Sustainable leather это что
Давайте разбираться: что же такое веганская кожа?
Веганская кожа — это фраза, которую можно встретить довольно часто сейчас — на этикетках сумок Zara, на бирках вашего нового мото-жакета, в многочисленных статьях об эко-трендах. Но если с обычной кожей все понятно, «веган-кожа» в свою очередь вызывает много вопросов.
В целом, в составе этого сырья лежит полиуретан и многие другие инновационные синтетические материалы, в которых отсутствуют вредные вещества. Рынок постоянно меняется, и дешевый, пластмассовый, непригодный для дыхания кожзаменитель имеет мало общего с современными изделиями из веганской кожи.
Хорошо, но ведь настоящая кожа служит дольше? Оказывается, это не обязательно так. Как и все в мире моды, есть некоторые вещи, которые лучше сделаны, и в них использованы более качественные материалы. А то, что мы видим в дешевых магазинах, как правило, напоминает холст — только представьте себе кусок холста с жидким пластиком, который покрывает верх и делает его похожим на кожу. Естественно, такое изделие не будет прочным и долговечным в сравнении с изделием из животной кожи. Нельзя отрицать прочность хорошей пары кожаных сапог или качественного жакета. Но нужно сделать кожу ограниченным ресурсом и наладить процессы, чтобы при работе с этим биологическим материалом оказывалось как можно меньше вредного воздействия как на окружающую среду, так и на людей, работающих в кожевенной промышленности.
Вредны ли синтетические материалы для окружающей среды? В некоторых случаях, да. Например, ПВХ (иначе известный как винил) является токсичным веществом и известным канцерогеном. Но многие дизайнеры до сих пор используют его благодаря определенным эстетическим качествам. Greenpeace называет его «самым вредным для окружающей среды типом пластика», хотя естественно сами производители утверждают обратное. Что же касается полиуретана, его воздействие на окружающую среду зависит от того, как он производится. Есть много различных способов, и некоторые из методологий довольно доброкачественные и безвредные, но есть и другие способы, которые таковыми не являются.
А что вы думаете, стоит ли отказываться от кожи во имя экологии? Выбор остается за вами.
Искусственная кожа против натуральной: какой материал экологичнее
Продолжаем сравнивать экологичность одежды и аксессуаров из разных материалов на каждом этапе жизненного цикла: в прошлый раз оценивали хлопок и полиэстер, в этот раз — искусственную и натуральную кожу. Если с этичностью этих материалов все более или менее ясно — производство натуральной кожи невозможно без убийства животных, то с влиянием на экологию дело обстоит сложнее.
Получение сырья
Натуральная кожа:
Другая проблема, связанная с разведением скота — вырубка лесов под пастбища. Так, по данным Greenpeace, именно скотоводство является основной причиной вырубки дождевых лесов Амазонии. Кожу, произведенную фермерами, которые нелегально вырубали леса в Бразилии, на момент выхода расследования Greenpeace в 2009 году закупали крупнейшие компании — возможно, сами того не понимая из-за очень непрозрачной цепочки поставок. С тех пор некоторые бренды, включая масс-маркет гиганта H&M, заявили, что временно отказываются от закупок бразильской кожи — до тех пор, пока не смогут убедиться, что ее производство не связано с вырубкой лесов.
Как считают эксперты некоммерческой организации Global Canopy (занимается проблемой обезлесения), модные бренды уделяют мало внимания тому, насколько устойчиво производится кожа для их изделий, потому что кожу часто относят к побочному продукту мясной индустрии. Это подтверждает, например, соосновательница бренда ATP Atelier Майла Пиззелли. «Пока мы едим мясо, шкуры животных никуда не денутся», — говорит она. Из-за того, что покупатели отказываются от натуральной кожи, но не от говядины, спрос на мясо в США сейчас превышает спрос на кожу настолько, что иногда фермерам приходится выбрасывать шкуры забитых животных. Тем не менее, кожа — скорее сопутствующий, а не побочный, продукт. Изделия из нее производят ради прибыли, а не для того, чтобы сократить количество отходов, а иногда животных и вовсе выращивают в первую очередь ради кожи — например, такие люксовые бренды, как Hermès и Gucci, владеют собственными фермами.
Искусственная кожа:
Материал, по свойствам и внешнему виду копирующий натуральную кожу, обычно делают из полиуретана, поливинилхлорида, полиэстера. Все это синтетика, произведенная из продуктов нефтепереработки — проще говоря, из пластика.
В последнее время производители вещей из искусственной кожи часто называют этот материал «экокожей». Это скорее маркетинговый термин. Как отмечают в Leather Working Group, сертифицирующей организации изделий из кожи, нет никакого официально закрепленного определения, что можно считать экокожей, а что нет. Обычно так называют все тот же синтетический «кожзам».
Однако действительно экологичные альтернативы у натуральной кожи тоже есть. Это, например, материал из листьев ананаса (отходов ананасовых плантаций) Piñatex или из мицелия грибов Mylo. Есть инициативы по выращиванию кожи в лаборатории — образцы такого материала из растительных белков уже есть у стартапа Modern Meadow.
Производство
Натуральная кожа:
Шкуры животных, прежде чем стать материалом для обуви, сумок и других вещей, должны пройти процесс дубления. Самая распространенная сейчас технология (используется в 80% случаев) — хромовое дубление. Это наиболее токсичный этап в производстве кожи: в процессе дубления участвуют хром, свинец, мышьяк. Если на фабрике нет строгого контроля сточных вод (а большинство дубилен находится в развивающихся странах, таких как Бангладеш), все эти вещества попадают в реки и почву. Работники дубилен жалуются на болезни кожи и раздражение слизистых, тошноту, головные боли, ожоги кислотой.
Реже — примерно в 15-18% случаев — для выделки кожи используют менее агрессивную процедуру — растительное дубление. Правда, обработанная таким способом кожа хуже удерживает цвет, поэтому многие компании не решаются ее использовать.
Искусственная кожа:
В производстве искусственной кожи тоже не обходится без токсичных веществ. Так, в качестве растворителя для материала на основе полиуретана используется диметилформамид. Это вещество может вызывать заболевания печени у работников фабрик. А от поливинилхлорида, по мнению «Гринпис», вообще стоит полностью отказаться — в процессе его создания используют большие объемы опасных для человека и окружающей среды веществ дихлорэтана и винилхлорида.
Распространение
Искусственная и натуральная кожа:
Чтобы посчитать углеродный след вещи, нужно знать, где произведены все ее составляющие, поэтому делать выводы можно только для каждого конкретного случая. Влияет и способ перевозки. Так, Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) приводит в своем анализе углеродного следа натуральной кожи такие показатели выбросов CO2 при перевозке тонны груза на один км: 500 г для грузового воздушного судна, 60-150 г для грузовика, 30-100 г для поезда, 10-40 г для морского грузового судна.
Использование
Искусственная кожа:
Синтетические материалы при стирке выделяют микропластиковые волокна, и искусственная кожа — не исключение. Правда, многие вещи из синтетической кожи вообще запрещено стирать в машинке, другие можно стирать только при низких температурах (а значит, микропластика при стирке будет выделяться меньше).
Долговечность «кожзама» зависит от его состава и способа производства. Так, чем больше коллагенов, тем более прочным становится материал, а синтетическая кожа на основе трикотажного полотна быстрее теряет форму, чем та, в основе которой тканый материал.
Натуральная кожа:
Вещи из натуральной кожи вообще не рекомендуют стирать — их достаточно протирать салфеткой, смоченной в воде. Учитывая, что до 25% углеродного следа вещи может приходиться на стирку и уход за ней, это значительная экономия ресурсов.
Что касается долговечности, натуральную кожу можно отнести к самым прочным и устойчивым к внешнему воздействию материалам — вещи из нее можно носить десятилетиями.
Утилизация
Искусственная кожа:
Искусственная кожа на основе полиуретана, поливинилхлорида и полиэстера, как и любая другая синтетика, не подвергается биоразложению. Этот материал будет лежать на свалке сотни лет, выделяя микропластик.
Натуральная кожа:
Натуральная кожа сама по себе биоразлагаема, однако перестает быть таковой после выделки методом хромового дубления.
Изделия и любых видов кожи практически не поддаются переработке, хотя есть отдельные проекты, которые производят рециклированную кожу.
Что в итоге?
По данным объединения Sustainable Apparel Coalition, негативное влияние на экологию натуральной кожи значительно превосходит влияние искусственной. Для оценки экологичности разных материалов эксперты SAC разработали индекс Higg. По нему оценивается каждый этап жизненного цикла и учитывается пять факторов — выбросы парниковых газов, загрязнение водоемов (эвтрофикация), использование воды, ископаемого топлива и химикатов.
Со своей стороны, ЮНИДО сделала менее подробное исследование — подсчитала только выбросы парниковых газов. Но и по этому критерию натуральная кожа проигрывает. Эмиссии от ее производства составляют 110 кг CO2-эквивалента на квадратный метр материала, из них 17 кг приходится на этапы жизненного цикла после скотобойни. Для искусственной кожи этот показатель гораздо ниже — 15,8 кг.
Веганская кожа: экологично или нет? Все, что стоит знать по теме, в одном посте.
Тренд на замещение натурального меха и кожи искусственными аналогами наметился давно, однако прошедшие в сентябре показы стали переломным моментом: слоган «Go Faux» («выбирай искусственное») доминировал и в коллекциях дизайнеров, и в уличной моде.
Искусственная кожа неожиданно избавилась от имиджа фальшивки и дешевки, и стала едва ли не самым модным материалом.
Но мода не всегда рациональна, и даже несмотря на очевидный постулат о том, что искусственная кожа произведена без жестокости по отношению к животным, действительно ли этот выбор – сознательный и экологичный?
Веганская кожа: что это вообще такое
Vegan leather – это действительно то, что мы привычно называем искусственной кожей. Ее производство активно начало развиваться в 70-х годах, однако тогда искусственная кожа производилась преимущественно из поливинилхлорида (PVC). Этот материал сегодня признан опасным (так как он испаряет канцерогены), и практически не используется дизайнерами и ответственными брендами.
Помимо опасности для здоровья, PVC также довольно непрочен в использовании: этот материал не переносит разницы температур, быстро трескается и обнажает тканевую основу. И именно PVC искусственная кожа обязана свой дурной славой, так как вещи из этого материала действительно очень быстро приходят в негодность.
Однако современная индустрия моды чаще всего использует термин Vegan Leather (или faux leather или manmade leather) для обозначения материалов, сделанных на основе полиуретана – PU, и это совсем другой полимер.
PU безопасен в использовании, его производство намного менее токсично, чем производство PVC или выделка натуральной кожи, и он намного прочнее других полимеров (из полиуретана, например, делают набойки для каблуков).
Очевидное «зеленое» преимущество PU также заключается в том, что он, как вискоза, может производиться и из натурального сырья (например, мякоти фруктов, которая остается после производства соков), и из переработанного пластика.
ЕСЛИ СРАВНИВАТЬ С КОЖЕЙ
Качественная веганская кожа представляет из себя многослойную структуру: на тканевую основу наносится защитная прослойка и затем несколько слоев пластика, которому финально производитель придает нужную текстуру (то есть эффект пористой кожи – это результат печати).
Веганская кожа тоньше, чем натуральная, и вещи из нее легче. Однако в процессе использования веганская кожа не старится, как натуральная (нет эффекта потертости), так как у нее другая текстура.
Веганская кожа изначально имеет водоотталкивающий эффект (то есть куртки и обувь из такой кожи не впитывают влагу), так как она, по сути, представляет из себя гибкий пластик. Но у этого преимущества есть и обратная сторона: так как у веганской кожи нет пор, как у натуральной кожи, она не пропускает воздух, что сказывается на ощущениях при носке.
Современная качественная веганская кожа из PU не сильно уступает натуральной коже в показателях прочности, но, к сожалению, процесс ее производства настолько сложный и многоэтапный, что качество материала (и экологичность его производства) очень сильно различается от производителя к производителю.
ТАК ЧТО ЖЕ ЛУЧШЕ ДЛЯ ПЛАНЕТЫ?
Безусловно, неравнодушие к тому, во что мы превращаем нашу планету – это вопрос личной этики каждого из нас. Однако вопрос остается открытым: если вы хотите свести к минимуму вред для окружающей среды поможет ли вам в этом веганская кожа?
И тут нужно разобраться с целым рядом аргументов, которые приводят защитники и противники искусственной кожи.
«ЭТО СИНТЕТИКА, И РАЗЛАГАТЬСЯ ОНА БУДЕТ ДОЛЬШЕ, ЧЕМ НАТУРАЛЬНАЯ КОЖА»
Один из самых распространённых аргументов против веганской кожи звучит так: вещи из нее рано или поздно окажутся на свалке, и неизвестно сколько они будут разлагаться (и на какие микроэлементы распадаться). Натуральная кожа в этом смысле безопаснее.
К сожалению, это не так.
Безопаснее только натуральная кожа, полученная крафтовым методом, без промышленной обработки. Массовое производство кожи сегодня устроено следующим образом:
Такая кожа обладает всеми теми же неприглядными с точки зрения экологии характеристиками, что и PU, и, оказавшись на свалке, так же долго разлагается и выпускает токсины.
«ПРОИЗВОДСТВО СИНТЕТИКИ ОПАСНЕЕ ДЛЯ ПРИРОДЫ, ЧЕМ ПРОИЗВОДСТВО НАТУРАЛЬНОЙ КОЖИ»
Это тоже не так: выделка кожи требует очень большого количества воды, и современные дубильные комбинаты используют в процессе обработки натуральной кожи множество токсичных для окружающей среды веществ.
При подготовке сырья к выделке используются сильные реагенты, и в процессе вымывания этих реагентов отравленные сточные воды попадают в водоемы, отравляя их.
Все специалисты сходятся в том, что производство PU нельзя назвать экологичным, однако массовое производство натуральной кожи в этом смысле не многим лучше.
«ПОЛИУРЕТАН – ЭТО ПЛАСТИК, СО ВСЕМИ ВЫТЕКАЮЩИМИ ПОСЛЕДСТВИЯМИ»
Противники искусственной кожи указывают на то, что полиуретан – это пластик, и в процессе разложения он образует микрочастицы, которые загрязняют среду так же, как пластиковые бутылки, дрейфующие в океане.
К сожалению, в этом противники веганской кожи правы: вещи из полиуретана без переработки заканчивают свои дни так же, как весь остальной пластик, который мы выбрасываем тоннами ежедневно.
«полиуретан можно перерабатывать»
С точки зрения переработки натуральная кожа намного более этичный материал, чем искусственная кожа. Использованный PU можно переработать только в винил, тогда как старые кожаные вещи могут быть переработаны множеством разных способов.
«ВЕГАНСКАЯ КОЖА – ЭТО ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО СИНТЕТИКА»
Нет. К веганской коже также относится целый ряд материалов, которые получают из натурального сырья:
Эти виды кожи уже можно найти на рынке, и они действительно являются экологичными, однако их недостатком является существенно более низкая прочность, чем у натуральной кожи (по сути, они ближе к текстилю).
ИТОГО
Если подводить итог, то получается довольно печально: современная индустрия моды устроена таким образом, что единого и 100% экологичного решения проблемы использования кожи в производстве одежды нет.
Веганская кожа и ее популярность позволяет сократить производство натуральной кожи с одной стороны, однако вещи из нее часто намного менее прочные в носке, чем из натуральной кожи. И с точки зрения ресурсов планеты лучше купить одну кожаную сумку и проносить ее несколько лет, чем 5 сумок из веганской кожи.
Но и натуральная кожа, к сожалению, далеко не такой уж экологичный и безопасный для природы материал, как может показаться. При этом важно знать, что проблема производства кожи тесно завязана на массовое потребление мяса: все, без исключения, ученые, занимающиеся спасением планеты, говорят о том, что необходимо сокращать мясное производство.
Выращивание животных, которых мы едим и из кожи которых шьем вещи, сжирает ресурсы планеты, и один главный шаг, который человечество должно сделать в сторону ее сохранения – это значительное сокращение потребления мяса (и сокращение производства вещей из натуральной кожи, как следствие).
ПОКУПАТЬ ИЛИ НЕ ПОКУПАТЬ?
Если вы веган, то ответ на этот вопрос очевиден, отказ от использования материалов животного происхождения для вас является приоритетным. Но как быть всем остальным.
Наверное, вопрос «покупать или не покупать кожу или кожзам» правильнее всего было бы переформулировать так — «покупать или не покупать в принципе«. Не важно, веган вы или нет, по-настоящему ответственное потребление заключается не в замене натуральной кожи на искусственную, а в отказе от лишнего потребления и покупке только тех вещей, которые действительно вам нужны.
НЕОБХОДИМОСТЬ vs КАПРИЗ
Выбирайте натуральную кожу только тогда, когда ее прочность и функционал действительно необходимы (например, если вы покупаете базовую вещь, которую собираетесь проносить много лет).
Большинство специалистов sustainable fashion также говорят о том, что использование натуральной кожи скорее оправдано когда речь идет об обуви (так как она дышит и обладает способностью растягиваться «по ноге»). А вот для курток и плащей можно спокойно выбирать качественную искусственную кожу (такие вещи легче и отталкивают воду).
ПРАВИЛЬНЫЙ УХОД
Научитесь правильно ухаживать и за вещами из натуральной кожи и, и за вещами из искусственной кожи, чтобы продлить срок их жизни, и оправдать затраченные на их производство ресурсы планеты.
НЕ ВЫБРАСЫВАЙТЕ
Не выбрасывайте обувь, сумки, ремни и куртки – отдавайте ненужные вещи тем, кто проносит их еще долго, или отправляйте их в переработку.
Ну а самое главное – пробуйте смотреть на привычные вам вещи под новым углом. Кожзам – это не обязательно дешевка, а натуральная кожа – это давно уже не атрибут социального статуса…
Мир меняется, и каждый из нас может стать соучастником этих перемен.
Непоколебимые устои: как развивается мода с приставкой sustainable
Что такое sustainability
Всерьез о пагубном влиянии человека на природу в мире заговорили еще во второй половине XX века. В 1972 году на конференции в Стокгольме члены ООН подняли вопрос о том, как рост населения и производственных мощностей влияет на состояние планеты. Спустя 11 лет, в 1983-м, была созвана Всемирная комиссия по окружающей среде и развитию. А еще через четыре года ее председатель Гру Харлем Брундтланн (по совместительству премьер-министр Норвегии) выступила с докладом «Наше будущее», где впервые прозвучало слово sustainability. Потребовалось немногим больше 30 лет, чтобы из термина для узкой группы лиц это понятие стало одним из самых важных в новостной повестке. А вот с внятным переводом на русский язык так и не задалось. Все дело в том, что sustainability — феномен многозначный, поэтому окончательная формулировка звучит довольно размыто: «устойчивое развитие».
Устойчивое развитие включает в себя все аспекты этического ведения бизнеса. Всего их три: экологический, социальный и экономический. С первым все более-менее ясно: на плечи компаний ложится ответственность за углеродный след, количество потребляемой воды, число отходов. Кстати, по объему пластика, который попадает в Мировой океан, индустрия моды действительно занимает второе место — после бытовых отходов. Социальный фактор подразумевает своевременную оплату и адекватные условия труда. Из-за этого, например, сложно назвать устойчивыми крупные бренды с большой цепью поставок: далеко не все берут ответственность за подрядчиков и тем более субподрядчиков, которых может быть во много раз больше. Например, конгломерат Inditex обвинили в неэтичности, когда покупатели вещей Zara стали находить на своих вещах бирки с надписью: «Я сшил вещь, которую вы собираетесь купить, но мне за нее не заплатили». Экономический же аспект еще глобальнее — должны появляться новые рабочие места, а общее благосостояние населения расти.
Неоднозначный подход
К сожалению, пока нет единого ответа на вопрос, как спасти планету. Из-за этого разнится и подход к устойчивому развитию. Производители меха, например, спорят с зоозащитниками. Главный аргумент вторых: мех — это слишком жестоко по отношению к животным. Но первые с ними не согласны: от производства искусственного меха остается слишком много продуктов нефтепереработки, которые, в свою очередь, загрязняют окружающую среду. Есть проблемы и с органическим хлопком: хотя для его производства не используются пестициды, а объем потребляемой воды существенно ниже, итоговая стоимость товаров получается намного выше.
Термин «гринвошинг» обозначает недобросовестную эксплуатацию «устойчивой» повестки
Несмотря на громкие заявления миллениалов, которые ратуют за «зеленую» философию, далеко не все готовы голосовать за экологию кошельком. К счастью, производители это понимают и стремятся сократить стоимость товаров без ущерба для этики. Например, сын Натальи Водяновой — Лукас Портман — в апреле 2021 года запустил собственную марку кроссовок Fashion Baby. Обувь делают в Португалии, при этом для создания сникеров используют обрезки с производств кожаных изделий в Италии. Сам Лукас, который выступает и как дизайнер, и как CEO, и как главный (после мамы) амбассадор бренда, говорит, что стоимость продукции будет только падать: пока за пару кроссовок с бабочкой на подошве придется заплатить не слишком демократичные €330.
Кто на светлой стороне
Для многих маркетологов мода на все экологичное стала золотой жилой. Появился даже термин «гринвошинг», который обозначает недобросовестную эксплуатацию «устойчивой» повестки. Отличить гринвошинг среднестатистическому потребителю не всегда бывает легко, сказывается огромное количество терминов и непрозрачная система коммуникации. На помощь приходят организации, которые задают стандарты производства. Хороший пример — сертификат GOTS (Global Organic Textile Standard). Организация, которая его выдает, подтверждает, что бренд действительно делает товары из органического хлопка. Причем маркировка organic будет отличаться от маркировки made with organic — в первом случае вы можете быть уверены, что для производства использовалось 95% органического волокна, а во втором его содержание может составлять всего 70%.
У Pangai есть патенты на материал из морских водорослей, наполнитель из дикорастущих цветов и альтернативу натуральной коже из виноградного жмыха
Проверить, насколько этичен тот или иной бренд, можно на специальных сайтах, например, Good On You. Этот способ подходит тем, кого волнуют все аспекты устойчивого развития в комплексе. Так, например, adidas получила на сайте оценку Good (это значит, что компания набрала 4 балла из 5), а Nike — It’s A Start (3 из 5). Сервис оценивает отношение бренда к экологии, животным и людям. При этом нужно учитывать, что одним из самых важных факторов при оценке становится прозрачность — в первую очередь коммуникации. Чем больше компания рассказывает о своих инициативах, цепочках поставки, взаимодействии с подрядчиками, тем больше к ней доверия.
Хороший пример подает бренд Pangaia, который вот-вот запустится в России (первый корнер откроется в ЦУМ — представители марки утверждают, что спрос на продукцию бренда за 2020 год значительно вырос). Марка, которую запустила Мирослава Дума, прославилась своими минималистичными спортивными костюмами из веганских материалов. Компания серьезно вкладывается не только в продвижение, но и в сегмент R&D. «Мы привлекаем к сотрудничеству выпускников MIT, Гарварда и Стэнфорда и дизайнеров, окончивших ведущие мировые школы, чтобы наша продукция объединяла науку и вневременной дизайн». Их ткани можно действительно назвать инновационными — в этом они не уступают мастодонтам вроде Patagonia или Stone Island.
Ткани делаются из неожиданного сырья: у бренда зарегистрированы патенты на материал из морских водорослей, наполнитель для пуховиков из дикорастущих цветов, биополимеров и аэрогеля, альтернативу натуральной коже из виноградного жмыха и органического хлопка. В случае с виноградом компания, кстати, помогает не только модной индустрии, но и сельскохозяйственному сектору (в частности, винодельческой отрасли Италии, в противном случае жмых отправился бы на свалку). Причем в гринвошинге марку не обвинить: главная цель компании — разработать материалы, которые по качеству не будут уступать привычному хлопку. В интервью Forbes Life представители Pangaia рассказали, что волокно из водорослей сохраняет полезные свойства сырья — хорошо впитывает влагу, не вызывает раздражения на коже и даже, наоборот, может оказывать легкий заживляющий эффект — например, уменьшать раздражение. Красители тоже добывают из натуральных ингредиентов — фруктов, овощей и других растений. Требований к краске хватает: она должна быть нетоксичной, биоразлагаемой, а на производство должно тратиться меньше воды.
Нам удается значительно сократить углеродный след за счет того, что мы выпускаем только необходимое количество вещей
Вопрос с избытком вещей у Pangaia тоже закрыт. «Объемы нашего производства диктует спрос. Наша цель — освободить планету как от мусора на свалках, так и от дыма, который образуется при сжигании вещей. Нам удается значительно сократить углеродный след за счет того, что мы выпускаем только необходимое количество вещей. Лимитированные дропы работают не только и не столько как экономическая модель. Мы осознанно подходим к производству, постоянно анализируем данные и совершенствуем систему».
Российские бренды пока не так увлечены мировым трендом на sustainability, хотя потребители постепенно начинают проявлять интерес к осознанным маркам. Свидетельство тому — рост спроса в разделе Conscious на Farfetch на 87% (в 2020-м по сравнению с 2019-м), которые отмечает директор по устойчивому развитию бизнеса Томас Берри. Другой пример маркетплейс — Lamoda в ноябре 2020 года запустила специальный раздел Lamoda Planet, который регулярно пополняется вещами Levi’s, Sandro, adidas, Bawer, Ralph Lauren, Marks & Spencer и других брендов, которые создают одежду с заботой о природе. «С момента запуска уже более 9,5 тысячи товаров прошли нашу проверку и стали частью раздела Lamoda Planet. За два месяца россияне потратили более 50 млн рублей на экологичные, этичные и благотворительные товары. Это впечатляющий старт: рынок экотоваров в России не только есть, но и активно развивается», — поделилась Оксана Костив. К тому же курс на устойчивость взят в сфере вторичного использования товаров. По этой ссылке Forbes Life рассказывал, что такое ресайклинг, апсайклинг и даунсайклинг и как в России развивается переработка.
С любовью к природе: 5 российских экобрендов одежды, созданных женщинами
С любовью к природе: 5 российских экобрендов одежды, созданных женщинами