термин психология был введен в каком веке
Психология
Психоло́гия (др.-греч. ψυχή — душа; λόγος — знание) — академическая и прикладная наука о поведении и психических процессах.
Научная психология — система теоретических (понятийных), методических и экспериментальных свойств познания и исследования психических явлений; переход от неограниченного и разнородного описания этих явлений к их точному предметному определению, к возможности методической регистрации, экспериментального установления причинных связей и закономерностей, обеспечения преемственности своих результатов.
Психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, то есть психики как особой формы жизнедеятельности, а также психику животных.
Содержание
Предмет психологии
Предмет психологии в традиционных представлениях
Развитие взглядов на предмет психологии российских авторов
В начальный период становления советской психологии вопрос о её предмете не привлекал особого внимания. После 1 Всесоюзного съезда по изучению поведения человека (1930 г.) в советской психологии установилось разъяснение предмета психологии в виде указания на хорошо знакомые каждому человеку по его собственному опыту «наши ощущения, чувства, представления, мысли».
По мнению Гальперина П. Я., предметом психологии является ориентировочная деятельность. При этом в данное понятие включаются не только познавательные формы психической деятельности, но и потребности, чувства, воля. К. К. Платонов считает предметом психологии психические явления.
Таким образом, предметом психологии являются психические процессы, свойства, состояния человека и закономерности его поведения. Существенным моментом при этом оказывается рассмотрение порождения сознания, его функционирования, развития и связи с поведением и деятельностью.
Объект психологии
Существует много различных точек зрения на то, что изучает психология. Психология должна отвечать на вопрос о том, почему носитель психики ведёт себя так или иначе [источник не указан 320 дней] (поведение животных исследует раздел психологии «зоопсихология» и раздел зоологии «этология»).
Для описания того теоретического конструкта, которым можно объяснить поведение человека, существуют разные названия, наиболее частое из которых — психика. [источник не указан 320 дней] Однако, например, бихевиористы отвергают задачу исследования любых ненаблюдаемых переменных, которые могли бы определить поведение, настаивая на том, что только само поведение и определяющая его внешняя ситуация могут быть предметом исследования.
Разделы психологии
Существует большое число разделов психологии, занимающихся изучением отдельных частей её предмета.
Традиционно разделы психологии подразделяют на 2 большие группы:
Место психологии в системе наук
Психология активно взаимодействует с большим количеством других наук и отраслей научного знания. Это взаимодействие проявляется, прежде всего, в создании отраслей психологии, являющихся смежными, прикладными отраслями научного знания, исследующими закономерности объективной действительности с позиции предмета психологии. Например, связь психологии с антропологией устанавливается благодаря существованию такой фундаментальной отрасли психологии, как психологии личности; связь психологии с психиатрией выражается в существовании таких отраслей, как патопсихология, клиническая психология, психосоматика, психология аномального развития; связь с нейробиологией, анатомией и физиологией ЦНС обнаруживается реализуется через нейропсихологию, психофизиологию; связь с генетикой выражается в создании психогенетики; с дефектологией — в существовании специальной психологии; лингвистика, взаимодействуя с психологией, рождает психолингвистику; с юриспруденцией связь отчётливо проявляется в таких отраслях психологии, как судебная психология, психология жертвы, криминальная психология, психология расследования преступлений.
История
Античность
Ранние античные авторы нередко уделяли в своём творчестве внимание проблемам природы человека, его души и разума. До настоящего времени из всего спектра взглядов древних авторов дошла лишь классификация темпераментов Гиппократа, хотя многие идеи Платона оказали влияние на развитие философских основ представлений о психике, в частности, представление о человеке, как существе, раздираемом внутренним конфликтом мотивов, нашло своё отражение в психоаналитических представлениях о структуре личности. Как и у большинства других наук, «дедушкой» психологии справедливо можно назвать Аристотеля, в своём трактате «О душе» давшего развёрнутый анализ предмета психологического исследования.
Средние века
Средневековые работы о психологии в Европе были в целом сконцентрированы на вопросах веры и разума, в заметной степени христианскими философами, начиная с Фомы Аквинского, были заимствованы идеи Аристотеля. Из восточных учёных внимание психологическим вопросам уделял Ибн Сина (Авиценна).
Новое время
В 1590 году Рудольф Гоклениус впервые использует термин «психология» для обозначения науки о душе. Его современник Оттон Касман считается первым, кто употребил термин «психология» в современном научном смысле.
XVIII век
3 августа 1795 года британский королевский астроном Невил Маскелайн впервые обнаружил ошибки, допущенные его ассистентом Дэвидом Киннбруком в расчётах. Киннбрук был уволен, но анализ ошибок, проведенный другим астрономом — Фридрихом Беззелом, положил начало систематическому изучению времени реакции, индивидуальных различий и «ментальной хронометрии» (mental chronometry), как критериев когнитивных процессов. Представители нового времени (например Декарт) считали что тело и душа имеют разную природу-это был новый взгляд на проблему психологии. «Душа и тело живут и действуют по разным законам и имеют разную природу» Декарт.
XIX век
Девятнадцатый век стал для психологии веком постепенного зарождения её как научной дисциплины, выделения соответствующих областей из философии, медицины, точных наук.
Эрнст Вебер исследует зависимость интенсивности ощущений от интенсивности вызывающих их стимулов.
Герман Гельмгольц исследует нервную систему как основу психики, формулирует представления об «автоматических умозаключениях», лежащих в основе восприятия пространства.
Однако главное имя в истории оформления психологии как науки — Вильгельм Вундт. Ученик и соратник Гельмгольца, Вундт в 1879 году открыл первую в мире психологическую лабораторию, в которой проходили исследования феноменов сознания методом интроспекции. Этот год считается годом рождения психологии как науки.
XX век
Первые десятилетия
Самое начало двадцатого века отмечено бурным ростом нескольких направлений. С одной стороны, активно развивается психоанализ — школа психотерапии, первоначально основанная на работах Зигмунда Фрейда, в которых человек описывался как система из нескольких независимых структур личности, борющихся друг с другом — Оно (Ид), Я (Эго), Сверх-Я (Суперэго). В этом конфликте Оно представляет собой биологические потребности человека, из которых основное внимание психоаналитики уделяли сексуальной потребности, а Сверх-Я представляет собой требования социума, культуры. Развитие этой школы оказало сильное влияние не только на практику, но и на науку, заставив учёных обратить внимание на феномены, находящиеся за пределами сознания, на неосознаваемые детерминанты психической деятельности. Идеи первой психоаналитической школы Зигмунда Фрейда развивали также Альфред Адлер и Карл Густав Юнг.
В США активно развивается бихевиоризм — основанная Дж. Уотсоном школа психологии, базирующаяся на работах И. П. Павлова и Э. Торндайка о научении. Бихевиористы следовали позитивистскому требованию об исключении из рассмотрения науки всех явлений, кроме непосредственно наблюдаемых. Человек рассматривался как «чёрный ящик», в который входят стимулы, а выходят — реакции на эти стимулы.
В Германии развивается гештальтпсихология (М. Вертгеймер, К.Коффка, В.Кёлер), являющаяся дальнейшим развитием на пути изучения феноменов сознания. В отличие от предшественников, гештальтисты не пытались выделить «кирпичики», из которых построено сознание, напротив, они полагали основным своим законом, что «целое всегда больше суммы составляющих его частей». В рамках этой школы было открыто много феноменов восприятия и мышления.
Первая мировая война стимулировала развитие прикладных аспектов психологии, в первую очередь — психодиагностики, так как армии требовалось средство оценки возможностей солдат. Разрабатываются тесты интеллекта (А. Бине, Р.Йеркс).
1930—1940-е годы
В Германии приходят к власти нацисты, вследствие чего многие психологи (среди которых было немало евреев) вынуждены эмигрировать в США. Гештальтпсихология практически прекращает своё существование, однако К. Левин и последователи гештальтистов становятся основными фигурами американской социальной психологии. Тем не менее такие мыслители как Карл Густав Юнг и Мартин Хайдегер остаются работать в нацисткой Германии. Юнг продолжает развивать свое учение о коллективном бессознательном, в 1934 году он выпускает одну из своих фундаментальных работ «Архетипы и коллективное бессознательное».
Среди бихевиористов, с одной стороны, начинаются попытки, сохраняя естественно-научный фундамент, внести в объяснение поведения внутрипсихические переменные (Э. Толмен, К. Халл), с другой стороны Б. Ф. Скиннер развивает «радикальный бихевиоризм», развивая теорию оперантного научения.
Ж. Пиаже публикует результаты исследований мышления, в которых были обнаружены сходные типы ошибок у детей одного возраста, которых уже практически не встречается у более старших детей.
Активно развивается психологическая и психотерапевтическая практика. Психоанализ делится на множество ветвей, на его основе формируются альтернативные формы психотерапии (гештальттерапия и др.).
Л. С. Выготский формулирует основные принципы культурно-исторической психологии, основанные на марксизме. В рамках этого направления постулировалась необходимость изучать личность непосредственно в процессе развития, протекающем под влиянием истории и культуры. На базе этого направления в дальнейшем была построена теория деятельности.
Постановление 1936 года «О педологических извращениях в системе наркомпросов», ликвидировавшее педологию, на несколько десятилетий практически замораживает развитие психологической науки в СССР.
Вторая мировая война вызывает новый всплеск активности психологов в области прикладных технологий. Особое внимание уделяется социальной психологии и эргономике.
1950—1960-е годы
Эти десятилетия являются эпохой расцвета психологической науки, активного роста во множестве направлений. В современных учебниках большая часть материала посвящена экспериментам и исследованиям, проведённым именно в этот период.
Теория бихевиоризма не могла дать ответы на многие вопросы, которые ставила перед наукой развивающаяся промышленность и военные технологии. Разработка максимально эффективных форм представления информации на пультах управления сложными устройствами и другие задачи требовали активного изучения не только простых реакций на стимулы, но сложных механизмов, лежащих в основе восприятия. Вследствие подобного запроса начинает развиваться область, которая позднее получит название «когнитивная психология» — ведёт свои исследования механизмов внимания Д. Бродбент, публикует знаменитую статью про «Магическое число семь плюс-минус два» Дж. Миллер.
Активно развиваются техники модификации поведения на основе теории бихевиоризма. Дж. Вольпе разрабатывает технику систематической десенсибилизации, которая оказывается весьма эффективной в лечении различных видов фобий.
На фоне этого появляются гуманистическая психология и психотерапия как попытка преодолеть сведение человека к автомату или животному (теории бихевиоризма и психоанализа). Гуманистические психологи предлагают рассматривать человека как существо более высокого уровня, наделённое свободой воли и стремлением к самоактуализации.
Происходит бурное развитие социальной психологии в США. Проводят свои знаменитые исследования Соломон Аш, Музафер Шериф, Стэнли Милгрэм, Леон Фестингер и другие известные психологи.
В конце 60-х годов вместе с ростом популярности Нью-Эйдж-культуры психология испытывает сильное влияние со стороны мистики; на волне успеха исследований психоделических веществ и новых областей сознания возникает трансперсональная психология, а также развивается ряд школ тренингов личностного роста, из которых некоторые со временем превращаются в религиозные культы: (саентология, лайфспринг).
В 1966 году создаются факультеты психологии в МГУ и ЛГУ, а также кафедра психиатрии и медицинской психологии в РУДН, что демонстрирует прекращение 30-летних гонений на психологов. В заметной степени это было связано с появлением спроса на психологов на производстве и в армии. В СССР активно развивается инженерная психология. Однако в силу объективных причин отечественной психологии приходится оставаться крайне идеологизированной в соответствии с марксистско-ленинскими построениями, — данное обстоятельство придаст её дальнейшему развитию определённую специфику. И по сей день марксистско-ленинские теории (см. теорию отражения) так или иначе сохраняют влияние на программу подготовки специалистов-психологов в некоторых вузах России.
1970—1980-е годы
Происходит бурный рост когнитивной психологии, которая шла по пути постепенного опровержения своих исходных постулатов о сущности человеческой психики как системы переработки информации с ограниченной пропускной способностью. В этот период психология устанавливает активные связи с лингвистикой, что стало неизбежным после «хомскианской революции»; возникает психолингвистика.
В остальных областях психологии происходит стабильный рост и накопление знаний, вместе с тем вновь обостряется ощущение «вечного кризиса» психологической мысли, так как ни одно из действующих направлений не даёт надежды на скорое появление действительно полной и объясняющей поведение человека теории.
Современность
Психологи
Психолог — человек с психологическим образованием, выполняющий профессиональную деятельность в области психологии как науки, психологической помощи или прикладных исследований.
Следует обратить внимание на то, что деятельность психологов в Российской Федерации не является лицензируемой, а наименование «психолог» — защищённым законодательством званием.
То или иное формальное право называть себя психологами имеют люди, получившие профильное психологическое образование следующих форм и ступеней:
Кроме того, формальное право называть себя психологами могут люди, имеющие степень кандидата или доктора психологических наук.
Происхождение термина «психология»
«Мнения историков о том, кто изобрел слово «психология», расходятся. Одни считают его автором соратника Лютера Филиппа Меланхтона, другие — философа Гоклениуса, который применил слово «психология» в 1590 году для того, чтобы можно было обозначить им книги ряда авторов.
Это слово получило всеобщее признание после работ немецкого философа Христиана Вольфа, книги которого назывались «Рациональная психология» (1732) и «Эмпирическая психология» (1734). Учитель же Вольфа — Лейбниц пользовался еще термином «пневматология». До XIX века это слово не употреблялось ни в английской, ни во французской литературе.
Об использовании слова «психолог» (с ударением на последнем слоге) в русском языке говорит реплика Мефистофеля в пушкинской «Сцене из Фауста»: «Я психолог. о вот наука. » Но в те времена психологии как отдельной науки не было. Психолог означал знатока человеческих страстей и характеров.
В XVI веке, когда возникло слово «психология», под душой и логосом понималось нечто иное, чем в период античности. Если бы, например, спросили у Аристотеля (у которого мы впервые находим не только разработанную систему психологических понятий, но и первый очерк истории психологии), к чему относится знание о душе, то его ответ существенно отличался бы от позднейших, ибо такое знание, с его точки зрения, имеет объектом любые биологические явления, включая жизнь растений, а также те процессы в человеческом теле, которые мы сейчас считаем сугубо соматическими (вегетативными, растительными)».
Петровский А.В., Ярошевский М.Г., Теоретическая психология, М., «Академия», 2003 г., с. 104-105.
Экспертом портала TREKO.RU И.Л. Викентьевым прислана дополнительная информация:
Ж. Годфруа, Что такое психология, том I, М., «Мир», 2005 г., с. 84.
Введение в психологию: предмет, история формирования
Введение в психологию
С. А. Рубинштейн говорил в свое время, что психология – это относительно молодая, но в тоже время очень старая наука. Ее история насчитывает более тысячи лет, но впереди у нее не менее долгое будущее. Психология как самостоятельная научная дисциплина существует всего несколько десятков лет, однако с тех самых пор, как существует философия, основная проблематика психологии занимает философскую мысль.
История формирования предмета психологии
Можно сказать, что психология начала интересовать человека, начиная с первобытных времен, когда наши далекие предки задавали себе вопросы об окружающем их мире, о своих видениях, переживаниях, взаимоотношениях, о причинах тех или иных поступков, о том, что ждет их после смерти.
Люди предпринимали попытки объяснить духовную деятельность, делая предположения о том, что внутри их тела заключено другое существо, которое занимается расшифровкой того, что ощущает кожа, видят глаза или слышат уши. Это существо получило название «душа». Древние наделяли душу способностью покидать тело и свободно путешествовать, когда человек засыпает. Считалось, что в момент физической смерти человека, душа покидает его тело навсегда. Такое верование было широко распространено в древности и до сих пор существует у народов, которые находятся на примитивных ступенях развития общества.
Однако, духовный мир человека становился все сложнее, это привело к тому, что многие поступки и переживания стало трудно объяснить с точки зрения существования души. Тогда люди начали придумывать себе богов. Действием таинственных и могучих сил стали приписывать мысли и поступки, не поддающиеся объяснению.
Примерно за 800 лет до нашей эры известный греческий поэт Гомер описал каким образом боги вмешивались в жизнь людей в своих произведениях «Одиссея» и «Илиада». Боги могли отобрать смелость воина в бою или, наоборот, сделать его отважным, могли заставить человека влюбиться, управляли их чувством мести или гневом. Первое определение и название психологии дала именно греческая мифология.
Сын Афродиты Эрот влюбился в красивую, но смертную, девушку по имени Психея. Его мать, была очень недовольна тем, что ее сын, бог, захотел связать свою судьбу с простой женщиной. Афродита приложила все свои усилия, чтобы разлучить Эроса и Психею, заставляла девушку пройти через множество испытаний. Однако любовь Психеи была столь велика, а желание вновь увидеть возлюбленного сильно, что это сильно впечатлило древних богинь и богов. Они пришли на помощь девушке в ее испытаниях. Верховный бог Зевс превратил Психею в богиню, и влюбленные смогли всегда быть вместе.
Греки считают, что этот миф описывает образец истинной любви, не ведающей преград. Для них Психея – смертная, ставшая бессмертной, являет собой образец души, находящейся в поисках своего идеала.
Рисунок 1. Каждый человек может попасть в неприятные ситуации
Наши предки, во всех соих бедах винили богов, которые награждали или наказывали, в зависимости от своих желаний.
Термин «психология» был образован из греческих слов psyche (душа) и logos (учение, наука). Немецкий философ Христиан Вольф впервые ввел это понятие в науку в XVIII веке. Однако самостоятельность психология обрела в 1879 году, когда в Лейпцигском университете была создана первая в мире психологическая лаборатория и стали читаться лекции по этому предмету. До этого момента психология считалась одним из разделов философской науки. 1879 год стал годом рождения психологии как самостоятельной науки.
В XIX веке, когда психология превратилась в самостоятельную науку о сознании человека, В. Вундт раскритиковал все прежние представления о предмете психологии и ее терминологии. Он полагала, что необходимо забыть о психологии, как науке о неподвластной изучению, мифической душе, и обратить внимание о сознании, точнее говоря, о структурах сознания.
В. Вундт советовал своим ученикам и последователям изучать те процессы, которые одновременно доступны и внутреннему, и внешнему наблюдению, и имеют не только психологическую, но и физическую причины.
Если обратиться к таким наукам как химия и физика, то становится понятно, что успеха эти дисциплины смогли достичь благодаря разделению какого-либо вещества на простейшие составляющие. Выделив и подвергнув изучению эти составляющие, ученые могут создавать теории, которые объясняют строение материи, могут отрыть перспективу для своих будущих экспериментов.
В. Вундт и его коллеги попытались использовать такой же подход при анализе сознания человека. Они занимались выявлением и описанием его простейших элементов (структур). Такой структуралистический подход в психологии стал очень популярным.
Суть подхода заключается в следующем: сознание разбивается на отдельные психические элементы, подобно тому, как на отдельные дольки делится целый апельсин.
Последователи структуралистического подхода полагали, что подробное и детальное описание этих элементов и является главной ролью психологии как науки.
Достигать цели структуралистического подхода помогал его основной метод самонаблюдения (интроспекции), который заключался в том, что испытуемый проходил предварительную подготовку, после чего его просили описать свои чувства в той или иной ситуации.
Метод самонаблюдения имеет два существенных недостатка. Первый состоит в том, что интроспекция – довольно субъективный метода анализа, так как каждый испытуемый описывает только собственные переживания или впечатления, которые могут не совпадать с чувствами другого испытуемого: одному свет показался слишком ярким, другому будет комфортно при таком же освещении; то, что одному было неприятным, другому покажется приятным и т. д.
Второй недостаток заключается в том, что чувства и ощущения одного и того же человека могут меняться каждый день: то, что доставляло неудобство во вторник, в четверг может оказаться приятным, а в субботу вызвать лишь безразличие.
Современная психологическая наука
Итогом стало то, что психологи пришли к заключению о том, что «атомы» сознания человека не походя на обычные, например атомы меди. Сознание не может состоять из статичных элементов, оно находится в непрерывном процессе развития и изменения. Сознание нельзя измерить при помощи субъективного метода интроспекции.
Поэтому, несмотря на то, что понимание психологии как науки о структурах сознание было популярно в течении нескольких лет, от него вскоре отказались.
Вот как описывались исследования В. Вундта и его соратников в 1879 году. Испытуемый заходил в лабораторию, где в зависимости от проводимого исследования, ему предоставлялась возможность воспринимать некоторые феномены: краски, чья яркость возрастала или убывала, звуки различной природы и интенсивности. При этом испытуемый находился в комфортной для него позе и его уже ознакомили со словарем терминов и сутью метода интроспекции, состоящем в необходимости ясно осознавать происходящее и документировать свои переживания в момент воздействия стимула. Испытуемый должен был своими словами описать ощущения и связь межу ними и сопровождающими их чувствами. Например, «зеленый цвет успокаивает», «красный цвет раздражает», «этот звук более приятен, чем предыдущий» и т. д. Таким образом экспериментаторы пытались исследовать содержание сознания человека.
Стремительный XX век принес обострение социальных и экономических проблем, которые нуждались в быстром решении. Психологию призвали стать одним из инструментов, который бы позволил человеку достичь гармонии с миром и собой и решить собственные проблемы. Кроме этого, открытия в физиологии нервной системы и новые точки зрения в психиатрии, стимулировали молодую науку психологию искать новые направления для своих исследований.
На сегодняшний день, не существует единой психологии, но есть ее направления, научные школы и течения. Термин «психология» в современном мире употребляется в соединении с другим словом: советская психология, детская психология, психология сознания и т. д.
В то же время нельзя смешивать школы и течения в психологии с ее отраслями, которые отражают сложный процесс внутренней дифференциации науки.
Отрасли науки психологии классифицируются по разным основаниям:
Дифференциация психологии, прежде всего, решает практические задачи, которые стоят перед этой наукой. Каждая отрасль науки решает свои специфические проблемы и изучает свои темы. Например, возрастная психология занимается созданием теории становления психики человека в онтогенезе; педагогическая психология ставит своей целью научно-психологическое обоснование педагогической деятельности.
Механизм формирования научных школ, течений и направлений в психологии иной. Здесь, научные направления различаются по своему понятийному строю, предмету, объяснительным схемам и изучаемым проблемам. В них предстает под определенным углом психологическая реальность человека. Отдельные стороны психической жизни личности выходят на первый план, одни из них изучаются детально и основательно, другие получают узкую интерпретацию или не подвергаются изучению вовсе.