термин педагогическая технология зародился в сша в каком году

История вопроса возникновения педагогических образовательных технологий

термин педагогическая технология зародился в сша в каком году. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. термин педагогическая технология зародился в сша в каком году фото. термин педагогическая технология зародился в сша в каком году-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка термин педагогическая технология зародился в сша в каком году. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea термин педагогическая технология зародился в сша в каком году. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. термин педагогическая технология зародился в сша в каком году фото. термин педагогическая технология зародился в сша в каком году-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка термин педагогическая технология зародился в сша в каком году. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f термин педагогическая технология зародился в сша в каком году. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. термин педагогическая технология зародился в сша в каком году фото. термин педагогическая технология зародился в сша в каком году-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка термин педагогическая технология зародился в сша в каком году. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 термин педагогическая технология зародился в сша в каком году. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. термин педагогическая технология зародился в сша в каком году фото. термин педагогическая технология зародился в сша в каком году-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка термин педагогическая технология зародился в сша в каком году. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

термин педагогическая технология зародился в сша в каком году. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. термин педагогическая технология зародился в сша в каком году фото. термин педагогическая технология зародился в сша в каком году-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка термин педагогическая технология зародился в сша в каком году. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

термин педагогическая технология зародился в сша в каком году. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. термин педагогическая технология зародился в сша в каком году фото. термин педагогическая технология зародился в сша в каком году-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка термин педагогическая технология зародился в сша в каком году. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Образовательные технологии как новый этап в развитии педагогической науки зародились примерно сорок лет назад в США и начали активно распространяться по всему миру. Первоначально авторы идеи обучения с гарантированным положительным результатом, действительно, делали ставку на техническое обеспечение процесса обучения. Но скоро стало ясно, что только технических средств мало для повышения эффективности образовательного процесса.

Вместе с тем известно, что технологические идеи не являются открытием дидактики и методики XX века. Почти 400 лет назад очень похожие мысли высказывал Я.А. Коменский. Во введении («Привет читателям») своего знаменитого труда «Великая дидактика» (1632) Я.А. Коменский обосновывает в качестве одной из ведущих задач теории обучения следующую: «всех учить всему», но учить при этом «с верным успехом, так, чтобы неуспеха последовать не могло». Таким образом, сформулирована одна из важнейших идей технологии – гарантированность результата. Была определена и другая идея технологии – учить быстро, чтобы ни у педагога, ни у обучающихся «не было обременения или скуки». Механизм обучения, то есть учебный процесс, Я.А. Коменский называл «дидактической машиной». А чтобы эта «машина» привела к успешным результатам, нужно было:

• отыскать средства достижения этих целей;

• отыскать правила пользования этими средствами.

Как видим, вырисовывается своеобразная система: цель – средства – правила их использования – результат. Это базовое основание любой технологии образования.

В дальнейшем элементы педагогической технологии можно найти в работах швейцарского педагога И.Г. Песталоцци.

Но и Я.А. Коменский, и И.Г. Песталоцци, а позже Ж.-Ж. Руссо развивали естественные способности учащихся в натуральных условиях. Европейская педагогика XVII-XVIII веков практически не занималась коммуникацией, диалог как способ передачи опыта не был востребован. Может быть, поэтому их идеи не получили широкого распространения в свое время.

Психология, возникшая в конце XIX века, интересовалась в большей степени интроспекцией, «духом народа», ответными реакциями организма на предъявляемые стимулы (бихевиоризм), чем обменом смыслами между людьми, поэтому коммуникация долгое время оставалась вне поля ее зрения.

Но в XX веке, после второй мировой войны, развитые страны мира столкнулись с информационным кризисом, который был вызван противоречиями между характером накопленных человечеством знаний и их восприятием отдельным человеком (в силу разных причин). Для решения этого потребовались новые коммуникационные средства, роль которых стали выполнять создаваемые информационные службы, системы, сети, использующие постоянно растущий потенциал вычислительной техники и техники связи. Научное обоснование данных средств было осуществлено информатикой, задача которой виделась в совершенствовании научной коммуникации.

Технику привлекли и в образование, первоначально связывая понятие технология именно с наличием технических средств обучения. Но скоро стало ясно, что это не дало 100-процентных положительных результатов.

Появилась потребность в создании такой системы обучения, в которой будут строго определены цели, содержание, структура, методы контроля и конечный результат, такую систему можно применить далеко не в каждом учебном процессе. Это педагогическое направление в дидактике называется рационалистической или технократической моделью обучения. Учителя, работающие в рамках данной модели, ищут и находят рациональные способы усвоения знания школьниками как с использованием техники в качестве основного средства обучения, так и с привлечением ее в качестве вспомогательного средства. Кроме техники источниками педагогической технологии являются лучшие знания педагогики, психологии, социологии, дидактики, народной педагогики, накопленные за многие годы.

Зародившись более сорока лет назад, педагогические технологии первоначально выражали идею подготовки выпускника, владеющего конкретным набором общеучебных и специальных умений, так называемым поведенческим репертуаром. Во второй половине 70-х годов понятие педагогическая технология расширилось, к нему стали относить все, что касалось совершенствования учебного процесса.

термин педагогическая технология зародился в сша в каком году. 640 1. термин педагогическая технология зародился в сша в каком году фото. термин педагогическая технология зародился в сша в каком году-640 1. картинка термин педагогическая технология зародился в сша в каком году. картинка 640 1

Рационалистический подход к обучению имеет ярко выраженную бихевиористическую окраску (от англ. – behaviour – поведение). Это предполагает постановку лишь таких целей, которые, несомненно, распознаются в конкретных действиях ученика. Что значит, например: ученик должен знать правило правописания приставок пре- и при-? Он должен запомнить его и воспроизвести? А может быть, он должен уметь читать это правило и, переводя в вербальное выражение, объяснять его смысл при письме? Это уже будет иная цель, направленная на понимание учеником изучаемых процессов и явлений.

И даже знания учеников, с точки зрения педагогов-рационалистов, важны не сами по себе, а лишь тогда, когда они реализованы в конкретных умениях: проанализировать, обозначить, систематизировать, аргументировать, применить в конкретной ситуации. То есть чем больше умений ребенок приобретет за время школьной жизни, тем шире будет его «поведенческий репертуар» и тем легче ему будет адаптироваться в непростых современных социальных условиях.

Интересные наблюдения по истории зарождения педагогических технологий мы находим в книге Д.Г. Левитеса «Практика обучения: образовательные технологии». Основная идея авторов технологизированной модели обучения состояла в том, чтобы сделать процесс обучения полностью управляемым. Суть его заключалась в следующем:

1. Последовательность коротких, логически связанных шагов учащихся в направлении ответа, который и является целью обучения.

2. Каждый шаг закрепляется немедленным сообщением результата, так что ученик вообще не делает ошибок.

Основой такого обучения является бихевиоризм. Основной задачей психологии бихевиористы считают изучение соотношений между воздействием на живой организм («стимулами») и ответными реакциями организма. Наблюдения и эксперименты проводились на животных, и результаты переносились на человека.

При чем тут обучение школьников?Первым идеи бихевиоризма положил в основу обучения школьников американский психолог Э.Торндайк. В своей книге «Процесс учения у человека» он утверждал, что нет особой разницы в поведенческих реакциях животного и человека, а следовательно, не существует качественных отличий в обучении. Значит, в основе процесса учения лежит установление определенных связей между данной ситуацией и данной реакцией.

Э. Торндайк открыл основные закономерности:

1. Положительный эффект приводит к закреплению связей между соответствующим стимулом и реакцией, отрицательный разрушает образовавшуюся связь.

2. Чем чаще повторяется стимул, вызывающий положительную реакцию, тем прочнее связь.

3. Скорость образования связи зависит от готовности обучаемого или индивидуальной особенности его нервной системы.

Все эти закономерности были положены Б.Ф. Скиннером в основу программированного обучения. Так возникло целое направление в дидактике – рационалистический, или технократический, подход в обучении. Именно идеями этого американского ученого был обусловлен в 60-е годы большой интерес педагогов к так называемым поведенческим целям, программированному обучению, модификации поведения и другим инновациям в сфере образования.

В 60-е годы как следствие развития программированного обучения выдвигается идея полной технологической разработки программы обучения. Она включает в себя:

1. Составление полного набора учебных целей.

Источник

Термин педагогическая технология зародился в сша в каком году

Библиографическая ссылка на статью:
Мицкевич А.А., Глинская Н.Е. История происхождения и становления понятия «технологий обучения» в отечественной и зарубежной педагогике // Гуманитарные научные исследования. 2011. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2011/10/104 (дата обращения: 03.10.2021).

Идея технологизации учебного процесса возникла на заре XX века. ([6], [11], [18], [31] и др.). Само зарождение педагогической технологии было осознано учеными (Беспалько В.П., Ильина Т.А., Фрадкин Ф.П., Кларин М.В., Селевко Г.К., Щуркова Н.Е. и др.) и общественностью как настолько выдающееся событие, что ЮНЕСКО сочла нужным дать ей определение: «это выявление принципов и разработка приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов» [3, 15].

Сегодняшнее понимание педагогической технологии, следовательно, основывается на том, что она представляет собой внедрение в педагогику системного способа мышления и является разновидностью систематизации процесса обучения (Плохова М.Б., Селевко Г.К., Фрадкин Ф.П., [13], [23]).

Обстоятельный анализ проведенных историко-педагогических исследований позволяет констатировать, что педагогическое явление, которое обозначается сегодня термином «педагогическая технология» выступало предметом дискуссий и научных споров в течение многих столетий. Как утверждают авторы ряда (Богомолова Л.И., Фрадкин Ф.П., Цукер А.А., [3], [13], [24], [29] и др.), ни один выдающийся педагог не мог обойти эту проблему.

Становление понятия «педагогическая технология» в зарубежной образовательной традиции

Еще в древней Греции Гиппократ (ок.460-370 до н.э.) предлагал использовать мимику и пластику для определения темперамента; идеи психологии выразительных движений нашли свое отражение в работах его знаменитого соотечественника Аристотеля (384-322 до н.э.) «О возникновении животных», «Риторика».

Диалоги великого философа Древней Греции Сократа (470-399 до н.э.) содержат множество примеров искусного прикосновения к личности, когда ему удается стимулировать работу мысли, включить собеседников в дискуссию, научить производить самокоррекцию.

Существенный вклад в развитие искусства толкования внешнего облика внес Артур Шопенгауэр (1788-1860), название работ которого говорят сами за себя: «О том, каков человек», «Что человек из себя представляет», «О физиогномике» и др. Английский естествоиспытатель Ч.Дарвин (1809-1882) обосновал приспособительный характер эмоциональных состояний человека.

При исследовании взглядов педагогов (Данилов М.А., Кларин М.В., Уман А.И., Юдин В.В. и др.), учитывающих личностные и индивидуальные особенности детей, непременно обнаруживается повышенный интерес к внешней выразительности отношенческой позиции, как воспитанников, так и воспитателей, поскольку она определяет возможность и характер прикосновения к личности в процессе формирования у него ценностных отношений к окружению ([7], [15], [23], [30] и др.).

Еще Демокрит (460-371 до н.э.) замечал, что лучше побуждать к добродетели внутренним влечением и убеждением, чем назиданием, законом и силой. Марк Фабий Квинтиллиан (ок.35-ок.96) писал: «Учение должно быть для него (ученика) забавою…».

В современной трактовке, суждения античных авторов звучат так: оба говорят об отношении ребенка в процессе его воспитания и образования, причем Квинтиллиан указывает на обязательность переживания детьми успеха своей деятельности как важнейшего фактора, стимулирующего дальнейшее личностное развитие. При этом формы воздействия отбираются в соответствии со стремлением возбудить в ребенке желание совершенствоваться.

Итальянский философ – утопист Т. Кампанелла в своей книге «Город солнца», проводит мысль о ненасилии в педагогическом воздействии и иллюстрирует ее примером технологического обустройства предметно-пространственного окружения. Французский гуманист М. Монтень (1533-1592) замечает: «Желательно, чтобы он не только мог увлекать своим рассказом, но и слушал своего ученика». Высочайшего уровня технологического обобщения он достигает при описании «общения с другими», выделив в рекомендации следующее:

1)не выставлять себя на показ;

2)воздерживаться в расходовании знаний;

3)избегать заносчивости и др.

Принимая тезис о том, что основу обучения должно составлять «искусное распределение времени, предметов и метода», Я.А. Коменский (1592-1670) создал педагогическую технологию, основанную на принципе поточной системы производства, которая сохраняет доминирующее положение и в современном обществе (Коменский Я.А. «Великая дидактика»).

Выделим основные элементы этой технологии:

Д.Локк (1632-1704),замечал, что учение не должно превращаться в бремя.

И.Г. Песталоцци создал «механизм» образования, опираясь на который, каждый подготовленный учитель может воспитать ученика. Песталоцци уделял много внимания созданию в школе благоприятного психологического климата, что также стало частью педагогической технологии в дальнейшем. Множество примеров искусного прикосновения к детству содержится в педагогическом наследии мыслителей восемнадцатого столетия: Ж.-Ж.Руссо, К.А.Гельвеций, Д.Дидро, А. Дистервег, и др. На основании этих примеров можно утверждать, что педагогическая технология в качестве оптимального «прикосновения к личности» (А.С. Макаренко) воспитанника существует давно ([13], [23] и др.).

Становление понятия «педагогическая технология» в отечественной образовательной традиции

Основоположник научной педагогики в России, К.Д. Ушинский (1824-1870), в разработке теории педагогики использовал законы философии, истории, анатомии, физиологии и других наук, так как все они изучают человеческую природу, т.е. брал за основу антропологический подход к личности. Педагогическая технология Л.Н.Толстого заключалась в нравственном воспитании личности, а С.Т. Шацкий (1878-1934), исследуя влияние среды на воспитанника, расширил горизонты педагогической технологии, обрисовав закономерные результаты ее воздействия, как на отдельную личность, так и на коллектив.

Некоторые исследователи по истории происхождения и становления понятия «педагогическая технология» (Беспалько В.П., Игнатьев С.Т., Мелехин В.А., Маслова Н.П., Щуркова Н.Е. и др.), показали, что термин «технология» впервые в отечественной педагогике был использован в 20-е годы ХVIII в. «справщиком», а позже директором Московского печатного двора, автором ряда учебных книг Федором Поликарповым ([13], [16], [23] и др.).

Т ехнологический подход к обучению в начале XX века.

В соответствии с логикой интенсивно развивающейся в начале XX века педологии (наукой занимающейся законами развития ребенка), педология как наука должна была по замыслу ее создателей, стать антропологической базой педагогики ([14], [18], [33] и др.).

В соответствии с этой объяснительной концепцией разрабатывались стадии педагогической технологии (Беспалько В.П., Фрадкин Ф.П., Монахов В.П., Селевко Г.К. и др.), а именно:

Сформулированная в рамках педологии матрица педагогической технологии тиражировалась в разных видах и формах учебно-воспитательной работы, однако эта педагогическая технология была подвергнута критике (Кларин М.В., Питюков В.Ю. и др.). Считалось, что увлечение трудовыми процессами ведет к утилитаризму, негативно отражающемуся на развитии ребенка [13].

В 20-30 годы XX столетия, в рамках культурно-исторической концепции Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н.Леонтьев и др., исследователи сформулировали идею: именно в обучении, которое должно опережать развитие, формируется зона ближайшего развития («ЗБР»). Знаково-символические средства, используемые в обучении, позволяют формировать качественно иную умственную деятельность, способствуют интенсивному развитию способов мышления [23].

В 30 годы XX века в педагогической науке и образовательной практике сложилась уникальная ситуация, характеризующаяся плодотворными творческими поисками (Беспалько В.П., Кларин М.В., Игнатьев С.Т., Мелехин В.А. и др. Были созданы новые программы и методические рекомендации по организации учебного процесса, однако подчеркивалась необязательность этих программ, в связи, с чем открывался простор педагогическому творчеству учителей [6]. Социально-экономические преобразования требовали людей, владеющих широкими общеобразовательными знаниями, служащими базой для подготовки специалистов высшей квалификации для всех отраслей промышленности, сельского хозяйства и культуры [2].

Выдвигались проекты преобразования средних школ в техникумы. Были созданы новые программы и методические рекомендации по организации учебного процесса, однако подчеркивалось необязательность этих программ, в связи с чем открывался простор для педагогического творчества [6].

Осуществляются поиски педагогических технологий опытно-показательными учреждениями (ОПУ), возглавлявшиеся наиболее квалифицированными педагогами – С.Т Шацким, М.М. Пистраком, А.С. Толстовым, Н.И.Поповой и др. ([11], [33]).

Принципиальная новизна технологии С.Т. Шацкого заключалась в том, что он не просто выделял ключевые позиции воспитательного процесса, а определял взаимосвязи, как между его участниками, так и между отдельными элементами, к которым он относил умственный и физический труд, искусство, игру.

Уникальной стала педагогическая технология А.С. Макаренко, теоретической основой которой выступила теория коллектива. Ф.А.Фрадкин, исследователь в области истории педагогической технологии, выделяет следующие этапы педагогической технологии А.С. Макаренко:

В.Н.Сорока – Росинский в организации школы им. Достоевского, использовал технологии:

1.Дифференцированного обучения, которое делило учащихся по ряду показателей интеллектуального развития.

2.Сочетание умственной познавательной деятельности с другими видами (игровой, художественной), что стимулировало положительное отношение детей к учению.

3.Введение в школе учета (смотра) знаний.

В советской школе к концу 1930 года основной технологией школьного обучения становится классно-урочная, где закрепляется роль учителя, постоянный состав учащихся класса, твердое расписание предметных занятий. Была признана целесообразной дифференцированная система оценки знаний учащихся [11].

В начале XX века в советской школе предпринимались попытки использования зарубежных технологий. Эти попытки нашли свое выражение в форме бригадно-лабораторных методов ([7], [8] и др.). Также, в советских образовательных технологиях I половины XX века, прослеживаются некоторые элементы метода проектов, который получил широкое распространение за границей (Фрей К. Проектный метод). Кроме того, в 50-60-ые года XX века в США возникла идея о необходимости использования программированного обучения, с помощью которого можно управлять деятельностью учащихся. Пошаговая организация обучения, высокая степень операциональности, индивидуализация обучения и др. способствовали внедрению некоторых элементов данной системы в советской школе, работающей над совершенствованием собственных педагогических технологий. Особый отклик в технологизации школьного обучения в советское время нашло т.н. каузальное обучение, идеи которого оказались близки отечественным педагогам (Гузеев В.В., Данилов М.А., Фрадкин Ф.П., Юдин В.В. и др.).

Таким образом, анализ различных концепций и соответствующих им педагогических технологий позволяет выявить общие положения, характерные для педагогики и школы начало XX века: активность ребенка в процессе его жизнедеятельности, связь с окружающей жизнью, и обязательный элемент всех концепций и технологий – трудовая деятельность (Кампанелла, Я.А. Коменский и др.). Негативные же социально-политические явления привели к резкой критике созданных в первой четверти XX века технологий, что стало причиной отсутствия в педагогической практике технологий, имеющихся в теоретическом арсенале этой науки.

Краткий анализ истории становления педагогической технологии показывает, что каждая технология может возникнуть только благодаря тому, что создаются благоприятные предпосылки для ее роста и развития. В исследовании мы попытались проследить за ходом этого процесса и выяснили, что технология в истории педагогики это системное, концептуальное, нормативное объективированное инвариантное описание деятельности учителя и ученика, направленное на достижение образовательной цели. Она всегда квинтэссенция воспитательной системы, базовое основание, на основе которого фиксируются своеобразие и специфические особенности теоретического состава и категориального аппарата педагогики.

Вместе с тем, анализ теории и практики развития зарубежной и отечественной школы позволяет утверждать, что был внесен весьма существенный вклад в развитие педагогических технологий, созданы предпосылки для дальнейших научных поисков.

Идея технологизации учебного процесса возникла лишь в начале XX века; Понятие «педагогическая технология» в истории педагогики отличается особой вариативностью, единого определения термина не существует;

Негативные социально-политические явления в начале XX века, привели к резкой критике созданных технологий, что стало причиной отсутствия в это время в отечественной педагогической практике технологий, имеющихся в теоретическом арсенале этой науки;

Во второй половине XX века (особенно в 90-ые года), осуществляется переход к новым технологиям обучения которые направлены на компетентностно-личностный подход примерами таких технологий являются (информационные технологии, кейс-технологии, разноуровневое обучение, диалогическое обучение и др.)

Атутов П.Р. Технология и современное общество//Педагогика.1996 №2

Афанасьев В. Проектирование педагогических технологий //Высшее образование в России. – 2001. – № 4. – с.147-150.

Ахулкова А.И., Образцов П.И, Черниченко О.Ф. Проектирование и конструирование профессионально-ориентированной технологии обучения: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. профессора П.И. Образцова. – Орел: ОГУ, 2003. – 94 с.

Ахулкова А.И., Образцов П.И.. Профессионально-ориентированная технология обучения преподавателей педагогических колледжей // Современные технологии обучения: Мат. Междунар. конф. – СПб.: Изд-во ЛЭТИ, 2002. – Т. 2. – с.133-134.

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989.

Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения- М.,1995.

Богомолова Л.И. Сравнительный анализ двух педагогических технологий 20-x годов// История педагогической технологии/ Под ред.М.Г. Плохова, Ф.А. Фрадкина. – М.,1992

Боголюбов В.И. Педагогическая технология. – Пятигорск, ПГЛУ, 1997. – 245 с.

Бородовский Г.А., Извозчиков В.А. Новые технологии обучения. Вопросы терминологии //Педагогика. – 1995. – № 5.

Василенко В.А. Проблема совершенствования урока в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского. Дисс. канд. пед. наук. – Киев, 1982.

Гладких В.И., Турчина В.Ф., Фролова М.Я. Роль индивидуального подхода в повышении эффективности урока. – Краснодар: Краснодар. кн. изд-во, 1964.

Гульчевская В.Г.,Гульчевская Н.Е.Современные педагогические технологии.-Ростов Н/д: Изд-во РИПКиПРО,1999.

Гузеев В.В. Лекции по педагогической технологии. – М.: Знание.1992.

Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. М.: Учпедгиз, 1960.

Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе: Дис. д-ра пед. наук. М., 1958.

Есипов Б.П. Поиски путей повышения эффективности уроков // Сов. педагогика. 1962. №8. С. 17-30.

Занков Л.В. Вопросы обучения и развития // Сов. педагогика. 1957. №5.

Игнатьев С.Т., Мелехин В.А. Анализ и классификация педагогических технологий в СССР и зарубежных странах. Л., 1991.

История педагогической технологии. Сб. науч. трудов. Отв. ред.: Плохова М.Б., д.п.н., Фрадкин Ф.П., д.п.н. – М.:НИИ АПН, РСФСР, 1982.

Каиров И.А. Основные вопросы перестройки школьного образования // Сов. педагогика. 1958. №11.

Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. – Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995.

Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе (Анализ зарубежного опыта).- М.: 1992.

Количество просмотров публикации: Please wait

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

&copy 2021. Электронный научно-практический журнал «Гуманитарные научные исследования».

Источник

История становления педагогической технологии. Многообразие подходов к трактовке понятия «педагогическая технология»

Особой разновидностью педагогических систем являются педагогические технологии.

В общем смысле технология это любая целенаправленная деятельность, осуществляемая по определенным операциям, правилам, этапам. В педагогике термин «технология» в самом общем смысле означает пути и средства достижения заданной цели обучения или воспитания.

В своем развитии идея педагогической технологии прошла ряд этапов.

Первый этап связан с идеей Я.А. Коменского сделать обучение «техническим», то есть таким, чтобы все, чему учат, не могло не иметь успеха. Так была сформулирована важнейшая черта педагогической технологии – гарантированность результата. Механизм обучения, приводящий к запланированным результатам, Я.А. Коменский назвал «дидактической машиной». Для нее важно: определить цели; обозначить средства достижения этих целей; отыскать правила пользования этими средствами. Вырисовывается своеобразный модуль, выступающий ядром любой педагогической технологии: цель – средства — правила их использования — результат. Но самого термина «педагогическая технология» Коменский не употреблял.

Второй этап. Термин «педагогическая технология» впервые появляется в 20-е годы XX века в работах по педологии, основанных на трудах по рефлексологии (И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, А.А. Ухтомский, С.Т. Шацкий).

Зарождение идеи педагогической технологии связано также с деятель-ностью А.С. Макаренко. В «Педагогической поэме» он писал, что «наше педа-гогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди». Он считал, что именно поэтому у нас просто отсутствуют все важные отделы педагогического производства: техно-логический процесс, учет операций, конструкторская работа, применение кон-структоров и приспособлений, нормирование, контроль, допуски и браковка.

В это же время распространилось и другое понятие — «педагогическая техника», которая в «Педагогической энциклопедии» 30-х годов была определена как «совокупность приемов и средств, направленных на четкую и эффективную организацию учебных занятий». К педагогической же технологии в 30-е годы было отнесено умение оперировать учебным и лабораторным оборудованием, использовать наглядные пособия, технических средств обучения. Данный подход к толкованию педагогической технологии получил наибольшее распространение в США, где впервые стали использоваться аудио-визуальные средства обучения (магнитофон, кино, радио, машины-тренажеры).

Так, в Индианском университете США в 30-е гг. были прочитаны студентам курсы по педагогическим технологиям. В 1946 г. в том же вузе был введен план аудиовизуального образования (автор плана — Л. Ларсон).

Третий этап. В середине 50-х годов XX в. возникает особый «технологический» подход к построению самого процесса обучения. Педагогические технологии признаны профессиональной категорией. В 1954 г. Б.Ф. Скиннер обосновал концепцию программированного обучения, базирующуюся на идее «оперантного», подкрепляемого научения по схеме «стимул – реакция». Суть данного подхода заключается в идее полной управляемости работой ученика.

Модель программированного обучения Скиннера предлагала учителю линейную технологию пооперационного обучения (тема — шаги — кадры), в которой предусмотрена обратная связь, то есть немедленный контроль правильности реализации каждого задания и возврат к предыдущему агу в случае ошибки.

В 1961 г. последователь Скиннера Д. Финн предложил новый термин: «обучающая технология». Он организовал в университете Южной Калифорнии отделение с одноименным названием.

В 1958 г. технологию Скиннера — Финна усовершенствовал Н.А. Кроудер, предложивший разветвленную схему программированного обучения с множественным выбором ответов из ряда предложенных и соответствующей обратной связью в зависимости от степени правильности ответа. Таким образом, обучающая технология стала адаптивной.

Продолжавшаяся в течение 60-х гг. борьба «скиннерианцев» и «кроудерианцев» закончилась компромиссом. В результате появилась комбинированная технология программированного обучения, сочетающая семы линейной и разветвленной технологий.

В середине 60-х гг. содержание понятия «педагогическая технология» подвергалось широкому обсуждению в педагогической печати за рубежом и на международных конференциях, где были определены два направления его толкования в зависимости от уровня и результатов исследований в данной области в различных странах. Сторонники первого продолжали связывать технологии с применением ТСО (technology in education).

Данного подхода долго придерживались и в СССР, хотя понятие «технология» в СССР в те времена не употреблялось по идеологическим соображениям. В 1965 г. при АПН СССР был организован НИИ школьного оборудования и ТСО. В соглашении, заключенном с ЮНЕСКО и Программой развития ООН, была определена основная задача этого центра – изготовление новых современных материалов по технологии обучения и создании системы подготовки специалистов, развитие необходимых научных исследований.

Представители второго направления главное видели в том, чтобы повысить эффективность организации учебного процесса (technology of education) и преодолеть отставание педагогических идей от стремительного развития техники. Таким образом, первое направление было обозначено как «технические средства в обучении», второе, возникшее чуть позже, как «технология обучения» или «технология учебного процесса».

Массовая разработка и внедрение технологий обучения в практику школы началось в 60—70-е гг. в Европе и США и связано с работами Б. Блума, Дж. Брунера, Г. Гейса, В. Каскарелли, Дж. Кэролла, Д. Хамблина. В советской педагогике анализ опыта зарубежных авторов обобщен в исследованиях Т.А. Ильиной, М.В. Кларина.

Итог данного этапа: признание ПТ объектом изучения и стремительный рост количества вузов, разрабатывающих собственные программы подготовки специалистов в области ПТ. В 1980 г. в США 788 факультетов готовили студентов по ПТ.

Четвертый этап(80—90-е годы)связан с признанием ПТ отраслью теоретического знания в педагогике. Второй подход (technology of education) полностью возобладал. Проблема технологий стала одной из наиболее обсуждаемых в педагогике. Посвященная ей научно-педагогическая литература насчитывает сотни наименований. Однако единого понимания термина «педагогическая технология» ученые так и не достигли. Существуют десятки определений педагогической технологии, существенно от­личающихся друг от друга. Приведем некоторые из них:

термин педагогическая технология зародился в сша в каком году. edugr4. термин педагогическая технология зародился в сша в каком году фото. термин педагогическая технология зародился в сша в каком году-edugr4. картинка термин педагогическая технология зародился в сша в каком году. картинка edugr4

· систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования (глоссарий ЮНЕСКО);

· специальный набор и компоновка форм, методов, приемов обучения, воспитательных средств; другими словами, организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев);

· проект определенной педагогической системы, реализуемой на практике (В.П. Беспалько);

· научное обоснование характера педагогического воздействия на ребенка в процессе взаимодействия с ним, научно-педагогическое обоснование системы профессиональных умений педагога, позволяющих осуществить тонкое прикосновение к личности ребенка (Н.Е. Щуркова).

Мы будем придерживаться следующего определения: педагогическая технология — это последовательная, взаимосвязанная система действий педагога и учащихся, направленных на достижение диагностически поставленных педагогических целей(В.А. Сластёнин).

Помимо прочего, педагогическая технология — это также часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирую­щая педагогические процессы.

В литературе иногда педагогическая технологияупотребляется как синоним педагогической системы.Но понятие системы шире технологии, и включает, в отличие от последней, и самих субъектов деятельности, и содержание этой деятельности.

Можно сказать так: педагогическая технология — педагогическая система в динамике, в функциональном режиме.

Понятие «методика» означает процедуру использования комплекса методов и приемов обучения и воспитания безотносительно к деятелю, их осуществляющему. Отличия педагогической технологии от методики обучения или воспитания:

1. Методика не требует от учителя предварительного проектирования, поскольку тема учителю хорошо знакома, он проводил урок по данной теме много раз. ПТ требует тщательной разработки каждого урока, каждой темы.

2. В отличие от методики, ПТ может быть описана как цепочка педагогических действий, операций (т. е. как алгоритм).

3. В отличие от методики, ПТ предполагает разработку содержания и способов организации деятельности не только педагога, но и воспитанников.

4. В отличие от методики, ПТ разрабатывается на основе конкретной методологической (философской, психологической) концепции.

5. В отличие от методики, ПТ требует диагностического целеобразования. В методике учитель формулирует цели через собственную деятельность или через изучаемое содержание. В ПТ — через действия учащихся, являющиеся ожидаемым результатом урока или всей темы.

6. Признак технологии — наличие оперативной обратной связи и коррекции процесса обучения (воспитания). Если в методике применяется, как правило, эпизодический контроль (учащиеся опрашиваются по разным вопросам в разные дни) и итоговый – в конце темы, что в ПТ — объективный систематический контроль качества образования + диагностика развития личности каждого школьника по ходу образовательного процесса. Поэтому необходимой частью педагогической технологии являются диагностические критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.

7. ПТ, в отличие от методики, должна быть, с одной стороны, воспроизводима любым учителем, а с другой — должна гарантировать достижение государственного образовательного стандарта всеми учениками. ПТ отличается от методики отсутствием многих «если» (если талантливый учитель, если способные дети, хорошие родители…).

Иногда методики входят в состав технологий, а иногда, наоборот те или иные технологии входят в состав методик обучения или воспитания.

Методологические требования к разработке педагогической технологии:

а) концептуальность (опора на научные концепции);

б) управляемость (диагностическое целеполагание, планирование и про-ектирование, варьирование средств);

в) системность (логическая взаимосвязь частей и структурно-содержа-тельная целостность технологии, придающая ей заданные качества);

г) воспроизводимость (возможность воспроизведения технологии други-ми учителями);

д) эффективность (оптимальность временных и экономических затрат для достижения определенного стандарта).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *