Surrender bl что это
surrendered B/L
Смотреть что такое «surrendered B/L» в других словарях:
surrendered — index resigned Burton s Legal Thesaurus. William C. Burton. 2006 … Law dictionary
surrendered to — index addicted Burton s Legal Thesaurus. William C. Burton. 2006 … Law dictionary
Surrendered — Surrender Sur*ren der, v. t. [imp. & p. p.
surrendered — sur·ren·der || sÉ™ rendÉ™(r) n. capitulation, submission, yielding, relinquishing v. submit, yield, capitulate; relinquish, give up, abandon … English contemporary dictionary
Surrendered Enemy Personnel — Surrendered Enemy Personnel(SEP) is a designation for captive enemy soldiers (similar to Disarmed Enemy Forces). It was most commonly used by British forces towards German forces in Europe, and towards Japanese and associated forces in Asia after … Wikipedia
Surrendered wife — The Surrendered Wives movement is inspired by a book, The Surrendered Wife by Laura Doyle. Its supporters suggest that women should relinquish what Doyle deems to be inappropriate control of their husbands and focus on their own happiness in… … Wikipedia
Surrendered (Bluetones song) — Infobox Single | Name = Surrendered Artist = The Bluetones from Album = The Bluetones Released = 2007 Format = CD Recorded = Genre = Length = Label = Producer = Chart position = * did not chart Last single = Head On A Spike (2006) This single =… … Wikipedia
Surrendered Enemy Personnel — Dieser Artikel oder Abschnitt bedarf einer Überarbeitung. Näheres ist auf der Diskussionsseite angegeben. Hilf mit, ihn zu verbessern, und entferne anschließend diese Markierung. Karte der Rheinwiesenlager … Deutsch Wikipedia
surrendered personnel — Japanese prisoners of war An evasion used by the British 14th Army, which had killed about 500,000 of the enemy and wanted to dissuade the remainder from obeying their martial code fighting to the death or committing hara kiri: By… … How not to say what you mean: A dictionary of euphemisms
The Surrendered Single — is a book written by Laura Doyle (who also wrote the book Surrendered Wife ) to help single women attract a good man according to the principles of Surrendering. Doyle advocates the surrender of inappropriate control of another.urrendered SingleA … Wikipedia
Japanese Surrendered Personnel — (or JSP) is a designation for captive Japanese soldiers (similar to Disarmed Enemy Forces and Surrendered Enemy Personnel). It was used in particular by British Forces referring to Japanese forces in Asia after the end of World War II. Military… … Wikipedia
Bill of Lading: все виды коносаментов
на английском языке с переводом
Сайт Английский для Морфлота www.more-angl.ru
Bill of Lading; B/L; BoL (англ.); Connaissement (франц.); Konossement (немец.); Conocimento de embarque (испан.); Poliza di cario (итал.)
Bearer Bill Of Lading | Коносамент на предъявителя |
Коносамент, груз по которому может получить любой предъявитель коносамента; является оборотным инструментом и может передаваться из рук в руки простой передачей без формального проставления передаточной надписи. | |
Blank Bill of Lading | Коносамент на предъявителя |
Коносамент на предъявителя, передается в обмен на груз путем простого вручения. | |
Charter Party Bill of Lading | Чартерный коносамент; коносамент чартер-партии |
Коносамент, выдаваемый при чартерных перевозках, т. е. коносамент, который выдается на груз, перевозимый на основании чартер-партии; основным его отличием от обычного коносамента является то, что в нем содержаться не все условия договора перевозки и имеется ссылка на то, что данный коносамент связан с определенным договором чартера; может использоваться при расчетах по аккредитиву только в том случае, если возможность его использования была оговорена сторонами сделки. | |
Chartered Bill of Lading | Чартерный (фрахтовый) коносамент |
Применяется в трамповых (нерегулярных) перевозках. | |
Charterer’s Bill Of Lading | Коносамент фрахтователя |
Коносамент, выданный фрахтователем, а не судовладельцем. Любое подразумеваемое соглашение или оформленный в соответствии с законодательством договор, вытекающие из этого документа, будут заключены с фрахтователем, а не с судовладельцем. | |
Claused bill of Lading | Коносамент с оговорками; нечистый [грязный] коносамент |
Коносамент, в котором сделаны пометки о повреждении груза и/или упаковки. | |
Clean Bill of Lading | Чистый коносамент |
Коносамент, удостоверяющий, что груз в хорошем состоянии, т. е. не содержащий никаких пометок о повреждении товара или упаковки. | |
Clean On Board Bill of Lading | То же, что и Clean Bill of Lading. Груз погружен на судно. |
Collapsible Bill of Lading | Разборный коносамент. То же, что и Combined Bill of Lading |
Combined Bill of Lading | Сборный коносамент |
Коносамент на несколько грузов, предназначенных для различных грузополучателей. | |
Combined Transport Bill of Lading | Коносамент на смешанную [мультимодальную] перевозку; мультимодальный [смешанный] коносамент |
Коносамент, распространяющийся на перевозку груза несколькими видами транспорта. | |
Consignment Bill of Lading | То же, что и Straight Bill of Lading |
Custody Bill of Lading | Береговой коносамент |
Документ, который выдается в подтверждение приема груза от отправителя на берегу, как правило, на складе перевозчика. При приеме на борт судна груза, для которого был выдан береговой коносамент, в нем делается отметка о погрузке товара на судно и указываются дата погрузки и другие отметки. Иногда, при приеме на борт судна груза, береговой коносамент заменяется на бортовой коносамент. | |
Delivery Order | Долевой коносамент |
Распоряжение о передаче определенной части перевозимого груза в порту назначения другому лицу. | |
Direct Bill of Lading | Прямой коносамент |
Груз доставляется по назначению одним судном. | |
Dirty Bill of Lading | То же, что и Claused Bill of Lading |
Express Release Bill of Lading | Экспресс-релиз. Также известен как seaway bill (морская накладная) |
Электронная форма коносамента, на основании которой перевозчик отгружает груз получателю после проверки его идентификационных данных. Не является товарораспорядительным документом, необоротный, не используется в операциях с аккредитивами. Оригинал коносамента в этом случае не оформляется. | |
Foul Bill of Lading | То же, что и Claused Bill of Lading |
Freight Forwarder’s Bill of Lading | Коносамент экспедитора |
Коносамент, в котором договорным перевозчиком будет являться грузовой экспедитор, несмотря на то, что эта сторона не будет принимать фактического участия в перевозке груза. | |
Freight Prepaid Bill of Lading | Коносамент с предоплаченным фрахтом |
Коносамент с такой пометкой, обычно, защищает держателя коносамента от требований перевозчика по оплате фрахта и от удержания груза в качестве залога. | |
House Bill of Lading | Внутренний коносамент; экспедиторский коносамент |
Коносамент, выдаваемый экспедиторскими фирмами, которые объединяют несколько грузов, принадлежащих разным владельцам, в одну партию (для каждого отдельного груза составляется свой коносамент); примером такого коносамента является коносамент ФИАТА | |
Inland Bill of Lading | Внутренний коносамент |
Коносамент на перевозку груза внутри страны к месту погрузки на транспорт экспортера | |
Insured Bill of Lading | Застрахованный коносамент |
Коносамент, включающий в себя страховой полис. | |
Liner Bill Of Lading | Линейный (рейсовый) коносамент |
Коносамент, выдаваемый судоходной компанией или от ее имени, и покрывающий перевозку на судах, курсирующих по регулярным маршрутам в соответствии с установленным и опубликованным расписанием, для которых в порту зарезервирован причал. Перевозчик несет ответственность за погрузку, крепление и выгрузку груза. | |
Long Form Bill of Lading | Удлиненная форма коносамента; коносамент полной формы |
Коносамент, в котором указаны все условия перевозки и обязанности сторон | |
Master Bill of Lading | Морской коносамент; коносамент перевозчика |
Multimodal Bill of Lading | То же, что и Combined Transport Bill of Lading |
Named Bill of Lading | Именной коносамент |
Коносамент, предусматривающий доставку груза указанному лицу, без указания «приказу или по индоссаменту». | |
Negotiable Bill of Lading | Оборотный коносамент |
Коносамент, который может передаваться другому лицу, напр., коносамент, который выписан по приказу грузополучателя и может быть передан грузополучателем третьему лицу; ордерные коносаменты передаются по индоссаменту, коносаменты на предъявителя – простой передачей. | |
Nominate Bill of Lading | То же, что и Named Bill of Lading |
Non negotiable Bill of Lading | Необоротный коносамент |
Коносамент, который не может передаваться другому лицу | |
Ocean Bill of Lading | Морской [океанский] коносамент |
Товарораспорядительный документ, выдаваемый перевозчиком грузоотправителю в подтверждение факта принятия груза к морской перевозке и обязательства передать его грузополучателю; содержит: наименование судна; наименование перевозчика, место приема груза, наименование отправителя, место назначения, наименование получателя, наименование груза и др.; по законодательству Великобритании и США относится к ценным бумагам. | |
Ocean Through Bill of Lading | Сквозной океанский коносамент |
Коносамент, посредством которого сторона, выдавшая коносамент, принимает на себя ответственность за перевозку груза последовательно несколькими океанскими перевозчиками от пункта приема до конечного пункта назначения. | |
On Board Bill of Lading | Бортовой коносамент |
Документ, подтверждающий, что принятый к перевозке груз действительно погружен на судно. | |
Order Bill of Lading | Ордерный коносамент |
Коносамент, по которому груз выдается по приказу грузоотправителя, грузополучателя или банка; если не указано, что коносамент составлен «приказу получателя», то он считается составленным «приказу отправителя»; такие коносаменты являются оборотными инструментами, т. е. могут передаваться третьим лицам по индоссаменту. | |
Overseas Bill of Lading | Коносамент на доставку за рубеж |
Received Bill of Lading | То же, что и Received for shipment bill of lading |
Received for Shipment Bill of Lading | Коносамент на груз, принятый к погрузке |
Коносамент на груз, который принят к погрузке на судно, но еще не погружен. | |
S. S. Co’s Bill of Lading | Линейный пароходный коносамент |
Содержит все существующие условия договора перевозки, и третье лицо (держатель коносамента) имеет возможность узнать о них из самого документа. | |
Service Bill of Lading | Сервисный коносамент |
Документация, оформленная одним перевозчиком для другого для целей внутреннего контроля, например при смешанных видах перевозок. | |
Shipowner’s Bill of Lading | Коносамент судовладельца |
Коносамент, согласно которому договорным перевозчиком является судовладелец. | |
Shipped Bill of Lading | То же, что и On Board Bill of Lading |
Short Form Bill of Lading | Краткая [сокращенная] форма коносамента; коносамент краткой формы |
Коносамент, в котором не указаны все условия перевозки и обязанности сторон (соответствующие условия оговариваются в других документах); в обычных коносаментах условия перевозки указываются на оборотной стороне, при краткой форме оборотная сторона остается пустой, поэтому такие коносаменты иногда называют «коносаменты с незаполненной обратной стороной» | |
Soiled Bill of Lading | То же, что и Claused bill of Lading |
Straight Bill of Lading | Именной коносамент |
Коносамент, составленный на имя определенного грузополучателя; по именному коносаменту груз передается в порту назначения тому получателю, который указан в коносаменте; является необоротным инструментом. | |
Telex release Bill of Lading | Телекс-релиз |
Это внутренний документ перевозчика, который подтверждает, что груз может быть отгружен получателю без предоставления оригинала коносамента. Передача телекс-релиза осуществляется по внутренним каналам перевозчика. Для того чтобы сделать телекс-релиз, нужно сдать оригинал коносамента перевозчику, получить специальную отметку и дать информацию о получателе телекс-релиза. | |
Through Bill of Lading | Сквозной коносамент |
Единый коносамент, охватывающий перевозку груза двумя или более транспортными средствами. | |
To Order Bill of Lading | То же, что и Order Bill Of Lading |
Transshipment Bill of Lading | Сквозной коносамент |
Сквозной коносамент выписывается в тех случаях, когда груз следует в порт назначения с перегрузкой в промежуточном порту или с перевалкой на другой вид транспорта. | |
Unclean Bill of Lading | То же, что и Claused bill of Lading |
************************************* | |
Accomplished Bill of Lading | Использованный коносамент (это не вид коносамента) |
Коносамент, по которому груз уже получен. | |
Spent Bill of Lading | Утративший силу (использованный) коносамент (это не вид коносамента) |
Коносамент, который не может более быть использован для передачи права владения грузом, который он представляет. Например, когда лицо, имеющее право владения этим грузом, получает этот коносамент после фактического принятия им груза. | |
Stale Bill of Lading | Просроченный коносамент (это не вид коносамента) |
Коносамент, предъявленный банку позже, чем установлено условиями аккредитива, или пришедший в порт выгрузки позже, чем судно с грузом. | |
Surrendered Bill of Lading | Переданный коносамент (это не вид коносамента) |
Так называют оригинал коносамента, переданный грузоотправителем перевозчику для отгрузки груза грузополучателю без предъявления последним оригиналов коносамента. |
2 комментария на «Bill of Lading: все виды коносаментов»
Признателен вам, господин Дивеев. Вы — без натяжки профессионал!
Здравствуйте уважаемый Ильдар Рафкатович!
Большое спасибо за Ваш сайт. За это море ценнейшей, четко структурированной информации.
Спасибо за Ваш опыт, Вы очень многому нас научили.
Спасибо от всего сердца.
Всё о морском коносаменте
Основной документ при международных морских перевозках, коносамент фиксирует логистические данные, необходимые для таможенного оформления, а также подтверждает право на получение груза в порту. При этом сама система коносаментов сложна и богата нюансами. Упорядочим их, а заодно рассмотрим заполнение океанского коносамента.
Виды коносаментов и их назначение.
Коносамент (сокращённо к/с), по-английски Bill of Lading (сокращённо BL или B/L) — основной документ международного образца при морских и мультимодальных интернациональных перевозках. Является подтверждением заключения договора морской перевозки, распиской о принятии груза, а также основанием для выдачи груза в порту назначения.
В реальной практике используется с полдюжины различных видов коносаментов, которые необходимо чётко различать:
Оборотные и необоротные коносаменты
Поскольку коносамент служит не просто товаросопроводительным документом, но подтверждает право собственности на груз, он может выполнять роль ценной бумаги, но только если оформлен как оборотный (negotiable bill of lading). Такой коносамент позволяет владельцу распоряжаться ещё не прибывшим в порт грузом: купить, продать или заложить в банк. Все оборотные коносаменты относятся к так называемым ордерным (to-order bill of lading), оставляющим возможность изменять владельца груза, пока последний находит в пути, причём не один раз. Таким образом, посредством оборотного коносамента, ещё не полученный груз может быть объектом товарно-денежного оборота, что и определяет его название.
Напротив, необоротный коносамент (non-negotiable bill of lading) однозначно и бесповоротно фиксирует лицо, обладающее правом собственности на груз. Их также называют именными (straigth bill of lading), как противоположность ордерным.
Теоретически существует ещё одна форма — коносамент на предъявителя (bearer bill of landing), где получатель груза вообще никак не фигурирует, а груз выдаётся «предъявителю сего». Но они в реальной жизни практически не используются.
Оформление коносамента и получение груза
Коносамент указывает владельца груза, но в реальной практике не всё так просто! Чтобы успешно получить товар в порту, важно ориентироваться в нескольких важных нюансах оформления коносамента.
Оригинал, копии и драфт коносамента
Самое важное, что следует знать и помнить, — груз выдаётся лишь обладателю оригинала коносамента (original B/L). Никаких исключений!
Оригинал обычно выпускается в трёх экземплярах, каждый из которых имеет свой порядковый номер и общее количество. Обычно один остаётся в линии, а два других передаются отправителю.
Для получения груза по именному коносаменту (straight, non-negotiable BL) достаточно предъявить один любой оригинальный экземпляр. Если же речь идёт об ордерных коносаментах, то в линию сдаются все оригиналы для поиска и проверки последней записи о владельце груза!
Копии коносамента пригодятся для целей таможенного оформления партии, оприходования на складе, других юридических действий с товаром. Во всех вопросах кроме получения груза они полностью эквивалентны оригиналу.
Черновик или драфт коносамента (BL draft) — это предварительно заполненный документ, направляемый перевозчиком для проверки данных, не имеет юридической силы. Выпуск черновика предшествует изготовлению оригинала.
Телекс-релиз и сданный коносамент
Передача бумажного оригинала коносамента получателю груза посредством международного почтового отправления — отдельная «головная боль». Помимо забот для обеих сторон, такой способ сопряжён с риском задержки или даже потери бесценного документа (вспомните почту России).
Суть её заключается в следующем. После загрузки товара на борт судна и выпуска океанского коносамента, отправитель несёт оригинал не на почту, а в офис морской линии на «своём берегу», который, получив и проверив MBL, тут же даёт своим коллегам в порту прибытия разрешение выдать груз указанному в коносаменте получателю. На принятом линией коносаменте ставится штамп, и коносамент считается «сданным» (surrendered Bill of Lading).
Таким образом, на момент захода судна в порт назначения все условия для выдачи груза оказываются выполнены: получатель определён в коносаменте, и оригинал предъявлен в линию. Разница лишь в том, что это было сделано не в порту прибытия, а в другом офисе.
Когда описанный способ появился, подтверждение передавалось посредством телекса, отсюда и появилось название «телекс-релиз». Сейчас для этих целей используется Интернет.
Помимо обоюдного удобства, телекс-релиз помогает в исполнении сторонами финансовых обязательств по контракту. Очень часто вариант окончательного расчёта за товар до момент его отправки не устраивает покупателя, а выдача груза без оплаты — абсолютно неприемлема для продавца. В силу своих особенностей, коносамент помогает найти компромисс. Оставаясь на руках у поставщика товара, оригинал коносамента выполняет роль обеспечения выполнения покупателем своих обязательств по оплате. А возможность телекс-релиза делает схему технологичной и быстрой: покупатель производит оплату по факту прибытия груза в порт, а продавец сдаёт оригинальный MBL в линию, чуть только видит деньги на своём счету. Вся процедура занимает от силы два рабочих дня!
Заполнение коносамента
Как выглядит и что содержит коносамент? Обязательные реквизиты коносамента и место каждого в документе неизменны, вне зависимости от маршрута и компании-перевозчика. Найти их полный список не составляет труда.
Важно, что коносамент содержит логистическую информацию, используемую на таможне (подробнее о пакете документом читайте в этой статье). Поэтому остановимся на основных графах, значимых с точки зрения таможенного оформления партии (номера в списке соответствуют индексам на изображении):
Surrender bl что это
Что такое коносамент.
По существующим правилам, после приема груза к перевозке морским транспортом перевозчик обязан выдать грузоотправителю коносамент (по-английски «bill of lading», в переписке обычно пользуются сокращением “B/L”). Коносамент удостоверяет наличие между сторонами договора о перевозке и конкретизирует его условия. Коносамент является товаросопроводительным и товарораспорядительным документом (удостоверяет право собственности на отгруженный товар). После доставки в порт назначения перевозчик обязан выдать груз законному держателю коносамента.
В коносаменте указываются наименование отправителя, получателя, пункты загрузки и выгрузки, параметры груза, время и место выдачи документа и другая информация.
Существуют различные виды коносаментов, например, морские (ocean, port-to-port), сквозные (through), мультимодальные (multimodal, combined); именные (straight), ордерные (order) и т.д. Каждый из этих видов детализирует особенности приема груза или его выдачи.
Коносамент выписывается в нескольких экземплярах (как правило, в трех и более), содержание которых идентично. На лицевой стороне оригиналов коносамента имеется надпись ORIGINAL («Оригинал»). Копии коносамента имеют надпись COPY («Копия»), они могут печататься на бланках, цвет или фактура которых отличается от оригиналов.
Образец оригинала коносамента:
Образец копии коносамента:
Что написано в коносаменте.
Коносаменты могут выглядеть по-разному, но в них содержится примерно одна и та же информация. Рассмотрим содержание основных граф на примере коносамента линии Maersk.
Наименование графы | Содержание |
1. B/L № | Номер коносамента, представляет собой набор латинских букв и цифр. По этому номеру на официальном сайте морской линии мы можем узнавать актуальную информацию о местонахождении груза. |
2. Booking № | Номер букинга, заказа на перевозку. По нему также можно узнавать информацию о статусе груза. |
3. Shipper | Указывается наименование грузоотправителя, обычно с адресом. |
4. Consignee | Указывается наименование грузополучателя, обычно с адресом. |
5. Notify party | Указывается компания, которую нужно информировать о прибытии груза. |
6. Vessel № | Название судна. Наш контейнер плыл на судне MAJESTIC MAERSK. При желании можно найти в интернете фотографии судна, на котором плывет контейнер, и его текущее местонахождение. |
7. Voyage № | Номер рейса. Наш рейс – 605W. |
8. Place of Receipt | Место получения груза для перевозки. Эта графа заполняется, если морская линия делала и наземную доставку груза от грузоотправителя в порт отправки. Если графа не заполнена, значит, у линии была заказана только перевозка из порта в порт, как в нашем примере. |
9. Port of Loading | Порт погрузки. Порт, в котором производится погрузка контейнера. Наш контейнер выплыл из Шанхая. |
10. Port of Discharge | Порт разгрузки, порт назначения. Т.е. пункт, куда должен быть доставлен контейнер. В нашем случае, в Клайпеду. |
11. Place of Delivery | Место доставки груза. Эта графа заполняется, если морская линия делала и наземную доставку груза из порта назначения грузополучателю. Если графа не заполнена, значит, у линии была заказана только перевозка из порта в порт, как в нашем примере. |
12. PARTICULARS FURNISHED BY THE SHIPPER. Above particulars as declared by Shipper, but without responsibility of or representation by Carrier. | Блок «Данные, заполняемые отправителем» содержит информацию про конкретный перевозимый груз. Данные вносятся со слов отправителя, не проверяются перевозчиком, перевозчик не несет ответственности за недостоверность данных. |
13. Kind of Packages; Description of goods; Marks and Numbers; Container №/Seal №. | Информация о грузе и его упаковке, маркировке, номере контейнера/пломбы. Мы перевозим 20 паллет стекловолоконного ровинга в 20футовом контейнере номер PONU0648262 под пломбой ML-CN3908047. Повреждение пломбы позволяет обнаружить факт несанкционированного доступа к грузу и своевременно принять необходимые меры. Указан также вес и объем груза – 20 160 кг и 25 м3. Обратите внимание на фразу Shipper’s load, stow, weight and count («загружено, размещено, взвешено и пересчитано отправителем»), она подчеркивает, что информация в коносамент вносится со слов отправителя. В этой графе также содержится информация об агенте морской линии в стране назначения, куда плывет контейнер. В нашем случае это представительство само линии – MAERSK LIETUVA UAB. В эту компанию грузополучателю (или его экспедитору) нужно будет обращаться, чтобы организовать дальнейшую доставку груза. |
14. Weight | Вес груза. Наш ровинг весит 20160 кг. |
15. Measurement | Объем груза. В нашем случае 25 м3. |
16. Freight & Charges | Фрахт и надбавки. Графа содержит информацию о цене перевозки и применяемых надбавках к морскому фрахту. Довольно часто эта графа не заполняется подробно, а в ней указывается «as arranged», т.е. фрахт определяется по согласованию сторон. В нашем примере морской фрахт уже оплачен отправителем (freight pre-paid). Если бы фрахт еще не был оплачен, была бы пометка «фрахт подлежит сбору» (freight collect). |
17. Carrier’s Receipt. Total number of containers or packages received by Carrier. | Общее количество контейнеров или мест, принятых перевозчиком. В нашем случае 1 контейнер. |
18. Place of issue of B/L | Место выпуска коносамента. Рассматриваемый нами коносамент был выпущен в Шанхае. |
19. Number & Sequence of Original B(s)/L | Количество выпущенных оригиналов коносамента и порядковый номер коносамента. В нашем случае было выпущено три оригинала, мы рассматриваем копию третьего оригинала. |
20. Date of Issue of B/L | Дата выпуска коносамента. Рассматриваемый нами коносамент был выпущен 6 февраля 2016 года. |
21. Declared Value | Графа «Объявленная стоимость груза» заполняется в отдельных случаях. Заполнение этой графы повышает уровень ответственности линии за груз в случае его утраты или причинения ущерба, но при этом нужно будет заплатить более высокий фрахт. |
22. Shipped on Board Date (Local Time) | Дата погрузки на борт судна (по местному времени). Часто совпадает с датой выпуска коносамента. |
Отметим также, что некоторые графы ссылаются на пункты договора перевозки, напечатанного на обороте коносамента, в которых содержатся важные оговорки. Например, графа «Notify Party» ссылается на пункт 22, который гласит, что морская линия не несет никакой ответственности, если указанная компания не будет проинформирована о прибытии груза.
Рассмотрим еще один пример:
Несмотря на то, что некоторые графы называются иначе или размещаются в другом месте, мы безо всяких трудностей можем найти всю важную информацию. Два 40фут. контейнера (номер AMFU8521842 с пломбой FEX8819254 и номер FCIU8202055 с пломбой FEX8802102) выплыли 19 января 2016 года из порта Qingdao в порт Клайпеда на судне ELEONORA MAERSK. Отправитель загрузил в каждый контейнер 1300 мешков силикагеля весом 26130 кг. Общий вес 52260 кг, общий объем 128 м3. Было выпущено три оригинала коносамента, фрахт подлежит сбору, т.е. будет оплачиваться получателем.
Условия коносамента.
Оборотная сторона коносамента содержит напечатанные мелким шрифтом правила, условия перевозки. Если в них вчитаться, можно убедиться, что морские линии (компании, имеющие в своем парке специализированные суда-контейнеровозы, морские перевозчики) составляют коносаменты таким образом, чтобы иметь широкие права и ограничить возможности грузовладельца. Например, процитируем условия перевозки, которые предлагает морская линия MSC.
«8. Объявленное время отплытия и прибытия только ориентировочное, и в таких расписаниях может иметь место более ранний срок, задержка или отмена рейса без уведомления. Перевозчик ни при каких обстоятельствах не несет ответственности за последующий ущерб или какую-либо задержу в прибытии и отбытии Судна по расписанию».
Т.е. если вы запланировали, что груз будет доставлен за 30 дней, а в реальности перевозка заняла 50 дней, к сожалению, морская линия не будет нести никакой ответственности и взыскать с нее какие-либо штрафы не удастся.
«11.1. Торговец должен проверить Контейнер на годность его к перевозке Товаров перед его упаковкой. Использование Контейнера Торговцем будет являться доказательством, достаточным при отсутствии опровержения, того, что он прочный и подходит для использования».
Т.е. если контейнер, в который отправитель загрузил, скажем, ваш кофе, был прохудившимся и морская вода испортила часть груза, предъявить претензии морской линии вы не сможете.
«20.1. Любое упоминание в данном Коносаменте о сторонах, которые должны быть уведомлены о прибытии Товаров, делается исключительно с целью информирования Перевозчика. Неуведомление не будет налагать на Перевозчика какой-либо ответственность или освобождать Торговца от какого-либо обязательства по данному документу».
Т.е. если морская линия по какой-то причине не уведомила вас о прибытии груза, а сами вы о нем забыли и контейнер простоял в порту лишний месяц, простои оплатить придется.
Круговорот коносаментов в природе.
При выдаче груза по одному из экземпляров коносамента все остальные экземпляры становятся недействительными. Если предоставляется неполный комплект оригиналов коносамента, например, два из трех, на обороте каждого из них нужно поставить печать организации и подпись ответственного лица.
Если все оригиналы коносамента были утеряны (украдены, уничтожены и т.д.), грузополучателю и грузоотправителю необходимо составить официальные письма в адрес перевозчика с описанием сложившейся ситуации, подтверждением права грузополучателя на груз, гарантией отсутствия каких-либо претензий и просьбой выпустить новые коносаменты, а также оплатить сбор за перевыпуск. В некоторых случаях понадобится внести залог (зависит от вида коносамента). Залог, как правило, оформляется в виде банковской гарантии на период от полугода до двух лет в размере 150-200% от стоимости груза. Коносаменты лучше не терять.
Если по каким-то причинам бумажными коносаментами пользоваться неудобно (например, уходит много времени на пересылку, а контейнер уже прибыл в порт назначения, или вы боитесь, что коносаменты потеряются во время пересылки), можно воспользоваться другим вариантом — сделать телекс-релиз.
Что такое телекс-релиз.
Телекс-релиз – это уведомление, переданное из пункта отправления в пункт назначения, что отправитель сдал оригиналы коносамента. Наличие телекс-релиза позволит получателю забрать из порта прибывший контейнер без предъявления оригиналов коносамента.
Чтобы сделать телекс-релиз, грузоотправитель должен вернуть оригиналы коносамента перевозчику, который их выпустил, и сделать заявку на телекс-релиз, т.е. подтвердить свое согласие на выдачу груза получателю. При этом перевозчик может потребовать оплатить сбор за оформление телекс-релиза. Сумма обычно составляет 25-30 долларов за один комплект коносаментов.
Процедура оформления телекс-релиза выглядит следующим образом. Перевозчик проставляет на оригиналах коносамента печать «Surrendered» (или «Telex Released», или «Released»), при необходимости оформляет уведомление о телекс-релизе (telex-release notice) и делает отметки о релизе в компьютерной системе.
Пример коносамента с отметками о релизе:
Пример telex-release notice:
Обращаем ваше внимание, что перевозчик может удерживать выпущенные коносаменты у себя и не отдавать их отправителю, если у них с отправителем есть нерешенные финансовые вопросы, т.е. если отправитель не оплатил какие-то оказанные ему услуги (например, наземную доставку контейнера в порт отправления).
Если грузоотправитель имеет какие-то претензии (финансового или другого рода) к грузополучателю, он также будет удерживать коносаменты в своих руках до тех пор, пока спорные вопросы не будут решены. Соответственно, получатель не сможет забрать груз. Только после того, как проблемы будут улажены, отправитель сделает телекс-релиз или вышлет оригиналы коносамента грузополучателю.
Линейный коносамент и домашний коносамент.
На практике вы можете столкнуться с понятиями «линейный коносамент» (Master Bill of Lading, MBL, «мастер») и «домашний коносамент» (House Bill of Lading, HBL, «хаус»). Рассмотрим их подробно.
Как правило, напрямую у морской линии контейнерные перевозки заказывают агенты-экспедиторы, клиентами которых являются отдельные организации, субъекты внешнеэкономической деятельности (аналогично, хлебозаводы продают продукцию в магазины, где каждый человек уже может купить свой пирожок). В такой ситуации очень часто одновременно на один и тот же груз выпускаются два коносамента – линейный и домашний.
Линейный коносамент выпускается непосредственно морской линией для ее заказчика — агента-экспедитора. Домашний коносамент выпускается агентом-экспедитором для конкретного грузоотправителя.
Содержание домашнего коносамента полностью совпадает с содержанием линейного коносамента в части описания характеристик груза (детали по судну и рейсу, описание груза, количество мест и т.д.). Различаться будет содержимое граф «грузоотправитель» (shipper), «грузополучатель» (consignee), «сторона, подлежащая уведомлению» (notify party).
Линейный коносамент(master bill of lading, MBL) | ||
Кем выпускается | морской линией | агентом-экспедитором |
Для кого выпускается | для агента-экспедитора | для грузоотправителя |
Грузоотправителем указывается | агент-экспедитор в стране отправления | реальный отправитель |
Грузополучателем указывается | агент-экспедитор в стране назначения | реальный получатель |
Уведомляемой стороной указывается | агент-экспедитор в стране назначения или любая другая компания. | реальный получатель или любая другая компания |
Обращаем ваше внимание, что настоящим владельцем груза для морской линии де-юре является экспедитор, т.к. он указан получателем в линейном коносаменте. Поэтому субъектам ВЭД нужно тщательно проверять экспедиторов, услугами которых они собираются воспользоваться, чтобы не оказаться заложником недобросовестных партнеров.
Если субъект ВЭД работает напрямую с морской линией, будет выпускаться только линейный коносамент, в котором в качестве грузоотправителя и грузополучателя будут указаны реальные грузоотправитель и грузополучатель. Линейный коносамент всегда легко узнать по фирменному бланку морской линии.
Что такое sea waybill.
Другим документом, применяемым в морских перевозках, является sea waybill. Это документ выполняет только «транспортную» функцию, он не является товарораспорядительным. Оригиналы sea waybill не выпускаются, документ существует только в электронном виде и не позволяет распоряжаться товаром. Наличие sea waybill всего лишь подтверждает наличие договора о перевозке груза, по которому перевозчик обязуется доставить груз указанному получателю. Если партнеры работают по sea waybill, то отправитель не имеет никакой возможности остановить выдачу груза грузополучателю. В основном sea waybill применяется в тех случаях, когда торговые партнеры работают по предоплате, являются филиалами одной корпорации, давно знают друг друга и безгранично доверяют друг другу или когда отправитель и получатель – это одно и то же лицо. Также sea waybill часто используется в отношениях между морской линией и ее заказчиком-экспедитором, чтобы не усложнять документооборот. Процедура, когда линия разрешает получателю забрать контейнер, на который оформлен sea waybill, называется экспресс-релиз (express-release).
Пример seaway bill:
Дополнительная информация
Обратите внимание, что коносамент заполняется на основании инструкций грузоотправителя, а внесение изменений в уже выпущенные коносаменты – это дополнительная платная услуга. Если вы хотите, например, изменить грузополучателя по коносаменту, нужно проинструктировать отправителя. Он в свою очередь запросит корректировки у морской линии или агента-экспедитора, будет организован выпуск новых коносаментов.
Если отправка груза осуществляется в составе сборного, т.е. LCL (англ. «less container load»), то отдельный комплект коносаментов будет выписываться на каждую партию товаров. Т.е. контейнер может быть один, а количество выписанных коносаментов – 7, 11 и т.д. — в зависимости от количества перевозимых грузов (как правило, эти коносаменты являются домашними, а линейный коносамент оформляется один на весь контейнер с указанием общих, совокупных параметров груза).
Если у вас одновременно выплывает партия из нескольких контейнеров, можно оформить один коносамент на всю партию или отдельный коносамент на каждый контейнер. Второй вариант обойдется дороже, но в некоторых ситуациях это удобнее.
Если понадобилось изменить порт назначения, это можно сделать не всегда. Как правило, большие контейнеровозы, которые забирают грузы в крупных портах (Шанхай, Гонконг, Сингапур и др.), не доставляют их напрямую в небольшие порты (Клайпеда, Рига, Котка). Контейнеры с грузами поступают в европейские транзитные порты (Гамбург, Роттердам, Бремерхафен, Зебрюгге и др.), а потом развозятся по мелким портам региона небольшими фидерными судами. Если запрос на изменение порта назначения был сделан заблаговременно, до погрузки контейнера на борт фидера в транзитном порту, то внести изменения в запланированный маршрут и доставить контейнер, например, не в Клайпеду, а в Ригу, скорее всего, получится. Конечно, данная услуга платная.
Надеемся, вы получили достаточное представление об основном документе морской перевозки — коносаменте. Будем рады вашим вопросам в комментариях.