сукцессивный способ перцепции характерен при каком восприятии
Сукцессивный способ перцепции характерен при каком восприятии
Доказанная Ю.А. Кулагиным идентичность нервных механизмов восприятия в норме и при патологии зрения имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение, так как, во-первых, обосновывает возможность усвоения слепыми или слабовидящими определенной суммы знаний, умений и навыков, а во-вторых, опровергает измышления тифлопсихологов идеалистического толка о неадекватности отражения слепыми окружающего мира, о принципиальном различии осязательных образов слепых и зрительных образов нормально видящих.
§2. Сравнительная характеристика зрительною и осязательного восприятия
Зрительное и осязательное восприятие сходны не только по своим физиологическим механизмам. В образах, возникающих в процессе этих видов перцепции, отражаются многочисленные различные свойства и качества материи, движущейся в пространстве и времени. Причем, и это наиболее важно, человек с помощью зрения и осязания фиксирует ряд одних и тех же физических, пространственных и временных характеристик объектов.
Возможность отражать в восприятиях различной модальности одни и те же свойства и качества предметов впервые в русской психологии была отмечена И.М. Сеченовым. Он, первым показав сходство зрительного и осязательного восприятия, многократно подчеркивая роль осязания в процессе отражения действительности, (стр. 177) называя его наряду со зрением и слухом “высшим органом чувств” и моделью всякого восприятия.
Симультанное и сукцессивное восприятие. Характеристика модальностей восприятия как симультанных и сукцессивных. Переход сукцессивного восприятия в симультанное
Симультанный (в психологии) (от лат. simul — в одно и то же время) — термин общей психологии, означающий практическую одновременность протекания каких-либо психических процессов ввиду их свернутости и автоматизированности. Например, симультанным является смысловое восприятие устной речи на родном и иностранном языке переводчиком-синхронистом. Если человек недостаточно владеет иностранным языком, процесс смыслового восприятия и перевода иноязычной речи становится развернутым (сукцессивным). Симультанное восприятие предполагает синтез признаков явления в единую форму, свертывание процессов анализа и установление на их основе «целостных оптимальных признаков» изучаемого явления
Сукцессивный (от англ. successive — последующий, следующий один за другим) — термин общей психологии, означающий развернутую последовательность протекания какого-либо процесса. Например, речь или движение руки представляют собой сукцессивный процесс. Развернутое во времени, поэтапное наблюдение. Например, поиск ошибок при проверке диктанта.
Глаз и мозг способны работать в двух режимах: симультанном (быстрый панорамный прием обзорной информации с помощью периферийного зрения) и сукцессивном (медленный прием детальной информации с помощью центрального зрения). Их оптимальное сочетание позволяет получить важный приспособительный эффект. При симультанном (simultaneous) восприятии система “глаз — мозг” обладает способностью быстро, практически мгновенно воспринимать огромные объемы зрительной информации. Симультанно мы воспринимаем человеческие лица, картины природы, уличные сценки и многое другое. При сукцессивном (successive) восприятии производится тщательный последовательный анализ важной информации, первичное выделение которой произошло в ходе симультанного восприятия.
При чтении длинного словесного текста глаз и мозг работают преимущественно в сукцессивном режиме (т. е. медленно), при восприятии изображений доминирует симультанный (быстрый) режим. Если одну и ту же информацию можно представить и в текстовой, и в графической форме, последняя обеспечивает более высокую скорость понимания за счет того, что преимущественно сукцессивный режим восприятия текста заменяется на преимущественно симультанный режим анализа изображения.
Первый этап восприятия нового учебного материала — это этап сукцессивного восприятия. Целью всех упражнений этого этапа является последовательное фиксирование в сознании учащихся формальных признаков изучаемого явления, создание основы для постепенного объединения отдельных признаков в «комплексные признаки». Внимание учащихся последовательно переключается с одного признака на другой. Информация передается в центральные органы умственной деятельности, где в результате синтеза из отдельных признаков создается «целостное видение» ситуации. Прежде чем возникает это «целостное видение», учащимся иногда приходится неоднократно возвращаться к отдельным признакам изучаемого явления. Сукцессивное восприятие — это не линейное движение анализаторов от одного признака к другому, а сложный процесс поступательных и возвратных движений зрительного анализатора и мыслительных процессов. В результате напряженной работы происходит отбор основных опорных признаков, позволяющих сократить время на поиск правильного решения поставленной задачи, создается психологическая база для формирования перехода к симультанному восприятию.
Симультанное восприятие формируется на последующих этапах введения нового материала. Это высшая ступень восприятия. Симультанное восприятие предполагает синтез признаков явления в единую форму, свертывание процессов анализа и установление на их основе «целостных оптимальных признаков» изучаемого явления.
23. Созерцание как психическое явление: основные характеристики и связь с другими психическими явлениями.
Созерцание – особенный процесс восприятия, который характеризуется состоянием покоя, состоянием безмыслия, состоянием отсутствия эмоциональных переживаний. Особый вид восприятия, психическое состояние, форма сознания, свойство личности (созерцательность). Это изменённое состояние сознания. Целиком внутренний процесс. Спокойствие, безмыслие, глубокая погружённость в себя, отсутствие активности, растворение субъекта в объекте.
Созерцать – продолжительно рассматривать, вникать, наблюдать, ясно видеть, проникать мыслью.
24. Представление как психический процесс: основные характеристики (наглядность, фрагментарность, неустойчивость, непостоянство), механизм возникновения, типы представлений (представления памяти и представления воображения).
Представление – психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются.
Наглядность. Представления – чувственно-наглядные образы действительности, но т.к. это воспроизведённые и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом, они значительно бледнее, чем при восприятии.
Фрагментарность. Представления полны пробелов. Одни части и признаки представлены ярко, другие – смутно, а какие-то вообще отсутствуют.
Неустойчивость. Любой образ исчезнет из нашего сознания, как бы мы ни старались его удержать. Чтобы его вновь вызвать, придётся сделать усилие.
Непостоянство. На передний план выступают то одни, то другие детали воспроизводимого образа.
Представления – в некоторой степени – обобщённые образы: с наибольшей яркостью даны постоянные признаки объекта, а те признаки, которые характерны для частных воспоминаний, представлены очень бледно или вообще отсутствуют. Общие представления – те, которые характеризуются большой степенью обобщённости.
Представления памяти – представления, которые возникли в процессе нашего непосредственного восприятия какого-либо предмета или явления в прошлом.
Представления воображения – представления, которые формируются на основе полученной в прошлых восприятиях информации и её более или менее творческой переработки.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Сукцессивный и симультанный способы восприятия
Существует два способа восприятия мира. Научным языком они называются так: сукцессивный и симультанный. Сукцессивный способ иногда еще называют «левополушарным», а симультанный — «правополушарным».
Что такое «сукцессивный» и «симультанный» способы восприятия?
Сукцессивный способ — это последовательное восприятие информации, шаг за шагом, сначала первое, потом второе и только потом — третье. Такое восприятие растянуто во времени. Действуя таким способом, мы последовательно, одно за другим, узнаём нечто об этом мире. Этот способ всем нам хорошо известен, т.к. именно ему нас обучали в школах и университетах, именно этот способ наиболее освоен человечеством. Примером может быть восприятие речевой информации: мы прочитываем сначала одно слово, потом второе, третье, и только после этого у нас складывается некий целостный образ в голове. Мы не можем прочесть сначала третье, потом десятое, а потом первое слово в предложени, — так у нас ничего не выйдет. Нужно соблюдать определенный порядок, алгоритм действий.
Симультанный способ — это единомоментное восприятие информации, когда мы «схватываем» сразу весь образ целиком, когда мы видим всю картину разом. Примером может быть восприятие рисунка или фотографии. Когда мы смотрим на картинку, мы видим ее сразу целиком, и она вся во всей своей полноте сразу предстает перед нами. Нам не нужно соблюдать определенный порядок, мы никогда не рассматриваем изображение сторого слева направо и сверху вниз. Наши глаза двигаются хаотично, останавливаясь на тех частях рисунка, где больше деталей или которые привлекли наше внимание. Здесь нет никаких алгоримов, мы сами вольны выбирать порядок рассмотрения явления.
Как пользоваться сукцессивным и симультанным способами восприятия?
Выше описана теория. Теперь о практике.
Иногда сукцессивный способ, превалирующий в современном обществе, нас подводит. Бывают ситуации, когда сколько бы фактов мы ни выяснили, сколько бы кусочков паззла, один за другим, ни насобирали, они никак не укладываются у нас в голове и не хотят превращаться в целостный образ. И, откровенно говоря, человеческое сознание пока что не достигло того уровня развития, когда оно способно познать абсолютно все факты о жизни, чтобы сложить окончательную ее картину. Явлений, которые не познаются сукцессивно, четко и окончательно, довольно много. Ярким примером такого явления может служить сама психика человека.
В ситуациях неопределенности, в ситуациях неполной информации нас спасает симультанное восприятие. Когда мы схватываем образ целиком, мы можем упустить из виду какие-то его мелкие детали. Но когда у нас в голове есть целостный образ, мы сами можем извлечь из него такие детали, которых нам наглядно (сукцессивно, последовательно) воспринять не удалось. Например, зная некоего человека и зная, что он из себя представляет, мы можем с большой долей вероятности предсказать его поведение в тех ситуациях, в которых нам его наблюдать не приходилось.
Целостный образ, воспринимаемый симультанно, единомоментно, прекрасен в своей целостности. Когда мы видим явление целиком, нам легко восстановить недостающие кусочки паззла, даже если мы эти кусочки в глаза не видели. Порой бывает и так, что недостающие кусочки нам становятся вовсе не нужны, чтобы узреть суть явления.
Раздел V. ПСИХОЛОГИЯ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
Глава 14. ПСИХОЛОГИЯ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ДЛЯ ОПОЗНАНИЯ
§ 1. Психологические закономерности сукцессивного и симультанного восприятия
Сущность предъявления для опознания заключается в установлении тождества или различия предъявляемого объекта по его мысленному образу, запечатленному в памяти опознающего. Процесс опознания может быть представлен в виде схемы, объединяющей его сущность и развитие, которые включают три главных элемента: а) восприятие внешности человека либо восприятие какого-либо объекта; б) сообщение о приметах внешности или признаках воспринятых объектов; в) опознание воспринятых объектов в числе предъявленных.
В соответствии со своими психологическими характеристиками каждый из этих элементов обладает определенной спецификой, проистекающей из их сущности. Анализ психологических характеристик первых двух элементов схемы, как это видно из их наименования, предполагает исследование вопросов восприятия внешности человека или восприятия иных объектов, а также сообщение о воспринятом в процессе допроса, предшествующего опознанию.
В психологической литературе достаточно четко определены две формы восприятия объектов, существенно влияющие на процесс последующего опознания: сукцессивное и симультанное. Первая из них по существу является аналитической (сукцессивной), т.е. предполагает восприятие, при котором выделяются (анализируются) отдельные приметы внешности и признаки предметов, например, цвет глаз или волос, форма носа, особые приметы и т.п. Вторая форма по своей сущности и психологическим характеристикам является синтетической (симультанной), предполагающей восприятие объекта в целом, «в общем виде», без выделения отдельных признаков. Такой психологически скрытый процесс синтеза признаков внешности, который позволяет фотографически одномоментно воспринять внешность человека или объект, представляет значительный интерес в плане возможности использования его результатов в процессе расследования преступлений. Скептическое отношение к этой форме восприятия, продиктованное необходимостью конкретизировать признаки воспринимаемого в целях проверки и оценки достоверности, в настоящее время опровергается экспериментальной психологией, доказавшей равнозначность двух форм восприятия объектов в плане адекватности запечатленного и возможностей точного узнавания впоследствии.
Наряду с двумя формами восприятия в психологии различают третью форму, носящую смешанный характер. Она соединяет в себе элементы синтетического и аналитического восприятия. Эта форма восприятия в процессе сообщения информации может диагностироваться по таким данным, как выборочное сообщение отдельных признаков вместе с синтетическим (скрытым, внутренне свернутым, не поддающимся выделению и анализу) восприятием иных признаков.
Различие в процессах формирования следового образа при восприятии человеком тех или иных объектов определяет различные формы и типы восприятия. Это положение важно знать, чтобы правильно диагностировать форму восприятия в процессе предварительного допроса.
Правильность и полнота восприятия определяются субъективными и объективными факторами, влияющими на данный процесс. В этом отношении названной закономерности подчинены все типы восприятия, независимо от их специфики. Последняя как бы определяет индивидуальную принадлежность к типу восприятия, между тем как система субъективных и объективных факторов носит характер общей зависимости. Установление правильности и полноты восприятия при сообщении той или иной информации немыслимо без учета субъективных и объективных факторов, сопутствующих такому восприятию. Именно определение условий восприятия и состояния субъекта в этот момент позволяет правильно оценить его с точки зрения адекватности действительности.
Рассмотрим более детально субъективные и объективные факторы, влияющие на правильность восприятия.
К системе субъективных факторов относятся психическое состояние человека в момент восприятия (волнение, страх и др.), направленность внимания, продолжительность восприятия, физическое состояние (боль, недомогание и т.п.), состояние органов чувств избирательно к воспринимаемому (зрительное, слуховое, осязательное или иное восприятие). В перечисленных факторах, объединяемых одним термином — субъективные — нет более или менее важных, каждый из них соответственно своему месту и значению в конкретном восприятии выполняет те функции, которые обусловливают в определенной мере правильность и полноту восприятия. Нередко эти факторы действуют комплексно и во взаимосвязи, и поэтому не всегда можно установить влияние того или иного фактора и сделать соответствующую поправку при оценке полученной информации о воспринятом.
Состояние психики в момент восприятия существенно сказывается на объеме и полноте воспринятого, значение которых зависит от того, является воспринимающий участником события либо наблюдателем. Состояние психики также во многом определяется характером события, которое может производить сильное эмоциональное впечатление, либо с точки зрения эмоционального воздействия быть безразличным. Так, событие, связанное с разбойным нападением, хулиганскими действиями, в эмоциональном плане по-разному воздействует на потерпевшего и свидетеля, поскольку первый является непосредственным участником события. Чувство волнения или страха, вызванное происшедшим событием, существенно субъективизирует воспринятое в направлении не только преувеличения, но и утраты информации, относящейся к восприятию внешности— Это объясняется двумя факторами; с одной стороны, чувством страха, который способствует восприятию события как более значительного, чем оно было в действительности (напала большая группа — в действительности же три человека; были вооружены пистолетами — в действительности же одни из нападавших имел нож; напали с криками и угрозами — в действительности же не было произнесено ни слова и т.п.), с другой — направленностью внимания.
В связи с чувством страха даже внешность нападающего потерпевший или свидетель нередко воспринимает гиперболически. Рост преступника становится большим (огромным), глаза — сверкающими, черные волосы — рыжими и т.п. В данном случае происходит подмена истинно воспринимаемого стереотипными представлениями о нападающем и его облике. Это важно учитывать следователю при допросе потерпевшего, когда речь идет о приметах внешности нападавшего. В подобных случаях свидетель в отличие от потерпевшего может дать о внешности преступника значительно более объективную информацию, что объясняется его эмоциональным состоянием, позволяющим точнее фиксировать внимание на воспринятом.
Большую роль при установлении полноты воспринятого вообще и восприятия внешности в частности играет направленность внимания. Она нередко определяет степень адекватности воспринятого. Направленность внимания свидетеля зависит от его интереса к воспринимаемому, а также от соотношения этого интереса с его собственным состоянием, мыслями и т.п. и интереса, вызванного наблюдавшимся событием. Известное совпадение предмета размышления и воспринимаемого делает последнее более детальным.
Интерес, определяющий направленность внимания, способствует полноте и детальности восприятия. Поэтому нередко информация о воспринятом при конкретной направленности внимания содержит такие подробности, которые вызывают сомнение в их подлинности.
Особое значение для полноты восприятия имеет его продолжительность, т.е. объективное время, в течение которого происходит восприятие. Полнота восприятия и его время всегда находятся в прямой зависимости друг от друга. Чем длительнее восприятие, тем больше воспринимается информации. При этом, конечно, следует учитывать направленность внимания, ибо при ее отсутствии и сосредоточенности индивида на другом событии восприятие от продолжительности не выигрывает, поскольку остается «слепым». Поэтому, выясняя объем воспринятого при допросе, следователь должен устанавливать, как продолжительность наблюдения, так и состояние направленности внимания. Обычно событие преступления продолжается относительно короткий промежуток времени, поэтому длительность наблюдения (восприятия) ограничена естественными временными пределами. При допросе важно выяснить продолжительность события, которое, как правило, равно продолжительности восприятия.
Полнота и правильность воспринятого зависят от физического состояния лица (недомогание, боль), возникшего в момент восприятия или продолжающегося у индивида длительный период. Несомненно, что такое негативное состояние отрицательно влияет на полноту восприятия, ибо заставляет человека сосредоточивать внимание на собственных болевых ощущениях. Однако это вовсе не означает невозможности восприятия со стороны субъекта. Отрицательно сказываются на восприятии и болевые ощущения у потерпевшего, возникающие в связи с преступным посягательством.
Полнота и правильность восприятия во многом определяются таким субъективным фактором, как состояние органов чувств воспринимающего. К последним относятся главным образом недостатки функций органов чувств, например, слабое зрение, плохой слух и т.д. Ошибки в вое— приятии, связанные с погрешностями в органах чувств, могут вызвать искаженное представление индивида об окружающей его действительности, а следовательно, давать неверную информацию о воспринятом. Поэтому при получении информации, когда показания того или иного лица заставляют усомниться в их правильности, следует учитывать эти обстоятельства и выяснить состояние органов чувств индивида. Для опознания определяющее значение имеет состояние таких органов чувств, как зрение и слух, поскольку именно им принадлежит главная функция в восприятии внешности человека и признаков иных объектов, которые впоследствии могут быть предъявлены для опознания.
Правильность восприятия обусловливается также рядом объективных факторов. К ним относятся факторы, традиционно выделяемые общей психологией, как влияющие на ход и полноту восприятия, например, освещенность воспринимаемого объекта, расстояние, на котором произошло наблюдение, состояние погоды, время протекания события и др. Зависимость восприятия от этих факторов очевидна и не требует детального анализа, поскольку находится в естественном соотношении типа «хуже освещение — хуже восприятие», хотя и обладает некоторыми особенностями, продиктованными индивидуальными качествами воспринимающего субъекта. Так, в частности, отдельные индивиды очень хорошо видят в темноте, четко различают признаки внешности тех или иных лиц и признаки других объектов. Это же относится и к слуховому восприятию в случаях, когда субъект обладает высоким порогом такого восприятия.
Иные объективные факторы, влияющие на полноту и правильность восприятия, проявляют свои свойства в зависимости от того, каков характер восприятия (зрительное, слуховое или др.) и в каком индивидуальном соотношении оно находится с субъективными качествами воспринимающего. Например, лицо, обладающее дальнозоркостью, не испытывает воздействия фактора расстояния на восприятие в такой степени, как лицо с нормальным зрением. Сказанное распространяется и на другие формы восприятия, в частности, слуховое.
В процессе допроса, предшествующего предъявлению для опознания, для правильной оценки полученных показании нужно учитывать названные обстоятельства. Здесь важно знать, что неблагоприятные объективные факторы нередко создают предпосылки для искажений воспринятого (мгла, сумерки, снегопад — при зрительном восприятии; шум, значительное расстояние, звуконепроницаемые преграды — при слуховом восприятии).
Допрос свидетеля либо обвиняемого, предшествующий предъявлению для опознания, может быть тактически правильно организован, если следователю известны определенные психологические характеристики восприятия внешности индивида или признаков предмета, обобщающие опыт человеческого восприятия. В этом отношении большой интерес представляют исследования, относящиеся к проблеме восприятия внешности человека (исследования А. А. Бодалева). Их значение для избрания тактики допроса, предшествующего предъявлению для опознания и организации самого предъявления, объясняется прежде всего тем, что они касаются первого впечатления о человеке, которое всегда означает краткий временной период взаимодействия (восприятия), а также закономерностей восприятия людьми друг друга в возрастном аспекте.
Исследования в области психологии восприятия свидетельствуют о том, что определенной спецификой в этом отношении обладают несовершеннолетние, в зависимости от возраста. В частности, следственной практике известны многочисленные случаи, когда дети в возрасте 7-8 лет выступают свидетелями или потерпевшими по делам различных категорий. Допросы их в части примет внешности, выяснение которых преследует цель последующего предъявления для опознания, нередко выявляют стремление к детализации. Между тем результаты экспериментов показывают, что от детей в этом возрасте нельзя требовать детального описания физического облика индивида, поскольку они еще не могут фиксировать его в интересующем расследование плане.
При допросе несовершеннолетних более старших возрастных категорий возможно выяснение детальных данных о наблюдаемой внешности. Для практики расследования результаты восприятия людьми друг друга имеют значение и в другом, казалось бы, не относящемся к рассматриваемой проблеме, аспекте. Речь идет о некоторых собирательных социальных характеристиках внешности, обусловленных общепринятыми канонами или представлениями индивида о зависимости внешности от ее нравственных и социальных характеристик. В формировании общего впечатления о человеке имеют значение житейские представления и эталоны. Так, люди при восприятии связывают особенности психических качеств с внешностью их носителей. В этом плане было опрошено 72 чел. Они отнесли: людей с квадратными подбородками — к волевым (9 чел.), людей с большим лбом — к умным (17 чел.), полных — к добродушным (14 чел.), толстогубых — к сексуальным (2 чел.), людей с ростом ниже среднего — к властолюбивым (5 чел.) и т.п. (А. А. Бодалев).
Названные характеристики внешности в плане их социальной структуры нас интересуют в обратном, чисто внешнем комплексе, отражающем признаки внешности человека, словесного портрета, а не их содержательного порядка. Когда при описании внешности человека, предшествующем предъявлению для опознания, встречаются термины, носящие собирательный и содержательный характер, необходимо устанавливать их содержание, чтобы затем перевести в характеристики признаков внешности. Например, важно выяснять и расшифровывать фразы такого типа: «у него было умное лицо», «волевой подбородок», «хитрые глазки», «открытое лицо», «злое выражение лица», «добродушный», «краснолицый» и др., которые содержат характеристики, опирающиеся на данные о внешности. Поэтому, проводя целевой допрос, следователь должен обращать внимание на то, что рождает определенное представление о внешности, уточнять, почему допрашиваемый имеет такое представление, на каких данных оно основывается, связывая последнее с устоявшимися житейскими эталонами. Это во многих случаях будет способствовать получению информации о внешности в криминалистическом плане, что необходимо для составления словесного портрета, который может быть использован при расследовании.
Приведенные данные о психологических закономерностях восприятия внешности человеком могут быть использованы следователем или судьей в целях избрания наиболее эффективной тактики допроса, предшествующего предъявлению для опознания, а также результатов проведенного опознания в плане его достоверности.