танкоград это какой город

Они ковали Победу. Как Челябинск стал Танкоградом в Великую Отечественную войну?

танкоград это какой город. whatsapp color. танкоград это какой город фото. танкоград это какой город-whatsapp color. картинка танкоград это какой город. картинка whatsapp color

танкоград это какой город. 286132. танкоград это какой город фото. танкоград это какой город-286132. картинка танкоград это какой город. картинка 286132

танкоград это какой город. read us zen. танкоград это какой город фото. танкоград это какой город-read us zen. картинка танкоград это какой город. картинка read us zen танкоград это какой город. read us ynews. танкоград это какой город фото. танкоград это какой город-read us ynews. картинка танкоград это какой город. картинка read us ynews

В первые месяцы войны в Челябинск полностью эвакуировали Кировский завод из Ленинграда и Моторный завод №75 – из Харькова.

Челябинский тракторный завод изначально был предприятием-дублером Харьковского моторного завода, выпускавшего танки в соответствии с довоенными мобилизационными планами.

С сентября 1941 года прошла поэтапная переброска целого завода из Харькова в Челябинск, для чего было выделено 1650 вагонов. Для приема оборудования были построены новый механосборочный корпус площадью 12 тысяч квадратных метров, механический цех для обработки отдельных деталей и сборочный цех площадью 15 тысяч квадратных метров.

Всего в 1941 году на Челябинском тракторном заводе скоростными методами были построены и введены в действие 17 новых цехов общей площадью около 100 тысяч квадратных метров и ангар для сборки и испытания моторов площадью 9 тысяч квадратных метров. В минимально короткие сроки был проведен монтаж оборудования этих цехов.

С ходу, «с колес», нередко прямо на снег разгружали оборудование и тут же, в недостроенных помещениях, в мороз ставили на фундаменты станки, запускали их в работу, а уже потом возводили стены цехов и сооружали кровлю.

Основные цеха перешли на казарменное положение. В цехах, едва отапливаемых паром от трех паровозных котлов, в холодных недостроенных помещениях люди работали по 16-18 часов подряд, выполняя две-три нормы в смену. Многие рабочие ушли на фронт, поэтому трудовые коллективы состояли в основном из женщин, подростков и стариков.

В ходе эвакуации 15-тысячный коллектив довоенного Челябинского тракторного завода пополнили 7,5 тысяч ленинградцев, 3 тысячи харьковчан и тысяча москвичей. Кроме того, было привлечено 10 тысяч человек из различных регионов страны.

В 1943-44 годах численность работающих на заводе людей превышала 44 тысячи человек.

В октябре 1941 года ЧТЗ официально переименовали в Кировский завод наркомата танковой промышленности в городе Челябинске (ЧКЗ). Сам наркомат также базировался в Челябинске. Так появилось единственное в стране объединенное предприятие, выпускавшее тяжелые КВ-1, а также ставшее основным центром танкового дизелестроения.

Производство танков начали с нескольких единиц в сутки, а в скором времени довели до 12-15 машин. Специалисты завода добивались постоянного усовершенствования и сокращения трудоемкости изготовления танков. Если на 1 мая 1941 года танк «КВ» состоял из 23453 частей, то к 1 сентября число деталей сократилось до 11647.

Уже в четвертом квартале 1941 года выпуск тяжелых танков увеличился по сравнению с первой половиной года в 17 раз.

В 1942 году ЧКЗ впервые отправил на фронт легендарные танки Т-34. Их массовое производство наладили всего за 33 дня, хотя до этого считалось, что запустить серийный выпуск боевых машин нельзя быстрее, чем за 4-5 месяцев.

К концу 1943 года завод ежедневно выпускал по 25 «тридцатьчетверок», которые принесли советским войскам победу в битвах за Москву и Сталинград.

Также на ЧКЗ выпустили знаменитый танк №18 «Челябинский колхозник», который установлен на одном из постаментов Мамаева кургана.

Он сочетал в себе подвижность Т-34 и более мощные орудия и броню. В 1944 году производство ИС-2 поставили на конвейер. В Челябинском Танкограде впервые в мире поточно-конвейерным способом выпускали тяжёлые танки.

Впервые была применена термическая обработка деталей токами высокой частоты, ручную сварку брони корпусов танков заменили на автоматическую. Себестоимость машины значительно сократилась, немногим превышая стоимость Т-34.

В августе 1944-го конструктор Танкограда Михаил Балжи спроектировал новую машину – танк ИС-3, который имел усовершенствованную форму корпуса и башни, полностью выигрывая в «войне брони».

Именно так называли на Западе негласное соревнование танкостроителей. Оптическая система управления наводкой позволяла эффективно вести бой на расстоянии 2000-2500 метров. Благодаря новой системе охлаждения двигатель расходовал меньше мощности, а для облегчения запуска двигателя в зимнее время был предусмотрен подогрев охлаждающей жидкости.

Таких танков в то время не имела ни одна армия мира.

Сегодня ИС-3 стоит на постаменте в Челябинске на Комсомольской площади.

Кроме танков, на ЧКЗ наладили производство боеприпасов: 76-мм и 152-мм снарядов, а также цилиндров к ним. Кроме того, в четвертом квартале 1941 года на ЧТЗ выпускали детали к реактивным снарядам для «катюш» – около 40 тысяч штук. Только в первый год войны на заводе было изготовлено 600 тысяч лент к пулемету Березина.

За годы войны в Танкограде создали 13 типов новых танков и самоходных артиллерийских установок, шесть типов танковых дизельмоторов.

Завод выпустил 18 тысяч танков и самоходных установок, 48,5 тысячи танковых дизельмоторов, 17,7 миллиона заготовок для боеприпасов.

У Танкограда были мощные научные и проектные ресурсы. Одно из них – НИИ-48, где в годы войны работали два академика, один член-корреспондент АН СССР, четыре доктора и 10 кандидатов наук.

В конце 1944-го и начале 1945 годов именно челябинские тяжелые танки и «Зверобои» (так называли самоходные артиллерийские установки ИСУ) проломили своей броней и мощнейшими 122-мм и 152-мм снарядами сплошную оборонительную стену германских городов.

Именно такой весомый вклад в Победу внесли конструкторы, инженеры и рабочие Танкограда – города, который не появился на карте, но навсегда останется в истории Великой Отечественной войны

Источник

Города трудовой доблести: как Челябинск стал Танкоградом

танкоград это какой город. . танкоград это какой город фото. танкоград это какой город-. картинка танкоград это какой город. картинка

Одним из населенных пунктов России, получивших в 2020 году статус Города трудовой доблести, стал Челябинск. Казалось бы, далековато до фронта. Чем отличился город, расположенный на берегах реки Миасс на восточном склоне Уральских гор, в годы Великой Отечественной войны? На стыке XIX и XX веков экономика Челябинска бурно развивалась, за первые советские «пятилетки» город превратился в крупный промышленный центр – в 1930-х годах в нем работали тракторный, абразивный, электродный, цинковый, ферросплавный заводы. В их цехах в начале войны оперативно наладили массовое производство танков, так необходимых в борьбе против нацистской Германии. Каждый пятый танк, который воевал с врагом в СССР, был сделан в Челябинске.

В Челябинск было эвакуировано около 200 предприятий, от слияния которых с местными производствами появились такие промышленные гиганты, как ЧКПЗ (Челябинский кузнечно-прессовый завод), ЧМК (Челябинский металлургический комбинат), ЧТПЗ (Челябинский трубопрокатный завод) и ЧЗК (Челябинский завод дорожных машин имени Д.В. Колющенко). Огромную роль в Победу внес Челябинский тракторный завод, на базе ЧТЗ, ленинградского Кировского и Харьковского моторного завода №75 начался массовый выпуск танков. Делали тяжелые танки КВ-1, ИС-2, а также легендарный Т-34. Танк Т-34 был самым массовым танком Великой Отечественной войны, по своей маневренности он превосходил неповоротливых немецких «Тигров». Его производство в Челябинске наладили всего за месяц. Прибывшее оборудование разгружали «в чистом поле», ставили фундамент новых цехов и начинали работать. Стены и крыши появлялись уже потом, а первые танки выпускали прямо на морозе. Рабочие трудились по 16-18 часов в день.

На базе завода имени Серго Орджоникидзе №78 (современный «Станкомаш») выпускали бронекорпуса и башни тяжелых танков. Завод стал рекордсменом по количеству принятых эвакуированных предприятий – на его площадках разместились 23 завода из Харькова, Донецка, Мариуполя. Впервые в Челябинске в 1941 году выплавили мартеновскую сталь, необходимую для производства брони.

Вскоре город уже прозвали Танкоградом. Всего с 1941-го по 1945 год в Челябинске произвели 18 тысяч боевых машин, танков и самоходных артиллерийских установок (САУ), что составляло пятую часть от всех выпущенных в стране. При этом инженеры постоянно работали над сокращением трудоемкости производства, что значительно ускоряло процесс выпуска танка. Если в мае 1941 года танк КВ состоял из 23,4 тысячи компонентов, то к концу года – из 9 тысяч. На фото – 1942 год, танки КВ-1 в сборочном цехе Челябинского тракторного завода.

Однако производили в уральском городе не только танки. К примеру, на ЧТЗ выпускали самоходно-артиллерийские установки СУ-152, а затем ИСУ-152. На ЧТПЗ – авиабомбы большого калибра. На заводе им. Колющенко, изначально специализировавшемся на выпуске сельскохозяйственных орудий и техники, совместно с эвакуированным московским заводом «Компрессор» – снаряды и уникальные реактивные установки «Катюша». Производство «Катюш», секретами которого мечтали завладеть немцы, велось в обстановке строгой секретности, рабочие толком не знали, что именно создают. Конечную продукцию могли видеть только сборщики, работавшие в помещениях гаражей табачной фабрики в удалении от завода. Даже отгружали «Катюш» только ночью.

С 1942 года, когда немцы вывели из строя завод «Электроцинк» в Орджоникидзе, Челябинский цинковый завод (ЧЦЗ) стал единственным предприятием, производившим для нужд обороны электролитный цинк, кадмий и индий. В 1942 году завод начал производить техническую серную кислоту, а в 1943 году – медный купорос.

На базе Ворошиловградского, Харьковского, Калининского и Тульского заводов появился Челябинский патронный завод № 541. Некоторые его цеха разместились в стенах педагогического и агроинженерного университетов, станки стояли прямо в аудиториях. На этом и многих других предприятиях действовал казарменный режим – жили там же, где и работали.

На секретном заводе «К-4» (впоследствии «Оргстекло»), эвакуированном на Урал из Ленинграда, производили прозрачную броню. Большинство работников были подростками 14-15 лет, которым для работы за станками приходилось вставать на ящики. Они изготовляли бронекозырьки для боевых самолетов – штурмовиков Ил-2 и истребителей, которые спасали жизни летчиков. Выпускали бронированное стекло лишь на двух заводах СССР – в Челябинске и Дзержинске Нижегородской области.

Город дал фронту около 50 тысяч танковых моторов и почти 20 млн заготовок для боеприпасов, пять бронепоездов, электрооборудование для боевых машин, а также патроны, мины, бомбы, фугасы и реактивные снаряды. Подсчитано, что к концу Великой Отечественной в каждом третьем танке и боевом самолете была челябинская сталь. Вот так в 1942 году начиналось строительство Челябинского металлургического завода:

Помимо производств тыловые города принимали эвакуированное население. За счет эвакуации численность жителей к концу войны выросла с 270 до 650 тысяч человек. В Челябинске было развернуто 10 эвакогоспиталей для тяжелораненых, которым требовалось длительное лечение. Эвакогоспитали и местные больницы приняли с фронта около 22 тысяч человек, 78% из которых после прохождения лечения вернулись на войну. В городе были сформированы и отправлены на фронт два инфекционных госпиталя и один полевой подвижный. С 1941-го по 1944 год в Челябинске в эвакуации находился Киевский медицинский институт, на базе которого в 1944 году создали Челябинский медицинский институт.

В Великую Отечественную в «Танкограде» размещались Народный комиссариат танковой промышленности, Наркомат боеприпасов, Наркомат среднего машиностроения и Наркомат электростанций. На следующих фото – танки Т-34 во время отправки на фронт с завода Наркомата танковой промышленности.

Многие производства, созданные в Челябинске во время Великой Отечественной войны, существуют до сих пор, среди них ЧТПЗ, ЧЦЗ, ЧТЗ, а ЧМЗ является крупнейшим производителем нержавеющей стали в России. Челябинские бульдозеры широко применяются в лесном хозяйстве, дорожно-строительной сфере, ЖКХ и ТЭК. В городе до сих пор производят двигатели для танков, в том числе для «Арматы». По данным на 2016 год, Челябинск находился на 13-м месте в России по объему промышленного производства. Лидирующими направлениями остаются металлургия, производство готовых металлических изделий и машиностроение.

Источник

Танкоград это какой город

Среди названий славных и наград,
Которыми особенно гордятся,
Есть огненное слово: Танкоград,
Есть боевое званье: танкоградцы!

Хроника событий

Челябинцы внесли в историю Великой Отечественной войны гордое имя «Танкоград». День за днем в Танкограде нелегкой ценой ковали Победу. Именно здесь создавали самые мощные танки и боевые снаряды, а сам город стал символом единства фронта и тыла, единства народа, вставшего против фашистских захватчиков. Подвиг танкоградцев – это пример истинного патриотизма, мужества, трудолюбия и самопожертвования. Из хроники событий вы узнаете, что происходило в Челябинске в годы Великой Отечественной войны, и как жили танкоградцы.

Виртуальная карта Челябинска

События Великой Отечественной войны остались в далёком прошлом, и многих героев, погибших на фронтах, уже не вернуть. Однако память об их подвиге продолжает жить в названиях улиц, мемориалов и памятников города Челябинска. На карте представлены памятники и памятные места, связанные с Великой Отечественной войной.

Знакомство с памятными объектами Челябинска – большой шаг в познании истории Танкограда и его героев.

Живая книга памяти

Год от года всё меньше остаётся среди нас живых фронтовиков и тружеников тыла. И чем дальше от нас победный май 1945 года, тем дороже для нас и, главное, для будущих поколений, каждое их слово. Важно, чтобы дети, внуки и правнуки знали, что пришлось пережить их близким, чтобы они берегли семейные архивы, старались как можно подробнее узнать о каждой фотографии, каждом сохранившемся письме – любом документе, являющимся живым свидетелем военного времени. Пусть имена, судьбы и лица наших земляков, сражавшихся за Родину, трудившихся в тылу, не будут забыты.

Всё о Танкограде

Танкоград – город, которого не было на карте нашей Родины. Такое неофициальное имя Челябинск получил в годы Великой Отечественной войны, когда на заводах стали выпускать танки вместо тракторов. Массовое производство танков Т-34 было освоено всего за 33 дня! По общим подсчетам каждая пятая машина, выпущенная для фронта, была сделана в Танкограде!

История Танкограда складывается из истории людей, которые внесли весомый вклад в победу в Великой Отечественной войне. Здесь собраны воедино материалы о наиболее памятных событиях истории войны, которые связаны с Челябинском, его героями, простыми бойцами и тружениками тыла, мужчинами, женщинами и подростками, чей подвиг нашёл отражение в сохранившихся документальных источниках, художественной литературе, статьях, школьных сочинениях и т. д.

О проекте

Проект посвящён Героям земли Челябинской, прославившим доблестью и мужеством нашу Родину, и 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Цель проекта – показать вклад Челябинска в Победу через рассказ об основных памятных местах города и воспоминания ветеранов, тружеников тыла и их родственников; сохранить и передать память о подвиге танкоградцев молодому поколению.

Источник

Эвакуация. Челябинский тракторный становится «Танкоградом»

танкоград это какой город. 1578047974 n5b 2flt07tcop4r7e4tn1j6uuj bpvaeuco7hjz92grcyrsiw3zoa5qkmlwr0cpm5zt rjn7 wa2kz3uqetiocas7kczfigcrpytykhuo. танкоград это какой город фото. танкоград это какой город-1578047974 n5b 2flt07tcop4r7e4tn1j6uuj bpvaeuco7hjz92grcyrsiw3zoa5qkmlwr0cpm5zt rjn7 wa2kz3uqetiocas7kczfigcrpytykhuo. картинка танкоград это какой город. картинка 1578047974 n5b 2flt07tcop4r7e4tn1j6uuj bpvaeuco7hjz92grcyrsiw3zoa5qkmlwr0cpm5zt rjn7 wa2kz3uqetiocas7kczfigcrpytykhuo

На грани катастрофы

Потребность фронта в огромном количестве танков дала о себе знать уже в первые дни войны. Нарком Вячеслав Александрович Малышев на одном из совещаний зачитал сводки с фронтов:

В книге Д. С. Ибрагимова «Противоборство» приводится эмоциональная реакция наркома на сводки:

Действовать в сложившейся обстановке пришлось оперативно и не совсем в соответствии с предвоенными планами.

танкоград это какой город. 1578047943 47805219521 a9ec375680 b. танкоград это какой город фото. танкоград это какой город-1578047943 47805219521 a9ec375680 b. картинка танкоград это какой город. картинка 1578047943 47805219521 a9ec375680 b

12 сентября 1941 года было сформирован особый Народный комиссариат танковой промышленности, в который первоначально вошли исконно «танковые» предприятия. Это харьковские заводы №183 (сборка Т-34) и №75 (дизели В-2), ленинградские Кировский завод (КВ-1) и №174 (Т-26), московский завод №37, занятый на производстве плавающего танка Т-40, мариупольский завод имени Ильича, выпускающий бронесталь для Т-34, а также завод имени Орджоникидзе (бронекорпуса для амфибии Т-40).

Стремительное продвижение вермахта заставило искать новые площадки для этих и других заводов на территории Урала. Вагоностроительный завод в Нижнем Тагиле в соответствии с планом эвакуации должен был принять из Харькова производство танков Т-34. Свердловский Уральский завод тяжелого машиностроение получил множество оборонных предприятий, в том числе Ижорский завод, а на Уральский турбинный завод переместили мощности по сборке дизелей кировского завода. В октябре 1941 года сформировали Уральский комбинат по производству тяжелых танков, костяк которого составлял Челябинский тракторный (о возведении которого шла речь в предыдущих статьях цикла) с размещенным на его площадях кировским заводом. Поставками бронекорпусов и башен занимался Уралмаш, а турбинный завод частично обеспечивал комбинат дизелями. Однако изначально в планах советского руководства все было несколько иначе.

Интересна история с эвакуируемым Ленинградским государственным заводом № 174 имени К. Е. Ворошилова, который производил танки Т-26 и осваивал Т-50. Первоначально заместитель наркома среднего машиностроения С. А. Акопов в конце июля 41-го года предлагал разделить предприятие на две части: одну переместить в Москву для освоения производства Т-50, а вторую перебросить в Челябинск и развернуть сборку тяжелых танков. Но от такого предложения отказались в пользу полной эвакуации производства на Челябинский тракторный, а кировский завод должен был отправиться на нижнетагильский Уралвагонзавод. Спустя некоторое время нарком Малышев вообще решил переместить завод №174 на паровозостроительное предприятие в Оренбурге или, как он тогда назывался, в Чкалове. В спор тогда вступил заместитель наркома путей сообщения Б. Н. Арутюнов, который был категорически против – размещение крупного танкового производства в Чкалове парализовало бы часть ремонтных мощностей для паровозов.

Такие лихорадочные решения объяснялись достаточно просто: мобилизационная доктрина Советского Союза не предполагала, что враг вообще будет способен на столь стремительное продвижение вглубь страны, и о массовой эвакуации предприятий на восток думали в последнюю очередь.

В современной исторической науке, посвященной Великой Отечественной войне, существует два противоположных мнения относительно успешности эвакуации промышленности. В соответствии с традиционной советской точкой зрения, эффективность эвакуации никто не оспаривает: целое индустриальное государство было в короткие сроки успешно перемещено далеко на восток. Так, в книге «Экономический фундамент Победы» напрямую указывается, что

В продолжении читаем:

Или можно встретить вот такой миф:

танкоград это какой город. 1578048433 162be723f2c67d776780033b4d3ed10b. танкоград это какой город фото. танкоград это какой город-1578048433 162be723f2c67d776780033b4d3ed10b. картинка танкоград это какой город. картинка 1578048433 162be723f2c67d776780033b4d3ed10b

танкоград это какой город. 1578048253 original 13d3bc063708351511f3e3e97c505ee9. танкоград это какой город фото. танкоград это какой город-1578048253 original 13d3bc063708351511f3e3e97c505ee9. картинка танкоград это какой город. картинка 1578048253 original 13d3bc063708351511f3e3e97c505ee9

Современные историки, получившие доступ к архивам (к примеру, сотрудник Института истории и археологии Уральского отделения Российской академии наук Никита Мельников), опровергают подобные утверждения. Наряду с тем, что историки соглашаются с неизбежностью эвакуации именно на Урал, в статьях можно встретить свидетельства неразберихи и откровенного отставания темпов эвакуации от требуемых сроков. Огромной проблемой стала неразвитая транспортная сеть Урала, когда остро не хватало шоссе, а существующие железные дороги были в плохом состоянии. Так, уральская железная дорога только на 1/5 был двупутной, что осложняло одновременную переброску резервов на фронт и эвакуацию промышленности на восток. В отношении формируемой «большой тройки» танковых заводов в Челябинске, Нижнем Тагиле и Свердловске есть множество свидетельств неудовлетворительного хода эвакуации осенью 1941 года. Так, 25 октября Молотовский обком констатировал недопустимую ситуацию с приемом составов на нижнетагильской станции Гороблагодатской, где 18 поездов оказались просто «брошенными», а, в общей сложности, 1120 вагонов подолгу простаивали с оборудованием и людьми. Поэтому говорить о 3-4 неделях, за которые эвакуируемые заводы вступали в строй на Урале, говорить совсем не приходится.

танкоград это какой город. 1578050465 9890da632f5ef4feb6fc972009ff2867. танкоград это какой город фото. танкоград это какой город-1578050465 9890da632f5ef4feb6fc972009ff2867. картинка танкоград это какой город. картинка 1578050465 9890da632f5ef4feb6fc972009ff2867

Но вернемся к Челябинскому тракторному заводу, который, в соответствии с постановлением от 19.08.1941 года должен были принять весь ленинградский завод легких танков №174. Первые эшелоны с демонтированным оборудованием вышли из северной столицы на Урал уже в конце августа. Также в Челябинск направилась часть оборудования из ижорского завода, предназначенное для производства корпусов Т-50. Собственно, все подготавливалось для создания на ЧТЗ крупного производства не тяжелых, а легких танков. На кировский завод к 30 августа успел перебросить в Нижний Тагил на вагоностроительное предприятие 440 вагонов оборудования с рабочими и семьями. И если бы история сложилась в соответствии с этими планами, кузницей отечественных тяжелых танков Победы стал бы Нижний Тагил. Но немецкое наступление на Украине поставило под угрозу захвата Харьковский завод №183 им. Коминтерна, который требовалось во что бы то ни стало эвакуировать на восток страны. А это, между прочим, не менее 85 тыс. кв. метров площадей, которые найти было очень сложно: Урал был уже насыщен практически до предела. Единственной площадкой, способной разместить столь крупное производство, оказался Уралвагонзавод, на котором, напомню, уже развертывались кировский завод и производство танков КВ. В этот момент и принимается судьбоносное решение о переброске кировского завода в Челябинск. А куда девать составы с оборудованием с ленинградского завода №174, которые уже шли по железной дороге на ЧТЗ? В Чкалов, как того ранее и хотел Малышев, а мощности ижорского завода переводились на Саратовский вагоноремонтный.

Из Харькова и Ленинграда в Челябинск

Примечательно, что единственным танковым предприятием, которое было эвакуировано в соответствии с довоенными мобилизационными планами, стал Харьковский моторный завод №75. Об этом упоминается в книге Никиты Мельникова «Танковая промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны». Челябинский тракторный завод изначально был предприятием-дублером харьковского моторостроительного, поэтому логично было в случае эвакуации разместить мощности именно на его базе. 13 сентября 1941 года нарком Малышев подписал приказ о поэтапной переброске целого завода из Харькова в Челябинск, для чего было выделено сразу 1650 вагонов. В первую очередь эвакуировали служащих и половину оборудования (комплекты штампов для производства В-2, испытательные стенды и около 70 человек инженеров с рабочими), чтобы уже к 25 октября принять вторую волну эвакуации. 18 сентября первый эшелон из Харькова отбыл в Челябинск. Туда же должны были уйти часть производственного оборудования Мариупольского металлургического завода имени Ильича, однако эта эвакуация закончилась трагедией. Завод, занятый на производстве танковой и судовой брони, успел за сентябрь 1941 года отправить в Нижний Тагил (туда уходила основная часть оборудования) сварочные аппарата, сварочные щиты, готовые корпуса, башни и заготовки к ним. А уже 8 октября в Мариуполь вошли немцы, которым достались вся производственная оснастка, вагоны, наполненные оборудованием, и большая часть рабочих завода.

танкоград это какой город. 1578048805 miting na leningradskom zavode imeni kirova o nachale voyny. танкоград это какой город фото. танкоград это какой город-1578048805 miting na leningradskom zavode imeni kirova o nachale voyny. картинка танкоград это какой город. картинка 1578048805 miting na leningradskom zavode imeni kirova o nachale voyny

Совет Народных Комиссаров СССР 4 октября предписывает эвакуировать танковое производство Кировского завода вместе с кадрами на базу Челябинского тракторного. Производство артиллерийских орудий этого же завода переводилось в Свердловск на Уральский завод тяжелого машиностроения, который также получал бронекорпусное производство танков КВ от Ижорского завода. Надо сказать, что руководство СССР откровенно затянуло с эвакуацией производства тяжелых танков из Ленинграда – все до последнего думали, что немцев удастся остановить. При этом фронт постоянно требовал новые танки и перерыв на эвакуацию на несколько месяцев срывал поставки. В итоге железнодорожная ветка, по которой можно было вовремя перебросить завод на Урал, была перерезана немцами. Поэтому оборудование кировского завода и рабочих перевозили до станций Ладожское озеро и Шлиссельбург, перегружались на баржи и по Ладожскому озеру и реке Волхов переправлялись до железнодорожной станции Волховстрой, откуда на ж/д составах уходили вглубь страны. Отдельно самолетами из осажденного Ленинграда до Тихвина перебросили 5000 самых важных инженеров, квалифицированных специалистов и руководителей кировского завода.

В общей сложности эвакуация в Челябинск закончилась только с прибытием последнего эшелона в январе 1942 года. Для приема оборудования из Ленинграда был построен новый механосборочный корпус площадью 12 тыс. кв. метров, механический цех для обработки отдельных деталей и сборочный цех площадью 15 тыс. кв. метров. Также во второй половине 41-го года расширили механический цех на 15,6 тыс. кв. метров и построили ангар для сборки и испытания моторов площадью 9 тыс. кв. метров. Так появилось объединенное предприятие — кировский завод, который единственный в стране выпускал тяжелые КВ-1, а также стал крупнейшим центром танкового дизелестроения – в его «портфолио» был В-2 и недолго младший брат В-4 для Т-50. Руководителем «Танкограда» стал Исаак Моисеевич Зальцман (также он занимал должность заместителя наркома Народного комиссариата танковой промышленности), настоящий «танковый король», биография которого требует отдельного рассмотрения.

танкоград это какой город. . танкоград это какой город фото. танкоград это какой город-. картинка танкоград это какой город. картинка

При этом ЧТЗ не ограничивал себя исключительно танками. На 22 июня 1941 года только один цех завода был занят на сборке КВ-1 и к началу войны успел выпустить 25 тяжелых танков. Основной продукцией были трактора С-65, С-65Г и С-2, сборку которых прекратили только в ноябре. Всего до конца 1941 года было собрано 511 танков КВ-1.

танкоград это какой город. 1578048056 big znachki tanki chelyabinsk tankograd 8 sht. танкоград это какой город фото. танкоград это какой город-1578048056 big znachki tanki chelyabinsk tankograd 8 sht. картинка танкоград это какой город. картинка 1578048056 big znachki tanki chelyabinsk tankograd 8 sht

Через три дня после начала войны руководители завода получили шифротелеграмму с приказом о начале производства боеприпасов, как того требовал мобилизационный план от 10 июня 1941 года. Это были 76-мм и 152-мм снаряды, а также цилиндры к 76-мм боеприпасам. Кроме этого, в четвертом квартале 1941 года на ЧТЗ выпускали детали ЗАБ-50-ТГ к реактивным снарядам М-13 – в общей сложности их было сделано 39 тыс. штук. 600 тыс. лент к пулемету Березина также были изготовлены на ЧТЗ в первый год войны, вместе с 30 металлорежущими станками и 16 тыс. тонн стального проката.

Историко-архивный фильм «ЧТЗ-УРАЛТРАК» (к 75-летию)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *