татары крымские и еще какие

Крымские и казанские татары. Общие черты и различия

татары крымские и еще какие. 108 1. татары крымские и еще какие фото. татары крымские и еще какие-108 1. картинка татары крымские и еще какие. картинка 108 1

Название «крымские и казанские татары» часто заставляет думать, что это представители родственных народов. Нет, это два разных народа. Дело в том, что в России когда-то давно было принято называть народы, принадлежащие к тюркской группе, татарами.

татары крымские и еще какие. 108. татары крымские и еще какие фото. татары крымские и еще какие-108. картинка татары крымские и еще какие. картинка 108

Сколько существует разновидностей татар

Это сейчас мы их называем азербайджанцами, карачаевцами, кумыками, хакасами, а раньше это были азербайджанские, горские, дагестанские, абаканские татары. Этому есть объяснение. Тюркские племена сами себя называли «татарами».

Во время распада Золотой Орды в середине XIV века были образованны ханства: Сибирское, Узбекское, Казанское, Крымское, Казахское, а так же две орды – Большая и Ногайская.

Формально Большая Орда стала преемницей Золотой Орды. Но, на деле, каждая начала жить своими интересами. Появились сибирские, ногайские, мишарские, касимовские, крымские и казанские татары.

Между осколками некогда огромного государства постоянно возникали распри и столкновения. Так в первых месяцах 1480 года конница Сибирской и Ногайской орд совершила нападение на Большую Орду, разграбив столицу и убив правителя – хана Ахмеда. Это привело к её распаду.

Население Золотой Орды

Если вы думаете, что в Монгольской империи жили монголы и татары, то вы ошибаетесь. На её территории проживало большое количество племён и народностей:

К началу XV века всё кочевое население на территории Орды называлось одним словом «татары». В Золотой Орде проходил этногенез, в результате которого появились сибирские, крымские и казанские татары.

Кроме этого, на территории Золотой Орды формировались народы: казахи, каракалпаки, ногайцы. Сегодня это представители разных национальностей, но все они имеют одни корни и когда-то входили в одно государство.

Крымские и казанские татары: в чём отличие

Между двумя народами есть общее – в их формировании участвовали тюркские племена, входящие в состав Золотой Орды. От них они получили в наследство общий кыпчакский язык, относящийся к тюркской группе.

Кроме этого в появлении различных диалектов участвовали разные народы, проживающие на территории, покорённой тюркскими племенами.

На формирование этноса каждого из них так же большое влияние оказали народы, проживавшие до захвата их территории тюркскими племенами. Казанские татары – это потомки тюрков, булгар и племён, относящихся к Именьковской культуре.

Формирование этноса крымских татар намного сложнее. В нём участвовало большое количество народностей, проживающих на Крымском полуострове до проникновения туда тюрков. Огромное влияние на крымских татар оказали турки. Их обычаи, традиции и язык нашли своё отражение в крымско-татарской культуре.

Казанские татары

До прихода на территорию современного Татарстана булгар, здесь проживали представители, так называемой Именьковской культуры, которых принято относить к праславянским племенам.

По предположению археологов, половина их ассимилировалась с булгарами. А другая часть ушла на запад, где вошла в состав Волынковской культуры.

Этнической основой образования народности казанских татар послужили: булгары, кыпчаки и другие тюркские племена, а так же представители Именьковской культуры. Приблизительная схема будет выглядеть следующим образом:

Существуют три основные теории этногенеза татар:

Долгое время приоритетной считалась булгаро-татарская. Сейчас большинство историков по ряду причин считают основной тюркско-татарскую теорию.

Языком их является казанский диалект кыпчакской группы тюркского языка. Конечно же, вхождение в состав Русского государства оказало на культуру казанских татар несомненное влияние. Особенно это проявилось после присоединения Казани к России.

Крымские татары

На территории Крыма различают три субэтнические группы крымских татар, каждая из которых говорит на своём диалекте. В зависимости от того, какие народы участвовали в их этногенезе, их диалекты значительно отличаются друг от друга.

Основой в формировании крымско-татарского языка лежит кыпчакский язык. Появление тех или иных диалектов зависело от народов, которые проживали с татарами на данной территории. Всего их три:

Близкими языками к крымско-татарскому являются: кумыкский, карачаево-балкарский, караимский, урумский, турецкий. Кроме языка эти народы повлияли и на генетику крымских татар.

Сказать точно какие народы приняли участие в формировании крымско-татарского этноса затруднительно. Считается, что это все народы, которые ранее проживали на территории Крыма. Насколько это повлияло на крымско-татарский этнос трудно сказать, так как большая часть их проживала на этой территории тысячу лет назад.

К ним можно отнести хазар, печенегов, скифов, тавров, сарматов, греков, булгар, итальянцев и многих других. Но основополагающая роль в этом процессе принадлежит западным кыпчакам.

Окончательное формирование этноса произошло в XV веке, когда территория Крыма входит в состав Золотой Орды, на территории которой языками общения были половецко-кыпчакский в пределах ханства и турецкий на территории влияния Османской империи. Ислам становится основной религией.

Понимают ли друг дуга крымские и казанские татары.

Языки этих народов, находясь в одной кымчакской группе не так уж близки между собой. Для сравнения можно взять русский и украинский языки. Между ними много общего, но и различий не меньше.

Во время разговора русскому не понятны отдельные слова украинского языка. То же самое происходит во время разговора двух татар. Но в процессе общения они сносно понимают друг друга, то есть крымский татарин в принципе поймёт, о чём говорит казанский.

Отношения двух народов

Существует мнение, что между двумя народами сложились непростые отношения. Это можно объяснить историческими событиями, которые произошли в 1502 году. Крымским ханом Менгли-Гиреем была разгромлена Большая Орда, которая была преемницей Золотой Орды.

Но ещё в 1481 году из него вышло Астраханское ханство, которое так же претендовало на преемственность. Но оно было самым маленьким ханством, малочисленным и состояло из кочевых племён.

Это давало право Крымскому ханству считать, что главенствующее положение над другими ханствами, входящими в Золотую Орду, перешло к нему. Это объясняет, почему крымские татары не любят казанских. Они считали казанских татар своими вассалами.

В 1521 году крымский хан Мехмед-Гирей совершает опустошительный поход на Москву, в нём участвовали и казанские войска. Для Русского государства союз двух воинственных ханств представляло смертельную опасность.

Поэтому все усилия московских дипломатов были направлены на недопущение этого. Опасность представляло и то обстоятельство, что престол Казанского ханства занял представитель крымской династии – хан Сахиб-Гирей.

Но казанская знать оказалась расколотой на две части, которые более ста лет вели борьбу между собой. Первые отстаивали вассальные отношения с Москвой, которая платила им дань. Вторые были за создание единого государства с Крымским ханством.

Московские правители старались поставить во главу Казанского ханства своего ставленника. Попеременно на казанском престоле восседали ханы лояльные Москве или представители Крымского ханства. Это продолжалось до присоединения Казани к Москве в 1552 году.

Источник

О.Бузина:Татары не были в Крыму коренным народом. Их предки появились там только во времена монгольского нашествия — в XIII веке

татары крымские и еще какие. 15075. татары крымские и еще какие фото. татары крымские и еще какие-15075. картинка татары крымские и еще какие. картинка 15075

татары крымские и еще какие. 101364 129754. татары крымские и еще какие фото. татары крымские и еще какие-101364 129754. картинка татары крымские и еще какие. картинка 101364 129754

татары крымские и еще какие. 32. татары крымские и еще какие фото. татары крымские и еще какие-32. картинка татары крымские и еще какие. картинка 32

Когда при Екатерине II после нескольких столетий почти беспрерывных войн русские войска наконец-то завоевали Крым, население полуострова насчитывало всего полмиллиона человек. В «великой» ханской столице Бахчисарае проживало людей меньше, чем в захудалом нынешнем райцентре, — каких-то 6 тысяч! Никакой индустрии, за исключением мастерских по изготовлению седел и ножей, ханство не имело. И даже не собиралось ее заводить, так как его экономика строилась не на производстве, а на перераспределении. Ибо с момента возникновения и почти до самого конца «панство Крымское», как называли эту державу в канцелярии малороссийских гетманов, занималось тем, что на современном языке именуется рэкетом. Вся политика хана сводилась к тому, что он терроризировал окрестные государства однообразным надоедливым приемом: мы — люди дикие, голодные, но воинственные, потомки самого Чингисхана, — дайте на пропитание, а то зарежем!

Но тогда слова «рэкет» ни в Москве, ни в Варшаве еще не знали, употребляя вместо него чудной термин «поминки». Нынче он ассоциируется только с похоронами. А в XVI—XVII веках так называли еще и отступные, которые платили хану за хорошее поведение, чтобы он не безобразничал — не воровал скот, людей и те материальные ценности, которые можно было утащить на косматой татарской лошадке. Буфет на ней, конечно, не утащишь. Да и немного было в Украине, если честно, буфетов в те темные времена. Разве что те, которые сами казаки утащили у поляков. Но, если бы вы знали, сколько денег и народа наши предки «похоронили» в Крыму, пока не сообразили, что разумнее похоронить самого хана с его паразитарным, как пишут теперь историки, государственным организмом!

татары крымские и еще какие. 7e71b96fd95cab65f4a9b679b6166d51. татары крымские и еще какие фото. татары крымские и еще какие-7e71b96fd95cab65f4a9b679b6166d51. картинка татары крымские и еще какие. картинка 7e71b96fd95cab65f4a9b679b6166d51

Дворец в Бахчисарае. Отстроен в XVIII в. Его предшественник был сожжен во время русско-турецкой войны

Татары не были в Крыму коренным народом. Их предки появились там только во времена монгольского нашествия — в XIII веке. До этого полуостров населяли потомки античных греков, создавших свои города на побережье, хазар и готов — германского племени, которое пришло сюда из Скандинавии еще в эпоху Великого переселения народов — в III ст. н. э. Ныне в это трудно верится, но готская речь звучала в Крыму даже в начале ханской эпохи. Путешественники отмечали, что она очень похожа на другие германские диалекты. Заехавший в Крым в XV веке итальянец Иосафат Барбаро записал в дневнике: «За Кафой, по изгибу берега находится Готия… Готы говорят по-немецки. Я знаю это потому, что со мной был мой слуга немец. Они с ним говорили и вполне понимали друг друга». И даже в конце XIX столетия известный киевский историк Юлиан Кулаковский, оставивший интереснейшую книгу о древностях Тавриды, отмечал, что среди татарских построек в горной местности попадаются срубы, напоминающие те, что возводили в Скандинавии. Эти строительные навыки крымские татары, несомненно, позаимствовали от предшествующего населения.

татары крымские и еще какие. 3dddae52ae8091de97df31c735c8e1f5. татары крымские и еще какие фото. татары крымские и еще какие-3dddae52ae8091de97df31c735c8e1f5. картинка татары крымские и еще какие. картинка 3dddae52ae8091de97df31c735c8e1f5

Монгол. Прародина крымских татар в далекой Монголии

До сих пор в Крыму живут два малоизвестных народа, которые оказались тут намного раньше татар — крымчаки и караимы. В Киеве есть Дом актера на улице Ярославов Вал — изящное здание в восточном стиле. Это бывшая караимская церковь — кенасса. Ее построил, как и многие самые красивые здания нашего города, архитектор Городецкий. А деньги дал Соломон Коген — караим по происхождению и табачный король, владевший в Киеве двумя папиросными фабриками.

Караимы исповедуют разновидность иудаизма, но евреями себя не считают, а Талмуд не признают. Разговаривают они на одном из тюркских диалектов, близком к древнему половецкому языку. Этнологи видят в них потомков хазар, принявших когда-то иудаизм и владевших не только Крымом, но до норманнов и Киевом. Сейчас в Крыму живет не больше 6 тысяч караимов. И еще несколько тысяч разбросаны по разным странам, от Турции до Литвы.

Крымчаки проживали компактными общинами в районе Бахчисарая, Феодосии, Евпатории и Старого Крыма, а сейчас их можно, если повезет, встретить в разных местах полуострова. Они тоже разговаривают по-тюркски и исповедуют иудаизм. Но другую его разновидность — более ортодоксальную. Церкви свои называют синагогами, а духовных наставников — раввинами. Их тоже относят к потомкам хазар.

И караимы, и крымчаки служат памятником древней религиозной войны, разорвавшей некогда Хазарский каганат. Они — наследники разных хазарских «партий». С татарами, да и друг с другом, они не смешиваются. А готы были в основном истреблены в конце XV столетия, когда турецкая армия взяла их крепость Феодоро (ее еще называют Мангуп). Те, что уцелели, слились с татарами. Тот же Юлиан Кулаковский поражался «нордическому» виду некоторых горных татар — по-видимому, сохранивших в себе северные гены.

А куда из Крыма делись потомки античных греков? В Мариуполь! Екатерина II переселила их туда в разгар русско-турецких войн, чтобы обезопасить этот христианский народ от истребления. Еще не было ясно, за кем останется Крым. Добрая императрица не хотела, чтобы люди, сохранившие религию предков, погибли зря. Кроме того, ей хотелось ослабить крымского хана. Ведь, если кто и умел работать в его стране, так это греки — хорошие ремесленники, садоводы и рыболовы.

Все знают о набегах татар на Украину, но забывают, что им предшествовали набеги татар… на сам Крым. Впервые их вторжение на полуостров зафиксировано в 1223 году — том самом, когда русские князья были разбиты на Калке. Разгромив русских, орда завернула на юг и прошлась по степному Крыму. За первым набегом последовали другие, пока в 1299 году войско татарского вождя Ногая не захватило Херсонес. Помните античные руины на первой одногривневой купюре? Это наглядная иллюстрация того, как Ногай погулял. С новых гривен руины убрали. Но вы можете съездить в Севастополь и полюбоваться на остатки старинного греческого города на берегу Карантинной бухты — только колонна сиротливо торчит! Как напоминание о том, как эффективно Ногай истреблял предшествующее «коренное» население.

Первым же крымским ханом стал некий Хаджи-Гирей — один из золотоордынских сепаратистов. Десять лет он пробыл в эмиграции у польского короля, а потом с его помощью захватил Крым и основал местную династию. Король еще не подозревал, какую глупость он совершил.

ГОРЕ ЛЮДЯМ И СВИНЬЯМ ПРИНОСИЛ КАЖДЫЙ НАБЕГ

Вот как описывает типичный татарский набег Гийом де Боплан: «Они в разных направлениях устремляются на деревни, окружают их четырьмя караулами, разводят сильные огни, чтобы ни один из жителей не мог спастись ночью бегством; потом грабят, истребляют селения, убивают всех противящихся им, берут в плен сдающихся не только мужчин, женщин, но даже грудных младенцев, уводят скот, лошадей, быков, коров, овец, коз».

Существует ошибочное мнение, что пристрастие нынешних украинцев к свинине связано с тем, что татары, которым религия запрещает есть это мясо, не трогали поросят. Но и это неправда! Они подвергали геноциду даже симпатяг с пятачками. По словам того же Боплана, захватив деревню, татары «запирают свиней в овин или в иные строения и вечером зажигают оные по омерзению к сим животным». В общем, творили хуже, чем в известной поговорке: «Що зможу, з’їм, останнє — понадкушую».

Возникает вопрос: как могла маленькая орда держать в страхе половину Восточной Европы? Но ведь на помощь людоловам пришла география! В военном смысле они захватили ключевую точку, контролировавшую степную и лесостепную зоны от Дуная до Кавказа. Все крупные реки этой равнины текут с севера на юг. Выходя из Крыма в набег, татары не встречали естественных препятствий. А их самих надежно закрывало от расплаты узенькое горлышко Перекопа. К тому же в мобильности никто не мог с ними сравниться. Татары могли даже спать в седле. А в набег каждый из них брал по три лошади.

И так продолжалось веками. В 1482 г. войска хана Менли-Гирея сожгли Киев вместе с замком, а жителей угнали в плен вместе с киевским воеводой Иваном Ходкевичем, женой и сыном. Описи Киевщины показывают, что с конца XV до середины XVI века население тут резко сократилось. Кто мог, бежал на север — в Белую и Великую Русь. Вершиной же успехов татар был поход хана Девлет-Гирея на Москву в 1571 г. Тогда хан сжег столицу Ивана Грозного дотла — устоял только Кремль, оказавшийся кочевникам не по зубам.

татары крымские и еще какие. fe06d1fcf51d0263788e19c997efb74b. татары крымские и еще какие фото. татары крымские и еще какие-fe06d1fcf51d0263788e19c997efb74b. картинка татары крымские и еще какие. картинка fe06d1fcf51d0263788e19c997efb74b

Так художник изобразил Девлет-Гирея – того хана, что сжег Москву

татары крымские и еще какие. 4df6e6133db097bf06b98cf3289f32ce. татары крымские и еще какие фото. татары крымские и еще какие-4df6e6133db097bf06b98cf3289f32ce. картинка татары крымские и еще какие. картинка 4df6e6133db097bf06b98cf3289f32ce

Крымские татары. Русский рисунок времен покорения Крыма

КОЧЕВАЯ ИМПЕРИЯ НА ПОЛ-УКРАИНЫ

Скоро границы окрепшего Крымского ханства выплеснулись за пределы полуострова. На старинных картах видно, что его владения занимали еще и территорию нынешних Одесской, Херсонской, Николаевской, Донецкой и половины Харьковской областей.

татары крымские и еще какие. cc7d0d02b47833871509f4cee372eb33. татары крымские и еще какие фото. татары крымские и еще какие-cc7d0d02b47833871509f4cee372eb33. картинка татары крымские и еще какие. картинка cc7d0d02b47833871509f4cee372eb33

В юрте. Европейский художник и себя нарисовал среди кочевников

Хан был верховным правителем. Его первый наследник назывался калга-султан. Второй наследник — нуреддин-султан. Государственный совет — Диван (там действительно стояли диваны, лежа на которых, решали политические вопросы). А верхушку общества составляли беи — главы важнейших родов. Старейшими родами считали Ширин, Барын, Аргын и Кипчак. Первыми среди беев считались Ширинские. А наличие рода Кипчак свидетельствует, что часть половцев тоже вошла в состав нового народа. Ведь сами себя они называли именно кипчаками. Весь же государственный штат Крыма, получавший жалованье, насчитывал только 152 человека. Остальные должны были добывать пропитание, как умели, но не забывать делиться с верхушкой.

Главной ударной силой ханства была Ногайская орда, кочевавшая в степях севернее Перекопа. При этом она оставалась самой бедной. Те татары-людоловы, которые фигурируют в украинских романах, — это как раз ногаи. Даже антропологически они сохранили древний монголоидный тип. А татары, поселившиеся непосредственно в Крыму, в результате смешения влили в себя кровь древнего дотатарского населения полуострова.

Работорговля — не изобретение крымского хана. Задолго до него этим же ремеслом занимались итальянцы, жившие в Судаке и Кафе. Хан только отобрал у них этот промысел. А рядовых кочевников и просвещенные европейцы, переживавшие эпоху Возрождения, и сменивший их дикий потомок Чингиса использовали как орудие — наподобие гончих псов.

СЕЧЬ ПОД ХАНСКОЙ ВЛАСТЬЮ

татары крымские и еще какие. 5f033a1ca5a985bd0d3acc200b5f537d. татары крымские и еще какие фото. татары крымские и еще какие-5f033a1ca5a985bd0d3acc200b5f537d. картинка татары крымские и еще какие. картинка 5f033a1ca5a985bd0d3acc200b5f537d

Атаман Сирко. Он же Урус-шайтан

Это было настолько сильное государство, что даже Запорожская Сечь временами оказывалась в его власти. О том, что запорожцы жили под властью хана после того, как сдуру поддержали Карла XII, многие знают. Но ведь была в истории Сечи страница еще позорнее. Причем в самое время ее расцвета — то самое, когда жил Иван Сирко — «урус-шайтан», наводивший страх на мусульман. Кстати, его татарское прозвище, в переводе означающее «русский черт», доказывает, что в XVII веке население Украины называло себя именно русскими.

Сирко был последовательным врагом Крыма, за исключением тех моментов, когда договаривался с ним по политическим соображениям и из-за вражды к полякам, продолжая курс Хмельницкого. Но была на Сечи еще одна партия — протатарская. В августе 1668 года она победила и протолкнула на должность кошевого Петра Суховея. А тот признал протекторат крымского хана над Сечью — перефразируя советскую формулу о Переяславской Раде, «осуществил вековую мечту о подчинении татарскому народу». Увы, глава об этом позоре в украинских учебниках отсутствует.

Я же в очередной раз благодарно вспомню имена славных «екатерининских орлов» — Румянцева, Суворова и Потемкина, навсегда покончивших с тем, что еще недавно гордо именовало себя «Великим ханом великой орды и престола Крыма и степей Кыпчака», что в оригинале звучало: «Улуг Йортнинг, ве Техти Кырыининг, ве Дешти Кыпчак, улуг хани». Не понимаете? А ведь не будь Российской Империи, это вполне могло быть вашим государственным языком.

Источник

Новое в блогах

Крымцы, они же татары.

Близость двух регионов обусловила значительные этнические контакты между Крымом и Кавказов и в последующие исторические эпохи.

татары крымские и еще какие. 1993. татары крымские и еще какие фото. татары крымские и еще какие-1993. картинка татары крымские и еще какие. картинка 1993По вопросу о происхождении современного крымскотатарского этноса более ясную картину дают антропологические и генетические исследования, проводившиеся в разное время среди населения Крыма.

В настоящее время гаплогруппа G с наибольшей частотой встречается среди осетин (до 75 %), терских казаков (53%) и шапсугов (около 80 %). До 17 века Черкессия (Западный Кавказ) также была частью Крымского ханства, между двумя регионами происходили значительные миграции населения (в крымской топонимике довольно часто встречается топоним «черкес», «черкес-кермен»).

Ещё в 1926 году Г.А. Бонч-Осмоловский произвёл основательные антропометрические исследования населения Крыма, которые дали возможность Н. Теребинской-Шенгер выделить в рамках крымко-татарского народа три основных антропологических типа, имевших в то время конкретную географичекую привязку на полуострове:

2. Горно-предгорные татары.

3. Южнобережные татары.

Ногайский компонент в этногенезе крымских татар

Степные татары (ногаи) в расовом отношении европеоиды с элементами монголоидности (около 10 %). Они имеют меньший рост, меньшую высоту черепа, меньший размер длины глазной щели и больший угол косого разреза, чем у других типов.

татары крымские и еще какие. 1991. татары крымские и еще какие фото. татары крымские и еще какие-1991. картинка татары крымские и еще какие. картинка 1991К этому можно добавить описание Густава Радде (1856 г.): «. желтоватый и темный цвет лица, нередко переходящий в медно-красный; глаза темные; нос небольшой и почти всегда сплюснутый; волосы черные и борода весьма редкая».

Диалект степняков принадлежит к кыпчакской группе тюркских языков.

На значительный кипчакский компонент в Крыму указывают многие источники: арабский географ ал-Идриси (12 век), монах-францисканец Вильгельм Рубрук (13 век).

Турецкий путешественник 17 века Эвлия Челеби так охарактеризовал население Степного Крыма: «Татары говорят на 12 языках, а язык одних понимают через переводчика. Есть там прежде всего язык чагатайский (староузбекский), а затем язык кумыкский, язык монгольский или ногольский, язык туркменский, ногайский, кайтацкий, моракский, хешдекский, дагестанский, аджамский, хинди, узбекский и болгарский. Люди все эти татары. Этот народ татарский не знает наговоров, клеветы, недоверия, ненависти, высокомерия или зависти, он не склонен кого-либо предавать бесчестию, настраивать одних против других. Слыша, что должен прийти сплетник или клеветник, люди эти убегают от него. Вреждебность свою и ненависть показывают только тогда, когда идут с войной на другие народы или когда на них нападают и грабят. Питаются они всегда мясом. Едят они мясо всякого зверя, а в его шкуру одеваются, то есть делают из него шубу. смешав кровь с пшеном, пьют кровь всякого зверя, как похлебку. Есть также несколько тысяч татар, которые в жизни своей никогда не пили воды. Пьют они вместо этого разновидность молока кобыльего (кумыс). Кроме этого народа ногаев, живут на полуострове Крымском люди, привыкшие сторониться других, сведущие в ремесле и науках. Люди эти называются бадыраками.»

Формирование татов как этнической основы современных крымских татар

татары крымские и еще какие. 1990. татары крымские и еще какие фото. татары крымские и еще какие-1990. картинка татары крымские и еще какие. картинка 1990Нужно заметить, что приведённые данные по антропологии горных татар до некоторой степени являются обобщёнными, так как население практически каждой деревни горного Крыма имело свои особенности.

Диалект горных татар также относится к группе кипчакских языков, но с уже большим количеством огузских заимствований и заметным числом арабских и греческих слов.

Густав Радде так описывал горных татар: «. они высокого роста и хорошо сложены, цвeт лица у них более светлый, приближающийся к цвету кавказского племени, глаза большие и темные, волосы и борода густые и черные.»

Необходимо отметить, что среди населения горного Крыма (район Бахчисарая) нередок и светлопигментированный тип (светлые волосы, голубые глаза).

татары крымские и еще какие. 1992. татары крымские и еще какие фото. татары крымские и еще какие-1992. картинка татары крымские и еще какие. картинка 1992Ещё в 16 веке немецкий путешественник барон Бусбек встречал в Константинополе крымских готов, не забывших родной язык (некоторые слова крымских готов он записал, составив небольшой словарик). Они сообщили ему о существовании в горном Крыму готских поселении, которые продолжали сохранять язык, обычаи и воинственость предков (крымские таты обязаны были выставлять для армии турецкого султана и крымского хана отряды лучников, также участвовавших в походах на сопредельные страны).

Исключительно интересным фактом является преемственность населения горного Крыма на протяжении многих столетий, отмеченная советским антропологом В.П. Алексеевым (1980, 1989) в ходе изучения мусульманских могильников датированных 18-19 вв.

«Лицевой скелет умеренно широкий и средней высоты; нос при средней ширине грушевидного отверстия относительно узкий; черепная коробка короткая и низкая, при этом очень широкая, что приводит к резко выраженной брахикрании. Таким образом, наблюдается комплекс признаков, который в различных модификациях распространён в восточных районах расселения представителей европеодной расы, а с эпохи бронзы, раннего железа и раннего средневековья зафиксирован у населения, оставившего могильники в Средней Азии и Поволжье. Этот комплекс признаков фигурирует во многих описаниях типов европеоидов: северный вариант понто-загросской расы, туранская раса, раса Среднеазиатского междуречья.»

Судя по этнической и политической карте Восточной Европы, которая известна из описаний авторов 1-2 вв. н.э., на рубеже и в начале нашей эры в Северном Причерноморье обитали алано-скифы.

татары крымские и еще какие. 1994. татары крымские и еще какие фото. татары крымские и еще какие-1994. картинка татары крымские и еще какие. картинка 1994Изучение раннесредневекового могильника Чуфут-Кале, горная часть Крыма, (Соколова, 1958) также указывает на связь с древними скифами: «Население раннесредневекового Чуфут-Кале принадлежит к сармато-аланской группе, которая по своему морфологическому типу близка к скифам, в частности к типу из некрополя «Неаполь Скифский» (район современного Симферополя), либо этнически являлась позднескифской, но усвоила сарматский обычай деформации головы.»

На искусственную затылочную деформацию указывает и Г.Ф. Дебец (1949), изучавший средневековые некрополи: Эски-Кермен, Мангуп-Кале и Херсонеса.

Начиная с 4 века в Причерноморские и Приазовские степи проникают тюркские племена (гунны, протоболгары, хазары) постепенно ассимилировавшие аланское население, которое переходило на тюркский язык. Тюркские племена (протоболгары, хазары) в свою очередь воспринимали более развитую местную аланскую культуру. Именно с хазарского периода начинается языковая ассимиляция населения Северного Причерноморья, и в частности Крыма. Но несмотря на переход на тюркский язык, сармато-аланский культурный комплекс сохранялся среди населения Крыма вплоть до начала 20 столетия (в том числе и в одежде: любопытные параллели видны при сравнении скифского костюма с крымскотатарским).

татары крымские и еще какие. crimli. татары крымские и еще какие фото. татары крымские и еще какие-crimli. картинка татары крымские и еще какие. картинка crimliХарактерная для алан искусственная деформация головы была отмечена у крымских татар Я.Я. Рогинским (1928) и К.С. Мережковским (1890), но уже у современного им населения Южного Берега Крыма. То есть этот древний признак сохранялся у крымцев даже в начале 20 века.

Нашествие гуннов, вообще, увлекло алан своим потоком в Европу, где аланы входили в племенной союз гуннов и участвовали в завоеваниях. В своём движение на запад аланы прошли Италию, Францию, Пиренейский полуостров и оказались в Северной Африке. Особенно прочно аланы закрепились в Паннонии (Венгрия), где венгерские короли даровали им земли (Ясшаг) и аланы длительное время сохраняли своё этническое самоназвание под этнонимом асы.

Последующие волны тюрков-кочевников (печенеги, половцы) оттеснили аланское население из степей Северного Причерноморья в горы Кавказа и Крыма.

Но ещё в 13 веке Вильгельм Рубрук на пути из Судака к Перекопу в степи встречал алан.

Из описания Аммиана Марцелиана (4 в.н.э.) следует, что у алан также, как и готов, был светлопигментированный тип: «. почти все аланы высоки ростом и красивы; с умеренно белокурыми волосами; они страшны сдержанно-грозным взглядом очей. «

Южнобережные татары имеют больший, чем другие группы, рост, а также большую высоту черепа и длину глазной щели. В расовом отношении южнобережные татары принадлежат к южноевропейской (средиземноморской) расе и внешне похожи на греков, итальянцев, турок. Однако встречаются отдельные представители этой группы с ярко выраженными чертами «североевропейского» типа (светлая кожа, светлые волосы, голубые глаза). Например, жители деревни Кучук-Ламбат (ныне Кипарисное) и Никита относились именно к этому типу.

О происхождении этого расового комплекса от готаланов уже выше сказано. Однако среди большинства южнобережных татар всё же преобладали южноевропейские расовые признаки в различных его вариациях.

Густов Радде так охарактеризовал южнобережных татар: «Они высокого роста и крепкого телосложения; цвет лица у них смуглый, но не желтый, как у ногайцев; лицо продолговатое и приятное; нос прямой, нередко греческий или римский; волосы и глаза черные.»

Монастырь Сурб-Хач (около Старого Крыма) становится религиозным центром для армян всей Восточной Европы. Любопытны писменные источники армян того периода (14 в.), характеризующие этнические и культурные процессы среди населения, населявшего в то время Крым. Судебные книги и переписка купцов написаны армянским письмом, но на тюркском (кипчакском) языке. Лингвисты выделяют особый армяно-кипчакский язык (тюркский в основе, но включавший в себя грецизмы, арменизмы и германизмы). Этим же языком армяне пользовались и в повседневной жизни, на родном же языке велось лишь богослужение.

Ещё один значительный пласт в населении Южного берега составляли малоазийские тюрки (огузы): об этом сообщают Гийом Рубрук и арабский путешественник Ибн-Батута (13 в.), а в греческом синаксарии Судака (того же периода) упоминается множество христиан с тюркскими именами. Особенно много переселялось в Причерноморье ремесленников-огузов, в которых остро нуждались развивающиеся города Крыма.

Христианский и шиитский пласт в истории крымцев

По мнению Сидоренко В.А. («Тюркские народы Крыма» М.: «Наука», 2003) это свидетельствует о мусульманско-христианском двоеверии, что так же не лишено основания, но больше говорит о факте присутствия в Крыму значительного числа мусульман-шиитов (приверженцев имама Али), для которых характерен значительный религиозный синкретизм.

Тот же Сидоренко отмечает, что массовая эмиграция огузов в Румелию и Северное Причерноморье была вызвана подавлением в Турции шиитского восстания Баба-Исхака (1239 г.), выступившего под лозунгами социальной справедливости и прихода власти махди (мессии из рода Али).

Какие же факты ещё могут говорить о шиитском влиянии на религиозные представления крымцев?

Почему же нет других культурно-исторических фактов о присутствии шиитов в Крыму?

Ещё один факт заставляет задуматься! В.А. Сидоренко отмечает: в фирмане последнего крымского хана Шагин-Гирея предусматриается налог на иноверческое население?! Откуда взялись в 1783 г. иноверцы (христиане?) в Крыму, если незадолго до того, в 1778 г. из Крыма было выселено всё христианское население (греки-румеи, греки-урумы и армяне)? В камеральном описании Крыма, составленным генерал-порутчиком Ингельстромом значится 1042 двора иноверцев, проживающих в горной части Крыма.

В преданиях греков Приазовья (переселённых из Крыма) отмечается, что процесс был болезненным и многие были вынуждены принять ислам, чтобы не покидать родину. Схожие факты можно узнать и от современных представителей старого поколения крымских татар, говорящих о том, что их предками были греки. То есть часть греков сменила религию и, поэтому, никак не могла оказаться в числе иноверцев. Стоит оговориться, что под понятием грек в средневековом Крыму понималось население исповедующее греческое православие, среди которого, как уже отмечалось, были и потомки алан, и готов, и тюрков (кипчаки, огузы).

Скорее всего, к 20 столетию шиитское население Крыма ассимилировалось (приняло суннитский ислам) или отчасти покинуло полуостров с одним из многочисленных потоков мигрантов, оставив незначительный культурный след на полуострове.

Интересен тот факт, что помимо тахтаджей, в современной Турции, шиизм исповедуют также и потомки балканских тюрков, в число которых могли попасть и выходцы из Крыма (эмиграция татар из Крыма была направлена не только на территорию современной Турецкой республики, но и в Румынию и Болгарию).

Удивительным явлением на полуострове, о котором упоминают многие исследователи (М.А. Араджиони, В.А. Сидоренко), является мусульманско-христианское двоеверие среди населения Горного Крыма. В рамках одной семьи были как христиане, так и мусульмане. В книге судейских решений Мангупского кадылыка (17 век) зафиксировано: «Мусульманка Фатьма из с. Богатырь, дочь Гавриила, просила, чтобы из её дома христиане вынесли крест, оставшийся после отца, и этот крест был перенесён в дом христианки Вении, дочери Мухаммеда. » (М.А. Араджиони, «Крымские греки»).

Суфийские ордена, имевшие распространение на территории Крымского ханства (мевлеви, джельветия, накшбенди и др.), имели также неортодоксальные взляды на ислам. На вопрос Эвлия Челеби об отце пророка Мухаммеда дервиши Акмесджида (сов. Симферополь) ответили: «. мать Иисуса, пророка казаков, воюющих с нами, была Мать Мария, и наши казаки любят Его доброго отца.»

Современная ситуация в Крыму

Завершая этнографичекое описание крымских татар, необходимо добавить, что, исходя из доступных нам статистических данных о современном крымскотатарском населении полуострова, большинство ныне живущих в Крыму репатриантов-крымцев являются потомками именно горных и южнобережных татар, и лишь 13% прибывших на полуостров являются выходцами из Степного Крыма: Евпатория, Джанкой, Белогорский и Сакский районы (В.В. Степанов, «Тюркские народы Крыма»; М.: «Наука», 2003).

В ходе эммиграции крымских татар 18-19 вв. значительная часть степного Крыма была практически лишена коренного населения. Чтобы вернуть эти земли в экономический оборот Российской империи, царским правительством было принято решение о переселение на «освободившиеся» земли безземельных горных татар, а также крестьян из России и Украины.

Таким образом, часть населения степного Крыма является также потомками горных и прибрежных татар.

Интересные исследования были проведены в 1997-1998 гг. среди крымскотатарского и ногайского населения современной Турции Хенриком Янковским (Польша). Несмотря на то, что в настоящее время принято объединять ногайское и крымскотатарское население Крыма в один народ, в Турции в ходе исследований были отмечены некоторые отличия в самосознании двух групп (несмотря на многовековые связи двух народов). Как правило, в Турции они расселены отдельными поселениями (провинции: Анкара, Конья, Эскишехир, Адана).

Некоторые ногайцы заявляют, что они не имеют ничего общего с Крымом, а являются выходцами «из Москвы», «с Кавказа», «с Волги» или «с Кубани».

Кроме татарских и ногайских сёл, в Турции есть ещё и поселения крымских цыган, также говорящих на крымскотатарском языке. Парадоксально, но крымские татары, проживающие в Турции, считают, что именно у цыган татарский язык сохранился особенно хорошо.

Все перечисленные факты говорят о том, что попытки внести вражду между крымцами и другими народами Крыма, а также радикализировать ислам среди кымских татар, исторически и культурно не состоятельны. Детальное изучение истории Крыма (многие факты взаимоотношения Крыма с Россией и Турцией, просто, не афишировались) тоже дают повод к размышлениям.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *