточки.
Здесь можно немного расслабиться, поиграть с произвольными, словно клубящимися, линиями, заполняющими определенное пространство. Где применять подобный прием? Ну, скажем, для творческой авторской работы или в изображении какой-либо шерстяной фактуры.
Чтобы заштриховать яблоко или любой круглый предмет – часто применяют этот прием. Линии повторяют контур объекта и идут параллельно друг другу.
Очень интересный, творческий прием рисования карандашом для начинающих художников и высокопрофессиональных мастеров. Вначале мягким карандашом на бумагу наносим тональное пятно нужного размера.
Затем, используя ластик, высветляем те куски, где на объекте предполагается свет. Если вы изображаете набросок фигуры человека или создаете быструю портретную зарисовку – «рисование тоном» отличный вариант. Конечно, высветлять освещенные стороны нужно разумно, не забывая про мягкость контуров, плавность светотеневых переходов, а также – дополнительные штрихи и проработку мелких деталей.
Немного схожа с предыдущей техникой. Потому что отвечает тем же задачам: создает некоторую обобщенность, естественность, стирая острые углы и нереалистичные линии. Кроме того, с помощью растушевки штрихов легко добиться объемности изображения, реалистичности, воздушности пространства. Рекомендуемые материалы для растушевки: ватные палочки, мягкая бумага, специальный инструмент для растушки.
Если самые первые шаги к рисованию простым карандашом проложены: подготовлены материалы, изучены азы построения объектов и светотеневые отношения – можно смело приступать к собственным творческим поискам через увлекательные техники графического рисования.
*В статье использованы учебные работы студентов Художественной школы на Татарской.
Рисование карандашом для начинающих
Содержание
Карандаш ведет свою историю с 16 века. Поначалу в форме графитовых палочек, завернутых в бумагу или зажатых между веточками и скрепленных бечевкой. В 1683 году в Нюрнберге открыли производство простых деревянных карандашей. К сожалению, технология смешивания толченого графита с клеем и серой удешевляла изделие, но сильно отражалась на качестве, и товар не пользовался спросом.
Так что же нужно, чтобы картина, нарисованная карандашом, эволюционировала от детского рисунка к чему-то более серьезному? Прежде всего терпение и желание, чтобы познакомиться с техниками рисования, правилами композиции, светотени, тушевки и штриховки, научиться правильно держать карандаш и критически относиться к собственным работам.
Что потребуется для рисования карандашом
Карандаши. Они отличаются мягкостью и обозначаются маркировкой из букв «H»,«B» и цифр. Чем выше значение «H», тем тверже карандаш и бледнее линия, которую он оставляет. Высокое значение «B» означает мягкий грифель и насыщенный черный цвет. Твердые карандаши используются чаще всего в черчении, а для рисования вам понадобится: HB для эскизов и 4B, 6B и 8B для различных видов штриховки.
Как правильно держать карандаш
Ограничиться привычным с детства способом держать карандаш (кстати, этот захват называетcя Tripod) не получится. У него есть несколько недостатков.
— при работе рука закрывает существенную часть изображения, в результате вы видите отдельные фрагменты, но не рисунок в целом;
— поскольку пальцы согнуты и рука лежит на листе, возможности штриховки ограничены короткими линиями;
— рука постоянно касается листа, и вы можете размазать часть рисунка.
Техники рисования карандашом
Но кроме контуров и местоположений предметы обладают такими важными свойствами, как объем и фактура поверхностей. Для их передачи используются следующие техники карандашного рисунка.
Чтобы помочь растушевке передать фактуру предмета появились дополнительные техники.
Основные правила рисования
Возьмите лист бумаги, расчертите его на произвольные участки и заштрихуйте, используя различные виды штриховок. Используйте карандаши различной мягкости, меняйте нажим, создавайте плавные переходы.
Копируйте картины известных художников. Обратите внимание на виды штриховок, пропорции, способы передачи динамики объектов.
Рискните нарисовать с натуры что-то более сложное по форме и передать текстуру поверхности. Какие штрихи лучше передадут мягкость кошачьего меха, а какими вы изобразите текучесть шелкового шарфика? Тренируйтесь и через некоторое время вы сможете сложить легенду на тему изображения драпировок из различной ткани.
Простые пошаговые уроки
Кленовый лист за три шага
Начните рисунок кленового листа с грубого наброска его основной формы и центральной оси светлыми тонкими линиями. Вам не нужно рисовать какие-либо более мелкие изгибы листа, только некоторые основные линии с соблюдением пропорций разных сторон листа.
Добавьте к эскизу контурный рисунок внешней формы листа. После того как закончите, можете стереть направляющие линии, оставшиеся с предыдущего шага.
Внутри полученного контура нарисуйте основные жилки, идущие от основания листа к кончикам, и более мелкие жилки, отходящие от них.
Рисунок сливы за 6 шагов
Сделайте простой контурный рисунок основной формы сливы. В нашем случае это просто овал.
Нарисуйте стебель и продолговатую ямку на плоде, характерную для слив. Обратите внимание на форму области, из которой растет черешок.
Перед тем, как приступить к затенению, внимательно посмотрите на расположение светлых и темных участков на поверхности сливы.
Тени в области ямки будут немного темнее к ее верхнему концу, так как именно здесь она начинает изгибаться от основного источника света. Изгиб, расположенный дальше от зрителя, будет светлее к низу и снова станет немного темнее к верху.
Тень, отбрасываемая сливой, будет темнее по направлению к основанию и станет светлее по мере удаления от сливы.
Наносите штрихи таким образом, чтобы усилить форму объекта, сделать его трехмерным. При штриховке плода сделайте штрихи слегка изогнутыми, чтобы они как бы обтекали его. Для тени можно делать прямые штрихи.
Добавьте штрихов для затемнения теневой области. Постарайтесь, чтобы все штрихи совпадали по направлению с имеющимися.
В целом изображение готово, но, поскольку слива сама по себе имеет темную поверхность, стоит усилить штриховку плода. При работе учтите, что поверхность сливы гладкая и постарайтесь сгладить переходы между светлыми и темными участками.
Любая дорога начинается с первого шага. Шагните на путь изучения рисования, и вы вскоре поймете насколько увлекательным окажется ваше путешествие.
Виды и техники рисования карандашом
Техника рисования карандашом, виды карандашей, основы рисования, все это вы найдете в нашей статье.
Карандаш — доступный каждому инструмент, знакомый еще со школьных уроков черчения. Грифель легко прощает огрехи и неточности линий, достаточно подходящего ластика. Однако чем выше становится требовательность к работе, тем тщательнее нужно выбирать карандаш и сопутствующие ему материалы.
Виды карандашей
Многие предпочитают механические карандаши со вставным грифелем за удобство. Их линии всегда однородны по толщине и интенсивности, и в этом одновременно кроется преимущество и недостаток.
До того, как карандаши стали механическими, их классифицировали по мягкости грифеля буквами H и B, который в зависимости от силы нажима оставлял более или менее темную линию.
Цифра, стоящая рядом с буквой, обозначает степень данного показателя.
Чем выше твердость H карандаша, тем плотнее грифель и светлее линия, тем больше он «царапает бумагу», оставляя в ней борозду-вмятину, которую не убрать ластиком.
Мягкий B грифель, наоборот, чертит боле темные линии, легко крошится и меньше травмирует бумагу.
Новичкам следует начать с карандаша HB (ТМ) — это стандартный карандаш, средней степени твердости-мягкости.
Заточка карандаша — важнейший параметр. Угол заточки позволяет обнажить грифель, который в зависимости от наклона к бумаге рисует то тонкие, то широкие линии. Этот прием помогает создавать выразительные рисунки.
Угол заточки создают резаком: чем шире его лезвие, тем проще увеличить угол.
Точилки-коробочки помогут заострить грифель, но их угол заточки всегда одинаков.
Бумагу берите белую и плотную, лучше всего зернистую — на ней хорошо будут видны карандашные оттенки.
Основы техники рисования
Рисунок бывает линейным, объемным и смешанным, и подразделяется по назначению.
Выбор техники зависит от цели.
В чертеже необходимо умение регулировать твердость и угол нажима по линейке, аккуратность работы с бумагой при исправлении.
В эскизе важна экспрессивность, передача сути, и выбор выразительных средств ничем не ограничен. Чем больше в арсенале рисовальщика техник, тем точнее он подберет ту, что подходит для данного эскиза.
Этюд — классический рисунок, в котором всегда присутствует модель; в переводе этюд — изучение, его цель — анализ модели и её правдоподобное изображение на бумаге. Продолжительные, до нескольких часов, сеансы этюда развивают чувство пропорций, глазомер и связь рука-глаз, которая позволяет рисовать точно, лишь изредка отрывая взгляд от модели.
Техники рисования
Контурный рисунок
требует работы с линией, её толщиной, интенсивностью и формой. Провести линию нужного качества — показатель мастерства рисовальщика, которое достигается через практику.
Существует множество несложных и быстрых упражнений для тренировки руки, в их основе: изображение формы за раз, без отрыва карандаша от бумаги. Начинайте с неподвижных объектов — это дает возможность сравнить изображение с оригиналом и учесть ошибки.
Важно варьировать карандаши — механические и простые, мягкие и твердые, с большим углом заточки и без, а так же плотность бумаги — от вощеного листа до рыхлого картона. Разнообразие результата поможет понять, как именно достигнуть определенного свойства линии.
Объемный рисунок
строится на передаче светотени — градации тона между поверхностями на свету и в тени. В карандашном рисунке передача тона достигается штриховкой и её последующей стадией — растушёвкой. Прием строится на постепенном наборе тона поверхности.
Штриховка
создание параллельных линий с отрывом карандаша от бумаги. Выбор длины штриха зависит от характера поверхности — чем однороднее поверхность, тем длиннее штрих. Плотность штриха — это расстояние между линиями. Чем больше плотность, тем темнее тон поверхности. Штриховки могут накладываться друг на друга. Этот прием классического рисунка одновременно увеличивает затемнение и придает поверхности рельеф.
Штриховка кажется простым приемом, но для её качественного выполнения необходима практика. Штрихи должны быть прямыми, петли в начале или конце линии выдают нетвердую руку. Тренировать нужно так же угол наклона — начинающие рисовальщики штрихуют под одним, удобным руке углом, тогда как рельефность формы добивается именно вариации угла.
Растушёвка
буквально «размазывание» графитной крошки штриха по поверхности бумаги, при котором линии смешиваются и исчезают. Этот прием позволяет добиться « фотографичности » изображения. Для удачной растушёвки следует делать предварительную штриховку наиболее мягким грифелем — это значительно упростит работу и сбережет поверхность бумаги.
Ошибки новичков
Пренебрежение рисунком с натуры.
Часто начинающие рисовальщики хотят быстрого эффектного результата «для рамки», поэтому выбирают для основы понравившуюся картинку. Это копирование поможет наработать руку, но для приобретения чувства пространства необходима трехмерная модель.
Важность освещения.
Мы воспринимаем форму в зависимости от того, как она освещена. Близкий, яркий источник света создаст контраст между поверхностями, а слабый — размоет контуры. Попытайтесь осветить один и тот же предмет по-разному — характер его формы изменится. Грамотное освещение модели позволит осознанно работать со светотенью и развивать пространственное мышление.
От простого к сложному
Невозможно создать шедевр с нуля, но не отчаивайтесь. Беритесь за посильные упражнения, постройте свое обучение от простого к сложному. С каждым новым рисунком глаз будет тренированнее, рука — увереннее, а опыт позволит интуитивно выбирать подходящие техники, а затем и смешивать их.
Варьируйте тип упражнений: после долгого, но необходимого для глазомера этюда не начинайте следующий. Развейтесь, сделайте дружеский шарж на только что законченный гипсовый бюст. Техники рисунка — инструменты для передачи замысла, и чем больше их будет в вашем арсенале, тем красноречивее будут ваши работы.
Стили рисования карандашом какие бывают
Этим постом я открываю рубрику «Рисование», в которой буду рассказывать о технике, материалах для рисования, основных приёмах. Вобщем, азы.
Техника рисования в искусстве — это совокупность специальных способов и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение. Например, рисунок, сделанный карандашом, отличается от рисунка, выполненного углем, а акварельный рисунок не похож на рисунок пером и тушью.
Однако техника рисования сама по себе может быть целью только в период обучения. В дальнейшем она подчиняется общему замыслу, помогает решить творческие задачи и поэтому не должна быть заметна. Вместе с тем владение техникой рисования, применение того или другого материала позволяет наилучшим способом выявить характер модели.
Различные способы рисования карандашом
Как рисуют карандашом
Карандашные штрихи могут быть направлены в одну сторону или под углом друг к другу. Во втором случае усиление тоновой насыщенности рисунка достигается за счет наложения разнонаправленных штрихов друг на друга. При этом штрихи кладут сеточкой в разных направлениях. Применение той или иной штриховки зависит от задач изображения.
Очень эффектные рисунки получаются на слегка тонированной или цветной бумаге. Рисунок желательно выполнять на тех сортах бумаги, которые позволяют с наибольшим эффектом работать в данной технике. Например, для рисунков тушью хороша гладкая, плотная глянцевая бумага, на которую хорошо ложится штрих и не расплываются линии. Для рисунков углем более подходит слегка шероховатая бумага.
Что и как называется в рисовании: разбираемся в терминологии.
Но до словаря терминов тоже нужно дозреть, ведь всё начинается с простых рисунков на бумаге карандашом, с самостоятельных попыток нарисовать что-либо. Вот и получается, что такие вопросы, как: “а завтра будет натюрморт или живопись?” или “рисуем рисунок красками или карандашом?” случаются. Разбираемся постепенно.
1) Изобразительное искусство в целом подразделяется на ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ИСКУССТВА.
2). Всё изобразительное искусство, вне зависимости от вида, классифицируется по ЖАНРАМ.
Основные жанры изобразительного искусства:
а) портрет (изображение людей и лиц);
б) натюрморт (изображение предметов);
в) пейзаж (изображение природы);
г) абстракция (беспредметное искусство);
д) анималистический жанр (изображение животных);
е) сюжет (сценка с изображением нескольких взаимосвязанных фигур людей);
ж) обнажённая модель (изображение нагого тела);
з) смешанный жанр (синтез двух или нескольких жанров, например, фигура в пейзаже).
Основные стили в искусстве:
Основные направления в искусстве:
4). По назначению изобразительное искусство тоже подразделяется на отдельные группы и подгруппы. Чтобы не перегружать читателя информацией (статья всё-таки обзорная) остановлюсь только на живописи и графике, минуя остальные пластические виды искусства. Если нужно больше информации, или что-то конкретное, добро пожаловать в словарь художественных терминов (см. архитектура, скульптура, декоративно-прикладное искусство и другое).
Итак, живопись бывает:
— фреска, т.е. не картина, а монументальная живопись;
— миниатюра (соответственно, произведение живописи малого размера), обычно это иллюстрация или миниатюрный портрет;
— театральная живопись (декорации в театре).
Графика подразделяется на оригинальную (рисунок) и печатную (гравюра).
4) Это станковая графика, то есть выполненная не в качестве иллюстрации, не как прикладное украшение, а для экспонирования в выставочном зале или музее и как предмет коллекционирования. Это подтверждает небольшой размер графических листов.
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.
3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже 🙂
ОБ АВТОРЕ: