стиляги одежда каких годов
Как в СССР появились стиляги, почему их недолюбливали и называли шпионами
Откуда взялись стиляги и что означает это слово
В конце 1940-х годов в СССР стали появляться первые стиляги, иначе говоря, молодежь, которую не устраивали стереотипы социалистического общества. Некоторая циничность в суждениях, аполитичное поведение и пренебрежение отдельными нормами общепринятой морали стали отличительными чертами этого движения. Трофейная одежда и обувь, образы из западных журналов составили базу для непривычного внешнего вида стиляг.
Многих привлекала модель поведения, показываемая в иностранном кино. Казалось, что «там» все иначе, легко, просто, оригинально. Понятно, что это было не так, но чем меньше информации, тем привлекательнее.
Термин «стиляга» возник в 1949 году. Тогда был опубликован сатирический фельетон Д. Г. Беляева в знаменитом юмористическом журнале «Крокодил». В очерке был описан обычный школьный вечер, куда пришел молодой человек, ярко одетый, смешно танцующий, подражающий иностранцам, то есть имеющий странный стиль. На деле он оказался необразованным и тщеславным человеком.
Есть и еще одна версия: слово стиляги пришло из джазовой среды. Музыканты использовали слово «стилять», что можно было перевести как «красть», то есть повторять чей-то музыкальный стиль. Саксофонисты, например, говорили «Стилягу дует». Сами представители движения использовали термин «штатники», что подразумевало любовь к одежде американского производства.
Носки разного цвета и буги-вуги как любимый танец стиляг
Первые представители движения одевались весьма комично. Молодые люди надевали широкие брюки обязательно яркого цвета, свободные пестрые пиджаки, широкополые шляпы, обувь с острыми носами, рубашки с гавайским рисунком, галстуки с изображением драконов, птиц, макак. Очень модной была «фишка» с цветными носками разного цвета. Позднее стали, наоборот, модны брюки-дудочки, дефицитные джинсы, тонкие галстуки с узелком и зонт-трость.
К 60-м годам мода сместилась в сторону строгих плащей, элегантных пальто в британском стиле. Носили стиляги дефицитные шерстяные костюмы, грубые солдатские ботинки и элегантные туфли с перфорацией на носке. Писком моды был кок на голове, как у Элвиса и усики-«мерзавчики».
В отличие от мужчин, девушки-стиляги не могли похвастаться собственным стилем. Они использовали фасоны, найденные в журналах из Прибалтики или дружественных соцгосударств. Выбирались красивые пышные или наоборот узкие юбки, цветные блузки с принтом, остроносые туфли.
Девушки ярко красили губы и густо подводили глаза. В качестве прически сооружали «венчик мира», то есть укладывали завитые волосы в виде круговой волны, а после появления ленты «Бабетта идет на войну» с Брижит Бардо начали делать так называемую бабетту, как у прекрасной актрисы.
Любимым танцем стиляг считался буги-вуги, появившийся в Европе и основанный на афро-американских танцах. Вне конкуренции был рок-н-рол. Молодежь слушала Элвиса Пресли, Билла Хейли, Бадди Холли. Кому-то даже удавалось достать пластинки с их записями. А иногда музыку записывали на рентгеновскую пленку со снимками, называлось это «рок на костях». Когда появились магнитофоны, стало проще.
Кто они? Шпионы или просто раскрепощенная молодежь?
В СССР стиляг часто изображали в фильмах, и это были не слишком приятные образы. Преступник, злодей, бездельник, безработный или презираемый отшельник — такими они представали перед зрителями. В очерках и фельетонах из них делали алкоголиков и деградирующих персонажей. А в журналах частенько появлялись карикатуры, где стиляги были настоящими мятежниками или ужасными иностранными шпионами.
С 1950-х годов началось преследование представителей этой субкультуры. Их «песочили» на комсомольских собраниях, дружинники гонялись за ними по улицам, милиционеры доставляли в отделения, где стиляг снимали на фотопленку для позорящих статей. Группы агрессивно настроенной молодежи могли испортить им одежду или даже насильно обрезать волосы.
Иногда случались просветы. Например, в 1956 году, когда состоялась выставка работ великого Пикассо или в 1959 году, когда в Москву приехал Кристиан Диор со своими прекрасными моделями. Ну и, конечно же, приятным был 1957 год, ознаменованный молодежно-студенческим фестивалем. Но культурные мероприятия заканчивались, и давление начиналось снова.
Словечки, которые использовали стиляги и которые до сих пор в ходу
Стиляги использовали забавные фразы и слова, то есть говорили на собственном сленге. Не все понимали, что в основном тут использовался английский язык, просто к словам для удобства были добавлены окончания и суффиксы, привычные для русского уха. За примерами далеко ходить не надо. Скажем, «шузы» (shoes), о которых говорила знаменитая Верочка из «Служебного романа» спустя много лет — это не что иное, как обычная обувь на достаточно высокой подошве. Иногда стиляги шли в кино «лукать» (look) фильм. В переводе это означает смотреть. Известные места, где проходили встречи, называли Бродвей. Обычно это была центральная улица какого-то города.
Приход к власти Хрущева и исчезновение молодежного движения
Когда к власти пришел Никита Хрущев, субкультура стиляг постепенно стала исчезать. Возможно, это связано с некоторыми допущенными правительством послаблениями. У молодежи появились другие, новые увлечения и интересы.
В середине 60-х годов XX века стиляги встречались все реже и реже. Тем не менее, еще долгое время модных, ярко одевающихся или пытающихся создать свой стиль молодых людей и девушек называли стилягами. Этот термин постепенно стал означать «модный человек».
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
«Стиляги» – история субкультуры
Стиляги — молодежная субкультура в СССР конца 1940-начала 1960-х годов, для которой характерны нонконформизм, следование западному образу жизни (стилю одежды, музыке, танцам и пр.), а также специфический сленг.
Первые стиляги появились в конце 1940-х годов. Их движение стало протестом против стереотипов советского общества. Стиляг отличал цинизм суждений, подчеркнутая аполитичность, отрицание некоторых норм общественной морали того времени. Вернувшиеся из Западной Европы победители привезли множество так называемых «трофейных» журналов, украшений, одежды, обуви. Эти вещи, уже вышедшие из моды за рубежом, стали основой протестного гардероба для стиляг «из народа».
Появление термина «стиляга»
Впервые термин был использован в 1949 году в сатирическом очерке Д. Г. Беляева «Стиляга». Текст был опубликован в журнале «Крокодил» в рубрике «Типы, уходящие в прошлое». В очерке описывался школьный вечер, где появился «разодетый на иностранный манер» невежественный и тщеславный молодой человек, гордый своим нелепым пестрым нарядом и навыками в зарубежных танцах.
Он вызывает смех и брезгливую жалость у других студентов. Также в фельетоне представлена подруга стиляги Мумочка, «по виду спорхнувшая с обложки журнала мод». Очерк «Стиляга» и напечатанная в том же номере статья о безродных космополитах стали сигналом начала кампании против влияния Запада. Есть мнение, что сам термин «стиляга» пришел из музыкального языка: у джазовых исполнителей термин «стилять» означал «копировать чужой стиль игры». Существовало выражение «дуть стилягу» — то есть играть в подражательной манере.
Отношение общества к субкультуре
Начиная с 50-х годов, стиляги постоянно подвергались преследованиям. Представителей субкультуры регулярно высмеивали в прессе и прорабатывали на комсомольских собраниях, отряды дружинников преследовали их на улицах. Стилягам портили одежду и отрезали волосы. Их насильно отводили в милицию и фотографировали для обличительных статей. Краткими «просветами» в отношении к субкультуре стиляг были выставка работ Пабло Пикассо в 1956 году, приезд в Москву Кристиана Диора (Christian Dior) с моделями в 1959 году и, в первую очередь, фестиваль молодежи и студентов в 1957 году. В эти моменты преследования ослабевали, но позже начинались снова.
Угасание движения стиляг
Движение стиляг практически угасло к середине 1960-х. Некоторые исследователи считают, что представителей субкультуры начала 60-х уже нельзя отнести к стилягам. Несмотря на исчезновение субкультуры, стилягами еще в течение десяти лет продолжали называть модников.
Представители субкультуры имели специфический внешний вид, особые манеры поведения, свой сленг и музыкальные предпочтения. Во многом предпочтения стиляг сформировали «трофейные» фильмы — «Судьба солдата в Америке», «Серенада Солнечной Долины», «Тарзан», «Девушка моей мечты», «Джордж из Динки-джаза», а также картины с Диной Дурбин.
К 60-м годам в честь следования американской моде стиляги стали называть себя «штатниками». К тому времени среди представителей движения популярны были строгие плащи с верхней пуговицей, ратиновые пальто в английском стиле, костюмы из чистой шерсти, широкие серые пиджаки с платочком в кармашке, сшитые у портного шляпы «стетсон», американские солдатские ботинки и туфли с перфорированным носком.
Зажиточные стиляги покупали одежду у фарцовщиков или приезжих иностранцев, а также заказывали пошив вещей из западных тканей, купленных в комиссионных магазинах. Стиляги из бедных семей часто шили плащи и брюки из брезента, наклеивали на ботинки так называемую «манную кашу» — подошвы из каучука или микропорки, которые затем гофрировали сбоку, и пр.
У представителей субкультуры были в почете особые «предметы роскоши» — заграничные авторучки, портсигары и зажигалки, а также американские игральные карты с девушками в стиле Pin-up.
Стиляги 50-х носили начесанные и набриолиненные «коки» на лбу, а также тонкие усики-«мерзавчики».
Девушки-стиляги использовали больше косметики, чем простые советские женщины. Приветствовалась яркая помада, густо подведенные глаза. Модной прической был «венчик мира», для которого волосы завивались и укладывались вокруг головы, а к 60-м годам, благодаря фильму «Бабетта идет на войну» с Бриджит Бардо, невероятно популярной стала начесанная бабетта, которую носила главная героиня фильма.
Стиляги имели особенные манеры движений, которые были представлены как «на редкость развязные». Пластика представителей субкультуры была осознанной и продуманной: высоко поднятая голова и свободная походка указывали на их принадлежность к движению, кроме того, диктовались костюмом и танцами. Стиляги из разных городов по вечерам прогуливались («совершали хил») по «Бродвею» — обычно центральной улице города (улица Горького в Москве, Невский проспект в Ленинграде). Важным элементом таких прогулок была демонстрация своих костюмов.
Особый сленг стиляг складывался из английских заимствований, переиначенных на русский лад, в сочетании с элементами музыкального жаргона. Также стиляги меняли свои имена на созвучные им иностранные.
Джакеток (англ. jacket) — пиджак.
Совпаршив — одежда и обувь советского производства или самодельная.
Соксы (англ. socks) — яркие носки, видные из-под брючины.
Таек (англ. tie) — галстук.
Трузера, траузера, траузерса (англ. trousers) — брюки.
Тренчкот (англ. trenchcoat) — плащ
Хэток (англ. hat) — шляпа.
Шузы, шузня (англ. shoes) — ботинки на высокой подошве.
Главным атрибутом стиляг был саксофон, олицетворявший музыку свободных людей. Стиляги увлекались зарубежными танцами и музыкой — в первую очередь, джазом.
Стиль стиляги: одежда как отражение образа жизни и протеста против общественных устоев
У стиляги одежда была визитной карточкой. Это касалось как женщин, так и мужчин. Несмотря на то, что государство и общество пыталось всячески искоренить эту субкультуру, молодежь на протяжении 20 лет всеми силами сопротивлялась.
Кто такие стиляги
Стилягами в СССР называли молодых людей, которые отдавали предпочтение ярким оттенкам одежды, экстравагантным нарядам.
Культура стиляг впервые возникла в середине 40-60-хх годов 20 века как протест против единообразия в одежде, музыке и культуре в целом. Эталоном для молодых людей стал западный образ жизни. В первую очередь, ориентация шла на американский стиль.
Субкультура возникала как психологическая защита у молодого поколения против разрухи, царившей в послевоенное время. Одеваясь в яркую одежду, молодежь стремилась убежать от реальности в яркий и красочный мир, который пыталась создать своим образом жизни, поведением и, в первую очередь, стилем.
Классические образы стиляг
Они образуют нечто среднее между Pin-Up и Диоровским «New Look». Это яркие принты и ткани, пышные юбки у девушек и костюмы у парней. У женщин всегда был яркий макияж, красные губы, черные стрелки. Но не только мода отличала стиляг от остального общества. У них было совсем другое поведение, которое многие называли «на редкость развязным». Классический образ стиляг – не только модная одежда, но и образ жизни.
Для человека, который решил примкнуть к ряду стиляг, жизнь превращалась в сплошной праздник с яркой одеждой, музыкой и танцами.
Характеристики и особенности направления
Характерной особенностью стиля стало использование в одежде ярких оттенков и пестрых тканей не только в женском, но и в мужском гардеробе. Девушки стремились подчеркнуть свою женственность, а мужчины уходили от традиционного представления о маскулинности.
Стиляги выделялись в толпе. Из-за необычного стиля в одежде и убеждений, которые отличались от мировоззрения общества, их преследовала полиция и забирала прямо с улицы.
Женщины
В женском гардеробе было много юбок, платьев, брюк, блузок и водолазок. Девочки подчеркивали свою женственность не только одеждой, но и украшениями. Без них стиль стиляг сложно представить. Это яркая и массивная пластиковая бижутерия. Также из аксессуаров использовались платки, перчатки, шляпки и пояса. Из обуви женщины носили туфли на небольшом каблуке.
Мужчины
У мужчин в одежде также в первую очередь ценилась экстравагантность. Молодые парни преимущественно носили классические костюмы двойку или тройку, но ярких красочных оттенков. Для мальчиков важно было выделяться в толпе. Костюмы стиляги считали своей визитной карточкой.
Из обуви парни предпочитали носить туфли и ботинки. Мужчины носили двубортные костюмы, яркие носки и шляпы с широкими полями. Создание стиля подразумевало тщательное продумывание всех деталей образа. Например, модно было, чтобы носки виднелись из-под брюк. В разное время были свои нюансы, но молодежный стиль парней объединяло одно – использование ярких оттенков одежды и стильная прическа. Стоит ли говорить, что в советском союзе у парня-стиляги из-за внешнего вида было много проблем.
Стильный гардероб из 50-х
Послевоенное время было очень тяжелым не только из-за разрухи, но и из-за того, что человек впервые ощутил на себе понятие «экзистенциального кризиса», то есть кризиса смысла существования. Он отразился не только на поведении людей, но и на моде. Ведь она всегда была отражением состояния общества. Поэтому для молодежи яркий и экстравагантный стиль стал своего рода отдушиной.
Платья
Главным атрибутом в женском гардеробе были расклешенные платья. Вверх изделия был обтягивающий, как правило, с округлым вырезом, а юбка – расклешенной и пышной. Длина изделия была чуть ниже колена. Подобные платья носили девушки pin-up. Создание такого фасона платья принадлежала Кристиану Диору, который придумал знаменитый стиль «New Look».
Рукава могли быть различной длины и формы, либо их могло вообще не быть. Особой популярностью пользовались рукава-фонарики и толстые бретели. Характерным аксессуаром была широкая атласная лента, которая подвязывалась на талии, тем самым визуально уменьшая ее.
Изначально, когда движение только начало появляться в СССР, юбки были такими же пышными, как и платья. Актуальной считалась длина миди, но в некоторых случаях, например, на коктейльных вечеринках девушки надевали юбки чуть выше колена. Постепенно изделия из пышных трансформировались в модель солнце, а затем стали облегающими. Вместо длины миди модным стала мини.
Блузки
Из одежды молодые девушки предпочитали носить блузки. Они были простые по фасону, но не классические. Чтобы создать образ стиляги для девушки, нужно было подбирать блузки с короткими или длинными рукавами. Воротнички могли быть разными по форме.
Брюки
Стиль подразумевал наличие в мужском гардеробе такого элемента, как брюки.
Они были слегка укороченными и сужеными к низу. Такие модели носили многие мужчины. Укороченные брюки помогали создать неповторимый образ. Наряд с брюками дополнялся рубашками и жакетами.
Жакеты
Их носили как женщины, так и мужчины. Плечи у жакетов были немного расширены, а карманы имели квадратную форму. Модными были костюмы и жакеты без воротника и с отделкой по краям. Носить их можно было с брюками и юбками.
Цветовые решения и модные принты
Образы молодых людей невозможно представить без ярких оттенков и принтов. Создавать такой стиль было сложно. Подбиралось 2-3 оттенка, которые были главными. А кроме них могли использоваться дополнительные ткани с принтами. Из них актуальными были горошек, полоски и клетка. Пастельные цвета были под запретом у данного направления. Представители субкультуры предпочитали неоновые цвета. На вечеринках стиляг буйствовали яркие краски.
Ткани
Важно было правильно подбирать ткани. Популярными материалами были:
Сочетание разных материалов помогало создать образы, с помощью которых стиляги могли отличаться от остальной массы людей. Представители субкультуры стали выбирать одежду из синтетики потому, что она хорошо держала форму и позволяла создавать разные фактуры. В особых случаях они надевали наряды из натуральных тканей.
Актуальные аксессуары
Их покупали в магазине или делали самостоятельно.
Из аксессуаров использовались:
Образы стиляг из прошлого сложного представить без большого количества украшений.
Прическа и макияж
Прическа в стиле стиляг была всегда хорошо уложена как у женщин, так и у мужчин. Девушки отдавали предпочтение начесам, бабеттам и крупным локонам, на которые распыляли огромное количество лака для волос. Бабетта стала появляться после выхода одноименного фильма, в котором главную роль сыграла Брижит Бардо. Этот вариант настолько полюбился девушкам, что прическу назвали в честь героини картины. Волосы украшали лентами и заколками, платками.
Мужчины носили набриолиненные «коки» возле лба и тонкие усики. Парни старались сделать прическу как у Элвиса Пресли или Битлов, которая называлась «жук». Как и девушки, они делали себе начесы и укладывали волосы с помощью лака.
Создание образов
Представить образ без экстравагантной одежды просто невозможно. Даже люди, которые далеки от моды, при упоминании стиляг представляют людей в необычной, может быть, даже вызывающей одеждой.
При создании образа в стиле стиляг стоит придерживаться нескольких правил:
Чтобы создать образ в стиле стиляг девушки могут надеть пышную юбку с подкладкой из фатина и простую блузку с короткими рукавами, сделать начес или бабетту и украсить волосы атласной лентой. Из обуви предпочтение стоит отдать небольшому каблуку. Можно надеть платье с пышной юбкой, подвязать на талии ленту, а сверху надеть укороченный жакет с квадратными карманами. Главное – не бояться экспериментировать с цветами и принтами. Это основное правило стиляг.
Можно надеть укороченные брюки, надеть простую футболку и повязать на шею платок. Из аксессуаров желательно использовать крупные пластиковые серьги и очки с широкой оправой.
Для создания образа мужчинам потребуется яркий костюм. Не обязательно, чтобы оттенок пиджака сочетался с цветом брюк. Также нужно надеть яркие носки и рубашку.
Стиляги: фото разных лет
Снимки, на которых изображены представители субкультуры.
На картинках представлена молодежь из СССР и США.
Сегодняшний взгляд на стиль стиляг
Сегодня это направление уже ретро и используется преимущественно для тематических вечеринок или выпускных. Вечеринка в стиле стиляги позволит окунуться ненадолго в прошлое. Например, можно сделать корпоратив в стиле стиляг. Также подобным образом можно оформить свадьбу.
В современном гардеробе практически не используются модные приемы этого направления. Разве что как образы для фотосессий, которые будут интересно смотреться.
Тематическим можно сделать детский утренник. Наряды в стиле стиляг смотрятся на детях очень необычно.
Не стоит забывать, что возникновение этого стиля стало ответом молодежи на поствоенное время. И как только общество начало трансформироваться, а люди – забывать ужасы войны, мода также начала меняться, и стиляжный образ перестал быть актуальным. Современная мода практически ничего общего с образами тех лет не имеет.