термин обозначающий последовательный постепенный следующий шаг за шагом какой либо процесс логопедия
Термин обозначающий последовательный постепенный следующий шаг за шагом какой либо процесс логопедия
Автоматизация (звука) – этап коррекции дефектного звукопроизношения, следующий за постановкой звука; направлен на формирование правильного звукопроизношения в самостоятельной речи. Суть процесса – постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, фразы; в самостоятельную речь.
Аграмматизм – нарушение процессов понимания, усвоения и употребления грамматических средств родного языка.
Акалькулия – нарушение счёта и счётных операций вследствие поражения коры головного мозга.
Алексия – отсутствие способности к чтению.
Амбидекстрия – умение пользоваться правой и левой рукой. Отсутствие ведущей руки.
Анамнез – обобщённые сведения, получаемые от самого обследуемого или родных, о ходе развития, условиях жизни человека, значимых событиях. Используется для установления диагноза, прогноза заболевания и выбора лечения.
Анартрия – тяжелая форма дизартрии, когда речь практически невозможна из-за паралича речедвигательных мышц, резко расстраивающего систему артикуляции. Наблюдается после инсультов, ЧМТ. Устранением занимается логопед-афазиолог.
Анкилоглоссия – укороченная подъязычная связка.
Анозогнозия – отсутствие критической оценки больным своего заболевания (паралича, снижения зрения, слуха, психического расстройства и т.д.) Наблюдается преимущественно при поражении правой теменной доли головного мозга. Необходимо обратиться к психологу, афазиологу.
Аномалия – отклонение от нормы в структуре организма в целом или его частей (может быть врожденной и приобретенной).
Артикуляционный аппарат – совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи (голосовой аппарат, мышцы глотки, языка, мягкого нёба, губ, щёк и нижней челюсти, зубы).
Артикуляция – деятельность речевых органов, связанных с произнесением звуков речи и различных их компонентов, составляющих слоги, слова. Сложный двигательный акт произнесения звуков речи.
Асфиксия – удушье, обусловленное кислородным голоданием.
Консультация «Понятие о логопедии»
Людмила Минеева
Консультация «Понятие о логопедии»
Термины и понятия логопедии
Логопедия — наука, изучающая людей с речевыми нарушениями, разрабатывающая методы коррекционно-педагогической работы с ними.
Артикуляционный аппарат — совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи (артикуляцию); включает голосовой аппарат, мышцы глотки, языка, мягкого нёба, губ, щек и нижней челюсти, зубы и др.
Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Речевой аппарат — система органов, принимающих участие в образовании звуков речи; в этой системе различают периферический и центральный отделы. В состав периферического отдела речевого аппарата входят органы голосообразования, дыхания, артикуляции, а также относящиеся к ним чувствительные центры. Центральный отдел речевого аппарата находится в головном мозге и состоит из корковых центров, подкорковых узлов, проводящих путей и ядер соответствующих нервов.
Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо–физиологическими дефектами речевого аппарата.
Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.
Афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная поражением коры головного мозга при отсутствии расстройств артикуляционного аппарата и слуха.Различают: моторная афазия (утрата способности произвольной речи без нарушения артикуляции); сенсорная афазия (утрата способности понимания речи).
Нарушение голоса — это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.
Истерический мутизм – это внезапная и полная потеря голоса при невозможности реализации даже шепотной речи.
Афония – отсутствие звучного голоса при наличии шепотной речи.
Голосовые складки смыкаются не полностью.
Дисфония – частичное расстройство,нарушение голоса проявляющиеся в расстройствах основных акустических характеристик: высоты, силы и тембра.
Фонастения (слабый голос) – нарушения голоса выражающееся в быстрой утомляемости, прерывании, осечках. Неприятные субъективные ощущения. Является профессиональным заболеванием.
Патологическая мутация – нарушение акустической характеристики голоса.
Нарушение резонанса появляется в виде гипо (аденоиды, полипы, искривление носовой перегородки) и гиперназальности (ринолалия).
Нарушения высоты голоса монотонный, тремолирующий, немодулированный, низкий, фальцет.
Нарушения тембра голоса хриплый, грубый, гортанно-резкий, глухой, металлический, диплофония, «квакающий», писклявый, назалированный.
Нарушения силы голоса афония, слабый, иссякающий, слишком громкий.
Темп речи — это одно из выразительных средств устной речи,которое зависит от 2-х параметров: от быстроты произнесения следующих друг за другом речевых звуков и от частоты и длительности пауз между словами и предложениями.
Брадилалия – это патологически замедленный темп речи.
Тахилалия – патологически ускоренный темп речи.
Баттаризм (парафазия) – это неправильное формирование фразы в следствии нарушения речевого внимания, темпа речи.
Полтерн (спотыкание) – это патологически ускоренная речь, прерывистость темпа несудорожного характера (запинки, спотыкание, необоснованные паузы).
Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Общее недоразвитие речи — это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т. е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) речи.
Дисграфия — это частичное специфическое нарушение процесса письма.
Дислексия — это частичное расстройство процесса чтения, затрудняющее овладение этим навыком и ведущее ко многим ошибкам во время чтения (пропуски букв, слогов, слов и замены перестановки их, пропуски предлогов, союзов, замещение слов одного другим, пропуски строчек).
Планирование Недели логопедии «Недели логопедии» в детском садуВ детском саду № 1 «Тополёк» с целью повышения и формирования интереса к логопедии, стремления оказывать.
Понятие педагогической технологии Понятие педагогической технологии Смысл понятия педагогической (образовательной) технологии в сфере образования (в частности, технологий.
Виды нарушений в логопедии Дислалия акустико-фонематическая – дислалия, обусловленная избирательной несформированностью операций переработки фонем по их акустическим.
Фотоотчет о проведении недели логопедии С 23.04 по 28.04 в детском саду прошла неделя логопедии. Целью которой было подведение итогов работы за год. Основные мероприятия недели.
Картотека игр по логопедии Цель: составление картотеки игр для работы над звуками [с] и [ш] на каждом этапе логопедической работы. Игры на развитие фонематического.
Консультация «Кинезиология в логопедии» Кинезиология—наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения Современные кинезиологические.
Консультация «Воспитание: устаревшее понятие?» За последние десятилетия ситуация в семьях кардинально изменилась. Раньше власть принадлежала родителям, а дети во всем им подчинялись.
Развитие сукцессивных функций и пространственно-временных представлений
Развитие сукцессивных функций и пространственно-временных представлений у дошкольников.
Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, звукового анализа и синтеза, сформированности лексико – грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, сукцессивных функций (функций последовательности). Несформированность какой –либо одной из этих функций или нескольких может вызвать нарушение процесса овладения письмом (дисграфию) или чтением (дислексию, или и то и другое.
Дисграфия проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма,которые можно сгруппировать следующим образом: искажения, перестановки, пропуски и замены букв, слогов; слитное написание слов, предлогов со словами; аграмматизмы на письме.
Дислексия проявляется в заменах, перестановках, пропусках, искажениях и заменах букв и слогов при чтении; повторении букв, слогов и слов при чтении; вставках лишних букв и слогов в слово, слов в предложение; аграмматизмах, непонимании смысла прочитанного.
Причиной нарушений письменной речи, т. е. чтения и письма, очень часто является нарушение сукцессивных функций и пространственно – временных представлений.
Сукцессивные функции – функции последовательности; это возможность последовательно воспроизвести звуковые и графические ритмы, движения, изображения, вербальные стимулы (возможность записать цифры, слова, предложения, устойчивые речевые ряды (*в правильной последовательности назвать времена года, дни недели, месяцы и др.).
Последовательность во времени звуков и слогов, составляющих слово, а также временная последовательность слов, составляющих фразу, в письме отражаются в соответствующей пространственной последовательности букв, слогов, слов, располагающихся на строках тетради при записи.
Упражнения в определении последовательности в пространстве и времени создают основу для воспитания звуко-слогового и морфемного анализа слов (морфема –часть слова: приставка, корень, суффикс, окончание.
Развитие сукцессивных процессов у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитие речи является одним из актуальных направлений для последующего овладения граммотой в системе дошкольного образования.
Развитие пространственных представлений
Пространственное ориентирование — это особый вид восприятия при помощи зрительного, слухового, кинестетического и кинетического анализаторов.
В норме пространственные ориентировки в норме формируются к 7 — 8 годам. Их сформированность обеспечивает успешное освоение всех этапов научения письму (1. этап мотивации, 2. этап составления влана письменного высказывания, 3. звуковой анализвыделенного для написания слов, 4. уточнение звуков и их перевод в фонемы; перевод фонем в графемы, 5. перевод графем в кинетическую программу записи).
Недостаточно развитые умения и навыки пространственного различения являются одной из причин нарушений письма у младших школьников.
Этапы развития пространственных представлений:
1. Осознание схемы тела, т. е. ориентировка в пространстве в отношении собственного тела.
Прежде всего воспринимается, что голова – вверху, а ноги – внизу; затем правая часть туловища, левая часть туловища.
2. Ориентировка в окружающих предметахпо отношению к своему телу:
*надо мной – лампа, подо мной – пол, справа от меня – зеркало, слева от меня – стул и т. д.
3. Ориентировка в пространственном расположении предметовне зависимо от собственного тела:
* ручка находится справа от листочка, картина висит слева от зеркала.
4. Ориентировка в пространственном расположении элементов предметов:
* у окна есть правая часть, есть левая часть; у дерева наверху – листья, внизу – корни и т. д.
5. Определение расположения предметов на изображениях, схемах,таблицах:
определить изображенные левую и правую кисти рук,
определить след правой и левой ноги,
определить левый и правый карман у джинсов (вид сзади,
определить левый и правый рукава у блузки, лежащей спинкой вверх,
6.Ориентировка в зеркальных расположениях:
а) знакомство со схемой тела (определить право–лево)стоящего напротив:
б) то же, но по картинкам(*определи, какой рукой машет девочка их окна вагона).
В цифровом ряде *1 2 3 4 5 6 7 8 9 назвать первое число слева, первое число справа. Какое из них больше? В каком направлении возрастают числа в ряду? (слева направо).
Покажи число *4. Есть ли у него соседи в ряду? (3 и 5). Какое стоит слева от него, какое справа? Больше оно или меньше, чем 4?
Верни число на место: 1 2 3 4 6 7 8 9.
Ведущий показывает направления рукой (верх, низ, право, лево, а ребенок показывает соответствующую карточку со стрелкой
Даны 4 точки.Задание: поставь знак «+»: от первой точки – снизу
от четвертой – справа
и другие подобные задания.
8. Ориентировка в пространственном расположении элементов букв, цифр,знаков:
Определи, в какую сторону смотрит буква (* буква К смотрит в правую сторону, буква З – в левую);
Назови, из каких элементов состоит буква Н, как расположены эти элементы относительно друг друга (справа длинная палочка, слева длинная палочка, между ними – короткая палочка).
Развитие временных представлений
В круг вопросов по развитию временных представлений входит: формирование понятий об основных единицах времени, о периодах человеческого возраста; наблюдение и определение временной последовательности каких-либо действий и событий; расширение и активизация соответствующего словарного запаса.
1. Разложить в нужной последовательности картинки с изображениями (карточки с названиями) разных частей суток;
2. Как называется прием пищи в разное время суток;
3. Назвать 5 дней подряд без дат и дней недели (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра);
4. Как зовут день (Если сегодня его зовут вторник, то как его звали вчера, как будут звать завтра, как послезавтра);
5. Назвать времена года по порядку, разложить картинки;
6. Продолжить времена года в нужной последовательности после *лета (или положить соответствующие картинки);
7. Подобрать карточки с названиями месяцев по сезонам. В случае правильного выполнения задания на обратной стороне 3-х карточек сложится изображение-символ данного времени года (*зима – санки).
8.Сопоставить понятия: дед – отец – сын – брат;
бабушка – мать – дочь – сестра.
Дать варианты этих понятий (кто кому кем приходится):
дед – отец отца (или матери)
9. Составить рассказ о своей семье,используя понятия: старше, младше, брат,
сестра, внук, внучка, сын, дочка и др.
10. Установить последовательность событий, изображенных в сериях сюжетных картинок (подбираются в соответствии с возможностями ребенка);
11. Исправить замеченную ошибку в перечне дней недели, летних месяцев и т. д.
12. Повторить и/или записать под диктовку серии из 2 –5 цифр, звуков, слогов (записывается только после прослушивания всей серии)
Развитие сукцессивных способностей
Последовательность действий и планирование.
Данный вид упражнений вырабатывает способность к удержанию в памяти плана действий в заданной последовательности и его реализации.
а) Игры на выполнение многошаговых инструкций (2,3,4,5-шаговых инструкций) по памяти (по словесной инструкции, по опорным значкам.
Например, игра «Найди клад». Найти «клад» можно только следуя последовательности действий, заданных в инструкции. Каждый следующий «шаг» позволяет найти указание (картинку, помогающее направить поиски в нужном направлении. В более легком варианте этой игры последовательность шагов изображена в виде ряда пиктограмм (картинок-символов, указывающих на место поиска в очередном «шаге». Игру можно проводить как в игровой комнате, так и на бумаге (в последнем случае последовательность шагов указывает карта-путь).
Ребенку предлагается (в ситуации игры) позвонить какому-нибудь зверю или сказочному персонажу. Наборный диск телефона вместо цифр имеет кружочки разного цвета, геометрические фигуры или какие-либо значки (для детей, плохо знакомых с цифровыми обозначениями). Номер телефона представляет собой ряд цветных кружков (геометрических фигур, значков, расположенных в определенной последовательности.
Последовательность в пространстве.
Для развития навыков анализа и воспроизведения пространственных последовательностей можно использовать разнообразные игры, в которых игровой сюжет требует запоминания или сравнения рядов каких-либо изображений, фигур, различающихся формой или цветом, расположенных в определенной последовательности. В зависимости от возможностей ребенка необходимо дифференцированно подбирать длину исходную длину ряда и на последующих занятиях постепенно усложнять задачу, увеличивая количество элементов в ряду.
а) «Собери бусы» (нанизать, раскрасить,различающиеся цветом или формой: по образцу (от 3 до 10 элементов, по памяти (от 2 до 6).
г) Цветной ксилофон (воспроизведение последовательности ударов с опорой на зрительный и слуховой ряд – мелодию).
д) «Живые цепочки». Дети стоят в определенной последовательности. У каждого на груди прикреплен значок с определенной картинкой. Порядок расположения картинок (и детей) изображен на карточке. По команде цепочка рассыпается. Задачей ведущего (ребенка) является собрать «цепочку» прежней последовательности.
е) «Запомни карточку и выбери такую же»: ребенку предлагается запомнить ряд картинок (или фигур, цветных кружков, цифр, букв) на карточке и найти такую же среди 2-го набора карточек, из которых лишь одна совпадает с текстовой. Длина ряда от 3 до 7 в зависимости от возраста.
ж) Тот же материал, но ребенку предлагается выложить ряд по памяти из отдельных элементов (более сложный вариант).
Последовательность во времени.
а) «Телеграфист». Отстукивание ритмов по образцу (на слух)или графической схеме:
б) «Зарядка»: запомнить и воспроизвести последовательность движений (от 3 до 6).
в) Порядок времен дня, времен года, дней недели, месяцев (для младших – по картинкам, для старших – словесно).
г) «Шарики в непрозрачной трубочке»: на глазах у детей разноцветные шарики вкладываются в непрозрачную трубочку.Задача: догадаться, в каком порядке они выкатятся из противоположного конца трубочки (число шариков от 2 до 6).
Усложненный вариант игры: необходимо предсказать, в каком порядке шарики выкатятся из того же конца, в который они вкладывались.
Перекодирование временной последовательности в пространственную и обратно.
а) «Картинки–невидимки»: перед ребенком в определенной последовательности выкладывается ряд карточек (с предметными рисунками, фигурами или цветными кружочками). Каждая выкладываемая карточка предъявляется и переворачивается лицом вниз. Таким образом, выложенный ряд повёрнут тыльной стороной к ребенку, а лицевая – закрыта. Из набора карточек с рядами изображений, расположенных в разной последовательности, ребенок должен найти тот, который идентичен выложенному. После того как выбор сделан, карточки переворачиваются лицом вверх и оба ряда сличаются.
Последовательность в речи.
а) Восстановить порядок фраз в рассказе (* «Письмо от Незнайки»);
б) Восстановить порядок слов во фразе (* «Перепутаница»);
в) Воспроизвести определенный набор слов (* «Пароль»);
г) Последовательность в стихах типа «Дом, который построил Джек»;
д)Последовательность в рассказах: «Репка», «Колобок» и др. ;
е) Игра «Повтори и добавь»: 1-й участник называет слово, 2-й повторяет его и говорит своё, 3-й повторяет оба слова и добавляет третье; 1-й повторяет все три в названном порядке и добавляет своё слово и т. д. ;
ж) Упражнение «Продолжить ряд, сохраняя принцип чередования» (картинки, фигуры или значки):
1. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников;
2. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей;
3. Русскова Т. А. Учимся пространственной ориентации. Альбом-раскраска;
4. Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей.
Развлечение по обучению грамоте в подготовительной группе. «Путешествие в Страну Знаний» Презентация развлечения по обучению грамоте «Путешествие в Страну Знаний» Является мультимедийным сопровождением к конспекту развлечения.
Сообщение по теме: «Социализация личности через игровую деятельность» Социализация личности через игровую деятельность. Cодержание Введение 1. Сущность процесса социализации личности. 2. Взаимодействие личности.
Термин обозначающий последовательный постепенный следующий шаг за шагом какой либо процесс логопедия
Дефицит изобразительно-графических способностей принимает непосредственное участие в патогенезе дислексии, особенно на этапе усвоения звуко-буквенной символики.
Сукцессивные функции
Из всех предпосылок интеллекта нарушения сукцессивных функций, пожалуй, чаще других встречаются при избирательных нарушениях школьных навыков [Мнухин С. С., 1968; Демьянов Ю. Г., 1971]. Не составляет исключения и дислексия. Нарушения различения, запоминания и воспроизведения временных последовательностей стимулов, действий или символов при специфических расстройствах чтения обнаруживали С. С. Мнухин (1934), D. Doehring (1968), S. Gantzer (1979) и другие исследователи. Дети на низком уровне выполняют такие задания, как воспроизведение последовательности дви жений, звуковых и графических ритмов, допускают много ошибок при воспроизведении последовательности изображений, затрудняются при воспроизведении временной последовательности вербальных стимулов (слова, цифры), не способны к автоматизации речевых рядов (времена года, дни недели, месяцы) [Corcin S., 1974; Richie D., Aten J., 1976]. Имеются разные точки зрения по вопросу о модальной специфичности указанных нарушений. D. Bakker (1972) считает, что при дислексии сукцессивные операции страдают только на вербальном материале. W. Gaddes (1980) полагает, что недостаточность носит полимодальный характер.
Исследуя данную группу функций, мы использовали следующие задания:
а) «рядоговорение» (времена года, дни недели по порядку);
б) воспроизведение звуковых ритмов из 3—6 ударов с разными интервалами;
в) тест «Кулак — ребро — ладонь» и аналогичный, но усложненный (добавлено движение ногами) тест.
Эксперименты показали, что дети с дислексией, так же как и дети с ЗПР, достоверно отстают от здоровых во всех перечисленных заданиях. Наиболее часто у них встречается слабость автоматизации речевых рядов (64% случаев), реже страдает воспроизведение звуковых ритмов (46%), и еще реже встречаются затруднения при воспроизведении серии движений (33%).
Сукцессивный
Смотреть что такое «Сукцессивный» в других словарях:
СУКЦЕССИВНЫЙ — [нем. sukzessiv Словарь иностранных слов русского языка
сукцессивный — прил., кол во синонимов: 2 • последовательный (26) • постепенный (5) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
сукцессивный — (от англ. successive последующий, следующий один за другим) термин общей психологии, означающий развернутую последовательность протекания какого либо процесса. Например, речь или движение руки представляют собой С. процесс, однако при некоторых… … Большая психологическая энциклопедия
СУКЦЕССИВНЫЙ ТИП ОБРАЗОВАНИЯ МИКРОСПОР — см. последовательный тип образования микроспор … Словарь ботанических терминов
Микроспорогенез — Параллельно с дифференциацией клеток стенки микроспорангия происходят события, ведущие к формированию микроспор. В результате ряда последовательных мейотических делений из первичных спорогенных клеток образуются микроспороциты, или… … Биологическая энциклопедия
Семейство асфоделовые (Asphodelaceae) — Семейство асфоделовых, состоящее из 42 родов и почти 1500 видов, распространено преимущественно в Старом Свете, главным образом в Южной и тропической Африке и Австралии, а также Макаронезии, на Мадагаскаре и Маскаренских островах, в… … Биологическая энциклопедия
Латерализация головного мозга (brain laterally) — Латерализация указывает на функциональную асимметрию двух полушарий головного мозга. То есть, хотя две половины головного мозга и работают в согласованном единстве, в осуществлении мн. функций одно из полушарий принимает большее участие, чем др.… … Психологическая энциклопедия
сукцессия — и, мн. нет, ж. (фр. succession, нем. Sukzession … Словарь иностранных слов русского языка
последовательный — См … Словарь синонимов
постепенный — градационный, поэтапный Словарь русских синонимов. постепенный поэтапный Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов