Terrain response что это такое
Система оптимизации характеристик подвески и управляемости на Рендж Ровер ЭВОК (система Terrain Response)
Система Terrain Response на Рендж Ровер ЭВОК позволяет водителю выбрать программу, обеспечивающую подходящее для данных дорожных условий сцепление с дорогой и динамические характеристики автомобиля. Отключить систему невозможно. Программа, предусматривающая отключение специальных программ, активна по умолчанию и подходит для всех обычных дорожных условий. Три специальные программы охватывают все виды поверхностей. Автомобили, оборудованные адаптивной динамической подвеской, также имеют специальную динамическую программу.
Рис.29. Расположение компонентов
Управление системой осуществляется с блока выключателей Terrain Response. Блок выключателей Terrain Response позволяет выбирать одну из пяти программ:
Выбранная программа отображается на информационной панели.
Система Terrain Response объединяет ряд подсистем для обеспечения эксплуатационных характеристик автомобиля, соответствующих выбранной поверхности.
В блоке выключателей Terrain Response также установлен блок управления Terrain Response. Этот блок управления регистрирует режим, выбранный с блока выключателей, и передает сигнал по высокоскоростной шине CAN (протокол передачи данных), который принимают все блоки управления подсистемами. В каждом из блоков управления соответствующих подсистем содержится программное обеспечение, которое вводит в контролируемую систему корректные параметры работы с учетом выбранного режима Terrain Response. Кроме того, блоки управления обеспечивают обратную связь в рамках выбранной программы, что позволяет блоку управления системы Terrain Response проконтролировать переход всех систем на корректные параметры работы.
Информация передается водителю в виде сообщения на информационной панели, которая расположена на панели приборов. В сообщении говорится о том, какие меры может принять водитель для оптимизации динамических характеристик автомобиля с учетом условий движения.
Автоматическая помощь системы Terrain Response и выводимая на дисплей информация будут особенно полезны водителям, не имеющим опыта поездок по бездорожью. Опытный водитель может выбирать специальные программы для экстремальных условий, позволяющие управлять работой систем автомобиля (например, параметрами работы педали акселератора, переключения передач или противобуксовочной системы), что невозможно на автомобилях, не оснащенных системой Terrain Response.
На информационной панели имеются значки программ Terrain Response, которые отображают текущую программу. Если специальные программы выключены, значки не отображаются.
Необходимые изменения настроек подсистем также передаются водителю путем включения индикаторов на панели приборов или соответствующих сообщений на центре сообщений (например, «HDC OFF» (система HDC выкл.)).
В определенных дорожных ситуациях система Terrain Response также отображает советы или предупреждения, помогающие водителю полностью использовать потенциал автомобиля, например угол поворота рулевого колеса, отображается на информационной панели для предотвращения движения по глубокой колее с включенным замком рулевой колонки.
В блоке управления системы Terrain Response хранятся данные об обнаруженных неисправностях и CAN (протокол передачи данных) ошибках системы Terrain Response, которые можно запросить с помощью специального диагностического оборудования. Подсистемы Terrain Response и панель приборов также сохраняют информацию об ошибках CAN из блока управления Terrain Response.
Блок управления также сохраняет для отдельных программ данные о пробеге и прошедшем времени, которые затем могут быть считаны с помощью одобренного диагностического оборудования. Эта информация помогает диагностировать систему Terrain Response, а также указывает на неправильное использование водителем системы Terrain Response, что может привести к преждевременному выходу из строя компонентов. Эти данные также можно использовать для проверки жалоб клиента (например, на высокий расход топлива, который может быть вызван продолжительным использованием определенной программы).
Работа системы Terrain Response основывается на правильном функционировании пяти подсистем. Если в одной из подсистем возникает неисправность, система Terrain Response НЕ работает, даже если неисправность не находится в системе Terrain Response.
Блок управления системой Terrain Response не может вызвать сбои в работе (включение сигнализатора или вывод предупреждения) любой из подсистем. Включение предупредительного сигнализатора подсистемы и/или появление сообщения, относящегося к подсистеме, никогда не связаны с работой блока управления Terrain Response или с неисправностью системы Terrain Response.
Блок выключателей Terrain Response следует проверять только в том случае, если не найдено явных неисправностей в подсистемах. После устранения неисправности в подсистеме система Terrain Response начинает работать в штатном режиме после включения и выключения зажигания (режим 1 и 2).
При возникновении неисправности в подсистеме водитель получает уведомление путем включения сигнализатора или появления соответствующего сообщения для данной подсистемы на центре сообщений панели приборов. В случае неисправности системы Terrain Response предупреждение не появляется.
Если имеется неисправность подсистемы и водитель пытается выбрать другую программу Terrain Response или при следующем включении зажигания (режим 2) на информационной панели появляется сообщение «SYSTEM FAULT SPECIAL PROGRAMS NOT AVAILABLE» (Неисправность системы. Специальные программы недоступны). Это означает, что система Terrain Response неисправна, но только из-за неисправности подсистемы. Данное сообщение отображается в течение 5 секунд в цикле включения зажигания (режим 2) и повторяется, если водитель делает выбор с помощью блока выключателей Terrain Response или при следующем включении зажигания (режим 2).
Сообщение «Неисправность системы. Специальные программы недоступны» может также появляться из-за неисправности блока выключателей или блока управления Terrain Response.
Блок управления системой Terrain Response не может вызвать сбои в работе (включение сигнализатора или вывод предупреждения) любой из подсистем. Включение предупредительного сигнализатора подсистемы и/или появление сообщения, относящегося к подсистеме, никогда не связаны с работой блока управления Terrain Response или с неисправностью системы Terrain Response.
Блоки управления подсистемами могут обнаруживать неисправность по сигналу CAN, передаваемому с блока управления Terrain Response. При обнаружении неисправности в системе Terrain Response блоки управления подсистемами работают в режиме «специальные программы выключены». Блоки управления подсистемами регистрируют код неисправности для ошибки сигнала Terrain Response, передаваемого по шине CAN. Данные неисправности можно проверить с помощью специальной диагностической системы; эти сведения дают ценную информацию для проверки блока управления Terrain Response и шины CAN.
Рис.30. Блок выключателей и блок управления Terrain Response
A – Пять программ Terrain Response;
B – четыре программы Terrain Response
1 – левый переключатель;
2 – индикатор динамической программы;
3 – индикатор выключения специальных программ;
4 – индикатор программы «Трава/гравий/снег»;
5 – индикатор программы «Грязь/колея»;
6 – индикатор программы «Песок»;
7 – правый переключатель.
Блок выключателей и блок управления установлены в напольной консоли непосредственно за селектором коробки передач. Каждая программа обозначена символом, который изображает тип поверхности. Выбор программ осуществляется при помощи левого или правого переключателя, при этом подсвечивается индикатор необходимой программы.
Блок выключателей подключен к электропроводке автомобиля с помощью разъема жгута проводов, соединенного с цепью питания освещения, цепью питания зажигания, массой и высокоскоростной шиной CAN (положительные и отрицательные контуры).
В случае неисправности блока выключателей Terrain Response оранжевые LED (светодиоды) на всех значках блока выключателей гаснут, и выбор программ не происходит. При неисправности подсистемы на информационной панели появляется сообщение «SYSTEM FAULT SPECIAL PROGRAMS NOT AVAILABLE» (Неисправность системы. Специальные программы недоступны.) в том случае, если неисправность присутствует и водитель пытается выбрать специальную программу (если блок управления может сделать это) или при следующем включении зажигания (режим 2).
Блок выключателей и блок управления Terrain Response находятся в едином модуле. При возникновении неисправности в любом из компонентов необходимо заменить весь блок. Перед заменой блока выключателей/блока управления Terrain Response убедитесь в том, что неисправен блок управления Terrain Response, а не модуль подсистемы.
Если система Terrain Response не работает из-за неисправности CAN, подсвечиваются все значки на блоке выключателей Terrain Response и выбор программ не осуществляется.
Если панель приборов не получает сообщение системы Terrain Response по шине CAN от блока управления Terrain Response, в момент возникновения неисправности появится сообщение «Неисправность системы. Специальные программы недоступны», которое будет повторяться при каждом включении зажигания (режим 2).
Автомобили с системой «стоп/старт»
При включении специальных программ системы Terrain Response система «Стоп/Старт» отключается. Однако если специальная программа выбрана при выключенном двигателе в цикле «Стоп/Старт», двигатель будет автоматически перезапущен. Если во время выполнения последовательности перезапуска система «Стоп/Старт» определяет возможное отсутствие водителя, например, не пристегнут ремень безопасности или дверь не защелкнута, двигатель не перезапускается. В этом случае система «Стоп/Старт» отображает сообщение «Restart Required Press Clutch» (Требуется перезапуск. Нажмите сцепление.) на информационной панели.
Принцип действия системы Terrain Response
Читать подробнее.
Система Terrain Response задействует блоки управления следующих подсистем:
Каждая из подсистем действует по-разному в зависимости от выбранной программы Terrain Response, для достижения оптимальной тяги, устойчивости и простоты управления на соответствующей поверхности.
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ
ECM изменяет параметры работы педали акселератора, корректируя зависимость крутящего момента от хода педали.
В каждой программе Terrain Response используется сочетание рабочих параметров каждой из подсистем. При смене программы начинает действовать другой набор рабочих характеристик, и это замечает водитель. Например, когда педаль акселератора удерживается в постоянном положении и программа «трава/гравий/снег» переключается на «песок», водитель замечает увеличение крутящего момента и частоты оборотов двигателя. При переключении с программы «песок» на «трава/гравий/снег» водитель заметит снижение крутящего момента и частоты оборотов двигателя.
УПРАВЛЕНИЕ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ (ТОЛЬКО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОЙ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ)
Блок TCM изменяет схему переключения передач для выбранной программы Terrain Response. При этом изменяются точки переключения, ускоряя или замедляя переключение на повышенную или пониженную передачу по сравнению с режимом отключения специальных программ.
Например, в программе «трава/гравий/снег» коробка передач будет ускорять переключение на повышенную передачу и значительно замедлять переключение на пониженную передачу, чтобы обеспечить движение на максимально возможной повышенной передаче. Функция определения уклона TCM блокирует гидротрансформатор и обеспечивает движение на любой выбранной передаче в соответствии с ограничением частоты оборотов двигателя (об/мин), если это необходимо при движении на крутом склоне. Это обеспечивает максимальное усилие торможения двигателем, перед тем как водителю потребуется включить тормоз.
Спортивный режим доступен только при выключенных специальных программах. Спортивный режим выключается при выборе любой из специальных программ Terrain Response. При выборе S (спорт) селектором коробки передач в режиме специальной программы Terrain Response коробка передач выберет Command Shift. Спортивный режим будет недоступен.
УПРАВЛЕНИЕ АКТИВНОЙ МУФТОЙ
Существует две стратегии управления активной муфтой: упреждающая и реактивная.
Стратегия упреждения прогнозирует значение блокирующего крутящего момента, требуемого для минимизации пробуксовки и повышения устойчивости. У каждой из программ Terrain Response имеется собственный порог и критерии командных импульсов для стратегии упреждения. Например, на скользкой поверхности используется повышенный момент блокировки.
Реактивная стратегия изменяет величину блокирующего крутящего момента в зависимости от фактического уровня пробуксовки и динамического поведения автомобиля. У каждой из программ Terrain Response имеется собственный порог и командные импульсы для реактивной стратегии. Реактивная стратегия улучшает сцепление автомобиля с дорогой и устойчивость благодаря предотвращению проскальзывания колес, возникающего после применения стратегии упреждения. Запрос на блокировку выполняется в соответствии с выбранной программой. Например, высокая чувствительность на скользкой поверхности для обеспечения максимального тягового усилия и минимизации повреждения покрытия.
При расчете блокирующего крутящего усилия используются различные сигналы от других подсистем, например, крутящий момент двигателя, положение педали акселератора, выбранная передача, угол поворота рулевого колеса, скорость автомобиля, поперечное ускорение и величина поворота вокруг вертикальной оси.
Система динамической стабилизации (DSC), которая является одной из функций ABS, способна блокировать управление активной муфтой и уменьшать используемый момент блокировки во время работы DSC.
УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ABS
Блок ABS управляет несколькими функциями и корректирует рабочие параметры этих функций для оптимизации выбранной программы Terrain Response.
Противобуксовочная система
Для улучшения сцепления шин с поверхностью и устойчивости автомобиля в противобуксовочной системе используются разные настройки пределов пробуксовки и ускорения. Например, чувствительность системы увеличивается на скользких поверхностях, таких как мокрая трава или снег, для снижения пробуксовки колёс. Если в таких условиях допустить пробуксовку колес, в результате повреждения поверхности может произойти потеря сцепления (на мокрой траве) или автомобиль не сможет двигаться (на снегу) из-за пробуксовки.
Система динамической стабилизации
Если система DSC выключена (переключателем DSC) во время использования специальной программы Terrain Response, то при последующем переключении программы DSC автоматически включится.
Система DSC использует различные пороговые значения для выбранной программы, чтобы автоматически ограничивать вмешательство DSC. Это освобождает водителя от необходимости выключать систему DSC для уменьшения ее вмешательства в работу двигателя, что иногда бывает необходимо в экстремальных условиях бездорожья. На тяжелой песчаной поверхности в дополнение к выбору программы «песок» может помочь выключение функции DSC переключателем DSC.
В программе «грязь/колея» пороговое значение поворота вокруг вертикальной оси для системы DSC увеличивается. Это позволяет увеличить разницу между фактическим и требуемым вращением колес до начала вмешательства системы динамической стабилизации (DSC). Это позволяет системе DSC игнорировать раскачку автомобиля в колее или регулирование угла поворота передних колес.
Система Terrain Response может влиять на соотношение вмешательства в работу двигателя и тормозной системы. Например, при выборе программы «песок» система DSC уменьшает степень вмешательства в работу двигателя и повышает степень вмешательства в работу тормозной системы с целью поддержания момента движения автомобиля и предотвращения увязания в случае обнаружения пробуксовки колес.
Система управления движением под уклон
В соответствии с выбранной программой Terrain Response автоматически включается и выключается функция HDC и изменяется заданная частота оборотов. Чувствительность HDC также увеличивается при необходимости.
Автоматическое работа системы HDC помогает водителю, включая и выключая систему, когда это наиболее рационально. HDC включается автоматически лишь в случае выбора программы «грязь/колея». HDC не включается автоматически при выборе других программ.
УПРАВЛЕНИЕ АДАПТИВНОЙ ДИНАМИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ
В режиме специальной динамической программы подвеска обеспечивает более плотное управление кузовом при более комфортной работе и высокой чувствительности.
УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ УСИЛИТЕЛЯ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ
Блок усилителя рулевого управления изменяет режимы рулевого управления для выбранной программы Terrain Response. При этом изменяются функции активного рулевого управления (самоцентрирование) и активной подвески системы рулевого управления по сравнению с режимом отключения специальных программ. Например, при использовании программы «песок» рулевое управление отличается большим крутящим моментом самоцентрирования с целью преодоления повышенного сопротивления при движении по глубокому мягкому песку. При эксплуатации автомобиля в таких условиях данный режим значительно облегчает управление автомобилем и обеспечивает лучшие характеристики обратной связи с колесами.
Принцип работы электронной системы управления динамическими характеристиками на Рендж Ровер ЭВОК
На основе различной информации модуль ISCM применяет алгоритмы управления амортизаторами для текущих дорожных условий.
Динамическая подвеска на Рендж Ровер ЭВОК
Конструкция состоит из адаптированных амортизаторов с пружинами, датчиков высоты пневмоподвески и интегрированного блока управления.
Задняя подвеска переднеприводного Range Rover Evoque
В задней подвеске переднеприводного Range Rover Evoque для оптимизации динамических характеристик на дорогах и на бездорожье используются длинноходовые стойки Макферсона.
Задняя подвеска на Рендж Ровер ЭВОК
Задняя подвеска также как и передняя оснащена длинноходовыми стойками Макферсона для достижения оптимальных параметров при движении по дорогам и бездорожью.
Передняя подвеска на Рендж Ровер ЭВОК
Передняя подвеска оснащена длинноходовыми стойками Макферсона для достижения оптимальных параметров при движении по дорогам и бездорожью.
Амортизаторы на Рендж Ровер ЭВОК
Range Rover Evoque оснащается полностью независимой подвеской с длинноходовыми подпружиненными стойками на передних и задних колесах.
Принцип работы системы Terrain Response (Дискавери 3)
Система управления двигателем (EMS)
Система управления двигателем изменяет реакцию дроссельной заслонки на нажатие педали акселератора и регулирует тем самым крутящий момент двигателя. Система управления двигателем может выбирать одну из программ управления дроссельной заслонкой, предусматривающих разное изменение крутящего момента для одного и того же хода педали. Также система управления двигателем может изменять реакцию дроссельной заслонки для регулирования допустимого изменения крутящего момента в зависимости от хода педали.
Каждая программа системы «Terrain Response» задает определенное сочетание рабочих параметров всех подсистем. Переключение между программами вызывает выбор другого набора рабочих параметров, что ощущается водителем. Водитель замечает разницу в реакции двигателя и дроссельной заслонки. Например, если педаль акселератора удерживается в одном положении, и происходит переключение с программы «Трава/гравий/снег» на программу «Песок», крутящий момент и частота вращения коленчатого вала двигателя возрастают. При переходе с программы «Песок» на программу «Трава/гравий/снег» водитель заметит снижение крутящего момента и частоты вращения коленчатого вала двигателя.
ПРИМЕЧАНИЕ: Изменение момента и частоты вращения происходит в течение приблизительно 30 секунд. Не следует принимать переключение программы системы «Terrain Response» за неисправность системы управления двигателем.
Система управления автоматической коробкой передач
Модуль управления коробкой передач изменяет схему переключения передач в соответствии с выбранной программой «Terrain Response». Это изменение приводит к более ранним или более поздним переключениям на более высокие и более низкие передачи.
При трогании с места на скользкой поверхности будет включаться 2-я передача высшей ступени или 3-я передача низшей ступени, чтобы не допустить пробуксовки колес. При движении по грязи коробка передач будет обеспечивать максимальный крутящий момент. При движении по песку коробка передач будет обеспечивать максимальное использование мощности двигателя.
При использовании специальной программы «Медленное движение по каменистой местности» для трогания с места будет включаться первая передача.
Спортивный режим доступен, только когда выбраны общая программа и высшая ступень раздаточной коробки. Спортивный режим не работает на низшей ступени и при выборе любой специальной программы системы «Terrain Response». Режим CommandShift™ доступен при выборе любой программы как на высшей, так и на низшей ступени раздаточной коробки.
Если коробка передач работает в спортивном режиме, и выбрана специальная программа, коробка передач автоматически переключится в ручной режим «CommandShift™». Если специальная программа уже выбрана, и рычаг селектора коробки передач перемещается из положения ‘D’ в положение «Sport», коробка передач автоматически переключится в режим ‘CommandShift™’.
Система управления раздаточной коробкой и задним дифференциалом
Дифференциал раздаточной коробки с электронным управлением и задний дифференциал с электронным управлением (при наличии) рассматриваются как единая система. Задний дифференциал с электронным управлением устанавливается по заказу на автомобили, оснащенные системой «Terrain Response». Существует две стратегии управления дифференциалом: активная и реактивная.
Активная стратегия заключается в предсказании крутящего момента блокировки, требуемого каждому дифференциалу для сведения к минимуму пробуксовки и обеспечения максимальной устойчивости. Каждая программа «Terrain Response» имеет различные пороговые значения и критерии для активной стратегии. Активная стратегия позволяет улучшить сцепление колес с дорогой и устойчивость, предотвращая пробуксовку колес. Это достигается путем предсказания необходимого для выбранной программы крутящего момента блокировки. Например, больший крутящий момент блокировки требуется для движения по каменистой или скользкой местности.
При использовании реактивной стратегии необходимый для блокировки крутящий момент изменяется в зависимости от фактической пробуксовки колес и динамических характеристик движения автомобиля. Каждой программе «Terrain Response» соответствуют определенные пороговые значения и входные данные для реактивной стратегии. Реактивная стратегия позволяет улучшить сцепление колес с дорогой и устойчивость автомобиля путем устранения пробуксовки колес, сохраняющейся после применения активной стратегии.
Применяемый для блокировки крутящий момент зависит от выбранной программы «Terrain Response». Например, на скользкой дороге требуется наименьший крутящий момент для обеспечения максимального сцепления и минимального повреждения покрытия.
Для вычисления крутящего момента блокировки используются различные сигналы от других подсистем, например, сигналы крутящего момента двигателя, положения дроссельной заслонки, выбранной передачи, угла поворота рулевого колеса, скорости автомобиля, бокового ускорения и скорости рысканья.
Система управления пневматической подвеской
Блок управления пневматической подвеской обеспечивает автоматическое переключение между нормальной высотой и высотой для движения по бездорожью. Информация об изменении высоты подается с помощью центра сообщений щитка приборов и светодиодных символов на переключателе. Автоматическое изменение высоты подвески автомобиля обеспечивает увеличение и уменьшение дорожного просвета, что позволяет максимально эффективно использовать выбранную программу «Terrain Response».
На автомобиле с правильно установленным и одобренным Land Rover сцепным устройством при подключении к сцепному устройству электрической нагрузки изменение высоты подвески запрещается. При этом на дисплее центра сообщений появляется сообщение, информирующее о том, что к автомобилю присоединен прицеп, и высота для движения по бездорожью не может быть выбрана автоматически. Водитель может поднять подвеску вручную с помощью переключателя пневматической подвески.
ПРИМЕЧАНИЕ: Блокировка автоматического изменения высоты работает только в том случае, если автомобиль оснащен сцепным устройством, одобренным Land Rover, и на разъеме сцепного устройства регистрируется электрическая нагрузка.
Антиблокировочная система
Модуль ABS управляет несколькими функциями автомобиля и корректирует параметры работы этих функций для оптимизации выбранной программы «Terrain Response».
Противопробуксовочная система использует различные пороговые значения пробуксовки/ускорения, что улучшает сцепление колес с дорогой и устойчивость автомобиля. Например, чувствительность системы увеличивается при движении по скользкой дороге для уменьшения пробуксовки колес.
Если при использовании специальной программы «Terrain Response» функция динамической стабилизации выключается (с помощью переключателя DSC на панели приборов), при последующем выборе другой программы система динамической стабилизации автоматически включается снова.
Система динамической стабилизации использует другие пороговые значения для выбранной программы, чтобы уменьшить свое воздействие и устранить необходимость выключения системы динамической стабилизации водителем с целью снижения вмешательства в работу двигателя, что иногда требуется в условиях сильного бездорожья. П ри движении по глубокому песку в дополнение к выбору программы «П есок» может быть полезно отключить функцию динамической стабилизации с помощью переключателя DSC на панели приборов.
Система контролируемого спуска включается и выключается автоматически, и заданная скорость устанавливается в соответствии с выбранной программой «Terrain Response». Также при необходимости повышается чувствительность функции контролируемого спуска.
Функция контролируемого спуска включается и выключается в оптимальные моменты времени. Заданные скорости системы контролируемого спуска также регулируются в зависимости от условий эксплуатации автомобиля.
Неправильное использование программ
Блок управления системы «Terrain Response» контролирует использование специальных программ системы, регистрируя пробег и время эксплуатации автомобиля по специальной программе на высшей и низшей ступенях. Эту информацию можно считать с помощью T4 и затем использовать для анализа претензий клиента. Например, высокий расход топлива может быть связан с постоянным использованием специальной программы.
Информация для водителя
На все автомобили с системой «Terrain Response» устанавливается щиток приборов высокого уровня, имеющий центр сообщений для отображения различной информации. На дисплее центра сообщений находятся символы программ «Terrain Response», с помощью которых отображается выбранная программа. Если символы не отображаются, это означает, что специальная программа не выбрана, и система работает в режиме без специальных программ.
Также водитель получает информацию о любых необходимых изменениях состояния подсистем с помощью индикаторов на щитке приборов или соответствующих сообщений на дисплее центра сообщений, например, система сообщает о выключении функции контролируемого спуска или изменении высоты пневматической подвески.