танкоград это какой город
Они ковали Победу. Как Челябинск стал Танкоградом в Великую Отечественную войну?
В первые месяцы войны в Челябинск полностью эвакуировали Кировский завод из Ленинграда и Моторный завод №75 – из Харькова.
Челябинский тракторный завод изначально был предприятием-дублером Харьковского моторного завода, выпускавшего танки в соответствии с довоенными мобилизационными планами.
С сентября 1941 года прошла поэтапная переброска целого завода из Харькова в Челябинск, для чего было выделено 1650 вагонов. Для приема оборудования были построены новый механосборочный корпус площадью 12 тысяч квадратных метров, механический цех для обработки отдельных деталей и сборочный цех площадью 15 тысяч квадратных метров.
Всего в 1941 году на Челябинском тракторном заводе скоростными методами были построены и введены в действие 17 новых цехов общей площадью около 100 тысяч квадратных метров и ангар для сборки и испытания моторов площадью 9 тысяч квадратных метров. В минимально короткие сроки был проведен монтаж оборудования этих цехов.
С ходу, «с колес», нередко прямо на снег разгружали оборудование и тут же, в недостроенных помещениях, в мороз ставили на фундаменты станки, запускали их в работу, а уже потом возводили стены цехов и сооружали кровлю.
Основные цеха перешли на казарменное положение. В цехах, едва отапливаемых паром от трех паровозных котлов, в холодных недостроенных помещениях люди работали по 16-18 часов подряд, выполняя две-три нормы в смену. Многие рабочие ушли на фронт, поэтому трудовые коллективы состояли в основном из женщин, подростков и стариков.
В ходе эвакуации 15-тысячный коллектив довоенного Челябинского тракторного завода пополнили 7,5 тысяч ленинградцев, 3 тысячи харьковчан и тысяча москвичей. Кроме того, было привлечено 10 тысяч человек из различных регионов страны.
В 1943-44 годах численность работающих на заводе людей превышала 44 тысячи человек.
В октябре 1941 года ЧТЗ официально переименовали в Кировский завод наркомата танковой промышленности в городе Челябинске (ЧКЗ). Сам наркомат также базировался в Челябинске. Так появилось единственное в стране объединенное предприятие, выпускавшее тяжелые КВ-1, а также ставшее основным центром танкового дизелестроения.
Производство танков начали с нескольких единиц в сутки, а в скором времени довели до 12-15 машин. Специалисты завода добивались постоянного усовершенствования и сокращения трудоемкости изготовления танков. Если на 1 мая 1941 года танк «КВ» состоял из 23453 частей, то к 1 сентября число деталей сократилось до 11647.
Уже в четвертом квартале 1941 года выпуск тяжелых танков увеличился по сравнению с первой половиной года в 17 раз.
В 1942 году ЧКЗ впервые отправил на фронт легендарные танки Т-34. Их массовое производство наладили всего за 33 дня, хотя до этого считалось, что запустить серийный выпуск боевых машин нельзя быстрее, чем за 4-5 месяцев.
К концу 1943 года завод ежедневно выпускал по 25 «тридцатьчетверок», которые принесли советским войскам победу в битвах за Москву и Сталинград.
Также на ЧКЗ выпустили знаменитый танк №18 «Челябинский колхозник», который установлен на одном из постаментов Мамаева кургана.
Он сочетал в себе подвижность Т-34 и более мощные орудия и броню. В 1944 году производство ИС-2 поставили на конвейер. В Челябинском Танкограде впервые в мире поточно-конвейерным способом выпускали тяжёлые танки.
Впервые была применена термическая обработка деталей токами высокой частоты, ручную сварку брони корпусов танков заменили на автоматическую. Себестоимость машины значительно сократилась, немногим превышая стоимость Т-34.
В августе 1944-го конструктор Танкограда Михаил Балжи спроектировал новую машину – танк ИС-3, который имел усовершенствованную форму корпуса и башни, полностью выигрывая в «войне брони».
Именно так называли на Западе негласное соревнование танкостроителей. Оптическая система управления наводкой позволяла эффективно вести бой на расстоянии 2000-2500 метров. Благодаря новой системе охлаждения двигатель расходовал меньше мощности, а для облегчения запуска двигателя в зимнее время был предусмотрен подогрев охлаждающей жидкости.
Таких танков в то время не имела ни одна армия мира.
Сегодня ИС-3 стоит на постаменте в Челябинске на Комсомольской площади.
Кроме танков, на ЧКЗ наладили производство боеприпасов: 76-мм и 152-мм снарядов, а также цилиндров к ним. Кроме того, в четвертом квартале 1941 года на ЧТЗ выпускали детали к реактивным снарядам для «катюш» – около 40 тысяч штук. Только в первый год войны на заводе было изготовлено 600 тысяч лент к пулемету Березина.
За годы войны в Танкограде создали 13 типов новых танков и самоходных артиллерийских установок, шесть типов танковых дизельмоторов.
Завод выпустил 18 тысяч танков и самоходных установок, 48,5 тысячи танковых дизельмоторов, 17,7 миллиона заготовок для боеприпасов.
У Танкограда были мощные научные и проектные ресурсы. Одно из них – НИИ-48, где в годы войны работали два академика, один член-корреспондент АН СССР, четыре доктора и 10 кандидатов наук.
В конце 1944-го и начале 1945 годов именно челябинские тяжелые танки и «Зверобои» (так называли самоходные артиллерийские установки ИСУ) проломили своей броней и мощнейшими 122-мм и 152-мм снарядами сплошную оборонительную стену германских городов.
Именно такой весомый вклад в Победу внесли конструкторы, инженеры и рабочие Танкограда – города, который не появился на карте, но навсегда останется в истории Великой Отечественной войны
Города трудовой доблести: как Челябинск стал Танкоградом
Одним из населенных пунктов России, получивших в 2020 году статус Города трудовой доблести, стал Челябинск. Казалось бы, далековато до фронта. Чем отличился город, расположенный на берегах реки Миасс на восточном склоне Уральских гор, в годы Великой Отечественной войны? На стыке XIX и XX веков экономика Челябинска бурно развивалась, за первые советские «пятилетки» город превратился в крупный промышленный центр – в 1930-х годах в нем работали тракторный, абразивный, электродный, цинковый, ферросплавный заводы. В их цехах в начале войны оперативно наладили массовое производство танков, так необходимых в борьбе против нацистской Германии. Каждый пятый танк, который воевал с врагом в СССР, был сделан в Челябинске.
В Челябинск было эвакуировано около 200 предприятий, от слияния которых с местными производствами появились такие промышленные гиганты, как ЧКПЗ (Челябинский кузнечно-прессовый завод), ЧМК (Челябинский металлургический комбинат), ЧТПЗ (Челябинский трубопрокатный завод) и ЧЗК (Челябинский завод дорожных машин имени Д.В. Колющенко). Огромную роль в Победу внес Челябинский тракторный завод, на базе ЧТЗ, ленинградского Кировского и Харьковского моторного завода №75 начался массовый выпуск танков. Делали тяжелые танки КВ-1, ИС-2, а также легендарный Т-34. Танк Т-34 был самым массовым танком Великой Отечественной войны, по своей маневренности он превосходил неповоротливых немецких «Тигров». Его производство в Челябинске наладили всего за месяц. Прибывшее оборудование разгружали «в чистом поле», ставили фундамент новых цехов и начинали работать. Стены и крыши появлялись уже потом, а первые танки выпускали прямо на морозе. Рабочие трудились по 16-18 часов в день.
На базе завода имени Серго Орджоникидзе №78 (современный «Станкомаш») выпускали бронекорпуса и башни тяжелых танков. Завод стал рекордсменом по количеству принятых эвакуированных предприятий – на его площадках разместились 23 завода из Харькова, Донецка, Мариуполя. Впервые в Челябинске в 1941 году выплавили мартеновскую сталь, необходимую для производства брони.
Вскоре город уже прозвали Танкоградом. Всего с 1941-го по 1945 год в Челябинске произвели 18 тысяч боевых машин, танков и самоходных артиллерийских установок (САУ), что составляло пятую часть от всех выпущенных в стране. При этом инженеры постоянно работали над сокращением трудоемкости производства, что значительно ускоряло процесс выпуска танка. Если в мае 1941 года танк КВ состоял из 23,4 тысячи компонентов, то к концу года – из 9 тысяч. На фото – 1942 год, танки КВ-1 в сборочном цехе Челябинского тракторного завода.
Однако производили в уральском городе не только танки. К примеру, на ЧТЗ выпускали самоходно-артиллерийские установки СУ-152, а затем ИСУ-152. На ЧТПЗ – авиабомбы большого калибра. На заводе им. Колющенко, изначально специализировавшемся на выпуске сельскохозяйственных орудий и техники, совместно с эвакуированным московским заводом «Компрессор» – снаряды и уникальные реактивные установки «Катюша». Производство «Катюш», секретами которого мечтали завладеть немцы, велось в обстановке строгой секретности, рабочие толком не знали, что именно создают. Конечную продукцию могли видеть только сборщики, работавшие в помещениях гаражей табачной фабрики в удалении от завода. Даже отгружали «Катюш» только ночью.
С 1942 года, когда немцы вывели из строя завод «Электроцинк» в Орджоникидзе, Челябинский цинковый завод (ЧЦЗ) стал единственным предприятием, производившим для нужд обороны электролитный цинк, кадмий и индий. В 1942 году завод начал производить техническую серную кислоту, а в 1943 году – медный купорос.
На базе Ворошиловградского, Харьковского, Калининского и Тульского заводов появился Челябинский патронный завод № 541. Некоторые его цеха разместились в стенах педагогического и агроинженерного университетов, станки стояли прямо в аудиториях. На этом и многих других предприятиях действовал казарменный режим – жили там же, где и работали.
На секретном заводе «К-4» (впоследствии «Оргстекло»), эвакуированном на Урал из Ленинграда, производили прозрачную броню. Большинство работников были подростками 14-15 лет, которым для работы за станками приходилось вставать на ящики. Они изготовляли бронекозырьки для боевых самолетов – штурмовиков Ил-2 и истребителей, которые спасали жизни летчиков. Выпускали бронированное стекло лишь на двух заводах СССР – в Челябинске и Дзержинске Нижегородской области.
Город дал фронту около 50 тысяч танковых моторов и почти 20 млн заготовок для боеприпасов, пять бронепоездов, электрооборудование для боевых машин, а также патроны, мины, бомбы, фугасы и реактивные снаряды. Подсчитано, что к концу Великой Отечественной в каждом третьем танке и боевом самолете была челябинская сталь. Вот так в 1942 году начиналось строительство Челябинского металлургического завода:
Помимо производств тыловые города принимали эвакуированное население. За счет эвакуации численность жителей к концу войны выросла с 270 до 650 тысяч человек. В Челябинске было развернуто 10 эвакогоспиталей для тяжелораненых, которым требовалось длительное лечение. Эвакогоспитали и местные больницы приняли с фронта около 22 тысяч человек, 78% из которых после прохождения лечения вернулись на войну. В городе были сформированы и отправлены на фронт два инфекционных госпиталя и один полевой подвижный. С 1941-го по 1944 год в Челябинске в эвакуации находился Киевский медицинский институт, на базе которого в 1944 году создали Челябинский медицинский институт.
В Великую Отечественную в «Танкограде» размещались Народный комиссариат танковой промышленности, Наркомат боеприпасов, Наркомат среднего машиностроения и Наркомат электростанций. На следующих фото – танки Т-34 во время отправки на фронт с завода Наркомата танковой промышленности.
Многие производства, созданные в Челябинске во время Великой Отечественной войны, существуют до сих пор, среди них ЧТПЗ, ЧЦЗ, ЧТЗ, а ЧМЗ является крупнейшим производителем нержавеющей стали в России. Челябинские бульдозеры широко применяются в лесном хозяйстве, дорожно-строительной сфере, ЖКХ и ТЭК. В городе до сих пор производят двигатели для танков, в том числе для «Арматы». По данным на 2016 год, Челябинск находился на 13-м месте в России по объему промышленного производства. Лидирующими направлениями остаются металлургия, производство готовых металлических изделий и машиностроение.
Танкоград это какой город
Среди названий славных и наград,
Которыми особенно гордятся,
Есть огненное слово: Танкоград,
Есть боевое званье: танкоградцы!
Хроника событий
Челябинцы внесли в историю Великой Отечественной войны гордое имя «Танкоград». День за днем в Танкограде нелегкой ценой ковали Победу. Именно здесь создавали самые мощные танки и боевые снаряды, а сам город стал символом единства фронта и тыла, единства народа, вставшего против фашистских захватчиков. Подвиг танкоградцев – это пример истинного патриотизма, мужества, трудолюбия и самопожертвования. Из хроники событий вы узнаете, что происходило в Челябинске в годы Великой Отечественной войны, и как жили танкоградцы.
Виртуальная карта Челябинска
События Великой Отечественной войны остались в далёком прошлом, и многих героев, погибших на фронтах, уже не вернуть. Однако память об их подвиге продолжает жить в названиях улиц, мемориалов и памятников города Челябинска. На карте представлены памятники и памятные места, связанные с Великой Отечественной войной.
Знакомство с памятными объектами Челябинска – большой шаг в познании истории Танкограда и его героев.
Живая книга памяти
Год от года всё меньше остаётся среди нас живых фронтовиков и тружеников тыла. И чем дальше от нас победный май 1945 года, тем дороже для нас и, главное, для будущих поколений, каждое их слово. Важно, чтобы дети, внуки и правнуки знали, что пришлось пережить их близким, чтобы они берегли семейные архивы, старались как можно подробнее узнать о каждой фотографии, каждом сохранившемся письме – любом документе, являющимся живым свидетелем военного времени. Пусть имена, судьбы и лица наших земляков, сражавшихся за Родину, трудившихся в тылу, не будут забыты.
Всё о Танкограде
Танкоград – город, которого не было на карте нашей Родины. Такое неофициальное имя Челябинск получил в годы Великой Отечественной войны, когда на заводах стали выпускать танки вместо тракторов. Массовое производство танков Т-34 было освоено всего за 33 дня! По общим подсчетам каждая пятая машина, выпущенная для фронта, была сделана в Танкограде!
История Танкограда складывается из истории людей, которые внесли весомый вклад в победу в Великой Отечественной войне. Здесь собраны воедино материалы о наиболее памятных событиях истории войны, которые связаны с Челябинском, его героями, простыми бойцами и тружениками тыла, мужчинами, женщинами и подростками, чей подвиг нашёл отражение в сохранившихся документальных источниках, художественной литературе, статьях, школьных сочинениях и т. д.
О проекте
Проект посвящён Героям земли Челябинской, прославившим доблестью и мужеством нашу Родину, и 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Цель проекта – показать вклад Челябинска в Победу через рассказ об основных памятных местах города и воспоминания ветеранов, тружеников тыла и их родственников; сохранить и передать память о подвиге танкоградцев молодому поколению.
Эвакуация. Челябинский тракторный становится «Танкоградом»
На грани катастрофы
Потребность фронта в огромном количестве танков дала о себе знать уже в первые дни войны. Нарком Вячеслав Александрович Малышев на одном из совещаний зачитал сводки с фронтов:
В книге Д. С. Ибрагимова «Противоборство» приводится эмоциональная реакция наркома на сводки:
Действовать в сложившейся обстановке пришлось оперативно и не совсем в соответствии с предвоенными планами.
12 сентября 1941 года было сформирован особый Народный комиссариат танковой промышленности, в который первоначально вошли исконно «танковые» предприятия. Это харьковские заводы №183 (сборка Т-34) и №75 (дизели В-2), ленинградские Кировский завод (КВ-1) и №174 (Т-26), московский завод №37, занятый на производстве плавающего танка Т-40, мариупольский завод имени Ильича, выпускающий бронесталь для Т-34, а также завод имени Орджоникидзе (бронекорпуса для амфибии Т-40).
Стремительное продвижение вермахта заставило искать новые площадки для этих и других заводов на территории Урала. Вагоностроительный завод в Нижнем Тагиле в соответствии с планом эвакуации должен был принять из Харькова производство танков Т-34. Свердловский Уральский завод тяжелого машиностроение получил множество оборонных предприятий, в том числе Ижорский завод, а на Уральский турбинный завод переместили мощности по сборке дизелей кировского завода. В октябре 1941 года сформировали Уральский комбинат по производству тяжелых танков, костяк которого составлял Челябинский тракторный (о возведении которого шла речь в предыдущих статьях цикла) с размещенным на его площадях кировским заводом. Поставками бронекорпусов и башен занимался Уралмаш, а турбинный завод частично обеспечивал комбинат дизелями. Однако изначально в планах советского руководства все было несколько иначе.
Интересна история с эвакуируемым Ленинградским государственным заводом № 174 имени К. Е. Ворошилова, который производил танки Т-26 и осваивал Т-50. Первоначально заместитель наркома среднего машиностроения С. А. Акопов в конце июля 41-го года предлагал разделить предприятие на две части: одну переместить в Москву для освоения производства Т-50, а вторую перебросить в Челябинск и развернуть сборку тяжелых танков. Но от такого предложения отказались в пользу полной эвакуации производства на Челябинский тракторный, а кировский завод должен был отправиться на нижнетагильский Уралвагонзавод. Спустя некоторое время нарком Малышев вообще решил переместить завод №174 на паровозостроительное предприятие в Оренбурге или, как он тогда назывался, в Чкалове. В спор тогда вступил заместитель наркома путей сообщения Б. Н. Арутюнов, который был категорически против – размещение крупного танкового производства в Чкалове парализовало бы часть ремонтных мощностей для паровозов.
Такие лихорадочные решения объяснялись достаточно просто: мобилизационная доктрина Советского Союза не предполагала, что враг вообще будет способен на столь стремительное продвижение вглубь страны, и о массовой эвакуации предприятий на восток думали в последнюю очередь.
В современной исторической науке, посвященной Великой Отечественной войне, существует два противоположных мнения относительно успешности эвакуации промышленности. В соответствии с традиционной советской точкой зрения, эффективность эвакуации никто не оспаривает: целое индустриальное государство было в короткие сроки успешно перемещено далеко на восток. Так, в книге «Экономический фундамент Победы» напрямую указывается, что
В продолжении читаем:
Или можно встретить вот такой миф:
Современные историки, получившие доступ к архивам (к примеру, сотрудник Института истории и археологии Уральского отделения Российской академии наук Никита Мельников), опровергают подобные утверждения. Наряду с тем, что историки соглашаются с неизбежностью эвакуации именно на Урал, в статьях можно встретить свидетельства неразберихи и откровенного отставания темпов эвакуации от требуемых сроков. Огромной проблемой стала неразвитая транспортная сеть Урала, когда остро не хватало шоссе, а существующие железные дороги были в плохом состоянии. Так, уральская железная дорога только на 1/5 был двупутной, что осложняло одновременную переброску резервов на фронт и эвакуацию промышленности на восток. В отношении формируемой «большой тройки» танковых заводов в Челябинске, Нижнем Тагиле и Свердловске есть множество свидетельств неудовлетворительного хода эвакуации осенью 1941 года. Так, 25 октября Молотовский обком констатировал недопустимую ситуацию с приемом составов на нижнетагильской станции Гороблагодатской, где 18 поездов оказались просто «брошенными», а, в общей сложности, 1120 вагонов подолгу простаивали с оборудованием и людьми. Поэтому говорить о 3-4 неделях, за которые эвакуируемые заводы вступали в строй на Урале, говорить совсем не приходится.
Но вернемся к Челябинскому тракторному заводу, который, в соответствии с постановлением от 19.08.1941 года должен были принять весь ленинградский завод легких танков №174. Первые эшелоны с демонтированным оборудованием вышли из северной столицы на Урал уже в конце августа. Также в Челябинск направилась часть оборудования из ижорского завода, предназначенное для производства корпусов Т-50. Собственно, все подготавливалось для создания на ЧТЗ крупного производства не тяжелых, а легких танков. На кировский завод к 30 августа успел перебросить в Нижний Тагил на вагоностроительное предприятие 440 вагонов оборудования с рабочими и семьями. И если бы история сложилась в соответствии с этими планами, кузницей отечественных тяжелых танков Победы стал бы Нижний Тагил. Но немецкое наступление на Украине поставило под угрозу захвата Харьковский завод №183 им. Коминтерна, который требовалось во что бы то ни стало эвакуировать на восток страны. А это, между прочим, не менее 85 тыс. кв. метров площадей, которые найти было очень сложно: Урал был уже насыщен практически до предела. Единственной площадкой, способной разместить столь крупное производство, оказался Уралвагонзавод, на котором, напомню, уже развертывались кировский завод и производство танков КВ. В этот момент и принимается судьбоносное решение о переброске кировского завода в Челябинск. А куда девать составы с оборудованием с ленинградского завода №174, которые уже шли по железной дороге на ЧТЗ? В Чкалов, как того ранее и хотел Малышев, а мощности ижорского завода переводились на Саратовский вагоноремонтный.
Из Харькова и Ленинграда в Челябинск
Примечательно, что единственным танковым предприятием, которое было эвакуировано в соответствии с довоенными мобилизационными планами, стал Харьковский моторный завод №75. Об этом упоминается в книге Никиты Мельникова «Танковая промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны». Челябинский тракторный завод изначально был предприятием-дублером харьковского моторостроительного, поэтому логично было в случае эвакуации разместить мощности именно на его базе. 13 сентября 1941 года нарком Малышев подписал приказ о поэтапной переброске целого завода из Харькова в Челябинск, для чего было выделено сразу 1650 вагонов. В первую очередь эвакуировали служащих и половину оборудования (комплекты штампов для производства В-2, испытательные стенды и около 70 человек инженеров с рабочими), чтобы уже к 25 октября принять вторую волну эвакуации. 18 сентября первый эшелон из Харькова отбыл в Челябинск. Туда же должны были уйти часть производственного оборудования Мариупольского металлургического завода имени Ильича, однако эта эвакуация закончилась трагедией. Завод, занятый на производстве танковой и судовой брони, успел за сентябрь 1941 года отправить в Нижний Тагил (туда уходила основная часть оборудования) сварочные аппарата, сварочные щиты, готовые корпуса, башни и заготовки к ним. А уже 8 октября в Мариуполь вошли немцы, которым достались вся производственная оснастка, вагоны, наполненные оборудованием, и большая часть рабочих завода.
Совет Народных Комиссаров СССР 4 октября предписывает эвакуировать танковое производство Кировского завода вместе с кадрами на базу Челябинского тракторного. Производство артиллерийских орудий этого же завода переводилось в Свердловск на Уральский завод тяжелого машиностроения, который также получал бронекорпусное производство танков КВ от Ижорского завода. Надо сказать, что руководство СССР откровенно затянуло с эвакуацией производства тяжелых танков из Ленинграда – все до последнего думали, что немцев удастся остановить. При этом фронт постоянно требовал новые танки и перерыв на эвакуацию на несколько месяцев срывал поставки. В итоге железнодорожная ветка, по которой можно было вовремя перебросить завод на Урал, была перерезана немцами. Поэтому оборудование кировского завода и рабочих перевозили до станций Ладожское озеро и Шлиссельбург, перегружались на баржи и по Ладожскому озеру и реке Волхов переправлялись до железнодорожной станции Волховстрой, откуда на ж/д составах уходили вглубь страны. Отдельно самолетами из осажденного Ленинграда до Тихвина перебросили 5000 самых важных инженеров, квалифицированных специалистов и руководителей кировского завода.
В общей сложности эвакуация в Челябинск закончилась только с прибытием последнего эшелона в январе 1942 года. Для приема оборудования из Ленинграда был построен новый механосборочный корпус площадью 12 тыс. кв. метров, механический цех для обработки отдельных деталей и сборочный цех площадью 15 тыс. кв. метров. Также во второй половине 41-го года расширили механический цех на 15,6 тыс. кв. метров и построили ангар для сборки и испытания моторов площадью 9 тыс. кв. метров. Так появилось объединенное предприятие — кировский завод, который единственный в стране выпускал тяжелые КВ-1, а также стал крупнейшим центром танкового дизелестроения – в его «портфолио» был В-2 и недолго младший брат В-4 для Т-50. Руководителем «Танкограда» стал Исаак Моисеевич Зальцман (также он занимал должность заместителя наркома Народного комиссариата танковой промышленности), настоящий «танковый король», биография которого требует отдельного рассмотрения.
При этом ЧТЗ не ограничивал себя исключительно танками. На 22 июня 1941 года только один цех завода был занят на сборке КВ-1 и к началу войны успел выпустить 25 тяжелых танков. Основной продукцией были трактора С-65, С-65Г и С-2, сборку которых прекратили только в ноябре. Всего до конца 1941 года было собрано 511 танков КВ-1.
Через три дня после начала войны руководители завода получили шифротелеграмму с приказом о начале производства боеприпасов, как того требовал мобилизационный план от 10 июня 1941 года. Это были 76-мм и 152-мм снаряды, а также цилиндры к 76-мм боеприпасам. Кроме этого, в четвертом квартале 1941 года на ЧТЗ выпускали детали ЗАБ-50-ТГ к реактивным снарядам М-13 – в общей сложности их было сделано 39 тыс. штук. 600 тыс. лент к пулемету Березина также были изготовлены на ЧТЗ в первый год войны, вместе с 30 металлорежущими станками и 16 тыс. тонн стального проката.
Историко-архивный фильм «ЧТЗ-УРАЛТРАК» (к 75-летию)