термин огас появился в каком году
История проекта создания автоматизированной системы управления советской экономикой (ОГАС) в 1960–1980-х гг.
по материалам Государственного архива РФ, Российского государственного архива экономики и архива ВНИИ проблем вычислительной техники и информатизации
Автору настоящего исследования посчастливилось первым прикоснуться к документам разработки проекта (стенограммы обсуждений, деловую переписку, сами проектные материалы). Источники были обнаружены в Государственном архиве РФ (ГАРФ), в фонде Совета Министров СССР (ф. 5446), в Российском государственном архиве экономики (РГАЭ) в фонде Госкомитета по науке и технике СССР (ф. 9480), а также в архиве ВНИИ проблем вычислительной техники и информатизации (ВНИИПВТИ).
Выявленный комплекс документов, а также воспоминания свидетелей и очевидцев позволили поставить и решить целый ряд исследовательских задач:
Привлеченные архивные материалы позволили проследить основные этапы разработки проекта ОГАС. Всего подготовка материалов заняла 17 лет и прошла три этапа. На первом этапе (1963-1965 гг.), первоначальный проект автоматизированной системы, задуманный учеными, являлся следствием и продолжением коренной реформы управления народным хозяйством СССР, которая началась в 1957 году. Согласно этой реформе, отраслевая структура управления заменялась территориальной, что выражалось в ликвидации министерств и создании Советов народного хозяйства областей и экономических районов. Целью реформы была ликвидации ведомственных барьеров, повышение инициативы на местах. Однако при этом игнорировалась необходимость координации деятельности местных органов на общегосударственном уровне. Это привело к развитию местнических интересов регионов и нарушению внутренних связей народнохозяйственного комплекса. Поэтому в начале 1960-х гг. были образованы республиканские совнархозы, а затем и Совет народного хозяйства СССР в 1963 г. Одновременно создавались отраслевые государственные комитеты. Это привело к еще большим трудностям в управлении из-за многоступенчатости системы и пересечении функций ее отдельных звеньев.
Создание автоматизированной системы являлось следующим шагом реформирования управления экономикой. Не случайно Государственный комитет по науке (ГК по КНИР), который занимался вопросами внедрения ЭВМ в управление, был подчинен ВСНХ СССР с момента создания этого ведомства (13 марта 1963 г.). Как известно, ВСНХ СССР возглавлял Д.Ф. Устинов, крупный советский государственный и политический деятель, курировавший вопросы оборонно-промышленного комплекса. Таким образом, военные технологии, вычислительная техника и автоматизированные системы управления перешли в гражданский сектор.
Разработка проекта ОГАС началась согласно постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении руководства внедрением вычислительной техники и автоматизированных систем управления в народное хозяйство» (21 мая 1963). Именно это постановление положило начало четвертьвековой эпопеи массового внедрения в Советском Союзе автоматизированных систем управления (АСУ) в ведомствах и на предприятиях. В стране создавались специализированные государственные ведомства, институты, предприятия по внедрению вычислительной техники в управление народным хозяйством.
Академик В.М. Глушков, который был инициатором правительственного постановления, возглавил образованный 4 сентября 1963 г. при Госкомитете по науке Междуведомственный научный совет по внедрению математических методов и вычислительной техники в народное хозяйство.
Ученые во главе с академиком В.М. Глушковым сформулировали основные принципы создания сети ВЦ. Планировалось, что сеть ВЦ будет иметь трехступенчатую структуру. Низовую ступень образовывали ВЦ и пункты сбора информации на предприятиях и организациях. Вторая ступень представляла собой опорные ВЦ, расположенные в крупных промышленных городах. Границами территорий, которые обслуживали эти ВЦ, были выбраны с учетом сложившихся административно-территориальных связей. В РСФСР планировалось построить 16 ВЦ, по УССР и Молдавии – 6, по БССР, Прибалтийским республикам, Закавказью, Казахской ССР, Среднеазиатским республикам по одному опорному ВЦ. Третьей ступенью являлся головной центр в Москве, который осуществлял оперативное руководство всей сетью и непосредственно обслуживал высшие правительственные органы. Ученые предлагали подчинить сеть ВЦ специально созданному госкомитету при Совете Министров СССР. Этот орган должен был руководить работами по созданию сети и осуществлять ее эксплуатацию.
Проект создания автоматизированной системы управления советской экономикой, разработанный учеными в 1964 г., содержал требования к дислокации опорных вычислительных центров, вопросы организации работы сети ВЦ, основные направления и этапы создания Единой автоматизированной систему управления и планирования (ЕСПУ), а также оценку затрат на создание и эксплуатацию сети ВЦ. На создание сети отводилось 10 лет (1965–1975 гг.). Капитальные затраты были равны 4,7 млрд. руб. Из них:
Однако с самого начала предусматривалось самоокупаемость работ. Утверждалось, что еще до создания замкнутой сети низовые и опорные ВЦ себя окупят за счет решения экономических, инженерно-технических и других задач организаций, на чьей территории они бы располагались.
Проект создания такой системы вызвал возмущение советской бюрократии. Известно, что с самого начала подготовка проектных материалов шла не гладко – конфликт ученых и чиновников, которым советское правительство поручило разработать проект, был закономерен. Дело в том, что ведомство, которое распоряжалось бы ОГАС, могло стать центральным органом управления. В его руках была бы вся информация по стране, и никто не мог дать гарантии, что ведомство не будет эволюционировать и не станет сильным конкурентом. Началась борьба. Все министерства, Госплан СССР, ЦСУ СССР спорили, кто будет хозяином автоматизированной системы.
Архивные материалы, обнаруженные в фонде Госкомитета по науке показывают, что изложенные в проекте ученых принципы построения сети и ее функционирования вызвали возражения со стороны Центрального статистического управления СССР и лично его начальника В.Н. Старовского, который занимал этот пост еще с 1948 г. Следует отметить, что это ведомство в то время являлось одним из самых влиятельных. Оно было единственным ведомством, которое окрепло в ходе реорганизаций 1950-х гг. Н.С. Хрущев, ликвидируя министерства, был вынужден, чтобы не остаться без информации, централизовать в органах гос. статистики сбор и обработку отчетности предприятий по отраслям народного хозяйства. По специальному распоряжению Правительства в системе ЦСУ создавалась в масштабах всей страны сеть машиносчетных станций, которая должна была аккумулировать информацию и поставлять ее высшим органам управления. Именно наличие такой сети давало основание В.Н. Старовскому заявлять о том, что техническая база автоматизированной системы уже существует. Машиносчетные станции нужно только оборудовать ЭВМ, и сеть ВЦ готова.
В июле 1965 г. состоялось заседание Президиума Совета Министров, на котором проект ученых был провален. Его доработка была поручена ЦСУ СССР. Почему было принято такое решение, не совсем понятно, поскольку материалы засекречены.
Во второй половине 1960-х гг. разработка проектных материалов проходила в условиях экономической реформы, которая была провозглашена на сентябрьском (1965) Пленуме ЦК КПСС. Реформа предполагала административные и экономические меры. Изменилась структура управления народным хозяйством: от совнархозов, территориального управления, советское руководство вновь перешло к отраслевому – министерствам. 2-3 октября 1965 года были приняты законы, в соответствии с которыми упразднялись ВСНХ СССР, СНХ СССР, республиканские и территориальные совнархозы. Вместо них было создано 29 союзных и союзно-республиканских министерств. Экономические преобразования были направлены на расширение самостоятельности предприятий, усиление экономического стимулирования с помощью таких рычагов, как цена, прибыль, премия, кредит и ряд других элементов рыночных отношений.
Реформа 1965 г. внесла существенные коррективы в те базовые принципы, на которых ученые предполагали строить сеть ВЦ. В правительственных постановлениях и проектных материалах с этого времени сеть ВЦ называлась уже не «Единая государственная сеть ВЦ», а просто «Государственная сеть ВЦ».
Новое название сети ВЦ свидетельствовало о том, что ее планировалось создавать не как единую систему. Упразднение совнархозов и восстановление министерств привело к тому, что ведомств в центре стало больше, и система управления стала децентрализованной. Вместо ВСНХ, на который, в конечном счете, ориентировался проект ЕГСВЦ, образовалось несколько десятков министерств. Исчезло основание проекта (совнархозы), на котором он возник, и разработчикам пришлось учитывать интересы многочисленных ведомств. Эта реформа, как выяснилось вскоре, существенно осложнила проектирование автоматизированной системы.
На втором этапе (1966–1969 гг.), ведомства (ЦСУ СССР, Госплан СССР и др.), которым было поручено доработать проект, предложили ограничиться созданием отраслевых (министерских) вычислительных систем, что противоречило первоначальному проекту ОГАС, как единой общегосударственной автоматизированной системы. От грандиозного замысла осталось одно название. Тот смысл, который вкладывался учеными в проект, был утрачен. Все бы на этом и закончилось, если бы в конце 1960-х гг. не пришли известия из США. Американцы создали компьютерную сеть АРПАНЕТ, которая связала объекты обороны, все университеты и органы управления. Из этой сети вырос современный интернет.
Эта новость застала врасплох советское руководство и вынудила его вернуться к первоначальному проекту ученых. На заседании Политбюро ЦК КПСС, состоявшемся, предположительно, в конце сентября 1970 года, чиновники предложили следующую схему построения ОГАС: вместо единой автоматизированной системы все ведомства должны были создать свои собственные системы и объединить их впоследствии в общегосударственную.
Решение Политбюро ЦК КПСС по проекту ОГАС было оформлено как очередное постановление ЦК партии и правительства по вычислительной технике («О мерах по совершенствованию управления в народном хозяйстве на основе широкого использования средств вычислительной техники»). Постановление о разработке проекта ОГАС подписали лично Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев и Председатель Совета Министров СССР А.Н. Косыгин. Данное постановление долгое время хранилось ГА РФ под грифом «совершенно секретно» и было рассекречено в середине 1990-х годов.
Советское руководство придало проблеме создания ОГАС политическое значение. Отмечалось, что совершенствование управления в народном хозяйстве на базе ЭВМ является «не только технической, но и важнейшей политической задачей, успешное решение которой обеспечит ускорение создания материально- технической базы коммунизма». Госплан СССР, министерства и ведомства должны были предусмотреть в плане развития народного хозяйства страны на 1971-1975 годы создание и ввод в действие не менее 1600 автоматизированных систем управления предприятиями и организациями в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, связи, торговле и на транспорте.
Для разработки проекта ОГАС был организован Всесоюзный научно-исследовательский институт проблем организации и управления (ВНИИПОУ). Его директором был назначен бывший сталинский нарком электростанций Д.Г. Жимерин. Научным руководителем института стал академик В.М. Глушков. Эскизный проект ОГАС был подготовлен институтом в 1980 г. Это огромный красного цвета том почти в 700 страниц. В этой книге, хранящейся до сих пор во ВНИИ проблем вычислительной техники и информатизации, рассмотрены основные принципы функционирования ОГАС, социально-экономические предпосылки создания системы («развитой социализм»), правовое обеспечение, вопросы эффективности, программное обеспечение и т.д. На первой странице эскизного проекта ОГАС стоят подписи директора института Д.Г. Жимерина, его заместителя Ю.А. Михеева. Нет только подписи академика В.М. Глушкова, научного руководителя института. Место, где должна была стоять его подпись, пусто. Это сразу бросается в глаза, поскольку предыдущие документы, подготовленные институтом, «Эскизный проект ГСВЦ», «Технический проект ГСВЦ», подписаны В.М. Глушковым. По словам Ю.А. Михеева, академик выступал за более радикальный вариант ОГАС, которая должна была в корне изменить систему управления советской экономикой. Компромиссная концепция создания автоматизированной системы его не устраивала.
Проект ОГАС полностью не был реализован. Однако некоторые его функциональные звенья сдавались в эксплуатацию. За период с 1966 г. по июнь 1984 г. было создано 6900 АСУ различного назначения, в том числе более 3300 АСУ на предприятиях и около 3200 ведомственных АСУ. Что же касается основы ОГАС, сети ВЦ, ее строительство началось только в конце 1970-х гг. Всего за 10-ю и 11-ю пятилетки был построен 21 опорный ВЦ. Они обслуживали свыше 2000 предприятий и организаций. Средний эффект от работы одного опорного ВЦ составил примерно 2 млн. руб. В декабре 1978 года впервые в СССР был осуществлен межмашинный обмен данными между ВЦ, расположенными в городах Москве (ВЦ ВНИИПОУ), Риге, Киеве, Ташкенте и Томске.
Доступные источники не позволяют выявить всю совокупность факторов, определявших разработку проекта, выяснить мотивы принятия тех или иных решений советским руководством. Документы по обсуждению проекта в высших государственных и партийных органах на текущий момент недоступны. Однако очевидно, что советская бюрократия не могла принять проект ученых, невольно бросавших ей вызов. Ученые предлагали за счет автоматизации и механизации процессов сбора и обработки информации высвободить значительное количество работников учета (бухгалтерского, финансового, статистического), органов планирования и управления (особенно из сферы материально-технического снабжения), всего до 1 миллиона человек.
Проект ОГАС так и остался невоплощенной мечтой советских ученых.
Список литературы
[1] Первоначальный проект автоматизированной системы управления экономикой страны назывался ЕГСВЦ (Единая государственная сеть вычислительных центров). Термин ОГАС появился в начале 1970-х гг.
[2] Официальное название ведомства: Государственный комитет Совета Министров СССР по координации научно-исследовательских работ (ГК по КНИР СССР). С 13 марта 1963 г. указом Президиума Верховного Совета СССР это ведомство было переподчинено ВСНХ СССР (Ведомости Верховного Совета СССР, 1963, № 11. ст. 136).
Об авторе: МГУ имени М.В. Ломоносова
alekutejnikov@yandex.ru
Материалы международной конференции SORUCOM 2011 (12–16 сентября 2011 года)
Статья помещена в музей 11.10.2011 с разрешения авторов
Электронное государство будущего
«I have a dream…»
Мартин Лютер Кинг
У меня есть мечта. Мечта об обществе всеобщего процветания, справедливости и равных возможностей, обществе заботы и всестороннего развития каждого человека. Обществе, где важен и нужен каждый, обществе любви и сотрудничества между людьми.
Реально ли построить такое общество на нашей планете, полной войн, страданий, нищеты, неравенства, эксплуатации человека человеком? На планете, где 8 богатейших людей богаче, чем 3,5 миллиарда бедных?
Может быть, вы посчитаете меня наивным идеалистом, но я уверен, что построить такое общество возможно и сегодня созрели для этого все необходимые условия.
Конечно же, при нынешней экономической системе и системе власти такое общество вряд ли удастся построить. Нам нужно начинать проектировать общество будущего с нуля. Нужно государство, созданное на совершенно других принципах.
Что потребуется для построения такого общества:
Эти требования диктуют нам совершенно иную организацию государства и общества, иную экономическую и политическую систему.
Чтобы добиться заявленных амбициозных целей, потребуется сквозная цифровизация всего общества. Нужно, чтобы управление всеми процессами в стране было изначально цифровым. Чтобы все информационные потоки создавались в цифровой форме. Бумажные документы не должны оцифровываться – они не должны создаваться вообще.
Нам нужна единая информационная среда, единая централизованная информационная система, выстроенная не хаотично, а по тщательно спроектированному плану. Глубоко продуманная, хорошо защищенная, знающая все о каждом, заботящаяся о каждом, думающая о каждом, помогающая каждому. Позволяющая спланировать, организовать все процессы в стране с максимальной эффективностью, помогающая удовлетворить потребности и раскрыть потенциал каждого.
Нам нужно, чтобы в центре государства находился не отдельный чиновник или государственный аппарат, а электронная система, которая будет воплощать в жизнь волю всего народа.
История
Попытки создания подобной информационной системы уже предпринимались. «Общегосударственная автоматизированная система учёта и обработки информации» (ОГАС) — проект системы автоматизированного управления экономикой СССР, основанной на принципах кибернетики, включающей в себя вычислительную сеть, связывающую центры сбора данных, расположенные во всех регионах страны.
Разрабатывалась в СССР еще с 1950-х годов под руководством А.И. Китова и в 1960-70-х годах под руководством академика Виктора Глушкова. «Технический проект системы ОГАС» появился в начале 1980-х, но так и не был утвержден руководством СССР. С 1990-х годов проект ОГАС потерял актуальность в связи с переходом страны от социалистических методов управления экономикой к рыночным.
Причины провала ОГАС в СССР
Предпосылки
В наши дни открываются новые возможности для реализации данного проекта. Уровень развития цифровых технологий и сетей связи намного опережает возможности, имевшиеся во времена СССР и делают реализацию проекта системы гораздо более дешевой, эффективной, а значит и более реалистичной. Вычислительные мощности современных суперкомпьютеров позволяют решать любые задачи учета, планирования производства и распределения товаров и услуг в реальном времени. Наличие персональных компьютеров и смартфонов почти в каждом доме позволяет привлечь к участию в работе системы каждого гражданина страны.
Создать сверхмощную централизованную государственную цифровую систему, которая заменит привычное нам государство и станет своеобразным «мозгом» для всей страны. Подключить к системе всех граждан, все предприятия и организации, все государственные органы. И перевести все коммуникации между ними в цифровую форму.
ОГАС 2.0
Подсистемы ОГАС 2.0
Организационно-техническая структура
Аппаратная архитектура
Программная архитектура
Сетевая архитектура
Архитектура безопасности
Веб-интерфейс
Резюме
Внедрение централизованной общегосударственной электронной системы позволит отказаться от хаотичных и жестоких механизмов саморегуляции капиталистической экономики – конкуренции, стремления к максимизации прибыли, экономического принуждения, эксплуатации человека человеком, и заменить их более эффективными и гуманными технологиями управления экономикой, основанными на точном математическом расчете и планировании. Это позволит реализовать более совершенное и справедливое политико-экономическое устройство общества.
Для внедрения системы потребуются серьезные преобразования всей экономической системы, всего общественно-политического устройства страны.
Система ОГАС 2.0, после ее полномасштабного внедрения, станет полноценной цифровой управляющей системой для всех сфер жизни государства и общества. Позволит реализовать подлинную власть народа, оптимизировать все процессы в стране, повысить эффективность производства, добиться по-настоящему справедливого распределения материальных благ, уменьшить издержки, сделать жизнь граждан страны более простой, удобной и легкой.
Другие результаты использования системы:
Общественная форма собственности на основные средства производства, планирование и полная цифровизация всего общества – вот те ключевые меры, которые вполне могут позволить создать действительно прочное и успешное общество мечты – общество всеобщего процветания, справедливости и равных возможностей для каждого.
Общегосударственная автоматизированная система учёта и обработки информации (ОГАС). Часть 1
В 40-х годах 20 века начала образовываться новая научная дисциплина, которая изучала общие закономерности процессов управления и передачи информации в машинах, живых организмах и их объединениях. Она получила название кибернетика.
Кибернетика развивалась совместно, а во многом и благодаря появлению и совершенствованию электронно-вычислительной техники. Вскоре после того, как кибернетика окончательно сформировалась в качестве новой научной дисциплины, ученые-кибернетики задумались об использовании ЭВМ для управления экономикой государств. Из большого числа проектов наиболее известны два – это Киберсин в Чили и ОГАС в СССР. Киберсин является единственным примером централизованного компьютерного управления экономикой, доведённым до практической реализации. ОГАС был разработан и готов к внедрению, однако руководство СССР так и не приняло решение о запуске системы. В данной статье я не буду углубляться в историю создания ОГАС, поскольку на эту тему уже есть множество статей в интернете, вместо этого я попробую выделить основные идеи, которые высказывал автор проекта ОГАС Виктор Михайлович Глушков, и, по возможности, сравнить ОГАС с проектом Киберсин Стаффорда Бира.
Свои идеи Глушков изложил в книге «Основы безбумажной информатики», 1-е издание которой вышло в 1982 году. Глушков выделял безбумажную информатику, как совершенно новый этап в накоплении и обработке информации, в отличие от информации «бумажной», когда единственным инструментом для работы с информацией является человеческий мозг. Изобретение же компьютера открыло путь к автоматизации умственного труда, а значит, сильно расширило возможности человека при работе с информацией. Автоматизированные системы управления могут обрабатывать огромные объемы информации, освобождая человека от необходимости постоянно запоминать и анализировать данные. Тем самым преодолевается проблема, когда мозг человека просто не в состоянии обработать информационный поток, что ведёт к ухудшению качества управления.
Глушков указывал на то, что объём информации в 20-м веке начал увеличиваться лавинообразно, удваиваясь каждые 15 лет. Причем в промышленности рост учётно-плановой информации в зависимости от роста объёма производства возрастал квадратично, то есть, если объём номенклатуры продукции вырастал в три раза, то объём информации в девять раз. Старая «бумажная экономика» уже не в состоянии эффективно обрабатывать такой поток информации.
При этом подчеркивалось, что при автоматизации организационного управления на основе использования ЭВМ главным залогом ее успеха является коренное изменение традиционной технологии организационного управления (основанной на бумажных документах). Глушков сравнивал попытку вставить ЭВМ в традиционную технологию управления с попыткой установить реактивный двигатель на телегу. Если при внедрении ЭВМ основные потоки информации будут осуществляться в виде бумажных документов, то, как правило, эффект от автоматизации будет сильно снижен или даже станет отрицательным. Дело в том, что возникает необходимость иметь большое количество «переводчиков» документов на язык машины и обратно, что лишь увеличит трудозатраты обслуживающего персонала. Нельзя не отметить, что в наше время ЭВМ зачастую так и используются. Главной отличительной особенностью новой технологии организационного управления, называемой автоматизацией документооборота, является замыкание всех или, по крайней мере, подавляющего большинства информационных потоков непосредственно через ЭВМ.
Автоматизация документооборота дает возможность резко увеличить информационные потоки в системах организационного управления, не захлестывая людей нескончаемыми потоками бумаг.
Принцип автоматизации дополняется двумя новыми принципами, а именно принципом интегральной информационной базы и принципом одноразового ввода данных. Первый принцип состоит в том, что в ЭВМ создается единая для всех управленческих задач первичная база данных. На эту базу замыкается система учета, осуществляющая ее постоянную оперативную актуализацию и периодически повторяющиеся инвентаризации. Благодаря этому принципу система учета развязывается от собственно системы управления и может проектироваться и внедряться самостоятельно. Принцип одноразового ввода тесно связан с первым принципом: при наличии единой базы данных любая новая информация помещается в эту базу для последующего, как правило, многократного использования без необходимости повторного ввода.
Еще один важный признак хорошо спроектированного АСОУ — соблюдение принципа динамической целостности информационной модели объекта управления. Модель объекта в базе данных должна отражать не только нынешнее состояние объекта, но и его будущее, выраженное в планах развития данного объекта (динамичность модели). Целостность же модели понимается в том смысле, что внесение тех или иных изменений в какую-либо из частей модели должно автоматически инициировать процедуры соответствующих изменений всех остальных, зависящих от нее частей. Например, изменения в плане производства должны инициировать изменения в планах сбыта и материально-технического снабжения.
Очень важным вопросом является организация процесса совершенствования систем организационного управления. Этот процесс непрерывен в том смысле, что пока существует организационное управление, будет существовать и постоянная потребность в его усовершенствовании. Даже системы, которые идеально отвечали всем условиям в момент их становления, рано или поздно уменьшают свою эффективность, а иногда просто становятся тормозом дальнейшего развития. Поэтому, необходимо наряду с действующей системой организационного управления иметь также непрерывно действующую систему совершенствования этой системы. Впрочем, это надо понимать создателям вообще любой системы управления, а не только автоматизированной.
В 1962 году под руководством Глушкова был создан эскизный проект Государственной сети вычислительных центров (ГСВЦ) для управления экономикой на всех уровнях (от цеха до Госплана СССР). Основу ГСВЦ должна была составить опорная сеть особо мощных общегосударственных ВЦ коллективного пользования (ВЦКП), дислоцированных в крупных городах страны (практически во всех областных центрах). В состав каждого такого опорного ВЦКП входил, прежде всего, многомашинный вычислительный комплекс той или иной (в зависимости от класса ВЦ) мощности. Вторая составная часть оборудования — региональный узел коммутации (РУК). Третья компонента — информационно-диспетчерский пункт (ИДП). Вся территория страны разбивалась на регионы, на каждый из которых приходится по одному такому опорному ВЦКП. Все ВЦ и терминалы, обслуживающие предприятия и органы управления экономикой, находящиеся в данном регионе, подсоединялись к соответствующему региональному узлу коммутации с помощью относительно узкополосных (коммутируемых или закрепленных) каналов местной системы связи. Опорные центры соединялись друг с другом с помощью широкополосных каналов (не менее 48—96 Кбит/с). Через региональные центры коммутации и опорную сеть ВЦ терминалы пользователей любой ведомственной принадлежности, расположенные в любых частях страны, смогли бы обмениваться сообщениями и осуществлять совместную работу.
ГСВЦ обеспечивал управление экономикой на всех уровнях в соответствии с принятыми на данный момент организационно-юридическими принципами. В соответствии с этими принципами по запросу тех или иных органов (наделенных требуемыми правами) могло осуществляться принудительное (диктуемое сетью) объединение ВЦ и терминалов сети в те или иные временные конфигурации для выполнения запрашиваемой работы. Удовлетворение подобных запросов являлось главной задачей информационно-диспетчерских пунктов (ИДП) опорной сети. С этой целью каждый региональный ИДП вёл оперативный учет и контроль состояния технических средств, программного обеспечения и баз данных всех абонентов сети в данном регионе, а также планов работы их ВЦ и терминалов. Тем самым сеть ИДП оказывался построенной в соответствии с организацией и дислокацией сети социально-экономического управления в стране. Управление же этой сетью должно было осуществляться специальным союзно-республиканским органом — министерством (или комитетом) информатики.
В задачу этого органа никоим образом не входило управление экономикой. Он осуществлял лишь управление (в интересах всех органов социально-экономического управления) техническими средствами (ВЦ, РУК, ИДП и терминалами), а также загрузкой общегосударственной сети передачи данных (ОГСПД), с помощью которых осуществляется социально-экономическое управление. Организационное управление, то есть управление людьми, а не техникой, не может быть полностью автоматическим, а лишь автоматизированным. Это означает, что люди (управленческий аппарат и в первую очередь руководство) являются неотъемлемой составной частью системы управления. Даже в условиях полной комплексной автоматизации организационного управления за людьми остаются, по крайней мере, три важные функции: постановка задач управления, окончательный выбор управленческих решений и их утверждение и, наконец, творческая часть труда по выработке планов и решений. Со временем, все большая часть труда, считающегося сегодня творческим и являющегося, поэтому исключительной прерогативой человека, будет формализоваться и передаваться машинам. Что же касается первых двух функций, то в организационных системах при любом уровне развития автоматизации они останутся в своей наиболее существенной части за человеком. Глушков особо подчеркивал, что дело здесь не в технической невозможности передать эти функции машине, а в соображениях социально-этического характера, поскольку речь идет об управлении людьми. Постановка задач управления в социально-экономической сфере в социалистическом обществе связана, прежде всего, с удовлетворением потребностей людей. Для человека может оказаться неприемлемой перспектива, когда машина предписывает ему, то или иное поведение (т. е. принимает окончательные управленческие решения).
Противники проектов кибернетического управления экономикой часто обвиняют ученых-кибернетиков в «технофашизме», создании системы, где все решения будет принимать машина, возможно даже не в интересах людей. Стаффорд Бир упоминал о заголовке газеты, которая гласила «экономикой Чили управляет компьютер». Однако, как мы видим, кибернетики не ставили перед собой задачи подчинить людей машине.
Масштабы проекта впечатляли. В законченном виде ГСВЦ должна была объединять около 200 опорных ВЦКП, ИДП и РУК, несколько десятков тысяч ведомственных ВЦ и несколько миллионов терминалов. Государственная сеть вычислительных центров являлась основой для ОГАС.