татарские жены какие они
Брак с татаркой. Чья кровь перевесила?
Русско-татарские браки в наших краях не редкость. Но заметил, что чаще всего в таких семьях муж русский, а жена татарка. В моем окружении так.
Татары татарам рознь есть и такие, что языка не знают и в татарской культуре мало понимают. Город стирает все, если не держаться за корни и не придерживаться традиций. Но мама моя не из таких. Поэтому ее решение выйти замуж за русского поразил земляков в далеком 1978 году.
Но связь с корнями никогда не обрывала. Всегда выступала на местном ради и телевидении на родном языке. Если была возможность в общении всегда переходила на татарский. Знает всех местных поэтов, писателей и артистов. Правда от религии всегда держалась в стороне. Но тут больше сыграло роль бравая комсомольская юность. А уж членство в партии и религия были несовместимы. Поэтому бабушке со стороны отца пришлось меня с сестренками крестить тайно.
Но в семье в этом плане было полное равноправие. По-свойски справляли и христианские, и мусульманские праздники.
Для меня, ключевым факторам был язык, точнее его отсутствие. Понятно, что дома мы общались на русском. Да и Казань город русский, не так часто услышишь татарскую речь на улице.
Я по-несколько месяцев в году гостил у бабушки. В деревне уже мало кто понимал по-русски, но я так и не смог заговорить на языке мамы. Просто у меня была компания ребят на каникулах из Набережных Челнов и Елабуги, и мы общались на русском.
А моя сестренка заговорила. И сейчас свободно общается и больше себя идентифицирует как татарка. Муж у нее кстати татарин. А вторая сестренка языка не знает и с татарской культурой ее почти ничего не связывает, а муж русский.
Часто семьей посещали татарские спектакли, где я отец и младшая сестренка сидели в наушниках. Но этого было точно мало, чтобы ощущать себя татарином.
Хотя я патриот своей родины. Много читал местных авторов, а Абдурахман Абсалямов был в юности одним из самых любимых писателей. Любил Джалиля и даже пробовал переводить Тукая.
Но это капля в море. Русская культура, да и бескультурье тоже, преобладали тотально. И ощущал себя русским.
В отношениях мне тоже было легче с русскими девушками. Они более терпимы и мягче что ли. Мои заскоки и сложности татарки долго не терпели, у них есть четкое понимание каким должен быть мужчина.
Но женился на такой же метиске. По-татарски не говорим и оба скорее русские нежели татары. Ведущий нашу свадьбу вел на двух языках.
Но кровь дает знать о себе. А может все мы в с возрастом тянемся к свои корням. Хочется больше узнать о предках, об их жизни и традициях. Да и мама с годами все больше становится татаркой. Это заметно по одежде, по готовке.
Не знаю как кровь, но мне кажется на каком языке думаешь, та и национальность преобладает. Но главное же не это.
Что запрещено женщинам в татарских семьях
В Татарстане немало мусульманских семей, где для замужней женщины многое находится под запретом. Чаще всего жена осознанно ограничивает свою свободу теми или иными правилами, но в ортодоксальных семьях у нее может и не быть выбора. SmartNews пообщался с представительницами светских и религиозных семей Казани и узнал, что им запрещается после замужества.
Татарские семьи в наши дни условно можно поделить на несколько типов. Свобода женщины во многом зависит от того, к какому течению ислама склоняется семья. Первый тип татарских семей — это светский.
В светских татарских семьях живут практически так же, как в русских семьях. Для женщин здесь нет особых запретов, даже наоборот, жены в таких семьях испокон веков задают тон. Они властвуют в доме, ведут хозяйство и управляют всеми делами, в том числе мужа. Особенно этим гордятся татарки-мишарки (мишари — этнографическая группа татар. В отличие от казанских татар, формирование мишарей происходило на правобережье Волги. — Ред.).
Второй тип — светско-мусульманская семья, где справляются как религиозные, так и светские праздники. Эти семьи практически не отличаются от светских семей по правилам внутренней жизни. Разве что мужья склонны более ревностно опекать жен от мужского внимания, что, в общем-то, им разрешает ислам. Женщина же склонна больше сосредоточиваться на семье.
А третий тип — мусульманские семьи, которые придерживаются строгих правил ислама. Его еще называют закрытым типом семьи, который диктует конкретные и строгие правила жизни замужней женщины. И этот тип исламоведы делят на еще два подтипа: те семьи, которые придерживаются ислама турецкого типа, и те, что склонны следовать исламу Саудовской Аравии.
Экспертное мнение Фарид хазрат Салман
мусульманский богослов, ученый-теолог, автор многочисленных трудов по теологии и богословию
— Тюркский, или турецкий, вариант — более либеральный. Здесь женщина — соратница, сотоварищ, наша вторая половина. Саудовский вариант считает, что женщина ниже в правах, чем мужчина. Такой подтип семьи создают в Татарстане те, кто отучился в Саудовской Аравии, в Катаре, в жестко патриархальной части Египта, Пакистана, в Кувейте. Таких семей немного на фоне остальных. По моим наблюдениям, это 2,5–3 тыс. человек. Такие семьи стали появляться у нас с середины 1990-х годов, сейчас это явление уже укрепилось в нашей культуре.
Последний вариант семьи — ортодоксальный. В таких семьях царит агрессивное отношение к женщинам.
В радикальных семьях муж запрещает любую косметику, он начинает ограничивать возможности просто смотреть телевизор, часто выходить из дома. Здесь часто простая мужская ревность накладывается на религиозное запретительство. То есть религия становится прикрытием элементарной ревности. Поэтому когда женщины уходят из таких семей, то бывают случаи, что они становятся светскими, я знаю несколько таких примеров: побывав женами радикалов, они снимают платок.
РАБОТА В ЖЕНСКОМ КРУГУ
Если не впадать в крайности, то во всех татарских мусульманских семьях есть свои запреты, чаще всего добровольно и даже с радостью принимаемые женщинами. Первый и самый известный из них — внешний вид. В религиозной татарской семье женщина должна носить одежду, скрывающую ее тело от посторонних глаз, то есть длинное платье или тунику, а также — чаще всего — платок. Даже в светских семьях, к каким, например, относятся Лукмановы, дома татарки предпочитают носить длинные платья.
Дома обязательно нужно носить платье, еще лучше, если оно длинное, потому что так оно не вызывает лишних мыслей у мужа или гостей и так женщина выглядит женственнее.
Есть запреты и относительно социальной деятельности замужней женщины. Запрет на работу стоит только в ортодоксальных семьях. В более лояльных женщина сама решает, хочет ли она иметь дело с социумом. Однако в своей работе она не должна соприкасаться с мужчинами — как в прямом, так и в переносном смысле.
Экспертное мнение Фарид хазрат Салман
мусульманский богослов, ученый-теолог, автор многочисленных трудов по теологии и богословию
— Женщинам не запрещается работать, никто не говорит: «Сиди дома». Однако женщина не может быть врачом, потому что к ней могут прийти мужчины, не может быть парикмахером. В наиболее строгих семьях женщины уходят работать в детские сады, школы, в торговую сферу. Не думаю, что это очень хорошо. Ограничивается сфера соприкосновения религиозных семей со светским началом. Создается закрытая среда. Женщин из ортодоксальных татарских семей в обществе почти не видно. Они занимаются домашним хозяйством.
Зачастую даже в светских татарских семьях, не говоря уже о религиозных, женщина не должна ставить работу на первое место. Она не может задерживаться на рабочем месте, доделывая план, большой проблемой является и посещение корпоративных вечеринок.
В нашей семье все очень толерантно: если есть возможность не работать, то пожалуйста. А если работаю, то только в определенное время, то есть с 8 до 17 часов. Оставаться после работы — это неприемлемо. И одеваться на работе надо скромно и невызывающе. Что касается корпоративов, это очень проблематично для нас. Если идешь, то должен быть всегда на связи и не задерживаться. Еще лучше вообще не ходить.
Зарабатывает женщина в татарской религиозной семье в основном для себя, тогда как обеспечивает семью мужчина.
Женщинам-мусульманкам не запрещено работать и зарабатывать для своих личных трат. Единственное, мы не должны лишний раз находиться в обществе мужчин, чтобы у мужа было меньше ревности. Общение с мужчинами для женщин — это потеря энергии, у нее меньше сил остается для семьи, мужа, она всё оставляет на работе. А ведь дома у нее много обязанностей. И если она дома будет больше времени проводить, то это хорошо для всех.
Однако в семьях ортодоксальных верующих женщина не только не зарабатывает, но и не может распоряжаться деньгами мужа. Ей не разрешается даже самой делать покупки.
Экспертное мнение Фарид хазрат Салман
мусульманский богослов, ученый-теолог, автор многочисленных трудов по теологии и богословию
— В традиционной татарской мусульманской семье женщина сама распоряжается своим заработком. Более того, перед свадьбой супруга получает дар — калым, выкуп. Это та финансовая подушка безопасности, которая является достоянием жены. В ортодоксальных татарских семьях женщина не зарабатывает и не распоряжается деньгами. Им категорически это запрещено. Стоит вспомнить о неутихающем скандале с дочерьми саудовского монарха, которые десятилетиями заточены во дворцах Аравии. Такую практику пытаются насаждать и в Татарстане. Но это чуждое и инородное для нас явление. Такая женщина растет в замкнутом пространстве и ведет себя заторможенно, когда оказывается среди обычных мусульманок. Круг ее близких людей ограничивается супругом, который не разрешает ей даже пройтись по магазинам.
ЖЕНЩИНЫ ЕДЯТ ОТДЕЛЬНО
Правила поведения татарской женщины-мусульманки в обществе и семье диктуются мусульманским этикетом. Адаб — это правила, предписанные нормами шариата, включающие в себя хорошие манеры, нормы приличия, порядочность, человечность и охватывающие все аспекты жизни мусульманина. Согласно этим правилам, во всех татарских мусульманских семьях, когда в дом приходят гости, женщины и мужчины не сидят вместе. Им накрывают ужин за разными столами. А если в дом приходит гость-мужчина, то муж просит женщину уйти в другую комнату.
В семье родителей, когда приходил мужчина в гости, женщинам запрещалось выходить, влезать в разговор. Дети не должны были выходить и присутствовать во время какого-либо торжества взрослых, есть с одного стола. Дети сидели в отдельной комнате. И сейчас в моей семье, когда к нам приходят муж с женой, само собой происходит разделение: мужчины с мужчинами, женщины с женщинами, ну а за столом сидим вместе. Но на религиозных праздниках у нас и столы разные.
Когда приходят гости, женщины садятся отдельно, чтобы не было смущения, соблазнов, ведь кому-то может понравиться чужая жена, чужой муж. Поэтому у каждого свой круг общения.
Женщина в татарской религиозной семье не может дружить с мужчинами и тем более подолгу общаться с ними наедине.
Дружбы с мужчинами у женщин не существует. Очень тяжело сохранить грань. Ислам не одобряет тесную дружбу.
Такая женщина, например, не может продолжать общаться с другом-одноклассником. Очень часто запрещается общаться и с неверующими подругами.
Правда, в более лояльных семьях женщина может общаться с друзьями, которых знает ее муж, если они вошли в круг общения семьи и не являются «чужими», — это родственники, общие с мужем приятели.
Я не делю в дружбе на иноверцев. Мне кажется, это неэтично. А вот чтобы создать семью с иноверцем — это для меня табу. С детства я слышала наказ бабушки: «Ищи среди своих, с иноверцем будет тяжело».
Не одобряется в татарских семьях и активное общение женщины в социальных сетях. В ортодоксальных семьях мужья и вовсе запрещают своим женам выставлять фотографии в интернет, даже в хиджабе. Однако очень часто женщины-мусульманки в Татарстане и сами не хотят выкладывать в Сеть свои личные фотографии.
Как правило, сводится всё не к полному запрету, а к вычищению своих персональных страниц в социальных сетях. Убираются любые фотографии, не должно быть фото даже в хиджабе. Пусть будет рисунок — цветы, на религиозную тематику. Здесь жесткое ограничение.
Ряд ограничений для женщин существует и в непосредственных отношениях с мужем. Основаны они на том, что уважение мужчины для жены в татарских религиозных семьях на первом месте. Конечно, в более лояльных семьях женщины имеют право мягко осадить мужа. Но лучше всего обсуждать проблемы без свидетелей, дома, чтобы не порочить репутацию мужа, а значит, и всей семьи.
У меня отношения с мужем сложились так, как учили в семье: горячий ужин, провожать на работу, встречать. И у детей воспитывать уважение, и самой показывать веру в него. Например, когда идем в гости, никогда не показываю свое недовольство чем-либо. Все разговоры и претензии дома, без свидетелей.
Женщина-мусульманка в любом случае никогда не будет оскорблять мужчину. У нее такого права нет — она должна его уважать как человека и тем более как мужа. Уважение мужчины для нас на первом месте. Если немусульманка может позволить себе унизить, оскорбить мужчину, то мусульманка — нет. Но точно так же и мужчина не имеет права оскорблять жену.
В личном общении муж и жена могут также поставить себе запрет на обсуждение каких-либо тем и свято чтить его. Под запрет чаще всего попадает светская жизнь до того, как супруги приняли ислам.
Женщина служит своему мужу. Это не принуждение, а служение, через которое женщина приходит к Богу. С мужем индивидуально решаем, какие темы считать запретными. Но с точки зрения ислама людям лучше не напоминать о грехе — о том, что было раньше, какие жизни у нас были. Это будет нас толкать на раздумье о грехе, толкать к повторению греха. Поэтому в некоторых семьях не принято говорить о прошлой жизни, когда мы не придерживались религиозных норм. Мы уважаем прошлое, но это уже прошло.
Что касается интимных отношений, то женщина-татарка в религиозной семье изначально настроена на многодетность, на 3–5 детей. Правда, запрета на контрацептивы нет, но вот аборты делать категорически запрещено.
Кроме того, женщине-татарке в мусульманской семье запрещается игнорировать отношения со всеми родственниками, даже если они ей неприятны.
В исламе обязательно нужно поддерживать отношения с родственниками, мы не должны разрывать связь. Даже если тебе родственник не нравится, даже если он к тебе плохо относится, мусульманин должен найти подход к человеку. Свекровь нужно любить. Когда женщина выходит замуж, то мать мужчины становится ее родственницей. И ее нужно принимать такой, какая она есть.
А вот вопреки распространенному мнению о том, что женщина в мусульманской семье обязана взвалить на свои хрупкие плечи все бытовые дела, у нее, оказывается, есть святое право не заниматься хозяйством. Как говорят исламоведы, религия дает право женщине просить у мужа помощниц для ведения домашних дел — правда, не всегда семья может себе это позволить.
Войдите в ОК
Татарам удалось пронести через столетия и сохранить свои традиции, религию, культурные ценности. Их обычаи, национальный костюм, кухня, просты, но в то же время интересны и загадочны.
История и численность
Татарский народ пережил за свою историю, как взлеты, так и падения. Этноним «татар» переводится, как «человек, говорящий с акцентом» или «иностранец». В древности нация все время кочевала. Они хотели присоединиться к более сильным племенам, плохо говорили, поэтому их стали называть татарами.
В 8 веке так будут называть народы, покоренные монголами. А уже в 12 веке татары станут самой сильной общиной Монголии и обретут величие. В 18 столетии татарские ханства и Золотая орда приходят в упадок, и большинство татар вынуждены бежать в Московское царство. На сегодняшний день на территории Российской Федерации проживает около 4% татар, что составляет 5,3 миллиона человек. По численности они занимают второе место после русских.
Темперамент татарских женщин
Татары с уважением относятся к семейным ценностям. Большая часть исповедует ислам. Перед каждым мусульманином стоит первоочередная задача – создание семьи. Поэтому воспитанию девочек здесь придают значение. Особенно, если они проживают в небольших городах или сельской местности. С детства девочки нацелены на брак, в них заложены любовь и забота к детям, мужу, родственникам.
Татарские женщины отличаются своей гостеприимностью, целеустремленностью, взаимовыручкой, предприимчивостью. Они легко достигают цели. На татарок можно понадеяться, так как они никогда не обманут и не предадут, а если что-то пообещают – обязательно выполнят. Кроме этого, неотъемлемой частью их характера является покорность, щедрость, доброта, скромность, простота в общении и бескорыстие.
Цвет глаз у татарок меняется от голубого до черного, но чаще всего встречаются женщины с зелеными глазами. Цвет волос также разный. Есть, как блондинки, брюнетки, так и шатенки или рыжие. Оттенок кожи немного светлее, чем у женщин славянской национальности. Большинство татарок обладает стройной фигурой и средним ростом, но встречаются девушки с широкими плечами, такими же бедрами и узкой талией.
Отношение к близости до свадьбы
Да, да, Алсу тоже татарка
Ислам запрещает близость до свадьбы. Родители девушек воспитывают их в строгости и рано выдают замуж. Потенциальные женихи, их родственники присматриваются к невесте еще со школьных лет.
Девушка, которая хочет попасть в хорошую и обеспеченную семью бережет свое честное имя. Татарки очень нравственны, они сохраняют невинность, так как семейные устои для них превыше всего.
Возможен ли брак с русским? Какие будут последствия?
К смешанным бракам молодежь относиться лояльно. Очень часто встречаются семьи, где жена татарка, а муж русский. Их объединяет общий язык, иногда жена может принять веру мужа. Но зачастую каждый из супругов придерживается своих религиозных убеждений. Что касается пожилых татар, они относятся к бракам с иноверцами насторожено. Особенно их смущают различие культур, менталитета.
Они считают, что дети, рожденные в таких браках, лишь наполовину татары, а женщины постепенно утрачивают свою веру, перестают чтить традиции. Поэтому родственники выступают против таких союзов, и будущее влюбленных зависит только от них самих. Если чувства сильны, некоторые идут против родни, другие расстаются и выходят замуж за «своих».
Кто главный в семье?
Глава семейства в татарской семье – отец. Именно ему принадлежит решающее слово и власть. Все его указания или просьбы выполняются членами семьи беспрекословно. Он обеспечивает семью, защищает ее. Мать находится на почетном месте. Она хранительница очага, ведет хозяйство, воспитывает детей, ухаживает за супругом.
ЭЛЬМИРА АБДРАЗАКОВА, мисс Россия 2013
С детства мальчику внушается, что он продолжатель рода и будущий хозяин. Их учат господствовать, но при этом внимательно, бережно относиться к своей супруге. Девочкам прививается уважение к мужчинам, покорность.
Жена татарка, какая она?
Женщина, которая вышла замуж, переезжает в дом к супругу. Возможно, придется жить с его родителями, поэтому полноправной хозяйкой она не будет. Но так как ее с детства приучали к физическому труду – уборка, стирка, приготовление пищи, то замуж татарка выходит с осознанием того, что так нужно и правильно.
Она должна показать себя, как прекрасная хозяйка, которая умеет заботиться о своей семье и принимать гостей. К приходу мужа с работы, жена готовит ужин, приводит в порядок дом, детей. Татарские женщины любят готовить, почитают национальную кухню. Часто для гостей накрывается богатый стол, это считается признаком особого уважения и почета. До сих пор в семьях, где соблюдаются обычаи и традиции, жена не может просто собрать свои вещи и уйти к своим родственникам, даже если ее отношения с мужем крайне плохие. Скорее всего, родня ее не примет.
Отношение к вредным привычкам и развлечениям?
Татарские женщины, которые живут по законам своей религии, соблюдают нравственные ценности, отрицательно относятся к употреблению алкоголя, других форм психотропных напитков. Это же касается и курения.
«От судьбы не жди подарка, лучше, чем жена-татарка»
Подписаться:
Поделиться:
Историк Ильдар Шафиков разбирает по косточкам феномен «жены-татарки», получившим распространения сто лет назад и оценивает его влияние на нынешнее время.
Особенно активно маклеры работали в деревнях Сикертан, Корса, Тюнтер, Сардек и Верези Казанского уезда Казанской губернии. Были случаи, когда новоиспеченные мужи, разорившись, бежали от долгов и кредиторов, оставляя «жен», так и не дав развода. Муфтий Мухамадъяр Султанов для предотвращения таких ситуаций велел: «При бракосочетании заграничных азиатцев с российскими девицами или вдовами магометанского закона, приходские имамы… должны обязать женихов подпиской тагаллюка, записаннаго в метрику в том, что если муж не возвратится к жене в продолжение двух лет, или же не будет доставлять жене средства для жизни, то жены таковых мужей вправе быть свободными». Данное постановление должно было оградить брошенных жен от нужды и порицания, давая возможность, освободившись от «мужа», создать семью.
Татарская литература начала XX открывает и другую сторону явления. В драме Маджита Гафури «Голод или проданная девушка» девушку Марьям после смерти матери обманом привозят в Казань и выдают замуж на Кавказ. Калым за девушку – сто тридцать рублей, услуги «свах» обходятся в семнадцать рублей. В 1912-м труппа «Сайяр» поставила произведение Валиева Яруллы «Голод вынудил», где главную героиню продали в Туркмению.
Рынок невест к началу XX века сформировался настолько, что здесь появились аферисты. По сведениям одной из казанской газет, в феврале 1913 года два жениха из Туркестанского края стали жертвами аферистов: «На днях в Казань прибыли 7 туркменских юношей из богатых семей с желанием найти себе в Казани “недорогую” жену». Через три часа «свадебные маклеры» Кильдеев и Мураев уже приготовили невест для двоих молодых людей. Никах проводился в доме Михайлова на Черноозерской улице. За невест женихи-туркмены выложили более четырехсот рублей. После обряда же мулла и маклеры удалились, вскоре за ними последовали и «молодые». «Однако стоило выйти за порог, как “ невесты” кинулись в разные стороны, причем одной из них удалось сбежать. Как выяснилось, вся процедура бракосочетания была устроена только для того, чтобы выудить у женихов деньги». Роль имама сыграл «какой-то оборванец с Толчка», а пойманной невестой оказалась владелица «мелочной лавки» с той же Черноозерской улицы, некая Гайфуллина.
Не все было таким мрачным и жестоким, как на страницах художественных произведений. Но понятно, что родители, отдававшие дочь замуж за иностранцев, были вынуждены так поступать, в первую очередь, из-за голода, терзавшего малоземельное татарское крестьянство на фоне засух начала XX века.
История татарской семьи: жена старше мужа, нешекспировские страсти и первые фамилии
Каких невест предпочитали в традиционной татарской семье и как перевоспитывали пьющих жён в Казани в XIX-XX веках, рассказала эксперт института истории имени Марджани Эльмира Салахова во время очередной лекции «Тарихи бранч»
Каких невест предпочитали в традиционной татарской семье и как перевоспитывали пьющих жен в Казани в XIX-XX веках, рассказала эксперт института истории имени Марджани Эльмира Салахова во время очередной лекции «Тарихи бранч».
Ильнур Ярхамов — Казань
В татарской литературе, показывающей быт татарских семей до революции 1917 года, устоялось представление о татарке как о бесправной и несчастной женщине. Благодаря ярким образам тукаевских персонажей не одному поколению татар в память врезалась юная девушка, которая влюблялась в парня из соседней деревни. Против их союза выступала родня с обеих сторон. Поэтому они сбегали, преодолевали несколько сотен километров, заселялись в другую деревню и заключали «тайный никах» у имама местной мечети.
Однако история татарских сёл в XIX и XX и веках говорит совершенно о другом. Тогда люди больше руководствовались здравым смыслом и рациональностью, чем сильными порывами нежных чувств, как нам рассказывают современные писатели и поэты. Этой проблеме вчера в историческом клубе «Тарихи бранч» посвятила лекцию старший научный сотрудник института имени Марджани Эльмира Салахова. Встреча с казанскими любителями истории прошла в новом здании Госкомитета РТ по архивному делу.
Лекция Салаховой называлась «Татарская семья на страницах метрических книг: браки, разводы и дети». По её словам, в современной исторической науке ещё только продолжается процесс раскрытия информационного потенциала такого исторического источника, как метрические книги.
Лектор изучила метрику Казанской, Уфимской губернии и татарских сёл нынешней Астраханской области. Она рассказывает, что впервые мусульманское население Российской империи начали записывать в метрику после указа Сената 1828 года («О введении в употребление метрических книг по Оренбургскому Духовному Магометанскому управлению»). Поэтому нынешние функции ЗАГСов — запись рождения, смерти, брака и разводов — поручили имамам в мечетях.
Старший научный сотрудник института имени Марджани Эльмира Салахова Ι Фото: Facebook
Подробная запись главнейших событий в татарской семье велась мусульманским духовенством практически до 1930-х годов. С приходом к власти большевиков весной 1918 года, естественно, был издан декрет, по которому функция ведения метрических книг изымалась у имамов и передавалась в местные органы Советов.
Однако во время гражданской войны властям было не до этого — надо было воевать с белыми. Поэтому мусульманское духовенство продолжало вести учет родившихся, умерших и так далее в границах каждой отдельной махалли — мусульманской округи вокруг одной мечети.
Фамилии и имена
Традицию носить фамилии татары переняли у русских. Впервые сведения, сообщает Салахова, о необходимости упорядочения фамилий среди татар появляются в 1916 году (разгар Первой мировой войны). Соответствующая запись об этом есть в специальном журнале Оренбургского Духовного управления. И татарам фамилии нужны для определения в рекруты. Если родовой не было, то рекомендовалось её образовать от имени отца или деда.
Необязательность фамилий среди татар была массовой и распространялась в основном среди крестьян. Купцы, мещане, знатные рода, конечно же, фамилии носили. Для этого был свой резон — передача собственности по наследству, заключение долгосрочных торговых договоров и другой документооборот.
В семье обычно имя давал отец, в некоторых случаях — дед. К началу XX века среди казанских и уфимских татар в основном преобладали мусульманские имена. Они были двухкомпонентными и имели предлоги, связанные с исламом «Абдул-», «Мухамед-», «Ахмед-». Хотя, например, в одной из деревень нынешнего Сармановского района РТ были обнаружены имена с тюркскими компонентами — Асылкош, Бахетгарай, Гульжимешь, Гюлистан. У астраханских татар в начале имени мусульманского компонента почти не наблюдается. Салахова это объясняет тем, что татары Астрахани отошли от кочевого образа жизни лишь в середине XIX века, поэтому ислам ещё не успел пустить глубокие корни.
— Местные татары своих детей часто называли именами, в которых имеется предлог «Хажи-»(Хаҗи), чего нет в метрических книгах других губерний. Например, мужские имена Хажисмагиль, Хажисултан, Хажинияз, Хажимахмуд, Хажиахмад и женские имена Хажибиба, Хажиханым, — перечисляла лектор.
Популярность такого компонента объясняется просто — народ помнил времена Астраханского ханства, когда город носил название Хажитархан. Для астраханских татар считалась нормой частица «Ак-», что также не было распространено среди казанских и уфимских татар.
Например, Акбиба, Актази(Актаҗи), Акгульсум, Акбаба и другие. Наличие имени Акбаба скорее результат огузского влияния. («Баба» в данном случае носит содержание «отец»). Также компонент имени «-хан» у казанских татар употребляется только в мужских именах (Тимерхан, Миннехан), а у астраханских татар он использовался и в женских именах — Аминахан, Бэбэхан (не Бибихан).
Рождение и смерть
Детская смертность, по словам лектора, в татарских деревнях Российской империи была несравнимо высокой относительно сегодняшнего дня. Например, в астраханских метрических документах часто встречается обозначение возраста умершего ребенка — «1 җомалык». «Җома» – это сокращенный в просторечии вариант слова «җомга», которое в дословном переводе означает «пятница». У мусульманских народов неделя заканчивается именно этим днем. Поэтому ребенок, умерший в возрасте «1 җомалык» (у казанских татар это было бы написано как «1 атналык»), прожил одну неделю.
Среди родившихся девочек и мальчиков преобладают представители мужского пола, но и большее количество смертей приходится на их долю. Салахова во время изучения метрик практически не сталкивалась с записями о «незаконнорожденных детях».
Также по метрическим данным одной из деревень в Астрахани, за 1905 год родились 10 девочек и 18 мальчиков, а умерли 27 женщин и 12 мужчин. И такие цифры — обычное явление в татарских деревнях.
В основном люди, по данным метрик, умирали в младенчестве от инфекционных болезней или женщины — при родах. У астраханских татар была особенность — из-за высокой климатической жары быстро портились продукты.
— Особенности местной кухни — рыбная пища, употребление плодов в большом количестве и питье некачественной холодной воды в жаркое время — провоцировали развитие желудочных расстройств и отравлений. При разливе Волги и до того времени, пока река не входила в свои берега, в Астрахани и по всей губернии свирепствовала перемещающаяся лихорадка, — добавила Эльмира Салахова. — В астраханских степях несколько комфортнее себя чувствовали народы, всё ещё сохраняющие кочевой образ жизни, — калмыки и юртовые татары. Но и их одолевали «желчные горячки» и «натуральная оспа».
Определение причин смерти в метриках, продолжает эксперт, было делом относительно субъективным. Тогда не существовало квалифицированных врачей, поэтому причину смерти определяли либо родственники, либо местный мулла. В перечне названий болезней, от которых скончался человек, есть и любопытный момент. О татарине, умершем в возрасте 55-60 лет, писали, что он скончался «от старости».
Брак и развод
Анализ метрических книг татар показал, рассказывала лектор, что мужчинам разрешалось вступать в брак с 18 до 80 лет, девушкам — с 16 лет при наличии обязательной специальной выписки из метрической книги. При этом фактически самый ранний возраст у девушек — с 17 лет, в Астрахани — с 16 лет.
— Определенный интерес представляет то, что встречающиеся в художественной литературе сюжеты о выдаче татарок замуж в очень раннем возрасте в метрических книгах не находят подтверждения. Проанализировав ряд метрических записей, можно констатировать: не зафиксировано ни одного случая тайного брака, — утверждает Салахова.
В современном обществе очень прочно укоренился стереотип, что жена должна быть младше мужа. Однако метрические книги говорят об обратном — приветствовалась жена старше возрастом.
— Во-первых, в крестьянских семьях женщина воспринималась прежде всего как рабочая сила, поэтому брать в жены очень молодую — не так предусмотрительно и лишний голодный рот. Во-вторых, при большой смертности среди мужчин среднего возраста возникала проблема вдов. Случаи, когда муж намного старше своей жены, наблюдаются лишь в некоторых семьях духовных лиц и мещан, но их доля очень мала, — рассказывает лектор.
Из-за высокой смертности мужчин среди татарок были нередки случаи, когда никахи проводились несколько раз, а то и три-четыре раза.
Ученая также изучила метрику татар, которые буквально вчера переехали из деревень в Казань, например, чтобы устроиться на работу в мыловаренный завод. В записях Азимовской мечети встречаются случаи, когда одни и те же мужчины и женщины заключали никах повторно. Основная причина — мужчины перевоспитывали жен, которые злоупотребляли алкоголем и вели «непорядочный образ жизни». По словам лектора, при повторном никахе обговаривалось условие: если жена будет вести себя аморально, то она лишается при разводе махра. Это имущество, которое муж дарит жене при заключении брака и которое обычно остается с ней после развода.
Как правило, махр состоял из двух частей: одна часть выплачивалась во время никаха (бракосочетания), остальная часть называлась «ожидаемой» и выплачивалась постепенно. Сумма махра была немалой и в основном выплачивалась деньгами или имуществом и доходила в среднем до 150-200 рублей. Для примера: в середине XIX века одна лошадь стоила 60 рублей, корова — 30.
По метрическим книгам татар многоженство не фиксируется. Скорее надо говорить о «двоежёнстве». Как правило, вторую жену муж брал, если первая болела или была бесплодна и при условии обязательного её согласия. Также вторую жену брали, если погиб старший брат. Тогда младший через брак на себя брал обязательство содержать семью старшего.
Разводы среди татар встречались редко. Обычно на 10 никахов — один талака. Бракоразводным процессом занимались муж и отец женщины или же ее представитель, но это отнюдь не указывало на ее бесправие. Объясняется это следующим образом: по канонам ислама женщина должна всячески оберегаться от стрессовых ситуаций, к которым относится и развод. Она была вправе потребовать через отца все, что ей полагается.
Среди причин разводов в метрических книгах встречаются формулировки, которые можно отнести к современным «не сошлись характерами», часто встречалось понятие «остывание чувств друг к другу». Хотя есть и курьезные случаи. Салаховой встретилась история, когда бывшая жена долго не называла имаму настоящей причины развода. Тогда он записал в метрике в графе причина — «очень долго плакала».
— Муфтият обычно убедительно просил имамов по возможности указывать действительную причину, — говорила Салахова.
В то же время если при разводе у семьи был малолетний ребенок, то обычно он оставался у мужа или его родни. Мать совершала такой морально непростой поступок, чтобы лишь обеспечить хорошие условия жизни своему ребенку. Сама она в тогдашних условиях не смогла бы прокормить его, говорила лектор.