Sus аккорды что это
Теория 6 : Построение аккордов (часть 3)
1. SUS аккорды
«Задержанные» (suspended) трезвучия. Отличаются красивым звучанием! Главное запомнить, что мы берем трезвучие (мажор или минор) и заменяем в нем терцию на большую секунду (2 полутона) — аккорд sus2, или на чистую кварту (5 полутонов) — аккорд sus4. Либо если говорить в ступенях — заменяем терцию, на 2 или 4 ступень! Так как в мажорном и минорном трезвучиях терция определяет настроение аккорда, большая терция — мажор, малая терция — минор, то получается, что sus аккорд он «никакой».
Важный момент! Как и в других аккордах, мы можем повторять ноты, чтобы получить из трезвучия аккорд!
Рассмотрим на примере, «задержанные» аккорды! На рисунке отмечены секунда и кварта.
2. Шестёрки
Аккорды вида X6 или секстаккорды! По аналогии с септаккордом, чтобы поставить 6-аккорд, нужно взять трезвучие и добавить сексту! Заметим, что строиться секстаккорд только с добавлением большой сексты! То есть минорное или мажорное трезвучие плюс большая секста. Рассмотрим аккорды A6 и Am6.
3. 9-11-13 аккорды
Аккорды вида X9/X11/X13. Чтобы понять структуру данных аккордов вернемся к интервалам и дополним их. Что я имею в виду? Дело в том, что после интервала ОКТАВА (до-ДО допустим) интервалы повторяются на октаву выше, однако они имеют свои названия! Давайте посчитаем — нажмите, чтобы увеличить картинку:
Из таблички, думаю понятно, что за 9, 11 и 13 ступени! Тогда читаем внимательно! Эти наши аккорды имеют следующую структуру: септаккорд + ступень (9, 11 или 13). То есть, допустим, если мы видим обозначение типа C9, это значит нужно найти септаккорд C7 и добавить к нему ступень 9.
Важно! Ничего страшного, если из септаккорда выкидывается квинта. «Существенными» нотами для аккордов X9/X11/X13 являются тоника, терция, септима и ступень 9, 11 или 13!
Значит мажорные аккорды 9, 11, 13 имеют такую структуру: мажорный септаккорд + 9/11/13 ступень! На примере отмечена ступень, отвечающая за трансформацию септаккорда.
А минорные 9, 11, 13 аккорды имеют следующую структуру: минорный септаккорд + 9/11/13 ступень. Обозначения на примере:
Как на примере, мы также можем добавлять 11 или 13 ступень, если это позволяет растяжка пальцев! Замечу, что при добавлении больших интервалов, вроде 13 ступени, можно отсчитать только 9 полутонов (21-12 полутонов), чтобы получить верное название ноты, т.к. вычитание 12 полутонов — это минус октава! НО! При образовании аккорда, 13-ая ступень должна быть на правильном расстоянии от тоники. А именно в следующей от тоники октаве! Иначе получится обычный секстаккорд.
4. ADD аккорды
«Добавленные» аккорды (add). Смысл этих аккордов заключается, как это следует из названия, в добавлении некоторых нот! Форма записи этих аккордов такая: Aadd11, Aadd9 и т.д. Просто берем «основной» аккорд (A в нашем случае), и добавляем соответствующую ноту (ступень). В качестве основного аккорда может быть любой мажорный или минорный, или любой другой аккорд!
Важно! Убедитесь, что вы поняли разницу между add9 и sus2 (так как ступени 2 и 9 — это одна нота с разницей в октаву), а также между add11 и sus4 (смотри табличку выше). В sus аккордах терция ЗАМЕНЯЕТСЯ другой нотой. В add аккордах к трезвучию ДОБАВЛЯЕТСЯ соответствующая нота! Сравните Aadd9, Aadd11 с первым пунктом этого поста:
Аналогично, существует существенная разница между аккордами add9 и 9! Допустим E9 ОБЯЗАН иметь малую септиму внутри себя, а вот Eadd9 такой ноты НЕ СОДЕРЖИТ — это просто МИ-мажорное трезвучие с добавление 9 ступени! Сравните с третьим пунктом поста:
Можно добавлять нот сколько угодно, особенно если у вас на левой руке десяток пальцев! А вот если вы воспользуетесь альтернативной настройкой гитары, то вы легко сможете найти аккорды вида Aadd9add11, но в большинстве случаев добавляется только одна нотка! Также можно добавлять ноты не только к минорному и мажорному трезвучию — в этом случае мы получим что-нибудь вроде Csus4add9.
Ладно, хватит на сегодня аккордов, а то я уже сам запутался. Заключительный пост про аккорды очень утомительный вышел. Остались вопросы — пишите, но сначала попытайтесь разобраться сами, что к чему. Хотите быть в курсе событий моего блога — подпишитесь и получайте статьи на почту!
Ну все до связи.
Как играть и применять аккорды с приставкой sus на гитаре?
Автор: Mr.Falstaff · Опубликовано 23.09.2017 · Обновлено 23.09.2017
Аккорды Sus2 и sus4, очень часто можно встретить в музыке. Их используют для того, чтобы украсить музыкальную последовательность и придать ей определённых красок. Используя их, вы сможете разнообразить свой музыкальный багаж и звучать менее банально.
Теория аккордов или трезвучий
Для того, чтобы понять, что такое sus аккорды и как с ними работать, мы должны немного погрузиться в музыкальную теорию.
Обычный мажорный аккорд или трезвучие состоит из тоники, третей и пятой ступени (1-3-5). Для примера будем использовать До-мажорную гамму: До Ре Ми Фа Соль Ля Си До. Если мы возьмём за тонику ноту До и отсчитаем от неё 3-ю и 5-ю ступени, то мы получим следующие ноты: До-Ми-Соль. Если мы возьмём эти ноты вместе и сыграем, то мы получи До-мажорный аккорд или трезвучие.
Для того, чтобы построить минорный аккорд, мы берём тонику, 3-ю уменьшенную ступень и 5-ю ступень (1-b3-5). Для примера так же будем использовать гамму До-мажор. Если мы возьмём за тонику ноту Ре, и отсчитаем от неё 3-ю и 5-ю ступени, то мы получим следующие ноты: Ре-Фа-Ля. Если мы возьмём все эти ноты на грифе и сыграем, то мы получим Ре-минорный аккорд или трезвучие. Теперь давайте поговорим о sus аккордах на гитаре.
Что такое sus аккорды?
«sus» с англ. обозначает «suspended» или аккорд с задержанием. Как я уже сказал, существуют 2 вида sus аккордов: sus2 и sus4.
Аккорд sus4 состоит из тоники, 4-й и 5-й ступеней (1-4-5). Если мы возьмём за тонику ноту До, то получим следующие ноты: До-Фа-Соль. Вы могли заметить, что мы заменили 3-ю ступень 4-й и получили Csus4.
Аккорд sus2 состоит из тоники, 2-й ступени и 5-й ступени (1-2-5). Если мы возьмём за тонику ноту До, то получим следующие ноты: До-Ре-Соль. Вы могли заметить, что мы заменили 3-ю ступень 2-й и получили Csus2.
Выходит, если мы напрочь уберём 3-ю ступень в аккорде, то аккорд будет ни мажорным, ни минорным, так как именно 3-я ступень определяет, какое настроение будет нести аккорд. Поэтому, sus аккорды мы можем строить как для мажора, так и для минора.
Аппликатуры sus аккордов
Представляю вам аппликатуры аккордов sus2 и sus4 от 6, 5 и 4 струны. Вы можете перемещать данные аппликатуры по всему грифу и они будут звучать. Если вы хотите сыграть их в открытой позиции, то представьте, что вместо баррэ — открытые струны. Просто старайтесь соблюдать аппликатуру.
Sus4 от 6 струны
Sus4 от 5 струны
Sus4 от 4 струны
Как вы могли заметить, в данной таблице отсутствует sus2 от 6 струны. Всё потому, что аппликатура данного аккорда варьируется от лада к ладу и поэтому я решил не показывать вам их все, чтобы не усложнять материал. Если вы захотите, то после освоения всего материала сможете сделать это самостоятельно.
Sus аккорды на практике
Sus аккорды имеют стремление к «разрешению». Что? Ты о чём? — спросите вы. Если говорить простыми словами, то 4-я и 5-я ступени в аккорде sus4, создают в его звучании определённое напряжение, которое в музыке принято во что-то «разрешать». Тоже самое и с тоникой и 2-й ступенью в аккорде sus2. Поэтому во многих музыкальных последовательностях можно заметить, что эти аккорды играются в сочетании с родительским аккордом.
Давайте рассмотрим некоторые комбинации для мажорных аккордов:
И для минорных аккордов:
Фактический мы обыгрываем один и тот же аккорд, но насколько живо он стал звучать.
Sus аккорды в мировой музыке
Хочу с вами поделиться несколькими вступлениями из популярных песен, в которых использованы именно аккорды с задержанием (sus аккорды).
Первая песня «Summer of 69», написанная исполнителем Bryan Adams:
Вторая песня легендарного Johna Lennona «So this is christmas»:
И наконец песня группы Queen под названием «Crazy little thing called love»:
Аккорды с задержанием могу так же быть обыгрывать бесконечно, без разрешения в тонический аккорд, что часто можно видеть как в джазе, так и в поп-музыке.
Тональные характеристики sus аккордов
Аккорды sus2 обладают открытым, задумчивым звучанием. Они имеют незначительную склонность к разрешению в тонику (в отличии от аккордов sus4), поэтому можно считать их безусловно устойчивыми. Аккорд sus2 может даже взаимозаменять родительский аккорд. К примеру вы можете играть Asus2 вместо A.
С другой стороны аккорд sus4, который имеет все предпосылки на то, чтобы завершать аккордовую последовательность или скажем разрешаться в квинту (квинта — это музыкальный интервал). К примеру, если вы находитесь в тональности G (Соль-мажор) и играете что-то типа Dsus4 — D (аккорд D является квинтой для аккорда G) и возвращаетесь в аккорд G (Соль-мажор), то вы почувствуете характерное завершение.
Sus-аккорды или сус-аккорды? Вот в чём вопрос!
Sus-аккорды или сус-аккорды? Вот в чём вопрос!
Если бы мы спросили Баха, «что такое сас-аккорд?», вероятно, он посмотрел бы на нас как на безумцев. Всё дело в том, что в эпоху барокко как таковых аккордов не было, а были голоса, которые случайно образовывали некоторые созвучия. Некоторые из которых со временем превратились в понятные нам мажорные и минорные трезвучия, к примеру. Но именно тогда и черпают своё начало столь крутые САС-АККОРДЫ. (Моя прелесть 🤩)
Немножко этимологии. Сас-аккорды (sus-chords) образовались в результате временного задержания терции аккорда другим звуком, чаще всего квартой. Такие ноты мелодического движения получались неаккордовыми и назывались «задержанием». С другой стороны, сас-аккорд может быть результатом задержания одной из нот предыдущего аккорда в цепочке аккордов.
И.С. Бах. — ХТК I том — фуга IV Cis-moll
Иногда можно натолкнуться на расшифровку «sus» как «sustained», что переводится как «устойчивый, длительный непрерывный», что в принципе тоже подходит. Но другой вариант «suspended» напрямую переводится, как «задержанный», поэтому на этом стоит вопрос закрыть.
Что это такое?
Перемещаемся дальше и посмотрим глубже. Не смотря на то, что в эпоху барокко задержаться на предыдущей вечеринке мог любой из голосов, спустя годА определились некоторые закономерности и типы сас-аккордов. Теперь принято, что все эти звуки задерживаются вместо терции, как самого важного для определения наклонения аккорда звука (минор или мажор?).
Это самый распространенный вид. Как видно из названия, в нём задерживается кварта («4») вместо терции. То есть буквально, в аккорде теперь вместо терции кварта!
Это не менее распространенный вариант, в нем вместо терции появляется секунда («2»).
Абсолютно справедливо вышесказанное и для септаккордов, причем самое важное — структура не влияет на функциональность!
Как G7 была доминантой, так и G7sus4 остается доминантой.
Бывает так, что не указано что задерживается секунда или кварта. В таком случае или у вас есть выбор или задерживайте оба звука!
При чем тут слэш-аккорды?
Так как сас-аккорд можно получить путем взятия мажорного трезвучия на тон ниже баса, то почему бы это не записать через слэш-аккорды.
Итак, вот может быть целая куча вариантов сас-аккордов, вариантов как их записать, а так как возможны септаккорды, значит возможны и нонаккорды и т.д. и т.п. Но зачем, спросите вы?
Чтобы продемонстрировать мощь сас-аккордов, давайте возьмем обычную, уже изрядно надоевшую, последовательность IIm7-V7-Ima7
Как вы заметили, G7 играется с ноной, это нормальная практика, добавлять расширения аккорда. Здесь также можно было использовать b9 или #9, но для нашего конкретного примера лучше подойдет натуральная нона. В сущности G9 даже лучше, потому что обеспечивает более насыщенное звучание и красивое голосоведение.
Dm7 звучит достаточно стабильно и устойчиво. В противовес этому G7 врывается напряжением гармоническую ткань, которое создает наше ожидание разрешения в Cma7. Переход из состояния достаточного спокойного (Dm7 — S) в беспокойное (G7 — D), по сути состоит из двух этапов:
О! Да это получилось мажорное трезвучие на тон ниже баса — нам уже известный сас-аккорд. Это дает нам практическое понимание что такое сас-аккорды. Они имеют вполне консонантное качество субдоминанты (в них отсутствуют тритоны), тем не менее тоника аккорда вполне указывает на доминантность. Получается, что сас-аккорд — это такой промежуточный аккорд между двумя гранями, у него нет четко выраженной функции, а его нейтральное звучание позволяет его интерпретировать очень субъективно.
В каком бы голосоведении или расположении мы бы не играли его, мы всегда будем получать вариант слэш-аккорда: G7sus = F/G или G7sus=Dm7/G. И чтобы ни находилось сверху, какой в итоге будет аккорд определяет только один человек:
БАСИСТ✨
А это простор для творчества и самовыражения, хочешь играй F или Dm7, хочешь играй G7sus, хочешь G7, вся ответственность в итоге только на бас-гитаристе. Потому что даже если басист решил сыграть ноту D, а в этот момент в гармонии звучит G7 или G7sus, то ничего критически страшного не произошло
Особенно учитывая тот факт, что в мировой практике джаза так сложилось, что если мы сыграем кварту поверх G7 получается не очень и называется это avoid note. А вот если мы сыграем отсутствующую терцию поверх G7sus, то звучит просто отлично! Сравните:
Соответственно теперь кварта вовсе не avoid note… магия, да и только
Пара слов о функции
Исходили мы из того, что сас-аккорд — это альтернатива доминанте, что можно дать новую красивую краску приторному доминантсептаккорду, но также отметили что его природа звучания неоднозначна. Поэтому вот хрестоматийный пример, когда C7sus — ЭТО ТОНИКА ТОНАЛЬНОСТИ!
Прямое доказательство того, что креативный подход к казалось бы понятным и устоявшимся вещам приносит свои плоды. По факту, сас-аккорд может быть чем угодно (доминантой, субдоминантой или тоникой) и когда угодно (разрешаться против правил).
Спасибо за прочтение! Надеюсь вам понравился материал и вы поделитесь им с друзьями
Sus аккорды на гитаре. Подробное описание и примеры аккордов sus2 и sus4
Sus аккорды на гитаре. Общая информация
Sus-аккордами называется особый тип трезвучий, внутри которых мажорная или минорая терция заменена на другой интервал. Таким образом, звук аккорда изменяется и становится нейтральным по звуку. Это во многом делает sus-аккорды промежуточными, поскольку если использовать их в последовательности с обыкновенными позициями, то их настроение будет усиливаться – то есть, минор будет становиться еще более невеселым, и наоборот. В данной статье мы максимально подробно расскажем о том, что такое задержанные аккорды, как ими пользоваться и как ставить.
Что такое sus2 аккорд
Как уже было сказано выше, аккорды сус образуются от того, что третья ступень в нем заменяется на одну из двух других. В зависимости от того, какая нота добавляется, и выставляется номер. В данном случае, sus2 аккорд значит, что терцию поменяли на секунду – то есть, вторую ступень.
Что такое sus4 аккорд
Sus4 аккорд точно так же обозначает ступень, которая заменила терцию. В данном случае это кварта – то есть, четвертая ступень.
Немного истории
Sus аккорды в популярной музыке использовались постоянно. Особенно часто их можно было встретить в жанрах, где любят широкие трезвучия – например, все формы сус-трезвучий можно было встретить в джазовых аккордах. Со временем они вышли за пределы легкой поп-музыки, и стали все чаще встречаться в метале и других ультратяжелых жанрах. В наше время аккорды сус можно увидеть везде – начиная от бардовской песни и заканчивая тяжелыми рок-балладами.
Простая теория построения Sus аккорда
Этот раздел предполагает, что вы уже прочли принцип построения аккордов, запомнили его, и понимаете, как они вообще работают. Итак, как уже было сказано выше, для создания Sus-аккорда, вы меняете третью ступень – терцию – на кварту или секунду – то есть, вторую, или четвертую ступень. Например, если вы хотите построить аккорд Asus2, то вам нужно заменить C# (до-диез) – ноту Ля-мажора, на B (си), поскольку эта нота – интервал в секунду к тонике A-ля. То же самое работает и по отношению к остальным аккордам.
Теперь рассмотрим тот же самый пример с A, но построим аккорд Asus4. Итак, тоника Ля, и к ней нужно достроить кварту – в данном случае это D-ре. То же самое работает и с остальными трезвучиями. Более того, вы можете составить задержанные аккорды из септаккордов, а также любых других форм.
Как практиковать игру на Sus аккордах
Для этого вам потребуется только выучить их формы, а также метод построения, после чего – отрабатывать на гитаре. Попробуйте найти их на грифе самостоятельно, отходя от первых трех ладов, чтобы лучше ориентироваться в грифе. Кроме того, вы можете попробовать поменять строй гитары, и найти позиции заново.
Использование в музыке
Как уже было сказано выше, задержанные аккорды очень часто встречаются в музыке. Ниже представлено несколько композиций, с которых можно начать знакомство с ними.
Summer of 69 – Bryan Adams
В данной песне вся гармония вращается вокруг аккорда D, и выглядит так:
Dsus2 – D – Dsus4 – D – Dsus2 – D
Здесь очень хорошо видно, что все задержанные аккорды чаще всего – промежуточные, и разрешаются в свою полную форму.
So this is Christmas – John Lennon
Эта гармония строится вокруг аккорда A. Выглядит она так:
A – Asus2 – Asus4 – A
Здесь нет постоянного возвращения к основному трезвучию, однако все также нет никаких остановок на задержанных трезвучиях.
Crazy little thing called love – Queen
И последний из примеров – имеет самую длинную последовательность аккордов.
D – Dsus4 – D – D – Dsus4 – D – D – Dsus4 – D – D – Dsus4 – D
Стоит так же отметить, что правило по разрешению sus аккордов на гитаре не является строго обязательным – очень часто им пренебрегают, особенно это касается поп-музыки и джаза.
Важные характеристики и преимущества Sus аккордов на гитаре
Изначально они нейтральны по настроению, и не имеют в себе ни мажорного, ни минорного звучания.
В зависимости от контекста, могут усиливать настроение предшествующего полного аккорда – то есть минор становится еще более грустным, мажор – торжественным.
Всегда требуется разрешение, однако оно опционально, и иногда гармония заканчивается на sus-аккорд, вместо того, чтобы перейти в полную тонику.
Примеры музыкальных прогрессий
Вместе с Sus-аккордами можно придумать много интересных прогрессий, однако мы представим самые распространенные и подходящие для новичков:
Am – Asus2 – Am – Asus4
D – Dsus4 – Dsus2 – D – D – Dsus4 – Dsus2 – D
Gsus2 – Gsus4 – G – Gsus2 – Gsus4 – G
И так далее. Импровизируйте с участием этих самых трезвучий, и пытайтесь найти интересные варианты для вас.
Аппликатуры открытых Sus аккордов
Для того, чтобы вы приступили к дальнейшему изучению аккордов, мы приготовили для вас большой список с аппликатурами для всех открытых sus-позиций. С их помощью вы сможете очень быстро выучить все материалы и перейти к освоению новых знаний.
Аппликатуры Sus аккордов с баррэ
Точно так же, как и в разделе выше, здесь представлена аппликатура sus-аккордов, однако, с баррэ и в других позициях грифа. Выучив их, вы сможете найти нужные вам трезвучия в любой момент и в любой позиции.
Практические советы
Бесплатный ВИДЕО курс игры на гитаре на сайте Pereborom.ru. 45 уроков, 3 вида боя, 2 перебора, разбор 6 песен с вокалом, 3 композиции по табам.
ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:
Альберт Гастинов
19 Replies to “ Sus аккорды на гитаре. Подробное описание и примеры аккордов sus2 и sus4 ”
Спасибо, за мостик к академической теории — особенно, если она когда-то имела место быть в голове. 🙂
У меня вопрос — а секунда в Sus2 может быть как малой так и большой?
Здравствуйте. Да, она может быть малой и большой. Если рассмотреть на примере аккорда Bsus2, если мы секунду (ноту C#) увеличим на полтона то получим аккорд Bm (ноты B-D-F#), теоретически он будет называться по-другому, но факту это будет просто аккорд Bm.
Если в аккорде секунду уменьшить на полтона (также ноту C#), то получим аккорд B5add♭2 (ноты B-C-F#).
Спасибо за уточнение. Возможно эта информация будет полезна другим посетителям, т.к. комментарии тоже читают.
Все очень качественно сжато и доступно, но строение Csus4 немного невнимательно нарисовал. Там ступени — до-фа-соль. Так как именно серединка заменяется на секунды и квинты, а оболочка (в C — до и соль) та же.
Вопрос: а как правильно произносить это самое sus, как «сус» или как «сас»? Я слышал, что «сас», так как это обозначение пошло от английского слова «suspended»…
Мне кажутся оба варианта правильные, каждый называет как ему удобнее. Я их называют «сус» потому что такой вариант проще в произношении.
Что ж, мне, согласно фамилии, тоже, наверное стоит «сус» произносить? 🙂 А вот что меня удивило. Я люблю консультироваться по вопросам теории музыки с весьма образованными людьми, имевшими специальность при выпуске из консерватории «теория музыки». Так вот, такого обозначения, как sus они просто никогда не слышали и удивились. Они не гитаристы. Это обозначение именно из области гитарного аккордового аккомпанемента или оно общепринятое?
На сколько мне известно sus аккорды чаще используют на струнных инструментах на гитаре, бас-гитаре, банджо, укулеле и других похожих. Также их можно использовать при игре на клавишных.
Здравствуйте, Евгений. В целом вы все правильно описываете. Единственное хочу уточнить, на счет исторического контекста. В статье написано про использование в популярной музыке, про появление аккордов sus мы информацию не размещали. Эта тема скорее всего будет опубликована в отдельной статье.
Аналогичная ошибка:квинту перепутали с квартой: » Теперь рассмотрим тот же самый пример с A, но построим аккорд Asus4. Итак, тоника Ля, и к ней нужно достроить квинту – в данном случае это D-ре. «
Все верно там идет кварта и у аккорда Asus4 с четвертой ступенью получается Ля-Ре-Ми. Данную статью не совсем внимательно подготовили.
Большое спасибо, что написали про ошибки, текст исправили
Там четвертая ступень. Спасибо, что написали про ошибку. Текст исправили.