стимулирующие выплаты аппарату суда в 2021 году какого числа
Для госслужащих изменят правила оплаты труда и премирования
Премии для государственных служащих всех уровней станут универсальными. В денежном содержании увеличат долю оклада и уменьшат стимулирующие выплаты.
Изменения правил оплаты труда федеральных чиновников
Правительство разработало и внесло на рассмотрение в Госдуму законопроект с поправками в Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ об увеличении доли должностного оклада в структуре денежного содержания государственных гражданских служащих. Чиновники собираются пересмотреть порядок стимулирования государственных служащих и изменить правила назначения и выплат премий. Благодаря этому, как сказано в пояснительной записке, премирование начнут применять не только в качестве меры поощрения за выполнение гражданскими служащими отдельных заданий, характеризующихся критериями особой важности и сложности, но и за добросовестное исполнение должностных обязанностей. Их перечень значительно расширят.
Ожидается, что новый подход к денежному содержанию федеральных госслужащих заработает с 10.01.2022.
Новый порядок премирования чиновников
Законопроектом предусмотрено, что премии станут едиными для всех ведомств, регионов и федерального центра. Правительство получит полномочия определять правила исчисления денежного содержания федерального гражданского служащего и порядка формирования фонда оплаты труда работников федеральных госорганов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы. Новый порядок премирования введут в два этапа:
1. С 01.01.2022 — для премирования работников центральных аппаратов федеральных госорганов.
2. С 01.01.2023 — для премирования сотрудников территориальных органов, аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов.
Установят единый порядок финансирования премий из федерального бюджета. Дополнительные средства авторы инициативы собираются получить благодаря оптимизации структуры и сокращению численности федеральных чиновников. Законопроектом предусмотрено, что денежные средства на выплату премий поступят и от перераспределения средств на зарплаты госслужащим.
Общие правила формирования фонда оплаты труда чиновники намерены распространить на государственные органы субъектов РФ. Из закона исключат нормативы годовых сумм для каждой выплаты. На федеральном уровне их будет определять президент. Региональных законодателей обяжут учитывать:
В 1998 году закончила КГАУ, экономический факультет по специальности бухгалтер. В 2006 году ТНУ, юридический факультет по специальности гражданское и предпринимательское право. Опыт работы бухгалтером с 1998 по 2007 год. Пишу статьи с 2012 года
Дополнительное материальное стимулирование – часть денежного содержания госслужащих
AndreyPopov / Depositphotos.com |
Во исполнение одного из «майских» указов Президента РФ государственным гражданским служащим было
Узнайте последние изменения правового регулирования трудовых отношений и кадрового делопроизводства, пройдя обучение по программе повышения квалификации, и получите диплом установленного образца.
Именно эти выплаты стали причиной обращения в суд госслужащего после получения отпускных и компенсации при увольнении. Дело в том, что работодатель не включил суммы выплаченного материального стимулирования в расчет отпускных и компенсации при увольнении служащего в связи с сокращением штата. По мнению работодателя, дополнительное материальное стимулирование не входит в перечень выплат, составляющих денежное содержание госслужащих, а значит, не может учитываться при расчете отпускных и компенсаций.
Служащий через суд потребовал пересчитать и доплатить положенные ему выплаты, а это более 65 тыс. руб. И суды двух уровней поддержали эти требования.
Кассационную жалобу подал уже работодатель. Но судьи вновь были не на его стороне. Рассматриваемые выплаты стимулирующего характера относятся к премиям за выполнение особо важных и сложных заданий, поименованным в составе денежного содержания. А значит, такие выплаты вполне обоснованно должны учитываться при исчислении денежного содержания, из которого производится расчет компенсации при увольнении, отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск.
Когда будет повышение зарплаты аппарату суда в 2021 году
По мнению многих простых граждан, трудоустройство в суде – это пропуск к гарантированному финансовому благополучию. Доходы тамошних служащих кажутся высокими и, надо сказать, совершенно напрасно. Реальность такова, что аппарат суда получает крайне мало. Радикальное поднятие окладов ожидается уже давно, но пока никакой существенной прибавки так и не произошло. Какая же зарплата насчитывается судейскому работнику в 2021 году, и о каком повышении может идти речь? Подробнее об этом читайте ниже.
Общая ситуация
На сегодняшний день практически каждый суд в России испытывает существенный кадровый голод. Свободных вакансий очень много, и удивляться этому не приходится, ведь зарплаты у простых работников, обеспечивающих функционирование отечественного правосудия, минимальны. Фактически должности в аппарате суда выглядят привлекательными исключительно в глазах вчерашних выпускников ВУЗов, да и то, основная причина их заинтересованности – возможность приобрести опыт и поднять свою квалификацию.
Даже суды в крупных городах испытывают нехватку персонала составляющую от 15 процентов до 20 от штата. Наименьшим спросом пользуются должности делопроизводителей и секретарей. Эксперты полагают, что проблема урегулировалась бы сама собой, если бы оклады, что получает аппарат суда, повысили до сколь-нибудь приемлемых значений. Когда же зарплата поднимется? Об этом расскажем ниже.
Какова средняя зарплата в суде по состоянию на 2021
На сегодняшний день о радикальном повышении, которое ожидается уже много лет, говорить еще не приходится. При этом некоторые СМИ продолжают смущать народ сомнительными публикациями, описывающими роскошную жизнь работников аппарата суда, демонстрируя показатели средней зарплаты. Последние и вправду выглядят весьма внушительно, но это не более чем манипуляция. В чем нюанс? Дело в том, что в упомянутом показателе учитываются доходы судей, а они в 5-6 раз выше, чем у рядовых сотрудников аппарата.
Так что планирующие идти работать в суд и ожидающие солидного вознаграждения за труд будут очень разочарованы, ведь средняя зарплата на 2021 год составляет (с надбавками) 32 000 руб. При этом на низовых должностях насчитывают не больше 15 000.
Что за законы регулируют зарплаты в суде
Суд – это бюджетное учреждение, а значит, его аппарат, то есть все работники, являются государственными (что важно, нередко федеральными) служащими. Данный статус им присвоен 79-м ФЗ. Не имеет его техперсонал (водители, уборщицы и пр.), с ним правоотношения выстраиваются в соответствии с ТК РФ. Зарплаты последней категории назначаются по единой тарифной сетке.
О том, какой доход имеет судебный служащий, зачисленный в аппарат, рассказывает 10-я глава упомянутого закона. Здесь, правда, величина зарплат (до повышения и тем более после) не упоминается, но точно расписана их структура.
О размерах окладов работников суда сообщает 763-й президентский указ, изданный в июле 2007 года и откорректированный в 2018 году. Проблема в том, что приведенные ставки устарели, ведь их успели поднять, хоть и незначительно.
Последние повышения зарплат служащих аппарата фиксировались в 2013 году и прошлом – 2018-м. В первый раз сотрудникам суда добавили 5,5 процента, а в следующий – лишь 4.
Какой же оклад ожидает начинающего работника аппарата? В 2021 году:
Такой необходимый работник, как консультант, имеет низкий оклад, составляющий 4 897 рублей.
Рядовому секретарю суда, принимающему иски и другие бумаги от граждан, насчитывают всего 4 023 руб. Об остальных должностях рассказывать не имеет смысла – там картина примерно такая же.
Рассмотрев приведенную информацию, нетрудно понять, почему в среде судебных служащих так ожидается поднятие окладов.
Впрочем, в структуру зарплаты входит и ряд надбавок, а также премии, которые способствуют определенному ее повышению.
Доплаты аппарату суда в 2021 году
По состоянию на текущий год, те, кто выбрал местом работы суд, помимо должностных окладов, также имеют ряд надбавок.
Так, каждый, кто имеет классный чин, вправе ожидать доплату от 1 до 1,7 тысячи рублей. Только что поступившим она не полагается до сдачи квалификационного экзамена. Предоставляется еще премия (ежемесячно) – ее величина ограничивается 1 окладом.
Определенное повышение доходов происходит за счет надбавки за особые условия работы. Ее минимальный размер 60%, а максимальный – 120%. При этом судебному секретарю никогда не начисляют больше 90% от оклада.
Выслуга лет – еще одна доплата, составляющая от 10 процентов до 30.
Все вышеперечисленное получает каждый работник суда вне зависимости от должности. Тем не менее конечная сумма все равно не соответствует общероссийскому среднему показателю.
Премия
Любой человек, пришедший работать в суд, может рассчитывать еще на две дополнительные премии. Так, одну выдают ежеквартально. Ее размер отличается – минимальная составляет четверть оклада, а максимальная превышает его вдвое. Еще дается премия к некоторым государственным праздникам – принцип ее начисления такой же, как описывалась ранее.
Многих судейских интересует, произойдет ли повышение стимулирующих выплат. Их размером большинство служащих явно недовольны. Как следует из их жалоб, публикуемых на профессиональных форумах, аппарату премии сейчас сильно урезают. Уменьшаются в основном ежеквартальные и праздничные.
Несмотря на негативную тенденцию, некоторые все еще надеются, что рассматриваемые надбавки все же повысят в 2021 году. Полностью отрицать такую возможность не следует, но и особо рассчитывать на щедрость властей не приходится. Федеральный бюджет сформирован на три года, то есть до 2021 года, и там никаких средств на поднятие премиальных выплат аппарату суда не предусмотрено. Что ожидается после – неизвестно.
Насколько могут повысить зарплаты работникам аппарата суда
Для них повышение будет ожидаться в пределах 6,1 процента.
Суд принадлежит ко второй категории, не имеющей никаких особых привилегий. Как бы там ни было, но власти не забыли о служителях Фемиды. В частности, российское правительство издало постановление за номером 415, где говорится, что повышение зарплаты в 2021 году произойдет для всех специалистов, занятых в федеральных государственных структурах. То есть сотрудники судов указанного уровня точно станут получать больше. Органы, находящиеся в подчинении субъектов, повышение получат только по решению местных властей.
К федеральным относятся Верховный суд, Конституционный, а также:
Главное, чтобы они входили в категорию федеральных судебных органов. Повышение ожидается не слишком существенное – зарплата вырастет не более чем на 4,3 процента. То есть произойдет индексация доходов на размер годовой инфляции. Новые ставки введут в действие с октября 2021 года.
Внимание! В рамках нашего портала вы совершенно бесплатно можете получить консультацию профессионального юриста. Задайте ваш вопрос в форме ниже!
Правительство сэкономит ₽200 млрд на переносе реформы зарплат чиновников
Правительство сэкономит почти 200 млрд руб. за счет переноса на 2023 год реформы «системы материальной мотивации» федеральных госслужащих, следует из пояснительной записки к проекту федерального бюджета на 2021–2023 годы (документ есть в распоряжении РБК). Решение отложить реформу на два года принято ради обеспечения сбалансированности федерального бюджета.
После обвала бюджетных доходов в 2020 году и рекордных антикризисных трат из-за пандемии российский бюджет будет дефицитным на протяжении трех ближайших лет. Другие способы балансировки бюджета, согласованные правительством, — сокращение на 10% всех «незащищенных» статей бюджета, пропуск в 2021 году индексации зарплат чиновников и меры по мобилизации дополнительных доходов (включая повышение налоговой нагрузки на добывающий бизнес).
Перенос сроков реализации мер по совершенствованию системы оплаты труда госслужащих связан с необходимостью финансирования первоочередных мероприятий для устойчивого развития экономики в условиях распространения коронавируса, в том числе обеспечивающих всестороннюю социальную поддержку населения, заявили РБК в Минфине.
Что предполагает реформа
Суть реформы оплаты труда госслужащих состоит, с одной стороны, в увеличении постоянной части оклада чиновников, а с другой — в «оптимизации бизнес-процессов» и сокращении численности госаппарата, объяснял министр финансов Антон Силуанов в сентябре 2018 года.
По замыслу Минфина, численность сотрудников центральных аппаратов федеральных министерств в 2020 году должна сократиться на 10%, а территориальных органов — на 5%, говорила первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко в сентябре 2019 года. К 2021 году сокращение численности территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти должно было достичь 15%.
По ее словам, нужно отказаться от неэффективных регламентных процедур и актуализировать либо отменить устаревшие стандарты, «требующие временных затрат и немалых кадровых ресурсов». А высвобождающиеся средства предполагалось направить на повышение оплаты труда госслужащих. «Параметры предстоящего повышения рассчитаны на сокращенную численность госслужащих. Если не провести запланированное сокращение, конкурентного уровня оплаты труда на госслужбе не достичь. Или потребуется выделение из бюджета дополнительных средств в объеме до 100 млрд руб. ежегодно», — объясняла Нестеренко в интервью «РИА Новости».
Какие изменения предусмотрены в бюджете
Правительство одобрило уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных на «совершенствование системы материальной мотивации федеральных госслужащих в связи с переносом сроков проведения мероприятий», отмечается в пояснительной записке к проекту федерального бюджета. В 2021 году они должны сократиться на 96,4 млрд руб., а в 2022-м — на 99,32 млрд руб. Но в 2023 году, наоборот, вырасти на 99,1 млрд руб. по сравнению с 2022 годом.
Проводить такую реформу без дополнительного финансирования будет просто неэффективно, поэтому было принято решение перенести сроки ее проведения, полагает старший научный сотрудник лаборатории исследований бюджетной политики РАНХиГС Александр Дерюгин. Принцип оптимизации процессов, сокращения штата с одновременным увеличением зарплат для оставшихся сотрудников с успехом применяется в коммерческой сфере, международная практика показывает, что он эффективен и для госуправления, добавил он.
Одновременно правительство отказалось от проведения ежегодной индексации окладов госслужащих в следующем году (в 2022 и 2023 годах предполагается вернуться к стандартному повышению). Власти не в первый раз прибегают к пропуску ежегодного повышения зарплат чиновников в качестве меры обеспечения сбалансированности бюджета: индексация для госслужащих приостанавливалась на период 2014–2017 годов после кризиса 2014 года. Затем в течение трех лет с 1 октября зарплаты чиновников ежегодно увеличивали на уровень инфляции за предыдущий год.
Сколько зарабатывают федеральные чиновники
Средняя зарплата госслужащих в центральных аппаратах федеральных органов власти в 2018 году достигла 126,6 тыс. руб. Данные за 2019-й Росстат до сих пор не представил, но если увеличить их на уровень фактической инфляции за прошлый год (4,3%), то средняя зарплата федеральных чиновников могла вырасти до 132 тыс. руб. в месяц.
Самыми высокооплачиваемыми федеральными чиновниками в 2018 году стали сотрудники аппарата правительства (240,4 тыс. руб. в 2018 году) и администрации президента (236,7 тыс. руб.). Среди министерств и ведомств самыми высокооплачиваемыми оказались сотрудники Федерального казначейства (159 тыс. руб.). Далее следуют МИД — 151,1 тыс. руб., МЧС — 145 тыс. руб., Федеральная налоговая служба (ФНС) — 144,8 тыс. руб. и Минфин — 139 тыс. руб.
Согласно закону «О государственной гражданской службе РФ», зарплата госслужащих состоит из суммы должностных окладов, включающих должностные оклады и оклады за классный чин, а также ежемесячных и иных дополнительных выплат. Дополнительными выплатами могут быть меры материального поощрения и стимулирования. К последним относятся, например, премии по результатам профессиональной служебной деятельности и предоставление льгот и соцгарантий.
По состоянию на 1 июля 2019 года в России было около 855 тыс. госслужащих, из них 603 тыс. человек — федеральные чиновники, 252 тыс. — госслужащие регионов, говорила Нестеренко. В органах местного самоуправления работают еще 395 тыс. муниципальных служащих, добавляла она. «Но к чиновникам у нас принято относить не только государственных гражданских и муниципальных служащих, а всех работников государственных и муниципальных органов. Их около 2,4 млн человек. Получается, на 10 тыс. населения России приходится 163 чиновника», — рассказывала замминистра финансов.
Какие еще приняты меры для сокращения дефицита бюджета
Перенос реформы зарплат федеральных чиновников наряду с отказом от ежегодной индексации их окладов в 2021 году, а также оптимизацией на 10% всех «незащищенных» статей бюджетных расходов стали мерами по сокращению расходов дефицитного федерального бюджета.
Последний раз подобное сокращение госбюджета проводилось в 2016 году, после падения цен на нефть и сокращения нефтегазовых доходов. Но теперь правительство вынуждено было пойти и на уменьшение оборонных расходов. Расходы на реализацию государственной программы вооружений будут урезаны на 5% в 2021–2023 годах.
«Без оптимизации и сокращений мы бы не вышли на общие сбалансированные принципы бюджетной политики в 2022 году. Что называется, по ниточке со всех мер собирали, чтобы сбалансировать бюджет», — говорил журналистам Силуанов на брифинге после одобрения правительством бюджетного пакета.
Для мобилизации бюджетных доходов были приняты и меры по увеличению фискальной нагрузки на бизнес (увеличение НДПИ в отношении сырья для удобрений и руд черных и цветных металлов, модификация параметров налога на дополнительный доход в нефтяной отрасли и пересмотр ряда нефтяных льгот). Cтавки акциза на сигареты, табачную продукцию и электронные сигареты возрастут на 20% (что приведет к увеличению стоимости пачки в среднем на 15–20%). Кроме того, дополнительный доход в бюджет принесут введение НДФЛ на проценты по вкладам свыше 1 млн руб., повышение НДФЛ до 15% для зарабатывающих более 5 млн руб. в год, повышение ставок налогов на дивиденды в пользу резидентов Кипра, Мальты, Люксембурга.
Пленум ВС одобрил «аппаратную» реформу в судах
Пленум Верховного суда РФ постановил внести в Госдуму пакет законопроектов (тексты здесь и здесь), реформирующих институт администраторов судов. Так, предлагается разграничить правовой статус администраторов и в зависимости от уровня судебной инстанции возложить на них функции руководства аппаратом суда.
ВС обратил внимание на двойственное правовое положение администратора суда. Этот институт появился в системе федеральных СОЮ в 1998 году. За продолжительный период выявились сложности в определении объема и характера полномочий, а также должностного положения администратора. Существуют проблемы с определением квалификационных требований к должности, которая совмещает в себе функционал хозяйственника и менеджера. Кроме того, постоянно увеличивается объем работы, а это приводит к росту служебной нагрузки.
Функции администратора по организационному обеспечению деятельности суда в значительной степени пересекаются с должностными обязанностями работников аппарата суда и зачастую их дублируют: например, в судебном делопроизводстве, ведении статистики, работе архива. Вместе с тем администратор не имеет полномочий по непосредственному руководству аппаратом суда и формально подчиняется председателю суда. Это, как считают в ВС, необоснованно возлагает на председателя решение вопросов организационного и материально-технического обеспечения.
В ВС считают, что назрела необходимость законодательно разграничить правовой статус администраторов. В кассационных и апелляционных СОЮ и военных судах, областных и равных им судах, федеральных арбитражных судах администраторы будут выполнять функции руководства аппаратом суда, будучи в штате суда. В районных, городских, межрайонных и гарнизонных военных судах они станут выполнять только хозяйственные, обеспечивающие функции. Эти ставки останутся в системе Судебного департамента, поскольку суды этих инстанций не являются самостоятельными юридическими лицами и соответствующие полномочия реализуются органами Суддепа.
Предлагается законодательно определить полномочия руководителя аппарата — администратора суда. Среди прочего он будет отвечать за делопроизводство и работу архива, судебную статистику, правовое обеспечение судей и работников аппарата, материальное и социальное обеспечения судей, в том числе в отставке, а также за мероприятия, связанные с госзакупками. Устанавливаются квалификационные требования в виде наличия высшего юридического образования. Указывается, что в Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы эта должность отнесена к главной группе категории «руководители» с соответствующим должностным окладом.
Администраторам в районных, городских и гарнизонных судах оставят функции материально-технического, хозяйственного обеспечения и безопасности судебной деятельности. Так, предлагается исключить из функций администраторов-хозяйственников организацию судебного делопроизводства, ведение статистики и архива.
Кроме того, вводится дополнительная должность «администратор постоянного судебного присутствия». Эти вакансии будут заполняться за счет перераспределения должностей при упразднении некоторых районных и городских судов и создании постоянных судебных присутствий.