сыновья ноя и их имена и какие народы
Дети Ноя. Сколько детей и сыновей было у Ноя
Одна из самых замечательных и в тоже время устрашающих историй Библии — когда произошел потоп на земле, унесший с собой множество жизней.
Масштаб этой катастрофы заставляет задуматься о его причинах. Жизнь так хрупка и драгоценна, что стоит хранить то, что нам вверено Творцом.
Ведь, согласно Библии, мы созданы по образу и подобию Божьему. Мы являемся созданиями, которое похожи на Своего Создателя и сотворены на добрые дела.
Так почему же произошел потоп? Почему спаслись только восемь душ, чем они были особенными? Какую роль Ной и его дети сыграли в истории человечества?
Причина потопа
Единственная причина потопа заключается в том, что человек позволил греху развратить себя. Земля наполнилась злодеяниями, и непослушание Творцу привело к падению всего человечества.
Человек сам решил, кому служить, кого слушать и как жить, так как Бог каждому предоставил выбор и свободную волю.
Библия говорит, что все мысли и помышления человеческого сердца были зло во всякое время (Быт 6:5). Общество спустилось до самых низов извращения, жизнь ничего ни стоила. Порочность человека достигла предела — такие понятия как доброта, порядочность, милосердие, кротость — напрочь отсутствовали.
Господь раскаялся, что создал человека и восскорбел в сердце Своем. Творец решил истребить Свое создание и, вместе с ним, всех животных, птиц и пресмыкающихся.
Спаслись только восемь душ (Ной, его жена и трое сыновей с женами) и разные по паре животные.
Почему Ной и его дети
Ответ прост. Ной был единственным в своем роде праведным и непорочным человеком, ходившим пред Богом (Быт 6:9). Это значит, что мысли Ноя были чисты, без всяких злых помыслов.
Библия говорит о том, как он любит, почитает и уважает Творца — его послушание Богу было велико. Эта связь с Богом помогла справляться с грехом, быть тем, кем он был.
Итак, Сим, что означает «имя» — это первенец Ноя. Он единственный из сыновей, который последовал примеру отца. Потомки Сима поклонялись Господу, почитали и уважали Творца.
Сим принадлежит к тому роду, из которого по плоти происходит Иисус Христос. Тот самый Христос, который возьмет грехи всего мира, будет распят и воскреснет.
Потомками Сима являются евреи, арабы, ассирийцы. Его сыновья: Елам, Ассур, Арфаксад, Луд, Арам (Быт 10:21-22).
Иафет
Иафет — второй сын Ноя, что означает «расширение». Потомки Иафета заселили Европу.
Его сыны — Гомер, Магог, Мадай, Иаван, Фувал, Мешех, Фирас (Быт 10:2) стали родоначальниками племен и народов руси, югры, литвы, пруссов, варягов, римлян, немцев и др.
Хам является третьим сыном Ноя, и означает «горячий». Потомки Хама — это народы Северной и Восточной Африки, египтяне, ливийцы, эфиопы, финикийцы, филистимляне и т.д.
История Библии описывает как Хам не проявил должного уважения к своему отцу, за что Ной проклял сына Хама Ханаана, предсказав его будущность (Быт 9:18-27): Ханаан будет рабом у своих братьев, что впоследствии так и случилось.
Сыновья Хама: Хуш, Мицраим, Фут, Ханаан (Быт 10:6).
Кто же может спастись?
От сыновей Ноя заселилась вся земля, чьими потомками мы и являемся. Как от Адама земля заселялась людьми до потопа, так и от Ноя пошло заселение вплоть до сегодняшних дней.
Этот страшный потоп больше не повторится — так обещал Господь, заключив завет с Ноем, свидетельством которого является радуга на небе.
Потоп — есть прообраз последнего времени. Люди будут вести себя так, как и во времена Ноя: будут любить деньги (что есть корень всякого зла), будут злы, самолюбивы, горды, надменны, злоречивы, неблагодарны, жестоки, и так можно перечислять долго.
Одним словом, их мысли и желания будут зло во всякое время. И эта жизнь — тупик.
Спасение доступно абсолютно всем, кто верует в Него (Иоан. 3:16). Хоть Господь и раскаялся, что создал человека, Он до сих пор его любит.
Любит во всякое время и тебя, читатель. Если сможешь это понять — увидишь дверь спасения.
4-4. Начальная история народов
Что говорит Библия о возникновении разных народов?
И почему в конце Библии сводится на нет различие людей
по национальному признаку, а все человечество делится
всего лишь на две группы?
В первой книге Бытие 11:2 сказано, что потомки Ноя, после Потопа поселилось в Сеннааре – это земля в Междуречье, где и началось строительство вавилонской башни как символа могущества и гордыни человека. Бог разрушил ее, смешал язык жителей, говоривших на одном языке, и они вынуждены были разойтись в разные стороны и поселиться «в землях их, каждый по языку своему, по племенам своим, в народах своих. От них распространились народы по земле после потопа». (Быт. 10:5,32). Все народы, населяющие сегодня Землю, относятся к потомкам сыновей Ноя – или Сима, или Хама, или Иафета.
Надо отметить, что имена в Библии не даются случайно: имя заключает в себе судьбу своего носителя, говорит о главном его предназначении в жизни, об основных свойствах его души. Когда древние патриархи нарекали имена своим детям, их, по всей вероятности, осенял Дух Божий, но часто Бог просто повелевает родителям дать младенцу определенное имя. Думаю, что Дух Святой и в наше время, по молитве детей Божьих, мог бы определить имя их ребенку.
Дух пророчества в Библии проявляется и в именах основателей трех ветвей человечества.
В 10-й главе Книги Бытия содержится знаменитая «таблица народов». Говорят, что такой классификации рода человеческого нет ни в одном древнем памятнике литературы или истории. И завершает это генеалогическое древо человечества резюме:
«Вот племена сынов Ноевых, по родословию их, в народах их. От них распространились народы по земле после потопа». Бытие, 10:32.
Все люди на земле являются потомками Ноя, они равны перед Богом во всех своих человеческих правах. Слово Бога предостерегает от расизма, повелевает воспринимать каждого человека как носителя образа Божьего. Древнего израильтянина Закон Божий обязывал относиться ко всем пришельцам, как к коренным жителям, и каждого из них «любить, как себя». (Лев. 19: 34).
«Один Закон да будет и для природного жителя, и для пришельца, поселившегося между вами». Исх. 12:49. «Один суд должен быть у вас, как для пришельца, так и для туземца; ибо Я Господь, Бог ваш». Лев. 24:22.
Никакое иное древнее общество не знало такого полного равенства в религиозном и гражданском отношении.
«И если будет между вами жить пришелец, или кто бы ни был среди вас в роды ваши, и принесет жертву в приятное благоухание Господу, то и он должен делать так, как вы делаете». Чис.15:14.
Здесь утверждается, что Господь является в равной мере Богом и пришельца, и народа избранного. И судить в конце времени Он будет всех одинаково по Слову Своему.
Итак, какие же народы возникли при первоначальном переселении потомков Ноя. Мы будем называть сыновей Сима, Хама и Иафета по порядку их рождения.
Одним из семитских арабских народов были филистимляне. Они вышли из Аравии в Египет, и некоторое время жили там. Потом перешли в южную часть Ханаана, где к ним присоединилось родственное племя кафторин, жившее на Кипре. Эта область Ханаана была предназначена Богом для колена Иудина. Филистимляне притесняли народ Божий и сохраняли свою независимость до царя Давида. Память об исчезнувшем народе живет в названии Палестина.
Таким образом, смешение племен и народов стало происходить естественным путем сразу в процессе расселения потомков Ноя по миру. Тем ценнее для человечества эта изначальная родословная, зафиксированная в 10 главе первой книги Библии. Здесь можно понять, какие первоначальные народы произошли от многочисленных внуков Ноя.
Х А М – второй сын Ноя. Он с сыновьями ушел на юг от Сеннаара. Хамиты заселили центральную Аравию и северную часть Африки. Проклятый Ноем Ханаан, занял территорию, намеченную Творцом для избранного народа.
Некоторые из этих народов принимали участие в завоевании Ханаана под предводительством князя Гога, тоже потомка Иафета.
«И Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен… Я произведу от тебя великий народ… Ты будешь отцом множества народов». Бытие, 17: 1, 4; 12:2.
А всему человечеству Земли Бог сказал через Ноя:
Десятая глава завершила Божественное описание начальной истории зарождения народов. Позже ее захотели продолжить сами народы. Существует много научных теорий заселения земли потомками Сима, Хама и Иафета. Они захватывают наше воображение. Но… Реальную хронологию и историю заселения земли вряд ли удастся составить.
После жертвы Иисуса Христа на Голгофском кресте сама история народов утратила свою духовную значимость. Для спасения человечества сейчас уже не играет роли избранность или не избранность народа. Избранным для жизни вечной можно быть только личностно:
«Имеющий Сына Божия имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни». 1 Ин. 5:12.
Ной и Ноев ковчег: Библейская история
Кто такой Ной?
После грехопадения первых людей и братоубийства (Каин убивает Авеля) прошло некоторое время. Люди продолжали населять Землю, но, увы, они вели совсем неправедную жизнь, не чтили Господа, творили злые дела. И все же среди них был один праведник по имени Ной. У Ноя была семья и три сына: Сим, Хам и Иафет. Ной — это библейский персонаж, благодаря которому человеческий род сохранил свое существования, несмотря на все злодеяния в прошлом.
Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом.
Ной: история
Увидев, как неправедно живут люди, Господь обратился к Ною, единственному праведнику.
И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время;
и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем.
И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их.
Ной же обрел благодать пред очами Господа.
Богу не понравилось то, что Он увидел на Земле, Он пожалел, что создал человека, увидев его деяния и решил истребить человеческий род, оставив только Ноя и его семью. Господь повелел Ною сделать большой ковчег из дерева гофер, взять смолу осмолить его внутри и снаружи, так вода не проникла бы в щели. Внутри надо было сделать множество отделений, а сбоку дверь, сверху окно, чтобы можно было смотреть наружу.
Строительство ковчега описывается в Билии достаточно подробно.
Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи.
И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей.
И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье жилье.
В этом ковчеге Ной и его семья должны были спастись, когда с небес хлынут потоки дождя, посылаемого Господом и вода покроет всю землю. Господь предупредил, что много дней придется провести в воде и также сказал взять по паре всех животных на ковчег.
Из птиц по роду их, и из скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых.
Ты же возьми себе всякой пищи, какою питаются, и собери к себе; и будет она для тебя и для них пищею.
И сделал Ной все: как повелел ему Бог, так он и сделал.
Великий потоп
Как только Ной доделал ковчег, на землю хлынули дожди. Ной и его семья — жена Ноя, его сыновья и их жены вошли в ковчег, а за ними, как и повелел Господь, все животные по паре, птицы и пресмыкающиеся. Господь затворил за всеми дверь. Потоп же длился 40 дней и 40 ночей, его назвали Великим Потопом. Вода поднималась так высоко, что все, даже самые высокие горы оказались под ней.
И продолжалось на земле наводнение сорок дней, и умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над землею;
вода же усиливалась и весьма умножалась на земле, и ковчег плавал по поверхности вод.
И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом;
на пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись горы.
И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди;
все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло.
Истребилось всякое существо, которое было на поверхности земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных, — все истребилось с земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге.
Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней.
Наконец, дождь перестал…
Ноев Ковчег
Ноев Ковчег выдержал все испытания, ведь Ной построил его точно так, как велел ему Бог. Сильный ветер налетел и тучи рассеялись. Ковчег же больше не плыл, а встал на месте у Араратских гор. Ной попробовал открыть окно наверху ковчега и выпустил ворона, но ворон не нашел ни клочка земли и вернулся на ковчег ни с чем. Тогда Ной выпустил голубя. Голубь, пролетев, тоже не увидел суши и снова оказался на ковчеге.
Прошло еще семь дней. Ной вновь выпустил голубя. Возвратившись на ковчег, голубь держал в клюве листок оливы… Ной ждал еще семь дней, чтобы вновь выпустить голубя. На этот раз голубь уже не вернулся. Земля стала сухой. Бог повелел Ною и его семье выйти их ковчега, после них на сушу вышли все животные, птицы и пресмыкающиеся.
И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике.
И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал:
впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся.
Сыновья Ноя
Господь благословил Ноя и его потомков, указав на радугу, Он указал им «Вот знамение Завета, который Я поставил между Мною и между всякой живой душой на земле».
И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю.
да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они;
все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все;
только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте;
Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его;
кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию;
вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней.
И сказал Бог Ною и сынам его с ним:
вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас,
и со всякою душею живою, которая с вами, с птицами и со скотами, и со всеми зверями земными, которые у вас, со всеми вышедшими из ковчега, со всеми животными земными;
поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли.
И сказал Бог: вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душею живою, которая с вами, в роды навсегда:
Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею.
И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга в облаке;
и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти.
И будет радуга в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле.
От сыновей Ноя заселилась вся земля. Однако, нам известно, что дальше произошел эпизод, из-за которого Хам стало именем нарицательным. Ной возделывал землю и посадил виноградники. Однажды он выпил вина, опьянел и лежал в шатре обнаженным.
Хам увидел наготу отца и рассказал о ней братьям, те пошли и прикрыли отца, не глядя на него из уважения к нему.
Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его,
и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих.
Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему;
да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему.
И жил Ной после потопа триста пятьдесят лет.
Всех же дней Ноевых было девятьсот пятьдесят лет, и он умер.
Ной: почитание в религии
Ной почитается не только в православии.
Образ Ноя в искусстве
Библейские сюжеты стали основой для многих кинокартин. Великий потоп — одна из наиболее известных историй Писания. Эпический фильм «Ной» (2014) режиссера Даррена Аронофски во многих эпизодах отходит от канонической версии, но авторы фильма и не скрывают, что это — их творческая фантазия на тему.
Существует сразу несколько проектов по воссозданию ковчега, спасшего человечество. Два из них построены в Нидерландах, один в Гонконге, один в Кентукки (США).
Картина Айвазовского «Всемирный потоп» подчеркивает весь ужас того, что такое — оставить Господа. На картине изображена сцена поглощения людей водами потопа.
Правда ли, что негры — потомки Хама, второго сына Ноя?
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Действительно, согласно библейской традиции, сыновья Ноя Сим Хам и Иафет дали начало этническому разнообразию послепотопного человечества. «От них населилась вся земля», — говорит Священное писание (Быт 9: 19). Дети Хама расселились первоначально на Африканском континенте, где от них произошли такие упоминающиеся в Библии народы, как хананеи, египтяне, филистимляне, хетты, аморреи, эфиопы и др. Они принадлежали к разным этническим и языковым группам (так, хетты были индоевропейцами, филистимляне и эфиопы говорили на семитском наречии) и отличались друг от друга цветом кожи, который варьировался от очень темного до светло-оливкового.
Вообще, этногенез африканских народов плохо изучен. Между ними порой сложно проследить какие-то связи. Большую роль тут сыграли массовые миграции на север и восток, происходившие на заре формирования этнических общностей. Поэтому теория, согласно которой все африканцы являются хамитами, считается устаревшей и не находит подтверждения в современной библеистике.
Тут важно подчеркнуть, что никакая классификация, особенно претендующая на богословское оправдание, не должна становиться поводом для расовой и национальной сегрегации, оправдывать расизм и другие ошибочные представления о неравноценности людей по факту их этнической принадлежности. Иначе мы рискуем повторить ошибки и преступления рабовладельцев Нового времени, которые, формально являясь христианами, оправдывали свое поведение тем, что чернокожие происходят от проклятого Ноем Ханаана, старшего сына Хама, участь которого — находиться в рабстве у своих братьев (см. Быт. 9, 25). Результатом такого толкования Библии стали многолетняя бесчеловечная эксплуатация чернокожего населения Африки в Новом свете, а после отмены рабства — расовая дискриминация.
ПРОКЛЯТИЕ ХАМА
После того, как окончился Всемирный потоп, Ной со своей семьей вышел из ковчега.
И сказал Бог Ною: выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою; выведи с собою всех животных, которые с тобою, от всякой плоти, из птиц, и скотов, и всех гадов, пресмыкающихся по земле: пусть разойдутся они по земле, и пусть плодятся и размножаются на земле» (Быт. 8:13, 15–17).
Ной начал обустраивать жизнь семьи в новом мире. Началась обыденная жизнь, с ее заботами и трудностями.
Сим, Хам и Иафет. Художник Джеймс Тиссо
Согласно наиболее принятому толкованию, имя «Сим» значит «Имя, слава, знак, помета», отсюда – вообще «имя»;
имя «Хам», значит «горячий, жгучий, черный, темный, смуглый»;
имя «Иафет» означает «распространение, распространит (Бог)».
Хам родился за 100 лет до Всемирного Потопа, от которого он вместе с женой, отцом и братьями спасся в ковчеге.
Согласно Библии Хам повел себя, прямо сказать, неблагопристойным образом во время случая, произошедшего с отцом его Ноем.
А произошло следующее:
После потопа Ной начал возделывать землю и насадил виноградник.
«И выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем. «
Следует отметить, что допотопное человечество было знакомо с виноградом, но совершенно не было знакомо с употреблением вина.
Удивительное свойство виноградной лозы, впитывающей воду своими корнями и солнечный свет своими листьями, и превращающее их в сок своих плодов. Вино получается из виноградного сока естественным брожением, достигая при этом крепости около 12 градусов. Естественным означает, что если виноградный сок какое-то время постоит на солнышке, он начнет бродить, превращаясь в вино.
Мы знаем, что «Ной был человек праведный и непорочный», и опьянение, вызванное употреблением вина или перебродившего сока, явилось полной неожиданностью для самого Ноя. Легко могло случиться, что он, не зная силы и действия вина, выпил его больше, чем бы это следовало, и захмелел.
Все бы ничего, но случилось так, что в шатер зашел сын Ноя Хам.
А он в это время зашел в шатер и увидел отца своего, скажем так, в неприглядном виде.
Есть предположение, что в шатер сначала забежал Ханаан, внук Ноя и сын Хама, который и сообщил об увиденном отцу своему.
Пишет об этом и святитель Филарет: «Ханаан. первый увидел наготу своего деда и сказал об том отцу своему».
Принято считать, что Хам не промолчал и не скрыл увиденное, а посмеялся над спящим отцом, рассказывая братьям про наготу отца своего.
Можно предположить, что рассказ Хама братьям вряд ли был очень лестным для Ноя. Скорее всего, он содержал насмешку, но никаких подробностей нам Библейские тексты не сообщают.
Ной делает вино. Хамов грех. Мозаика
А Хамом двигало не любовь и уважение к отцу своему, а желание унизить отца в глазах других.
Если бы это были любовь и уважение, не промолчать ли надо было? Будь его сердце чистым, любящим, лишённым зависти, не принес ли бы он тайно от других покрывало, чтобы скрыть наготу того, кого любил и уважал, от глаз братьев своих, чтобы и они неожиданно не оказались в неправильной ситуации, в которой он сам оказался?
Ной проклинает Хама. Художник Гюстав Доре
Поступок Хама привел к серьезнейшим (для дальнейшей истории человечества ) последствиям.
Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему».
Хам зовет братьев. Мозаика. Италия. Венеция. Собор Святого Марка; XI в.
Мы знаем, что общество в те времена было патриархальным. Патриарх, т. е. глава рода, имел над своими детьми и их потомками неограниченную власть, принадлежавшую впоследствии царю; он был в то же время священником, который приносил жертвы, и пророком, как хранителем истинной религии и провозвестником будущих судеб.
Ной проклинает Хама. Художник И.Ксенофонтов
Поэтому сказанное Ноем своим сыновьям имело пророчествующее и решающее значение для судьбы их потомков. Хам за его непочтение к своему родителю и патриарху был проклят в лице своего сына Ханаана; Сим благословлен как представитель истинного благочестия, а Иафету предсказано необычайное распространение на земле, и обоим им Ханаан отдан в рабство.
Фреска «Опьянение Ноя». Сикстинская капелла. Италия. Микеланджело Буонаротти (1475-1564)
В своём пророчестве Ной почему-то не сказал «проклят Хам». Хотя именно Хам повёл себя недостойным образом. Ной перенёс проклятие на сына Хама и своего внука – Ханаана. Святые отцы позже объясняли, что наложив проклятие не на Хама, а на его первенца Ханаана, Ной избавляет от наследования проклятия всех остальных сыновей Хама, которых у него было четыре: Хуш, Мицраим, Фут и Ханаан, а также избегает налагать проклятие на того, кто в числе прочих вышедших из ковчега сподобился получить благословение Божие.
Фреска «Опьянение Ноя». Сикстинская капелла. Италия. Микеланджело Буонаротти (1475-1564)
. И оттуда рассеял их Господь по всей земле (Быт.11:9)
Джером Сабле. Опьянение Ноя
Следует сказать, что потомки Ханаана были умерщвлены и обращены в рабство евреями при Иисусе Навине, во время завоевания им земли обетованной (Нав. 9:23). Не раз и еще, в особенности при Давиде и Соломоне, хананеи испытали на себе тяжелую руку потомков Сима и послужили им (3Цар. 9:20–21). А другие отрасли хамитов – финикияне и в особенности ефиопляне были покорены племенами Иафета – персами, греками и римлянами. Так что пророчество Ноя сбылось полностью.
Расселение потомков Хама, согласно европейской средневековой карте
Среди более отдаленных потомков Хама были жители Ниневии, так раздражившей Господа своими грехами, что он послал к ним пророка Иону с грозным предупреждением. Были филистимляне, из среды которых вышел, кстати, великан Голиаф, побежденный будущим царем Давидом и сделавшийся с тех пор олицетворением какого-то огромного и с виду неодолимого зла. Населяли хамиты и города Содом и Гоморру, тоже ставшие впоследствии именами нарицательными, обозначающими крайние степени порока.