теплоход утонул в казани в каком году
«Утопил людей — отвечай!» Десять лет назад в катастрофе на Волге погибли 122 человека. Что погубило теплоход «Булгария»?
Десять лет назад, 10 июля 2011 года, на Волге произошла крупнейшая в истории современной России катастрофа речного пассажирского судна. Во время шторма затонул двухпалубный круизный теплоход «Булгария». Трагедия унесла жизни 122 человек, в том числе 28 детей, спаслись только 79 пассажиров и членов экипажа. Люди, пережившие катастрофу, до сих пор не могут забыть те страшные минуты. Один из них, бывший радист теплохода «Булгария» Ринат Габидинов, в интервью «Ленте.ру» поделился воспоминаниями о пережитой трагедии.
«Лента.ру»: Как вы оказались в команде теплохода «Булгария»?
Ринат Габидинов: В молодые годы я работал в Дальневосточном пароходстве в радиосвязи. Любил море, простор и ветер.
И тут друг предложил пойти на теплоход, где требовался радист. Я, скажем так, решил тряхнуть стариной — долгое время сидел без работы. Правда, проработал я на «Булгарии» всего 50 дней.
Что вы можете сказать о судне?
В теплоход я влюбился. Он был построен в Чехословакии, сделан красиво, с уютными залами и каютами. «Булгария» была классическим круизным теплоходом в стиле ретро: корабль-праздник, с музыкой и напитками. Пассажиров всегда было битком.
Как часто выходили в рейсы?
Мы практически не стояли на якоре. Лето — самое хлебное время, ведь зимой круизы по рекам не устраивают. Речной флот живет весь год на то, что заработал летом. Если посмотрите сегодня график любого круизного судна на Волге, то увидите, что у него летом расписан буквально каждый день.
Двухпалубный теплоход «Булгария» был построен в городе Комарно (Чехословакия) в 1955 году. Длина судна 80,2 метра, ширина 14 метров, скорость хода — 20,5 километров в час, два двигателя 6NVD48 мощностью 400 лошадиных сил каждый.
Максимальная пассажировместимость — 233 человека. На судне был музыкальный салон, два ресторана, бар и солярий. Первое название теплохода — «Украина». Он был переименован в 2010 году в честь Волжской Булгарии, древнего государства на территории Татарстана. С этого времени теплоход выполнял круизные рейсы по рекам Волга и Кама, а также водохранилищам и озерам.
Известно, что теплоход вышел в рейс с неисправным двигателем. Почему? Каким вообще было техническое состояние «Булгарии»?
Конечно, судно было не новым, на нем регулярно проводились ремонтные работы. Периодически что-то летело. В Болгаре [город в Татарстане — прим. «Ленты.ру»] у нас действительно не работал один из двух двигателей, о чем все знали. Но на самом деле это не было чем-то необычным.
Скажем так, судно вполне может идти на одном двигателе. Такое случалось не только у нас, и в целом это была обычная практика. Правила судоходства этого не запрещали. Но оборудование на «Булгарии» в целом оставляло желать лучшего — взять нашу аварийную рацию, в неисправности аккумуляторов которой меня пытались обвинить.
Теплоход «Булгария». 8 августа 2010 года
Фото: Public Domain / Wikimedia
Дело было так: перед летней навигацией мы стояли на ремонте в Перми. Я увидел, что аккумуляторы рации старые, им лет по тридцать. Вскоре выяснилось, что по новым правилам они не нужны: теперь рация, согласно предписанию, должна была запускаться от аварийного дизель-генератора.
Я потребовал, чтобы его запустили: вместе с механиками мы пытались это сделать полчаса, хотя рация должна включаться по щелчку пальцев
А потом этот генератор еще поливать водой пришлось, потому что он раскалился. Посмотрев на все это, я попытался выяснить, почему нельзя поменять аккумуляторы и запитывать рацию напрямую от них.
Мне объяснили: это запрещено требованиями регистра. Поэтому, чтобы все подходило под требования проверяющих, у нас на «Булгарии» сделали заводскую качественную проводку. Впрочем, она вела к тому самому генератору, который заводился полчаса.
«Я услышал крик капитана»
Накануне трагедии, 9 июля 2011 года, «Булгария» вышла из Казани в двухдневный круиз по маршруту Казань — Болгар — Казань. По данным следствия, у судна уже тогда был заметный крен на правый борт, но по пути в Болгар никаких происшествий не было. На теплоходе находились 147 пассажиров и 54 члена экипажа.
Какой была обстановка на теплоходе перед выходом из Болгара?
Теплоход был забит практически под завязку, среди пассажиров было много женщин и детей. Это был второй день плавания. В Болгаре поднялся ветер, но не такой, чтобы нельзя было идти в рейс. Мне сообщили, что порывы до 18 метров в секунду. Но по мере нашего движения ветер усиливался.
В какой-то момент он стал почти ураганным и дул нам в левый борт. Всех пассажиров в этот момент позвали в музыкальный зал на развлекательную программу — на борту у нас были артисты.
Вы помните, как начались страшные события?
Я помню, ко мне зашел [капитан теплохода] Александр Островский и сказал, что пассажиров в столовой почти нет. «Сходи пообедай», — посоветовал он. Я спустился, поел, обратил внимание, что усилился ветер, а потом отправился в свою каюту. Я был уже у двери, когда внутри раздался звук разбившегося стекла.
У меня в каюте была стеклянная полочка, это она упала и разлетелась вдребезги. Я наклонился, стал собирать осколки и, помню, подумал: «Ничего себе — вот это крен!». А потом услышал крик капитана: «Все на левый борт!».
Бегом вбежал в радиорубку, хотел объявить по судовой трансляции приказ капитана, а питания-то не было.
Некоторое время я возился с аппаратурой, пытался наладить связь, но ничего не получалось. Раньше у всех судов была морзянка, и можно было в любой ситуации передать сообщение на берег. А тут у «Булгарии» отказало все. Я вышел на левый борт и встал рядом с капитаном. Так положено по инструкции — радист всегда должен быть поблизости.
Капитан теплохода «Булгария» Александр Островский
Фото: Антон Тюрин / РИА Новости
Помню, как вцепился в поручни на борту, а ветер с дождем рвал мне спину. Капитан забежал в рубку и там пытался выправить судно. Больше он оттуда не вышел. Несмотря на все усилия Островского, крен теплохода становился все больше, но мне все равно не верилось, что мы тонем. Я думал, сейчас «Булгария» выправится — и все вернется на место.
Что происходило с пассажирами в это время?
На верхней палубе были только члены команды: что происходило внизу и во внутренних помещениях, я не видел. Но помню, когда крен стал еще сильнее, я понял, что ситуация уже не выправится. И тут я увидел людей за бортом. Многие выпрыгивали прямо из окон. Насколько я знаю, мужики вышибали иллюминаторы, прыгали сами, спасали своих женщин и детей.
«Такое в страшном сне не могло привидеться»
Что вы делали в момент затопления «Булгарии»?
Я находился на шлюпочной палубе, там были спасательные самонадувающиеся плоты. Покидать судно, пока они не сброшены, нельзя. Если спасательных плотов нет, на воде в шторм сразу утонешь — это старый морской закон. Я на судне оставался до конца: полз по накренившемуся борту и покинул его, когда все плоты уже были сброшены, а рулевая рубка с капитаном скрылась под водой.
К этому времени все внутренние помещения были залиты водой. Мы смогли скинуть четыре спасательных плота с правого борта, и с моего борта я скинул три.
Когда я оказался в воде, быстро поплыл к ближайшему спасательному плоту, зацепил его и повел к группе пассажиров, находившихся в воде
Плоты раскидало по волнам, и мы — члены команды — собирали их в кучу и рассаживали людей. На каждый такой плот помещалось где-то человек 18. Еще были малые алюминиевые спасательные плоты, на них тоже человека четыре могло сесть. На первый плот набилось очень много людей, он накренился под перегрузом. Но потом мы подтянули еще плоты и рассадили людей равномерно.
Как долго вы находились в воде?
Мы провели в воде, кажется, всего около сорока минут. Все были в таком шоке, что сидели молча, никто не кричал, не истерил. Кто-то плакал, но в целом над волнами висела гробовая тишина. Я сам после того, как мы закончили рассаживать людей, просто сидел несколько минут. Организм был, видимо, в режиме отдыха — я ничего не ощущал.
«Капитан не спасался»: 10 лет назад потерпел крушение теплоход «Булгария»
«Имел моральное право покинуть судно»
Радист Ринат Габидинов пошёл на «Булгарию» после долгого перерыва — когда-то мужчина был моряком в Дальневосточном пароходстве. После крушения он снова перешёл работать на сушу — специалистом по обслуживанию радио- и телеаппаратуры.
«Я был радистом, когда на судах ещё была морзянка. А в этот рейс пошёл вспомнить былое, — вспоминает Ринат. — Вспомнил… По полной программе. На «Булгарии» от шока я быстро отошёл — надо было выполнять свои обязанности. А вот потом в себя приходил несколько лет».
Каюта радиста, вспоминает Ринат, находилась на верхней палубе, рядом с рулевой рубкой и каютой капитана. Именно эта часть корпуса, по его словам, некоторое время была над водой, когда вода хлынула в каюты. В момент крушения Габидинов оказался один на шлюпочной палубе.
«В каюте я собирал осколки стеклянной полки, которая упала и разбилась. Я ещё удивился — откуда такой крен у парохода, когда услышал крик капитана «Всем перейти на левый борт!» — говорит радист. — Капитан не спасался. Он вышел из рулевой рубки на мостик левого борта, посмотрел вниз и снова зашёл в рулевую рубку. Больше я его не видел. Тогда я уже имел моральное право покинуть судно без приказа капитана. До сих пор приходится оправдываться перед теми, кто заявляет, что экипаж спасал свои шкуры».
Сигналов бедствия, со слов мужчины, никто не рассылал — времена морзянки давно прошли, а на «Булгарии» он только обслуживал аппаратуру. Капитан, который был на вахте, тоже не смог ничего передать — судовое питание отключилось, а аварийного на старом теплоходе не было. И так как никто не получил сигналов бедствия от тонущего теплохода, проходящие суда могли только заметить людей на плотах.
Габидинов вспоминает, что сразу после крушения «Булгарии» спасшиеся забрались на алюминиевые спасательные плоты. Приблизительно через 40 минут мимо них прошли, не останавливаясь, два судна — сухогруз «Арбат» и толкач «Дунайский-66». Всех подобрал круизный теплоход «Арабелла», который шёл третьим и на котором нашлось место для пострадавших.
«После того как мимо нас прошли два теплохода, мы поплыли к судовому ходу, чтобы останавливать проходящие суда. Первым делом, как я поднялся на борт, — попросил телефон, чтобы позвонить родным», — пояснил Габидинов.
«На глубине 12 метров лежал грязно-белый теплоход»
По воспоминаниям сотрудников МЧС, на тот момент это была самая масштабная операция по поиску тел под водой.
Вызванные на место водолазы впервые столкнулись с таким количеством жертв и таким высоким процентом среди них женщин и детей.
«Над местом, где лежала «Булгария», торчала спасательная шлюпка. Когда судно тонуло, какая-то длина троса от шлюпки размоталась, и частично из воды осталась торчать корма этой шлюпки. Место крушения судна само собой обозначилось», — вспоминает Вадим Гатилов, начальник водолазного поисково-спасательного подразделения отряда «Центроспас» МЧС России.
Место, где затонул теплоход, было в 2,5 километрах от берега. Район работ загородили большими насыпными баржами — они стояли вокруг на якорях, прикрывая спасателей от волн — навигация по Куйбышевскому водохранилищу не прекращалась.
«Подо мной на глубине примерно 12 метров лежал на боку грязно-белый теплоход с круглыми окошками-иллюминаторами. При первом погружении надпись читалась. И местами иллюминатор закрывало изнутри человеческое тело», — рассказал о первом погружении начальник «Центроспаса».
Со слов Гатилова, под собственным весом теплоход постепенно погружался в ил, и видимость в мутной волжской воде не превышала двух метров. Работу водолазов осложняло ещё и то, что пришлось работать в тесных и захламлённых помещениях. Для этого из ходовой рубки затонувшей «Булгарии» подняли и высушили план судна.
«Всё, что могло плавать, — всё сместилось со своих мест, всё, что было из ткани, размокло и разбухло. Был риск просто застрять, а всплыть некуда, — добавил водолаз. — Как правило, ни одна из операций подобного масштаба не обходится без гибели водолазов. Среди нас чудом никто не погиб».
Алексей Дурас на момент крушения теплохода работал в Северо-Западном поисково-спасательном отряде МЧС России. Ему принадлежит самое долгое погружение на «Булгарию» — водолаз провёл в воде шесть часов, поднимая на поверхность тела погибших пассажиров.
В первый спуск Дурас нашёл семь тел и провёл в воде более трёх часов, а во время второго погружения, когда пришлось поднимать девять тел, пришлось задержаться на шесть часов — именно Алексей Дурас обнаружил помещение, где во время крушения началась давка из-за спасательных жилетов.
«Это было помещение от главного бокового входа в корму, примерно так. И вот я нахожу эту комнатушку, а дверь находилась у меня над головой, судно-то лежало на боку. Оттуда на поверхность мы по цепочке передали девятерых, кажется, — вспоминает водолаз. — В основном женщин и детей».
Признаны виновными
По факту крушения было возбуждены уголовные дела. Основными фигурантами стали пять человек: директор ООО «Агроречтур» Светлана Инякина, старший эксперт филиала Российского речного регистра Яков Ивашов, выживший старший помощник капитана «Булгарии» Рамиль Хаметов, Ирек Тимергазеев и Владислав Семёнов — начальник и главный госинспектор казанского отделения Ространснадзора.
По воспоминаниям адвокатов, в уголовном деле, возбуждённом после крушения, было более 140 томов, не считая вещественных доказательств, экспертиз и других документов. В деле также использовались Правила Российского речного регистра.
Директора агентства «АгроРечТур» (фирмы, взявшей в аренду «Булгарию») Светлану Инякину до сих пор называют главной обвиняемой по делу о кораблекрушении.Её признали виновной по статьям «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности» и «Нарушение правил охраны труда». По версии следствия и гособвинения, именно Инякина настаивала на выходе в рейс неисправного теплохода, чтобы рассчитаться с долгами, и добилась разрешения на эксплуатацию «Булгарии».
В июле 2014 года Московский районный суд города Казани приговорил женщину к 11 годам колонии, этот срок смягчили до 9,5 года. В общей сложности Инякина провела в СИЗО и в колонии семь лет и вышла на свободу благодаря амнистии к 70-летию Победы в сентябре 2018 года. За год до этого была ликвидирована и фирма «АгроРечТур», генеральным директором и учредителем которой была Инякина.
По неофициальным данным, сначала Светлана вернулась в Казань, а спустя время, устав от общественного внимания, могла уйти в монастырь.
Благодаря амнистии в честь 70-летия Победы досрочно вышел из колонии и старший помощник капитана «Булгарии» Рамиль Хаметов. После крушения «Булгарии» бывший старший помощник капитана теплохода проходил лечение в психиатрической клинике — по данным из открытых источников, в кораблекрушении погибла его гражданская жена.
Несмотря на первоначальный статус потерпевшего, впоследствии его признали виновным в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта лицом, в силу занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила. Суд приговорил Хаметова к 6,5 года колонии, он вышел на свободу спустя 4 года и 7 месяцев.
Согласно данным с его страницы в социальных сетях, он вернулся в Казань, где и живёт с супругой Татьяной и двумя детьми — сыном и дочерью.
На момент крушения теплохода Яков Ивашов был старшим экспертом камского филиала Российского речного регистра, выдавшего фирме «Аргоречтур» свидетельство о годности «Булгарии».
По статье «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности» Яков Ивашов был в итоге оправдан, но был признан виновным по статье «Злоупотребление должностными полномочиями» и приговорён к пяти годам колонии. Благодаря амнистии Ивашова условно-досрочно освободили в зале Мотовилихинского суда Перми.
«Заключение комиссии Ространснадзора выявило причастность первого помощника механика «Булгарии» Константина Пузанкова (выступавшего в суде в качестве свидетеля. — RT), в отношении которого органом предварительного расследования процессуальное решение почему-то принято не было. На момент крушения в машинном отделении, где был Пузанков, были открыты иллюминаторы, несмотря на требование об их задраивании, — пояснил RT адвокат Роберт Халиуллин. — Этот же механик без команды капитана заглушил двигатель судна, и из-за этого до отмели теплоходу не хватило всего 13,2 секунды хода».
Адвокат также предположил, что, если бы теплоход успел сесть на мель, большинство пассажиров могли выжить за счёт того, что большая часть корпуса «Булгарии» осталась бы над водой.
Руководитель казанского линейного отдела Волжского управления Госморречнадзора Ирек Тимергазеев, по версии следствия, подписал акт предлицензионной проверки, где говорилось о том, что у «Булгарии» есть все необходимые документы для работы, благодаря чему удалось получить лицензию и пустить судно в рейс. Его и его подчинённого — главного госинспектора того же отдела Владислава Семёнова — осудили за злоупотребление должностными полномочиями. Тимергазеева суд приговорил к шести годам колонии, а Семёнова — к пяти. На сегодняшний день оба вышли на свободу.
Юрия Тучина — капитана сухогруза «Арбат», первого судна, которое прошло по Волге мимо выживших с «Булгарии», — обвинили по ст. 270 УК РФ «Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие». Суд присудил Тучину штраф в 130 тыс. рублей. По данным источника, после дела «Булгарии» и выплаты штрафа Тучин ушёл из речного флота. Бывший капитан вышел на пенсию и живёт со своей семьёй в Астраханской области.
Александр Егоров — капитан буксира «Дунайский-66», который прошёл мимо людей с «Булгарии» перед теплоходом «Арабелла» и тоже не подобрал с воды выживших, получил 190 тыс. рублей штрафа.
«До сих пор говорят слова благодарности»
Роман Лизалин — капитан теплохода «Арабелла», который в итоге поднял на борт всех спасшихся пассажиров и членов экипажа после кораблекрушения.
В беседе с корреспондентом RT Роман признался, что даже спустя десять лет его узнают выжившие и благодарят за своё спасение.
«А мне, если честно, до сих пор неловко принимать слова благодарности, — признался Роман Лизалин. — Потому что до сих пор в памяти глаза одной женщины — матери, протягивавшей мне со спасательной шлюпки своего ребёнка. Такое не забывается».
После спасения людей с затонувшей «Булгарии» капитан «Арабеллы» был награждён орденом Мужества, перешёл работать в Общероссийский народный фронт, а затем возглавил предприятие по ремонту и строительству гражданских судов. Стараниями Лизалина на сегодняшний день идёт строительство нового учебного корпуса казанского филиала Волжского государственного университета речного транспорта. Также, по его словам, удалось построить несколько новых пассажирских судов и впервые за много лет возродить судоходство на реке Казанка.
Крушение «Булгарии» — не первая трагедия, которую пришлось пережить Роману. 12 июля 2001 года он получил сильные ожоги 36% тела после взрыва в машинном отделении теплохода «Константин Циолковский». Несмотря на травмы, операции и долгую реабилитацию, он продолжил работать на теплоходах.
«С экипажем «Циолковского» я периодически пересекаюсь по работе, ведь речной флот — это как маленькая деревня, где все друг друга знают, — пояснил Лизалин. — Больше того — тот теплоход, кажется, до сих пор на ходу, только называется уже «Две столицы»».
Волжский «Титаник»: 10 лет назад произошло самое страшное кораблекрушение постсоветского времени
Гибель «Булгарии» стала следствием чудовищной халатности и наплевательства должностных лиц и членов экипажа.
Фото © ТАСС / Шарифулин Валерий
Ровно десять лет назад, 10 июля 2011 года, на Куйбышевском водохранилище произошло крупнейшее кораблекрушение в истории постсоветской России. Двухпалубный теплоход «Булгария» опрокинулся и затонул в 2,5 километра от берега. Жертвами кораблекрушения стали 122 пассажира и члена экипажа. Эта катастрофа стала одной из самых резонансных в истории России, тем более что её причиной послужило не случайное стечение обстоятельств, а вопиющая халатность — как владельцев судна, так и его экипажа.
По Волге вверх теплоход
Двухпалубный теплоход «Украина» был построен на чехословацких верфях в 1955 году. Поскольку в то время главой страны был Никита Хрущёв, новый корабль получил название в честь его любимой республики. В «Булгарию» его переименовали только за полтора года до катастрофы.
Полвека теплоход совершал речные круизы по Волге и Каме. В постсоветское время судно с калейдоскопической быстротой стало менять хозяев. Оно переходило от одной компании к другой, при этом все они брали его в аренду. Многочисленные арендаторы, эксплуатировавшие корабль непродолжительный срок, не были заинтересованы в качественном техническом обслуживании. За эти годы теплоход основательно износился и к началу 2010-х находился в далеко не оптимальном состоянии.
За несколько недель до катастрофы арендатор «Булгарии» — ООО «Бриз» — передал судно в субаренду ООО «Аргоречтур», которое вообще не имело права организовывать круизы.
Рейс, которого не должно было быть
«Булгария» вообще не должна была совершать никаких круизов не только из-за многочисленных нарушений у субарендатора, но и по причине плохого технического состояния судна. Выживший старший механик Пузанков позднее утверждал на суде, что из-за многочисленных поломок экипаж корабля даже отказывался выходить в рейс. Были проблемы с топливной системой, осушительной и даже двигателем. Кораблю требовался серьёзный ремонт. Однако субарендатор Инякина настояла на том, чтобы совершить ещё два рейса. Первым должен был стать двухдневный круиз по маршруту Казань – Болгар – Казань.
Всё, что могло пойти не так, пошло не так
Судно вышло из Казани с небольшим креном на правый борт и многочисленными техническими неполадками (в том числе с неработающим левым дизель-генератором). Уже после катастрофы в некоторых СМИ сообщалось, что корабль вышел в плавание с несколькими пробоинами, но позднее Следственный комитет опроверг эти утверждения.
На борту находился 201 человек, включая членов экипажа. Утром 10 июля от синоптиков пришло штормовое предупреждение, которое экипаж судна проигнорировал, не задраив иллюминаторы, что и привело к трагедии. Выживший старпом позднее утверждал, что он отдавал приказ задраить иллюминаторы, но его не выполнили.
Фото © ТАСС / Шарифулин Валерий
В 12:25 теплоход совершал левый поворот в условиях штормового ветра. Конструктивной особенностью данного судна был дополнительный крен на правый борт при совершении этого манёвра. При этом корабль уже имел крен вправо при выходе из порта. Плюс добавились неблагоприятные погодные условия — сильный боковой ветер.
В итоге корабль накренился настолько сильно, что через открытые иллюминаторы правого борта хлынула вода. Ко всему прочему, добавилась трагическая несогласованность действий экипажа. Капитан попытался направить судно к ближайшей отмели, однако механик отключил двигатель, не имея на то приказа.
«Булгария» даже не смогла подать сигнал бедствия. Оборудование вышло из строя, а у аварийной рации оказались нерабочими аккумуляторы. Словом, всё, что могло пойти не так, пошло не так.
Экипаж не смог обеспечить эвакуацию пассажиров. По сути, каждый спасал сам себя. Вода поступала так быстро, что уже через несколько минут корабль опрокинулся и затонул. Несколько десятков пассажиров и членов экипажа сумели покинуть терпящее бедствие судно и оказались в воде в разгар шторма.
Трагедию «Булгарии» наблюдали два проходивших мимо корабля: сухогруз «Арбат» и толкач «Дунайский-66». Оба судна прошли мимо места крушения, их капитаны проявили нечеловеческое равнодушие и даже не предприняли никаких попыток помочь находящимся в воде людям. Позднее оба были привлечены к уголовной ответственности.
10 дней один на один: Почему американцы не решились на абордаж советской подлодки «Чёрный принц» с ядерными ракетами на борту
Зато капитан трёхпалубного теплохода «Арабелла» Роман Лизалин стал настоящим героем, организовав спасательную операцию. Корабль находился неподалёку от места крушения и устремился на помощь. При участии экипажа теплохода все находившиеся в воде люди были подняты на борт. Позднее капитан «Арабеллы» был награждён орденом Мужества, а экипаж корабля получил медали «За спасение погибающих».
Министр транспорта России Игорь Левитин и капитан туристического теплохода «Арабелла» Роман Лизалин (слева направо) во время церемонии награждения государственными наградами Российской Федерации членов экипажа теплохода «Арабелла», спасавших пассажиров потерпевшей крушение «Булгарии». Фото © ТАСС
Всего удалось спасти 79 человек. 122 пассажира и члена экипажа «Булгарии» погибли, в том числе 28 детей. Гибель теплохода стала крупнейшим по количеству жертв кораблекрушением в постсоветской истории России.
«Кровавое воскресенье» польской истории: Почему нужно помнить, как украинские националисты устроили Волынскую резню
Тщательное расследование длилось долго. Только в 2013 году казанский суд начал рассмотрение дела. В 2014-м был оглашён приговор обвиняемым.
Светлана Инякина — субарендатор «Булгарии» — получила самый большой срок — 11 лет лишения свободы. Позднее Верховный суд Республики Татарстан сократил его до девяти с половиной лет. В 2018 году она вышла на свободу, проведя в заключении семь лет, поскольку почти три года в ожидании суда она провела в СИЗО, где один день засчитывается за полтора.
Светлана Инякина. Фото © ТАСС / Александров Николай
Эксперт «Росречрегистра» Яков Ивашов, выдавший «Аргоречтуру» разрешение на эксплуатацию судна, был приговорён к пяти годам лишения свободы. Двое сотрудников Ространснадзора, выдавшие заключение о готовности «Аргоречтура» к пассажирским перевозкам, несмотря на то что для этого не было никаких оснований, были приговорены к пяти и шести годам соответственно.
Капитан «Булгарии» Островский погиб на корабле. Его старший помощник Рамиль Хаметов получил шесть лет и шесть месяцев лишения свободы.
Капитаны двух прошедших мимо тонущей «Булгарии» кораблей также были осуждены, но отделались сравнительно легко — денежным штрафом.