Subsonic что это такое
Что такое subsonic фильтр?
Согласен, если я правильно понял. Но это относится только к системам именно воспроизведения.
Цитата |
---|
Согласен, если я правильно понял. Но это относится только к системам именно воспроизведения. |
[small]Отредактировано: 19-12-2003, 10:27[/small]
I hope you recognize that I did not mean any sarcasm in my reply. If, while you made that comment your thinking WAS based upon the reasons that I suspect, then do not even try to explain yourself; you won’t be understood at this forum. Audio-wise, the folks around here have quite primitive judgment (not to say idiotic as some local McClowns are desperately trying to proof) and your position, discounting the importance of the ULF during recording, would not have any REAL explanations within the horizons that the local Morons and this ability to provide the explanation on the subject.
This is a general problem of communicate with people who are familiar just with the words but not with underling ideological core/idea or the real meaning. They hear a familiar combination of letters, combine it into a phase, recognize the phrase and then they try to cognitively match to the phase with the pre-built dogmatic concepts cocooned by the idiocy of their own challenged perception. If one tries to imply or to suggest them that there is totally different definition and meaning of the “phrase” and that whatever they know is not even applicable to the subject then they instantly propose that their opponent are a mentally disabled in an anxious search of therapy, or a major menacing pedophile in search of a new victim or a well-hidden industry shark pitching a new marketing shpil. This all is boring like hell but unfortunately those idiots are a larger dominating force in the contemporary audio thinking. That is why audio today is so dead field and this is why among the people who “do audio” you’ll find much more idiocy then among any other “interest groups”.
This is why the “people who know” usually just make the far-looking implications loaded well-hidden reasons. The “correct audiences” semi-silently acknowledge the hidden values and reasons of the expressed thoughts and … move forward. BTW, that is how it was done through the centuries, nothing new. The real knowledge should be preserved and passed further without the contamination and mockery of the Bread and Circus intelligence.
Yes, as I said before, your initial reply (if I was not mistaken about your motivations) indicated a very deep and very unfortunately-infrequent understanding on the subject. The explanation of what you said dose not exist in the pop-audio and pop-engineering environments and considering the only pop-BS is presented at this board the subject should be closed right after your post.
Subsonic фильтры – что это и как их использовать?
На многих фонокорректорах имеется кнопка, включающая так называемый Subsonic-фильтр (фильтр инфранизких частот). Для чего он нужен и можно ли без него обойтись? Давайте разберемся.
Как следует из названия, этот фильтр служит для подавления сигнала на самых низких частотах – со значения 15-20 Гц и до 0 Гц. Действительно, на музыкальных записях нет «полезного» сигнала на этих частотах, за исключением басовых нот синтезаторов или самых нижних регистров больших органов. Но даже при его наличии на винил нельзя записать звук такой низкой частоты. В то же время, чтобы не затрагивать полезный сигнал выше 20-25 Гц, характеристика среза этого фильтра должна быть достаточно крутой. Однако, если на инфранизких частотах на виниле нет «жизни», то с каким же тогда сигналом имеют дело фильтры Subsonic?
Определяем причину
Виниловая пластинка, даже новая, на самом деле имеет некоторые неровности поверхности. Любая такая деформация винилового диска будет считана звукоснимателем и приведет к появлению на выходе проигрывателя инфранизкочастотного сигнала, наложенного на основной музыкальный сигнал.
Например, наличие на поверхности пластинки одного такого искривленного участка (при прослушивании на скорости 33 1/3 об / мин) приведет к появлению на выходе проигрывателя сигнала с частотой 0,55 Гц. При других условиях значение частоты этого сигнала может достигать 10-15 Гц.
Кроме того, тонарм и звукосниматель имеют собственные резонансы, которые дополнительно усиливают инфрачастотный сигнал. А довершает дело фонокорректор, характеристика RIAA-коррекции которого обеспечивает максимальное усиление сигнала именно в этом диапазоне. В результате, на вход усилителя аудиосистемы поступает сигнал о большой составляющей в инфрачастотном диапазоне, не несущий какой-либо полезной информации. А большинство современных усилителей высокого класса могут воспроизводить такой сигнал и с успехом передают его на колонки.
Нежелательные колебания
Согласно своим паспортным данным, ни одна обычная Hi-Fi колонка не способна воспроизводить сигнал ниже 20 Гц. Однако, это верно лишь отчасти. Существует такое явление, как «раскачка» НЧ-динамика, состоящая в неконтролируемых отклонениях его диффузора на очень низких частотах. Инфранизкочастотные сигналы, попав на вход колонки, приведут именно к такому эффекту. Особенно сильно подвержены «раскачке» динамики колонок с фазоинвертором, но наблюдается этот эффект и у акустики в закрытых корпусах.
В результате, большое количество энергии усилителя будет потрачено впустую на воспроизведение сигнала, которого на самом деле нет в музыке. Присутствие такого инфрабаса приводит к росту интермодуляционных искажений и перегрузке усилителя.
Многие аудиофилы не используют фильтры Subsonic (даже при их наличии), полагая недопустимым любое лишнее вмешательство в звуковой сигнал. Однако мы рекомендуем все-таки лично оценить качество звучания системы с проигрывателем винила, как с задействованным фильтром, так и без него.
По оценкам многих экспертов, в системе с включенным фильтром Subsonic звучание становится более насыщенным и динамичным, с более сбалансированным среднечастотным диапазоном и точнее сфокусированными басами. Стереокартина приобретает большую трехмерность и звук в целом становится прозрачнее и быстрее.
Природа этого явления, возможно, состоит в том, что энергия усилителя не расходуется на воспроизведение «лишнего» инфрабаса, а движения диффузоров НЧ-динамиков в колонках становятся более контролируемыми и точными. Разумеется, использование Subsonic фильтра не исключает необходимости точного согласования картриджа и тонарма по резонансным частотам и весу. Одной из причин возникновения эффекта раскачки диффузоров басовиков может стать недостаточное механическое демпфирование самого проигрывателя или наличие акустической обратной связи между ним и колонками системами.
Все эти факторы также нужно учитывать и при необходимости уделять время на их устранение. Но наличие Subsonic-фильтра в системах с проигрывателем винила в любом случае можно считать, если не обязательным, то очень желательным. Эта функция позволит эффективно защитить колонки и усилитель от инфранизкочастотных сигналов, но при желании вы всегда сможете отключить ее.
Subsonic-фильтр (Фильтр инфранизких частот)
Вступление
Частоты ниже 20 Гц обычно не могут быть воспроизведены и, за исключением синтезаторов и органов, не являются желаемой частью звукового спектра. Это особенно неприятно для фонокорректоров, поскольку многие виниловые диски, которыми вы дорожите (или хотите записать на компакт-диск), будут в некоторой степени искажены. Любая деформация винилового диска вызовет большой выходной сигнал в дозвуковой области, обычно значительно ниже 20 Гц.
Например, диск на 33,3 об / мин с одной деформированной секцией создаст сигнал в звукоснимателе с частотой 0,55 Гц (33,3/60 = 0,555 Гц). Этот сигнал вызовет значительное движение диффузора динамика, что крайне нежелательно. Мало того, что вентилируемые сабвуферы полностью неспособны обрабатывать такой сигнал линейно, но и герметичные сабвуферы также будут подвержены значительному напряжению. Большое количество доступной мощности будет потрачено впустую, пытаясь воспроизвести сигнал, который никогда не предназначался для этого изначально.
Представленный здесь проект может быть использован везде, где требуется быстрый спад, чтобы предотвратить разрушение акустических систем дозвуковыми сигналами. Как отмечалось выше, это важно для линейных систем громкой связи на 70В и 100В или в любом другом месте, где трансформатор питается от усилителя мощности. Это также очень полезно с вентилируемыми корпусами динамиков и предотвращает чрезмерное отклонение диффузора на частотах ниже резонанса. Его также можно использовать с контрольно-измерительными приборами, в которых низкочастотная энергия «загрязняет» результаты. Для этого проекта доступны печатные платы, что упрощает сборку.
Описание
Показанная схема представляет собой обычный фильтр Саллена-Ки, в котором были сделаны некоторые упрощения, чтобы минимизировать количество компонентов с различными значениями.
Добротность фильтров была оптимизирована, чтобы обеспечить более высокий входной импеданс. Конечная добротность двух фильтров составляет почти точно 0,707 (то есть традиционный фильтр Баттерворта).
Хотя теоретически допуск как резисторов, так и конденсаторов должен составлять 1% или лучше, на самом деле это не так важно. Рекомендуются металлопленочные резисторы с точностью 1% для минимизации шума, а конденсаторы имеют стандартный допуск (т.е. 5% или 10%). Да, это приведет к отклонению АЧХ от показанной ниже (см. Рисунок 2), но по сравнению с другими ошибками в системе (запись эквалайзера, проблемы с НЧ в помещении и т.д.) они могут считаться незначительными.
Примечание. Хотя ниже указано, что входное сопротивление этого фильтра должно быть менее 100 Ом, его можно напрямую подключить к фонокорректору Project 06. Тестирование показывает, что общая частотная характеристика изменяется менее чем на 0,1 дБ на любой частоте выше 30 Гц. Естественно, что на низкочастотную характеристику фильтр влияет, как и положено. Даже при входном импедансе до 10 кОм нет значительного отклонения от ожидаемой кривой АЧХ, а только крошечная (около 0,2 дБ) потеря общего уровня.
Я не предлагаю вам экспериментировать со значениями резисторов или конденсаторов, если вы точно не знаете, что делаете, поскольку любые изменения повлияют на добротность фильтров и вызовут либо резкий скачок в полосе пропускания, либо слишком плавный спад в потере баса.
Как видно из вышеизложенного, частоты до 2 Гц находятся более, чем на 90 дБ ниже уровня полосы пропускания. Номинально все, что ниже 17 Гц, эффективно исчезает. Нет причин пытаться улучшить это, поскольку оно уже превышает разрешение любого цифрового формата и размещает все типичные сигналы деформации значительно ниже уровня слышимости или опасности для сабвуфера.
Фазовая характеристика соответствует любому фильтру, но важно отметить, что, если полнодиапазонный сигнал не отфильтрован, могут быть неприемлемые изменения фазы в низкочастотных областях. В идеале этот фильтр не следует использовать последовательно с усилителем сабвуфера, так как это повлияет на фазовое соотношение между основными динамиками и сабвуфером. Однако вполне вероятно, что не будет никаких звуковых аномалий, даже если P99 установлен в тракте сигнала сабвуфера.
Чтобы изменить частоту, меняйте только конденсаторы. В следующей таблице приведены диапазоны значений конденсаторов и частот. C1, C2, C3, C4, C5 и C6 должны иметь одно и то же значение.
Емкость | -3dB на частоте | Емкость | -3dB на частоте |
220nF | 12.4 Hz | 56nF | 48.5 Hz |
180nF | 15.1 Hz | 47nF | 57.8 Hz |
150nF | 18.1 Hz | 39nF | 69.8 Hz |
120nF | 22.7 Hz | 33nF | 82.3 Hz |
100nF | 27.2 Hz | 27nF | 100 Hz |
82nF | 33.2 Hz | 22nF | 123 Hz |
68nF | 40.0 Hz | 18nF | 151 Hz |
Показанный выше диапазон явно подходит для частот, выходящих далеко за пределы обычного диапазона сабвуфера, но они включены, поскольку могут быть другие применения фильтра, кроме только сабвуфера. Существует бесчисленное множество применений для очень крутых фильтров в системах управления и других аналоговых приложениях, поэтому нет причин ограничивать использование только в аудио.
Конструкция
Хотя конструкция не критична, следует соблюдать обычные меры предосторожности, необходимые для любой схемы с операционным усилителем. Обратите особое внимание на шунтирование и не забудьте заземлить источник питания. Естественно, я рекомендую вам использовать печатную плату, так как она упрощает процесс сборки. Вы можете (как всегда) использовать операционные усилители лучшего качества, чем предлагаемые сдвоенные TL072, поскольку наиболее важным параметром является шум. Поскольку операционные усилители подключены как буферы с единичным усилением, верхняя частотная характеристика будет расширена за пределы слышимости.
На рисунке 1 показан только один канал, второй канал использует оставшийся операционный усилитель в каждом из сдвоенных корпусов. Фактический входной импеданс превышает 47 кОм на всех частотах, но в идеале полное сопротивление источника должно быть не более 100 Ом или около того (хотя, как отмечалось выше, даже 10 кОм не вызовут проблем).
Как правило, фильтр используется на выходе фонокорректора. Дозвуковые частоты несвойственны другим источникам сигнала (но могут и существовать!), и если вы хотите использовать схему последовательно с вашим сабвуфером, то вы должны знать о возможных эффектах фазовой характеристики фильтра (подробности см. выше).
Предлагаемые операционные усилители TL072 подойдут для большинства задач, но если вы предпочитаете использовать устройства со сверхмалым шумом или широкой полосой пропускания, этот выбор за вами. Подходящие операционные усилители включают NE5532, OPA2134, LM4562, LME45710, NJM2068 и т. Д. Вы также можете использовать LM833, но они могут быть подвержены возбуждению, особенно если вы используете панельки для микросхем.
Тестирование
Подключите устройство к подходящему источнику питания. Помните, что заземление источника питания должно быть подключено! При первом включении подключите «защитные» резисторы от 100 до 560 Ом последовательно с каждым плечом питания, чтобы ограничить ток, если вы допустили ошибку в подключении.
Правильная настройка сабвуфера в машине
Читайте далее
Что такое атермальное лобовое стекло для автомобиля
Сабвуфер — важная часть акустической системы автомобиля. Именно он позволяет не только слушать музыку, но и ощущать её глубину и объём всем телом. Именно правильная настройка сабвуфера в машине способна значительно увеличить удовольствие от прослушивания музыки.
Содержание статьи:
Существует мнение, что сабвуфер в автомобиле нужен только для молодёжи, слушающей утробный афроамериканский рэп, выворачивающий внутренности. На самом деле это не так. Сабвуфер всего лишь позволяет расширить динамический диапазон воспроизведения. Ведь низкие частоты есть практически в любом музыкальном материале, даже в классической музыке.
Но небольшие дверные колонки не позволяют слушать низкий бас. Зато с этим прекрасно справляется сабвуфер. Естественно, если сабвуфер правильно сделан и произведена правильная настройка сабвуфера в машине.
Какой должна быть правильная настройка сабвуфера в машине?
Настройкой сабвуфера нужно заниматься ещё на этапе проектировки короба для динамика. Во время этого учитывается множество различных параметров: музыка, которую чаще всего будет слушать владелец, усилитель, который будет работать с динамиком и автомобиль, в котором будет стоять сабвуферный корпус.
При проектировании короба важную роль играют и параметры динамика, которые определяют, в каком акустическом оформлении он сможет работать. Например, если динамик способен хорошо играть в фазоинверторном корпусе, его порт можно настраивать как выше, так и ниже, в зависимости от предпочитаемой музыки.
Конечно, если вам достался сабвуфер в заводском корпусе, возможности его настройки ограничены. Но при грамотном подходе добиться приемлемого звучания вполне реально. С чего начать настройку сабвуфера?
Настройка LPF (low pass filter) фильтра
Естественно, динамик должен быть правильно подключён к усилителю. Для начала на сабвуферном усилителе или на головном устройстве надо включить фильтр, который обычно обозначается, как LPF (low pass filter). То есть, этот фильтр позволяет попадать на динамик низким частотам и отрезает при этом высокие. Например, популярная частота среза для сабвуферов — от 50 до 63 Гц.
Первый этап настройки — установить фильтр примерно на такую частоту. Потом это значение нужно будет немного подкорректировать. Причём, если есть возможность использовать LPF на головном устройстве, следует включить его именно там. В противном случае можно регулировать срез «крутилкой» на усилителе. Включать фильтр на ГУ и усилителе одновременно не нужно.
Настройка «сабсоника»
После необходимо задействовать фильтр, который называют «сабсоник». По-сути, это фильтр высоких частот, работающий в суббасовой области. Проще говоря, он отрезает от сигнала инфранизкие частоты и пропускает все, что выше. Сабсоник есть не на всех усилителях. Но если ваш динамик работает в акустическом оформлении ФИ или ЧВ, то и усилитель надо выбрать такой, в котором есть такой фильтр.
Зачем он нужен «сабсоник»? Дело в том, что сабвуферный динамик будет пытаться воспроизвести и частоты, лежащие за пределами слышимого диапазона, например 20-25 Гц и ниже. На таких частотах ход диффузора увеличивается, что может привести к выходу катушки из зазора и её повреждению. Сабсоник отрезает всю «инфру» и не позволяет динамику превысить ход. К тому же, качество воспроизведения нужного басового диапазона только улучшается, а громкость увеличивается.
Настраивать «сабсоник» следует примерно на 5 Гц ниже частоты настройки порта фазоинвертора. Например, если частота его настройки 35 Гц, то настраивать сабсоник надо на 30 Гц. Чтобы сделать это, нужно включить переключатель и вращать «крутилку» до требуемых цифр.
Что нужно знать о фильтрах
Ещё одна вещь, которую надо помнить о фильтрах — ни один из них не отрезает сигнал резко, как ножом. То есть, не бывает такого, чтобы LPF был настроен на 63 Гц, а на 64 Гц звука уже не было. Все частоты, что выше, будут ослабляться, с плавным спадом. И плавность этого спада будет зависеть от так называемого порядка фильтра.
Фильтр 4-го порядка даст более пологий спад, а фильтр 1-го — более крутой. Некоторые головные устройства позволяют выбирать порядок фильтра. Это имеет значение для настройки «стыка» области работы сабвуфера и мидбасов.
Регулировка уровня входной чувствительности сабвуфера «GAIN» или «LEVEL»
Ещё одним важным этапом в настройке сабвуфера является регулировка уровня входной чувствительности сабвуфера. Он находится на сабвуферном усилителе и обозначается словом «GAIN» или «LEVEL».
Выглядит, как «крутилка» с цифрами, например, от 0,3 до 5 В. Это не уровень громкости, как некоторые ошибочно думают, хотя при установке на максимальные значения громкость действительно увеличивается. Эта функция нужна, чтобы согласовать уровень головного устройства и усилителя.
Настраивают «GAIN» по разным методикам. Но суть их примерно такая: на сабвуфер подаётся музыкальный сигнал в виде синусов с определённой частотой. Уровень входной чувствительности при этом минимальный.
Постепенно увеличивают громкость на головном устройстве, до появления слышимых искажений. После этого ручку громкости поворачивают назад, чтобы звук снова стал чистым. Потом так же настраивают «GAIN», вращая «крутилку» до того, как появятся искажения сигнала. После снова возвращают её немного назад. Более точной будет настройка сабвуфера в машине, если применять в процессе осциллограф.
Настройка акустической фазы сабвуфера
Также важна настройка акустической фазы сабвуфера. Не вдаваясь в нюансы терминологии, следует сказать, что правильная фазировка позволяет обеспечить звучание «саба» спереди, вместе с фронтальными динамиками. Если сабвуфер слышно сзади, из багажника, значит что-то сделано неправильно.
На многих усилителях есть «крутилка» фазовращателя, позволяющая плавно поворачивать фазу. Поэтому желательно приобретать именно такие усилители. Если такой возможности нет, повернуть фазу можно на ГУ, если у него есть такая функция. Или же можно просто поменять местами плюсовой и минусовой провод на динамике.
Выставление задержек
Следующим этапом настройки сабвуфера в машине есть выставление задержек. Но такое возможно только на процессорном головном устройстве или при наличии внешнего процессора. В некоторых акустических оформлениях, например ФИ, не всегда хорошие импульсные характеристики, поэтому бас может немного запаздывать. Это не всегда приятно на слух.
Например, фронтальные динамики сыграли ноту, а через доли секунды отыграл «саб». Чтобы такого не допустить, корректируют задержки, что позволяет «фронтальной акустике и сабвуферу играть одновременно.
Стык сабвуфера и мидбаса
Последняя настройка сабвуфера в машине — это «состыковка» фронтальной акустики с сабом. Например, если сабвуфер «порезан» сверху на 63 Гц, а «фронт» — на 100 Гц снизу, то между ними может образовываться провал. Если же частоты срезов другие, возможно образование горба. Чтобы настройка была правильной, необходимо сделать этот участок АЧХ плавным. Для этого можно немного менять частоты срезов LPF и HPF. Делать это можно на слух или с помощью любого RTA-анализатора.
Gain \ Level
Gain (чувствительность) часто путают с громкостью, но это не совсем правильно.
Gain (гейн) — это регулировка входной чувствительности усилителя для согласования с магнитолой. Но не будем забираться в дебри и рассмотрим эту настройку с точки зрения полезной для пользователя.
Иногда значение Вольт (V) указанное на регуляторе может ввести в заблуждение. Дело в том, что чувствительность измеряется в Вольтах. Чем меньше V — тем выше чувствительность — тем громче будет играть динамик и наоборот.
Настройка гейна на слух (1 способ)
Имея хорошее сабовое звено, не пользуйтесь эквалайзером и различными басовыми улучшайзерами, забудьте про bassboost на усилителе — поэтому перед настройкой гейна проверьте чтобы все это было отключено!
Установите регулятор на минимум и включите музыку, которую вы обычно слушаете. Прибавляйте громкость магнитолы на 3/4 от максимума, услышав искажения в звучании саба раньше — остановитесь и убавьте громкость на пару делений. Переходите к усилителю. Попросите помощника медленно прибавлять регулятор гейна до появления новых искажений, а услышав их, остановите вращение и убавьте на 10 %.
Настройка гейна на слух (2 способ)
Если вы не доверяете своему слуху и боитесь во время не услышать изменения, тогда воспользуйтесь более точным способом — с помощью синусов.
Если вы настраиваете сабвуфер, то используйте 40 Гц, в случае если ваш корпус настроен выше 40 Гц или у вас закрытый ящик, тогда берите 50 Гц. Для настройки гейна для усилителя мидбаса возьмите 315 Гц.
Синус или тон (в нашем случае) — тоновый сигнал определенной частоты, изменения в звучании которого вы легко услышите
Установите гейн на минимум, включите ваш синус и прибавляйте громкость магнитолы. При изменении звучания тонового сигнала остановитесь и убавьте на пару делений (выставьте ограничение максимальной громкости на это значение, если в вашей магнитоле есть такая функция). Переходите к усилителю. Аналогично первому способу прибавляйте гейн. При изменении звучания остановитесь и убавьте на 10%.
Subsonic
Subsonic — это тот же фильтр высоких частот (HPF) на сабовых усилителях (часто на моноблоках ) — отрезает инфразвук. Устанавливайте его по умолчанию примерно на 20-25 Hz. При углубленной настройке, сабсоник выставляется для предотвращения чрезмерного хода диффузора. Поочередно включаются синусы ниже частоты настройки корпуса сабвуфера и по наблюдению за величиной хода диффузора выбирается нужное значение.
Bassboost
Bassboost — повышает громкость на определенной частоте, как правило это 40-45 Hz. При использовании басбуста шанс спалить сабвуфер резко повышается, так как клипп наступает значительно раньше. В большинстве случаев bassboost не нужен и если вы новичек, то просто примите правило «Басбуст не трогать!»
Опытными людьми он может использоваться для увеличения полки АЧХ, чтобы вытянуть провалы в определенных частотах, но это уже глубокие настройки и эффект не всегда оправдает риск.
X-over
X-over — переключатель фильтров. Присутствует в случае, когда у усилителя не предусмотрена регулировка для каждого фильтра в отдельности. HPF — режет снизу, LPF — режет сверху, Full / Flat — фильтры отключены.
Регулятор фазы (Phase)
Регулятор фазы — является частью углубленной настройки — меняет фазу динамика. Бывает фиксированный переключатель 0 / 180° и регулятор 0° — 180°.
Master/Slave
Этот переключатель используется при мостовом подключении усилителей. Master устанавливается на усилителе, к которому подходят RCA («тюльпаны») от магнитолы, Slave ставится на подсоединяемом моноблоке.