тема солнечные системы изучается в каком классе
Тема солнечные системы изучается в каком классе
А.А. Вахрушев УМК «Школа 2100» – «Земля в космосе (2 класс);
О.Т. Поглазова УМК «Гармония» – «Солнечная система» (2 класс);
Н.Ф. Виноградова УМК «Школа XXI века» – «Солнечная система» (3 класс);
А.А. Плешаков УМК «Школа России» – «Планеты Солнечной системы» (4 класс).
Изучаемые элементы содержания образования:
Понятия:
Солнечная система, планеты, орбита, Луна, спутники, астероиды, метеориты, смена дня и ночи, смена времён года, орбита, комета.
Для проведения урока необходим:
маршрутный лист для учащихся.
Место проведения урока
Музей Урании Московского Планетария.
Адрес: ул. Садовая-Кудринская, д. 5, стр. 1.
Проезд: ст. м. «Баррикадная»
Время работы: ежедневно (кроме вторника) с 10:00 до 21:00.
Телефон: 8 (495) 221-76-90.
Возможно указание на связанные памятные даты:
Форма проведения урока:
урок с элементами поисково-исследовательской деятельности.
Галерея изображений:
Цель урока:
формирование естественно-научного мировоззрения у подрастающего поколения.
Аннотация урока:
Московский Планетарий является одним из самых современных в мире. Планетарий позволяет увидеть не только московское звёздное небо во всей красе, но и звёздное небо на экваторе, Северном полюсе и даже наблюдать на огромном куполе звездные галактики за пределами Солнечной системы.
В Музее Урании представлена обширная выставка метеоритов, большие рельефные глобусы Земли, Луны, Марса и Венеры, масштабный макет Солнечной системы с полусферами планет и сияющим Солнцем. Экспозиция вводит посетителей в мир небесных тел и светил, увлекая их в далекие глубины Вселенной.
В хорошую погоду на астрономической площадке – Парке неба, расположенной на открытом воздухе, детям предоставляется возможность в одном месте, в сравнении и в работе увидеть, как человек в процессе своего развития научился использовать свои наблюдения, опыт, знания в практических целях; можно узнать, как определить стороны горизонта, время, научиться ориентироваться в пространстве.
В начальной школе на уроках окружающего мира дети изучают строение Солнечной системы.
Миры Солнечной системы представлены и на наклонном мраморном пандусе в виде полусфер планет. Большой экран – видеостена – позволяет рассмотреть 3-мерные модели тел Солнечной системы в деталях и узнать о них много интересного.
Физика. 11 класс
Конспект урока
Урок 31. Солнечная система. Законы движения планет
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
1. Определение понятий: небесная сфера, эклиптика, небесный экватор, полюс мира, ось мира, круг склонения, прямое восхождение, склонение, параллакс, парсек, астрономическая единица, перигелий, афелий, солнечное затмение, лунное затмение.
2. Особенности системы Земля–Луна.
4. Строение Солнечной системы.
Эклиптика – это большой круг небесной сферы, по которому происходит видимое годовое движение Солнца. Прямое восхождение – это линия дуги небесного экватора от точки весеннего равноденствия до круга склонения – одна из координат экваториальной системы.
Склонение светила – это угловое расстояние светила от плоскости небесного экватора, измеренного вдоль круга склонения.
Ближайшая к Солнцу точка орбиты называется перегелием, самая далекая – афелием.
Солнечное затмение – астрономическое явление, которое заключается в том, что Луна закрывает полностью или частично Солнце от наблюдателя на Земле.
Лунное затмение – затмение Луны, которое наступает, когда она входит в тень, отбрасываемую Землёй.
Отлив – обратное явление, при котором вода в океане падает до самого низкого уровня.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Г.Я. Мякишев., Б.Б.Буховцев., Н.Н.Сотский. Физика.10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М.: Просвещение, 2017. – С. 365 – 373.
Библиотечка «Квант». Выпуск 009. Замечательные ученые. Под редакцией С. П. Капицы. Составитель В.П. Лишевский.
Основное содержание урока
Эклиптика – это большой круг небесной сферы, по которому происходит видимое годовое движение Солнца. В плоскости эклиптики лежит путь Земли вокруг Солнца, т. е. ее орбита. Она наклонена к небесному экватору под углом 23°27′ и пересекает его в точках весеннего (♈, около 21 марта) и осеннего (♎, около 23 сентября) равноденствия.
Астрономы для ориентации среди звёзд используют различные системы координат. Одной из них является экваториальная система координат. В её основе лежит небесный экватор.
Небесный экватор – это проекция земного экватора на небесную сферу.
Круг склонения – это круг небесной сферы, проходящий через полюсы мира и наблюдаемое светило.
Прямое восхождение – это линия дуги небесного экватора от точки весеннего равноденствия до круга склонения – одна из координат экваториальной системы.
Склонение светила – это угловое расстояние светила от плоскости небесного экватора, измеренного вдоль круга склонения.
Склонение измеряют в градусной мере.
Среднее расстояние между Солнцем и Землёй называют астрономической единицей (а.е.):
Если Коперник прав, то при движении Земли вокруг Солнца близкие звёзды периодически должны смещаться на фоне далеких звёзд.
Периодическое смещение звезды на фоне более далёких звёзд называется параллактическим, а угол π, под которым со звезды виден радиус земной орбиты, называется параллаксом.
Параллакс звёзд мал, синус малого угла заменили самим углом, выраженном в радианной мере, а затем от радианной меры перешли градусную меру. 1 рад = 206265 секунд.
Парсек – расстояние, с которого радиус земной орбиты виден под углом в 1″:
Первый закон Кеплера: Любая планета движется по орбите в виде эллипса, в одном из фокусов которого находится Солнце.
Отношение расстояния между фокусами к большой оси (к наибольшему диаметру) называется эксцентриситетом е.
При совпадении фокусов с центром (е = 0) эллипс превращается в окружность;
при е = 1 становится параболой;
Ближайшая к Солнцу точка орбиты называется перегелием, самая далекая – афелием. Линия соединяющая какую-либо точку эллипса с фокусом, называется радиус-вектором.
Под действием силы притяжения одно небесное тело движется в поле тяготения другого небесного тела по одному из конических сечений – кругу, эллипсу, параболе или гиперболе.
Второй закон Кеплера: Радиус-вектор планеты за равные промежутки времени описывает равные площади.
Третий закон Кеплера: Куб большой полуоси орбиты тела, делённый на квадрат периода его обращения и на сумму масс тел, есть величина постоянная.
T – период обращения одного тела вокруг другого тела на среднем расстоянии a;
— массы взаимодействующих тел;
G – гравитационная постоянная.
Для тел солнечной системы
Сидерическим месяцем называется промежуток времени между двумя последовательными возвращениями Луны, при её видимом месячном движении, в одно и то же (относительно звёзд) место небесной сферы.
Солнечное затмение – астрономическое явление, которое заключается в том, что Луна закрывает полностью или частично Солнце от наблюдателя на Земле.
Лунное затмение – затмение Луны, которое наступает, когда она входит в тень, отбрасываемую Землёй.
Все затмения повторяются в том же порядке примерно через 18 лет и 11, 3 сут.. Этот период у древних вавилонян назывался циклом Сароса.
Все затмения повторяются через цикл Сароса, если в этом периоде содержатся 5 високосных лет.
Отлив – обратное явление, при котором вода в океане падает до самого низкого уровня.
Во время полнолуний и новолуний лунные и солнечные приливы складываются и наблюдаются самые большие приливы.
Когда Луна в первой или последней четверти действие Солнца вычитается из действия Луны и приливы бывают существенно меньшими.
Разбор тренировочных заданий
1. Комета Галлея имеет эксцентриситет е=0,967 и период обращения 76 лет. Большая полуось орбиты равна 17,942 а.е.. Определите перигелий и афелий кометы?
Q=а(1+е)=17,942(1+0,967)= 35,292 а.е.
2. Переведите в часовую меру долготу Красноярска .
Правильные ответы: q=0, 592 а.е.; Q=35,292 а.е.;
3. Определите массу Нептуна (в массах Земли) путем сравнения системы «Нептун-Тритон» с системой «Земля-Луна», если Тритон отстоит от Нептуна на расстоянии 354,3 тыс. км и обращается с периодом 5,877 суток. Сидерический период обращения Луны 27.3 сут., а большая полуось орбиты 384000 км. Массы Луны и тритона считайте пренебрежимо малыми по сравнению с массами планет.
Найти:
Запишем формулу третьего закона Кеплера:
По условию задачи массы
Правильный ответ:
Конспект урока » Солнечная система»
Конспект внеурочного занятия на темук «Солнечная система » 3 класс
Содержимое разработки
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ / ЗАНЯТИЯ КРУЖКА
Направленность внеурочной деятельности: научно-познавательная
Класс / возраст детей: 3 «Б»/8-9лет
Цель: формировать представление детей о звёздах, о Солнце, о солнечной системе, о Земле и других планетах СС.
И начнем мы со знакомства с солнечной системой.
Подготовка класса к работе.
Подготовка к основному этапу занятия
Что же такое солнечная система? Может кто-нибудь знает?
Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Вы догадываетесь, что это за звезда?
Но на самом Солнце жизни нет.
А почему на нем нет жизни?
Ребята, но Солнце не одиноко, у него есть семья. Только это не мама, папа, сестричка или братик, как у нас с вами, а планеты.
А вы знаете какие-нибудь планеты?
Сколько всего планет?
У каждой планеты есть свое название. Внимательно посмотрите на доску.
Семью Солнца называют Солнечной системой.
В семье Солнца царит идеальный порядок. Каждая планета имеет свою дорожку, по которой она бежит вокруг Солнца.
Как называются такие дорожки?
Дорожка, по которой движется планета, называется орбита.
(Повторите, это слово).
А теперь давайте познакомимся с планетами поближе:
Итак, первой планетой, с которой мы познакомимся, это- Меркурий.
Днем на Меркурии жара, а ночью холод. Поверхность у планеты каменистая и пустынная с множеством кратеров из-за отсутствия атмосферы и из-за близости к Солнцу.
(Ребята, вы знаете что такое атмосфера?
(воздух, воздушная оболочка земли)
Вторая от Солнца планета – Венера. Эта планета носит имя богини красоты. Выглядит она, как очень яркая звезда, её ещё называют «Утренней звездой». Планета может сиять
серебристым светом, очень похожа на Землю. Венера окружена толстым слоем облаков. Под облачным
покровом стоит невыносимая жара. На планете с таким красивым названием обнаружены тысячи древних вулканов, сотни кратеров и даже горы. На эту планету учёные отправляли космические лаборатории, и оказалось, что на этой планете и днём, и ночью бушуют грозы. А атмосфера состоит из ядовитых газов.
Как вы думаете, жить на этой планете можно?
Теперь познакомимся с самыми большими планетами, можно сказать – гигантами. Это Юпитер и Сатурн. На этих планетах нет твёрдых поверхностей, они состоят из газов, которые образуют вещество похожее на желе. В атмосфере Юпитера постоянно бушуют мощные ураганы. А на Сатурне дуют самые сильные ветра в солнечной системе, поэтому она окружена множеством ярких колец, которые состоят из обломов льда и камней.
Хотели бы там жить?
Планеты Уран и Нептун тоже относятся к большим планетам.
Догадываетесь почему она так названа?
Температура
на ее поверхности доходит до минус 200°С. На планете свирепствуют самые сильные бури во всей Солнечной системе
Можно ли выжить при такой температуре?
Ещё одна интересная планета, четвертая от Солнца– Марс, её иногда называют Красной планетой, потому что она состоит из красного камня. Название ей дано в честь римского бога войны за свой красный цвет. Поверхность Марса содержит большое количество железа, которое, окисляясь, даёт красный цвет. Ночью температура на Марсе опускается до минус 85°. На эту планету учёные отправляли космические корабли, которые обнаружили, что воды на ней нет, а атмосфера состоит из углекислого газа.
Что вы думаете о жизни на этой планете?
Не зевай по сторонам (повороты в стороны)
Ты сегодня – космонавт.
Начинаем тренировку (наклоны вперёд)
Чтобы сильным стать и ловким.
Ждёт нас быстрая ракета (приседаем)
Для полёта на планету.
Отправляемся на Марс (кружимся)
Звёзды, ждите в гости нас.
Осталась ещё одна планета.
Ребята, может быть вы знаете как она называется?(Земля)
Да, это наша планета Земля, о которой мы с вами уже много знаем.Она Образовалась около 4,5 миллиардов лет тому назад. Её называют « Голубая планета» Почему?
потому что на ней много воды и она имеет воздушную оболочку, атмосферу, которая придаёт планете голубизну.
Это все или может, мы еще что-то упустили?(Луна)
Луна- естественный спутник Земли.
Луна вращается вокруг Земли по вытянутой орбите, а Земля, в свою очередь, вращается вокруг.
Конспект урока окружающего мира на тему «Планеты Солнечной системы»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Технологическая карта урока окружающего мира.
Учитель: Шлыкова (Бальчикова) Татьяна Ильинична
Предмет: Окружающий мир
Тема: Планеты Солнечной системы
Тип урока: Урок изучения новых знаний.
Место и роль урока в изучаемой теме: 2 урок по теме Земля и человечество
Цель: расширить знания о планетах солнечной системы ; создать условия для определения границ знания и «незнания».
изготавливать «книжку- малышку»
Оценивать своё знание и незнание, ставить познавательную задачу. Умение характеризовать наблюдаемое, сравнивать, классифицировать, подводить под понятие. Умение работать с информацией, представленной в табличном виде. Умение моделировать объекты окружающего мира, их отношения, взаимное расположение.
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
аргументировать свою позицию;
понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении
осваиваются различные способы взаимной помощи партнёрам по общению, осознаётся необходимость доброго, уважительного отношения между партнёрами.
Умеют высказывать и доказывать свою точку зрения ;
осознают ответственность за общее дело
Действия учащихся (предметные, познавательные,
Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока
Диагностика достижения планируемых результатов урока
Мотивация учебной деятельности.
Приветствие детей, создание положительного эмоционального фона.
Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и учебного оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.
Здравствуйте ребята! Садитесь. Я вижу, с каким отличным настроением вы пришли сегодня на урок. Давайте повернемся друг к другу и улыбнемся, а я улыбнусь вам.
Проверьте, все ли готово к уроку. Отлично, мы готовы работать.
Учащиеся улыбаются в ответ на улыбку учителя.
Р: организуют свое рабочее место под руководством учителя.
Эмоциональный настрой учащихся
на предстоящий урок.
Организация рабочего места.
Подготовка к основному этапу занятия
развитие связной устной речи посредством развернутых высказываний учащихся; развитие произвольного внимания посредством выполнения задания.
Ребята, обратите внимание на доску. Тема нашего урока потерялась среди букв и сейчас ваша задача найти затерявшееся слово, убрав из нарисованного поля на доске все одинаковые буквы.
Какая же тема у нас получилась?
Учащиеся выходят по очереди к доске и убирают одинаковые буквы.
В итоге получается
Познавательные: осуществляют знакомство с русскими народными песнями; осмысмысленно воспринимают вопросы учителя на слух, правильно строят ответы на них.
Коммуникативные: высказывают свои предположения, мнения; аргументируют, опираясь на жизненный опыт; прислушиваются к мнению других.
Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.
Составили из предложенных букв тему урока
Проявляет интерес к изучению темы
Актуализация знаний учащихся.
Развитие воображения через прослушивание аудиозаписи
-Давайте уточним тему нашего урока: Планеты Солнечной системы.
-Сегодня нам предстоит вспомнить узнать много нового о Вселенной, раскрыть секреты планет Солнечной системы, познакомиться с историей их открытия.
Прослушивают аудиозапись о планетах солнечной системы
Закрепляют собственные знания о солнечных системах
П: осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение,
Формирование умения планировать свою деятельность, посредсвом составления плана работы; развитие связной речи учащихся посредством составления плана работы; развитие связной речи учащихся посредством устных высказываний на вопросы учителя.
-Выскажите свое предположение по поводу того, над чем нам предстоит сегодня на уроке работать.
— все ваши предположения мы будем записывать.
— а почему,- я скажу чуть позже.
— Ребята, сегодня на уроке мы будем творить, писать свою книжку малышку « Планеты Солнечной системы», куда войдут все ваши ответы на вопросы и задания.
Высказывают свои предположения
Ученик фиксирует ответы учащихся у себя на листе, где заранее подготов-лена таблица для ответов.
П:преобразовыва-ют информацию из одной формы в другую
воспринимать и понимать других учащихся и учи-теля посредством работы фронтальной;
Р: умеют определять и фор-мулировать цель на уроке с помощью учителя;
планируют и проговаривают свою деятельность в соответствии с поставленной целью урока.
Высказа-ли свои предположения и зафикси-ровали их в таблицу
Обобще-ние и системати-зация знаний.
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
Проводит игру «Верно» или «не верно»
– Земля – это одна из планет Солнечной системы.
– Солнце – ближайшая к нам звезда, раскаленный газовый шар.
– Масса Земли в 330 тысяч раз больше массы Солнца.
– Земля движется вокруг Солнца.
– Специалистов, изучающих астрономию, называют астронавтами.
– Луна – планета Солнечной системы.
– Почему космонавты называют Землю голубой планетой?
– Она еще имеет воздушную оболочку, атмосферу,
и эта оболочка придает планете голубизну. Посмотрите на плакат «Планеты Солнечной системы». Что вы можете сказать о планете Земля?
– Земля уникальна. Это единственная планета Солнечной системы, а может, и всей Вселенной, где имеется жизнь. Земля расположена именно там, где надо. Если бы Земля была ближе к Солнцу, на ней стояла бы сильная жара. Если бы она находилась дальше от Солнца, на ней было бы чересчур холодно. А от сильной жары и сильного холода погибло бы все живое.