термин этика появился в какую эпоху
1. Понятие этики
Понятие «этика» происходит от древнегреческого ethos (этос). Сначала под этосом понималось место совместного проживания, дом, жилище, звериное логово, гнездо птицы. Затем им стали главным образом обозначать устойчивую при–роду какого-нибудь явления, нрав, обычай, характер. Напри–мер, Гераклит считал, что этос человека – это его божество. Такое изменение смысла понятия выражало связь между кру–гом общения человека и его характером.
Понимая слово «этос» как характер, Аристотель ввел в упо–требление прилагательное «этический» с той целью, чтобы обозначить особенный класс человеческих качеств, которые он назвал этическими добродетелями. Этические добродете–ли, таким образом, являются свойствами человеческого ха–рактера, его темперамента, душевными качествами.
Они имеют отличия, с одной стороны, от аффектов, свойств тела, а с другой стороны, от дианоэтических добродетелей, свойств ума. В частности, страх является природным аффек–том, а память – свойством ума. Свойствами характера можно при этом считать: умеренность, мужество, щедрость. Для обозначения системы этических добродетелей как особой сферы знания и для выделения этого знания как самостоя–тельной науки Аристотель и ввел термин «этика».
Для более точного перевода аристотелевского термина «этический» с греческого языка на латинский Цицерон ввел термин «moralis» (моральный). Он сформировал его из слова «mos» (mores – множественное число), которое, как и в грече–ском, использовалось для обозначения характера, темпера–мента, моды, покроя одежды, обычая.
Цицерон, например, рассуждал о моральной философии, имея ввиду ту же область знания, которую Аристотель назвал этикой. В IV веке н. э. в латинском языке появился и термин «moralitas» (мораль), который является непосредственным аналогом греческого понятия «этика».
Эти слова, одно греческого, другое латинского происхож–дения, вошли в новоевропейские языки. Вместе с ними в ряде языков появились свои собственные слова, которые обознача–ют то же самое, что понимается под терминами «этика» и «мо–раль». В русском языке таким словом стало, в частности, «нравственность», в немецком языке – «Sittlichkeit». Эти тер–мины повторяют историю появления понятий «этика» и «мо–раль» от слова «нрав».
Таким образом, в своем первоначальном значении «этика», «мораль», «нравственность» – три разных слова, хотя они и яв–лялись одним термином. Со временем ситуация изменилась, В процессе развития философии, по мере выявления своеоб–разия этики как области знания, за этими словами начинают закреплять разный смысл.
Так, под этикой прежде всего подразумевается соответ–ствующая область знания, наука, а под моралью (или нрав–ственностью) – изучаемый ею предмет. Хотя у исследовате–лей возникали различные попытки разведения терминов «мораль» и «нравственность». Например, Гегель под моралью понимал субъективный аспект поступков, а под нравственно–стью – сами поступки, их объективную сущность.
Моралью он называл, таким образом, то, какими видит по–ступки человек в его субъективных оценках, переживаниях вины, умыслах, а нравственностью – то, чем на самом деле являются поступки личности в жизни семьи, государства, на–рода. В соответствии с культурно-языковой традицией часто понимаются под нравственностью высокие основополагаю–щие позиции, а под моралью, наоборот, приземленные, исто–рически очень изменчивые нормы поведения. В частности, заповеди Бога можно назвать нравственными, а вот правила школьного учителя – моральными.
В целом в общекультурной лексике все три слова продол–жают до сих пор употреблять как взаимозаменяемые. Напри–мер, в разговорном русском языке то, что называют этически–ми нормами, с таким же правом может именоваться моральными или нравственными нормами. В языке, который претендует на научную строгость, важный смысл придается прежде всего разграничению понятий этики и морали (нрав–ственности), но и оно не полностью выдерживается. Так, по–рой этику как область знания называют моральной (нрав–ственной) философией, а для обозначения некоторых мораль–ных (нравственных) явлений используют термин «этика» (например, экологическая этика, этика бизнеса).
В лекциях мы будем придерживаться положения, что «эти–ка» – это наука, область знания, интеллектуальная традиция, а термины «мораль» или «нравственность» употреблять как си–нонимы и понимать под ними то, что изучается этикой, ее предмет.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Кризис этики и права
Кризис этики и права 1. Идеациональная, идеалистическая и чувственная системы этики Любое интегрированное общество имеет этические идеалы и ценности как наивысшее воплощение его этического сознания. Точно так же любое общество обладает своими законодательными
ЛЕКЦИЯ № 1. Основные понятия этики
ЛЕКЦИЯ № 1. Основные понятия этики 1. Понятие этики Понятие «этика» происходит от древнегреческого ethos (этос). Сначала под этосом понималось место совместного проживания, дом, жилище, звериное логово, гнездо птицы. Затем им стали главным образом обозначать устойчивую
2. Этика и мораль как предмет этики
2. Этика и мораль как предмет этики Что такое мораль (нравственность)? Этот вопрос является ключевым, начальным в этике на протяжении всей истории данной области знания. Он охватывает примерно две с поло–виной тысячи лет.Различные философские школы и мыслители давали на
1. Основные понятия этики
1. Основные понятия этики Понятие «этика» происходит от древнегреческого ethos (этос). Сначала под этосом понималось место совместного проживания, дом, жилище, звериное логово, гнездо птицы. Затем им стали главным образом обозначать устойчивую природу какого—нибудь
11. Основные положения христианской этики
11. Основные положения христианской этики Средневековое этическое мышление отрицало положения античной моральной философии прежде всего потому, что основой для толкования нравственности в ней выступает не разум, а религиозная вера. Мыслители Средневековья в своих
21. Гегель и метафизические основания этики
21. Гегель и метафизические основания этики Принцип историзма, которого придерживался Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831), позволил осуществить ему поворот от этики внутренней убежденности к социально ориентированной теории морали. Гегель обратился к определению
1.3. Сущность профессиональной этики библиотекаря
1.3. Сущность профессиональной этики библиотекаря Профессиональная мораль библиотекаря основывается на непосредственном общении с людьми, на постоянном внимании к их интересам, стремлении наиболее полно удовлетворить читательские запросы. От нравственных установок
3. Нормы библиотечной этики
3. Нормы библиотечной этики 3.1. Свободный доступ к информации В начале века библиотекарей волновал вопрос сбора и систематизации знаний, которые были рассеяны по всему миру. Многие из них утверждали, что этих знаний, постоянно увеличивающихся и широко распространяемых,
Тема 1. ЭТИКА КАК ФИЛОСОФСКАЯ НАУКА О МОРАЛИ
Тема 1. ЭТИКА КАК ФИЛОСОФСКАЯ НАУКА О МОРАЛИ
1) этика;
4) мораль
1) нравственная категория, отражающая поведение людей, содействующее росту человечности в отношениях между ними;
2) этическая категория, выражающая полное, высшее удовлетворение поступком, событием, делами или даже итогом всей своей жизни;
3) все, что способствует человеческой жизни, служит удовлетворению материальных и духовных потребностей людей;
4) все ответы верны
2) справедливость;
1) это нравственная обязанность личности по отношению к обществу или по отношению к другим людям;
2) это внутренняя моральная необходимость выполнения объективно существующих общественных обязанностей, необходимость определенной линии поведения, диктуемой потребностями общественного блага;
3) этическая категория, обозначающая глубоко осознанную моральную потребность человека в признании, уважении окружающими, в справедливом отношении к нему людей за его полезную деятельность и весь стиль жизни
4) одна из основных категорий этики, выражающая общественную необходимость в виде определенных нравственных требований, предъявляемых к отдельной личности и личностью к обществу
6. С каким понятием тесно связана категория “смысл жизни”?
2) с понятием «манеры», т.е. со способностью держать себя, внешняя форма поведения;
4) с понятием «счастье», как высшим удовлетворением, получаемым человеком в процессе жизни
7. Определите, о каком понятии идет речь: общество относится к человеку с той мерой уважения, которую он заслужил, это положительная общественная оценка личности, авторитет, репутация.
3) деловая репутация;
8. Термин “этика” появился:
2) в эпоху Античности;
3) в эпоху Возрождения;
4) около 100 лет назад
1) моральное сознание;
2) моральная свобода;
3) нравственная культура;
4) моральные ценности
10. О каком элементе морали идет речь: система взглядов, идей, представлений о должном поведении, соответствующем социальным интересам? Выберите правильный ответ.
1) нравственные отношения;
2) моральное сознание;
3) нравственная деятельность людей;
4) нравственная культура
Тема 2. ЭТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩЕГО
1. Структура морали состоит из:
3) 3 элементов
1) тактику поведения в конкретных жизненных ситуациях;
2) такие ситуации, когда отступление от них не только допустимо, но и необходимо;
3) обобщенную социальную ориентацию, являются своеобразной программой деятельности;
4) моральные требования в наиболее узком контексте
3. О какой теории морали XX века идет речь: идеал, в соответствии с которым непротивление злу рассматривается как проявление нравственного совершенства, нравственного превосходства над чужим грехом, неумножение зла расценивается как проявление добра? Выберите правильный ответ.
1) марксистская теория;
2) этика ненасилия;
3) средневековая этика;
4) этика благоговения перед жизнью
4. В какой теории морали заключены следующие положения : преклонение перед естественной жизнью необходимо влечет за собой преклонение перед жизнью духовной; для истинно нравственного человека всякая жизнь священна, даже та, которая с нашей человеческой точки зрения кажется нижестоящей?
1) этика благоговения перед жизнью;
3) марксистская теория;
5. О каком этапе в истории развития этики идет речь: поэмы лишены назидательного этического начала, а моральная терминология находится в зачаточном состоянии: выражения, обозначающие положительные и отрицательные качества личности и общие моральные понятия – немногочисленны?
2) средневековая этика;
3) античная этика
4) этика Нового времени
1) этика Нового времени;
2) средневековая этика;
1) нравственное учение, построенное на искании счастья с разбором того, что ведет к счастливой жизни;
2) нравственное учение о том, как каждому человеку реализовать себя в умственном развитии, искусстве и творчестве;
3) нравственное учение, построенное на отыскании смысла жизни;
4) нравственное учение, направленное на отыскание удовольствий
8. С какими, на ваш взгляд, основными общественными потребностями связано возникновение морали?
1) регулирование отношений членов первобытного коллектива к труду;
2) регулирование семейно-брачных отношений;
3) укрепление социального единства рода;
4) все ответы верны
1) понятие морального сознания, выражающее способность личности к самоконтролю, нравственной оценке собственных действий на основе понимания своей ответственности перед другими людьми, обществом за совершаемые поступки
2) категория этики, характеризующая способность человека к нравственному самоконтролю;
3) одна из основных категорий этики, выражающая общественную необходимость в виде определенных нравственных требований, предъявляемых к отдельной личности и личностью к обществу;
4) способность человека преодолевать препятствия и добиваться поставленной цели
10. Нравственная деятельность людей, как основа морали включает.
1) мотив, цель, средства и результат
2) систему норм и запретов
3) систему взглядов, идей, представлений о должном поведении
4) социальные установки, которые соответствуют интересам общества
Тема 1. ЭТИКА КАК ФИЛОСОФСКАЯ НАУКА О МОРАЛИ
1) этика;
4) мораль
1) нравственная категория, отражающая поведение людей, содействующее росту человечности в отношениях между ними;
2) этическая категория, выражающая полное, высшее удовлетворение поступком, событием, делами или даже итогом всей своей жизни;
3) все, что способствует человеческой жизни, служит удовлетворению материальных и духовных потребностей людей;
4) все ответы верны
2) справедливость;
1) это нравственная обязанность личности по отношению к обществу или по отношению к другим людям;
2) это внутренняя моральная необходимость выполнения объективно существующих общественных обязанностей, необходимость определенной линии поведения, диктуемой потребностями общественного блага;
3) этическая категория, обозначающая глубоко осознанную моральную потребность человека в признании, уважении окружающими, в справедливом отношении к нему людей за его полезную деятельность и весь стиль жизни
4) одна из основных категорий этики, выражающая общественную необходимость в виде определенных нравственных требований, предъявляемых к отдельной личности и личностью к обществу
6. С каким понятием тесно связана категория “смысл жизни”?
2) с понятием «манеры», т.е. со способностью держать себя, внешняя форма поведения;
4) с понятием «счастье», как высшим удовлетворением, получаемым человеком в процессе жизни
7. Определите, о каком понятии идет речь: общество относится к человеку с той мерой уважения, которую он заслужил, это положительная общественная оценка личности, авторитет, репутация.
3) деловая репутация;
8. Термин “этика” появился:
2) в эпоху Античности;
3) в эпоху Возрождения;
4) около 100 лет назад
1) моральное сознание;
2) моральная свобода;
3) нравственная культура;
4) моральные ценности
10. О каком элементе морали идет речь: система взглядов, идей, представлений о должном поведении, соответствующем социальным интересам? Выберите правильный ответ.
История этики. Тема 1. Этика как наука
По мнению И.В. Даля в русский язык слово «мораль» пришло из французского и слово «moralite» первоначально означало «назидательная, аллегорическая драма, персонажами которой были персонифицированные добродетели и пороки, вступавшие в борьбу за душу человека»’. В современном русском языке и в современной этике обычно слова «нравственность» и «мораль» рассматривают как синонимы, или же специально оговаривают, если разделяют их по значению. Дать определение «морали» («нравственности») значительно сложнее, нежели дать определение «этики», что обусловлено сложностью, многоаспектностью самого предмета2. Можно выделить следующие, наиболее общезначимые определения «нравственности».
1 Словарь русского языка. В 4 тома. Т.2. М. 1986. С. 298, 513.
1.3.4. Познавательная, или гносеологическая функция
Мораль даёт информацию о добре и зле, их более конкретных ценностях. Через мораль человек познаёт законы добра, диалектику добра и зла, различные формы проявления добра и зла в мире. Считается, что нравственность часто приводит человека и к постижению Бога. Кант, например, считал, что именно через нравственность человек приходит к выводу о существовании Бога и бессмертии души. Особенно много информации о добре и зле содержится в трудах отцов церкви, в русской классической литературе и, прежде всего, в работах Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого.
1.3.5. Мировоззренческая функция
Именно в этике решаются вопросы о смысле жизни, о счастье, об идеале. Мораль наполняет значением наши поступки, поведение, жизнь в целом. Она даёт человеку положительное чувство удовлетворения от собственных деяний и прожитой жизни. Мораль придаёт силу человеку жить, жить даже вопреки неблагоприятным, а иногда и трагическим обстоятельствам. Истинная мораль всегда оптимистична.
1.4. Исторические типы моральных систем
В истории этики выделяются следующие типы моральных систем: архаическая нравственность, религиозная (языческая, христианская, мусульманская, протестантская) мораль; сословная (рыцарская, мещанская, лакейская, дворянская, купеческая, олигархическая, элитарная) мораль; классовая (рабская, рабовладельческая, крестьянская, пролетарская, буржуазная) мораль. Рассмотрим некоторые из них.
1 Архимандрит Платон. Православное нравственное богословие. М., 1994. С. 32.
‘ Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению. М, 1990. С. 68-69. Розанов В.В. Апокалипсис нашего времени. СПб. 2001. С.105.
1 См.: Домострой. М., 1990.
‘ Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. М., 1990. С.40-41
2 Там же. С.26-27.
Волченко Л.Б.Мещанство // Этика: Учебник / под ред. А.А.Гусейнова и Е.Л.Дубко. М, 1999. С. 277. 2 Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 96. См.: Дробницкий ОТ. Мораль. // Философский энциклопедический словарь. М., 1983.. С. 3
1 Чаадаев П.Я. Избранные сочинения и письма. М., 1991.
Значение слова «этика»
1. Философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания и как вид общественных отношений. Гегелевская этика. Материалистическая этика. □ — Я вот теперь много думаю и читаю по этике, стараюсь философски обосновать мораль. Вересаев, На повороте.
2. Нормы поведения, мораль человека какого-л. класса, общественной или профессиональной группы. Врачебная этика. Коммунистическая этика. □ Мораль, или этика, существует с начала образования человеческого общества. М. Калинин, О коммунистическом воспитании. Между атлетами существует своеобразная этика, в силу которой считается предосудительным глядеть на упражнения своего противника. Куприн, В цирке.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, добра и зла, сочувствия, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и так далее. Выработанные этикой понятия — милосердие, справедливость, дружба, солидарность и другие, направляют моральное развитие социальных институтов и отношений.
В науке под этикой понимают область знания, а под моралью или нравственностью — то, что она изучает. В живом языке это разграничение пока отсутствует. Термин «этика» иногда употребляется также для обозначения системы моральных и нравственных норм определённой социальной группы.
Э’ТИКА, и, мн. нет, ж. [от греч. ēthos — обычай]. 1. Философское учение о нравственности, о правилах поведения человека. Э. стоиков. Идеалистическая э. Канта. Материалистическая э. 2. Нормы поведения, мораль, совокупность нравственных правил среди членов какого-н. общества, какой-н. общественной группы, профессии. Партийная э. Врачебная э. Физкультурная э. Буржуазная э. Пролетарская э.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
э́тика
1. раздел философии, наука, изучающая мораль, нравственность как форму общественного сознания и как вид общественных отношений ◆ Этика стоиков. ◆ Идеалистическая этика Канта. ◆ Материалистическая этика.
2. нормы поведения, мораль человека или какого-либо класса людей ◆ Врачебная этика. ◆ Физкультурная этика. ◆ Этика учёного.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: стекловидный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Когда возникла этика?
Когда появился термин этика в научном обороте? Когда возникла этика Вы узнаете из этой статьи.
Когда был предложен термин этика?
Термин «этика» (ethika) имеет древнегреческое происхождение. Оно является производным от слова «ethos», которое первоначально обозначало местопребывание живых существ. В данной интерпретации термин встречался в гомеровской «Илиаде». Немного позже слово приобрело абсолютно новое значение — внутренняя форма, образец, обычай, нрав и привычка.
Этика возникла более двух с половиной тысяч лет назад. В научном обороте термин этика появился благодаря Аристотелю (384—322 годы до нашей эры). Он был первым, кто систематизировал ее суть, как теоретической науки. Ученый называл этикой совокупность добродетелей, которые присущи совершенному человеку. Цель науки, по Аристотелю, «не познание, а поступки».
В первом систематизированном и развернутом научном этическом труде-трактате под названием «Никомахова этика» философ занимается исследованием содержания следующих добродетелей — самообладание, мужество, умеренность, благородство, щедрость, благоразумие, честолюбие, величавость, кротость, скромность, правдивость, дружелюбие, справедливость, любознательность, дружба. Без них, по мнению Аристотеля, этика не может существовать.
Этика возникла практически одновременно с философией и была одним из ее разделов. Поскольку такая отрасль культуры как философия появилась в Древней Греции, то она является и родиной для этики. Ее появление было обусловлено тем, что в античной Греции была традиция развивать умение спорить и вести свободные дискуссии. Когда свободные граждане эпохи демократии собирались на основной площади и все вместе занимались обсуждением своих дел, выслушивали желающих и принимали важные решения большим количеством голосов.
Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, кем впервые был введен термин этика.