тембр голоса магомаева какой
Муслим Магомаев, какой у него певческий голос, какой диапазон?
Муслима Магомаева считают одним из величайших певцов нашего времени. В нем сочетался необыкновенной красоты голос, аристократичная внешность и манеры.
У него был лирический баритон, необыкновенный бархатный темб голоса. В некоторых своих песнях голос был бас-баритоном или тенор-баритоном. Для оперного певца необходим диапазон в две октавы, у Магомаева было три октавы.
Специалисты считают, что особенность голоса певца в том, что он пел не просто механически, но вкладывал в свой голос свою душу и сердце, не допускал ни одной фальшивой ноты.
Когда он почувствовал, что не может петь в полную силу как в молодости, он ушёл со сцены, даже не сделал исключения в свой 60-летний юбилей.
Естественно предположить, что люди понимают речь друг друга потому что слышат сказанное, то есть оно находится в их полосе доступных для восприятия частот. У людей с нейросенсорной тугоухостью это не так: одна из моих тёть, перенеся в детстве скарлатину, сейчас без слухового аппарата не слышит, даже когда я говорю у нее перед лицом. При этом ее собственная речь вполне мне слышна. С надетым включенным исправным хорошим слуховым аппаратом она слышит нормально. Человек издает и другие звуки. Мы слышим шумное дыхание, свист, храп, причмокивание, шелест одежды, аплодисменты, всхлипывания, стон. Нормальное дыхание беззвучно практически. Сердцебиение слышно докторам в фонендоскоп, как и дыхание, особенно хриплое. Мне не попадались публикации о том, способно ли тело человека издавать ультразвук или инфразвук.
Вот, например, ария «Ангел, стань человеком» из этой оперы, гениально исполненная Трофимовым:
А вот в его исполнении романс «Гори, гори, моя звезда»:
Ну и самая известная песня в его исполнении:
Кроме такого огромного диапазона, голос Геннадия Трофимова обладает красиво окрашенным, запоминающимся тембром.
Жаль, что нашу эстраду заполонили безголосые певцы и певички, а таких замечательных голосов мы на ней не слышим.
Феномен Муслима Магомаева: голос, деньги, капитал
Не стало Муслима Магомаева. Успех певца был поистине феноменальным. Но какова природа этого успеха? Почему именно он, а не кто-то другой? Что у него было такого, чего не было у других? И кто придет вместо него?
Не стало Муслима Магомаева. И это тяжело. Тяжело не только потому, что ушел из жизни выдающийся человек (в конце концов, рано или поздно все уходят), а потому что не просматривается эквивалентной ему замены. Сегодняшние визгливые поп-звезды даже стыдно сравнивать с Муслимом.
Сейчас вспоминают феноменальный успех Магомаева. Уже стал легендарным случай с его машиной, которая была вся залеплена губной помадой от женских поцелуев. Другой не менее потрясающий случай, когда его машину толпа подняла и несла на руках. Каждый концерт – аншлаг. И таких случаев много, а сухой остаток прост – успех певца был поистине феноменальным. Но какова природа этого успеха? Почему именно он, а не кто-то другой? Что у него было такого, чего не было у других?
Попробуем ответить на этот вопрос, подразумевая то, что он имеет более универсальный характер и затрагивает не только личность Муслима Магомаева, но и тайну творчества и гениальности вообще.
1. Тембр голоса, проникающий в душу. Если говорить о природе успеха Муслима, то в его основе лежит его природное дарование в виде необыкновенного голоса. В чем же специфика этого голоса?
Ответ прост – в тембре. Прежде всего, у Магомаева был баритон. Об этом мало говорят даже музыковеды, но именно мужской баритон является королем вокала, хотя до сих пор во всем мире держится стойкое и ошибочное мнение, что главным голосом является тенор. Это ошибка и ошибка фундаментальная. Дело в том, что именно баритон обладает той бархатистостью, силой, мощью и сочностью, которая не присуща другим голосам. Даже такие великие тенора-бельканто, как Энрико Карузо и Марио дель Монако были владыками масс именно благодаря тому, что они обладали драматическим тенором (т.е. предельно низким тенором), который чрезвычайно редко встречается в природе. А у дель Монако вообще был почти баритон, и этот факт придавал поистине неповторимое очарование его исполнению. Это вам не козлиные голоса Лемешева и Козловского, которые пели хоть и звонко, но не вызывали отклика в душе. Даже бас становится фантастическим, как, например, у Ивана Реброва, только в том случае, если он тяготеет к баритону. Кстати и у Федора Шаляпина был бас-баритон, что и позволило ему стать великим артистом; чистым басам это, как правило, не удается.
Таким образом, баритон является тем самым оптимальным голосовым диапазоном, который вызывает у человека максимальный душевный отклик. И у Магомаева был не просто баритон, но именно тот самый баритон, который вызывает активный резонанс в человеческом организме. И это чрезвычайно редкое явление. Даже более редкое, нежели настоящий драматический тенор. Именно этим фактом и объясняется то пренебрежение, с которым относятся к баритону – слишком редко он встречается такого качества, которое было бы достойно восхищения. Но зато если он того самого качества, то это уже за пределами обсуждения. И Магомаев обладал именно таким баритоном.
Что же означает для человека обладание таким голосом?
Это природный дар, который видят (вернее, слышат) все. Мы иногда забываем, что человек существо тонкое и во многом трансцендентное. Мы часто не осознаем, что какие-то звуковые волны иногда приходят в некое соответствие с нашими внутренними ритмами, а это в свою очередь вызывает необъяснимое наслаждение. Природа этого явления лежит в плохо понимаемом нами физическом мире акустических эффектов в человеческом организме. Но от этого сила самих эффектов не уменьшается. И, надо сказать, нет ничего мощнее голосового воздействия. В свое время известный индийский суфий Хазрат Инайат Хан утверждал, что нет ничего сильнее, чем воздействие на нас звуком. Да и в Библии ясно сказано, что сначала было слово, а, следовательно, звук. А среди всех звуков самым сильным по своему воздействию является человеческий голос. Даже обычная музыка, будь то фортепианная или оркестровая, воздействует все-таки слабее, чем вокал. А среди всех голосов наибольшее воздействие на людей оказывают, во-первых, мужские голоса, а во-вторых, именно баритоны. И ничего с этим не поделаешь! Можно, разумеется, это отрицать из внутренней вредности, но чувства не обманешь.
В этом пункте мы сталкиваемся со сверхъестественным явлением. Это как у Патрика Зюскинда, который в своем легендарном «Парфюмере» описал что-то подобное. Герою Зюскинда был дан дар в виде сверхъестественного обоняния, что позволило ему составлять такие запахи (духи), которые буквально порабощали людей. И эти люди совершенно не понимали, что с ними происходит. Они не могли проследить те тончайшие энергетические вибрации, которые вызывали в их организме те или иные запахи. Но это не мешало им реагировать на эти запахи! В конце романа Зюскинда его главный герой стал почти богом, полностью покорив людей с помощью небольшой мензурки с божественными духами. И нечто подобное происходило с Магомаевым, голос которого ввергал людей в сферу трансцендентного и необъяснимого. Да и чему тут удивляться. Например, в свое время женщины на концертах пианиста-виртуоза Ференца Листа падали в обморок. А голос воздействует еще сильнее. Поэтому с бархатным, податливым баритоном с широким диапазоном Муслим Магомаев был буквально обречен на колоссальный, феерический успех. Это закономерно! Можно сказать, что его голос действовал на подсознательном, если не на органическом, уровне.
Есть ли аналоги такого поклонения баритону?
Наверное, полных аналогов нет, но что-то похожее просматривается даже сегодня. Например, Дмитрий Хворостовский является несомненным кумиром многих людей как в России, так и за рубежом. Его баритон многих не оставляет равнодушным, а на его концертах всегда аншлаг. Он уже стал своеобразным символом настоящего мужского голоса. Однако его баритон не так хорош и красив, как у Магомаева и, может быть, поэтому и его слава не так искрометна, как у Муслима. И, тем не менее, Хворостовский – это некий аналог Магомаева. И в этом проявляется объективная сила мужского баритона.
Каков итоговый вывод?
Жизнь Муслима Магомаева – это жизнь красивейшего баритона. Пусть это не прозвучит кощунственно, но в каком-то смысле Муслим был всего лишь оболочкой для своего выдающегося голоса. Его голос жил своей собственной жизнью, а тело Муслима пожинало плоды славы и успеха голоса. Иначе и не могло быть у человека с таким дарованием!
2. Внутренний аристократизм. Однако как бы хорош голос ни был, он требует достойной огранки и обрамления. И, надо сказать, Муслим в своем отношении к природному дару был на высоте. Он учился, в том числе в Италии. И он действительно овладел всеми премудростями бельканто. Он стал не просто уникальным алмазом, но он сам себя превратил в бриллиант.
Надо сказать, что вся жизнь Муслима – это жизнь очень достойного человека, что укрепило его в качестве символа своего времени. Магомаев был разносторонне талантливым, и это выпирало наружу, делая его еще более популярным и величественным. Он был не просто певцом, но прекрасно играл на рояле, он знал множество иностранных языков (причем хорошо), он не плохо рисовал, он сочинял музыку (иногда поистине замечательную), он даже мог быть историком и писателем (он написал биографическую книгу о Марио Ланце). В каком-то смысле великий голос обязывал, он заставлял ему соответствовать. И заслуга Муслима в том, что он не противился этому требованию, а шел ему навстречу – и достигал новых успехов, расширяя зону приложения своего природного капитала.
Его достижения все вместе формировали совершенно нетипичный образ артиста-аристократа. В каждом жесте артист демонстрировал свое величие, многогранный талант. Он никогда не опускался до мелких трюков, которые бы могли повысить его популярность – ему это было не нужно. Это вам не Дима Билан, который в погоне за популярностью может босиком дрыгаться вместе с Евгением Плющенко, катающимся вокруг него на коньках. Магомаева просто невозможно представить в роли такого босяка. Наоборот, его одежда и весь внешний вид опять-таки были проникнуты аристократизмом – подстать его голосу.
Можно смело сказать, что Магомаев превратил свой голос в капитал. Он капитализировал его в самом широком и высоком смысле слова. Это не просто деньги, получаемые с голоса; это особая модель поведения и всей жизни, которая породила множество дополнительных свершений.
Даже со сцены Муслим ушел по-аристократически – на пике славы без ненужных кривляний. Иосиф Кобзон, например, до сих пор не уймется, продолжая шокировать публику, но уже не столько искусством, сколько своим возрастом и стойкостью. Но Кобзону это можно – его голос как был никаким, так и остался никаким, тогда как для голоса Магомаева такое поведение смотрелось бы как страшное нравственное падение. Опять-таки голос обязывает, приходится выбирать ту стратегию поведения, которая гармонирует с тембром бархатного баритона.
Каков сухой остаток?
Изумительный голос вкупе с аристократическим поведением на сцене и в жизни дали тот символ, который надолго останется даже в отсутствие своего носителя. И это здорово!
3. Роскошный музыкальный репертуар. И все-таки, говоря о Муслиме Магомаеве, нельзя воспевать дифирамбы и мадригалы только ему одному. Дело в том, что ему страшно повезло. Повезло в том, что он жил в ТО время. Хотим мы того или нет, но приходится признать, что время Магомаева было очень богато на музыкальные таланты. И Муслим в полной мере воспользовался этим.
Звучащие сегодня в записях шлягеры в исполнении Муслима – это не только его голос, но и музыка для этого голоса. И эту Музыку кто-то написал. Так вот, в ТО время было много таких композиторов, которые создавали бессмертные произведения. А это означает, что эти произведения требовали и искали адекватного исполнителя. И здесь очень хорошо вписывался Муслим. Но все-таки роскошный репертуар Муслима – это самостоятельная сила, без которой не было и феномена Магомаева.
Не вдаваясь в подробности, вспомним, например, вторую часть «Бременских музыкантов», которая вскрыла дополнительные грани таланта Муслима. До сих пор не утратил своего очарования гениальный сыщик в его исполнении, не отстают от него и работники ножа и топора – романтики с большой дороги. А чего стоит серенада трубадура. Но ведь это ж надо было написать такое! Даже и без Муслима первая часть «Бременских музыкантов» стала хитом на все времена, ну а с ним это дало еще более оригинальный синтез талантов: композитора, поэта, певца и музыкантов. И, несмотря на юмористическую подоплеку «Бременских музыкантов», они превратились в подлинное искусство, в настоящую жемчужину.
Разумеется, Муслиму повезло и со слушателем. Не исключено, что сегодня одебилившаяся российская молодежь его голосу и сдержанной манере поведения на сцене предпочла бы кривляющуюся шпану, выкривающую непристойные стишки – пением-то это не назовешь.
Короче, Муслим пришел в этот мир очень вовремя, и в этом он очередной раз проявил себя в качестве баловня судьбы.
4. Что дальше? Повторимся, все рано или поздно уходят из жизни. Муслим оставил свой след. Но что будет после него? Какой будет отечественная эстрада?
И здесь есть проблемы. Пока не видно, кому бы мог Муслим передать эстафету. Сравнимых голосов не просматривается. Да и такого солидного поведения уже не встретишь. И это главная проблема.
Не хочется драматизировать, но со смертью Муслима Магомаева в российской песне и во всем российском искусстве возникает разрыв. Разрыв поколений. И это очень досадно.
Зураб Соткилава: «Сила звука помешала Муслиму Магомаеву петь в опере»
Почтить память Муслима Магомаева на сцену Crocus City Hall выйдут Александра Пахмутова, Паата Бурчуладзе, Иосиф Кобзон, Маквал Касрашвили, Евгений Нестеренко, Лариса Долина, Филипп Киркоров, Валерия, Николай Басков, Тамара Гвердцители, Дима Билан, Игорь Бутман, Борис Андрианов, Виктор Третьяков, Даниил Крамер, Ришад Шафи, Лев Лещенко, Владимир Винокур, Сергей Мазаев, Emin, Хор Турецкого, Валерий Сюткин, Методие Бужор, Владимир Магомадов, хор им. Пятницкого, Государственный симфонический оркестр радио и телевидения России, а также Зураб Соткилава.
— Зураб Лавреньевич, вы очень хорошо знали Муслима Магомаева. Кем он был для вас?
— Когда вы познакомились с Магомаевым?
— Давно, примерно в 1973 или 1974 году. Я переехал в Москву, стал работать в Большом театре. Мы с ним встречались на сценических площадках, пели в сборных концертах. После женитьбы на Тамаре, Муслим стал бывать в Большом театре, поскольку она была его солисткой. Они приглашали меня и мою супругу к себе домой, мы их тоже к себе приглашали. Между нами были очень уважительные дружеские отношения, которые сохранились до конца его дней.
— Я считаю, что он был эстрадным певцом. У него есть очень хорошие записи оперных арий. Кстати, впервые его я услышал в опере «Севильский цирюльник», в Тбилисском театре оперы и балета. Но его душа больше тяготела к эстраде. При столь красивом голосе с замечательным ярким тембром, сила звука помешала ему петь в опере. Муслим Магомаев был великим эстрадным певцом.
— Он исполнял песни русские, неаполитанские, английские, французские. И, конечно же, любил петь на родном, азербайджанском языке. Можно его назвать характерным представителем кавказской музыкальной культуры?
— Можно, поскольку певцы-южане, как правило, отличаются от певцов-северян исполнительским темпераментом и экспрессией.
— Магомаев как-то в одном из интервью рассказывал, что еще в советские годы отказался исполнять песню о Ленине, поскольку не хотел себя ассоциировать с такого рода советской эстрадной идеологией.
Настоящим оперным певцам с сильными голосами трудно записываться в студии, потому что не выдерживает аппаратура. Например, слушая записи Атлантова, я убедился, что его голос в зале звучит по-другому. Получается парадокс. Не столь, скажем, сильные голоса пишутся хорошо, тем более, когда они подаются при помощи электроники.
Если вернуться к Магомаеву, то некоторые арии он записал на своем компьютере, так как он очень хорошо его освоил. Я слушал арию Яго в его исполнении, басовую партию Мефистофеля из «Фауста», помните, в которой звучат слова «Люди гибнут за металл. » с удовольствием слушал.
— Как композитор он представлял для вас интерес?
— Мне очень нравятся созданные им песни. Тем более он их сам великолепно пел. Например, песни об Азербайджане.
Но великолепно он пел и песни других композиторов. Недавно слушал в его исполнении по радио, когда в автомобиле в очередной раз находился в пробке, песню Александры Пахмутовой «Нежность». У меня аж слезы навернулись на глазах. Да и не только «Нежность» он исполнял непревзойденно. Как он, никто так не может. Как-то Алла Пугачева очень хорошо сказала Николаю Баскову: «Мой мальчик, не надо тебе петь эту песню после Магомаева. Не позорься».
— Вы читали книги, написанные Магомаевым? Для меня стало открытием его блестящее владение пером. Взахлеб прочитал, например, его мемуары.
— Мемуары Муслима не читал, но с большим интересом прочел его книгу о знаменитом американском теноре итальянского происхождения Марио Ланца. Очень хорошо книга написана. Марио Ланца имел феноменальный успех, но и Муслим Магомаев в своей стране имел феноменальный успех.
Мне кажется, что некоторые свои чувства и мысли по поводу успеха он перенес на образ Марио Ланца. При этом Муслим не был знаком с Марио. Создать образ американского тенора он смог с помощью своего художественного видения. Прочитав книгу, я позвонил и сказал ему: «Молодец, Муслим! С какой теплотой ты написал отличную книгу!».
Лирический Баритон
Баритон – это поистине самый, на мой взгляд, редкий мужской голос, если конечно брать в счёт настоящих баритонов, а не неудавшихся теноров или не сбывшихся басов.
Главное достоинство баритона, в том, что он обладает мягким, нежным тембром без теноровой примеси слащавости и тонкости, но при этом достаточно объёмными бархатными низами, без злобной, суровой, басовой окраски. В общем, как говориться, Баритон – это поистине мужской голос. Не подумайте, что Я баритон и сам себе сыплю комплименты, Я тенор.
Баритоны бывают: лирические, драматические, лирико-драматические и бас-баритоны.
Диапазон голоса баротинов: Соль большой октавы — Соль, Ля первой октавы. Рабочий диапазон: Си большой октавы – Фа# первой.
Переходной тон: До#(в основном у драм. баритонов) – Ми Бемоль первой октавы.
Баритоны делятся в первую очередь, как и все голоса по тембру, по переходному тону, а уже потом по диапазону. Лирический баритон по тембру похож на драматический тенор, отличие в принципе не большое, только в переходном тоне, глубине звука и в соотношении количестве резонанса грудного и головного регистров. Конечно, вокалист с опытом и с хорошо развитым вокальным слухом легко определит разницу в голосах, но это часто не под силу менее опытным коллегам. Лирический баритон обладает высокой подвижностью голоса и достигает максимально выразительного своего звучания во второй октаве своего голоса. Яркие представители такого голоса это: Муслим Магомаев, Георг Отс, Юрий Гуляев и т.д.
Так же Ярким представителем Лирического баритона могу назвать Хворостовского, несмотря не то, что он отчаянно старается косить на драматического баритона, хотя сам является более лёгким голосом. Парадоксален тот факт, что слушая Диму, тембр его голоса не может не показаться красивым и оригинальным, но к сожалению, он много химичит или как говорят у вокалистов: «Поёт не своим голосом».
В юности Муслим Магомаев чуть было не потерял голос
Звезды советской эпохи. Их было немного, но вряд ли кто-либо может усомниться в истинности их звездного статуса. Сейчас появляясь на своих редких концертах, они собирают полные залы, и поют так, как могут петь только они.
Сейчас мало кто из поклонников знаменитого певца знает, что когда-то все его свободное время занимала игра на пианино; родители певца надеялись, что сын станет известным пианистом. Но они не знали о главном, о нестерпимом желании Муслима Магомаева петь. Тогда двенадцатилетний мальчик под впечатлением от итальянских фильмов пел там, где никто не мог ему помешать: в пустой квартире, на берегу моря, в парках. С завидной целеустремленностью он заставлял голосовые связки воспроизвести только что услышанного Джильи или Карузо.
Вряд ли тогда, будучи еще мальчиком, он мог себе представить, что через несколько лет окажется в легендарном театре «Ла Скала», что после концерта в Париже его будут уговаривать остаться и стать звездой международного масштаба, а еще позже, в 1997 году, одна из малых планет Солнечной системы будет названа его именем.
Но не всегда в жизни артиста все было гладко. Еще на заре его творческой карьеры Магомаев чуть было не потерял голос. На родине деда, в Грозном, он давал сотни концертов и при этом на полученные деньги (оклад 100 рублей) едва мог прокормить жену, которая в тот момент ждала ребенка. От нервного напряжения у Магомаева возникли проблемы с голосом. Неизвестно, как бы дальше сложилась его судьба, если бы не доктор, появившийся в трудную минуту и спасший голос певца.
А между тем звездный час был не за горами. В 1962 году после одного единственного выступления на фестивале азербайджанской культуры в Кремлевском Дворце съездов о Магомаеве заговорили как о «фантастическом» юном артисте. Тогда министр культуры Екатерина Фурцева произнесла восторженную фразу: «Наконец-то у нас появился настоящий баритон».
А дальше был сольный концерт, работа в Азербайджанском театре оперы и балета, стажировка в «Ла Скале» и предложение поступить в труппу Большого театра. Но артист пошел своим путем, где его таланту предоставлялось больше свободы. Он стал совмещать классический репертуар на сцене Азербайджанского оперного театра с эстрадой. Так, он мог реализовать весь потенциал своего артистичного и яркого характера.
Поклонниками и журналистами было приятно обсуждать жизнь красивого и обаятельного певца, в том числе и его романы, большинство из которых сами же и выдумывали. Одни из самых распространенных слухов связаны с Эдитой Пьехой. Говорили, что Муслим Магометович послал к певице послов с предложением руки и сердца. По другой «легенде», когда Пьеха была в Париже, к ней неожиданно в номер влетел ее муж, Броневицкий, и стал искать Магомаева под кроватью.
Как говорит сам певец, его любимая, жена Тамара Синявская, все прекрасно понимает, и в состоянии отличить ложь от правды, как «мелодию от додекакофонии». Что же касается истинных поклонниц мужа, то их Тамара Ильинична периодически приглашает 8 марта на чаепития.
Сейчас Муслим Магомаев по-прежнему полон планов, правда, они касаются уже более узкого круга людей. Так, одним из увлечений певца стал Интернет, точнее его сайт. Здесь Муслим Магометович делится записями, сделанными в разные годы, своими новыми «музыкальными мыслями»: миниатюрами, оркестровыми фонограммами, песнями. Каждый день Магомаеву приходят сотни писем, и больше всего места в них занимают слова благодарности за музыку, в которую певец вкладывает душу.