суздаль мощи софии суздальской в каком монастыре
Свято-Покровский монастырь. Последний приют русских цариц, княгинь и боярынь
Патриархальный Суздаль. Во время пандемии коронавируса здесь тихо и спокойно Никакого намека на привычные толпы туристов и скомороший шум. Стоим на высоком берегу Каменки, у стен Спасо-Евфимиева монастыря. На другом берегу некогда полноводной реки сверкают золотые купола Свято-Покровской женской обители, где свой последний приют нашли многие представительницы аристократических династий России.
Среди них – первая жена царя Василия III Соломония Сабурова, принявшая постриг после развода с супругом по причине бесплодия. В XVI-XVII веках Покровский монастырь был одним из знаменитейших на Руси, наравне с московскими Новодевичим Богородице-Смоленским и Вознесенским.
Как Соломония стала Святой Софией, кто еще похоронен в усыпальнице под Покровским собором, о чем могут рассказать старинные надгробия, найденные на территории монастыря, и как так вышло, что обитель изначально была основана в другом государстве. Об этом и не только рассказ народного гида Алексея Валентиновича. Смотрите новую серию проекта «Точка на карте».
Покровский собор – символ монашеской жизни
Композиционным центром архитектурного ансамбля обители является трехглавый Покровский собор. Именно его золотые купола видны со смотровой площадки Спасо-Евфимиева монастыря, где мы и начали наше путешествие. Собор был возведен в 1510 – 1518 годы не средства, выделенные лично Василием III.
Интересный момент: на стенах храма можно увидеть небольшие полочки – углубления в стене. Это места размещения личных вещей монахинь. По количеству этих ниш можно судить, сколько насельниц одновременно проживало в обители: примерно около трех десятков. Таким образом, в средние века это был совсем небольшой монастырь с ограниченным числом обитательниц преимущественно аристократического происхождения.
Собор представляет собой масштабное четырехстопное здание, которое стоит на высоком цоколе. Снаружи храм обнесен каменной галереей в два этажа. Интересно, но такое богатое и дорогое сооружение никогда не было расписано. И отсутствие внутреннего убранства символизирует монашескую аскезу, отказ от излишеств даже в оформлении «дома божьего».
Главная святыня
Главная святыня обители — мощи Святой Софии Суздальской – выставлены здесь же, в южной части Покровского собора. Святая особенно почитаема в Суздале, она считается покровительницей древнего города.
София Суздальская (в миру Соломония Сабурская) — это вполне конкретная историческая фигура, первая жена русского царя Василия III, брак с которой продлился два десятилетия. Невесту выбирали примерно из 500 претенденток по старинному обычаю. Союз заключили в сентябре 1505 года. Вероятно, супруги жили дружно. По крайней мере, никаких документальных доказательств разлада в их семье до наших дней не дошло.
Причиной развода в ноябре 1525 года стало отсутствие в браке детей. И для монаршей семьи – это была не столько личная проблема, сколько обстоятельство, способное крайне негативно повлиять на весь ход русской истории, спровоцировав борьбу за княжеский престол, который оставался без законного наследника…
Дело о громком разводе
Кто принял решение о разводе, по доброй ли воле Соломония решила отправиться в монастырь, на эти вопросы существует две диаметрально противоположные точки зрения: светская и церковная. Но именно этот развод с последующим заточением бывшей супруги в монастырь станет первым в русской истории и послужит своеобразным примером для ряда правителей в будущем. Примером тому, как поступать с неугодными женами.
Чуть позже супруги царя Ивана Грозного и императора Петра I (Анна Васильчикова и Евдокия Лопухина) тоже станут узницами Покровского монастыря. Кстати, за великую княгиню Соломонию пытался вступиться митрополит Всея Руси Варлаам. Он отказался благословлять развод, за что был лишен сана. А вот боярская дума поддержала расторжение брака.
Добровольно или принудительно?
Лицевой летописный свод. Фото: diletant.media
Из этой записи следует, что великая княгиня сама предложила супругу отправить ее монастырь («по совету ея») и жениться во второй раз. Вполне можно допустить мысль, что женщина, которая происходила из знатного рода, близкого к правящей династии, могла вполне сознательно принять решение пожертвовать своим личным счастьем ради благополучия государства. И этот поступок, безусловно, оценивается как духовный подвиг Соломонии. Так это было или нет? Выводы делайте самостоятельно.
Спустя несколько месяцев, после развода бывший супруг пожаловал Соломонии богатое село Вознесенское Суздальского уезда. В монастыре же уже под именем Софии бывшая великая княгиня вела благочестивую жизнь, полную молитвы и трудов. По некоторым свидетельствам, она своими руками вырыла колодец для обители. Скончалась монахиня здесь же в 1542 году и была погребена в подклети Покровского собора. Сегодня ее святые мощи, как мы уже говорили, выставлены храме. Им могут поклониться все желающие.
А Василий III сразу после развода женился на юной Елене Глинской. Спустя четыре года в этом браке родился наследник, которого мы знаем под именем Ивана IV Грозного. Примечательно, что он тоже отправит одну из своих супруг в Покровский монастырь. И уже точно насильно. И это была не самая плачевная участь, если прослеживать судьбу всех его жен.
На территории монастыря находится так называемая Приказная изба, где для допроса и пыток непокорных узниц было выделено специальное помещение. А в подвале же находится глубокий «каменный мешок», где содержали несчастных.
Приказная изба. Фото: lubovbezusl.ucoz.ru
Под сводами усыпальницы
Многие знатные обитательница Свято-Покровского монастыря обрели свое последнее упокоение в Усыпальнице именитых пострижениц. Она находится в подклети собора, то есть на цокольном этаже. Здесь же размещен небольшой музей, рассказывающий об истории монастыря.
Сейчас усыпальница — это храм Софии Суздальской. И здесь выставлена одна интересная икона. Ее оклад украшен драгоценными элементами, изготовленными из личных вещей Соломонии: в дело пошли золотые и серебряные цепочки, нательные крестики.
С суздальской женской обителью так или иначе связана судьба пяти русских цариц и царевен. Здесь покоится дочь Ивана III Великого — инокиня Александра, которая была замешана в скандале с Иваном Молодым, старшим сыном царя Ивана. Против него и его семьи интриговала вторая жена Ивана Великого — Софья Палеолог, стремившаяся посадить на престол своего отпрыска — Василия III. И это ей удалось: Иван Молодой скончался в результате странной болезни, а его сын Дмитрий был заморен в заточении.
Здесь же нашла свой последний приют насильно постриженная в монахини пятая жена Ивана Грозного — Анна Васильчикова. С ней своенравный царь прожил меньше года.
XVI век. Суровое и страшное время, когда Москва только набирала силы. И тот, кто занимал престол, при укреплении своей власти не считался с судьбами отдельных людей. И особенно — с женскими судьбами. Жизни заточенных и похороненных в монастыре цариц, княгинь, боярынь – это путь скорби, горя, предательств и смирения. Строилось великое государство: лес рубят – щепки летят. Историк XIX столетия Иван Егорович Забелин подчеркивал: когда нареченная царевна (будущая жена наследника престола) только входила в кремлевские палаты, ее жизнь уже висела на волоске.
Последняя русская царица
В конце XVII – начале XVIII века в монастыре жила и первая (опальная) супруга Петра I Евдокия Федоровна Лопухина, последняя русская царица и последняя супруга русских монархов неиноземного происхождения.
По приказу Петра I в 1698 году в Покровской обители ее насильно постригли в монахини под именем Елена. Бывший муж даже не назначил ей содержания. Позже на ее голову обрушились серьезные обвинения в измене и даже подготовке государственного переворота в интересах старшего сына Петра – царевича Алексея. В 1718 году по «суздальскому делу» многие сочувствующие Лопухиной были осуждены и казнены. Саму Евдокию допрашивали с пристрастием и приговорили к избиению кнутом. После чего до кончины Петра I она содержалась в разных монастырях под строгим надзором. Примечательно, что в конце жизни Евдокия Лопухина была «реабилитирована» своим внуком Петром II сразу же после его воцарения. С нее сняли все обвинения и вернули царский титул. После же смерти внука, по некоторым сведениям, Евдокия отказалась от русского престола, занять который ей предлагали. Умерла последняя русская царица в 1731 году, пережив своего супруга, который принес ей столько страданий, и любимого сына, за которого она боролась до конца. Могила Лопухиной находится в Москве, в Смоленском соборе Новодевичего монастыря.
Драгоценные надгробия
Территория Свято-Покровского женского монастыря никогда серьезно не изучалась, здесь не велись раскопки, а останки великих женщин, похороненных в усыпальнице, научно не исследовались. Тем не менее нет никаких сомнений в том, что местная земля хранит множество неразгаданных тайн. Недалеко от входа в подклеть монахини выложили фрагменты старинных надгробий XVI столетия.
Они были найдены случайно на крыше собора во время ремонта. Во Владимире и Суздале таких каменных надгробий сохранилось немного, буквально единицы. В советское время некрополи массово уничтожались, и добротный камень часто шел на новое строительство. Но это поистине драгоценные находки, которые при внимательном рассмотрении многое могут рассказать о прошлом нашей страны.
В Свято-Покровском монастыре монахини за пожертвование могут организовать экскурсию, которую лучше заранее заказать по телефонам: 49 (231) 2-06-09, 8 (915) 792 43 84 или по электронной почте: ekpokrov@yandex.ru. Вход на территорию в дневное время свободный, храм тоже работает.
А еще здесь очень красиво. Стараниями сестер территория монастыря просто утопает в цветах: маках, ромашках пионах. Они наполняют воздух волшебными ароматами, а душу спокойствием и умиротворением.
Дарья Ермолина
Съемки и монтаж Дмитрия Киреева
Фото и видео «Призыва»
*Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения народного экскурсовода
«Несвятая» святая София Суздальская
Вопреки расхожему мнению, отнюдь не Генрих Восьмой положил начало традиции королевских разводов. В 1525 году, после двадцати лет бездетного супружества, Василий III принял решение развестись с женой Соломонией. Злые языки утверждали, что не обошлось тут без «чар» юной княжны Елены Глинской, с которой Василий вскоре обвенчался. Решение князя сурово осудили священнослужители, и многие из них за защиту княгини поплатились свободой. После развода она приняла постриг и удалилась в монастырь. Так родилась будущая святая София Суздальская, память которой Русская православная церковь отмечает 1 августа.
Икона преподобной, написанная в XVII столетии, сохранилась до наших дней и является чудотворной. Фото: religiya.temaretik.com
Брак с браком
В миру Соломония была дочерью боярина Юрия Константиновича Сверчкова-Сабурова из старинного, но «захудалого» московского боярского рода. Она рано лишилась матери и была воспитана своей тётей Евдокией Ивановной, сестрой отца.
В 1505 году на нее пал выбор наследника престола, будущего великого князя Василия III Иоанновича. Ее выбрали из 1500 девиц, представленных ко двору для этой цели со всей страны по образцу смотрин невест для византийских императоров. Свадьба состоялась 4 сентября того же года, после обручения молодых митрополитом Симоном в Успенском соборе Московского Кремля.
Современники описывали Соломонию Сабурову как женщину необычайной красоты. Гравюра XIX века. Фото: mir-knig.com
Жили они, согласно летописям, в полном согласии около 20 лет. Но Соломония оказалась бесплодной. Чтобы иметь наследника, великий князь решил развестись с ней. Против выступили митрополит Варлаам, князь-инок Вассиан (Патрикеев), преподобный Максим Грек, которые были сосланы, причем митрополит впервые в русской истории был лишен сана. Следующий митрополит, Даниил, одобрил развод, и к нему присоединились бояре.
Все восточные патриархи осудили поступок великого князя, а патриарх Иерусалимский, по преданию, предсказал рождение от второго брака младенца, который поразит мир своей жестокостью. Так и произошло: во втором браке Василия III появился сын, известный в истории как царь Иоанн Грозный.
Насильный постриг
После развода, 25 ноября 1525 года, Соломония была пострижена под именем Софии в Рождественский женский монастырь. В некоторых летописях рассказывается, что развод и пострижение состоялись по желанию самой княгини. Но немецкий посол С. Герберштейн, наоборот, пишет, что женщина сорвала с себя монашеский куколь и топтала его ногами, за что боярин Шигоня-Поджогин ударил ее бичом.
Многие бояре и церковники сочувствовали Соломонии, а боярин Берсень-Беклемишев даже пытался встать на ее защиту, но Василий яростно воскликнул: «Поди прочь, смерд, не надобен ми еси!» О насильственном постриге впоследствии писал и князь Андрей Курбский. Еще одна версия гласит, что постриг совершил игумен Никольского монастыря Давид. Поскольку Соломония изо всех сил сопротивлялась, присутствовавший боярин ударил ее, вскричав: «Смеешь ли ты противиться воле государя?»
Менее чем через два месяца после развода Василий III женился на Елене Глинской. Фото: istoriarusi.ru
Менее чем через два месяца Василий Иоаннович женился на Елене Глинской. Инокиню Софью тем временем отвезли в Суздальский Покровский монастырь, которому она покровительствовала еще с 1518 года. Впоследствии монастырь стал местом заточения невольных царственных пострижениц.
А был ли мальчик?
Согласно некоторым сведениям, включая рассказ Герберштейна, спустя несколько месяцев пошли слухи, что обвинение в бесплодии было несправедливым. Якобы в монастыре Соломония родила сына — царевича Георгия. Распространительницы слухов были наказаны, а в Суздаль спешно послали дьяков для выяснения дела.
Соломония отказалась показать им ребенка, заявив, что они «недостойны того, чтобы их глаза видели царевича, а когда он облечется в величие свое, то отомстит за обиду матери». Тогда были посланы бояре и церковники, но об итогах этого следствия документов не сохранилось. Известно лишь, что Соломония заявила о смерти сына, а великокняжеским послам показали гробницу.
Имя царевича Георгия в народе связывалось с легендарным разбойником Кудеяром, разбойничавшем в лесах между Суздалем и Шуей.
Археолог и историк граф С.Д. Шереметьев считал, что Соломония спрятала сына у надежных людей. Эту версию подтверждает находка исследователя Суздаля А.Д. Варганова в 1934 году небольшой безымянной гробницы в подклете Покровского собора Суздальского Покровского монастыря. Она находилась между гробницами некоей «старицы Александры» (+ 1525) и «старицы Софии». В гробнице нашлась лишь тряпичная кукла, одетая в расшитые жемчугом распашонки.
Отреставрированная рубашечка находится в исторической экспозиции Спасо-Евфимиева монастыря. Фото: galina-lukas.ru
Иноческий подвиг
Не сразу примирилась великая княгиня со своим новым положением и долго скорбела. Но, покорясь воле Божией, София нашла утешение и умиротворение в усердной молитве. Своими подвигами она изгнала из сердца мирские помыслы и всецело посвятила себя Богу.
Одно из преданий гласит, что инокиня, не боявшаяся никакой работы, собственноручно вырыла колодец для монастыря, когда обители не хватало воды. До наших дней сохранился сшитый ею покров на могилу святой преподобной Ефросии. Современниками София Суздальская почиталась как истинная подвижница, добротой и примерным служением снискавшая любовь и уважение сестёр-инокинь и всех, кто знал её.
Барельеф Софии Суздальской на постаменте памятника Владимиру Крестителю в парке Пушкина города Владимира. Фото: religiya.temaretik.com
После смерти Василия III в 1533 году власть перешла к его вдове Елене Глинской, для которой София могла стать опаснейшей соперницей. Поэтому монахиня была сослана в Каргополь, где содержалась в тюремном заключении до смерти Глинской в 1538 году. Затем вернулась в Суздаль, где преставилась к Богу 18 декабря 1542 года. Степенная книга гласит об этом: «Пожив благодарно и богоугодно к Богу отъиде».
Преподобная София была похоронена по своему завещанию — в подклете Покровского собора Суздальского Покровского монастыря.
Почитание святой
Преподобную признавали святой уже ее современники. Князь Андрей Курбский в послании к Иоанну Грозному называет блаженную княгиню «преподобною мученицею». Сам же царь Иоанн якобы возложил на ее гробницу пелену, сотканную его женой Анастасией. Приезжали к мощам святой Софии и оба его сына с женами, и Михаил Федорович, первый царь из династии Романовых, и многие другие.
В описании города Суздаля ключарь Анания сообщил о чудесных исцелениях при гробнице преподобной Софии.
Так, в 1598 году у ее гробницы прозрела княжна Анна Нечтева, шесть лет страдавшая слепотою. В 1609 году, во время нашествия поляков, преподобная София спасла Суздаль от разорения, явившись в грозном виде предводителю военного отряда поляков Лисовскому. От страха у него парализовало руку, и он дал клятву оставить в покое город и монастырь.
Патриарх Иосиф писал к Суздальскому архиепископу Серапиону о пении над Софией панихид и молебнов и в 1650 году разрешил почитать ее как святую. В рукописных святцах она именуется как «Святая праведная княгиня София инокиния, яже бысть в Покровском монастыре девиче, чудотворница». Икона преподобной, написанная еще в XVII столетии, сохранилась до наших дней и является чудотворной.
Позже, в XIX веке, архиепископом Суздальским и Тарусским Серапионом была составлена служба преподобной. Наконец, по благословению Святейшего Синода ее имя было внесено в Православный церковный календарь 1916 года. С 1984 года специальным указом патриарха Пимена Русская православная церковь стала почитать преподобную Софию в сонме местночтимых святых Владимиро-Суздальской земли.
Рака с мощами Софии Суздальской в Покровском соборе Покровского монастыря в Суздале. Фото: religiya.temaretik.com
Ее мощи не тревожили до 1990-х годов. Но 14 августа 1995 года их выкопали и из монастырской усыпальницы перенесли в Покровский собор. Мощи во вскрытой гробнице оказались нетленными, но после вскрытия сразу истлели, т.е. осыпались. Теперь они хранятся в закрытой раке и вместе с древней чудотворной иконой святой Софии являются главными святынями Покровского монастыря в Суздале. Поклониться им приезжают верующие из дальних уголков, чтобы получить исцеление от болезней и помощь в трудных делах.
День памяти преподобной Софии Суздальской
Автор идеи В. Добросоцкий. Режиссеры: Т. Селихова, А. Пташников. Режиссер-постановщик Т. Селихова.
Источник: телеканал «Москва. Доверие» Ведущая Л. Акелина.
Источник: телеканал «Москва. Доверие» Ведущая Л. Акелина.
Ж итие преподобной Софии Суздальской
(память 1 / 14 августа, 16 / 29 декабря)
Преподобная София Суздальская
Преподобная София, в миру Соломония, происходила из боярского рода Сабуровых. По преданию, этот род берет свое начало от ордынского мурзы Захарии Чета, принявшего в 1330 году Святое Крещение. Соломония рано лишилась родителей и воспитывалась в благочестивой семье своей набожной тетки, любившей ее как родную дочь.
Государь избрал Соломонию в невесты из полутора тысяч знатных девиц, приехавших с разных концов Русского государства на смотрины. Князя Василия Иоанновича привлекала не знатность рода его избранницы, но ее высокие добродетели. Соломония была удивительно красива и при этом добродетельна, целомудренна и необыкновенно скромна, отличалась умом и благочестием. 4 сентября 1505 года было совершено Таинство Венчания великого князя Иоанна и княжны Соломонии. Их брак был на редкость счастливым: супруги жили в любви, мире и согласии.
Жизнь в великокняжеских палатах, как и во всех русских домах, в то время, была подчинена строго определенному порядку, близкому к монастырскому. Без молитвы и благословения Божия не начиналось никакое дело. За церковными службами и в домашнем молитвенном правиле совершался суточный круг богослужения. Страх Божий, молитва и труд составляли основу жизни, одухотворяя и возвышая ее. Ни близость к власти, ни богатство не изменили благочестивого настроя души Соломонии. Подобно своей святой предшественнице, благоверной великой княгине Евдокии, она много молилась о благе Отечества, испрашивая помощи Свыше своему державному супругу.
Лишь одно обстоятельство омрачало жизнь великокняжеской четы: у них не было детей. Супруги переносили ниспосланное испытание по-христиански: скорбь побуждала их ко многим совместным молитвам о даровании наследника. Почти ежегодно они совершали паломничества в святые обители. Чаще всего супруги ездили в Троицкий монастырь на поклонение Сергию Чудотворцу и со слезами молились у его святой раки. Богородице-Рождественская обитель была близка и дорога обоим супругам по многим причинам: она была исторически и духовно связана с монастырем Преподобного Сергия и с великокняжеским домом.
Великая княгиня стояла выше дворцовых распрей. Не желая ссор при дворе, она стала просить супруга позволить ей оставить престол и вступить в монастырь. Вопрос о разводе предстояло решить церковной власти. Митрополит Даниил дал благословение на развод, полагая, что это необходимо для блага государства.
Здесь, у амвона, в соборе Рождества Пресвятой Богородицы принимала постриг преподобная София Суздальская.
Соломония была пострижена в монахини с именем София в Московском Рождественском монастыре 28 ноября 1525 года. Оставаться в Москве для новопостриженной значило постоянно принимать людей и отвечать на вопросы многих посетителей-москвичей, искренне любивших ее. Далеко не все понимали мотивы ее поступка и смысл отречения от мира. Господь устроил так, чтобы посвященная Ему душа могла бы полностью отрешиться от мирской суеты. Спустя короткое время святая София была отпущена в Суздальский Покровский монастырь, где стоял великолепный собор Покрова Пресвятой Богородицы, возведенный благодаря богатым вкладам великокняжеской четы.
Жизнь великой княгини в обители отличалась от жизни прочих монахинь, пожалуй, лишь большими и труднейшими подвигами. Одним из свидетельств тех подвигов явилось то, что по любви к сестрам обители она собственноручно ископала колодец для нужд обители. Монастырские стены не могли скрыть от мира свет добродетелей преподобной Софии: еще при жизни молва о ней, как об угоднице Божией, распространилась по всей Руси. Святая угодница стала духовной матерью инокиням и молитвенницей о всех просящих ее помощи. Преподобная София отошла ко Господу 16 декабря 1542 года.
Одним из первых агиографов преподобной Софии был епископ Суздальский и Тарусский Серапион. В свою бытность епископом, спустя век по кончине Софии, он обратился с донесением к патриарху Иосифу, прося рассмотреть вопрос о причислении великой княгини к лику святых и ее церковном прославлении. Чудеса и исцеления, в течение целого столетия происходившие у гробницы преподобной Софии и в иных местах по молитвам к ней, многочисленные рассказы о случаях благодатной помощи, засвидетельствованные устно и письменно многими людьми, побудили епископа Серапиона сообщить о происходившем Первосвятителю. Так, например, в 1598 году на могиле Святой прозрела княжна Анна Ногтева, бывшая слепой в течение шести лет; многие исцелялись по молитвам Преподобной от полной слепоты, глухоты и других неизлечимых недугов, выздоравливали душевнобольные.
В 1609 году во время польско-литовского нашествия великое зло Русской земле причиняли отряды Лисовского, отличавшиеся особой беспощадностью при взятии городов и обителей, которые они подвергали полному разорению. Когда бандиты были уже в стенах Суздаля, явилась во сне атаману преподобная жена в иноческих одеждах с горящими свечами в руках и стала опалять его пламенем. На атамана напал сильный страх и вскоре после явления он впал в тяжкий недуг: у него отнялась правая рука. Пораженный гневом Божиим, Лисовский тотчас отступил от Суздаля. О заступничестве святой за город и обитель было хорошо известно суздальцам, задолго до того почитавшим преподобную Софию как свою небесную покровительницу.
В ответ на донесение Суздальского архиерея патриарх Иосиф благословил положить на гробницу Преподобной Софии покров и совершать молебны и панихиды у гроба святой, но не разбирать саму гробницу и не разрывать под ней земли.
Рака со св. мощами преподобной Софии Суздальской в Покровском женском монастыре г. Суздаля.
Вскоре епископ Серапион составил службу святой Софии Суздальской в связи с предстоящей канонизацией. Однако канонизация последовала не скоро. Со второй половины XVII столетия Русская Православная Церковь вступила в период тяжких испытаний. Но святая угодница Божия продолжала благодетельствовать людям. Суздальский летописец XVIII века ключарь Покровского собора священник Анания Федоров оставил для будущих поколений подробную запись о знамениях и чудесах, совершившихся по молитвам преподобной Софии Суздальской со времени ее праведной кончины до современных летописцу событий. Вопрос о прославлении святой Софии был затронут в конце XIX – начале XX столетия. В конце XIX века имя святой было внесено для почитания в Православный Церковный календарь на 1893 год, а также в Церковный календарь на 1916 год под редакцией Издательского Совета при Святейшем Синоде.
Нынешнее прославление преподобной Софии Суздальской подготовлено ее предшествующим почитанием. Существует древняя служба преподобной, подробное жизнеописание, свидетельства о посмертных чудесах. В 1984 году Святейший Патриарх Пимен благословил включение имени святой Софии и службы ей в Минеи и Православный церковный календарь в лике местночтимых святых Владимиро-Суздальской епархии.
В девяностых годах XX столетия, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось освидетельствование и торжественное открытие для всеобщего поклонения святых мощей преподобной Софии в Суздальском Покровском монастыре. Тогда и Богородице-Рождественская обитель приняла бесценный дар – частицу мощей своей святой постриженицы. Икона преподобной Софии с частицей ее святых мощей пребывает в Богородице-Рождественском соборе.
Источники:
1. Житие Преподобной Благоверной великой княгини Софии Суздальской. Владимиро-Суздальская епархия, 1995.
2. Любовь и единение. Очерк истории Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря. М.: Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь; Издательство «Отчий дом», 2009. С. 49-61.