термин организационное развитие появился в литературе по менеджменту в каком году

История возникновения термина «менеджмент», сущность, понятие и определение менеджмента.

Менеджментом также называют управление самостоятельным видом деятельности, не обязательно предполагающее создание предприятия и руководство подчиненными, например, организация выступлений звезд эстрады, спортивных мероприятий и др.

Понятие «менеджмент» всегда тесно связано с понятием «рыночная экономика». Поскольку, изучая дисциплину «Менеджмент», мы в основном будем рассматривать управленческие процессы, происходящие на микроэкономическом уровне (т.е. на уровне отдельной организации), рассмотрим несколько определений менеджмента следующего содержания.

Менеджмент– это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.

Менеджмент (управление)— воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения действий, соответствующих достижению поставленных целей при принятии на себя менеджерами ответственности за результативность воздействия.

Менеджмент – целенаправленное воздействие субъекта управления на объект с целью достижения желаемого состояния объекта, качественно или количественно отличающегося в лучшую сторону от существующего.

УПРАВЛЕНИЕ ВКЛЮЧАЕТ ТРИ АСПЕКТА:

— «Кто» управляет «кем» (институциональный аспект);

— «Как» осуществляется управление и «как» оно влияет на управляемых (функциональный аспект);

— «Чем» осуществляется управление (инструментальный аспект).

В деятельности любого предприятия следует выделить цели и ограничения. Они выполняют следующие основные задачи в управлении:

— сопоставление существующего состояния с желаемым («где мы?» и «куда идем?»);

— руководящие требования к действиям («что надо сделать?»);

— критерии принятия решений («какой путь лучший?»);

— инструменты контроля («куда мы в действительности пришли и что из этого следует?»

На сегодняшний день в научно-методической литературе по вопросам управления отсутствует единое определение понятия «менеджмент».

Основная проблема здесь заключается в том, что менеджмент можно рассматривать с различных точек зрения: как явление, как процесс, как систему, как отрасль научных знаний, как искусство, как категорию людей, занятых управленческим трудом, или орган управления.

КАК ЯВЛЕНИЕ МЕНЕДЖМЕНТ представляет собой целенаправленное, планомерное воздействие на объект управления со стороны субъекта управления.

КАК ПРОЦЕСС МЕНЕДЖМЕНТ включает в себя ряд последовательных функций. К указанным функциям можно отнести планирование, организацию, регулирование, мотивацию, контроль и учет.

термин организационное развитие появился в литературе по менеджменту в каком году. h. термин организационное развитие появился в литературе по менеджменту в каком году фото. термин организационное развитие появился в литературе по менеджменту в каком году-h. картинка термин организационное развитие появился в литературе по менеджменту в каком году. картинка h

МЕНЕДЖМЕНТ КАК СИСТЕМА представляет собой совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, информация, структура и т.п.

С НАУЧНОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МЕНЕДЖМЕНТпредставляет собой науку, изучающую проблемы управления. В 1881 году в одном из колледжей США Джозеф Вартон начал преподавание учебной дисциплины «Менеджмент».

Важность и значимость систематизированных научных знаний об управлении определяется тем, что они позволяют своевременно и качественно управлять текущей деятельностью организации, прогнозировать возможные варианты развития событий и в соответствии с этим разрабатывать стратегию и тактику функционирования, грамотно осуществлять постановку целей и задач.

Нередко МЕНЕДЖМЕНТ РАССМАТРИВАЮТ КАК ИСКУССТВО, которое опирается на лежащие в его основе концепции, законы, принципы и методы. Такой подход основан на том, что любая организация, как объект управленческой деятельности, представляет собой совокупность сложных социально-технических систем, на функционирование которых оказывают влияние многочисленные внешние и внутренние факторы.

Часто понятие МЕНЕДЖМЕНТ АССОЦИИРУЕТСЯ С ЛЮДЬМИ, чья работа состоит в координации усилий всего персонала предприятия для достижения целей функционирования.

Кроме того, понятием менеджмент может обозначаться аппарат управления современных организаций, не зависимо от их формы собственности и целей деятельности.

Термин «менеджмент» по сути, является аналогом термина «управление». Но термин «управление» намного шире, т. к. применяется к различным видам человеческой деятельности (управление автомобилем), различным сферам деятельности (управление в неживой природе, биологических системах, в государстве), к органам управления (подразделениям в государственных и общественных организациях, а также на предприятиях и в объединениях).

Термин «менеджмент» применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне отдельной организации, функционирующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали применять в США и в отношении некоммерческих организаций.

Рассмотрим основные категории менеджмента.

ПОД УПРАВЛЕНИЕМпонимают целенаправленное воздействие субъекта управления на объект для согласования деятельности и достижения конечного результата.

ВОЗДЕЙСТВИЕ— это влияние на деятельность человека, согласующее его труд с деятельностью других людей и ведущее к достижению общей цели или общего результата.

СУБЪЕКТАМИ УПРАВЛЕНИЯ являются физические и/или юридические лица, от которых исходит властное воздействие.

ОБЪЕКТАМИ, на которые направлено управление, могут быть как юридические и физические лица (точнее, их деятельность), так и процессы, системы и т. п. Это значит, что любая организация представляет собой единство двух подсистем управления: управляющей и управляемой. Субъект и объект управления соотносятся как часть и целое. Система субъектно-объектных отношений является основой построения системы управления.

Сущность управления заключается в том, что это специфический вид деятельности человека, который возник как потребность и необходимое условие достижения результата в индивидуальной и совместной деятельности. Содержание управления раскрывают функции менеджмента. Управлять – это значит планировать, организовывать, мотивировать и контролировать.

Специфичность управления проявляется при вертикальном и горизонтальном разделении управленческого труда.

Источник

Этапы развития менеджмента

термин организационное развитие появился в литературе по менеджменту в каком году. etapy razvitiya menedzhmenta. термин организационное развитие появился в литературе по менеджменту в каком году фото. термин организационное развитие появился в литературе по менеджменту в каком году-etapy razvitiya menedzhmenta. картинка термин организационное развитие появился в литературе по менеджменту в каком году. картинка etapy razvitiya menedzhmenta

Сегодня навыки управления людьми, или менеджмент, широко применяются как в деловой, так и в повседневной жизни, позволяя собственникам бизнеса, да и тем, кто им не занимается, ставить цели и достигать их. Интересно, что вырабатывались эти навыки тысячелетиями, когда человечество собирало и накапливало ценный опыт. Учёные выделяют и этапы развития менеджмента, изучая которые можно прослеживать, как и почему изменялись его ключевые понятия.

Понятие менеджмента

термин организационное развитие появился в литературе по менеджменту в каком году. S Makgregorom Pryamougolnik Gotovo. термин организационное развитие появился в литературе по менеджменту в каком году фото. термин организационное развитие появился в литературе по менеджменту в каком году-S Makgregorom Pryamougolnik Gotovo. картинка термин организационное развитие появился в литературе по менеджменту в каком году. картинка S Makgregorom Pryamougolnik Gotovo

Точно сказать, от какого слова произошёл термин «менеджмент» сложно. Есть учёные, которые придерживаются мысли, что зародился он от итальянского «managgiare», которое переводится как «управление лошадью». Согласно другой точке зрения, свои истоки термин берёт от латинского «manus» («рука») и, соответственно, интерпретируется как руководство, управление.

Несколько значений у термина и в экономике:

А в западной литературе термин понимают как процесс планирования, руководства и контроля с задействованием ресурсов для достижения поставленных целей.

Но в любом случае менеджмент сводится к руководству, управлению сотрудниками, процессами.

Цели и задачи менеджмента

Основная цель менеджмента — обеспечить прибыльность компании, сделать её финансово устойчивой. Есть и другие, например:

Более того, целью менеджмента является и предупреждение или минимизация рисков, которые возникают в условиях рынка и могут негативно отразиться на финансовом положении компании, стать причиной её банкротства. Но это общие цели, а могут быть ещё и специфические, разработанные в рамках отдельного подразделения или касающиеся конкретного направления деятельности.

Тем не менее, все цели направлены на то, чтобы как минимум помочь организации сохранить свои позиции на рынке в любых условиях, а как максимум — улучшить их.

Задачи

Основная задача менеджмента — организовать работу сотрудников таким образом, чтобы вместе они трудились над достижением единых целей. Но важно, чтобы основная цель бизнеса была неизменной и сводилась к тому, чтобы приносить пользу как можно большему количеству людей. Такая цель будет давать вдохновение, но при условии, что собственник бизнеса или руководитель будет регулярно продвигать её среди сотрудников на общих еженедельных собраниях.

Важны и другие моменты: например, грамотно выстроенная организационная структура компании. Она отражает роли сотрудников, подчинения, соподчинения, следовательно, влияет не только на управление, но и на производительность работы всего предприятия и его развитие. При построении организационной структуры важно учитывать как её основные принципы, так и особенности бизнеса. Надо ли говорить о том, что модели для разных компаний, например, страховой и транспортной, будут отличаться.

Другие задачи менеджмента:

Задачи определяют функции менеджмента, а именно: планирование, организация, мотивация, контроль.

Этапы зарождения и развития менеджмента

Древний

Он охватывает период с IX–VII тысячелетия до н. э. до XVIII века н. э. В первобытном обществе находились старейшины (главы семей, общин), которые организовывали людей, деля их на группы, каждой из которых доверялась та или иная задача (поиск пищи, строительство жилья и т. д.). Так зарождался менеджмент. А развивался он в III тысячелетии до н. э. в Древнем Египте, когда там появился государственный аппарат, хотя ещё и слабо дифференцированный. Тогда на территории насчитывалось 40 номов (областей), которыми управляли единые правители.

Любили организованность и порядок и в Древнем Междуречье, и в Древней Греции, где, к слову, формировалось демократическое управление. Описывали искусство управления Сократ, Ксенофонт, Аристотель, Платон, Кир и др.

Период индустриализации

Он приходится на 1776–1890 гг. Описывая его, вспоминают работы А. Смита, поскольку именно они оказывали огромное влияние на формирование представлений об управлении государством в тот период. Шотландский экономист описывал формы разделения труда, обязанности государя. Сделал свой вклад в развитие менеджмента и Р. Оуэн, который писал о необходимости улучшения условий труда.

К тому же в XIX веке была индустриальная революция, которая ознаменовалась массовым переходом к машинному труду и появлением большого количества производств с работниками, которыми надо было управлять. А для этого нужны были управленцы. Ими становились лучшие сотрудники, прошедшие обучение (по сути, это и были первые менеджеры).

Важные даты и моменты в этот период:

В России на развитие менеджмента оказало огромное влияние развитие туристско-экскурсионного дела. Организовывались экскурсии, росло количество желающих путешествовать в связи с появлением индустриальных мегаполисов и увеличением доходов работающего населения, и нужны были организаторы, менеджеры по туризму, которые бы составляли программы поездок.

Период систематизации

Он пришёлся на ХХ век. В то время существенно увеличивались предприятия, менялись взгляды, что, соответственно, отражалось на тенденциях развития менеджмента. Теперь нужны были люди, которые бы смогли выстраивать сложные технологические процессы и контролировать деятельность тысяч рабочих. Параллельно развивалась наука об управлении людьми. Свой вклад в неё внесли А. Файоль, Ф. Тейлор, Т. Эдисон и др.

Информационный период

Длится он с 1960-хх гг. по настоящее время. Ознаменован появлением системного подхода в теории. Стало понятно, что в управлении всё должно быть взаимосвязано, иначе решение проблем в одной области станет причиной их появления в другой. К тому же в этот период появилась вычислительная техника. А поскольку процесс управления считали логическим, таким, который может быть выражен математически, разрабатывались и системный, процессный подходы к менеджменту.

Также в это время окончательно обозначились основы менеджмента:

Стала важной и работа с персоналом. Фокус был на том, чтобы обеспечить людям хорошие условия деятельности, в которых они смогли бы раскрыть свой потенциал, наладить коммуникацию. Ещё один момент — необходимость мотивации работающих на постоянное совершенствование.

Важно! Это основные этапы развития менеджмента, но выделялись и другие. Так, есть мнение, что развиваться он начал только с начала ХХ века, когда появилось издание Ф. Тейлора «Принципы научного управления». Следующий период ознаменовался появлением трудов А. Файоля, Д. Муни. В отдельный этап вынесено время развития психологии и социологии и их влияния на роль работника в системе управления. А последний, восьмой этап проходит в наши дни и характеризуется появлением новых тенденций в развитии современной теории менеджмента, а это: демократизация методов теории управления, осознание важности применения материально-технической базы и т. д.

Основные школы управления

В процессе развития менеджмента выделяются и школы управленческой мысли, благодаря которым формировались ключевые понятия, подходы к управлению. Среди них:

Были и другие школы. Так, к 1960-ым гг. сформировалась эмпирическая, одним из основных принципов которой была необходимость в привлечении сильного руководителя, компетентного в самых разных вопросах.

Современные тенденции развития менеджмента

Можно выделить следующие особенности:

Также к современным тенденциям развития менеджмента относится распространение методов эффективного управления, применяемых в коммерческих организациях, в некоммерческих или муниципальных учреждениях. То есть у них также появляются принципы, миссия, стратегия и пр.

Выводы

Искусство управления людьми зарождалось ещё во времена существования Древнего Египта и Древней Греции, хотя его развитие пришлось на XIX–XX вв., когда стало увеличиваться количество предприятий, работающего персонала, и появилась необходимость управлять этими людьми. О принципах эффективного управления, подходах к функциям управления и обоснования управленческих решений писали теоретики и практики науки — Ф. Тейлор, А. Файоль и др. Благодаря их трудам сформировались отдельные школы менеджмента.

Сам он продолжает развиваться до сих пор, а применение его методов и приёмов и сегодня позволяет компаниям расти и процветать.

Источник

Условия и факторы возникновения и развития менеджмента — справочник студента

термин организационное развитие появился в литературе по менеджменту в каком году. d5455d4df0a0da91c77a706208d234ca. термин организационное развитие появился в литературе по менеджменту в каком году фото. термин организационное развитие появился в литературе по менеджменту в каком году-d5455d4df0a0da91c77a706208d234ca. картинка термин организационное развитие появился в литературе по менеджменту в каком году. картинка d5455d4df0a0da91c77a706208d234ca

Для начала, скажем, что история развития менеджмента уходит своими корнями в далекое прошлое. Зарождался он еще во времена древней Греции и шумеров. Сама история становления и развития менеджмента довольно путана на первых этапах, но неоспоримо важна для современности.

Как возник менеджмент?

Узнай стоимость своей работы

Начало истории развития менеджмента было положено мыслителем Платоном, который написал труды о том, что должно существовать разделение труда для достижения высоких результатов.

Затем Сократ внес свою лепту, отметив, что независимо от рода деятельности у работника обязанности одинаковы, главное – правильно распределить рабочую силу и полномочия, тогда процесс производства будет гораздо эффективнее.

Позднее Катон Старший описал, как управляющие отчитывались перед владельцем о проделанной работе и делали ему отчеты о прибылях по сравнению с предыдущими результатами.

Современные ученые и экономисты по крупицам собирали историю возникновения и развития менеджмента, выявив основные факторы, которые воздействовали на эволюцию менеджмента от простых идей к науке:

Историческое развитие менеджмента

Как видно, история возникновения менеджмента базируется на опыте, собранном еще нашими далекими предками.

Узнай стоимость своей работы

Было подмечено, что пользуясь определенными правилами разделения труда и правильной мотивацией, любая деятельность начинала приносить гораздо лучшие результаты.

С годами основные принципы не изменились, а лишь с каждым витком развития цивилизации стали обрастать дополнениями и новыми подходами к подчиненным.

Основные этапы истории развития менеджмента:

термин организационное развитие появился в литературе по менеджменту в каком году. c6a9f1bc67c949479d5078acecbf3d53. термин организационное развитие появился в литературе по менеджменту в каком году фото. термин организационное развитие появился в литературе по менеджменту в каком году-c6a9f1bc67c949479d5078acecbf3d53. картинка термин организационное развитие появился в литературе по менеджменту в каком году. картинка c6a9f1bc67c949479d5078acecbf3d53
Менеджмент как наука

Менеджмент с точки зрения науки решает такие задачи:

Сегодня история развития современного менеджмента как науки постоянно пополняется новыми трудами и направлениями, это связанно с быстрым развитием человечества во всех отраслях.

Японская модель менеджмента Можно сколько угодно рассматривать стратегии управления персоналом, которыми славят другие, но без должного адаптации модели менеджмента к культуре своей страны и образу жизни сотрудников получится мало что. Ни это ли является главным принципом организации работы в Японии?На сегодняшний день активно эксплуатируется такое понятие, как политический менеджмент, но при этом мало кто знает, что скрывается за этим названием и какие функции выполняет именно этот вид менеджмента. Давайте же займёмся самообразованием!
Конфликты в деловом общении Деловые отношения строятся не только на умении найти общий язык и достичь определённых результатов, иногда партнёрам и коллегам приходиться находить выход из конфликтных ситуаций. Вот о том, как справиться с подобной проблемой на рабочем месте мы вам сейчас и расскажем.В этой статье речь пойдет о менеджменте и его принципах, систематизированных и классифицированных Анри Файолем, который является основателем классической школы административного управления.

Условия и факторы возникновения и развития менеджмента

С момента существования первобытного общества говорится об управлении, понятие менеджмент является относительно молодым. Его возникновение знаменовалось временем промышленной революции и индустриального развития европейской цивилизации.

Условия и факторы возникновения и развития менеджмента характеризуются появлением рыночных отношений, индустриального способа организации производства, а также появлением акционерной собственности.

Капиталистическая система исторически складывалась на основе ручной техники, истоками чего было господствовавшее многие века феодальное хозяйство. Первоначально она была утверждена в виде мануфактурной организации производства, но к концу 18 века из-за промышленного капитализма произошел переворот в старых методах организации производства.

термин организационное развитие появился в литературе по менеджменту в каком году. fa9c7d69f0aeb472a72425e9e64e7f65. термин организационное развитие появился в литературе по менеджменту в каком году фото. термин организационное развитие появился в литературе по менеджменту в каком году-fa9c7d69f0aeb472a72425e9e64e7f65. картинка термин организационное развитие появился в литературе по менеджменту в каком году. картинка fa9c7d69f0aeb472a72425e9e64e7f65

Развитие менеджмента

Условия и факторы возникновения и развития менеджмента формировались на основе тех задач и проблем, которые были выдвинуты очередной исторической эпохой (условия развития менеджмента).

В соответствии с трактовкой, которую предложил известный специалист в сфере управления И. Ансофф, история развития менеджмента происходила за три эпохи: эпоха массового производства, массового сбыта и постиндустриальной эпохи.

На сегодняшний день проявляются новые проблемы, которые отражают значительную роль интеллектуального капитала в факторах производства, а также активное вытеснение людей из производственного процесса.

Современному менеджменту также приходится решать проблемы в сфере инноваций, глобализации экономики, инновационных технологий и этики бизнеса.

Необходимость поиска эффективных решений по соответствующим вопросам появляется благодаря новым условиям развития менеджмента.

Ответы на данные вопросы были оформлены в научные труды, посредством которых сложились различные школы и подходы к управлению (менеджменту).

Объединяя имеющиеся к настоящему времени взгляды и учения в области истории менеджмента авторитетных исследователей, можно говорить о том, что менеджмент в качестве науки и искусства, а также в качестве вида профессиональной деятельности имеет различный возраст.

Возникновение менеджмента

Менеджмент в качестве искусства управления и постановки четких и верных целей уже достаточно стар. Как пример здесь как нельзя лучше подойдет строительство египетских пирамид. При этом тех людей, которые руководили этим строительством, можно по праву назвать великими менеджерами.

Менеджмент в качестве вида деятельности значительно моложе, поскольку появляется во времена четвертой управленческой революции. Условия и факторы возникновения и развития менеджмента проявились в процессе формирования рыночного хозяйства, индустриального типа производства и внедрению акционерной (корпоративной) собственности.

Менеджмент как наука и учебная дисциплина также относительно молод. Условия и факторы возникновения и развития менеджмента как науки были обусловлены объективной необходимостью систематизации накопленных знаний и практического опыта для последующей передачи действующим владельцам и управляющим.

Менеджмент в качестве научной дисциплины формируется в то время, когда в обществе стали систематизировать и вырабатывать рекомендации о лучших способах управления. В конечном итоге появляются теории, которые преподаются и изучаются.

Основа менеджмента как науки

В 1886 году Г.Таун на собрании Американского общества инженеров-механиков прочитал доклад «Инженер в роли экономиста». Этот момент считается началом и основой менеджмента как учебной дисциплины, так как данный доклад многие считают первой лекцией по менеджменту.

Успешная практика управления — не просто достояние ее авторов, являющихся известными управляющими с соответствующим багажом эффективного управления за спиной.

Авторами был систематизирован позитивный и негативный опыт, который впоследствии становится знанием тех, кто стремился к созданию своего бизнеса.

То есть опыт был материализован в теорию менеджмента, которая преподается, публикуется, читается.

Примеры решения задач

Условия и факторы возникновения и развития менеджмента

Условия и факторы возникновения и развития менеджмента

Представления о роли и месте управления организацией, о содержании управленческой деятельности и методах ее осуществления неоднократно претерпевали существенные изменения с тех пор, как управление стало рассматриваться как особый вид деятельности, осуществляемой в организации.

Взгляды на управление развивались по мере того, как развивались общественные отношения, изменялся бизнес, совершенствовалась технология производства, появлялись новые средства связи и обработки информации. Менялась практика управления – изменялось и учение об управлении.

Однако управленческая мысль не играла роль пассивного следования за практикой менеджмента.

Более того, именно выдвинутые и сформулированные ведущими умами управленческой мысли новые идеи в области управления и новые подходы к осуществлению управления обычно знаменовали собой рубежи, начиная с которых происходили широкие преобразования в практике управления.

Развитие управленческой мысли вращается вокруг трех явлений – задачи, человек, управленческая деятельность.

Для начальной стадии развития учений об управлении, когда закладывались основы современного представления об управлении, был характерен упор на какое-то одно из этих явлений.

Позже, с углублением знаний об управлении и с изменением характера управления все большее развитие стал получать синтетический подход, увязывающий эти и другие явления бизнеса в единое и органичное целое.

Вопрос о том, когда управленческая деятельность перестала быть только косвенным проявлением власти и превратилась в самостоятельную, давно интересует историков менеджмента (Л. Маммфорд, Р. Ходжеттс и др.).

Согласно концепции Р.Ходжеттса, менеджмент, как вид деятельности, сложился в результате трех управленческих революций, произошедших в древности, которые пробили определенную «нишу» для его существования.

1. Религиозно-коммерческая. Она произошла в Шумерии в третьем тысячелетии до н.э.

, суть ее заключается в трансформации шумерских жрецов в менеджеров по роду своей деятельности: на определенном этапе они отказались от приношения кровавых жертв богам, а стали взымать дань продуктами.

Они накапливались, обменивались и пускались в дело. Таким образом, стали осуществляться первые коммерческие операции при помощи посредников.

2. Светско-административная.Связана с деятельностью вавилонского правителя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), который попытался организовать эффективную систему управления своей огромной империей.

Знаменитый свод Хаммурапи, содержащий 285 законов управления государством, является определенным этапом в развитии менеджмента.

Хаммурапи, по мнению Ходжеттса, был первым, кто стал целенаправленно работать над созданием своего образа «заботливого покровителя народа».

3. Производственно-строительная.Связана с правлением в Вавилоне царя Навуходоносора XI (605-562 гг. до н.э.), который значительно усовершенствовал организацию труда на текстильных фабриках и зернохранилищах.

Платон называл управление «наукой о питании людей», тем самым, подчеркивая ее важнейшее значение в обеспечении материального существования общества.

Философ считал, что управлять страной должны законы, но поскольку они слишком абстрактны, то потому осуществлять надзор за их исполнением должен политик, владеющий искусством управления.

Суть его управленческой деятельности должна заключаться в преломлении этих догматических законов к реально складывающейся ситуации. У Платона также мы находим зарождение идей о стилях управления и размышления о самом «современном» сейчас ситуационном подходе в управлении.

Концепция рационализации подразумевает процесс, в ходе которого выбор действующими лицами средств достижения цели становится все более ограниченным правилами, предписаниями и законами, имеющими универсальное применение.

Бюрократия как важнейшая область использования этих правил, законов и предписаний является одним из основных результатов данного процесса рационализации, однако наряду с ней существуют и другие, например капиталистический рынок, система рационально-правовой власти, заводы и сборочные линии.

Общим для них является наличие формальных рациональных структур, которые заставляют всех входящих в их состав индивидов действовать в рациональной манере, стремясь к достижению целей посредством выбора наиболее прямых и эффективных методов.

Интернациональное управление имеет различные уровни, направления и формы. Практика сотрудничества по упорядочению усилий для удовлетворения общественных интересов формируется между государствами, муниципалитетами, организациями (предприятиями).

В свою очередь эти интересы возникают в любой сфере жизнедеятельности. Они порождают сотрудничество как на глобальном уровне, региональном, субрегиональном (на двухсторонней основе), так и на точечном.

К формам международного менеджмента относятся международные организации, конференции, совещания, консультации и др. Самой крупной международной организацией является Организация Объединенных Наций (ООН), созданная в 1945 г.

При ней функционирует ряд специализированных организаций, осуществляющих управление по различным направлениям деятельности государств.

Наряду с универсальными международными органами существуют региональные, членами которых являются государства определенных географических районов. К ним относятся Организация африканского единства (ОАЕ), Организация американских государств (ОAГ), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Содружество Независимых Государств (СНГ).

Форма управления на международном уровне — ежегодные совещания семи наиболее развитых в экономическом отношении стран: США, Японии, ФРГ, Великобритании, Франции, Италии и Канады, впервые встреча состоялась во Франции в 1975 г. Авторитетными международными организациями являются Совет Европы и Европейский Союз (ЕС).

Совет Европы создан в 1949 г. и объединяет более 30 государств. Его цель – сотрудничество по правам человека, культуры, образования, охраны окружающей среды, здравоохранения и др.

В Европейском Союзе, часто называемым Общим рынком, сочетаются черты как международной организации, так и федерации государств. Его цель – углублять интеграцию входящих в него стран для образования экономического, таможенного и политического союза.

Страны ЕС осуществляют активную интеграционную политику на различных направлениях и, прежде всего, в экономике.

Важнейшим шагом на пути образования федерации государств ЕС стало введение с 1 января 1999 г. новой единой денежной единицы – евро с одновременным упразднением национальных валют.

Основой для международного муниципального менеджмента в Европе служит Европейская Хартия местного самоуправления 1995 г. Она предусматривает возможность принадлежать к международным ассоциациям местных властей, что должно быть признано законодательством в каждом государстве.

Международный менеджмент развивается и на уровне предприятий и организаций. К ним относятся транснациональные корпорации, совместные предприятия и др.

К 90-м годам ХХ века в менеджменте как науке сформировались ряд научных школ, издано достаточно книг и учебников. Менеджмент развивается в масштабах многих стран, приобретает интернациональный характер. В подготовке менеджеров наряду с изучением теории важным становится получение практических навыков.

В последнее время стало выходить немало работ о новейших достижениях в сфере менеджмента – управление производством в Японии, США, Швеции, Финляндии, Франции и др. К примеру, стали бестселлерами книги Ли Якокка «Карьера менеджера», К. Татенси «Вечный дух предпринимательства», Г. Форда «Моя жизнь, мои достижения», Ж-Л. Сулицер «Зеленый король» и т.д.

Анализ этих работ и попытки применить их на практике позволяют избежать многих ошибок в сфере менеджмента, быстрее и точнее находить пути решения управленческих проблем. Особенно важны апробированные знания о том, как надо работать в сфере управления, для российских руководителей предприятий, организаций, фирм.

Классические произведения менеджмента, на которых воспитаны поколения зарубежных менеджеров, содержат фундаментальные идеи теории и практики управления, на их основе создаются новейшие достижения менеджмента.

Работающие в организациях люди различны между собой. Соответственно, они по-разному воспринимают ситуацию, в которой они оказываются. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом. Это несогласие возникает тогда, когда ситуация действительно носит конфликтный характер.

Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон (личность, группа или организация в целом) вступает в противоречие с интересами другой стороны. То есть конфликт – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами.

Менеджер, согласно своей роли, находится обычно в центре любого конфликта в организации и призван разрешать его всеми доступными ему средствами. Управление конфликтом является одной из важнейших функций руководителя.

С точки зрения причин конфликтной ситуации выделяется три типа конфликтов. Первый – это конфликт целей. В этом случае ситуация характеризуется тем, что участвующие в ней стороны по-разному видят желаемое состояние объекта в будущем. Существует много методов разрешения таких конфликтов.

Второй – это конфликт, вызванный тем, что участвующие стороны расходятся во взглядах, идеях и мыслях по решаемой проблеме. Разрешение таких конфликтов требует большего времени, чем разрешение конфликтов, связанных с противоречием целей.

И, наконец, третий – это чувственный конфликт, появляющийся в ситуации, когда у участников различны чувства и эмоции, лежащие в основе их отношений друг с другом как личностей. Люди просто вызывают друг у друга раздражение стилем своего поведения, ведения дел, взаимодействия.

Такие конфликты труднее всего поддаются разрешению, так как в их основе лежат причины, связанные с психикой личности.

Можно выделить пять уровней конфликтов в организации: внутри личности (связанные с противоречиями между «хочу», «могу» и «надо» в человеке), между личностями (на профессионально-производственной, социальной и эмоциональной почве), внутри группы, между группами, внутри организации. Эти уровни тесно связаны между собой. Так, внутриличностный конфликт может заставить индивида чувствовать себя агрессивно по отношению к другим и вызвать тем самым личностный конфликт.

Источниками конфликта могут быть дефицит ресурсов, неодинаковый вклад в дело, несбывшиеся ожидания, ортодоксальность управления, недостаток самостоятельности и т.д.

Путями разрешения конфликтов могут быть сила, власть, убеждение, сотрудничество, компромисс, уход от конфликта, привлечение третьей силы, ведение игры и т.п.

Для разрешения организационных конфликтов широко используются так называемые структурные методы управления конфликтом внутри организации. Эти методы связаны с использованием изменений в структуре организации для разрешения конфликтов, получивших развитие. Они направлены на снижение интенсивности конфликта.

В группу этих методов входят: – методы, связанные с использованием руководителем своего положения в организации (приказ, распоряжение, директива и т.п.);– методы, связанные с «разведением» частей организации – участников конфликта («разведение» их по ресурсам, целям, средствам и т.д.

) или снижением их взаимозависимости (дифференциация и автономизация подразделений);– методы, связанные с созданием определенного «задела» в работе взаимозависимых подразделений (запас материалов и комплектующих);– методы, связанные с введением специального интеграционного механизма для конфликтующих подразделений (общий заместитель, куратор или координатор и т.п.);

– методы, связанные со слиянием разных подразделений и наделением их общей задачей (например, объединение отдела труда и заработной платы и отдела кадров в отдел развития персонала, призванный заниматься развитием каждого отдельного работника в плане его роста, а не только расчетно-учетными функциями).

Если конфликтная ситуация находится под контролем руководства, то такие конфликты называютфункциональными. Они оказывают положительное воздействие на эффективность организации и полезны для нее. Функциональные конфликты могут возникать на совещаниях, советах, в деловой полемике и т.д. Участвующие в них стороны обычно контролируют себя и ситуацию.

Если ситуация выходит из-под контроля руководства, конфликт принимает дисфункциональный характер.Дисфункциональный конфликт приводит к снижению личной удовлетворенности сотрудников, эффективности группового сотрудничества, ведет к враждебности в отношениях, к несправедливости в распределении ресурсов, вынуждает поступать против своей воли в пользу одной из сторон.

Условия и факторы возникновения и развития менеджмента

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:

Код287882
Дата создания04 октября 2014
Страниц17
Мы сможем обработать ваш заказ 23 марта в 10:00 [мск] Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.

Заключение Новый этап интернационализации хозяйственной жизни обозначен внедрением информационно-коммуникационных технологий и формированием в планетарных масштабах нового типа экономики. Экономики, которую называют новой, невещественной, информационной и, наконец, интеллектуальной. Как следствие, рациональный менеджмент начал уступать место менеджменту на основе информатизации. В информационном обществе прибыль организации растет не путем специализации функциональных навыков, что было присущим индустриальному обществу, а благодаря гибкости и интегрированности бизнес-процессов, которая достигается более тесным общением между его участниками.

На мой взгляд, можно предусматривать, что в XXI ст. старую организационную модель, которая базируется на иерархии (вертикали), заменит новая — гори …

Содержание Введение 3 Условия и факторы возникновения и развития менеджмента 4 Заключение 14 Список использованной литературы 15 Введение Менеджмент как наука возник и развивается в связи с необходимостью объяснить, почему и в результате чего процветают или разрушаются организации. Ученые в области менеджмента путем испытаний и практики в области управления методом проб и ошибок отвечают на вопрос: Чем обусловлен успех организации? Ответ на этот вопрос позволяет ответить на более прагматический вопрос: Что может сделать руководитель для успешной организации? Организации составляют основу мира менеджеров, именно в них наблюдаются процессы и состояния, которые являются причиной существования менеджмента. Менеджмент — это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей. Эволюция развития менеджмента тесно взаимосвязана с развитием общества, науки о методах управления, ф инансах, с возникновением новых явлений в экономике, технике, мире финансов, денег, международной интеграции и др. Изучение эволюции менеджмента имеет большое значение для управления деятельностью любой фирмы. Так как почти каждый хозяйствующий субъект становится перед дилеммой, как в соответствующих условиях обеспечить возможности успешного функционирования, активного воздействия на конечные результаты своей деятельности. Цель реферата – рассмотрение условий и факторов возникновения и развития менеджмента. Задачи реферата: — рассмотреть основные этапы в становлении менеджмента; — проанализировать факторы и условия возникновения и развития менеджмента.

Тейлора, Г. Ханта, Ф. и Л. Гилбрейтов и др. Однако, если указанные предшественники за цель научного анализа считали поиск и нахождение «единственно правильного решения», то послевоенный менеджмент отыскивает из множества альтернативных решений и вариантов те, которые будут оптимальными (4).

Я считаю что, как старые, так и новые, концепции рассматривают управление на единственной основе — прорабатывании научных методов для определения наилучшего из возможных управленческих решений.

Однако, полностью очевидной является и определенная разница между ними, которая заключается в том, что современный научный менеджмент не столько развивает теоретические принципы, сколько выискивает возможности применять науку в практической управленческой деятельности.

Это дало возможность усовершенствовать иразвить концепцию управления на основе использования математических методов и компьютерной техники, которая и получила название “количественная (управленческая) школа”.

Проведенный анализ литературы показал, что с появлением этой школы берет начало вторая волна исследований управления современными организациями с ориентацией на признание тех аспектов поиска организованности, которые связаны с количественным определением непостоянных величин с целью улучшения процедур измерения и контроля, который достигается построением абстрактных моделей реальных событий с целью принятия правильных управленческих решений. Представители данной школы рассматривают управление как логический процесс, который поддается математической формализации.По моему мнению, системный подход к управлению возник в 60-х годах XX ст. на основе так называемой теории общих систем, согласно которой управленческая деятельность рассматривается не как ряд функционально предопределенных элементов, которые выплывают друг из друга, не как “одномерное” явление, а как многоплановый комплекс управленческих действий, призванных обеспечить взаимосвязь внутренней среды организации с ее внешним окружением. При этом называют по меньшей мере три черты нового, системного подхода, которые отличают его от старого — процессуального.Во-первых, как я считаю, он основывается на признании организации сложной, многомерной системой с соответствующими требованиями к управлению, в процессе которого следует учитывать влияние и взаимодействие множества внешних и внутренних факторов, которые производят прямое и опосредствованное влияние на результаты функционирования организации.Во-вторых, принимается во внимание синергический эффект, суть которого заключается в том, что целое всегда качественно отличается от простой суммы его составных частей.В-третьих, системный подход позволяет рассматривать изменения каждого элемента управленческой деятельности с оцениванием необходимых и соответствующих изменений всех других элементов, а, в конечном итоге, — всей организации, которая требует исключительно комплексных решений любых проблем организации: больших и малых, простых и сложных, нынешних и будущих.Одним из наиболее последовательных представителей системного подхода считают выдающегося ученого современности, американца Питера Друкера ( 1909 – 2005 гг.), которого называли живым классиком. Предложенная им в конце 50-х годов концепция управления по целям имела революционный характер. До ее появления внимание менеджеров концентрировалось на функциях и процессах. Друкер впервые заявил о том, что любое управление должно начинаться с постановки целей, переходить к определению функций, системы взаимодействия, что в корне изменило логику управления, принятую со времен А. Файоля.Мой анализ литературы показал, что в 80-х годах XX века одной из самых популярных концепций в пределах системного подхода стала концепция «7С” со следующими ключевыми составляющими (10-12):Стратегия — планы и направления работы, которые определяют распределение ресурсов, а также фиксируют обязательство провести определенные действия в определенное время для достижения поставленных целей;Структура — внутренняя композиция организации, которая отображает деление последней на подразделы и их иерархическую субординацию;Системы — процедуры и рутинные процессы, которые происходят в организации;Штат — кадры, охарактеризованные по возрасту, полу, образовательным цензом, опытом, и т. п.;Стиль – манера управления организацией ее руководителями и организационная структура;Сумма навыков – особенные возможности ключевых фигур в организации;Общие ценности — содержание и поддержка основных направлений деятельности, которые организация доводит до своих членов.Согласно данной концепции эффективно функционировать и развиваться могут только те организации, менеджмент и менеджеры которых способны обеспечивать гармоничное состояние системы из отмеченных семи компонентов.Однако теория общих систем с ее абстрактным поиском параллелей в разных дисциплинах с целью интеграции знаний (теории) и практики не способствовала достижению результатов ни менеджерами, ни учеными. И те и вторые нуждались в конкретных идеях: менеджеры — чтобы превратить их в результаты, ученые — чтобы их выделить и выучить.Новые реалии учел ситуационный подход к управлению. Этот подход, как и системный, является, скорее, способом мышления, чем набором конкретных методик и был разработан в Гарвардской школе бизнеса (США), получив распространение в 70-х годах. Как по моему мнению, суть подхода заключается в выборе разных путей реализации одних и тех же функций в конкретных ситуациях, которые отличаются условиями и обстоятельствами. Всесторонний анализ факторов, какие присущие условиям и обстоятельствам конкретной ситуации, становится основой выбора приемов и методов решения возникших проблем с учетом преимуществ, недостатков и реальных возможностей их приложения. Ключевыми идеями ситуационного подхода являются следующие:- ситуационные факторы учитываются в стратегиях, структурах и процессах управления организациями, в результате чего достигается высококачественное выполнение ее функций;- существует более чем один путь достижения цели;- менеджеры могут приспосабливать свои организации к существующей ситуации или изменять ситуацию в соответствии с требованиями и потребностями организации.На мой взгляд, для того, чтобы менеджер мог обеспечить успешное решение каждой конкретной ситуации, следует выделить четыре следующих шага, которые ему следует обязательно выполнить.Во-первых, необходимо осуществить анализ обстоятельств, с тем чтоб определить необходимые управленческие действия.Во-вторых, следует избрать такой подход к управлению, который бы как можно лучше отвечал требованиям, которые относятся ситуацией к организации в данный момент.В-третьих, путем принятия и реализации управленческих решений создать в организации соответствующий потенциал и добиться такой гибкости, которая бы в случае необходимости давала возможность быстро перейти к новому управленческому стилю, адаптированному к новой ситуации.В-четвертых, спроектировать и провести организационные изменения, которые бы обеспечили ее приспособление к новой ситуации.Ситуационными теориями описываются методы и приемы приспособления организаций к конкретным требованиям, осуществлению организационных изменений, наиболее рационально и безболезненно, создания и развития в организации адаптивного потенциала.При этом отрицается наличие универсальных подходов к управлению и обобщенным, всеобъемлющим принципам построения и осуществления любого управления. Главным выводом можно считать тезис, что ситуационное управление — это в первую очередь способность и готовность менеджера к осознанию и пониманию ситуации, определения ее характеристик и избрания адекватного способа ее решения с возможностью учета научных рекомендаций, которые имеют обобщенный и универсальный характер. Аналогично системному, ситуационный подход используется не сам по себе, а является основой тех или других конкретных концепций управления.Я бы обязательно выделила теорию стратегического управления, одним из основателей которой является эксперт по вопросам менеджмента И. Ансофф (1918-2002гг.), в последнее время активно проникает в практику управления организациями.В деловой жизни под стратегией понимают общую концепцию достижения организацией стратегически важных целей, с решением возникших в процессе этого достижения проблем и распределением необходимых для этого ограниченных ресурсов.Я считаю, что данная концепция содержит несколько важных элементов, к которым в первую очередь принадлежит система стратегических целей, которые включают миссию, стратегическое виденье, генеральные и специфические цели организации.Вторым элементом стратегии является система приоритетов — главных принципов распределения ограниченных ресурсов. Последние следует распределять для наиболее важных, ключевых, критических проблем, выделяя пропорционально потребностям, а в идеале — в полном соответствии с потребностями всем подразделам, близким за размерами и видами деятельности.Третий элемент стратегии составляют стратегические технологии – процедуры и правила выполнение управленческих действий. Для примера, технологии оценивания работы персонала, регламентации внутренних отношений, проведения разнообразных специальных операций, контактов, с внешним окружением и тому подобное.Конечно, организация имеет одну генеральную стратегию, которая отображает средства осуществления ее миссии. Однако генеральная стратегия, как правило, содержит специальные стратегии, такие как, для примера, стратегия поведения при угрозе банкротства. Основными же рабочими стратегиями функциональны, которыми определяются способы достижения специфических целей организации, установленными генеральной стратегией перед отдельными подразделами и службами. Каждая функциональная стратегия направлена на определенный объект управления. Если объект являет собой что-то целое, не разделенное на отдельные части, то говорят о концентрированной стратегии. Если же в задания функциональной стратегии входит обеспечение независимого развития отдельных частей объекта, то идет речь о диверсифицированных стратегиях.Как показал мой анализ литературы, есть несколько подходов к стратегическому менеджменту. По мнению консультанта в сфере стратегического менеджмента, профессора Стокгольмского университета Бента Карлоффа (в 1937 г.р.), — одного из главных исследователей этой проблематики стратегического управления, существует ряд основных факторов, которые влияют на стратегию любой организации и предоставляют ей особенных свойств. К этим факторам им отнесенные (4-6): миссия организации, ее конкурентные преимущества, организационные факторы, объемы ресурсов, потенциал развития, культура и компетентность управления. Кроме названных Б. Карлоффом моментов, на стратегию организации влияют также степень рискованности ее операций, уровень подготовки и опыта персонала, зависимость от внешней среды и от ранее взятых ею обязательств и тому подобное. При этом процессы, в которых принимает участие организация, распределяются на две группы — процессы функционирования и процессы развития. Аналогичным способом могут классифицироваться и стратегии.Стратегию функционирования, считает автор таких широко известных книг как «Международная конкуренция» и «Стратегия конкуренции”, профессор Гарвардской школы бизнеса Майкл Портер (1947 г.р.), можно разделить на три типа — стратегии лидерства в снижении расходов, стратегии дифференциации и стратегии фокусировки. С точки зрения М. Портера (9-11), организация, которая не сумела разработать адекватную стратегию в одном из отмеченных направлений, или «остановится на полдороге», или станет чрезвычайно впечатлительной в стратегическом плане, почувствовав острую нехватку инвестиций и необходимость сокращения масштабов деятельности.

Список использованной литературы 1. Воропаев, С. Н. Менеджмент: учебное пособие / С. Н. Воропаев, В. Д. Ермохин; Международная ассоциация «Агрообразование». – Москва : КолосС, 2007. – 246 с. 2. Всеобщая история менеджмента: учебное пособие / (И. И. Мазур и др.). – Москва: Елима, 2007. – 776 с. 3. Глухов, В. В. Менеджмент: для экономических специальностей / В. В. Глухов. – Санкт-Петербург: Питер Пресс, 2009. – 600 с. 4. Гончаров, В. И. Менеджмент: учебное пособие / В. И. Гончаров. – Минск : Современная школа, 2010. – 635 с. 5. Дафт, Ричард Л. Менеджмент: (перевод с английского) / Л. Дафт. – Санкт-Петербург : Питер; Питер Пресс, 2008. – 863 с. 6. Зиновьев, В. Н. Менеджмент: учебное пособие / В. Н. Зиновьев, И. В. Зиновьева. – Москва: Дашков и Кº, 2010. – 477 с. 7. Казначевская, Г. Б. Менеджмент: учебник / Г. Б. Казначевская. – Ростов-н-Дону: Феникс, 2012. – 452 с. 8. Коротков, Э. М. Менеджмент : учебник для бакалавров / Э. М. Коротков. – Москва : Юрайт, 2012. – 640 с. 9. Костин, В. А. Менеджмент: учебное пособие / В. А. Костин, Т. В. Костина. – Москва : Гардарики, 2008. – 334 с. 10. Круглова, Н. Ю. Основы менеджмента: учебное пособие / Н. Ю. Круглова. – Москва: КноРус, 2009. – 499 с. 11. Менеджмент: учебник / (С. И. Ашмарина и др.); под редакцией С. И. Ашмариной. – Москва: Читай!: Рид Групп, 2011. – 572 с. 12. Менеджмент: учебное пособие / В. Н. Зиновьев, И. В. Зиновьева. – Москва: Дашков и К, 2007. – 477 с. Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала.

Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации.

Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

2.1 Условия и предпосылки возникновения менеджмента

Практика управления так же стара, как и человеческое общество. Именно по этой причине невозможно точно определить время возникновения первых элементов управления.

Необходимость в управлении появляется только тогда, когда лица, непосредственно выполняющие работу, в силу каких-либо объективных причин не в состоянии самостоятельно координировать свои действия.

Такими причинами могут быть слишком сложная конечная цель, невозможность для работников самостоятельно контролировать и оценивать действия друг друга и т. п.

В этом случае какой-либо человек или группа людей должны взять на себя координирующие функции, то есть осуществлять управление деятельностью исполнителей. Менеджмент в той или иной форме существовал всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого общества:

Первая управленческая революция — религиозно-коммерческая — связана с возникновением письменности в Древнем Шумере. Появление письменности оказало существенное влияние на развитие древнего общества и в конечном итоге привело к образованию особой касты жрецов-коммерсантов.

Они осуществляли торговые операции, вели деловую переписку и коммерческие расчеты. Религиозный характер носило управление и в Древнем Египте. Построенные в 3000—2000 гг. до н. э.

египетские пирамиды свидетельствуют о высоком уровне развития не только науки и культуры, но и управленческого искусства.

Вторая управленческая революция — светско-административная относится к 1792—1750 гг. до н. э. Она связана с деятельностью правителя Вавилона — царя Хаммурапи, издавшего свод законов, регламентирующих порядок управления государством.

Третья, производственно-строительная, управленческая революция датируется 605—562 гг. до н. э. — время правления древнего царя Навуходоносора. Ее основным результатом была интеграция методов государственного управления с контролем и регулированием деятельности в сфере производства и строительства.

Четвертая управленческая революция сопряжена с зарождением капитализма и началом индустриального прогресса европейской цивилизации (XVII—XVIII вв.). Ее сущность заключается в отделении управленцев от собственности на средства производства и зарождении такого явления, как профессиональное управление.

Пятая управленческая революция, известная как бюрократическая, произошла в конце XIX — начале XX вв. Теоретической базой этой революции послужила концепция рациональной бюрократии, а основным результатом явились формирование крупных иерархических структур, разделение труда, организационное регламентирование и т. п.

Развитие техники и новые технологии, рост масштабов производства резко усложнили управление, выделили его в особую сферу деятельности, требующую специальных знаний. Необходимость решения проблем привела к активному обобщению опыта, к поискам эффективных методов управления производством и трудом.

Возникла наука управления — менеджмент.

Выходные данные учебника:

Основы менеджмента. Чернышев М. А., Коротков Э. М., Солдатова И. Ю., проф. И. Ю. Солдатовой., Чернышева М. А., Под ред. проф. И. Ю. Солдатовой., Солдатовой И., Чернышов М.А. — ред.-сост., Изд.: ИТК «Дашков и К», НАУКА/ИНТЕРПЕРИОДИКА МАИК, Наука-Пресс 2006 г.

1.2. Условия и факторы возникновения и развития менеджмента

В 1911 г. Фредерик У. Тейлор впервые опубликовал книгу об управлении под названием «Принципы научного управления», что послужило началом научного исследования. Концепция систематизированного управления организацией развивалась в течение длительного периода времени, начиная с середины XIX в. до 20-х гг. XX в.

Считается, что именно Северная Америка оказалась родиной современного управления организацией.

Этому послужило следующее: железнодорожное сообщение способствовало более динамичным деловым отношениям; невмешательство государства позволяло предпринимателям добиваться успеха в самом начале развития своего бизнеса, становиться монополистами; имелся большой рынок рабочей силы; поддерживалось образование.

Появление и оформление управления как науки, как области научных исследований частично было ответом на потребности большого бизнеса, попыткой воспользоваться преимуществами техники, а также открыть самые эффективные способы выполнения работы.

В развитии управления как научной дисциплины выделяется несколько подходов, таких как: школы в управлении (1885–1950), подход научного управления (1885–1920), административный подход (1920–1950), подход с точки зрения человеческих отношений (1930–1950), поход с точки зрения науки о поведении (с 1940 г. – по настоящее время), поход с точки зрения количественных методов (с 1950 г.), подход к управлению как процессу (с 1885 г.), системный подход (с 1950 г.) и ситуационный подход (с 1960 г. – по настоящее время), которые, как видно, совпадают. Основные объекты управления – это техника и люди. Теория управления имеет тесную связь с другими науками, такими как математика, инженерные науки, психология, социология. Исследования в области управления помогают специалистам находить новые подходы к управлению. Рассмотрим подробнее некоторые из них, наиболее распространенные в настоящее время.

Процессный подход

Эта концепция, означающая крупный поворот в управленческой мысли, широко применяется и в настоящее время.

Процессный подход был впервые предложен приверженцами школы административного управления, которые пытались описать функции менеджера и были склонны рассматривать такие функции как независимые друг от друга.

Процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные, как процесс, работу по достижению целей с помощью других целей.

Это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий, каждое из которых само по себе является процессом, очень важным для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления – общая сумма всех функций.

Анри Файоль, которому приписывают первоначальную разработку этой концепции, считал, что существует пять исходных функций. По его словам, управлять – означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать.

• представительство, переговоры, заключение сделок и т. д.

Системный и ситуационный подходы к управлению развивались в 1970-е гг. и рассматриваются как интегративные перспективы, дополняющие существующие школы управленческой мысли.

Системный подход

Системный подход, применяемый в биологии, психологии, социологии и информационной теории, рассматривает организацию как интегрированную систему.

Первым крупным специалистом в области системного подхода был Честер И. Барнард (1886–1961), который был также тесно связан с поведенческой школой управления. Барнард стал известен с 1938 г.

после опубликования книги «Функции руководителя», в которой представлен его подход к социологическим концепциям управления и предложен сравнительный анализ организационных структур.

Его основная предпосылка состояла в том, что организация – это система сознательно скоординированных действий, в которой руководитель является самым важным стратегическим фактором. Особое внимание он уделял изучению окружающей среды управления. По Барнарду, руководитель может достигнуть превосходных результатов в своей работе, только если:

1. Субсистемы (подсистемы) являются индивидуальными частями, составляющими целую организацию. Каждая подсистема есть часть системы, которая в свою очередь может быть подсистемой завода, который может быть подсистемой объединения, которое в свою очередь является подсистемой какой-то отрасли индустрии. В конце концов, индустрия есть подсистема всей экономики.

2. Синергия (от греч. synerg?s – вместе действующий) означает концепцию, что целое является бо?льшим, чем просто сумма его частей, т. е. что целая организация не может быть определена простым перечислением ее различных отделов.

Синергия делает упор на взаимозависимость среди всех частей организации.

В бизнесе это означает, что отдельные подразделения внутри организации являются более продуктивными, когда они кооперируются и взаимодействуют, чем, когда они действуют независимо.

3. Открытая система – это система, элементы которой взаимодействуют с окружающим миром; закрытая система – это система, в которой такого взаимодействия нет. Фактически все организации в той или иной степени взаимодействуют с их окружением, и задача состоит в том, чтобы определить оптимальную степень активности.

4. Границы являются точками, в которых организация встречается с внешним окружением. В закрытой системе границы довольно четко определены. Интересы этого бизнеса не выходят за рамки точно регулируемого числа потребителей.

5. Поток есть движение материалов и человеческой энергии в системе. Информация входит в систему, изменяется внутри системы и выходит из нее. Так, железная руда входит в сталелитейный завод, трансформируется в литой металл и выходит как сталь.

6. Обратная связь есть процесс получения информации о различных системах для того, чтобы определять их состояние и вносить коррективы, если необходимо.

Ситуационный подход

Ситуационный подход развился в результате попыток применения концепций важнейших школ управленческой мысли в реальных жизненных ситуациях. Он состоит в том, что нет какого-то универсального подхода, а различные проблемы и ситуации требуют разных подходов. Прошлый опыт менеджеров и опыт других фирм также внимательно рассматривается в ситуационном управлении.

Согласно ситуационной теории, менеджерам необходимо определить подход, который будет лучше всего служить им в данной ситуации и поможет достигнуть их управленческих целей.

Например, в зависимости от времени года время обеденного перерыва можно установить раньше или позже, или разбить на несколько перерывов, или изменить график начала и окончания работы, или установить сменный режим работы и т. д.

Этот подход является случайным, зависящим от специфических факторов рассматриваемой проблемы.

Ситуационный подход предполагает использование такого метода, который лучше всего отвечает потребностям возникшей ситуации, фокусирует внимание менеджеров на отношениях между внутренней средой организации и ее внешней средой (социальными, политическими и экономическими факторами, которые могут влиять на организацию). Внутри самих организаций существуют ограничивающие или сдерживающие факторы. При ситуационном подходе рассматриваются три основных ограничения:

1) технологические ограничения определяются типом и гибкостью организационных средств производства товаров или услуг. Технология во многом определяет и степень взаимозависимости среди различных сегментов организации. Чем выше степень взаимозависимости, тем больше требуется координации и, следовательно, больше управленческого искусства;

2) человеческие ограничения отражают уровни компетенции людей, работающих в организации. Один из случайных факторов здесь состоит в определении мотивации групп рабочих (заработная плата, гарантия работы, продвижение, личное развитие, отношение к личности и т. д.);

3) ограничения в постановке задачи возникают из фактического характера работ, выполняемых рабочими. Например, работа на конвейере и в ревизионной группе.

Системный подход придает особое значение объединению связей между различными организациями. Ситуационный подход учитывает изменение этих связей. В настоящее время он считается передовым в управленческой мысли.

Однако и этот подход подвергается критике, поскольку недостаточно теоретически обоснован, что проявляется при отсутствии базы для познания, слабой прогностической способности и инициативности.

Уникальность ситуационного подхода заключается в том, что каждая ситуация рассматривается так, чтобы определить ее уникальные свойства перед тем, как принять управленческое решение. Это заметно контрастирует с ранними подходами, которые имели тенденцию к универсальным принципам, часто неприменимым к специфическим ситуациям.

Прежде чем применить какой-либо подход, современные менеджеры должны проанализировать ситуацию, а затем квалифицированно определить, какая комбинация управленческих методов окажется наиболее подходящей.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *