судан на каком языке говорят
Судан
Судан
Судан занимает 1 886 068 км² в Северо-Восточной Африке, на северо-востоке омывается Красным морем. До 1956 года — совладение Египта и Великобритании. Официальный язык — арабский. Большая часть территории Судана — плато Дарфур (высшая точка — гора Марра, 3088 м) и Кордофан, на юге — отроги Центральноафриканской возвышенности (гора Киньети, 3187 м — высшая точка страны), на востоке — отроги Эфиопского нагорья. В широкой тектонической впадине в восточной части страны с юга на север течет главная река Судана — Нил, бассейну которого принадлежат все более мелкие реки — Бахр-эль-Джебель, Голубой Нил, Собат и другие.
Сэкономь на путешествии в Судан!
Видео: Судан
Основные моменты
Климат страны переходный от экваториального муссонного на юге к тропическому пустынному на севере. В течение всего года держатся высокие температуры: летом свыше 20-30 °C, зимой — не ниже 15-19 °C. Осадков на севере совсем мало — менее 200 мм в год с очень длительным сухим периодом. Юг более увлажнен (500-1400 мм осадков в год), причем сухой сезон не превышает двух месяцев (основные дожди выпадают с мая по октябрь).
Соответственно разнообразна растительность: почти весь юг Судана покрыт высокотравной саванной (высота трав достигает 3 м) с рощами разнообразных деревьев, в том числе с ценной древесиной, а по долинам рек встречаются влажные галерейные леса. Отроги Эфиопского нагорья и Центральноафриканского плато покрыты тропическими горными лесами, на одном гектаре которых встречаются сотни видов деревьев. В Среднем Судане, с его более сухим климатом, распространена типичная злаковая саванна с разбросанными по ней акациями, тамариндами и гигантскими баобабами (длина окружности некоторых стволов достигает 45 м). К северу типичная саванна сменяется опустыненной саванной с редким покровом из низкорослых злаков и колючими акациями. На севере страны раскинулась Ливийская пустыня, покрытая почти лишенными растительности песчаными барханами. Низкорослые леса встречаются на севере лишь на горных склонах у побережья Красного моря. Животный мир Судана — это преимущественно обитатели саванн: сохранились стада слонов, антилопы орикс, газели, жирафы, львы, леопарды, по рекам — бегемоты, крокодилы. Богата жизнь прибрежных вод Красного моря.
Население Судана (свыше 40 млн человек) формировалось на миграционных путях между арабским миром и Центральной Африкой, что определило сложность этнического состава: свыше половины населения — арабы, в долине Нила живут нубийцы, на юге страны — негроидные народы нуэр, шиллук и др. нилотской языковой группы, у западных границ — азанде, мади и другие народы, говорящие на языках суданской группы. Доминирующая религия, фактически имеющая статус государственной — ислам. В стране действуют законы шариата, что — в сочетании с условиями полувоенной диктатуры и почти постоянными боевыми действиями на юге — не благоприятствует развитию туризма. Негроидное население частью сохраняет приверженность традиционной культуре и верованиям (культ предков и т. д.), поддерживаются традиционные промыслы: деревянная скульптура, маски, плетение из травы, орнаментированная посуда. На севере делают изящные изделия из тисненой кожи. Столица Судана — Хартум, занимает площадь около 120 кв. км и состоит фактически из трех городов: Хартума, Северного Хартума и Омдурмана. В столице преобладают невысокие дома, много парков, есть национальный музей, а также музей естественной истории при университете. Другие крупные города — Порт-Судан, Вад-Медани, Эль-Обейд.
Культура
Народные жилища в разных районах Судана отличаются по архитектурной форме и используемых строительных материалах. В долине Нила строят прямоугольные в плане дома из кирпича-сырца под плоской кровлей, окна – небольшие, дверь изготавливается из дерева. На побережье Красного моря дома – многоэтажные, строятся из кораллового известняка, окна украшены орнаментом и оригинальными решетками под названием «мушарабия». Жилища африканских народов южных провинций – круглые по форме, стены возводятся из сплетенных прутьев или глины, крыши имеют коническую или сфероконическую форму и настилаются из травы, вход украшен процарапанным орнаментом геометрического характера. Народ азанде украшает колоколовидные крыши своих хижин раковинами каури. Жилища кочевых народов представляют собой хижины из циновок или шатры, покрытые кожами. В современных городах дома строят из кирпича и железобетонных конструкций (заметно влияние арабской культурной традиции, особенно египетской).
Начало развиваться в эпоху раннего неолита. К этому периоду относится лепная керамика т.н. Хартумской культуры, покрытая вдавленным узором из волнистых линий или украшенная пунктирными геометрическими фигурами. Терракотовые фигурки людей и диких животных времени позднего неолита, найденные на территории современного Судана, считаются самыми ранними в долине Нила. В период существования Мероитского царства (9–8 вв. до н.э. – 8–9 вв. н.э.) начала развиваться скульптура.
Основы национальной художественной школы закладывались в условиях отсутствия развитых традиций, так как изобразительное искусство исламских стран ограничено только существованием каллиграфии и орнамента. Известные современные художники – Ахмад Мохаммед Шибрайн, Ибрахим ас-Салах, Джордж Эдвард (псевдоним Омера Хейри), М.О.Бешир и Х.Аббас. Появились первые женщины-художники (Амина Авад Борхан и др.). Художественные выставки проходят в том числе в музее графики (г.Хартум).
Деревянная и глиняная скульптура развита у некоторых африканских народов, населяющих южные и центральные провинции (бари, бонго и др.). Зооморфные фигурки, украшенные вдавленным или процарапанным орнаментом, лаконичны и не отличаются разнообразием. У народа шиллук распространены ритуальные маски, изготовленные из высушенной тыквы. Возрождение станкового искусства (утраченного в процессе исламизации Судана) началось во второй пол. 20 в. Первый профессиональный скульптор страны – Амир Ноур (получил образование в Великобритании, работает в стиле авангарда). Другие скульпторы – М.Куа, А.Хамид.
Широко распространены ремесла и художественные промыслы. В северных провинциях арабские мастера выполняют филигранные работы по меди и серебру, изготовляют предметы из гладкой и тисненой кожи (седла, верблюжью и конскую сбрую, бурдюки и ведра). В южных – распространено изготовление изделий из дерева, глины, металла (бронзы, железа и меди), кости и рога: круглодонные сосуды с гравированным и наколотым штриховым рисунком, ложки из рогов животных, украшенные гравировкой, табуреты, вырезанные из цельного куска дерева (у народа бонго), сосуды яйцевидной формы из черной глины, украшенные процарапанным орнаментом (у динка), глиняные трубки, деревянные блюда на ножках, ножи с разветвленными лезвиями (у азанде). Отличаются разнообразием плетеные изделия из травы и окрашенной соломы – циновки (используются в качестве молитвенных ковриков в домах и мечетях), блюда и крышки для них, а также разнообразные корзины.
Национальная литература основана на традициях устного народного творчества (фольклор нубийцев, устная поэзия бедуинов, сказки народов Южного Судана), большое влияние на ее становление оказала также литература Египта. Первые памятниками фольклора – поэтические сказания – датированы 10 в. н. э. Начиная с 8 в. н.э., и до второй пол. 19 в. литература Судана (в основном поэзия) развивалась как часть арабской литературы. Наиболее значительные произведения этого периода – т.н. Сеннарские хроники (повествования о султанате Сеннар, существовавшем в 16–19 вв. на территории современного южного Судана; автором одного из наиболее известного вариантов хроник был Ахмед Катиб аш-Шун) и биографический словарь мусульманских святых, поэтов и улемов под названием Табакат (Ступени), написанный Мухаммедом вад Дайфаллахом аль-Джаали. Поэта махдистского движения Яхья ас-Салави считают основателем политической поэзии Судана.
Литература Судана развивается в основном на арабском языке (с 1970-х некоторые авторы пишут свои произведения также на английском языке). Литература народов, населяющих южные районы Судана начала развиваться после обретения страной независимости. В поэзии чернокожих авторов Мухаммеда Мифтаха аль-Фейтури и Мухи ад-Дин Фариса отражены проблемы взаимоотношений Юга и Севера.
В 1956 году создана Ассоциация суданских писателей и Лига суданских литераторов, а в 1979 году – Союз писателей Судана.
Музыка Судана имеет давние традиции, сформировалась в процессе взаимодействия нубийской, арабской и африканских музыкальных культур. С конца 19 в. на суданскую музыкальную культуру большое влияние оказывал Египет.
Игра на музыкальных инструментах, песни и танцы тесно связаны с повседневной жизнью народов Судана. Отличается разнообразием музыкальный инструментарий: аккордеон, бухса (шумовой инструмент из высушенной тыквы, наполненной мелкими камешками или семечками), зумбара (флейта), гарин и пенах (духовые), нуггара (литавры), разнообразные барабаны (дингир, долюка, табл, тар и др.) и струнные – дарбука, уд, ум-кики, скрипка, тамбур (распространены его разновидности: у нубийцев – «кисир», у народов западных провинций – «бене-бене», восточных – «бангия», южных – «том»). Материалом для изготовления музыкальных инструментов служат глина, дерево, металл, тростник, тыквы и рога животных. Песенные жанры более развиты у народов южного Судана. В западных провинциях большинство песен неразрывно связано с танцами – джаррари, мардум, хасис (все они отражают уклад жизни кочевников-скотоводов), камбала (танец, сопровождающий ритуал инициации). Отличаются своеобразием мужской (арда) и женский («голубь») танцы народов центральных провинций, а также танец шаманки под названием «мошемба», распространенный на востоке страны.
Известные суданские певцы прошлого – Ибрагим аль-Кашиф, Карома, Сарор, Халил Фарах. Композиторы – И. аль-Кашиф, А.Марджан, А.Шурахбиль и др. Значительную роль в сохранении музыкальной традиции народов Судана играет национальное радиовещание. Современные певцы – Абд аль-Карим аль-Кабли, Ахмед аль-Джабри, Зейдан Ибрагим, Мухаммед Абд аль-Амин, Мухаммед Варди, Мухаммед Миргани, Салах Мустафа, Хамад Раих, Хасан Атыя. Особой популярностью пользуется певец Салах бен Вадие (работает в Институте музыки и драмы, созданном в г. Хартум в 1969 г.).
Элементы театра присутствуют в традиционных обрядах и ритуалах населяющих Судан народов. Одной из форм народного театра является творчество гриотов – касты бродячих актеров-сказителей, музыкантов и певцов (распространены также в странах Западной Африки). Зарождение современного театра датируется второй половиной 20 века.
История
В древности значительную часть территории современного Судана (носившего название Куш, а позднее — Нубия) населяли семито-хамитские и кушитские племена, родственные древним египтянам. Нубийцы торговали с древним Египтом и подвергались грабительским набегам с его стороны. Потомки нубийцев до сих пор населяют долину Нила в Судане и соседнем Египте (южнее Асуана). С юга сюда также проникали негроидные племена (нилоты) — в настоящее время проживают в бассейне верхнего и среднего Нила в Судане, а также в пограничных с Суданом районах Уганды, Кении, Танзании, Конго, Эфиопии, Египта.
К VII веку н. э. Судан представлял собой небольшие разрозненные христианские королевства (Алоа, Мукурра, Нобатия) и владения. В 640-х годах с севера, из Египта, начало проникать арабское влияние. Территория между Нилом и Красным морем была богата золотом и изумрудами, и сюда стали проникать арабские золотоискатели. Арабы принесли с собой ислам. Арабское влияние распространилось в основном на север и запад Судана.
Во второй половине XIX века в Судане усилилось влияние Великобритании. Генерал-губернатором Судана стал англичанин. Жестокая эксплуатация и национальное угнетение привели к возникновению мощного народного движения протеста с религиозной направленностью. Религиозный лидер Мухаммед ибн Абдалла, провозгласивший себя в 1881 г. «Махди» (мессией) и попытался объединить племена западного и центрального Судана против англичан и османцев. Восстание завершилось взятием Хартума в 1885 г. и изгнанием из страны европейских, турецких и египетских чиновников. Предводитель восстания вскоре умер, но созданное им государство, возглавляемое Абдаллахом ибн аль-Саидом, продержалось ещё полтора десятка лет, и лишь в 1898 г. восстание было подавлено англо-египетскими войсками. 19 января 1899 г. Великобритания и Египет подписали соглашение об установлении совместного управления в Судане (англо-египетский кондоминиум) – к югу от 22 параллели. Но в этом договоре не были четко очерчены контуры взаимоотношений между двумя правительствами. Во-вторых, он не предоставлял правого основания для продолжения британского присутствия в Судане – англичане управляли там от имени хедива. Верховное военное и гражданское управление в Судане было передано генерал-губернатору – офицеру, которого назначал и отправлял в отставку хедив с согласия лондонского правительства. В каждую суданскую провинцию был назначен губернатор (мудир), два инспектора и несколько окружных комиссаров. Почти на все эти посты были назначены британские офицеры, прикомандированные к египетской армии, но затем (с 1901 г.) в страну стали прибывать гражданские чиновники. Чиновниками среднего звена стали египтяне, а нижнего – представители местного суданского населения. Поначалу британская администрация управляла довольно свободно, но в 1910 г. при генерал-губернаторе был создан Исполнительный совет, согласие которого требовалось во всех законодательных и бюджетных вопросах. В него входили генерал-инспектор, гражданский, судебный и финансовый секретари и еще 2-4 британских чиновника, назначенных генерал-губернатором.
Британская администрация для укрепления своей власти, в частности, поощряла этнический и политический сепаратизм населения суданского юга, придерживающегося традиционных верований и исповедующих христианство. Таким образом закладывались предпосылки для будущих этнических и религиозных конфликтов.
В начале Второй мировой войны итальянская армия, действующая с территории Абиссинии, заняла часть территории Судана, но уже в 1941 г. итальянцы были вынуждены уйти, а Судан стал важной базой британских ВС в Африке. Воинские части, набранные из местного населения, участвовали в боевых действиях в Эритрее, Египте, Ливии, Тунисе.
Участие в войне имело положительные последствия для Судана — рост национальной промышленности, активизация политической жизни, появление политических партий, усиление стремлений к независимости.
Египет после революции 1952 г. признал право суданского народа на самоопределение. В 1955 г. суданский парламент провозгласил независимость страны, и в том же году английские и египетские войска были выведены из Судана.
Центральное правительство в Хартуме, ключевые позиции в котором заняли мусульмане, отказалось выполнить обещания о создании федеративного государства, что привело к мятежу офицеров-южан и гражданской войне, продолжавшейся с 1955 по 1972 гг.
Страна за это время пережила несколько военных и государственных переворотов, однако режимы, сменявшие друг друга, были неспособны справиться с проблемами сепаратизма, этнической разобщённости и экономической отсталости. После очередного переворота, совершенного 30 июня 1989 года к власти пришел полковник Омар Хассан аль-Башир, удерживающий ее и поныне. В качестве политической опоры он избрал малопопулярную в то время партию Национальный исламский фронт, провозглашавшую курс на построение истинно исламского общества, возглавлял который известный своими фундаменталистскими взглядами Хасан Абдалла Тураби. С начала 90-х в стране интенсивно проводился курс на исламизацию жизни, каковой процесс приостановился только в начале XXI века, когда Тураби и Башир разошлись во мнениях и первый перешел в оппозицию. Башир является президентом и главой государства, премьер-министром и главнокомандующим Вооруженными силами страны. В 2009 году предполагается провести выборы, однако считается маловероятным, что это начинание воплотится в жизнь.
Во внешней политике Судан придерживался националистического, проарабского и происламского курса. В 1956 г. Судан поддержал Египет во время Суэцкого кризиса. В ходе арабо-израильской войны 1967 г. Судан объявил войну Израилю и направил воинские части в помощь Египту. После прихода к власти в стране Башира Судан исповедует прагматичную политику, но склоняется к сотрудничеству с радикальным исламом и консервативными арабскими режимами.
В 1991 г. по приглашению духовного лидера исламских фундаменталистов Судана, Тураби в страну прибыл саудовский миллионер Осама бен Ладен — руководитель международной террористической организации «Аль-Каида». Осама бен Ладен руководил осуществлением некоторых из своих первых террористических актов с территории страны. В 1996 г. он был вынужден покинуть Судан и перевести свою организацию в Афганистан.
Подписание в 1972 г. Аддис-Абебского соглашения привело к прекращению гражданской войны между враждующими Севером и Югом и предоставлением Югу определённой автономии в вопросах внутреннего управления. Затишье продолжалось примерно десять лет, после чего вооружённый конфликт возобновила Народная армия освобождения Судана. Поводом для этого послужила политика исламизации страны, в рамках которой в 1983 г. тогдашний президент Джафар Нимейри разделил южную провинцию Экватория на три отдельные провинции, а в уголовное законодательство страны были введены некоторые виды наказаний, предусмотренных нормами шариата (такие, как забивание камнями, публичная порка и отсечение рук).
По американским оценкам, за два десятилетия, прошедшие с момента возобновления вооружённого конфликта на юге Судана, правительственные войска уничтожили около двух миллионов мирных жителей. В результате периодических засух, голода, нехватки топлива, расширяющегося вооружённого противостояния на юге страны, нарушения прав человека, более 4 миллионов южан были вынуждены покинуть свои дома и бежать в города или в соседние страны — Эфиопию, Кению, Уганду, Египет. Беженцы лишены возможности заниматься сельским хозяйством или иным образом зарабатывать себе на жизнь, страдают от недоедания и неправильного питания, лишены доступа к образованию и здравоохранению. Многолетняя гражданская война привела к появлению так называемого «потерянного поколения».
Мирные переговоры между повстанцами Юга и правительством в 2003-2004 гг. дали ощутимые результаты, но вооружённые столкновения в ряде южных районов продолжаются. Стороны договорились, что по достижении окончательной мирной договорённости Южный Судан будет пользоваться автономией 6 лет, после чего вопрос о независимости этой территории будет вынесен на референдум. В течение этого периода доходы от добычи нефти будут поровну делиться между правительством и повстанцами. Наблюдатели, однако, ставят под сомнение способность и желание правительства выполнить свои обязательства.
Тем временем в начале 2003 г. вспыхнуло восстание теперь уже на западе страны, в регионе Дарфур. В регионе существуют как минимум две повстанческие группировки, различающиеся в своём подходе к целям борьбы — просто достижение независимости или свержение центрального хартумского правительства. Как правительственные войска, так и повстанцы обвиняют друг друга в зверствах. Большая часть обвинений касается действий проправительственных арабских вооруженных отрядов «Джанджавид». По существующим оценкам, от их рук погибло от 10 до 30 тыс. человек из числа местного чернокожего населения. Этнические чистки привели к тому, что около миллиона человек покинули зону конфликта и укрылись в соседнем Чаде.
Регион Дарфур населяют представители различных народностей, которые в принципе можно объединить в две группы — чернокожие африканцы и арабские племена, населяющие регион примерно с XIII века. И те, и другие исповедуют ислам, однако отношения между двумя этническими группами на протяжении многих веков отличались напряжённостью и приводили к регулярным вооружённым столкновениям. Вплоть до XX века Дарфур представлял собой центр работорговли, причём чернокожие и арабские работорговцы соперничали друг с другом при осуществлении набегов на соседний регион Бахр-эль-Газаль для захвата рабов и последующей перепродажи в прибрежные районы Африки. Этнические группы конфликтовали между собой и в отношении ограниченных земельных и водных ресурсов.
Поводом к современному конфликту стало соглашение между Хартумом и повстанцами Юга о разделе доходов от добычи нефти. Чернокожее население Дарфура считает, что в соглашении не были учтены их экономические интересы.
23 августа 2004 г. в Нигерии начались многосторонние переговоры по урегулированию дарфурского кризиса.
Население
По переписи 2016 г., население Судана насчитывало 39 578 828 человек. С этого времени всеобщие переписи в стране не проводились в связи с гражданской войной.
Вместе с тем произвольно проведённые границы между соседними странами разделяют такие народы, как нубийцы на севере страны, азанде на юго-западе и лотуко на юге.
Отмечается быстрый рост численности метрополии Хартум (Хартум — Омдурман — Северный Хартум) — уже 6-7 млн. человек, включая около 2 млн. перемещённых лиц из районов конфликта на юге страны и сельскохозяйственных районов, поражённых засухой.
Для Судана характерно наличие двух различных культурных традиций — арабской и чёрной африканской. Внутри каждой из них существуют сотни этнических, племенных и языковых отличий, что крайне затрудняет эффективное сотрудничество между ними.
Северные провинции занимают большую часть Судана. Здесь же находится большинство городских центров страны. Большинство суданцев, проживающих здесь, — арабоязычные мусульмане (сунниты) различного этнического происхождения, при этом большинство из них также пользуется родным языком.
На юге и западе преобладают народы негроидной расы. Большинство южан сохраняет местные традиционные верования или исповедует христианство. Для юга характерна аграрная экономика, основанная на натуральном хозяйстве. Гражданская война, продолжающаяся здесь практически весь период после приобретения страной независимости, имела катастрофические последствия с экономической и демографической точки зрения.
Большая часть населения сосредоточена в долинах Нила и его притоков. Особенно велика плотность населения в основном хлопководческом районе страны — северной части междуречья Белого и Голубого Нила. Северные и северо-западные пустынные районы почти не заселены.
Города в основном размещены по берегам Нила и его притоков. Крупнейшие города — Хартум, Омдурман, Северный Хартум, Порт-Судан.
Экономика
Судан — слаборазвитая аграрная страна. Один из основных поставщиков на мировой рынок высококачественного хлопка. На Судан приходится более половины мирового производства гуммиарабика. Основные статьи экспорта также включают арахис, кунжут, шкуры и кожи. Выращивают также сорго, арахис, пшеницу, сахарный тростник. Основные отрасли промышленности — переработка сельскохозяйственного сырья, производство строительных материалов, потребительских товаров.
В последние годы быстро расширяется добыча нефти, экспорт которой стал важнейшим источником валютных поступлений. В 2006 году добыто 132,7 млн. баррелей.
Основные промышленные центры — Хартум, Северный Хартум, Омдурман, Порт-Судан, Атбара.
СОДЕРЖАНИЕ
Языки
Современный стандартный арабский язык в принципе одинаков во всем арабском мире и, как правило, позволяет общаться между образованными людьми, родным языком которых является та или иная форма разговорного арабского языка. Этот язык использовался центральным правительством Судана, прессой, суданским телевидением и Радио Омдурман. Последний также транслируется на классическом арабском языке. Один наблюдатель, писавший в начале 1970-х годов, отметил, что носителям арабского языка (и другим, кто овладел языком неформально) в западном Судане было легче понять чадский разговорный арабский язык, используемый Радио Чада, чем современный стандартный арабский язык, используемый Радио Омдурман. То же самое может иметь место и в других сельских районах Судана, где сельские жители и кочевники говорят на местном диалекте арабского языка.
Языковая политика
Однако новая политика в области высшего образования, объявленная суданским правительством в 1990 году, предписывала, что арабский язык будет языком обучения во всех высших учебных заведениях (см. «Образование в Судане»). Эта политика была отменена положениями Всеобъемлющего мирного соглашения 2005 года, которые были включены во Временную национальную конституцию Судана. В соответствии с этими положениями арабский и английский стали официальными рабочими языками национального правительства и языками обучения в высших учебных заведениях. Конституция провозгласила далее, что «все языки коренных народов Судана являются национальными языками и должны уважаться, развиваться и продвигаться», и разрешала любому законодательному органу ниже национального уровня принимать любой другой национальный язык (языки) в качестве дополнительного официального рабочего языка. (s) в пределах юрисдикции этого органа. Эти изменения начали проникать в общественную жизнь, в среднее и высшее образование.
Грамотность и образование
Уровень грамотности составляет 70,2% от общей численности населения, мужчин: 79,6%, женщин: 60,8%.