сюжетно отобразительная игра у детей появляется в каком возрасте
Педагогический доклад «Формирование сюжетно-отобразительных умений у детей раннего возраста»
Смирнова Мария
Педагогический доклад «Формирование сюжетно-отобразительных умений у детей раннего возраста»
Педагогический доклад «Формирование сюжетно-отобразительных умений у детей раннего возраста».
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада представить свой доклад на тему «Формирование сюжетно-отобразительных умений у детей раннего возраста». Насколько нам известно, третий год жизни ребенка характеризуется зарождением начала игры, поэтому большое внимание необходимо уделять развитию игровой деятельности детей. И одной из главных целей развития сюжетно-отобразительной игры является организация практического опыта осуществления игровых действий детей, а также обеспечение общения ребенка и взрослого в игре.
Исходя из этой цели можно определить следующие задачи, они представлены на слайде.
Как известно, игра- ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, который открывает широкие возможности для воспитания ребенка. В раннем возрасте (1-3г) характерна предметная деятельность, с предпосылками сюжетно-отобразительной игры, где малыши осваивают назначения и свойства предметов, начинают отображать разные стороны окружающей действительности. Задачей у педагога является формирование у детей раннего возраста игровых умений, способствующих становлению самостоятельной сюжетной игры, помогать детям переносить знания об окружающем мире в игру, формировать предметные способы решения игровых задач, игровые действия с игрушками, предметами- заместителями.
Для реализации цели необходимо организовать пространственную предметно-развивающую среду и систематизировать игровую деятельность.
Для формирования у детей сюжетно-отобразительных умений я использую в работе следующие методики, они представлены на слайде.
Одним из этапов сюжетно-ролевой игры является этап сюжетно-отобразительной игры (1-3г, где от отдельных действий с предметами переходят к связанным действиям по смыслу, дети отражают бытовые действия, учатся способам решения игровых задач, действиям с предметами заместителями, с воображаемым предметами. Роль дети пока не принимают, вместе не всегда играют. Поэтому важно создать насыщенную предметно-пространственную среду, среда должна быть мобильной, трансформируемой, безопасной.
Некоторые примеры среды представлены на следующих слайдах. Это предметы, изображающие посуду, муляжи продуктов, мебель, трансформируемая, легкая, чтобы дети могли ее перемещать, бытовая техника, игрушки –куклы (в одежде 4 цветов, плоскостные куклы, пупсы голыши,крупные модули, телефоны, ширмы, ящик с предметами –заместителями.
Для выполнения задачи по развитию самостоятельной игровой деятельности с различными предметами были использованы занятия совместно со взрослым, культурные практики. Дети многому научились и в самостоятельной игре воспроизводили действия с куклой (заворачивали в одеяло, укладывали спать, кормили, гуляли, с другими игрушками (строили домик, катали коляски,строили различные постройки из кубиков и кирпичиков (дорожку, кроватку и т. д.).
Для освоения и назначения свойств предметов, стимулирования овладением орудийными действиями в игре также применяются методики, представленные выше, и дети научились пользоваться лопаткой во время прогулок, аккуратно и правильно пользоваться ложкой, совочком в песочнице и другим действиям.
Для возникновению и развития сюжетно-отобразительной игры очень хорошо помогла методика Зворыгиной, где подробно описаны занятия.Дети постепенно начинают обозначать выполняемую в игре роль : я-шофер, ты –пассажир. Часть игрушек постепенно заменяется предметами – заместителями и ребенок осознает условность в игре, заявляя «это как будто», «это понарошку». Ребенок может показать себя зайкой, мишкой, «поплавать» и. т. д.
Для успешной реализации цели необходимо взаимодействовать с родителями. Наладить взаимоотношения помогают следующие формы работы:Анкетирование;Совместное создание предметно-игровой развивающей среды;Семейный опыт «Я играю дома».
В рамках следующего педагогического совета, я планирую провести диагностику развития сюжетно-отобразительной игры у детей 4 группы методом педагогического наблюдения и выявить «слабые» места в игре у детей, с дальнейшей корректировкой в индивидуальной работе.
Консультация «Роль сюжетно-отобразительной игры при переходе к сюжетно-ролевой игре»
Татьяна Кузьмина
Консультация «Роль сюжетно-отобразительной игры при переходе к сюжетно-ролевой игре»
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.
Вторая половина третьего года интересна тем, что многие дети в ходе игрыуже применяют диалог: что-то от игрушки просят, поучают. Иногда можно наблюдать как игрушка не слушается и её наказывают. Вслед за диалогом и на его основе появляется характеристика игрушки, обобщение её особенностей. Это уже показатель интеллектуального развития, развития восприятия, мышления (обобщения). Значение этого момента в том, что специфическая характеристика игрушки даёт множества вариантов каждому сюжету. Даже если ребёнок не может сформулировать обобщающее определение, ему интереснее сюжеты с вариантами. Включаясь в игру, можно целесообразно подать реплику от имени игрушки и тем самым подсказать новый сюжет. Реплики должны отражать реальное поведение, и тогда дети легко смогут разыгрывать ситуации в самостоятельной деятельности.
Игровые действия в сюжетно-отобразительной деятельности и сюжетно-ролевой игре претерпевают значительные изменения. Сначала действия с сюжетно-образными игрушками очень похожи на реальные, практические действия с предметами. Постепенно они становятся более обобщенными, превращаясь в условные действия. Часть игрушек постепенно заменяется игрушками-заместителями и воображаемыми предметами. Так, ребенок к трем годам осознает условность к игре, игровую воображаемую ситуацию,заявляя: “Это “как будто”, “Это понарошку”, “Это “по правде”. Умение отображать разнообразные сюжеты, да еще вариативно и в деталях, делает ребёнка желаемым партнёром по игре. С ним интересно играть, он увлекает.
Для большинства детей переход к ролевой игре затруднён тем, что они не могут создавать воображаемую ситуацию без практических действий. Так как для раннего возраста характерна практика, мышление ребёнка отличается наглядной действительностью, а ролевая игра требует опоры на образы. Для развития умения представить партнёра, вести с ним диалог можно использовать игру “Телефон”. Можно предложить позвонить маме, зайчику и т. д. и подсказывая вопросы развивать воображаемый разговор. Сюжет телефонного разговора близок детям, они быстро подхватывают идею, строят воображаемый диалог и телефон в группе может стать одной из самых активных игрушек. Он послужит развитию воображения, речи, научит играть без предметных действий и строить диалог с игрушкой.
Сюжетно-отобразительный этап игры детей второго и третьего года жизни создает возможность для перехода к сюжетно-ролевой игре.
Дети начинают передавать в игре не только отдельные действия, но и элементы поведения тех лиц, которые совершали эти действия в жизни. Появляется “роль в действии”, например, девочка, накрывая на стол, явно подражает маме,но на вопрос: “Кто ты?”— отвечает: “Я Юля”. Дети начинают обозначать, словом, выполняемую в игре роль: “Я шофер”, “Ты мама” и т. д.
Сюжетно-ролевая игра увлечёт ребенка в том случае, если он вживаются в роль, в образ. Школа ролевых отношений – подвижные сюжетные игры (“Воробышки и автомобиль”, “Кот и птички”). В них роли кратковременны,но поведение каждого играющего соотносится с действиями других: кот спит – птички клюют зернышки, играют, кот проснулся – птички улетают.
Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это связанно с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности и формирование умения действовать коллективно, творчески. В игре расширяется жизненный опыт детей.
Сюжетно-ролевая игра как культурная практика. Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной к школе группе Уважаемые коллеги! В минувшем учебном году в нашем детском саду проходил конкурс проектов на тему «Сюжетная игра как культурная практика».
Фотоотчет о сюжетно-ролевой игре «Больница» Цель: Сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Больница» Задачи: Образовательные: Учить создавать игровую обстановку,.
Фотоотчёт о сюжетно-ролевой игре «Кафе» За столик любой можно смело присесть, Хотите отдельно? VIP зал тоже есть! Развитие детей любого возраста должно быть гармоничным и затрагивать.
Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка» Дошкольное детство, это короткий, но очень важный период становления личности ребёнка. Невозможно представить себе развитие ребёнка без.
Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста» Как известно основным видом деятельности детей дошкольного возраста является – игра. Она имеет огромное значение в формировании личности.
Роль сюжетно-ролевой игры в жизни детей Попова Валентина. Игра- основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Игра делает жизнь детей интереснее и учит их познавать окружающий.
Развитие сюжетно-ролевой игры у детей раннего возраста
Вероника Галынская
Развитие сюжетно-ролевой игры у детей раннего возраста
Этапы развития сюжетно-ролевой игры:
Вместе с игрой развивается и сам ребенок. На первом году жизни ребенка начинается этап развития предметной игры:
Развивается предметно- игровая деятельность (ознакомитель-ная игра со своим телом: руками, ногами).
Появление манипулирования с предметами и игрушками (стучит, обследует, бросает.)
С 9-10 месяцев появляется отобразительная игра (качает, кормит куклу)
У многих игра носит разрушительный характер (т. к. это единственно доступный для ребенка на данном этапе способ проявления активности в игре, а не проявление агрессии).
Взаимодействия со сверстниками в игре НЕТ.
Роль взрослого в данный период:
Общение с ребенком;
Обучение игровым и предметным действиям;
Создание развивающей среды для активной предметной и игровой деятельности.
Со второго года жизни у ребенка начинается этап отобразительной игры:
На 2- м году жизни развивается ходьба. Ребенок любит много двигаться, ориентироваться в окружающем, перетаскивать предметы;
Манипулируют с открывающимися коробками, ящиками, вкладышами.
Дети повторяют действия, показанные взрослым и начинают самостоятельно воспроизводить увиденное в жизни (кормление, укладывание спать куклы.) т. е. развивается отобразительная игра.
Ребенок многократно повторяет одни и те же действия («круговые сюжеты«).
Появляются первые попытки конструирования с игрушками-вкладышами.
Ребенок постоянно ищет взрослого для игры и развлечения.
Взаимодействия со сверстниками в игре НЕТ.
Роль взрослого заключается в:
Обогащении ребенка яркими впечатлениями о доступных явлениях окружающей жизни;
Показа способов игровых и предметных действий;
Подборе и правильном размещении игрового материала.
В игре ребенок увлечен действиями с игрушкой;
Появляются простые сюжеты из 2-3 взаимосвязанных действий (уже не круговые) ;
Роли пока нет (ребенок не осознает ее);
Идет активная подготовка к принятию роли: с 2.5 лет начинает активно развиваться самосознание ребенка, развивается воображение. Малыш начинает понимать, что оставаясь самим собой в игре, он может одновременно выполнять какую- либо роль.
Основные задачи взрослого заключаются:
В развитии целенаправленной игровой деятельности, учить придумывать цель в игре, подбирать под нее игровые действия.
Помогать детям усваивать назначения предметов и овладевать действиями с ними.
Готовить детей к принятию роли;
Поддерживать интерес к игре.
В начале года игры детей не продолжительны (3-6 мин., но постепенно, при условии правильного педагогического руководства, направленного на совершенствование игровых умений, игры становятся более длительными (8-10 мин.)
Малыш 2-3 лет часто еще действует подражательно,но его действия существуют в рамках определенной роли: мамы, шофера, доктора.
В начале года ребенок в игре называет себя своим именем, то к концу года, как правило отождествляет себя с тем взрослым, действия которого изображает (я- доктор). Отдельные игровые действия объединяются в единую сюжетную линию. Поначалу цепочки игровых действий осуществляются довольно хаотично, но с приобретением жизненного опыта в этих цепочках появляется определенная логика, затем цепочки становятся более продолжительными, обогащается содержание игры. Основной задачей взрослого является формирование у детей раннего возраста игровых умений, способствующих становлению самостоятельной сюжетной игры.
Один и тот же заместитель может использоваться в качестве разных предметов;
Использование заместителей сопровождается словом, пояснением;
Используется несколько заместителей;
Используются нарисованные предметы;
Таким образом, взрослый тщательно продумывает ряд постепенно усложняющихся игровых задач, которые он будет решать с ребенком в совместной игре. Для этого он заранее предусматривает наводящие вопросы, примерные советы по ходу игры, вызывающие у ребенка желание решить игровую задачу.
Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста через использование сюжетно-ролевой игры В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для детей – основной вид деятельности, форма организации жизни,.
Развитие сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте Развитие сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте. Младшие дошкольники играют в основном в одиночку. Они еще не умеют договариваться между.
Конспект организации сюжетно-ролевой игры для детей среднего возраста «Лечение больных» Цель. Учить играть вместе, помогать друг другу, словно поддерживать диалог • Знакомство с новыми моментами игры • Воспитывать умение сотрудничать.
Конспект сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста «Фотостудия» Конспект сюжетно – ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Фотостудия». Подготовила воспитатель: Кралевская Е. В Цель:.
Конспект сюжетно-ролевой игры «Дочки-матери» для детей младшего дошкольного возраста Конспект сюжетно-ролевой игры «Дочки-матери» для детей младшего дошкольного возраста Образовательная область: социально-коммуникативное.
Консультация «Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие дошкольников» «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.
Развитие связной речи дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка- детский сад № 11 «Голубой вагон» г. Сальск.
Принципы организации сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста Игра занимает центральное место в жизни ребёнка, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Цель педагогического воздействия.
Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие слабовидящего ребенка Проблема игры и ее роли в развитии детей издавна привлекала внимание не только педагогов и психологов, но и философов, этнографов, искусствоведов.
Родительское собрание «Роль сюжетно — отобразительной игры детей от 1,6 до 3 лет»
«РОЛЬ СЮЖЕТНО-ОТОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ИГРЫ
ДЕТЕЙ ОТ 1, 6 ДО 3 ЛЕТ»
Какие бывают игры?
-творческие (придуманные самими детьми);
-игры с правилами (придуманные взрослыми);
-творческие игры: cюжетно-ролевые, театрализованные, конструкторские (строительные).
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.
Игра развивается постепенно, поэтапно. Чтобы игра поэтапно формировалась, оказывая положительное влияние на развитие каждого ребенка, ею надо умело руководить.
Основные показатели развития игры.
1. В игре есть содержание, это те события, которые дети передают.
2. Любое содержание в игре отображается разными способами. Сначала дети осваивают предметные способы.
3. Отличительной чертой игр является самостоятельность и творчество детей.
4. В игре дети вступают во взаимодействие друг с другом.
Игровые ориентиры образования в младенческом
В раннем возрасте у детей появляется отобразительная игра. Это такая игра, в которой малыши отображают хорошо знакомые события окружающего, роль на себя не принимают, играют индивидуально. В отобразительнойигре малыши осваивают назначение и свойства предметов: из тарелки кормят куклу, машину катают или в ней перевозят грузы и т. п.)
В раннем возрасте малыши не должны быть пассивными наблюдателями, им предлагается выполнять посильные действия.
Итак, сначала малыши осваивают игровые действия с игрушками. Они приучаются использовать игрушки по назначению, например, машиной не стучат по столу, а катают ее по полу.В этот период они с удовольствием длительно повторяют одни и те же игровые действия: долго кормят куклу, тщательно «моют» посуду, подражая в игре действиям взрослых.
В отобразительной игре дети еще не вступают во взаимодействие друг с другом, игра носит индивидуальный характер. Каждый ребенок ставит игровую задачу для себя и сам же ее решает. Но у детей постепенно появляется интерес к играм сверстников, его нужно поддерживать
Игра детей раннего возраста- начинается со знакомства с предметом на уровне манипулирования. Действуя с предметами, ребенок открывает для себя их физические (величину, форму, цвет) и динамические свойства, пространственные отношения (близко, далеко, разделение целого на части и составление целого из частей (разбирает и собирает пирамидку, матрешку). Назначение предмета, способ его употребления открывает ребенку взрослый.
При правильной поддержки взрослых дети уже в первой половине второго года жизни начинают переходить от действий, основанных на свойствах предметов и игрушек, к отражению практических. Таким образом, формируется сюжетно-отобразительная игра, в которой дети начинают активно отображать впечатления, полученные в повседневной жизни (в быту, на занятиях).
Игры детей раннего возраста в основном неустойчивы, что выражается в частой смене игрушек и игровых образов, кратковременности игры, наличии конфликтов по поводу игрушек.
В играх малыши отображают только хорошо знакомые им события, они с удовольствием кормят кукол, укладывают спать, купают и т. п.
Как можно распределить роли?
На третьем году жизни ребёнка развивается игровое моделирование. В этот период дети с помощью игрушки играют в “больницу”, читают куклам книжки, проводят утреннюю гимнастику. Для развития игры важно помочь детям освоить разные источники моделирования сюжета: проигрывать не только то, что случилось, но и то, что они раньше видели, о чем читали, что они видели в мультфильмах.
На третьем году жизни ребенок уже берет на себя роль в игре, но не заявляет о ней. Все это свидетельствует о новом витке развития, о начале становления сюжетно-отобразительной игры. Сначала сюжетно-отобразительная игра состоит из одного действия (например, ребенок кормит куклу, а затем из нескольких взаимосвязанных действий, отражающих целое событие действий.
Вторая половина третьего года интересна тем, что многие дети в ходе игрыуже применяют диалог: что-то от игрушки просят, поучают. Вслед за диалогом и на его основе появляется характеристика игрушки, обобщение её особенностей. Это уже показатель интеллектуального развития, развития восприятия, мышления (обобщения).
Вывод: Какие богатые впечатления дети получают в окружающей жизни, их они и отображают в играх. Малыши живут в разных условиях, поэтому и содержание игр у них должно быть разным. В -отобразительнойигре малыши осваивают назначение и свойства предметов: из тарелки кормят куклу, машину катают или в ней перевозят грузы и т. п. Доказано, что в отобразительной игре у детей формируется предметные способы решения игровых задач. Таким образом, на этапе отобразительной игры ведущим направление работы становится организация практического опыта осуществления игровых действий, их цепочек, а также обеспечение общения ребенка и взрослого в игре.
Дошкольник в мире игры изд. «Речь» Санкт-Петербург 2010г.
Первые сюжетные игры малышей изд. «М. Просвещение» 1988г.
3. Г. Н. Година, Э. Г. Пилюгина
Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста
Опыт работы «Сюжетно-отобразительная игра в первой младшей группе»
Екатерина Филипова
Опыт работы «Сюжетно-отобразительная игра в первой младшей группе»
Игра для ребенка – наиболее доступный способ познания мира вещей с его разнообразием свойств, качеств.
Игра – ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника, определяющая его дальнейшее психическое развитие, прежде всего потому, что игре присуща воображаемая ситуация. Благодаря ей ребенок учится мыслить о реальных вещах и реальных действиях. С этим связано и возникновение замысла в игре.
Цель сюжетно-отобразительной игры – формирование начальных навыков ролевого поведения у детей раннего возраста, способствующих становлению самостоятельной сюжетной игры.
Вначале года я ставила перед детьми довольно простые по содержанию задачи – это ежедневно повторяемые режимные моменты, такие как причесывание куклы, купание кукол, глажение одежды для куклы, катание Мишки на машине, убаюкивание куклы.
Игры детей на начальном этапе были не продолжительны, всего 3-6 минут, но постепенно, длительность игр увеличилась до 8-10 минут.
— в игре «Чаепитие» дети учатся различать и называть чайную посуду. Формируется умение красиво накрыть на стол, закрепляются культурные навыки.
— в игре «Строители» дети знакомятся с профессией строитель, инструментом. Учатся выполнять простые постройки из строительного материала.
Поначалу цепочки игровых действий осуществлялись довольно хаотично, но с приобретением жизненного опыта в этих цепочках появляется определенная логика, обогащается содержание игры.
Моя роль, как воспитателя, заключалась в правильном построении игры, так чтобы игра возникнув перешла на более высокий уровень.
Например: Вначале года ребенок просто брал руль и бегал с ним. Я с помощью показа, советов помогала ребёнку разнообразить игровые действия: построить автобус и прокатить на нем своих друзей. Это помогало ребёнку ощутить себя водителем, который может планировать свои действия.
На третьем году жизни малыш не берет на себя роль, но фактически выполняет ее. Нет еще явного общения ни с кем, ребенок играет в одиночестве.
Я ставила перед собой задачу научить детей играть сообща, взаимодействуя друг с другом, так как именно ситуация общения определяет переход от игры предметной к игре сюжетно-ролевой.