техника монотипии впервые появилась в каком веке
LiveInternetLiveInternet
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Арт-терапия, техника монотипия
История создания печатной техники монотипия
Джованни Бенедетто Кастильоне (1609-1664) Джованни Бенедетто Кастильоне (итал. Giovanni Benedetto Castiglione; 1607, Генуя — 1665, Мантуя) — итальянский художник и гравёр, представитель генуэзской школы. [править] Учился у Ван Дейка, Рубенса, Бернардо Строцци и Доменико Фетти. Впервые применил технику монотипии. Маcтерство гравёра снискало Кастильоне славу второго Рембрандта. Основные темы картин художника — библейские сюжеты. |
Монотипия (от моно… и греч. — отпечаток) — вид печатной графики, изобретение которого приписывается итальянскому художнику и гравёру Джованни Кастильоне (1607—1665).
Техника монотипии заключается в нанесении красок при помощи кисти на идеально гладкую поверхность печатной формы (стекло, оргстекло, пластик, пластина металлическая) с последующим печатанием на станке или в ручную под давлением рук, валика; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным и неповторимым. Хотя бывают зачастую ситуации при работе над созданием оттиска с пластины, добиться еще больше эффекта красоты в рисунке, чем от первого оттиска.
В психологии и педагогике используют технику монотипии для развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Монотипия — Техника свободы и Божественного вмешательства!
Краски. По отношению к краскам эта техника всеядна! Акварель, гуашь, темпера, акрил, маслянные краски, офортные, типографские, для полного отрыва можно использовать и строительные виды красок. Краски используются как с разбавителями так и в чистом виде — в зависимости от задач. Также широк и многообразен выбор поверхностей, с которых можно делать оттиски: бумага, различные виды картонов, пластик разной толщины, пластины из разных металлов-цинк-медь-сталь-латунь. Стекло, оргалит и фанера! Холст и дерево, камень. Главное, чтобы фактура поверхности соответствовала Вашим задачам и целям. А вот вопрос внутреннего ощущения того, какая должна быть поверхность, приходит с Вашим личным опытом.
Краска наносится на поверхность также различными инструментами: валик, рука и пальцы художника, кисти, мастихины, различные шпатели, в том числе фигурные. Также применяются валики с различными фактурами. Ну и напоследок, тем, что придет в Вашу творческую голову. 🙂
Литографский печатный станок
Для отпечатка с листов пластика и металлических листов используют офортные станки. Для отпечатка с литографского камня — используется литографский печатный станок.
Для выбирания краски с печатной поверхности используют, начиная от простой ткани, до всевозможных специфических материалов: спички, стальная губка для чистки посуды, ушные палочки.
Ну и наконец, виды поверхностей, на которые отпечатывают оттиск: бумага, различные виды — от простой до оффортной, цветные бумаги, пластик, фанера, камень, стекло, металл, холст художественный и разные ткани. В общем, есть повод для фантазии.
Cтилистические направления в монотипии
(печатная графика)
Первый способ, из самых простых, его еще называют — «фрактальная монотипия»
Берете выбранную Вами твердую поверхность, в творческом трансовом порыве наносите краску нужным Вам инструментом, сверху накладываете бумагу, продавливаете ее сверху руками или резиновым валиком. Плавно снимаете лист. Исследуете полученный оттиск. Как правило, этот способ достаточно трудно управляем. Особенно, если Вы будете использовать водные краски: акварель, гуашь, акрил, темперу. Затем многие художники, всматриваясь в получившийся оттиск, пытаются увидеть какой-то образ, пейзаж, композицию и слегка дорабатывают оттиск, стараясь усилить и выявить увиденное в монотипии.
Существуют еще несколько способов или приемов созданий фрактальной монотипии.
Монотипия — старинная техника печати единичных оттисков: техника, виды и история
Монотипия — (от греческих слов mono — «один» и typos — «отпечаток») — это вид печатной графики. Произведениям, выполненным в технике монотипии, присущи плавность и мягкость очертаний форм. Художник вручную наносит краски на идеально гладкую поверхность печатной формы, а затем создает оттиск изображения на бумаге. Изготовленный отпечаток всегда получается в единственном экземпляре.
Монотипия кардинально отличается от других видов печатной техники (офорта, гравюры, литографии, ксилографии) уникальностью созданного изображения. С оригинальной формы можно изготовить только один оттиск, так как большая часть краски при печати безвозвратно переносится на бумагу.
Виды монотипии
Монотипия — древняя и весьма многогранная разновидность графики. Для создания уникальных эстампов мастера используют различные технические приемы. Существует разделение видов монотипии по следующим параметрам:
Монотипия в качестве техники печати уникальных изображений в наши дни стала популярным инструментом для развития творческих способностей взрослых и детей. Кроме традиционной манеры создания оттисков появилось множество альтернативных разновидностей этой техники:
История монотипии
История монотипии насчитывает почти 400 лет, хотя первые попытки создания уникальных оттисков с печатных досок в Китае датируются еще XI веком. Но древние восточные мастера не развили эту технику, а их потомки быстро утратили к ней интерес.
Изобретателями монотипии современные историки считают сразу двух художников эпохи позднего Ренессанса: голландца Антониса Саллерта (Antoon Sallaert) и итальянца Джованни Кастильоне (Giovanni Castiglione). Оба мастера независимо друг от друга практически в одно время придумали два разных вида монотипии.
Антонис Саллерт в начале 1640-х гг. первым начал рисовать красками на чистой металлической пластине, а затем делать отпечатки изображений на бумаге. В этой технике ему нравилась возможность легко вносить исправления в рисунок во время работы. Произведениям Саллерта присущи жирные мазки с сужающимися линиями.
Джованни Кастильоне в середине 1640-х годов изобрел другую технику. Он закрашивал чернилами пластину и давал ей полностью высохнуть. Затем художник острым инструментом вырезал на черном фоне изображение и делал его оттиск на бумаге. Работы итальянца отличаются тщательной прорисовкой мелких деталей и обилием штриховок.
Но у монотипии был один, по мнению подавляющего большинства художников, серьезный недостаток. Оттиск можно было получить только в единственном экземпляре. Поэтому монотипия долгое время значительно уступала по популярности тиражным печатным техникам — офорту и ксилографии.
В конце XVIII века английский художник Уильям Блейк (William Blake) попытался усовершенствовать метод Саллерта. Он наносил рисунок на металлическую пластину стойким лаком, а потом обрабатывал ее кислотой, которая протравливала незащищенные участки. Так была изобретена цинкография — разновидность выпуклого офорта.
Во второй половине XIX века великий импрессионист Эдгар Дега (Edgar Degas) вдохнул новую жизнь в монотипию. Французский мастер очень любил пастель и пытался найти этому материалу новое применение. В результате множества экспериментов Дега научился создавать монотипии пастелью.
Выдающийся гений первым начал использовать прозрачную печатную форму, растирал пальцами краску и вырезал резцом линии. Его энтузиазм повлиял на других живописцев. К технике монотипии в своем творчестве также обращались:
В ХХ веке значительно возрос интерес к монотипии со стороны непрофессиональных художников. Постепенно эта техника стала популярной для обучения детей рисованию, а затем нашла для себя новое оригинальное применение. Современные психологи часто используют всевозможные манеры монотипии в сеансах арт-терапии. С помощью этой старинной печатной техники профессиональные врачи снимают эмоциональное напряжение, развивают воображение и творческое мышление, могут оценить психическое состояние человека по его работам.
Монотипия сегодня вышла далеко за рамки одной из разновидностей графической техники. Она высоко ценится не только художниками, но и людьми других социально важных профессий: учителями и врачами.
На портале Very Important Lot каждый посетитель может купить картины, рисунки с монотипией и многое другое напрямую у современных художников. Сайт также предоставляет возможность всем желающим принять участие в онлайн-аукционах и приобрести подлинные шедевры антиквариата.
Техника монотипии впервые появилась в каком веке
История увлекательной художественной техники «Монотипия»
Монотипия существует давно, более трехсот лет. Впервые применил эту технику в XVII столетии итальянский художник Джованни Кастильоне.
Монотипия — уникальная нетиражная техника, сочетающая в себе качества эстампа и живописи.
Если просто сказать: одно касание, прикосновение, надавливание. наверное, можно найти много еще словесных аналогов. Но, главное, это художественное произведение, выполненное за один прием!
Первыми монотипистами, наверное, были еще древние люди, оставившие следы отпечатков своих рук на стенах своих пещер. Лик Христа на плащанице — тоже своего рода монотипия! Можно найти много всевозможных вариантов монотипии в природе.
В современной художественной жизни монотипия относится к графической технике. Многие мастера-графики экспериментировали в этой технике. Но, к моему удивлению, к ней, как к отдельно взятой технике, относятся как к чему-то несерьезно! С этим пришлось столкнуться когда я учился в художественном заведении. А при внимательном рассмотрении данная техника таит в себе необычайно богатые возможности с приятным элементом свободы и ожидания того непредсказуемого результата, который получается. Но тот, кто поработал в этой технике немного больше, смело скажет, что непредсказумостью вполне можно управлять и получать великолепные графические листы.
Монотипия существует давно, более трехсот лет. Впервые применил эту технику в XVII столетии итальянский художник Джованни Кастильоне.
Для произведений, выполненных в технике Монотипии, характерны тонкость цветовых отношений, плавность и мягкость очертаний форм, что внешне сближает монотипию с акварелью. Техника монотипии известна с 17 в., однако распространение получила только с конца 19 в. Среди наиболее известных мастеров: итальянец Джованни Кастильоне (1616-1670), англичанин Уильям Блейк (1757-1828), француз Эдгар Дега (1834-1917), соединивший монотипию с темперой («Концерт в кафе «Амбасадор»»).
При этом виде графики получается один оттиск (моно) на бумаге со стекла (листа меди и др.), на которое нанесены краски. Сверху помещают лист бумаги и прижимают его к поверхности. На бумаге образуется оттиск с необычными узорами, которые не могут быть повторены художником. Образ на оттиске носит случайный (стоха) характер. Художник после печати выбирает те оттиски, которые удовлетворяют его по эстетической привлекательности и сюжету. Из многих оттисков выбираются лишь совсем немногие. Поэтому художники редко используют технику монотипии: она довольно трудоемка и требует большого количества материалов и терпения.
Игры в ассоциации или Монотипия
Монотипия — вид печатной графики, изобретение которого приписывается итальянскому художнику и гравёру Джованни Кастильоне (1607—1665).
Техника монотипии заключается в нанесении красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы с последующим печатанием на станке; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным. Среди наиболее известных мастеров: итальянец Джованни Кастильоне (1616—1670), англичанин Уильям Блейк (1757—1828), француз Эдгар Дега (1834—1917), соединивший монотипию с темперой («Концерт в кафе „Амбасадор“»).
Е.С.Кругликова. «Танго в Луна-парке» (б., монотипия, 1914)
Е.С.Кругликова. «Астры» (б., монотипия, 1917)
И работы современного художника Екатерины Шемяк.
Екатерина Шемяк. «Волшебник» (б., монотипия, 2008)
Екатерина Шемяк. «Ранняя осень» (б., монотипия, 2009)
Вы видите, как за 100 лет изменился подход к одной и той же технике. И как расширились возможности самой техники. Сегодняшний подход к монотипии подразумевает поиск сюжета в уже созданном живописном пятне. Художник лишь подчёркивает, додумывает и стилизует появившиеся живые формы подтёков краски.
Попробуйте сами. Экспериментируйте. С разными красками, с разной густотой краски. С различными видами бумаги. Совет: глянцевая бумага и гуашь может дать наиболее интересный результат и не разочарует новичка.
Монотипия: интересная и простая техника рисования
Как же разнообразен мир искусства! Он не имеет границ и щедро принимает любые идеи, превращая их в отдельное направление творчества. Одним из них является монотипия – техника рисования, которая объединила в себе печатную графику и живопись, но при этом не является гравюрой.
Художник наносит изображение кистью на плоскую металлическую поверхность, с которой рисунок отпечатывается на влажную бумагу под давлением офортного станка. Такой рисунок является уникальным, т.к. его тиражирование невозможно: с плоской формы можно получить только один качественный оттиск.
В этой статье мы расскажем, откуда берет свои корни этот вид искусства, какие разновидности монотипии бывают и как научиться такой технике рисования самостоятельно. Добро пожаловать в мир монотипии!
История появления монотипии
Монотипия в переводе с греческого языка дословно означает «один отпечаток», но, судя по историческим данным, зародилась она далеко не в Греции: первые оттиски гравюры без черного контура появились в 11 веке в Китае. Это были простейшие виды монотипии.
Долгое время монотипия была дополнительным приемом к основным графическим техникам. Первый цветной оттиск сделал голландский художник Геркулес Сегерс: гравюры на металле (офорт) он закрашивал цветными красками. Так получались уникальные эстампы, что послужило началом развития данного вида искусства.
Такую технику изображения рисунка перенял и усовершенствовал итальянский художник и график Джованни Бенедетто Кастильоне. Именно ему приписывается изобретение монотипии. Кастильоне закрашивал пластину чернилами и после полного высыхания краски острым предметом вырезал изображение и отпечатывал его на бумаге.
«Сотворение Адама» – один из самых известных монотипов итальянского живописца. На картине белыми угловатыми штрихами изображен Бог, выходящий из облака. А во тьме тонкими текучими линиями изображен Адам. Этот шедевр создан при помощи черных чернил, пластины и тупого инструмента (палка или ручка кисти) [Art Institute Chicago, 2020]:
Более чем через сто лет английский художник, гравер, поэт Уильям Блейк внес свой вклад в развитие монотипии: он наносил рисунок лаком на медную доску. Пустые от лака участки он заливал кислотой, таким образом контур рисунка выступал над гладким фоном. Далее Блейк переносил рисунок отпечатком на доску. Так появилась цинкография – выпуклый офорт.
Несмотря на все художественные эксперименты, монотипия стала выделяться в отдельное направление только в 19 веке благодаря Эдгару Дега, французскому художнику. Им было создано множество работ в этой технике. Дега любил экспериментировать: он впервые использовал в монотипии прозрачную доску, с помощью нее было проще контролировать рабочий процесс.
Художник выпускал пособия по монотипии, представлял свои работы на выставках, круг увлекающихся монотипией стал постепенно расширяться [Н. Кузнецов, 2010].
В России родоначальником монотипии считается Елизавета Кругликова. Находясь в Париже около 25 лет, она создала около пятисот оттисков на разные тематики. Самой большой серией работ, сделанной в технике монотипия, является серия «Цветы», она включает в себя более ста оттисков [П. Корнилов, 1969].
В 20 веке особое значение в искусстве начали занимать цвет и используемый материал. Так, Юрий Великанов, ученик Елизаветы Кругликовой, создал монотипии, посвященные возведению электростанции на реке Свирь.
Особенную популярность монотипия завоевала в 1930-е годы. Анатолий Суворов при помощи этой техники создал иллюстрации к повести Алексея Николаевича Толстого «Детство Никиты»:
Ада Рыбачук, художница из Украины, попав в 1950 году на Север, была поражена красотой природы, что послужило стимулом для вдохновения и написания картин техникой монотипия. Она создала иллюстрации к сказке «Маленький Уняны»:
Художники 20 века экспериментировали в творчестве, работали с цветными красками и находили нестандартные методы исполнения монотипии. Вадим Фролов, гравер, применял в своих работах отходы от металлического производства, а Валерий Мишин, художник из Петербурга, для создания оттисков использовал реальные предметы: растения, пуговицы, иглы, кнопки и т.д. Так появился монопринт.
Михаил Тарханов, график, дизайнер, разливал масляные краски по воде и после сверху накладывал лист бумаги. При помощи акварели, туши, карандаша он дорисовывал недостающие образы на высохшем полотне. Так появилось новое направление монотипии – акватипия.
Еще один оригинальный способ нанесения рисунка придумал Геннадий Трошков: он накладывал краски на стекло или литографский камень, а потом переносил эту краску на бумагу с помощью мягкого валика.
Как видите, с момента появления монотипии этот вид творчества претерпел значительные изменения. Художники применяли различные методы нанесения рисунка, что привело к появлению новых направлений в технике монотипия. Давайте рассмотрим каждый из них подробнее в следующем разделе.
Виды монотипии
Монотипия – многогранный вид искусства. Авторы используют различные технические приемы, которые помогают наиболее точно передать идею художника.
Существует несколько критериев, которые разделяют монотипию на виды:
Монотипия – это отличный способ развить творческие способности как для взрослых, так и для детей. Сегодня появилось несколько разновидностей данной техники изображения:
Не случайно монотипию относят к нетрадиционным техникам рисования. Методы создания изображения поражают своей оригинальностью и в то же время простотой. Так и хочется попробовать нарисовать что-нибудь подобное одним из вышеописанных способов. А вам?
Монотипия в психологии
Монотипия – не просто техника рисования, т.к. сегодня она является разновидностью арт-терапии, которая будет полезна абсолютно всем, кто нуждается в стабилизации психоэмоционального состояния. Такой метод психотерапии давно полюбился психологами, ведь, если его правильно применять, он принесет очевидную пользу в виде:
Самая известная методика изучения психики личности и ее нарушений с помощью монотипии – психодиагностический текст Германа Роршаха («Пятна Роршаха»).
Автор теста нарисовал 10 клякс разных цветов и насыщенности, каждое изображение служит стимулом для свободных ассоциаций. По мнению Роршаха, то, что увидит испытуемый в данных изображениях, говорит о его интеллектуальном контроле и эмоциональном состоянии. Для чистоты исследования тестируемый должен ответить на следующие вопросы:
Вот пример одного из изображений теста:
Что вы видите на картинке? Это изображение оценивает отношение человека к другим людям. Чаще всего испытуемые отвечают, что они видят моль, бабочку, двух людей или человека, который смотрит в зеркало.
Если вы увидели двух беседующих людей, то у вас активная общественная жизнь. Если вам кажется, что они моют руки, то, возможно, вы не чувствуете себя в безопасности. А если вам кажется, что два человека играют в какую-то игру, то, скорее всего, сейчас вы подвержены конкуренции [Б. Белый, 2005].
Особенно полезна монотипия для детей. Она играет важную роль в изучении психологического состояния ребенка и развитии его творческих навыков. Многие дети любят рисовать красками, поэтому процесс создания рисунка данной техникой их очень увлекает. Монотипия способствует:
Для начала можно использовать простой лист бумаги и краски: пусть ребенок нарисует то, что умеет, а затем, пока краска не высохла, накроет разрисованный лист бумаги чистым листом. В итоге получится забавная картинка.
Подобное творческое занятие легко организовать в домашних условиях. В детских садах для этого используется оргстекло или пластиковые доски, на которых гуашью или масляными красками наносится изображение и после отпечатывается на бумаге. Получившаяся картинка дополняется рисунком кисточкой или карандашом.
Монотипию включают в программу уроков изобразительного искусства. В младших классах дети рисуют пальцами или ладошками, а учащиеся постарше используют уже другие техники и материалы.
Интересное творческое упражнение «Морозные узоры» предлагает психолог Галина Ельчанинова. Для этого понадобятся листы бумаги, гуашь, гелевые краски, нитки, полиэтиленовый пакет, трубочка. Для начала макаем кисточки в баночки с краской и наносим пятнами на пакет. Далее на него накладываем бумагу и плотно прижимаем. На полученном отпечатке, пока краска не высохла, выкладываем узоры при помощи нитки, трубочки и т.д. В итоге получается импровизированный зимний узор.
Такой техникой можно отразить совершенно любую тематику, будь то лето, весна или просто свободное творчество. Главное – отсутствие ограничений [Г. Ельчанинова, 2018].
Монотипия – отличный способ развития сенсорно-перцептивного восприятия. Вот еще одно упражнение, которое рекомендуют проводить психологи с детьми: понадобятся жидкая гуашь, вода, стаканчики для краски, растительное масло, мука, клей ПВА, соль, картон, клеенка.
Для начала дети изготавливают краску самостоятельно: смешиваются 100-150 грамм муки, столовая ложка растительного масла, щепотка соли, столовая ложка клея и добавляется вода, чтобы консистенция напоминала сметану. Важно, чтобы все компоненты перемешивались руками. Далее в полученную смесь добавляется любимый цвет ребенка.
Попросите детей комментировать свои ощущения во время процесса. После этого дайте задание нарисовать руками на картоне или листе бумаги полученной краской. Это может быть индивидуальное или коллективное творчество.
Не бойтесь экспериментировать с монотипией: чем разнообразнее занятия, тем интереснее они будут для детей. Необычное исполнение монотипии предлагает в своей книге «Творческая мастерская: 55 мастер-классов для маленьких исследователей» Ракель Дорли: возьмите краски, воду, бумагу, мыло и трубочки. Размешайте в воде гуашь и мыло в соотношении 1:2:2.
Предложите малышу подуть в трубочку, опущенную в стакан с цветной мыльной водой до тех пор, пока на поверхности не образуется облако из пузырей. Приложите бумагу к пузырям. Будет интереснее, если подобных растворов будет несколько и все они будут разных цветов [Р. Дорли, 2016].
Если у вас возникли трудности в проведении подобных творческих занятий, вы всегда можете обратиться за помощью к педагогическим материалам. В Интернете представлено множество конспектов по монотипии для проведения уроков детям разных возрастов.
Приступаем к практике
Преимущество монотипии в том, что она будет по силам совершенно всем. Чтобы научиться рисовать в данной технике, совершенно не нужно иметь художественное образование или богатое воображение, достаточно запастись временем и некоторыми инструментами, такими как:
Одним из главных принципов монотипии является зеркальность. Рисунок получается с помощью отпечатка краски с основы на другую поверхность или, если рассматривать простейший способ, с одной половинки бумаги на другую. Еще один важный момент – не стоит перебарщивать с количеством краски, иначе рисунок будет напоминать кляксы.
Монотипия – техника, которая позволяет создавать уникальный отпечаток. Тиражировать рисунок не получится: только один оттиск способен четко передать изображение. Несмотря на свою простоту в исполнении, следует начать с несложных изображений и техник нанесения рисунка. Есть несколько приемов монотипии, с которыми вы без труда справитесь:
Можно исполнить данную монотипию ранее описанными способами, изобразив часть рисунка на одной стороне бумаги и просто отпечатав его на другой.
С такими приемами справится даже ребенок, но, несмотря на простоту процесса, удовольствие от создания изображения получат и взрослые и дети. Главное – делать отпечатки, пока не высохли краски.
Если вы готовы к экспериментам, помимо вышеупомянутых материалов используйте в работе стекло, валики, пластик. Нанесите краску валиком или кистью на стекло. Если вы хотите получить интересную фактуру, используйте жесткие кисти. Вы можете убрать лишнюю краску салфеткой, а недостающие детали дорисовать. Затем, пока краска не высохла, накройте стекло листом бумаги и хорошенько пройдитесь по нему валиком. Несколько минут творческого полета и картина готова.
Есть множество видеоуроков и мастер-классов, благодаря которым вы быстро освоите данную технику рисования. Посмотрите, к примеру, этот:
Если вы давно хотели научиться рисовать, но до сих пор считали, что это занятие по плечу только одаренным, советуем пройти наш онлайн-курс «Рисование», где вы научитесь создавать собственные произведения искусства и навсегда отбросите все сомнения по поводу своих творческих способностей. Рекомендуем!
Подведем итог
Монотипия – один из древнейших видов искусства, который здорово преобразовался в наше время и нашел свое применение не только в творческих сферах деятельности, но и в психологии. Это уникальный способ нанесения рисунка, который не имеет каких-либо ограничений.
Вы можете использовать все возможные материалы: бумагу, пластик, стекло, металл и любые подручные средства; главное помнить, что в этом деле важны скорость и настроение.
Монотипию сравнивают с медитацией, не зря эта техника широко применяется в арт-терапии. Для освоения этого вида творчества не требуется какая-либо специальная подготовка, и наверняка у каждого из вас дома найдутся необходимые для рисования материалы.
Это занятие будет увлекательным как для взрослого, так и для ребенка, поэтому не отказывайте себе в удовольствии окунуться в мир творчества. И, если вы давно хотели попробовать себя в роли художника, советуем начать именно с монотипии, ведь это быстро, просто и очень увлекательно.
- футбол россия турция сегодня во сколько по какому каналу прямой
- Англия 1645 что произошло