субъектами земельных правонарушений могут выступать какие лица
Статья 74 Земельного кодекса. Административная и уголовная ответственность за земельные правонарушения
1. Лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством.
2. Привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.
Комментарии к ст. 74 ЗК РФ
1. Юридическая ответственность граждан и организаций за земельные правонарушения не может возникнуть произвольно, так как условия ее применения строго определены законом. Ответственность наступает вследствие того, что тот или иной участник экологических отношений, действуя свободно и имея возможность выбрать правильный, указанный в законе или договоре вариант поведения, совершает нежелательные, противозаконные действия, являющиеся земельными правонарушениями.
Например, пользователи (собственники) земельных участков, занимающиеся садоводством, часто загрязняют расположенные вблизи массивы земель и лесов бытовыми отбросами и отходами, за что должны нести административную ответственность в виде штрафа. Но это, однако, не освобождает их от надлежащего исполнения неисполненной обязанности. Возможно принудительное исполнение обязанности и без применения юридической ответственности. Это бывает тогда, когда орган государственного контроля за правильным использованием и охраной земель и других природных ресурсов дает тому или иному лицу предписание (например, в форме напоминания о выполнении требований законодательства (без штрафной санкции)). Таким образом предупреждается совершение земельного правонарушения.
От предупреждения следует отличать пресечение земельного правонарушения, когда оно (правонарушение) в стадии совершения, но пока еще имеется возможность его приостановить, т.е. прекратить его дальнейшее развитие по указанию государственных органов земельного контроля. При более серьезных земельных правонарушениях могут быть применены меры уголовной ответственности. Например, в тех случаях, когда выявлены факты виновного массированного загрязнения окружающей среды, повлекшего за собой крупный материальный ущерб или вред здоровью людей.
По общему правилу юридическая ответственность за нарушение закона, в том числе земельного законодательства, может наступать лишь при наличии полного состава правонарушения. Что это означает?
В действиях нарушителя необходимо установить четыре признака (элемента) правонарушения: 1) противоправное действие (бездействие) лица или организации, привлекаемых к юридической ответственности, т.е. нарушение определенной статьи, нормы закона или иного правового акта; 2) вредный результат этого действия или бездействия, выразившийся в неблагоприятных последствиях: порча земель, загрязнение водных объектов, морской среды, атмосферы, уничтожение и повреждение лесов и т.д.; 3) наличие причинной связи между действиями и наступившим вредом (объективный элемент состава); 4) вина нарушителя конкретных правовых норм (субъективный элемент состава).
При отсутствии какого-либо из упомянутых элементов названного состава не может быть оснований для применения юридической ответственности. Так, например, если порча земли или загрязнение водоемов, сколько бы значительны они ни были, произошли вследствие стихийных явлений (наводнение, землетрясение, сель, обрушение горных пород и т.п.), то невозможно ставить вопрос о чьей-либо юридической ответственности. Но происшедшие изменения в состоянии окружающей среды должны получить надлежащее отражение в документах земельного и других кадастров. Здесь нет ни чьей-то вины, ни субъекта ответственности. При возникновении имущественных конфликтов спор разрешается в судебном порядке.
Безвинная ответственность может быть лишь в случае, если вред причинен источником повышенной опасности, например вследствие прорыва дамбы накопителя отходов после ливневых дождей (дамба, как и любое другое гидротехническое сооружение, является источником повышенной опасности). Возмещение вреда при таких обстоятельствах наступает по ст. 1079 ГК РФ.
2. Уголовная ответственность за земельные правонарушения возможна только за уголовно наказуемые действия или бездействие, которые признаются таковыми в Уголовном кодексе РФ. Субъекты РФ не вправе устанавливать уголовные наказания, так как эти вопросы отнесены п. «о» ст. 71 Конституции РФ к исключительному ведению Российской Федерации. Следовательно, к уголовной ответственности лицо может быть привлечено лишь в том случае, если за нарушения земельного законодательства (преступление) предусмотрена ответственность в УК РФ.
УК РФ содержит ряд статей, которые имеют прямое отношение к земельным правонарушениям (преступлениям).
На первое место УК РФ ставит такие преступления, которые могут привести к серьезным авариям, разрушениям, загрязнениям окружающей среды, эпидемиям, эпизоотиям и другим вредным для здоровья людей и окружающей среды последствиям.
Нарушение правил проектирования строительства. Речь идет, как установлено в ст. 246 УК РФ, о нарушении правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия.
Преступления могут быть совершены путем действия или бездействия. Они характеризуются рядом нормативных правовых актов, например Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральным законом от 15 февраля 1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», а также Федеральным законом от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» и др.
Под производством работ понимаются процессы проектирования, размещения, строительства, ввода в эксплуатацию объекта и иные этапы. Проектирование заключается в составлении проекта объекта, влекущего за собой определенные правовые последствия. Под размещением объектов понимается деятельность по определению их места расположения. Строительство объектов предполагает их сооружение, реконструкцию и т.п.
Под тяжкими последствиями нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК РФ) следует понимать существенное ухудшение качества окружающей среды или состояния ее объектов, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых и материальных затрат; уничтожение отдельных объектов; деградацию земель и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие ее сохранению и нормальному хозяйственному использованию.
САПП РФ. 1992. N 6. Ст. 330.
Под запрещенными видами опасных отходов понимаются, например, отходы токсичных и химических препаратов, а также отходы, непригодные для производства и потребления. Под производством запрещенных отходов понимается создание отходов, неуничтожение их, ведущее к накоплению. Под обращением понимается транспортировка, хранение, захоронение, использование, совершение сделок, уничтожение экологически опасных веществ и отходов.
Удаление экологически опасных веществ и отходов производится путем их переработки, обезвреживания либо захоронения в специально отведенных местах. Захоронение отходов должно производиться так, чтобы различные их виды не могли породить новых видов соединений.
Под использованием радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов понимается пользование ими предприятиями, учреждениями, организациями и отдельными лицами. Под угрозой причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде понимается реальная возможность причинения вреда, опасного для жизни и здоровья, и ухудшения качества природной среды.
Создание угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде (ч. 1 ст. 247 УК РФ) подразумевает возникновение такой ситуации либо таких обстоятельств, которые повлекли бы предусмотренные законом вредные последствия, если бы не были прерваны вовремя принятыми мерами или иными обстоятельствами, не зависящими от воли причинителя вреда. Угроза при этом предполагает наличие конкретной опасности реального причинения вреда здоровью человека или окружающей среде.
Зонами экологического бедствия являются участки территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной или иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны. Порядок объявления и установления режима зон экологического бедствия устанавливается специальным законодательством об этих зонах (ст. 57 Закона «Об охране окружающей среды»).
Преступление является оконченным как при создании реальной опасности причинения указанных в законе последствий, так и при их фактическом наступлении. Преступление может быть совершено умышленно или неосторожно.
СЗ РФ. 1996. N 28. Ст. 3348
Под эпидемией понимаются случаи массового заболевания людей в пределах одной группы или определенного региона. Под эпизоотией понимаются массовые заболевания среди животных одного или нескольких видов на значительной территории.
Под причинением вреда здоровью понимается заражение заболеванием человека, повлекшим расстройство его здоровья либо стойкую утрату трудоспособности. Иные тяжкие последствия могут выражаться в вынужденном переселении людей, массовой гибели животных, причинении крупного имущественного ущерба и т.д.
Названные преступления могут быть совершены умышленно или неосторожно. Субъектом преступления может быть лицо, на которое возложена обязанность по соблюдению правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами. Субъектом преступления могут быть как должностное, так и не должностное лица.
Статья 253 УК РФ предусматривает ответственность за нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации. Согласно этой статье незаконное возведение сооружений на континентальном шельфе Российской Федерации, незаконное создание вокруг них или в исключительной экономической зоне Российской Федерации зон безопасности, а равно нарушение правил строительства, эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства признаются уголовно наказуемыми деяниями.
Порча земли и причинение вреда другим природным объектам. Статья 254 УК РФ устанавливает ответственность за порчу земли: отравление, загрязнение или иную порчу земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде.
Под порчей земли понимается разрушение или уничтожение ее плодородного слоя. Под загрязнением земли понимается привнесение в землю нехарактерных для нее физических, химических, биологических веществ, соединений и организмов. Под отравлением земли понимается привнесение в землю нехарактерных для нее физических, химических, биологических веществ, соединений, организмов в количестве, делающем невозможным использование земли.
Статья 255 УК РФ признает преступлениями нарушение правил охраны и использования недр при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а равно самовольную застройку площадей залегания полезных ископаемых, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба.
В статье 262 УК РФ предусматривается ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов. Согласно этой статье признается преступлением нарушение режима заповедников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба.
Согласно Федеральному закону от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемыми природными территориями являются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особо природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории являются объектами общенационального достояния.
СЗ РФ. 1995. N 12. Ст. 1024.
Значительный ущерб, по ст. 262 УК РФ, может выражаться в уничтожении отдельных памятников природы, отдельных комплексов и т.п. Размеры ущерба и его значительность устанавливаются в каждом отдельном случае с учетом обстоятельств дела.
При применении статей УК РФ часто возникает непростой вопрос о разграничении условий применения уголовной либо административной ответственности.
В случае возникновения трудностей в разграничении уголовно наказуемого деяния и административного проступка особое внимание следует уделять выяснению всех обстоятельств, характеризующих состав правонарушения, последствия противоправного деяния, размеры нанесенного вреда и причиненного ущерба. В основном разграничение уголовно наказуемых действий и административного проступка необходимо проводить по признакам наличия или отсутствия крупного (значительного) ущерба, вреда здоровью людей и т.д.
Нарушение общих правил и требований. Статья 8.1 КоАП РФ устанавливает штраф, налагаемый на названных лиц, за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений или иных объектов.
По статье 8.2 штраф налагается на тех же лиц за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Статья 8.3 предусматривает штраф за нарушение правил испытаний, производства, транспортировки, хранения, применения и иного обращения с пестицидами и агрохимикатами, которое может повлечь причинение вреда окружающей природной среде.
По статье 8.4 налагается штраф на граждан, должностных лиц или юридических лиц за невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализацию проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, наказывается также штрафом.
Статья 8.5 устанавливает штраф за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей природной среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую природную среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей природной среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.
Вред и другие нарушения законодательства. Статья 8.6 КоАП РФ устанавливает ответственность за порчу земель. Согласно этой статье самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы влечет наложение штрафа на виновных граждан или должностных лиц, а также юридических лиц. Штраф налагается также за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Статья 8.7 устанавливает ответственность в виде штрафа за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или по их рекультивации после завершения разработки месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, в том числе осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей.
Статья 8.8 устанавливает штраф за использование земель не по целевому назначению, а также за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель.
Статья 8.9 признает административным проступком и наказывает штрафом за нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки.
Статья 8.10 предусматривает ответственность (штраф) за нерациональное использование недр, т.е. за выборочную (внепроектную) отработку месторождений полезных ископаемых, приводящую к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, разубоживание полезных ископаемых, а равно иное нерациональное использование недр, ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых или при переработке минерального сырья.
Статья 8.12 предусматривает штраф за нарушение порядка отвода земельных участков, а равно порядка предоставления в пользование лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов, а также за нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов.
Статья 8.13 устанавливает штраф за нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления, а также за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных полос в состояние, пригодное для пользования; за незаконную добычу песка, гравия, глины и иных общераспространенных полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, осуществление молевого сплава леса либо нарушение установленного порядка очистки водных объектов от затонувшей древесины и наносов; за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение; за загрязнение ледников, снежников или ледяного покрова водных объектов либо загрязнение водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы или отнесенных к особо охраняемым водным объектам, местам туризма, спорта и массового отдыха, отходами производства и потребления и (или) вредными веществами, а равно захоронение вредных веществ (материалов) в водных объектах.
По статье 8.17 наказуемы штрафом: самовольная прокладка или вывод на территорию Российской Федерации подводных кабелей, трубопроводов или туннелей, а равно нарушение правил их прокладки, вывода на территорию Российской Федерации или эксплуатации во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации; самовольное либо с нарушением правил захоронения с судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Статья 8.26 предусматривает штраф за нарушение правил осуществления побочного лесопользования: сенокошение, выпас скота без лесного билета или на участках, где это запрещено, а равно выпас скота на землях лесного фонда и в лесах, не входящих в лесной фонд, без пастуха на неогороженных пастбищах или без привязи либо нарушение сроков или норм выпаса скота; самовольный сбор, порчу либо уничтожение лесной подстилки, мха, лишайников или покрова болот; размещение ульев и пасек, заготовку древесных соков, сбор или промысловую заготовку дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод, лекарственных и пищевых растений или их частей, технического сырья на участках, где это запрещено или допускается только по лесному билету, либо неразрешенными способами или приспособлениями, либо с превышением установленных объемов или с нарушением установленных сроков, а равно сбор, заготовку или продажу растений, в отношении которых это запрещено.
По статье 8.39 предусмотрена ответственность в виде штрафа за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах).
Административная ответственность (штраф) наступает за самовольное занятие земельного участка зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ст. 7.8), а по ст. 7.9 штраф налагается за самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд, или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков.
Штрафы налагаются за следующие правонарушения: самовольное занятие водного объекта или его части, пользование ими без разрешения, если получение таковых предусмотрено законом, а равно без заключенного в соответствии с законом договора либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением или договором (ст. 7.6); застройку площадей залегания полезных ископаемых без специального разрешения, а также необеспечение требований к сохранности зданий и сооружений при пользовании недрами (ст. 7.4); проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно (ст. 7.14); нарушение порядка отвода земельных участков, а равно порядка предоставления в пользование лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов, а также нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов (ст. 8.12).
Правонарушения в области контроля (надзора). Штрафы налагаются за следующие правонарушения:
неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей;
невыполнение законных требований должностного лица органа охраны континентального шельфа Российской Федерации или органа охраны исключительной экономической зоны Российской Федерации об остановке судна, а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом возложенных на него полномочий, в том числе на осмотр судна;
воспрепятствование доступу членов международной инспекционной группы, осуществляющей свою деятельность в соответствии с международным договором Российской Федерации, на объект, подлежащий международному контролю (ст. 19.4);
невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства (ст. 19.5);
непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ст. 19.6);
непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде (ст. 19.7).
Объявления
Под земельным правонарушением понимают виновное противоправное деяние, направленное против установленного земельного законодательства, препятствующее осуществлению земельных прав и интересов юридических лиц и граждан, причиняющее вред земле как природному ресурсу, здоровью и имуществу людей, влекущее за собой установленную законом юридическую ответственность.
В качестве субъекта правонарушения может выступить как физическое лицо, так и организация.
Законодательством закреплены четыре основные формы юридической ответственности за земельные правонарушения (обозначены в главе XIII Земельного Кодекса РФ), такие как: дисциплинарная, уголовная, гражданско-правовая, земельно-правовая и административная.
Каждая из этих правовых форм ответственности применяется за совершение соответствующего правонарушения.
Например, дисциплинарная ответственность предусмотрена статьей 75 Земельного кодекса РФ. В соответствии с данной статьей должностные лица и работники организации, виновные в совершении земельных правонарушений, понесут административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на земли, их загрязнение химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами.
Уголовная ответственность применяется за преступления и включает в себя самые строгие меры государственного принуждения.
Гражданско-правовая и земельно-правовая ответственность называется также имущественной ответственностью предусмотрена за ущерб, причиненный имуществу граждан и юридических лиц, а также жизни и здоровью людей. В этом случае юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.
Административная ответственность выражается, как правило, в виде административного штрафа или предупреждения.
Внесение изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях в части размера штрафов в 2015 году повлекло значительное увеличение общего числа плановых и соответственно, внеплановых проверок. Так же увеличилось число поступивших обращений, жалоб, информаций по факту соблюдения земельного законодательства, материалов проверок, осуществляющих в рамках взаимодействия государственного земельного контроля (надзора) с органами муниципального земельного контроля, а так же административных материалов ОМВД России. Но также повысилась устраняемость нарушений земельного законодательства.
Управление Росреестра по Астраханской области информирует