теорема менелая какой класс
Применение теорем Менелая и Чевы для решения задач. 9-й класс
Разделы: Математика
Класс: 9
Цели урока:
Задачи урока:
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование: карточки для коллективной работы на уроке по данной теме, индивидуальные карточки для самостоятельной работы, компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Ход урока
I этап. Организационный момент (1 мин.)
Учитель сообщает тему и цель урока.
II этап. Актуализация опорных знаний и умений (10 мин.)
Учитель: На уроке вспомним теоремы Менелая и Чевы для того, чтобы успешно перейти к решению задач. Давайте вместе с вами посмотрим на экран, где представлен. Для какой теоремы дан этот рисунок? (теорема Менелая). Постарайтесь четко сформулировать теорему.
Рисунок 1
Пусть точка A1 лежит на стороне BC треугольника АВС, точка C1 – на стороне AB, точка B1 – на продолжении стороны АС за точку С. Точки A1, B1и C1 лежат на одной прямой тогда и только тогда, когда выполняется равенство
Учитель: Давайте вместе рассмотрим следующий рисунок. Сформулируйте теорему для этого рисунка.
Рисунок 2
Прямая AD пересекает две стороны и продолжение третьей стороны треугольника ВМС.
По теореме Менелая
Прямая МВ пересекает две стороны и продолжение третьей стороны треугольника АDС.
По теореме Менелая
Учитель: Какой теореме соответствует рисунок? (теорема Чевы). Сформулируйте теорему.
Рисунок 3
Пусть в треугольнике АВС точка A1лежит на стороне ВС, точка B1 – на стороне АС, точка C1 – на стороне АВ. Отрезки AA1, BB1и CC1 пересекаются в одной точке тогда и только тогда, когда выполняется равенство
III этап. Решение задач. (22 мин.)
Карточка 1.
1. В треугольнике АВС на стороне ВС взята точка N так, что NC = 3BN; на продолжении стороны АС за точку А взята точка М так, что МА = АС. Прямая MN пересекает сторону АВ в точке F. Найдите отношение
2. Докажите, что медианы треугольника пересекаются в одной точке.
Рисунок 4
По условию задачи МА = АС, NC = 3BN. ПустьMA = AC =b, BN = k, NC = 3k. Прямая MNпересекает две стороны треугольника АВС и продолжение третьей.
По теореме Менелая
Ответ:
Рисунок 5
Пусть AM1, BM2, СM3 – медианы треугольника АВС. Чтобы доказать, что эти отрезки пересекаются в одной точке, достаточно показать, что
Тогда по теореме Чевы (обратной) отрезки AM1, BM2 и СM3 пересекаются в одной точке.
Имеем:
Итак, доказано, что медианы треугольника пересекаются в одной точке.
Карточка 2.
1. На стороне PQтреугольника PQR взята точка N, а на стороне PR – точка L, причем NQ = LR. Точка пересечения отрезков QL и NR делит QL в отношении m:n, считая от точки Q. Найдите
2. Докажите, что биссектрисы треугольника пересекаются в одной точке.
Рисунок 6
По условию NQ = LR, ПустьNA = LR =a, QF = km, LF = kn. Прямая NR пересекает две стороны треугольника PQL и продолжение третьей.
По теореме Менелая
Ответ:
Рисунок 7
Покажем, что
Тогда по теореме Чевы (обратной) AL1, BL2, CL3 пересекаются в одной точке. По свойству биссектрис треугольника
Перемножая почленно полученные равенства, получаем
Для биссектрис треугольника равенство Чевы выполняется, следовательно, они пересекаются в одной точке.
Карточка 3.
1. В треугольнике АВС AD – медиана, точка O – середина медианы. Прямая ВО пересекает сторону АС в точке К. В каком отношении точка К делит АС, считая от точки А?
2. Докажите, если в треугольник вписана окружность, то отрезки, соединяющие вершины треугольника с точками касания противоположных сторон, пересекаются в одной точке.
Рисунок 8
Пусть BD = DC = a, AO = OD = m. Прямая ВК пересекает две стороны и продолжение третьей стороны треугольника ADC.
По теореме Менелая
Ответ:
Рисунок 9
Пусть A1, B1и C1 – точки касания вписанной окружности треугольника АВС. Для того чтобы доказать, что отрезки AA1, BB1и CC1 пересекаются в одной точке, достаточно показать, что выполняется равенство Чевы:
Используя свойство касательных, проведенных к окружности из одной точки, введем обозначения: C1B = BA1 = x, AC1 = CB1 = y, BA1 = AC1 = z.
Равенство Чевы выполняется, значит, биссектрисы треугольника пересекаются в одной точке.
IV этап. Решение задач (самостоятельная работа) (8 мин.)
Учитель: Работа команд закончена и сейчас приступим к самостоятельной работе по индивидуальным карточкам для 2-х вариантов.
Материалы к уроку для самостоятельной работы учащихся
Вариант 1. В треугольнике АВС, площадь которого равна 6, на стороне AB взята точка К, делящая эту сторону в отношении АК:BK = 2:3, а на стороне АС – точка L, делящая АС в отношении AL:LC = 5:3. Точка Qпересечения прямых СК и BL удалена от прямой AB на расстоянии . Найдите длину стороны АВ. (Ответ: 4.)
Вариант 2. На стороне АС в треугольнике АВС взята точка К. АК = 1, КС = 3. На стороне АВ взята точка L. AL:LВ = 2:3, Q – точка пересечения прямых ВК и СL. Найдите длину высоты треугольника АВС, опущенной из вершины В. (Ответ: 1,5.)
Работы сдаются учителю для проверки.
V этап. Итог урока (2 мин.)
Анализируются допущенные ошибки, отмечаются оригинальные ответы и замечания. Подводятся итоги работы каждой команды и выставляются оценки.
VI этап. Домашнее задание (1 мин.)
Домашнее задание составлено из задач №11, 12 стр. 289-290, №10 стр. 301 [1].
Заключительное слово учителя (1 мин).
Сегодня вы услышали со стороны математическую речь друг друга и оценили свои возможности. В дальнейшем, будем применять такие обсуждения для большего понимания предмета. Аргументы на уроке дружили с фактами, а теория с практикой. Вам всем спасибо.
Литература:
Теорема Менелая, теорема Чевы – нужны на ЕГЭ или нет?
Разберемся, что это за теоремы и как применяются. И действительно ли на ЕГЭ дали задачи на применение теорем, выходящих за рамки школьной программы. И можно ли эти задачи решить по-другому?
Теорема Менелая:
Пусть прямая пересекает произвольный треугольник причем – точка ее пересечения со стороной – точка ее пересечения со стороной и – точка ее пересечения с продолжением стороны
Тогда выполняется равенство:
Как это запомнить? Сначала рисуем треугольник Затем прямую, пересекающую две его стороны и продолжение третьей. На этой прямой лежат точки и причем на стороне должна лежать точка на стороне – точка и на продолжении – точка
Затем записываем равенство так, как будто «обходим» весь треугольник от точки к точкам и и затем возвращаемся в точку Но по дороге нам встречаются точки и – их тоже включаем в формулу.
В некоторых задачах полезна обратная теорема Менелая.
Теорема (Менелая, обратная). Пусть дан треугольник Предположим, что точка лежит на стороне точка лежит на стороне а точка лежит на продолжении стороны причём про эти точки известно, что
Тогда эти точки лежат на одной прямой.
Как правило, не так-то просто бывает доказать, что три точки лежат на одной прямой. Обычно мы используем для доказательства такого факта косвенные методы. Например, если для точек и выполняется равенство: – то это означает, что точка лежит на отрезке Или, если нам удается доказать, что угол – развернутый, это и будет означать, что точки и лежат на одной прямой. Обратная теорема Менелая дает еще один способ доказательства того, что три точки – в данном случае и – лежат на одной прямой.
Теорема Чевы
Пусть точки и лежат соответственно на сторонах и треугольника причем отрезки и пересекаются в одной точке. В этом случае выполняется равенство:
Обратная теорема Чевы:
Теорема (Чевы, обратная). Пусть точки лежат соответственно на сторонах и треугольника причём
Тогда отрезки и пересекаются в одной точке.
Как применяются теоремы Менелая и Чевы?
Вот задача Профильного ЕГЭ по математике 2020 года (№16), Санкт-Петербургский вариант.
На сторонах и треугольника отмечены точки и соответственно, причём Отрезки и пересекаются в точке
а) Докажите, что — параллелограмм.
б) Найдите если отрезки и перпендикулярны,
Докажем пункт (а) с помощью теоремы Менелая:
Это значит, что по двум углам и то есть
Прямая пересекает две его стороны и продолжение третьей стороны
По теореме Менелая,
по углу и двум сторонам, отсюда
— параллелограмм по определению.
Мы доказали то, что требовалось в пункте (а).
Но что делать, если теоремы Менелая и Чевы вы не проходили в школе? Ничего страшного, докажем без теорем Менелая и Чевы. Их легко заменят подобные треугольники.
Докажем, что — параллелограмм.
Тогда по углу и двум пропорциональным сторонам,
Это значит, что по углу и двум сторонам и
Получим, что в четырёхугольнике :
Как видим, эти решения примерно одного уровня сложности.
А вот в пункте (б) нет необходимости применять теоремы Чевы и Менелая. Он легко решается с помощью обычной школьной геометрии.
Поскольку получим, что — прямоугольный.
Мы доказали в пункте (а), что — трапеция, причём
Тогда — параллелограмм (по признаку паралелограмма)
по теореме Пифагора из
Найдём из по теореме косинусов.
Вот еще одна задача, которую можно решить как с помощью теоремы Чевы, так и без нее.
На сторонах прямоугольного треугольника с прямым углом построены во внешнюю сторону квадраты и Докажите, что:
а) прямые и отсекают от катетов треугольника равные отрезки
б) прямые и высота треугольника проведённая из вершины пересекаются в одной точке.
Пункт (а) доказывается легко.
Решим пункт (б) с помощью теоремы Чевы:
Запишем, чему равны длины отрезков Для длин и воспользуемся тем, что в прямоугольном треугольнике каждый катет есть среднее пропорциональное между гипотенузой и проекцией этого катета на гипотенузу.
Проверим выполнение равенства
Равенство выполняется.
Согласно теореме Чевы, это значит, что и пересекаются в одной точке.
А вот как решается эта задача без теоремы Чевы, с помощью векторов:
Математик Менелай Александрийский жил в I веке до нашей эры (Древний Рим).
Математик и инженер Джованни Чева – XVII век, Италия.
Как видим, теоремы Менелая и Чевы оказываются полезны в некоторых задачах. Очень хорошо, если вы знаете эти теоремы. Однако если они для вас непривычны, можно применить простой школьный прием – пары подобных треугольников.
Это полезно
В нашей статье вы найдете всю необходимую теорию для решения задания №9 ЕГЭ по теме «Графики функций». Это задание появилось в 2022 году в вариантах ЕГЭ Профильного уровня.
Урок по геометрии на тему «Теоремы Менелая и Чевы» (10 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Предмет Геометрия (углублённый уровень)
Тема урока: Теоремы Менелая и Чевы
Тип урока: урок закрепления знаний
Цели урока:
Образовательные : создать условия учащимся
для самостоятельной формулировки теорем Менелая и Чевы;
для самостоятельной формулировки свойств медиан и биссектрисы треугольника ;
для отработки навыков применения теорем Менелая и Чевы при решении задач.
Развивающие : создать условия
для формирования у учащихся умения ставить перед собой цель, умения анализировать и делать выводы, умения отстаивать свою точку зрения и умения прислушиваться к мнению других;
для развития умения применять теоретические знания на практике;
для развития умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
для развития навыков самоконтроля, адекватной самооценки.
Воспитательные : создать условия
для воспитания ответственного отношения к учебному труду ;
для формирования добрых отношений между учащимися.
Планируемые результаты: учащиеся знают формулировки теорем Менелая и Чевы ; умеют применять полученные знания при решении задач.
Применяемые технологии: проблемного обучения, здоровьесберегающие, уровневой дифференциации
УМК по геометрии для 10-11 классов: Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Л.С. Киселёва, Э.Г. Поздняк.
Дидактический материал: презентация, карточки с заданиями
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор
III Актуализация знаний
I. Организационный этап . (Приветствие. Проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой)
— Доказательство каких теорем мы рассмотрели на прошлом уроке?
— Кто выполнит рисунок и по нему сформулирует теорему Менелая?
( Ученик работает у доски)
— Кто выполнить рисунок и по нему сформулирует теорему Чевы?
(Второй ученик работает у доски).
— Пока ваши одноклассники готовятся у доски, послушаем короткие интересные сообщения об этих теоремах и их авторах, которые вы подготовили дома.
(Учащиеся выступают с сообщениями, затем отвечающие у доски по рисунку формулируют теоремы).
III. Актуализация знаний.
— Что называют медианой треугольника?
— Каким свойством обладают медианы треугольника?
— Что называют биссектрисой треугольника?
— Каким свойством обладает биссектриса?
IV. Определение темы урока. Целеполагание.
— Как вы считаете, какой будет тема сегодняшнего урока? ( Учащиеся определяют тему урока)
— Какие цели урока? ( Учащиеся определяют цели урока. Учащиеся записывают в тетради дату, классная работа, тему.)
V. Первичное закрепление знаний. Решение задачи № 1 письменно по готовому рисунку (слайд 1 из презентации).
На сторонах АВ и ВС треугольника АВС взяты соответственно M и N так, что АМ:МВ = 2:3, В N : N С = 2:1 . Отрезки А N и СМ пересекаются в точке О. Найдите отношение СО:ОМ.
— Выполните рисунок в тетради, все ли данные из условия показаны на рисунке?
— Запишите, что надо найти.
— Кто догадался, какую из теорем нужно использовать при решении? Почему?
— Выделим цветом рассматриваемый треугольник (слайд 2 из презентации).
(Учащийся у доски записывает решение задачи)
Прямая А N пересекает 2 стороны CM и CB треугольника ВСМ и продолжение третьей стороны ВМ, тогда по теореме Менелая: значит
; ; . Ответ: СО:ОМ = 5:4.
Физминутка . Учащиеся выполняют комплекс упражнений.
VI . Применение знаний в изменённых условиях.
Решение задач по карточкам № 2, № 3, дополнительно № 4*.
(Учащийся у доски выполняет рисунок, делает устно пояснения к рисунку, записывает краткое условие).
— Какую теорему будем использовать для решения этой задачи? Почему?
1) BD – медиана АВС, поэтому DA = CD = .
2) АЕ – биссектриса АВС, поэтому и
.
3) Отрезки АЕ, В D и С F пересекаются в одной точке К, тогда по теореме Чевы верно равенство: ;
; или , тогда , а значит
.
4) Так как (смотри пункт 3), то .
Получили: .
Ответ: ; .
(Учащийся у доски выполняет рисунок, делает устно пояснения к рисунку, записывает краткое условие).
— Какую теорему будем использовать для решения этой задачи? Почему?
1) А N и В M медианы АВС, поэтому В N = N С = х и
АМ = МС = .
2) В АВС О – точка пересечения медиан А N и В M , поэтому
ВО: ОМ=2: 1, т.е. если ОМ = z , то ВО = 2 z .
АО: О N =2: 1 , т.е. если О N = n , то АО = 2 n .
или , значит 3 А F = 2 F М ;
(Учащиеся, решающие вперёд, получат возможность решить самостоятельно задачу № 4)
а) Докажите, что прямые AN и AC делят отрезок BM на три равные части.
№ 1. Точки M и N расположены соответственно на сторонах AB и AC треугольника ABC, причём AM : MB = 1 : 2, AN : NC = 3 : 2. Прямая MN пересекает продолжение стороны BC в точке F. Найдите CF : BC.
— Внимательно прочитайте условие каждой задачи, рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы. (В тетради учащиеся пишут номер задачи и пропущенные слова)
Задача 5 .
В треугольнике АВС АD – медиана, точка О – середина медианы АD. Прямая ВО пересекает сторону АС в точке К. Найдите отношение АК к КС.
Какую теорему будете использовать при решении задачи:_________________? Почему_______________________?
Какую теорему будете использовать при решении задачи:_________________?
Задача 7 . На сторонах треугольника ABC взяты точки К, М, Е так, что .
Докажите, что отрезки АК, ВЕ и СМ пересекаются в одной точке.
Какую теорему будете использовать при решении задачи:_________________?
— Сверим ваши ответы: один учащийся говорит свой ответ, если согласны – поднимаем руку.
— Молодцы! Смогли увидеть какие теоремы нужно применить.
— А теперь, оценим вашу работу на уроке. (Учитель сообщает отметки за урок, особо выделяет учащихся, которые активно работали во время урока).
— Урок окончен. Хорошего дня!
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО
Курс профессиональной переподготовки
Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Урок закрепления знаний: решение задач на применение теорем Менелая и Чевы. К конспекту урока прикреплена презентация и карточки с задачами.