танк после ис 3 какой идет
Что качать после ИС-3?
Now I’m feeling zombiefied!
Tankar, utan vare sig riktning, logik eller form.
Братик не обижайся но не надо а?! Пожалуйста!
Думаешь, что он лучше?
Братик не обижайся но не надо а?! Пожалуйста!
Тяжело в рандоме от таких, как я? Терпи, братик, таковы правила этой игры.
Я все время думаю матом,
Надеюсь, им не обидно,
Sanity is such a burden ©
В ветке ИС7 танк девятого уровня Объект 257 куда интереснее и комфортнее топового недоразумения. Для меня очевидно, даже более чем, что при выборе между двумя кусками КЮ выбрать следует Объект 277.
Рассказы об оружии. Танк ИС-3 снаружи и внутри
Разработка танка ИС-3, или танка проекта «Кировец-1», началась летом 1944 года, после тщательного изучения и анализа новых немецких танков. Работы начались сразу в двух ОКБ: Челябинского Кировского завода, где главным инженером и конструктором был М. Ф. Балжи, и опытного завода №100, которым руководил Ж. Я. Котин.
Оба проекта были представлены на утверждение наркому танковой промышленности В. А. Малышеву. Ознакомившись с проектами, Малышев принял нестандартное и довольно рискованное решение: башню взять из проекта М. Ф. Балжи, а корпус из проекта Ж. Я. Котина.
Испытания образца проходили под надзором маршала танковых войск СССР П. А. Ротмистрова. Маршал лично ознакомился с танком и произнес приговор: «Вот такая машина нужна армии!»
Тактико-технические характеристики ИС-3.
Полная масса: 45800 кг.
Экипаж: 4 чел.
Длина: 6,9 м.
Ширина: 3,15 м.
Высота: 2,45 м.
Бронирование:
— корпус: 20-110 мм;
— башня: 110-220 мм;
— маска и лоб башни: 250 мм.
Двигатель: В-11, 12-цилиндровый, 4-тактный, V-образный дизель жидкостного охлаждения. Мощность двигателя: 520 л.с.
Скорость по шоссе: 40 км/ч.
Запас хода по шоссе: 340 км.
Вооружение:
122-мм пушка Д-25Т, боекомплект 28 снарядов.
12,7-мм пулемет ДШК, б/к 250 патронов.
7,62-мм пулемет ДТМ, б/к 756 патронов.
25 оборонительных гранат Ф-1 или наступательных РГ-42 и два 7,62-мм пистолета-пулемёта ППС-43 и 1000 патронов к ним.
Опыт войны сказывался: все меньше и меньше на броне ЗИПов, ящиков и прочего, что можно потерять под огнем.
Если проникнуть через люк, то впервые в отечественной бронетехнике можно увидеть вот это:
Речь идет, понятно, не о вытяжке или складном сиденье заряжающего. Лесенка! Хотя, если честно, там вдосталь от чего оттолкнуться можно, чтобы быстро свалить из башни.
Расклад простой. Пушка и снаряды к ней. Снаряды по верху располагаются, пороховые заряды внизу. Вообще, БК распихан всюду, где только место есть. Вроде бы небольшое количество, но 28 болванок и столько же баклажек с порохом.
Кстати, да, обратите внимание, куда ящики с брони перекочевали. На Т-26 все снаружи размещалось, если помните.
Далее пойдет электрика.
Рабочее место механика-водителя:
Чтобы попасть туда, надо уметь ужом вертеться. Но попал — намного удобнее, чем на ИСУ-152. Да плюс еще люк есть смотровой.
Место командира, с которого велась съемка:
Что еще можно сказать про ИС-3?
На танк устанавливали телескопические прицелы нового образца (ТПК-1), с ними дальность прицельной стрельбы могла составлять 5000 метров.
Скорострельность орудия составляла примерно 2 выстрела в минуту, а хорошо обученный экипаж мог делать до 3 выстрелов в минуту.
Первая партия танков сошла с конвейера в мае 1945 года, так что на Великую Отечественную войну танк не успел.
Зато успел к началу «холодной войны». Впервые ИС-3 показали на Берлинском параде союзных войск 7 сентября 1945 года. И сразу дал пищу для размышлений союзникам.
Повоевать танку все же удалось. В 1956 году ИС-3 активно потоптали гусеницами земли Венгрии, подавляя то ли мятеж, то ли восстание.
В Венгрии выяснилось, что если очень сильно постараться, то ИС-3 уничтожить можно. Насколько это затратно, судить венграм.
Целый полк был вооружен этими машинами в армии Египта. ИСы приняли участие в Шестидневной войне, и на первых порах весьма неплохо, хоть и уступали по ТТХ M48 и «Центурионам», тем не менее, выглядели весьма сложным соперником.
Но основные потери ИС-3 в той войне были не такими уж потерями. По крайней мере, израильтянам танки доставались весьма легко и в работоспособном состоянии. И довольно долгое время несли службу в армии Израиля в качестве тяжелых тягачей и дотов. Но тут явно вина не на танках лежит.
Последнее боевое применение ИС-3 датировано 2014 годом. Танк, стоявший в виде памятника в Константиновке, был приведён в рабочее состояние и использовался по назначению. Понятно, что из пушки не стреляли из-за отсутствия боеприпасов, но два установленных пулемета (один ДШК и один НСВ) вкупе с броней кое-что из себя представляли.
По сообщениям ополчения, 30 июня 2014 года танк принял участие в бою под Ульяновкой. В июле того же года танк достался ВСУ, после того, как украинская армия отбила Константиновку обратно.
Сейчас этот ИС-3 находится в Киеве возле Национального военно-исторического музея.
Несмотря на то, что танк производился всего один год, с 1945 по 1946 гг., было произведено 2 311 штук танков ИС-3 и его модификаций.
На базе ИС-3 разрабатывался «Объект 704», он же ИСУ-152 образца 1945 года, в серию проект не пошел.
Также на базе ИС-3 разрабатывался ракетный танк под названием «Объект 757». Танк испытания не прошел, было отдано предпочтение другому танку, «Объект 772», но он также не был построен. В дальнейшем от концепции создания тяжелого ракетного танка решено было отказаться.
Множество технических новшеств, особенно в революционной схеме бронирования корпуса и башни по сравнению со своим предшественником ИС-2, ИС-3 имел ряд недостатков, что для военного времени было нормально.
В итоге, с учётом имеющихся недостатков, все танки ИС-3 были подвергнуты модернизации и переделкам, однако танк так и не довели до необходимого уровня эксплуатационных требований.
Сложился именно тот вариант, когда оказалось проще начать разработки новых моделей, чем доводить до ума имеющуюся. Что, собственно, и произошло. И в середине 1946 года ИС-3 сняли с производства.
Танк после ис 3 какой идет
Популярное сообщение!
За картинку спасибо игроку с ником Lootsman
http://forum.worldof. ttach_id=114542
Реальный ИС3 на видео
не знаю, было или нет, но вот сделал статистику прибыльности ИС-3 за 10 боев с ПА (по аналогии с топиком про ИС-4):
from Warrlord
Подробная статистика в файле.
А вот и статистика прибыли для ИС-3 с ПА. Благодарю за проделанную работу!
1. Бронепробиваемость пушки противника 160-170мм
Можно встать прямо, тогда у вас будет несколько уязвимых точек.
От пушек типа Д10, ЗиС-6, Д-25-Т в принципе спасет, если:
* Большая дистанция
* Противник не выцеливает уязвимые точки
* Противник на ходу
* ВБР на вашей стороне (Stug-III пробивает под башню, в приборы наблюдения, и маску пушки)
Лучше встать под небольшим углом чтобы защитить нижний бронелист.
2. Бронепробиваемость пушки противника 200-225.
3.Большой угол доворота
Рикошетят тяжелые пушки 10 лвл, но не всегда. Здесь важно психологически обыграть противника. Опытный не выстрельнет никогда. Среднестатистический выстрельнет но не сразу потому что будет дольше целиться. Нуб выстрельнет сразу. Если противник не повелся, лучше спрятаться и попробовать другую тактику, или переключиться на другого противника потому что:
1. Вы светитесь, а арта тоже существует.
Да и не факт что вы будете вне досягаемости от какого нибудь другого танка. Есть конечно еще более хитроумный способ вылезти из за угла, но он рискованный, поэтому не буду его расписывать.
2. Бессмысленное юлозение или простой не приведут к победе команды, она за это время может слиться.
(А может и победить, так что иногда даже полезно подержать противника на фланге до подхода союзников)
Все знают что такое ВБР, если противник равного уровня то при перестрелке с ним нельзя стоять, надо вилять мордой из стороны в сторону. Во первых работает вышеобозначенный принцип и можно словить рикошет, во вторых прицеливание по движущемуся противнику занимает больше времени и выстрел будет менее точным. Можно наловить рикошетов, можно не наловить. Но кто не рискует тот не пьет шампанского.
Пару слов своих добавлю.
Преимущество в скорости передвижения и поворота башни нивелировало появление Т-32.
* Низкий силуэт.
* Относительно хорошо (Сравнительно с аналогами) бронированные наклонные борта.
* Вертикальный положительный угол наводки орудия огромен.
* Башня расположена спереди.
* Редко горит.
* Дешевый ремонт, можно играть без према.
* Можно применять как СТ. Хорошо разбирает средние танки.
Попытался оценить беспристрастно, провел на нем
Боевое применение танков ИС-3
Много «буков» не рекомендуется для «не читателей».
Военную карьеру танка ИС-3 нельзя назвать успешной и разнообразной. Повоевать во время Второй мировой ИС-3 так и не пришлось, но его первый выход на «сцену» был очень эффектным. 7 сентября 1945 г. в Берлине состоялся большой военный парад в честь окончания войны. В параде участвовали отряды оккупационных войск СССР, США, Англии и Франции. На почётной трибуне присутствовали главнокомандующий советскими оккупационными войсками маршал Г.Жуков, командующий 3-й американской армии генерал Джордж С. Паттон, другие высшие офицеры союзников.
По расчищенному от завалов Шарлоттенбургскому шоссе прошли колонны бронетехники. Первыми двигались 32 лёгких американских танка М24 «Чаффи» и 16 бронеавтомобилей М8 из 705-го танкового батальона армии США, за ними — французские танки, бронетранспортёры и бронеавтомобили. Английские бронетанковые войска были представлены машинами 7-й танковой дивизии — 24 танка «Комета» и 30 бронеавтомобилей.
Завершали парад советские тяжёлые танки совершенно неизвестного союзникам типа, вооружённые пушками большого калибра. Это были ИС-3. Колонна состояла из 52 машин — сводный отряд, созданный на базе 71-го гвардейского полка тяжёлых танков 2-й гвардейской танковой армии.
На родине ИС-3 впервые были продемонстрированы на военном параде в Москве 1 мая 1946 г.
В отличие от своего предшественника — ИС-2, который широко использовался армиями многих стран мира, ИС-3 экспортировался за рубеж в очень ограниченных количествах. Вскоре после окончания войны Польше передали две машины (серийные номера 703.604А81 и 703.605А58) для ознакомления с конструкцией и подготовки инструкторов. Вероятно, предполагалось, что Войско Польское примет танк ИС-3 на вооружение.
Первый из этих двух танков попал в Офицерскую школу танковых войск в Познани. В течение многих лет машина служила для подготовки курсантов, а затем заняла место в экспозиции музея Высшей школы танковых войск им. С.Чарнецкого.
Второй экземпляр направили в Военно-техническую академию в Варшаве, где его использовали в качестве учебного пособия при подготовке военных инженеров. В1950-х гг. этот ИС-3 часто принимап участие в военных парадах. В начале 1970-х гг. танк отвезли на полигон в Ожише. Там, частично разукомплектованный, он почти двадцать лет использовался в качестве наблюдательного пункта. В начале 1990-х гг. машину доставили обратно в Варшаву. Теперь этот танк хранится в экспозиции Музея тяжёлого вооружения Войска Польского в Чернякувском форте.
К лету 1956 г. взятые нами обязательства были выполнены. Кроме танков Т-34-85, самоходных установок СУ-100, бронетранспортёров БТР-152 египтяне получили партию танков ИС-3 (сообщалось о 25 единицах). 23 июня того же года на военном параде в Каире в честь национального праздника «Дня Независимости» прошли и тяжёлые ИС-3.
После того, как 26 июля 1956 г. президент Египта Гамаль Абдель Насер объявил о национализации Суэцкого канала и ввёл в зону канала египетские войска, на Ближнем Востоке «запахло порохом». 5 ноября англо-французские соединения провели десантную операцию «Мушкетёр», в результате которой был захвачен Порт-Саид и проведён рейд в глубь территории Египта вдоль Суэцкого канала.
Планируя операцию, объединённое командование считалось с наличием у египтян ИС-3.
В состав ударной группировки специально ввели 6-й танковый полк с танками «Центурион», вооружёнными 20-фунтовыми пушками, поскольку мощность пехотной противотанковой 17-фунтовой пушки против ИС-3 была признана недостаточной. Английские экипажи прошли даже дополнительную подготовку, которой руководил полковник Э.Оффорд из Экспериментального отдела известного Центра в Бовингтоне. Однако опасения англичан и французов оказались тогда напрасны — в зоне боевых действий ИС-3 не оказалось. Вероятно, египтяне держали их в резерве, да и экипажи их были ещё недостаточно обучены.
Поставки танков ИС-3 в Египет продолжались в 1962 — 1967 гг. Всего сюда было отправлено более 100 машин. Вместе с ними прибыли и советские инструкторы, а египетские офицеры проходили подготовку на специальных курсах, организованных в Академии танковых войск в Москве.
Танки ИС-3 считались в египетской армии мощными машинами поддержки и составляли парк нескольких танковых батальонов (по 20 — 30 единиц в каждом). Батальоны придавались пехотным и моторизованным дивизиям, а также некоторым танковым бригадам, входящим в состав танковой дивизии. Так, батальон ИС-3 входил в состав 7-й пехотной дивизии, занимавшей оборону на рубеже Хан-Юнис— Рафах. Ещё 60 танков имела в своём составе 125-я танковая бригада, позиции которой находились близ Эль-Кунтиллы.
5 июня 1967 г. Израиль начал на Синайском полуострове боевые действия, вошедшие в историю как «Шестидневная война». Главную роль в наземных сражениях тогда сыграли танковые и механизированные войска Израиля, основу которых составляли американские танки М48 «Паттон III». Изначально они были вооружены пушками калибра 90 мм, но часть машин израильтяне успели перевооружить 105-мм.
Израильские танкисты считались с угрозой, исходящей от тяжёлых египетских танков, вооружённых мощными пушками и защищенных толстой броней. Однако в условиях манёвренного боя ИС-3, как оказалось, проигрывали более современным танкам израильтян. Сказывались низкий темп ведения огня и устаревшая прицельная система 1940-х гг., которая позволяла вести огонь на поражение только во время Остановок, в то время как на М48А2 стояли оптический прицел-дальномер и двухплоскостной стабилизатор.
Израильские пехотные и воздушно-десантные части сталкивались со значительными трудностями во время боев с ИС-3, поскольку ни базуки, ни другое противотанковое вооружение израильской армии не могло пробить их лобовую броню. Многие израильские танки, особенно различные модификации «Шермана», также не могли успешно противостоять ИС-3. Особенно эффективно действовали египетские машины из засады.
Только более современные танки, например М48А2 «Паттон», могли с трудом поразить ИС-3 на нормальных боевых дистанциях.
Встретиться с ИС-3 израильтянам пришлось уже в первый день войны в ходе штурма Рафахского укреплённого района. Здесь египетская армия создала мощный оборонительный рубеж с траншеями, рвами, минными полями, противотанковыми и противопехотными заграждениями.
Оборону занимала 7-я пехотная дивизия и с ней батальон танков ИС-ЗМ. На окопавшихся в Рафахе египтян наступала моторизованная бригада израильских десантников-парашютистов, поддержанная танковым батальоном Т-01 под командованием полковника Ури Барома на танках М48А2 «Паттон».
В действительности всё произошло несколько иначе. Когда парашютистам показалось, что они полностью захватили египетские укрепления, неожиданно появился ИС-ЗМ, устремившийся прямо на них. Гранаты, которыми его с расстояния всего 150 м обстреливали из базуки парашютисты, не причиняли ему никакого вреда. Танк угрожал раздавить гусеницами штаб израильского батальона, но, когда водитель открыл люк, чтобы лучше сориентироваться, один из солдат прицелился из гранатомёта в открытый люк и выстрелил с расстояния 40 м. Граната попала в боевое отделение. Два члена экипажа танка погибли, двое успели выскочить, объятые пламенем.
В тот же день под Шейк-Зувейдом среди высоких дюн израильские танки «Шерман» танковой бригады полковника Менахема Авирама завязали бой с более чем двадцатью ИС-3, поддержанными большим количеством Т-34-85. Во время напряжённого боя арабы потеряли все свои танки.
6 июня главнокомандующий египетской армии генерал Амер приказал оставить Синай, после чего египтяне, побросав тяжёлое вооружение, откатились на запад.
На следующий день, когда танковая группировка генерала Шарона вышла к Нахлу, то обнаружила там немало брошенных танков из 125-й египетской танковой бригады, среди которых было более тридцати ИС-ЗМ, практически новых, почти с нулями на спидометрах.
После окончания «Шестидневной войны» израильтяне объявили, что им удалось подбить и захватить 820 танков противника, в том числе 73 тяжёлых ИС-ЗМ. Потери Израиля составили 120 машин. Большинство из захваченных ИС-ЗМ было доставлено в ремонтные мастерские и приведено в рабочее состояние. Некоторым из них заменили двигатели В-54К-ИС на двигатели В-54, снятые с трофейных Т-54.
Трофейные ИС-3 часто участвовали в военных парадах по случаю государственных праздников Израиля. Армия обороны Израиля эксплуатировала их до начала 1970-х гг.
В ходе «Войны на истощение» в 1969 — 1970 гг. несколько танков ИС-3 превратили в опорные пункты так называемой «Линии Бар-Лева» — укрепленной линии обороны вдоль Суэцкого канала. С танков сняли двигатели и трансмиссии, а на освободившемся месте разместили дополнительный боекомплект.
Во время «Войны Судного дня» в 1973 г. египтяне располагали, по крайней мере, одним полком тяжёлых танков ИС-ЗМ, но данных о его
участии в боевых действиях не имеется.
Советский танк ИС-3 – не ко времени и не к месту
ИС-3 не удалось заменить своего предка ИС-2 в строевых частях даже после модернизаций. А они (модернизации) не смогли значительно повысить его качества. А ведь сама по себе «щука» был вовсе не плоха.
История создания
Уже первые бои с участием танков ИС выявили недостаточную защищённость машин. Вызывало нарекания и качество сборки – военную приёмку проходило меньше половины выпущенных танков, а трансмиссия часто ломалась. Вопрос усиления лобовой брони корпуса решили просто и даже элегантно – спрямив верхний лобовой лист.
С башней танка было сложнее – разработанная изначально под орудия калибра 85мм, после установки 122мм орудия Д-25 она стала неуравновешенной. Следовательно, качественно усилить её броню можно было, только спроектировав новую башню. Весной 1944 года начались работы по созданию глубоко модернизированного ИС-2. Параллельно с ним разрабатывался и новый тяжёлый танк – будущий ИС-4.
Летом того же года проект был одобрен, а к осени был собран первый прототип. Второй опытный образец имел внутризаводское обозначение «Кировец-1». От ИС-2 он отличался уже значительно – имел полностью новый корпус и вновь разработанную башню в виде приплюснутой полусферы. Трансмиссию «Кировца» усилили. Узнав о результатах испытаний будущего ИС-3, Жозеф Котин, возглавлявший тогда Опытный Завод при ЧКЗ, предложил свой вариант усиления брони.
Конструкторам Опытного Завода удалось разработать оригинальную схему бронирования носовой части танка, ставшую известной под прозвищем «щучий нос» — её и предложил использовать Котин.
Предложение приняли. К весне 1945 года построили ИС-3 с новой схемой бронирования, а по результатам испытаний машину рекомендовали запустить в производство. В серию танк ИС-3 пошёл уже после того, как в война в Европе закончилась.
Конструкция
Корпус танка ИС-3 отличался от корпуса ИС-2 не только расположением листов брони. Из его конструкции, например, полностью исключили литые детали. Знаменитый «щучий нос» представлял собой лобовую деталь из двух листов, расположенных под двойным углом, в виде клина, вытянутого вперёд. Листы имели толщину в 110мм. Нижняя часть бортов «щуки» толщиной 90мм – вертикальная, а верхняя выполнялась с обратным наклоном в 60⁰.
Надгусеничные ниши, образованные наклонённым бортом танка, снаружи закрывались бронированными бортами, фактически выполнявшими роль противокумулятивных экранов. Корытообразное днище «щуки»имеет толщину 20мм. Кормовые бронеплиты – толщиной в 60мм. Башня танка – литая, фактическая толщина её стенок колебалась от 255 до 110мм, но благодаря рационально подобранным углам наклона эквивалентная толщина брони была не ниже 160мм.
Внутри танка ИС-3 тоже произошли изменения. Пост механика-водителя остался на прежнем месте – в центре носовой части корпуса. Теперь вместо смотровой щели для наблюдения мехвод пользовался сдвижным люком в крыше, а в бою – смотровым перископом. Командир машины, наводчик орудия, и заряжающий размещались в башне «щуки». Контролировать обстановку каждый из них с помощью таких же перископов МК-4, как и у водителя.
Рациональное объяснение отсутствию у ИС-3 командирской башенки найти сложно — опыт войны доказал её незаменимость.
Однако, командирский перископ отличался возможностью управлять башней с помощью кнопки электропривода. Теперь командир, обнаружив цель, мог нажатием кнопки немедленно развернуть на неё башню. Связь на ИС-3 обеспечивалась радиостанцией 10РК-26. С ней соединялось переговорное устройство ТПУ-4 для переговоров экипажа.
Размещение боекомплекта к пушке на ИС-3 рационализировали. Большинство снарядов укладывалось вертикально вдоль стенок башни, часть гильз находилась в носовой части корпуса, в укладках по обе стороны от водителя (на месте топливных баков). Новых снарядов «щука» не получила – использовались бронебойная «болванка» БР-471 и осколочный ОФ-471.
Интересно, что из-за большей длины осколочного снаряда его можно было помещать не во все укладки. Для самообороны в распоряжении экипажа «щуки» имелись пистолеты-пулемёты ППС и 25 гранат Ф-1 (либо РГ-42).
Поскольку подвижность ИС-2 тоже считалась удовлетворительной, то двигатель и ходовая часть ИС-3 остались в основном неизменными. Дизель В-11ИС-3 отличался от В-2ИС только повышенной надёжностью, а мощность развивал такую же – 520 л.с. Топливные баки, перенесённые из боевого отделения, находились у бортов моторного отсека. Четыре дополнительных бака, которые устанавливались снаружи на корпус, на «щуке» были включены в общую систему питания.
Сохранилась на ИС-3 четырёхступенчатая коробка передач, фактически имевшая восемь скоростей за счёт демультипликатора. Танк имел независимую торсионную подвеску. ЗИП хранился в надгусеничных нишах между внешним бортом и основным.
История службы
«Презентация», как бы сейчас сказали, ИС-3 произошла 7 сентября 1945 года во время парада в Берлине, посвящённого окончанию Второй Мировой Войны. Танк должным образом впечатлил представителей западных армий, да и советские маршалы считали, что именно «щуки» станут хребтом обновлённых танковых войск.
Машины выпускались крупными партиями, но уже в начале 1946 года производство встало.
Танк, который должен был избавиться от «детских болезней» ИС-2 приобрёл новые, собственные. А качество сборки не повысилось. Как раз в военное время это можно было терпеть – танк, если и не погибал безвозвратно в первых боях, вскоре ушёл бы на восстановление, а за год мог вообще устареть и уйти на слом. А в мирное время «жить» с постоянно ломающимися «щуками» предстояло годами. У ИС-3 продолжались отказы двигателей и трансмиссии, а главное – корпус сложной формы не обладал нужной жёсткостью и легко повреждался.
В итоге с 1948 года все выпущенные «щуки» отправились на «устранение конструктивных недостатков» — фактически, на восстановление. У машин усиливали корпус, устанавливали более прочные фрикционы. Вносились и другие улучшения – например, заменили радиостанции. Танк в итоге потяжелел на три тонны – до 48800 кг. В середине 50-х годов «щуки» модернизировали до стандарта ИС-3М. Снова усилили жёсткость корпуса, двигатель В-11 заменили на В-54, а в конструкцию коробки передач ввели маслорадиатор.
Поучаствовать в военной операции советским танкам ИС-3 довелось только однажды – в 1956 году во время «подавления контрреволюционного мятежа» в Венгрии, народ которой требовал выхода страны из Организации Варшавского Договора. Достоверно известно об одном уничтоженном в той операции ИС-3 – фото танка с сорванной взрывом башней широко известно.
Позже, в период обострения отношений с Китаем «щуки», вместе с другими тяжёлыми танками – ИС-2 и ИС-4 задействовали для усиления дальневосточных границ – некоторые танки стояли на боевом дежурстве, а некоторые – зарывались в землю, как ДОТы.
Другие ИС-3 использовались, как мишени на полигонах – сохранился, например, отчёт об испытании неуправляемой ракеты С-25, попадание которой оставило от ИС-3 только днище и лобовые листы брони. При этом танки «ухитрились» пережить Советский Союз – с вооружения их официально сняли только в 90-е годы.
В странах ОВД ИС-3 энтузиазма не вызвал – Польша и Чехословакия, которым «щуки» направили на ознакомление, интереса не проявили. В КНДР из поставленных ИСов составили два полка тяжёлых танков, но об их судьбе с тех пор ничего не известно. Зато «щуки» активно поставлялись в Египет. Их применение ожидалось уже во время Суэцкого Кризиса, однако этого так и не произошло. На протяжении 60-х годов парк египетских ИСов продолжал пополняться, а в 1967 году наконец-то пошли в ход.
Оказалось, что 122мм пушка превосходит 90мм орудия израильских танков по дальности – её скорострельность и прицельное оборудование оказались уже ниже всякой критики. Броня защищала «щуки» от устаревших «Базук» израильской пехоты, и давала некоторую защиту от упомянутых 90мм орудий. Но даже танки с 90мм пушками превосходили ИС-3 по маневренности, а от 105мм пушки L7 броня «щук» вообще не защищала.
В ряде столкновений египетские ИС-3 были побеждены модернизированными «Шерманами». Эффективно «щуки» могли действовать только с большой дистанции или из засад.
Широко тиражируется эпизод, в ходе которого израильский десантник поразил ИС-3, атаковавший штаб батальона парашютистов, гранатой, попавшей в открытый люк. Якобы египтяне шли в бой с открытыми люками, чтобы иметь возможность быстро «эвакуироваться». В действительности же механик-водитель открыл свой люк, чтобы лучше сориентироваться. Точный тип гранаты уже не установить – разные источники называют либо винтовочную, либо выстрел от «базуки».
В итоге израильтяне захватили множество брошенных египтянами ИС-3 – там танк тоже не вызвал восторга.
Хотя трофейные «щуки» несколько лет показывали на парадах, применение танкам в итоге нашлось только одно. Как и в СССР, ИС-3 сделали элементом укреплённых линий. Напомним, что трофейные машины Т-55 и Т-62 в Израиле перевооружались и активно использовались.
Оставшиеся в Египте танки служили до 1980 года, а потом были либо отправлены на переработку, либо проданы в музеи. По некоторым данным, ИС-3 также поставлялись в Сирию, Ирак и Китай, но никаких свидетельств их использования в этих странах нет.
Тактико-технические характеристики
Прямого аналога у ИС-3 во время его производства не было. Производство танков в Германии после войны надолго встало, а британские и американские тяжёлые танки в то время не выходили из стадии разработки. Можно, однако, сопоставить параметры «щуки» с характеристиками как предыдущего советского тяжёлого танка, так и следующего.
ИС-2 | ИС-3 | ИС-3М | Т-10М | |
---|---|---|---|---|
Масса, тонн | 46 | 46 | 46 | 51,5 |
Длина, м | 6,7/9,8 | 6,9/9,8 | 6,9/9,8 | 7,2/9,7 |
Высота, м | 2,63 | 2,4 | 2,4 | 2,5 |
Вооружение | 122 мм пушка, 3х7,62мм пулемёта, 12,7мм пулемёт | 122мм пушка, 7,62мм пулемёт, 12,7мм пулемёт | 122мм пушка, 7,62мм пулемёт, 12,7мм пулемёт | 122мм пушка, 2х14,5мм пулемёта |
Максимальная толщина брони, мм (корпус/башня) | 120/100 | 110/250 | 110/250 | 120/250 |
Максимальная скорость, км/ч | 37 | 40 | 40 | 50 |
Запас хода, км | 240 | 185 | 300 | 350 |
Преодолеваемые препятствия, м (высота стенки, глубина рва) | 1,0/2,5 | 1,0/2,5 | 1,0/2,5 | 0,9/3 |
Очевидно, что ИС-3 сам по себе был удачной и уместной эволюцией предшественника. Конструкторам «щуки» удалось повысить защищённость танка, не получив при этом заметной прибавки к массе. Убранные в моторный отсек топливные баки повысили безопасность экипажа, а новое размещение боеукладки было удобнее.
А вот ИС-3М, «окончательная» модификация, отличался в «тактическом» плане только увеличившейся массой и водительским прибором ночного видения. Но в то же время, когда ещё шла модернизация «щук», на вооружение приняли танк Т-10М. Он оснащался полным комплектом приборов и прицелов ночного видения, имел новую пушку со стабилизатором, в боекомплект входили подкалиберные и кумулятивные снаряды. Он превосходил ИС-3 по всем качествам.
Если бы Вторая Мировая Война затянулась – ИС-3 наверняка нашёл бы достойное место и получил хорошую репутацию.
Если бы качество его сборки было выше – танков могли бы выпустить больше, и они не потребовали бы немедленной реконструкции. Но к концу 50-х годов «щука» уже устарела, и как показал опыт войны 1967 года, в современном бою большой пользы принести не могла. А отказ израильтян заниматься доработкой ИС-3 может служить подтверждением низкого потенциала для дальнейших модернизаций.