строй в великобритании политический какой
Государственный строй Великобритании
Британская Конституция не кодифицирована и имеет как письменные, так и неписьменные источники. К первым относятся Акты Парламента, а также судебные решения. Вторые именуются конституционными обычаями (конвенциями).
Глава государства и источник исполнительной, судебной и законодательной власти в Соединённом Королевстве Великобритании и Северной Ирландии, ныне — Королева Елизавета II. Британский монарх назначает лидера победившей на мажоритарных выборах партии, премьер-министром, хотя теоретически имеет право утвердить на этот пост любого британского подданного. Монарх даёт королевское согласие на билли парламента, при этом формально имеет право отказать. Монарх может также распустить парламент по совету премьер-министра (не наблюдается на практике), но де-юре обладает властью распустить парламент по собственной воле, без согласия премьера. Прочие королевские полномочия, включая назначение министров кабинета, объявление войны и т. п., входящие в компетенцию исполнительной власти, осуществляются от имени Короны (The Crown) или Верховной государственной власти Премьер-министром. Роль Британского монарха в публичной политике, в основном, ограничена церемониальными функциями, однако монарх сохраняет некоторые исключительные королевские прерогативы.
Монарх еженедельно встречается с премьер-министром и другими членами Кабинета. Фактическим политическим лидером Великобритании является Премьер-министр, в настоящее время (с 16 июля 2016 года) — глава Консервативной партии Тереза Мэй. Носителем суверенитета Великобритании является «Королева в Парламенте».
В отличие от монархов некоторых стран Европы, королева Великобритании имеет достаточно большие полномочия.
Великобритания является постоянным членом Совета Безопасности ООН, Большой семёрки (G7), Организации экономического сотрудничества и развития.
Политическая система Великобритании
Вы будете перенаправлены на Автор24
Общая характеристика политической системы Великобритании
Политическая система Великобритании представляет собой интересное и в определенной степени сложное явление. Однако самое важное, на что следует обратить внимание – это ее фундаментальность и неизменность. Основополагающим фактором этого, возможно, является то обстоятельство, что Великобританию обошли стороной потрясения революции, что стало характерным явлением для многих других стран. Для данной страны не типичны внешние вторжения, если не считать самые далекие времена.
Рассматриваемая политическая система представляет собой демократическую, конституционную монархию. В ее основе лежит Вестминстерская демократическая парламентская система.
Уникальные черты политической системы Великобритании
Соединенное королевство отличается своей уникальностью. Здесь отсутствует единая, официальная письменная конституция. Однако вместо нее применяются исторические документы, традиции методов политики и юриспруденции. Однако все же можно выделить следующие конституционные документы, такие как:
Что касается хартии вольностей, то ее следует считать первым документом, который ограничил как права, так и полномочия монарха. В настоящее время главой государства Соединенного королевства Великобритании является королева Елизавета Вторая – наследственный монарх.
Другой уникальной чертой Великобритании можно назвать ограниченные возможности царствующей особы. Возглавление монархии для королевы сводится только к церемониальным функциям, согласно требованиям традиции. Монарх Великобритании в основном не принимает участие в деятельности правительства.
Монаршескую корону можно назвать итоговым окончательным источником исполнительной власти. Другое его название – это «Королевская Прерогатива». Для чего она необходима? Нет четкого списка обстоятельств, для решения которых возможно применение таких полномочий. В качестве примера можно привести назначение или же освобождение от должности премьер-министра, роспуск Парламента. В круг таких полномочий входит даже объявление войны или мира. Кроме того, монаршеская особа может передать свои полномочия от имени короны министрам или чиновникам.
Готовые работы на аналогичную тему
Влияние королевской семьи на законодательный процесс в определенной степени скрытое. Старшие члены семьи, а в первую очередь это касается монарха и принца Уэльского (мужчина-наследник), не лишены и права участия в обсуждении законодательства. Тем более, если тот или иной вопрос напрямую затрагивает их личные интересы, тем самым давая им возможность изменить и исправить ситуацию.
Формирование правительства
Вернемся к формированию правительства. Как уже отмечалось выше, возглавляет его премьер-министр. Важное условие, предъявляемое к главе правительства – состоять в Палате Общин, опираться на поддержку партии при формировании правительства.
Рисунок 1. Политическая система Великобритании. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Судебная власть призвана гарантировать подчинение законам, формируемая судами и судьями. Учитывая то обстоятельство, что министры являются членами законодательного органа, а представители старших судей заседают в Палате Лордов, получается, что с формальной точки зрения, судебную власть возглавляет премьер-министр. Однако такое обстоятельство свидетельствует о гибкости и определенной степени прагматичности политической системы Великобритании.
Законодательный орган представлен двумя палатами: верхней в лице Лордов и нижней (Общин). Палата Лордов насчитывает фактически около тысячи двухсот пэров, с председательствующим Лорд-канцлером. Верхняя палата не обладает фактической властью, выступая больше консультативным советом. Палата Общин или нижняя палата отвечает за процесс законотворчества и контролирует деятельность правительства.
Главой палаты считается Спикер, назначаемый правительством. В том случае, если большинство членов палаты выступают за представленный новый законопроект, далее он направляется в Палату Лордов, которая обладает правом на два отклонения закона, с последующим его принятием. Окончательным этапом принятия закона считается его направления для подписания монарху. Теперь рассматриваемый законопроект официально принимает статус закона.
Политические партии Великобритании
Характеризуя избирательную систему Великобритании, стоит обратить внимание на небольшое количество политических партий. Главными из них являются следующие партии:
Одна из задач каждой партии – выдвинуть своего кандидата от каждого избирательного округа. Победивший входит в состав членов Парламента округа, в то время как победившая партия получает наибольшее количество мест в парламенте, формируя тем самым правительство.
Заметим, что политические партии не проходят процесс регистрации и не признаются на законодательном уровне.
Однако ситуация складывается таким образом, что победителями становятся те кандидаты, которые представляют названные главные партии. Их лидеры занимают главные места на первых скамьях по разные стороны палаты Общин, в то время как их сторонки располагаются позади них. Для управления партиями существуют специальные парламентские организаторы с помощниками, избираемые внутри партии.
Политическая структура Великобритании
Великобритания |
Политическая структура Великобритании основана на принципе унитарного государства и конституционной монархии. Её система правительства (известная как Вестминстерская система) принята и в других государствах Содружества, таких как Канада, Индия, Австралия, Новая Зеландия, Сингапур, Малайзия и Ямайка. Британская Конституция не кодифицирована и имеет как письменные, так и неписьменные источники. К первым относятся Акты Парламента, а также судебные решения. Вторые именуются конституционными обычаями (конвенциями). В настоящее время Великобритания является постоянным членом Совета Безопасности ООН, членом Европейского Союза, Большой Восьмёрки (G8), Организации Экономического Сотрудничества и Развития. СодержаниеИсполнительная властьФункции исполнительной власти принадлежат Правительству, называемому также Кабинетом. Монарх назначает Премьер-министра с учётом конвенции (кандидат на пост должен быть членом Палаты общин и иметь поддержку, достаточную для назначения). Затем премьер-министр выбирает остальных министров, которые и составляют Правительство и являются политическими главами Департаментов. Примерно 20 главнейших министров составляют Кабинет министров. Как и в других системах правления, исполнительная власть (собственно и называемая «правительством») несет ответственность перед Парламентом: получив от парламента вотум недоверия, правительство будет вынуждено либо уйти в отставку, либо попытаться распустить Парламент и провести всеобщие выборы. На практике члены всех основных партий Парламента строго контролируются на предмет соответствия их голосов политике их партий. Если правительство обладает подавляющим большинством, то маловероятно, что они не смогут провести законопроект через голосование. Законодательная властьПалата общинТерритория Великобритании разделена на округа (constituencies), примерно равные по численности населения (определяемой Комиссией по границам), в каждом из которых выбирается один парламентарий в палату общин. В наши дни все премьеры-министры и главы оппозиции выбираются из членов палаты общин, а не палаты лордов. Алек Дуглас-Хоум отказался от пэрства через несколько дней после вступления на пост премьер-министра в 1963 году, а последний премьер-министр-лорд до него был в 1902 году (Роберт Гасконь-Сесиль, 3-й маркиз Салисбери). Палата лордовРаньше это была наследственная, аристократическая палата. После реформы Мейджора и до сих пор она представляет собой «смесь» наследственных членов, епископов англиканской церкви и назначаемых членов (пожизненных пэров). В наши дни эта палата рассматривает законопроекты из Палаты общин без права на внесение поправок, а также имеет право наложить удерживающее вето — отсрочить срок действия закона на год (если это не «денежные билли» и не предвыборные обещания). Палата лордов является также самым последним апелляционным судом Великобритании, на практике дела слушают только лорды-законники. По Акту о конституционной реформе 2005 года планируется заменить лордов на Верховный суд Великобритании. Избирательные системы и реформаВ Великобритании используются разные системы выборов: Судебная властьВ состав верховных судов входят: Высокий суд, Суд короны и Апелляционный суд. Высокий судВысокий суд состоит из 78 судей и подразделяется на три отделения: королевской скамьи (возглавляет лорд – главный судья), канцелярского (возглавляется вице-канцлером), по семейным делам (возглавляет председатель отделения). Распределение дел между отделениями определяется специализацией судей и особенностями процедуры; в принципе, каждое отделение может рассматривать любое дело, входящее в компетенцию этого суда. Судьи назначаются из числа адвокатов. Дела, которые слушаются в первой инстанции, рассматривает один судья. Отделению королевской скамьи подсудны дела, регулируемые нормами общего, торгового права и т.п. Канцлерскому отделению подсудны дела, не регулируемые общим правом (например, дела по авторскому, изобретательскому праву). Жалобы на решения высокого суда подаются в Апелляционный суд. [1] Апелляционный судВ составе Апелляционного суда 18 судей, именуемых лорд – джастистами и возглавляемых хранителем судебных архивов. Дела рассматривает коллегия в составе трех судей. Одна из коллегий суда занимается лишь уголовными делами. Это – уголовное отделение Апелляционного суда. В отличие от коллегий, рассматривающих гражданские дела, здесь не принято, чтобы мнение судей, оставшихся в меньшинстве, становилось известным. Решения Апелляционного суда могут быть обжалованы в Апелляционный комитет палаты лордов (в отдельных случаях стало возможным прямое обжалование решений Высокого суда). Такое обжалование носит исключительный характер: палата лордов выносит не более 30-40 решений в год. Дела рассматриваются минимум тремя лордами по апелляции. Каждый отдельно высказывает свое мнение по делу. Судьи палаты лордов как таковые или совместно с судьями заморских территорий образуют Судебный комитет Тайного совета. На таком уровне рассматриваются жалобы не решения верховных судов заморских территорий и государств – членов Содружества, поскольку эти государства не исключают подачи такой жалобы. Суд короныСуд короны – это новое образование, созданное актами о суде 1971 г. Он рассматривает уголовные дела. Его состав многообразен. В зависимости от вида преступления дело может рассматривать: 1. окружной судья (судья специального судебного округа в графстве или группе графств); 2. судья Высокого суда (он базируется в столице, но его члены организуют выездные сессии суда); 3. адвокат, имеющий специальное образование и полномочия (барристеры или солиситор); 4. исполняющий обязанности судьи. [2] БарристерыБарристеры – юристы, имеющие исключительное право выступать в высших судебных инстанциях (также вправе выступать в судах низших инстанций). Солиситоры – более многочисленная категория юристов, дают консультации своим клиентам, готовят к слушанию гражданские и уголовные дела в интересах своих клиентов, выступают от имени обвинения или защиты, а также в качестве представителей интересов сторон в судах низших инстанций. Если обвиняемый не признает себя виновным, в рассмотрении дела участвуют жюри присяжных. Суды графствПомимо высоких судов в Англии действуют разнообразные нижестоящие инстанции, которые рассматривают около 90% всех дел. Важнейшие низшие суды по гражданским делам – это судыграфств. Они рассматривают дела с суммой иска до 1000 ф.ст. Малозначительные дела (цена иска менее 11 ф.ст.) могут рассматриваться помощником судьи. Малозначительные уголовные дела подлежат ведению магистратов – простых граждан, на которых возложена роль мировых судей. Их общее число около 20000; это не профессиональные юристы, вознаграждения они не получают. Административные суды (трибуналы)В Великобритании есть административные суды(трибуналы), но они действуют при органах исполнительной власти и не являются органами административной юстиции. Трибуналы специализированы в соответствии с профилем «своего» органа исполнительной власти: они рассматривают вопросы, связанные с налогами, здравоохранением, трудовыми спорами, другие дела, включая некоторые гражданские. Состоят не из государственных служащих (судей), а из общественных деятелей, юристов. Деятельность трибуналов существенно ускоряет решение текущих. Неотложных вопросов (например, о зарплате). Их решения не окончательны и могут быть обжалованы в суд. В Шотландии действует своя система права и судов. [3] Гражданская службаГражданская служба Великобритании — постоянная политически нейтральная организация, которая поддерживает министерства правительства при исполнении их обязанностей, независимо от политической партии. В отличие от прочих демократий, служащие остаются после смены правительства. Ядро гражданской службы организовано в виде множества Государственных департаментов. Каждый департамент политически возглавляется одним значимым и небольшой командой малозначимых министров. В большинстве случаев министр называется государственным секретарем и членом Кабинета. Административное управление департамента возглавляется ведущим гражданским служащим, в большинстве департаментов называемым постоянным секретарем. Большинство персонала гражданской службы работают на самом деле в исполнительных агентствах, отдельных организациях, подотчётных Департаменту государства. «Уайтхолл» часто является синонимом ядра Гражданской службы, потому что у большинства департаментов штаб-квартиры находятся по этому или близлежащим адресам на улице Уайтхолл. Региональное самоуправление (devolution)СсылкиАвстрия | Азербайджан¹ | Албания | Андорра | Армения¹ | Белоруссия | Бельгия | Болгария | Босния и Герцеговина | Ватикан | Великобритания | Венгрия | Германия | Греция | Грузия | Дания | Ирландия | Исландия | Испания | Италия | Казахстан¹ | Кипр¹ | Латвия | Литва | Лихтенштейн | Люксембург | Македония | Мальта | Молдавия | Монако | Нидерланды | Норвегия | Польша | Португалия | Россия¹ | Румыния | Сан-Марино | Сербия | Словакия | Словения | Турция¹ | Украина | Финляндия | Франция | Хорватия | Черногория | Чехия | Швейцария | Швеция | Эстония Зависимые территории: Акротири и Декелия | Аландские острова | Гернси | Гибралтар | Джерси | Остров Мэн | Фарерские острова | Шпицберген | Ян-Майен Непризнанные и частично признанные государства (де-факто независимые): Абхазия | Косово | Нагорно-Карабахская Республика | Приднестровье | Южная Осетия Герб • Флаг • Гимн • Государственный строй • Конституция • Парламент • Административное деление • География • Города • Столица • Население • Языки • История • Экономика • Валюта • Культура • Религия • Литература • Музыка • Праздники • Спорт • Образование • Наука • Транспорт • Почта • Интернет • Вооружённые силы • Внешняя политика Политическая система Соединенного КоролевстваОглавлениеКонституция и конституционные обычаиКонституционные органыГлава государстваМонарх может распустить нижнюю палату в любое время, но только по рекомендации премьер-министра. Другие суверенные права, такие как назначение министров или объявление войны, относятся к исключительной компетенции премьер-министра или кабинета министров. правительствоПравительство Великобритании осуществляет исполнительную власть. Монарх назначает премьер-министра, следуя строгому обычному праву, согласно которому он является членом нижней палаты и может сформировать правительство большинства. Затем премьер-министр назначает своих министров; каждый из них возглавляет свое министерство. Кабинет министров состоит в среднем из 20 министров. палаты парламентаПарламент Великобритании находится в центре политической системы Великобритании. Это высшая законодательная власть ( парламентский суверенитет ), состоящая из двух палат: Палаты общин (нижняя палата) и Палаты лордов (верхняя палата), а также соответствующего монарха. палата общинДом лордовКогда-то Палата лордов была собранием, полностью состоящим из дворян ( пэров ) с унаследованными титулами. После крупной реформы 1999 года большинство наследственных мест было упразднено. Палата лордов также выполняла функции Верховного апелляционного суда по гражданским делам для всего Соединенного Королевства и по уголовным делам для Англии, Уэльса и Северной Ирландии (в Шотландии есть свой Верховный суд). Однако правовыми вопросами занимались только лорды-судьи (Law Lords). Закон о конституционной реформе 2005 г. ввел отмену судебных функций и создание Верховного суда ( Верховного суда Соединенного Королевства ) 1 октября 2009 г. Современные разработкиДецентрализация (деволюция)После успешных референдумов в 1997 году Уэльс, Шотландия и Северная Ирландия имели свои собственные региональные парламенты и правительства с первым министром в качестве председателя, сопоставимым с премьер-министром в Германии или губернатором в Австрии. За исключением Большого Лондона, в Англии нет государственного управления. Введение парламента от региона Северо-Восточная Англия явно провалилось на референдуме. Поэтому сомнительно, появятся ли новые парламенты в ближайшем будущем. политикаПолитические партииДругие партии (10,2%, 58 мест, −15) Другие небольшие партии в некоторых случаях имеют очень сильные региональные корни и стремятся к независимости или автономии своего региона. Это относится к: Основные партии в Северной Ирландии: Есть несколько независимых политиков, не принадлежащих ни к одной партии. Это явление обычно возникает только тогда, когда член парламента уходит из своей партии во время законодательного периода. Только четыре независимых были избраны депутатами со времен Второй мировой войны: На выборах 12 декабря 2019 года снова победила Консервативная партия. Внешняя политика и политика безопасностиВнешняя политика Соединенного Королевства имеет хорошие отношения с Европейским союзом и « особыми отношениями » (Engl:. Особые отношения ) в США доминировали, и сотрудничество с бывшими колониальными территориями Содружества Наций. Королева практически формально является главой государства в 15 из этих 53 стран. В вооруженных силах Соединенного Королевства насчитывается около 200 000 человек в трех видах и около 190 000 резервистов. Снаряжение, подготовка и многовековые военные традиции делают Вооруженные силы Короны одними из самых сильных вооруженных сил на земле. С эквивалентом почти 60 миллиардов долларов США, британская армия имеет восьмой по величине военный бюджет в мире.
|