терминатор без шварценеггера какая часть
Все фильмы про Терминатора — от худшего к лучшему
В кинотеатрах вовсю идет «Терминатор: Темные судьбы», игнорирующий все фильмы серии после «Судного дня». Разбираемся, какое место занимает настоящий триквел в рейтинге всех фильмов о роботе T-800.
6 место
Кадр из фильма «Терминатор: Генезис»
Трудно сказать, чего фанаты ждали от «Генезиса», но создатели среди прочего обещали масштабную историю, которая наконец-то свяжет будущее, настоящее и прошлое, 2029, 2017 и 1984 годы. К тому же на огонек заглянул сам Арни, который медленно, но верно возвращался к актерству после политической карьеры.
Как оно обычно и бывает, замах на рубль привел к удару на копейку — Skynet стал невыговариваемым Genisys, а Джон Коннор — внезапно Терминатором. И это только верхушка айсберга, сюжет фильма — про техническое исполнение «Генезиса» лучше промолчать. Вселенная «Терминатора» стала в разы запутаннее, так что решение в «Темных судьбах» стереть все, что было после «Судного дня», выглядит не просто оправданным, а необходимым.
5 место
Кадр из фильма «Терминатор: Темные судьбы»
Последний (на данный момент) сиквел «Терминатора» позиционировал себя как возвращение к истокам и «то самое» продолжение, которое мы ждали ещё со времён «Судного дня». Но правда в том, что лучшее продолжение «Судного дня» — это никакого продолжения, и в своих попытках углубить посылы франшизы «Тёмные судьбы» лишь повторяют ошибки «Генезиса» и «Восстания машин».
Это, как и «Восстание машин», прямое продолжение «Терминатора 2», заново обостряющее конфликт людей и «Скайнета» (в данном случае — «Скайнет»-заменителя, что даже объяснено забавной моралью про то, что «люди ничему не учатся»). Как и в «Да придёт спаситель», большую роль тут играют сцены в постапокалиптическом будущем. От «Генезиса» в «Тёмные судьбы» перекочевали комичные отсылки и прочие постмодернистские хохмы. Можно было предположить, что команда сценаристов (а их там именно что команда, аж 7 человек, включая самого Кэмерона и Дэвида С. Гойера) вобрала в новую часть всё лучшее, что придумали их предшественники, и наконец-то собрала всё в удобоваримую историю. На деле — скорее сбросила всё в кучу, сделав такого «»Терминатора» в вакууме».
4 место
Кадр из фильма «Терминатор 3: Восстание машин»
После колоссального успеха второго «Терминатора» студия, конечно, не могла просто так бросить франшизу — даже несмотря на то, что сиквел логично завершал историю, а вырезанный хеппи-энд так и вовсе не давал никаких шансов на продолжение. Кэмерон отказался возвращаться к тому, что, на его взгляд, было закончено, но продюсеров это, конечно, не остановило: собрав огромный бюджет в 200 миллионов долларов (самый большой зафиксированный бюджет фильма на тот момент), перелопатив актёрский состав и пригласив ремесленника Джонатана Мостоу, они сняли «Терминатор 3: Восстание машин». Сиквел, который пытается быть больше, круче и эффектнее своих предшественников, но не имеет ни их фантазии, ни режиссёрского таланта Кэмерона. К тому же позорно отменяет всё, к чему франшиза шла нарративно, чтобы найти очень глупый предлог для продолжения истории.
3 место
Кадр из фильма «Терминатор: Да придет спаситель»
Для тех, кто всегда думал, что франшиза на самом деле про страшное и неминуемое будущее, в котором люди сражаются с искусственным интеллектом, и был создан «Терминатор: Да придет спаситель». Постапокалиптичный 2018 год, Джон Коннор — один из командиров сопротивления, который сражается за будущее Земли против «Скайнета» и бесчисленной армии терминаторов.
Мало того что громоздкий 200-миллионный фильм в серии без самого Терминатора — идея, мягко говоря, глупая, так еще и на место режиссера посадили МакДжи — не самого талантливого постановщика, который прославился «Ангелами Чарли». А еще за два месяца до премьеры студия полностью изменила концовку со смертью Джона Коннора, но это уже так, мелочи. «Да придет спаситель» — это проходной блокбастер о битве за будущее, что уж говорить про фильм из серии «Терминатор».
2 место
Кадр из фильма «Терминатор 2: Судный день»
Пожалуй, один из лучших сиквелов всех времён, который, как и любое хорошее продолжение, не эксплуатирует достоинства оригинала, а переосмысливает их. Второй «Терминатор», сохраняя фундамент угрюмого триллера про противостояние с неизбежностью судьбы, вдруг переводит перспективу на ребёнка и сам вместе с маленьким Джоном Коннором начинает смотреть на историю через наивно-тёплую оптику: пока за героями охотится неубиваемый Т-1000, суровый Т-800 учится улыбаться и не убивать зазря людей. Именно второй «Терминатор» навсегда закрепил франшизу в культурном коде, а Джеймса Кэмерона сделал главным блокбастерным режиссёром современности.
1 место
Кадр из фильма «Терминатор»
«Судный день» — это шедевр на века и попросту образцовый блокбастер, но назвать его главным фильмом в серии язык ни за что не повернется, потому что первый «Терминатор» изменил все и перевернул игру. Фильм дал путевку в жизнь Арнольду Шварценеггеру и Джеймсу Кэмерону, создал формулу идеального боевика, которую улучшила вторая часть, а еще подмял под себя поп-культуру. Прозвучавшая тогда строчка I’ll be back стала не просто культовой, но и пророческой.
Упрощенная история, непрекращающийся экшен с режиссурой Кэмерона и харизматичный злодей с запоминающимися фразами — все, что нужно, чтобы малобюджетный фильм стал мгновенной классикой. «Терминатор» — это триллер о преследовании, драма о выживании и научная фантастика о путешествиях во времени. Три жанра — один великий фильм.
Надеемся, вам понравилась наша подборка, а теперь вы можете отметить фильмы, которые смотрели, и рассказать об этом друзьям!
Каким получился «Терминатор: Темные судьбы» — и почему следующий фильм вселенной может выйти куда лучше
Терминатор Т-800 — единственный персонаж, дважды вошедший в список 100 лучших героев и антигероев в истории Голливуда по версии Американского института кино. Сперва он оказался там как антагонист, а потом — как протагонист. То же самое и с самой франшизой «Терминатор»: ее первые две части — вершина достижений Голливуда в жанре экшен, но все, что делалось со вселенной после 1991 года, сложно назвать иначе как катастрофой. Не то чтобы третья, четвертая и пятая части саги были совсем позорными — просто каждая из них упускала огромное количество возможностей. И фанаты каждый раз переживали это, как болельщики, чья команда не добрала очков.
У этой катастрофы есть конкретная причина: сложная история с правами, которая до сих пор не дает Джеймсу Кэмерону стать единственным художественным руководителем предприятия, основанного им же 35 лет назад. Эта история, пожалуй, даже интереснее самих «Темных судеб»: в ней фигурируют пророческие сны, преступления на съемочной площадке, свадьбы и разводы и такой малоизвестный факт, как то, что самый кассовый режиссер мира работал обычным водителем грузовика, пока не посмотрел «Звездные войны». Но сначала — о «Темных судьбах».
Хорошая новость: снятый режиссером «Дэдпула» Тимом Миллером фильм исходит из дерзкой предпосылки, что после «Терминатора-2» во вверенной ему вселенной ничего не происходило. Трех следующих частей будто бы и не было. Так что Сара Коннор и Т-800 смогли защитить Джона Коннора от жидкокристаллического киборга, а человечество — от ядерной войны. Но минули годы — и уже в наши дни беда вновь повторилась. Просто теперь обиженный искусственный интеллект зовется не «Скайнет» (или «Скайнетом» — мы так и не знаем, какого пола ИИ), а «Легионом». Но в будущем люди вновь будут прятаться от машин в канализациях — а в прошлое (кажется, в 2019 год) вновь отправятся герой и злодей.
Только их целью в этот раз станет не американский мальчик Джон, а мексиканская девушка Дэни. Ее играет сериальная актриса Наталия Рейес, чья героиня, увы, окажется самой неубедительной во всем фильме. А бороться с новым жидкокристаллическим терминатором (его изображает Габриэль Луна — тоже далеко не такой демонический, как Роберт Патрик) будет девушка из будущего по имени Грейс. Она наполовину человек, наполовину машина, и сыгравшая этот симбиоз плоти и механики актриса Маккензи Дэвис, пожалуй, главная находка фильма. Начав пять лет назад в сериале «Остановись и гори» (где ей, по сути, выпала роль ожившей девушки из рекламы Apple «1984» — разом и программистки, и супермодели), она успела поработать в «Бегущем по лезвию 2049» с Райаном Гослингом, в «Талли» с Шарлиз Терон, и в лучшем из эпизодов «Черного зеркала» (серии «Сан-Хуниперо»). Будучи в каждой из этих ролей своего рода иллюзией, голограммой и призраком, Маккензи Дэвис и в «Терминаторе» все время находится немного вдали от остальных героев. То ли девушка, то ли видение, как бы банально это ни звучало.
А помогают Грейс и Дэни две благородные старые клячи: Сара Коннор в исполнении Линды Хамильтон и поседевший робот Т-800 — конечно же, Арнольд Шварценеггер. Увы, сложность и красоту характера Коннор новым сценаристам (их аж семь человек, и присутствие среди них Кэмерона и его единомышленницы и бывшей супруги Гейл Энн Херд явно номинально) передать не удалось — и из официантки, ставшей матерью мессии, она превратилась в чрезмерно ворчливую вояку, которая прячет морщины под знаменитыми солнцезащитными очками. Зато Шварценеггер в роли Т-800 веселится как никогда: его персонаж завоевывает зрительские симпатии то юмористическими монологами, то демонстрацией собачьей преданности людям, которых он поклялся защищать. Настоящий Железный дровосек из доброй и мудрой сказки.
И наконец, последняя удача этого двухчасового фильма состоит в том, что он сохранил мрачное ощущение из боевиков 1980-х и 1990-х, в которых злодеи всегда были смертоноснее героев. И первый, и второй «Терминатор» — не только фантастика, но и триллеры: зло в них было всесильно и беспощадно, а добру только и оставалось, что убегать или приносить себя в жертву. То же самое происходило, например, и в фильме «Харли Дэвидсон и Ковбой Мальборо». Пули хороших парней в нем отскакивали от черных бронежилетов парней плохих. «Матрица» с ее неуязвимыми агентами стала, пожалуй, последним фильмом с таким явным силовым преимуществом зла над добром. Вспомнить кинокомикс или блокбастер XXI века, в котором за героев было бы по‑настоящему страшно, не так уж и просто. «Темные судьбы», к их чести, пытаются вернуть это ощущение угрозы: перед нами двухчасовая погоня, в которой Грейс, Дэни, Сара и Т-800 раз за разом проигрывают врагу.
Только из-за этого смотреть фильм и интересно — но между лихими и старомодными экшен-сценами он, увы, рассыпается на куски. Не спасают ни шутки, ни пасхальные яйца, ни эффектные флешфорварды в будущее, ни актуальные социальные послания вроде схватки святой женской троицы против жиденького патриархального строя.
Но возможно, в ваших глазах фильм спасет другая история — о том, как Джеймс Кэмерон сначала придумал «Терминатора», а потом сам же его потерял.
Дело в том, что канадец не всегда хотел стать режиссером. Его, вообще-то, интересовала физика, а женился он в первый из полдюжины раз, будучи простым водителем грузовика — и, кстати, на официантке (поэтому в «Терминаторе» Сара работает в дайнере, а героев преследует большая и зловещая машина). Но, увидев «Звездные войны», молодой человек решил связать свою жизнь сперва с производством спецэффектов и декораций, а затем и с режиссурой.
По иронии судьбы в американском авторском праве существует понятие termination law, которое позволяет авторам историй отозвать свою интеллектуальную собственность у голливудских студий спустя 35 лет после публикации. Сейчас Кэмерон и Херд будут пытаться запустить этот процесс. Так что именно после 2019 года права на «Терминатора», вышедшего в 1984 году, могут наконец-то вернуться к его родителям — людям, лучше других понимающим, как развивать этот проект. Поэтому у фанатов остается надежда, что фраза I’ll be back еще прозвучит с больших экранов — и прозвучит убедительнее, чем в «Темных судьбах».
«Терминатор»: все фильмы от худшего к лучшему
В серии «Терминатор» уже шесть фильмов и один телесериал. Только две части однозначно хороши, все остальные — в лучшем случае спорные. Но споры — это, чёрт возьми, интересно!
Мы в редакции «Мира фантастики» много обсуждали нового «Терминатора» и его предшественников. В итоге мы составили хит-парад — все фильмы о терминаторах от худшего к лучшему. О каждом мы расскажем, что он сделал для серии и почему занял именно это место.
Чтобы составить список, мы сравнили мнения авторов и редакторов МирФ, в первую очередь тех, кто уже видел новую часть. У каждого из них свой личный хит-парад, который в чём-то отличается от этого.
7. Терминатор: Генезис
Фильм, который считают худшим в серии почти все. Фильм, который добил франшизу. Он не стал для неё последним, но похоронил во многих веру, что в «Терминаторах» ещё возможно что-то интересное.
Будем справедливы к бедняге: даже у картины Алана Тейлора есть достоинства. Главное из них — Шварценеггер в роли пожилого терминатора Папса. Железный Арни в очередной раз показал себя хорошим комиком с мощной самоиронией. Кроме того, у фильма неплохое вступление, где нам в кои-то веки показывают машину времени и то, как Кайл Риз отправился в прошлое спасать Сару Коннор. Эта сцена могла бы стать отличным финалом всей серии.
Увы, это начало фильма, и после него сценарий слетает с катушек.
Но худшее, что сделал «Генезис», — поставил серию в положение, когда сюжет нет смысла продолжать. Если параллельных миров бесконечно много, то и эта волынка может тянуться вечно, не ведя ни к какому финалу. А значит, и смотреть на это нет смысла. Неудивительно, что при создании следующего фильма сюжет решили просто обнулить. Жаль только, что в нем наступили во многом на те же грабли.
О фильме
Только юмор — да еще удачное вступление — позволяет «Генезису» не стать полным провалом.
6. Терминатор: Тёмные судьбы
Фильм Тима Миллера призван был отменить всё, что выходило после «Судного дня». В первые же минуты он жестоко и внезапно расправляется с одним из героев нашего детства и стирает из канона трёх своих предшественников. Кажется, уже ничто не будет прежним. Всё начинается с нуля. После такого начала не знаешь, чего ждать дальше…
…а, нет, показалось. Через пару минут из будущего прилетают двое — один убивать, другой спасать. Плохой — тот, что из жидкого металла. Мы все знаем, чем это кончится.
«Тёмные судьбы» — самый несмелый и банальный из «Терминаторов». Создатели грозились обновить серию, а вместо этого уже в пятый раз показали знакомую историю. Сценарий собрал попурри из всего, что уже было: погоня на грузовике, терминатор-папаша, избранный лидер сопротивления, битва на заводе, киборг, жертвующий своё сердце, падение двух терминаторов в финале…
Среди немногих изменений — появились модные темы бедных мигрантов и сильных женщин. Сюжетные роли Кайла и Джона теперь исполняют воительница Грейс и мексиканка Дани, героини столь неоригинальные, что их имена приходится уточнять в Википедии. Самое обидное, что это случилось в серии, когда-то подарившей нам Сару Коннор — образцовую сильную героиню, маму-медведицу и ролевую модель для многих. Теперь же сценаристы лениво отработали социальный заказ по принципу «а давайте этим пол поменяем».
Наконец, фильм вытягивают ветераны. Линда Хэмилтон хороша в образе саркастичной бабули Сары, а Шварценеггер не просто пародирует свой образ, но и возвращает ему каплю трагизма. В общем, «Тёмные судьбы» — проходная часть, но хотя бы не худшая.
О фильме
Разбираем «Терминатора: Тёмные судьбы»
Новый «Терминатор» вызвал у наших авторов противоречивые эмоции, так что мы решили обсудить фильм, а не просто написать рецензию.
5. Терминатор 3: Восстание машин
По общему мнению, именно с фильма Джонатана Мостоу «Терминаторы» начали скатываться.
Именно здесь берут начало проблемы серии. Здесь впервые отменили концовку предыдущего фильма, чтобы повторить уже пройденное. Казалось, в прошлой части Сара и Джон Конноры предотвратили апокалипсис. А вот и нет! Непонятно как из будущего снова прибывают двое роботов: один злой, другой Шварценеггер. Прощай, мудрая идея, что будущее зависит только от нас!
Здесь уже в третий раз использовали формулу «прилетают двое» — и на сей раз не сделали с ней ничего оригинального. Терминатор в исполнении Арнольда ведёт себя уже совсем не как робот (впрочем, в продолжениях с этим будет ещё хуже). Нам показали взрослого Коннора — слабака, совсем не похожего на героя и лидера. Терминатор опять спасает Джона, хотя тому пора бы самому спасать мир. Причём, в отличие от «Судного дня», робот спасает только Джона и его подружку. А три миллиарда людей пусть сгорают в радиоактивный пепел, лишь бы избранный жил!
«Восстание машин» не сумело вырваться из шаблона само, но постаралось, чтобы продолжения не повторяли его ошибок. Казалось, после такого финала не может быть никаких роботов из будущего и спасения человека-макгаффина… Ха-ха, как же!
4. Терминатор: Хроники Сары Коннор (Битва за будущее)
Телесериал канала FOX служит прямым продолжением «Судного дня», но смотрится скорее как неплохой фанфик. Правда, начало и конец этого фанфика явно писали разные люди.
Основная тема первого сезона — отношения между Джоном Коннором, который выглядит как чуть повзрослевший персонаж Эдварда Фёрлонга, с девушкой-терминатором Камерон. Ее образ, блестяще воплощенный совсем еще юной Саммер Глау, стал главным украшением сериала. И фактически единственным, что остаётся в памяти даже годы спустя, — кроме, пожалуй, молодой Лины Хиди (будущей Серсеи) в роли Сары Коннор.
Но тут случился критический поворот. Словно испугавшись, сценаристы выбросили на помойку историю любви человека и машины. Взамен они переключились на параноидальный бред про толпу терминаторов, преследующих противоположные цели, и безумных девушек из будущего, пытающихся отвратить Джона от Камерон. Новизна исчезла, и сразу стало скучно. Неудивительно, что рейтинг сериала рухнул, и его в итоге закрыли.
Возможно, именно мелодраматическая линия о невероятной любви могла спасти эту историю. Но создатели сериала решили, что война будет интереснее, — и просчитались.
3. Терминатор: Да придёт Спаситель
Самый странный и необычный из «Терминаторов». Для франшизы, состоящей из однотипных фильмов-близнецов, это серьёзный комплимент.
Идея была отличная. В теории именно она могла спасти серию.
На практике Макджи просто не сумел раскрыть её потенциал. Сценарий «Спасителя», похоже, писали с наивным расчётом оставить всё интересное для продолжений, поэтому историю войны с машинами он почти не развивал. Всё внимание сосредоточили на новом герое — незнакомом зрителю Маркусе. А Коннор в исполнении Кристиана Бейла выглядел крутым, но занимался непонятно чем и мало влиял на сюжет. Многие сцены с ним добавили только потому, что Бейл потребовал больше экранного времени.
Самую грубую ошибку фильм совершил ближе к финалу: вместо того чтобы вести человечество к победе, Коннор принялся спасать… своё избранное величество от стирания из прошлого. Серьёзно, Джон?! Мы уже насмотрелись на спасение твоей задницы в прошлых трёх частях! И нам ещё повезло, что Макджи не вставил «авторскую» концовку, в которой Маркус и вовсе занимал место Джона. Это сделало бы центрального героя серии совсем бесполезным, как и события трёх предыдущих частей.
«Спаситель» не спас серию, провалился в прокате и остался в истории обидной упущенной возможностью. И всё же это последний фильм, который относился к «Терминатору» как к истории, где ещё можно что-то сказать, а не как к копировальной машине для выкачивания денег из ностальгии. Было бы здорово увидеть пускай не сиквел, но другие фильмы о войне с машинами после апокалипсиса. Что-то в духе «Дороги ярости» и Fallout, только в мире «Терминатора».
Между этими местами — огромный разрыв. А дальше начинаются действительно отличные фильмы.
2. Терминатор
Впрочем, «Терминатор» держится не столько на спецэффектах, сколько на актёрах и персонажах. Кайл Риз в исполнении Майкла Бина действительно похож на тощего и отчаянного жителя постапокалипсиса. Сара Коннор пока ещё не амазонка, а простая девушка, такая же, как зрители, — и тем круче, когда именно она разделывается с чудовищем. Мы видим, как обстоятельства меняют героиню, и она заставляет нас верить, что и мы способны на такой подвиг.
Что уж говорить про Шварценеггера, идеально попавшего в образ! Арнольда планировали взять на роль Кайла, но Кэмерон вовремя опомнился: какого чёрта, этот парень — идеальная машина для убийств! Т-800, одетый в тёмные очки и байкерский костюм, говорящий «I’ll be back» и лихо стреляющий из дробовика — это символ серии. Он возвращался почти в каждой её части — даже в «Спасителе» Арнольда прифотошопили в одну короткую сцену. Есть много разных терминаторов с маленькой буквы — роботов-убийц из твёрдого, жидкого, газообразного металла. Но Терминатор как персонаж, с большой буквы, — именно такой.
О фильме
Первый «Терминатор»: история создания
Однажды холодным октябрьским вечером 1984 года в Лос-Анджелес прибыл чужак — и навсегда изменил судьбу человечества.
1. Терминатор 2: Судный день
Почти вся эта статья состоит из жалоб на то, как продолжения испортили серию. В мире кино это частая проблема. Но каждый раз, когда кто-нибудь говорит: «Продолжения всегда хуже», его поправляют: «Ты забыл „Терминатора 2“».
Кэмерон не в первый раз снял сиквел, достойный оригинала, — ранее он проделал то же с «Чужими». Как у него это получается? Есть несколько основных приёмов.
Сиквелы Кэмерона усиливают опасность. Раньше героев преследовал стальной качок, а теперь — почти сверхъестественный монстр из жидкого металла, способный проходить сквозь решётки и принимать любой облик. Даже робот из первой части, оказавшийся на стороне героев, не может с ним справиться. Кэмерон повышает ставки: в «Терминаторе» герои пытались только выжить, а теперь их задача — разорвать порочный круг и отменить апокалипсис. Меняются и сами персонажи. Сара, по примеру Рипли, из беспомощной жертвы превращается в амазонку, способную постоять за себя. А Терминатор (формально другой, но внешне — тот же) оказывается на стороне героев и учится у них человечности.
Пожалуй, главный секрет сиквелов по-кэмероновски — в том, что Джеймс берёт вроде бы законченное произведение… и заканчивает его. И «Чужие», и «Судный день» выглядят как вторая половина цельной дилогии, даже если изначально так не было задумано. Рипли едва унесла ноги от Чужого — законченная история? Рипли едва унесла ноги, набралась опыта и отомстила — вот теперь законченная.
Так же и с «Терминатором». С появлением второго фильма первый стал прологом, началом истории, которая обрела финал. Сара не просто выжила, чтобы родить Джона, — она вместе с ним спасла мир не когда-то в будущем, а здесь и сейчас. Вот теперь это законченная история.
О фильме
Как снимали «Терминатор 2: Судный день»
Крутейшему боевику нашего детства исполняется 25 лет. Вспоминаем, как его создавали и каким он мог быть.
«Судный день» — лучшая часть серии и идеальное завершение сюжета, начатого в «Терминаторе». Именно поэтому дальнейшие продолжения выглядят такими бестолковыми: они ничего не могут прибавить к цельному произведению в двух частях. Они ему просто не нужны, даже такие, как «Спаситель».
Апокалипсис в 1997 году не наступил. Сара и Джон Конноры спасли мир, и поэтому мы в нём живём. Эта история закончилась. Эй, в Голливуде, придумайте лучше новую!