струны домры какие ноты

Домра

струны домры какие ноты. domra instrument. струны домры какие ноты фото. струны домры какие ноты-domra instrument. картинка струны домры какие ноты. картинка domra instrument

Благодаря своему звучанию, в семействе струнных щипковых домра занимает особое место. Голос у нее нежный, напоминающий журчание ручейка. В XVI-XVII веках домрачеи были придворными музыкантами, а на улицах городов всегда собиралось много людей, чтобы послушать игру бродячих музыкантов, играющих на домре. Пережив сложный период, инструмент снова входит в академическую группу, используется для исполнения народной и классической музыки, звучит соло и в составе ансамблей.

Устройство домры

Корпус в виде полусферы имеет плоскую деку, к которой приделан гриф. На него натягиваются 3 или 4 струны, проходящие через нижний и верхний порожек. В центре деки вырезано семь резонаторных отверстий. Во время игры деку защищает «панцирь», пристроенный в месте соединения грифа и деки. Он предохраняет от царапин. Головка фигурной формы имеет настроечные колки по числу струн.

Академическая классификация относит домру к хордофонам. Если бы не круглый корпус, домра могла бы выглядеть, как другой русский народный инструмент – балалайка. Кузов тоже выполняется из разных пород дерева. Он формируется путем склеивания деревянных полос – клепок, окантовывается обечайкой. Нижний порожек имеет несколько кнопок, фиксирующих струны.

Интересный факт. Самые первые экземпляры делали из высушенной и выдолбленной тыквы.

Процесс создания домры сложный. Для одного инструмента используется несколько пород дерева:

Звук извлекается медиатором. Его размер может варьироваться, у более крупных инструментов он больше, чем у маленьких экземпляров. Концы медиатора стачиваются с двух сторон, образуя фаску. Длина – 2-2,5 см, ширина около полутора сантиметров.

Современный аксессуар, без которого музыканты не смогли бы играть на домре, изготавливается из мягкого капрона или капролона. Есть и традиционные медиаторы из панциря черепахи. На альтовом инструменте и домре бас для извлечения звука используется кожаное устройство. Такой медиатор делает звук приглушенным.

струны домры какие ноты. domra instrument. струны домры какие ноты фото. струны домры какие ноты-domra instrument. картинка струны домры какие ноты. картинка domra instrument

История домры

Версии о происхождении хордофона разные. Принято считать, что это инструмент русского, белорусского, украинского народа. На Руси он появился еще в X веке, о чем есть письменные свидетельства. Он упоминается в письменах восточного ученого-энциклопедиста Ибн Русте. Популярной домра стала в 16 столетии.

Сегодня историки говорят о восточном возникновении музыкального инструмента. Его строение напоминает тюркские тамбуры. У него тоже плоская дека, а во время игры музыканты в качестве медиатора использовали деревянную щепку, рыбную кость.

У разных народов Востока появились свои представители струнных щипковых, получивших свое название: казахская домбра, турецкая баглама, таджикская рубаба. Версия имеет право на существование, домра могла попасть в Древнюю Русь в период татаро-монгольского ига или была привезена торговцами.

Своим происхождением инструмент может быть обязан лютне – европейскому представителю семейства струнных щипковых. Но, если углубиться в историю, то и она пришла на запад с восточных территорий.

Два столетия домра развлекала народ, была инструментом скоморохов и сказителей. Цари и бояре имели своих домрачей при дворе, но хлесткие песни с высмеиванием черт характера, быта, нрава всех и вся часто вызывали недовольства у знати. В XVII веке царь Алексей Михайлович издал указ, которым подверг гонениям скоморохов, вместе с ними исчезла и домра, игру на которой он назвал «бесовскими игрищами».

струны домры какие ноты. domra starinnaja. струны домры какие ноты фото. струны домры какие ноты-domra starinnaja. картинка струны домры какие ноты. картинка domra starinnaja

Интересный факт. По руководством патриарха всея Руси Никона скоморошачьи инструменты в огромном количестве собрали по городам и селам, привезли на телегах на берег Москвы-реки и сожгли. Пламя пылало несколько дней.

Возродить хордофон в 1896 году взялся руководитель «Великорусского оркестра», музыкант и исследователь В.В. Андреев. В его ансамбле балалаек не хватало ведущей мелодической группы. Вместе с мастером С.И. Налимовым они изучили утратившие популярность инструменты и сконструировали устройство, идеально подходившее для воспроизведения лирического ряда. С начала XX века домра вошла в состав струнных ансамблей, где имела особую ценность.

Виды домр

Этот музыкальный инструмент бывает двух видов:

Насыщенный бархатный звук, густой, тяжеловатый тембр имеет бас. В нижнем регистре инструмент заполняет басовую линию в оркестре. 3-хструнные домры настраиваются квартовыми интервалами, настройка примы начинается с открытой второй струны.

струны домры какие ноты. domra vidy. струны домры какие ноты фото. струны домры какие ноты-domra vidy. картинка струны домры какие ноты. картинка domra vidy

Техника игры

Музыкант садится на половинку стула, слегка наклоняет корпус вперед, удерживая устройство. Правую ногу он кладет на левую, гриф удерживается левой рукой, согнутой под прямым углом. Начинающих обучают играть пальцем, а не медиатором. Техника называется пиццикато. После 3-4 упражнений можно приступать к игре медиатором. Задевая струну и прижимая пальцами левой руки струны на нужном ладу, исполнитель воспроизводит звук. Используется единичное или переменное движение, тремолирование.

струны домры какие ноты. domra igra. струны домры какие ноты фото. струны домры какие ноты-domra igra. картинка струны домры какие ноты. картинка domra igra

Известные исполнители

Подобно скрипке в симфоническом оркестре, домра в народном – настоящая прима. Часто ее используют как солирующий инструмент. В музыкальной истории ее незаслуженно обходили маститые композиторы. Но современные музыканты успешно транскрибируют шедевры Чайковского, Баха, Паганини, Рахманинова и вносят их в репертуар хордофона.

Среди знаменитых профессиональных домристов профессор РАМ им. Гнесиных А.А. Цыганков. Ему принадлежит создание оригинальных партитур. Значительный вклад в развитие инструмента внес Р.Ф. Белов – автор сборников репертуара и хрестоматий для домры.

В истории национального русского народного инструмента не всегда были славные моменты. Но сегодня игре на нем обучается огромное количество людей, концертные залы заполняются поклонниками насыщенного тембрового звучания.

Источник

Устройство Домры

Кузов домры состоит из 7 или 9 клепок. Для деки применяется резонансная ель или пихта. В деке вырезается резонаторное отверстие (голосник) и украшается фигурной розеткой. Строй трехструнной домры квартовый (ми, ля первой и ре второй октавы), а строй четырехструнной домры квинтовый (соль малой октавы, ре, ля первой и ми второй октавы). Также встречаются четырехструнные домры с квартовым строем (си малой октавы, ми, ля первой и ре второй октавы). Струны рекомендуется менять исходя из нагрузки на инструмент, но обычно, в процессе регулярных занятий, струны меняются один раз в две недели и за один день до публичного выступления.

МЕДИАТОР

Звук на домре главным образом извлекается медиатором. Медиатор может быть изготовлен из самого различного материала: панциря морской черепахи (по разным причинам этот материал очень редко встречается), различных по составу целлулоида, пластмасс, специально подготовленной кожи и т. д. На выбор медиатора следует обратить особое внимание.

Обработку медиатора следует производить сначала наждачной бумагой, а затем материалом из плотного сукна, на который нанесена специальная полировочная паста.

ЗВУК И ЕГО СВОЙСТВА. НОТАЦИЯ. НАСТРОЙКА

Нас окружает множество звуков, но не все эти звуки являются музыкальными. Музыкальными звуками являются только те, которые имеют определенную высоту, длительность, тембр и громкость.

После того как подставка тщательно изготовлена, ее надо установить точно в месте деления струны пополам и проверить следующим действием. На 12 ладу, на всех струнах поочередно, извлечь натуральный флажолет.

Зачастую инструменты бывает трудно настроить вследствие неверно размеченной мензуры1, небрежной установки ладовых пластин, некачественных струн, других конструктивных недочетов, поэтому в процессе игры следует особое внимание уделять чистоте звучания. Этого можно добиться не только вибрацией (а состояние вибрации особенно на кантилене, должно быть постоянным), но и за счет подтягивания пальцем струны вдоль ладовой пластины.

ХРАНЕНИЕ ДОМРЫ

Источник

Домра

струны домры какие ноты. L014227 b. струны домры какие ноты фото. струны домры какие ноты-L014227 b. картинка струны домры какие ноты. картинка L014227 b

Домра – известный щипковый музыкальный инструмент, который в ряде стран причислен к «народным», в частности в России, Украине, Белоруссии. Она имеет корпус овальной формы, короткий гриф и 3-4 струны (квартовый или квинтовый строй; при этом трехструнная модификация широко распространилась только в России). Ноты 3-струнной домры: Ре (второй октавы); Ля, Ми (первой октавы), а 4-ех струнной: Ми (второй октавы); Ля, Ре (первой октавы); Соль (малой октавы).

Звук, как правило, извлекается посредством медиатора, реже подушечками пальцев. Самый характерный прием для домры – тремоло, быстрой и ритмичное «дребезжание», «дрожание». Если говорить о родственности, то ближе всего она к балалайке и мандолине. Принцип их устройства схож, но есть некоторые отличия – как конструктивные, так и в строе.

Домра по ряду причин долгое время не использовалась, и только в конце XIX века была реконструирована и воссоздана на базе «вятской балалайки», тогда появилось понятие «оркестровая домра», данный вид инструмента сохранился и по наши дни. Дети, поступая в музыкальную школу, могут выбрать класс домры и заниматься на этом инструменте: он легок, сравнительно недорого стоит, может браться домой, не будет мешать соседям; по этим причинам многие родители отдают своих юных музыкантов обучаться именно на этом музыкальном инструменте.

Краткая история происхождения

Происхождение слова «домра» очень простое: в тюркском «думбра» – балалайка, а ведь эти инструменты очень схожи конструктивно и по звуку. Изначально играли на них скоморохи (вольные шуты), примерно в XVI-XVII веках, ансамбли состояли из нескольких музыкантов, куда часто входили гусли, волынки, бубны и пр. Интересно, что раньше ударение ставили на последний слог, получалось «домра?». Инструмент был не только ансамблевым, но и сольным, что говорит о высокой практичности и применимости.

Гонение скоморохов началось в XVII веке, когда их стали сажать в остроги или казнить за смелые шутки над боярами и духовенством. Вместе с классом вольных шутов истреблялись и их инструменты, так как они стали восприниматься народом, как что-то крамольное, опасное, запрещенное, никто не хотел хранить дома домру. При этом гусли прекрасно существовали во все времена и их не коснулись никакие расправы и репрессии. Домра же загадочным образом исчезла полностью и осталась только на лубочный картинках и фресках. Современный вид приобрел инструмент только к XX веку, об этом упоминалось выше

Из чего состоит домра

Как и многие струнные щипковые инструменты, домра состоит из корпуса и грифа, в корпусе проделано отверстие для попадания в него звука, а на грифе находятся лады, струны натягиваются при помощи системы колков, где применяется «червячная передача». Корпус имеет две основные конструктивные части – кузов (нижняя чашеобразная часть) и деку (верхняя часть). Элементы изготавливаются чаще из деревянных полос, которые склеиваются особым образом, реже – из так называемых «древесных массивов», когда стараются использовать фрагменты, где нет разрывов и трещин. Считается, что это придает звучанию характерную силу и глубину. «Дырки» в деке называют резонаторными отверстиями

струны домры какие ноты. L012149 b. струны домры какие ноты фото. струны домры какие ноты-L012149 b. картинка струны домры какие ноты. картинка L012149 b

Чтобы защитить корпус от ударов руки при игре, применяют «защитный панцирь», который чаще всего выполняется в черном цвете и представляет собой жесткую пластиковую или виниловую пластину. Также существует система порожков, которая поддерживает и направляет струны. За нижним порожком устанавливают подставку, цель которой поддерживать струны на определенном состоянии от корпуса, этот элемент играет важнейшую роль, так как без него вовсе невозможна игра на инструменте. Он обычно не закреплен и может быть сдвинут рукой, делать этого нельзя. Кроме натяжения струн, порожек отвечает за передачу вибрации струн корпусу, что тоже важно.

На гриф набиты металлические полоски – лады. Каждая домра особенна по-своему и имеет своеобразное количество ладов – от 18 до 30-ти. Струны крепятся в верхней части колковыми валиками: чтобы настроить струну, нужно вращать рукоятку в ту или иную сторону в зависимости от того, какой нужен звук: если более высокий – струна натягивается, для низкого звучания – «отпускается». Струны могут быть установлены разные, в зависимости от назначения инструмента и предпочтений музыканта – либо пластиковые (мягкие и податливые, но тихие и нерезкие) или металлические (жесткие, играть на них трудно, но очень звонкие, «яркие»).

Малая домра

Видео

Слушать домру:

Источник

Все о домре

струны домры какие ноты. %D0%B4%D0%BE%D0%BC%D1%80%D0%B0. струны домры какие ноты фото. струны домры какие ноты-%D0%B4%D0%BE%D0%BC%D1%80%D0%B0. картинка струны домры какие ноты. картинка %D0%B4%D0%BE%D0%BC%D1%80%D0%B0

Домра относится к категории струнных музыкальных инструментов. Она принадлежит к щипковой группе. Старинный народный инструмент состоит из деревянного полусферического корпуса, грифа с несколькими колками, 3-х или 4-х струн. Для извлечения звука используют медиатор и прием тремоло.

Домры бывают 2 видов: четырех- и трехструнные. Первая разновидность имеет квинтовый строй, популярна среди белорусов и украинцев. У второго вида строй квартовый, он чаще встречается на территории России. Семейство домр входит в состав каждого оркестра русских народных инструментов. Их количество может быть разным: обычно используют до 20-ти малых, 3‒6 басовых, от 4-х альтовых и не больше одной пикколо.

Краткий экскурс в историю

В Древней Руси домрой пользовались, в основном, скоморохи. Они играли на ней во время своих выступлений. Период максимальной популярности народного инструмента приходится на XVI век и 1-ю половину XVII столетия. Об этом свидетельствуют старинные изображения. Но в 1648 году вышел Указ, наложивший запрет на скоморошничество. Царь Алексей Михайлович, прозванный Тишайшим, решил заняться исправлением нравов своих подданных. Так домра надолго пропала из поля зрения.

Инструмент получил новую жизнь лишь в 1896 году по инициативе Василия Васильевича Андреева, создателя Императорского оркестра (1988 г.). Талантливые мастера Налимов С.И., Пасербский Ф.С. и другие изготовили трехструнные домры квартового строя. Образцом для работы стала вятская разновидность реконструированной балалайки. Через 10 лет русскими специалистами были изготовлены 4-струнные домры.

Лучшей моделью 3-струнной домры служат инструменты, созданные С.И. Налимовым. Талантливый мастер более 20 лет сотрудничал с оркестром В.В. Андреева. Превосходные четырехструнные теноры, альты и примы изготавливал С.И. Сотский. Эти изделия охотно использовали русские народные оркестры Москвы. Они стали образцовыми моделями для производства качественных домр.

О конструкции домры и форме медиатора

струны домры какие ноты. %D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F. струны домры какие ноты фото. струны домры какие ноты-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F. картинка струны домры какие ноты. картинка %D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F

У трехструнной домры выделяют 2 составные части: это полусферический корпус и удлиненный гриф, завершающийся головой. В деревянном корпусе две главные детали: кузов, последовательно склеенный из 7 деревянных частей и дека. Она крепится поверх кузова, а в роли окантовки используется обечайка. Чтобы струны не давили на поверхность деки, внизу корпуса устанавливают порожек. Там же расположено несколько кнопок, фиксирующих струны.

Длинный гриф соединен с корпусом домры. Его поверхность закрыта накладкой, верхняя часть которой заходит на деку. Эту зону закрывает так называемый панцирь. Прочная навесная деталь выполняет функцию щита. Он защищает поверхность деки от появления царапин в процессе игры. Рядом с панцирем находится фигурная розетка. Она расположена по центру, состоит из большого круглого голосника, окруженного шестью резонаторными отверстиями маленького диаметра.

В поперечных пропилах накладки закреплены порожки из металла. Промежуток между ними называется «лад». Верхний порожек служит начальной точкой для отсчета ладов. У большинства 3-х и 4-струнных домр их 19, на малой от 19 до 26, у примы от 24 до 30. Возле нижнего порожка деки часто прикрепляют удобный навесной подлокотник для комфорта исполнителей. Кроме того, он обеспечивает дополнительную защиту деки.

Точно посередине между розеткой голосника и нижним порожком устанавливают подставку со специальными прорезями для поддержки струн. (Наклеек на инструменте вообще нет) Шейка грифа заканчивается верхним порожком, за ним расположена головка с металлическими колками для натяжения струн. Правильная установка подставки влияет на высоту струн. Если она избыточна, упругие стальные струны будет сложнее прижимать к грифу, это затруднит игру на домре.

Для медиатора характерна овальная форма. Его размеры соотносятся с габаритами инструментов. Для примера: длина может быть 25 мм, ширина 14 мм. Толщина равномерно увеличивается: верхняя часть медиатора не толще 0, 5 мм, а нижняя 1, 5 мм. На правом нижнем крае сделана двусторонняя отшлифованная фаска.

Материалы для изготовления домры и медиатора

Качественные домры делают только из сухого дерева. Для разных частей инструмента мастера используют отобранную опытным путем древесину:
• кузов делают из белого клена;
• деку изготавливают из пихты или ели;
• накладку и оба порожка вырезают из черного дерева;
• защитный панцирь и гриф мастерят из самых твердых пород древесины.

Медиаторы в прежние времена делали из черепахового панциря, он считался лучшим материалом. Современные производители чаще используют полимеры – капрон, капролон, черепаховый этрол. Для игры на басовых и альтовых домрах применяют кожаные медиаторы. Они хорошо приглушают звук.

Особенности настройки домры

В первую очередь необходимо проверить, насколько правильно расположена подставка для струн на деке домры. При правильном положении у струны, открытой или прижатой на 12 ладу, высота звука будет отличаться на октаву. Если прижатая струна издает более низкий звук, подставку перемещают в направлении верхнего порожка. Таким образом, рабочая часть струны становится короче. В том случае, когда звук оказался выше положенного, подставку передвигают в обратную сторону, в направлении нижнего порожка. Таким способом проверяют каждую струну.

Для настройки примы и малой домры ориентиром служит открытая вторая струна. С помощью любого музыкального инструмента – баяна, фортепиано – либо камертона опорную струну настраивают до соответствия ноте ля первой октавы. У трехструнных домр настройку всех остальных открытых струн выполняют чистыми квартовыми интервалами. Для этого вторую струну на пятом ладу прижимают, а первую настраивают с ней в унисон. В результате между двумя открытыми струнами будет кварта. Настройку остальных струн выполняют по аналогии.

Четырехструнные инструменты настраивают чистыми квинтами, за исключением домры-контрабаса. Для ее настройки используют кварты, добиваясь соответствия с нотами ре и соль малой октавы, ми и ля большой.

Источник

Методическая разработка серии уроков «Первое знакомство с домрой»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

«Методические разработки уроков и занятий»

Методическая разработка серии уроков

«Первое знакомство с домрой»

Кордюкова Мария Владимировна,

преподаватель по классу домры и балалайки.

г. Южно-Сахалинск, 2016 г.ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА

Данная методическая разработка ориентирована на педагогов, работающих с учащимися первых классов по классу домры, и содержит все сведения, которые необходимо дать ученику на первых занятия по народному инструменту. Поурочное деление материала условно, темп его изучения зависит от способностей и возможностей каждого ученика.

На начальном этапе обучения перед преподавателем стоит целый ряд задач: заинтересовать ребенка, сформировать основные навыки постановки рук, обучить азам музыкальной грамоты. Поскольку при самостоятельных занятиях у учащихся могут закрепиться неправильные игровые навыки, основной акцент падает на работу в классе.

Первые уроки должны охватывать теоретические и практические виды работ: знакомство с устройством домры, понимание грифа, основы звукоизвлечения (пиццикато большим пальцем), игры и упражнения, подготавливающие игровой аппарат к исполнению пьес, знакомство с основными ладами музыки, чтение нотного текста, слушание музыки.

Очень важно с первых же занятий узнать ученика, его характер, темперамент, особенности, чтобы в дальнейшем грамотно строить стратегию развития творческого потенциала каждого ребенка. Не менее важна способность педагога зажечь интерес к народному инструменту. И для этого мы будем использовать все средства, которые только возможны в современном мире.

Первая встреча с домрой

УРОК № 2 Первая встреча с домрой (продолжение)

УРОК № 3 Основы постановки левой руки

Тема урока: « Первая встреча с домрой».

Тип урока: вводный урок.

Цель урока: знакомство с музыкальным инструментом – домрой.

Методическая. Помочь целостно представить историю инструмента, его роль в народной культуре. Способствовать быстрому и эффективному знакомству с историей, устройством и строем инструмента.

Обучающая. Научить ребёнка основам посадки и звукоизвлечения.

Развивающая. Развивать абстрактно-образное мышление, внимание и концентрацию. Развивать двигательно-игровые навыки при игре пиццикато правой рукой по открытым струнам.

Воспитывающая. Научить ребёнка активно и продуктивно работать за инструментом.

Форма урока: индивидуальная.

Методы обучения: 1. По источнику полученных знаний : практические, наглядные, словесные, видео- и аудиоматериал. 2. По типу познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный метод.

Оборудование: музыкальные инструменты – домра и фортепиано, компьютер или аудиосистема.

Лукин С.Ф. Школа игры на трехструнной домре. Первая часть. – Иваново: Выбор, 2008. – 84 с.

Колеватых С.И. Домра. [Электронный ресурс] // Став роша. Добрая газета для девочек и мальчиков. Режим доступа: http://www.stavrosha.ru/content/domra/ (дата обращения – 27.11.2015 г.).

Лысенко Н.Т. Методика обучения игры на домре. Киев, 1990. – 44 с.

Знакомство с историей инструмента.

Строение и строй инструмента.

Демонстрация возможностей инструмента.

Первые звуки, извлеченные учеником из инструмента.

Знакомство с историей инструмента.

«С песнею ветра задумал Пастух сделать первую домру.

Долго трудился мастер. И вот домра запела.

Домра запела, запел и певец. Реки и горы запели.

Птицы и звери запели. Небо запело».

Так говорит сказка о том великом событии. А событие действительно было великое. Домра пришла на нашу родную землю из далёких арабо-персидских стран. Прародитель домры – древний египетский инструмент танбур. Он проник в Россию через Персию, в купеческих караванах проехал всё Закавказье.

На Руси домра была одним из самых известных музыкальных инструментов. Даже на рынках Древней Руси существовали особые торговые ряды – они назывались «Домерными», где продавали исключительно домры.

Голос у домры очень звонкий, схож с пением бегущего весеннего ручья. Играют на домре маленькой пластиночкой – плектром, или медиатором. Народные музыканты мастерили медиаторы из рыбьей косточки или пёрышка. Мастер-игрец на домре назывался домрач, или домрачей. Самые умелые домрачи освоили волшебный приём – тремоло. От него звук становится похож на шелест листвы, тронутой ветром.

Раньше на домре было 2 струны. И на таких инструментах прекрасно играли скоморохи. «Рад скóмрах о своих дóмрах» – гласит старая пословица. Уличные артисты устраивали яркие, удивительные представления с песнями, плясками и игрой на музыкальных инструментах: домрах, гуслях, гудках, свирелях. 500 лет тому назад домра звучала всюду: на рыночных площадях, в крестьянских избах, в царских палатах. И грусть, и веселье делили люди с маленькой певуньей.

Иногда в своих песнях скоморохи любили пошутить над царем и его приближенными. И вот однажды царь узнал об этом, да так ему обидно стало! Не на шутку разозлился царь… И чтобы смягчить свою обиду приказал сжечь все «гудящие сосуды», да так чтобы не одного не осталось. И запылал под мостом Москвы-реки многодневный костер…

Почти на двести лет умолкла народная любимица. Но родился в нашем отечестве Василий Васильевич Андреев. Его семья жила в усадьбе рядом с деревней, и маленький мальчик Вася любил туда бегать. А в той деревне не забыли русскую народную музыку. Там девицы водили хороводы, пастухи играли на свирелях. А один старичок играл на инструменте с круглым корпусом и двумя струнами, ну совсем как наша домра. Василий с детства полюбил настоящую русскую музыку. Когда он вырос, затеплилась в его душе мысль возродить русские народные инструменты.

В конце 19 века на Севере России, в заброшенной деревне на пыльном чердаке избы случайно был найден инструмент с округлой формой корпуса. Никто из местных жителей уже не помнил ни названия, ни назначения «чудного» сокровища. И происхождение инструмента было никому неведомо. К счастью, он попал в руки Василия Андреева. Как раз в ту пору музыкант собирал и изучал старинные русские инструменты, мечтая создать из них оркестр. Именно по этому вятскому образцу и была воссоздана полузабытая русская домра. Она и стала ведущим инструментом оркестра русских народных инструментов и заняла достойное место среди гуслей балалаек.струны домры какие ноты. hello html 5c5e7ae6. струны домры какие ноты фото. струны домры какие ноты-hello html 5c5e7ae6. картинка струны домры какие ноты. картинка hello html 5c5e7ae6струны домры какие ноты. hello html 79fa06ea. струны домры какие ноты фото. струны домры какие ноты-hello html 79fa06ea. картинка струны домры какие ноты. картинка hello html 79fa06ea

Семейство домр стало разрастаться. К малой и средней домре присоединились «басистая» домра и крошечная домра-пикколо, или, как её ласково называли, «домришко». Последние два названия пришли к нам из скоморошьего прошлого русской домры.

И сейчас разных странах существуют инструменты, похожие на домру, как родные и двоюродные братья. У грузин – чунгури и пандури, у южных славян – танбура, у киргизов и татар – думра, у калмыков – домр, у остяков – домбра.

Вот такая интересная судьба и большая семья у маленького, но яркого музыкального инструмента.

Строение и строй инструмента.

Рассказывая об устройстве домры, можно сравнить её с человеком. У домры, как и у нас, есть пяточка, голова, длинная шея – гриф, корпус, связки – струны, голос – голосник и т.д. Следует нарисовать в тетради схему строения инструмента.

струны домры какие ноты. hello html m7dea1c2d. струны домры какие ноты фото. струны домры какие ноты-hello html m7dea1c2d. картинка струны домры какие ноты. картинка hello html m7dea1c2d

Для более эффективного запоминания мы рисуем в тетради три струны и запоминаем стихотворение:

Три струны у домры

МИ – мы с ней знакомы,

Как ярка, как звонко

струны домры какие ноты. hello html mffc5a50. струны домры какие ноты фото. струны домры какие ноты-hello html mffc5a50. картинка струны домры какие ноты. картинка hello html mffc5a50

Демонстрация возможностей инструмента.

Для знакомства с неповторимым тембром и звучанием домры преподаватель играет разные известные мелодии и предлагает ученику угадать их. Обратите внимание ученика на тембр инструмента, диапазон (можно показать на клавиатуре фортепиано с какой ноты начинает звучать домра) и на высоту звучания. Сравнить с голосом (кто из семьи ученика разговаривает так же звонко как домра?). А так же обратить внимание на настроение услышанной песни (веселое или печальное). Если песни знакомы, можно предложить их спеть под игру педагога.

Примерный перечень произведений:

1. Р.н.п. – «Во поле береза стояла», «Ах, вы сени мои сени», «Ах, утушка моя луговая», «Два весёлых гуся», «Камаринская» и др.

2. Детские песни – В. Шаинский «Антошка», «Улыбка», «Голубой вагон».

3. Классические произведения – В. Моцарт «Турецкое рондо», И. Бах «Скерцо», А. Вивальди отрывок из «Времен года» и т.д.

Также можно прослушать аудиозаписи оркестров и ансамблей русских народных инструментов.

Первые звуки, извлеченные учеником из инструмента.

Прежде чем ученик извлечет свои первые звуки необходимо обратить внимание на его посадку, удержание инструмента и постановку рук. От этого во многом зависит правильное музыкально-исполнительское развитие ребёнка. Посадка, играющего на музыкальном инструменте, является организующим исполнительским началом.

Сидеть следует на половине стула, слегка наклонившись вперёд. Высота стула имеет также большое значение для правильной посадки играющего – необходимо обеспечить равномерную опору всей стопы и прямой угол в голеностопном и коленном суставах. Чтобы обеспечить необходимую для исполнителя высоту подъёма инструмента, можно использовать подставку под правую ногу. Опора будет распределяться равномерно между обеими ногами. Корпус домры опирается на бедро правой ноги и касается грудной клетки исполнителя. Дека располагается с небольшим поворотом к лицу играющего, чтобы он мог спокойно видеть лады на грифе. Головка грифа находится чуть ниже плеча исполнителя. Чтобы корпус инструмента не скользил по бедру играющего, достаточно положить поролоновую подкладку или сетчатый коврик противоскольжения из ПВХ под нижнюю часть корпуса инструмента.

Пиццикато большим пальцем. Всем известно, что огромное значение в работе над звуком, над его качеством имеет постановка правой руки на домре. Постановка руки определяется как сложный многосторонний процесс. Этот вопрос должен решаться с учетом индивидуальных способностей ученика, строения его рук. При постановке правой руки не нужно спешить. С начала можно играть пиццикато большим пальцем, т.е. не использовать медиатор.

Н.Т. Лысенко 3 пишет: «Начиная с пиццикато, ученик должен осваивать один из важнейших моментов постановки правой руки для игры медиатором, а именно – положениие правой руки и кисти. Главное же при этом заключается в том, что пиццикато большим пальцем гарантирует извлечение качественного звука уже с первых уроков. Очень важно, что впоследствии, пользуясь медиатором, ученик, сравнивая качество щипкового звука со звуком медиатора, сможет включиться в слуховой самоконтроль качества звучания».

Предплечье должно ложиться на край корпуса несколько выше кнопок, к которым прикрепляются струны. Необходимо руку поставить так, чтобы она опиралась примерно серединой предплечья, между кистевым и локтевым суставами. В зависимости о строения рук, точка опоры у играющего может смещаться и в сторону кисти, и в сторону предплечья. Подушечки указательного, среднего, безымянного и мизинца касаются клепки, а большой палец прямой и свободно опускается на струну, при этом траектория движения пальца при игре пиццикато – вниз к панцирю, тогда звук будет наиболее полный и насыщенный.

Конечно, в процессе звукоизвлечения много зависит от анатомического строения руки играющего, и тем не менее, при любом строении руки не должно быть ни малейшего напряжения.

Раскрасить нарисованную в тетради на уроке домру, запомнить из чего она состоит. Сочинить мелодию на открытых струнах на любимое стихотворение. Прописать ноты – строй инструмента.

Тема урока: « Первая встреча с домрой».

Тип урока: формирование новых знаний, умений и навыков.

Цель урока: п родолжение з накомства с музыкальным инструментом – домрой.

Методическая. Обеспечить формирование первоначальных игровых навыков. Способствовать закреплению игровых навыков игровым приемом пиццикато большим пальцем. Проверить знания, полученные на прошлом уроке и закрепленные дома.

Обучающая. Усовершенствование навыков посадки и звукоизвлечения пиццикато большим пальцем. Изучение грифа и основ постановки левой руки.

Развивающая. Развитие образного восприятия поэтического текста и метроритмического чувства.

Воспитывающая. Научить ребёнка активно, продуктивно и с интересом работать за инструментом.

Форма урока: индивидуальная.

Методы обучения: 1. По источнику полученных знаний : практические, наглядные, словесные, видео- и аудиоматериал. 2. По типу познавательной деятельности : объяснительно-иллюстративный метод.

Оборудование: музыкальный инструмент (домра), нотная литература.

Лукин С.Ф. Школа игры на трехструнной домре. Первая часть. – Иваново: Выбор, 2008. – 84 с.

Ниненко С. Азбука домриста. – Кемерово: Фирма Полиграф, 2006. – 49 с.

В. Чунин. Русская домра – проводник в мир музыки. Избранные труды. – М., 2011. – 368 с.

Репертуарный план урока:

Упражнения на постановку левой руки.

Д.п. «Красная коровка».

Проверка домашнего задания. Закрепление ранее полученных знаний о строении и строе инструмента.

Знакомство с грифом.

Подключение левой руки. Упражнение на грифе.

Игра пьес по открытым струнам.

Проверка домашнего задания. Закрепление ранее полученных знаний о строении и строе инструмента.

Знакомство с грифом.

Научить ориентироваться в грифе первоклассника очень сложно, простой метод «зазубривания» неэффективен и долог. Если при обучении на фортепиано всё очень просто, есть от чего оттолкнуться (от черных клавиш), то на домре все лады одинаковы на вид и никаких очевидных опорных точек для начинающего музыканта нет. Поэтому каждому необходимо ученику не заучить, а понять закономерности расположения нот на грифе. На первых порах дети учатся ориентироваться только в первой позиции. Если возникает необходимость найти ноту на грифе, необходимо отсчитать от открытой струны. Надо заметить, что без понимания это сделать невозможно.

Для того чтобы понять гриф и суметь быстро найти нужную ноту необходимо освоить следующее:

Знать семь последовательностей нот (т.е. уметь назвать порядок нот, начиная с любой).

Расстояние между нотами: все ноты находятся друг от друга на расстоянии в один тон, кроме близких соседей. Это ноты «ми» и «фа», «си» и «до». Для легкого запоминания можно называть их – Мифалыч и Сидорыч, ученикам это очень нравится.

Также для зрительного запоминания расположения нот на грифе в тетрадке мы рисуем гриф, где видны все ноты до двенадцатого лада. В случае сомнений при поиске нужной ноты на грифе, ученик может обратиться к этой схеме, активизируя зрительную память, что также способствует более быстрому запоминанию нот на грифе.

струны домры какие ноты. hello html m765647c5. струны домры какие ноты фото. струны домры какие ноты-hello html m765647c5. картинка струны домры какие ноты. картинка hello html m765647c5

Конечно, гриф будет запоминаться постепенно, не один год, но основы понимания и логики расположения нот на грифе необходимо заложить с первых уроков.

Упражнения на постановку левой руки.

Постановка левой руки должна обеспечивать свободу движения пальцев и лёгкость перемещения всей кисти по грифу инструмента при смене позиций. При постановке левой руки необходимо изучить предварительные упражнения без инструмента, которые направлены на освобождение мышц руки от излишнего напряжения. Данные упражнения подробно описаны в работе С.Ф. Лукина «Школа игры на трехструнной домре».

Положение левой руки на инструменте следующее : ладонь не касается грифа, гриф слегка должен поддерживаться большим пальцем и основанием первого (указательного) пальца. Предплечье должно быть почти перпендикулярно грифу. Локоть должен находиться в естественном положении и не должен прижиматься к туловищу.

Большой палец выполняет следующие функции: участвует в исполнении аккордов, противопоставляет своё давление при нажатии струн пальцами на гриф, облегчает перемещение руки по грифу при смене позиций. Необходимо следить за тем, чтобы большой палец сильно не прижимался к грифу. Это приводит к скованности левой руки и затрудняет смену позиций.

Указательный палец более развит и выполняет различные движения и функции. Средний и безымянный пальцы в основном повторяют функции указательного. А вот мизинец – это самый слабый палец и с трудом поддаётся развитию. Его следует постоянно укреплять и развивать.

Постановку левой руки следует начинать с правильного положения всех четырех пальцев на ладах. Первое, что нужно сделать – поставить все пальцы на гриф и скользить вдоль грифа по одной струне не поднимая при этом пальцы. Важно следить, чтобы большой и второй (средний) палец постоянно были друг напротив друга (напарники). Получается своеобразный лифт – рука, которая «катается» по ладам-этажам.

После того, как ученик сможет «кататься» по струне, не расформировывая правильного положения руки, можно переходить к усложнению данного упражнения. Следующим этапом становится прижатие и отпускание струны от грифа всеми четырьмя пальцами.

Игра пьес по открытым струнам.

Прием игры пиццикато большим пальцем уже освоен, и детям всегда не терпится применить свой новый навык на практике. Отличным репертуаром для этого являются детские стишки или тексты детских песен на одной ноте (на открытых струнах). Обязательно должны быть слова, и они должны располагаться отдельно от нот, чтобы привычные графические символы (буквы) не переманивали на себя внимание от непривычных символов (нот). Поскольку длительности мы еще не знаем стихотворения являются хорошей ритмической опорой, в них есть свой размер, а каждый слог длится определенное время.

струны домры какие ноты. hello html 3be172f8. струны домры какие ноты фото. струны домры какие ноты-hello html 3be172f8. картинка струны домры какие ноты. картинка hello html 3be172f8

струны домры какие ноты. hello html 511bf5e6. струны домры какие ноты фото. струны домры какие ноты-hello html 511bf5e6. картинка струны домры какие ноты. картинка hello html 511bf5e6

струны домры какие ноты. hello html m55f4dee6. струны домры какие ноты фото. струны домры какие ноты-hello html m55f4dee6. картинка струны домры какие ноты. картинка hello html m55f4dee6

Закрепить полученные знания о грифе. Придумать на стихотворения «Дятел», «Бегемот» и «Красная коровка» новые мелодии по открытым струнам.

Тема урока: « Основы постановки левой руки».

Тип урока: формирование новых знаний, умений и навыков.

Цель урока: формирование и закрепление навыков постановки левой руки. Дать представление о ладе как одном из важнейших выразительных средств музыки.

Методическая. Создать условия для развития творческих способностей учащихся.

Обучающая. Познакомить и сформировать представление у учащегося о мажоре и миноре. Постановка второго пальца.

Развивающая. Сформировать при выполнении творческих заданий первоначальные игровые навыки. Развитие образного мышления. Закрепление правильных мышечных ощущений при постановке левой руки.

Воспитывающая. Научить ребёнка активно, продуктивно и с интересом работать за инструментом.

Форма урока: индивидуальная.

Методы обучения: 1. По источнику полученных знаний : практические, наглядные, словесные, видео- и аудиоматериал. 2. По типу познавательной деятельности : объяснительно-иллюстративный метод.

Оборудование: музыкальный инструмент (домра), нотная литература, аудиосистема.

Лукин С.Ф. Школа игры на трехструнной домре. Первая часть. – Иваново: Выбор, 2008. – 84 с.

Лихачёв Ю. Я. Программа по домре. Современная развивающая методика. – Спб: Композитор. – 64 с.

Волшебные нотки. Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса Творческие задания на уроке специальности в классе домры. Составитель Т.А. Власенко. – с. Каргасок. – 13 с.

Печковская М. Букварь музыкальной грамоты. Пособие для начинающего пианиста. – М., 1996. – 88 с.

Репертуарный план урока:

Упражнения на постановку левой руки.

Польская народная песня «Два кота».

Проверка домашнего задания.

Упражнения на постановку левой руки.

Подключение к игре второго пальца левой руки.

Знакомство с ладами мажор и минор.

Проверка домашнего задания.

Упражнения на постановку левой руки.

Закрепляем основы постановки левой руки, освоенной на прошлом уроке. Этот пункт еще месяц-полтора будет входить в структуру урока. Очень важно контролировать этот процесс, чтобы сформировать правильные мышечные ощущения, которые в дальнейшем помогут избежать зажимов.

Подключение к игре второго пальца левой руки.

струны домры какие ноты. hello html 6c05eb69. струны домры какие ноты фото. струны домры какие ноты-hello html 6c05eb69. картинка струны домры какие ноты. картинка hello html 6c05eb69

Прижимая до-диез вторым пальцем, ученик должен следить, чтобы все остальные были максимально приближены к струне. При снятии второго пальца с лада нужно лишь немного приподнимать палец – такой подход залог будущей беглости. Это навык, который усваивает ученик и все время следит за ним: пальцы должны быть на струне или максимально приближены к ней.

Знакомство с ладами мажор и минор.

В музыке лад – это специальный термин, который означает взаимосвязь звуков между собой. Без лада нет мелодии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *