тест какой бизнес лучше начать
Тест: каким бизнесом вам стоит заняться?
В кого ни плюнь – все бизнесмены или предприниматели. Каждый стремится урвать свой кусочек от этого мира. Однако это не означает, что места больше нет. Если вы собрались организовать своё дело, но ещё не определились с направлением, то мы сейчас вам поможем. Вам нужно ответить на несколько вопросов, узнать ответ и отправиться делать что-то новое. Удачи!
Как часто вы путешествуете на поезде? А может быть, ваша профессия связана с железной дорогой? Только тот, кто отлично разбирается в этой теме, сможет пройти железнодорожный тест на высокий балл!
Попробуйте пройти мини-собеседование, не отходят от компьютера. Мы проверим, готовы ли вы работать бухгалтером в крупной компании. Для этого вам нужно показать, насколько хорошо вы разбираетесь в основах экономики. Пройдите тест для главного бухгалтера при приеме на работу 2020 с ответами. Посмотрим на ваш результат!
Работа с детьми под силу далеко не каждому. Она требует от воспитателя особых навыков и умений. Пройдите наш тест для воспитателя и проверьте, достаточно ли вы компетентны!
У вас есть лидерские качества? К вам прислушиваются люди? Предлагаем вам пройти наш тест по менеджменту онлайн и узнать, смогли бы вы возглавить свою собственную империю!
Сможете ли вы быть лидером и повести людей за собой? Чтобы это выяснить, вам обязательно нужно пройти наш тест. Он поможет вам разобраться в себе и понять, хороший ли вы руководитель.
Задумываетесь о профессии учителя, но не знаете, какой предмет вам подойдет лучше всего? Предлагаем пройти наш онлайн тест для учителей, который поможет вам разобраться в себе!
Тест по теме основы экономики не могут пройти даже опытные бухгалтеры. Все дело в том, что люди с нашим менталитетом привыкли сначала собирать шкаф, и только когда ничего не получилось, открывать инструкцию. Увы, в экономике наблюдается очень похожая схема развития событий. Давайте вместе искоренять безграмотность. Тест по теме человек и экономика проверит ваши знания!
Смысл жизни довольно абстрактное понятие. Правильнее было бы сказать, что каждый сам придумывает себе этот «смысл». Вот только есть категория людей, которая страдает из-за его отсутствия. Да-да, люди обделенные фантазией по своей воле лишают себя удовольствия от жизни. Ничего позитивного в этом нет, ведь в конце их ждёт депрессия и куча проблем. Мы спешим на помощь! Если у вас до сих пор нет смысла в жизни, то отвечайте на наши вопросы, мы вам что-нибудь подберем.
Пройдите это уникальный тест, который покажет, подходит ли тебе работа, которой ты уделяешь так много времени.
В нашем обществе до сих пор существуют определенные сексистские предрассудки. «Обезьяна с гранатой» – это одно из любимых выражений мужчин по отношению к женщинам за рулем автомобиля. Да и статистика и говорит, что дамы чаще попадают в аварии, однако нарушения правил у них фиксируют реже. Поэтому однозначного ответа на вопрос, можно ли садиться женщине за руль, нет. Мы разработали специальный тест, который определяет уровень водительских способностей у слабого пола. Если результат отрицательный, то следует задуматься над получением прав.
А не пора ли мне сменить работу? Такой вопрос не задавал себе разве что тот, кто никогда нигде не работал. Однако самому не всегда удается верно разложить на чаши весов все “за” и “против”. В итоге решение может оказаться импульсивным и неверным. Давайте учиться на чужих ошибках. Ответьте на десять вопросов, а мы проанализируем ваше текущее положение дел и дадим совет!
По статистике почти 30% россиян мечтают сменить место работы или вообще попробовать себя в иной профессиональной деятельности. Специалисты определили, что неудовлетворенность работой напрямую влияет на здоровье. Чтобы быть счастливым, человек должен заниматься любимым делом. Но как узнать какая профессия подходит вам больше всего? Мы составили особый профориентационный тест, который поможет быстро определить для какой работы вы созданы. Возможно, пришло время изменить свою жизнь или просто переосмыслить накопленный опыт.
Какой бизнес вы могли бы открыть?
Ответьте на 13 вопросов и получите готовую идею для собственного дела
65% россиян считают бизнес «достойной и позитивной деятельностью», но заниматься им всерьез готовы только 2%. При этом все становится только хуже: за последний год число мелких предпринимателей в регионах снизилось на 7%. Мы решили внести смуту в дефицит бизнес-идей и хотим предложить вам несколько нетривиальных вариантов.
Отвечайте на вопросы честно и получите взамен нишу, которая еще свободна:
Что ж, поселок Янтарный в Калининградской области — одна из немногих российских территорий, где можно официально заниматься игорным бизнесом. Онлайн-формат расширит географию вашего дела. Возможно, именно ваш надоедливый ролик со всеми забытым рэпером признают культурным феноменом.
С таким бизнесом придется всегда быть начеку, поэтому начинайте готовиться уже сейчас: пройдите тест «Сможете ли вы стать предпринимателем и не умереть?».
Вы живете сегодняшним днем и не доверяете смелым прогнозам будущего. А еда всегда будет базовой потребностью человека — советуем присмотреться к бизнесу в сфере общепита.
Несмотря на то что в Москве много пекарен, многим жителям окраин города до сих пор приходится довольствоваться заурядными буханками и батонами. Поэтому обратите внимание на новые жилые районы со слаборазвитой инфраструктурой. Здесь даже банальная булочная может принести небывалые деньги, что уж говорить про заведение, где можно заказать пирог с портретом президента. Снимки впечатляющих товаров заполонят Инстаграм — и вот к вам уже едут за пирогом из отдаленных районов региона.
Чтобы бизнес на грани искусства и кулинарии удался, узнайте, как не нужно пытаться заработать на булочках.
Вы хорошо улавливаете актуальные тренды и понимаете, какие проблемы всегда будут волновать людей. Что ж, как насчет бессонницы и ее спутника — чашки кофе, помогающей сохранить бодрость? Кофе — это и без того золотая жила, а если сделать свои напитки менее вредными и убрать кофеин, можно продать еще больше.
Обратите внимание на Нарьян-Мар, где в декабре полярная ночь, а летом полярный день, — бодрящий кофе здесь не помешает. Интерес к такому нестандартному заведению среди местных журналистов будет обеспечен — благодаря многочисленным заметкам в изданиях о компании узнают еще больше потенциальных покупателей.
Пока вы пытаетесь понять, чем вреден кофе, узнайте, как не разориться на кофейне.
Вам не чужд дух авантюризма, но вы придерживаетесь высоких моральных принципов, которые не позволяют использовать проблемы людей в своих целях. Если заработать все равно хочется, попытайтесь при помощи своего бизнеса избавить Россию от какой-нибудь большой беды — к примеру, алкоголизма.
Открытие такого нестандартного бара лучше сопровождать масштабной антиалкогольной кампанией. В Ханты-Мансийске об этой проблеме знают не понаслышке, ведь в прошлом году город занял второе место в рейтинге самых пьющих регионов — попробуйте начать отсюда. Теперь все будет иначе: вместо крепких напитков — полезные смуси и фраппе, вместо танцев на столе — непринужденные беседы о происходящем вокруг, вместо алкогольного отравления — квесты, концерты, мастер-классы и прочее. Путь до первой прибыли будет долгим, зато заботу о посетителях точно оценят СМИ.
Если все-таки хочется добавить градус в ваш бизнес, узнайте, каким еще может быть бар, приносящий прибыль.
Вы не любите рисковать и привыкли жить по отработанной схеме. Если уж и вносить в жизнь неопределенность в виде бизнеса, то стоит положиться на надежный продукт общепита — шаурму. А если все-таки осмелиться и прокачать концепцию, следуя современным трендам, то можно с легкостью войти в историю.
Расположиться лучше в развивающемся регионе подальше от петербургской шавермы — например, во Владивостоке. Тем более в городе находится престижный университет, а значит, и ваши потенциальные клиенты — вечно голодные студенты. Ход с безглютеновым лавашом поможет расширить целевую аудиторию и привлечь миллениалов. Но в то же время это все та же палатка с шаурмой — главное заведение спальных районов, которое ценят любители внезапного уличного перекуса.
Если вы готовы посвятить свою жизнь мясу в лаваше, узнайте, как сделать такой бизнес прибыльным.
«, «title»: «Палатка шаурмы с безглютеновым лавашом во Владивостоке»>, <"img": "6.r7kdwgjp66hh.gif", "min": 6, "desc": "
Вы мыслите нестандартно и любите решать сложные задачи, для вас бизнес — это в первую очередь вызов. В таком случае попробуйте удовлетворить интересы любителей экстремальных вкусовых сочетаний. Либо признание, либо провал.
Советуем расположиться в Краснодаре, так вам будет проще наладить поставку ананасов, которые выращивают здесь в теплице. Возможно, понадобится немало времени на раскачку и привлечение покупателей, но трудности раззадорят вас только сильнее. Тем более клиенты такого экстравагантного бизнеса обычно возвращаются вновь и вновь, ведь благодаря вам они больше не стесняются своих вкусовых привычек и могут заказывать свой деликатес без презрительных взглядов и насмешек окружающих.
Вы не просто изобретательный теоретик, но и потрясающий практик: ставите благородные цели и находите средства для их осуществления. Что ж, тогда обратите внимание на товары для животных, ведь любовь к ним объединяет волонтеров в приютах с высшими эшелонами власти.
Выбирайте проблемный регион, где ваши надежные и доступные будки будут как никогда кстати, — как раз в Туле ежегодно отлавливают большое количество бродячих животных, но приютов, чтобы их разместить, на всех не хватает. На деньги с заказов от солидных господ можно помогать питомникам. Благодарственные сторис в Инстаграме с вашей продукцией в кадре привлекут еще больше покупателей, готовых приобрести дворец для своего четвероногого друга.
Вы хорошо понимаете боли соотечественников и с большим трепетом относитесь ко всему, что вас окружает, в частности к природе. Цветочный бизнес мог бы пойти в гору, ведь в любом важном в жизни россиянина событии будут уместны гвоздики.
Бюджетную альтернативу покупке цветов оценят жители городов с самыми высокими ценами в цветочных магазинах, например Иркутска. День рождения, 8 Марта, День всех влюбленных, свадьба и даже похороны — везде нужен букет, а то и не один. Ваша услуга порадует экоактивистов, ратующих за заботу о природе, и, конечно же, тех, кто желает сэкономить. Какая разница, откуда взялись и сколько простояли 1000 роз, если их фотография уже набрала 100 лайков в Инстаграме.
Деньги для вас не главное, гораздо важнее, чтобы ваши дела приносили пользу кому-то еще. В идеале — целой планете. Пожалуй, за сохранение чистого воздуха, хотя бы в отдельно взятом городе, вам точно скажут спасибо. А сохранить его поможет общественный транспорт будущего — велотакси.
Ваша цель и так не для начинающих, поэтому не ставьте себе палки в колеса и берите регион, в котором есть с чем работать, — город Альметьевск. Здесь живет всего 150 тысяч человек, но уже есть развитая велоинфраструктура и сеть велодорожек длиной 50 км. Клиенты не сразу поймут, что вы аналог «Убера», а не рикши, на которой катают туристов, но сразу же оценят ваши преимущества: на велосипеде сложнее попасть в пробку, а о выхлопных газах не может быть и речи. Так что признание обеспечено.
«, «title»: «Велотакси в Альметьевске»>], «questions»: [<"var": [<"text": "Да", "score": 0>, <"text": "Нет", "score": 1>], «text»: «Покупаете вещи, чтобы поднять себе настроение?»>, <"var": [<"text": "Да", "score": 1>, <"text": "Нет", "score": 0>], «text»: «Переводили деньги в благотворительные организации?»>, <"var": [<"text": "🚗", "score": 0>, <"text": "🚌", "score": 1>], «text»: «Как обычно добираетесь до работы?»>, <"var": [<"text": "Да", "score": 1>, <"text": "Нет", "score": 0>], «text»: «Всегда возвращали сдачу родителям, когда вас в детстве отправляли за хлебом?»>, <"var": [<"text": "Да", "score": 0>, <"text": "Нет", "score": 1>], «text»: «Подделывали справку от врача, чтобы не ходить на учебу или работу?»>, <"var": [<"text": "Да", "score": 0>, <"text": "Нет", "score": 1>], «text»: «Приходите в ужас, когда видите слово «блогерКА»?»>, <"var": [<"text": "Да", "score": 1>, <"text": "Нет", "score": 0>], «text»: «Получали когда-нибудь стипендию?»>, <"var": [<"text": "🐱", "score": 1>, <"text": "🐺", "score": 0>], «text»: «Во время спора вы скорее кот Леопольд или Волк из «Ну, погоди»?»>, <"var": [<"text": "Да", "score": 0>, <"text": "Нет", "score": 1>], «text»: «Выкинете фантик на землю, если рядом нет мусорки?»>, <"var": [<"text": "Да", "score": 1>, <"text": "Нет", "score": 0>], «text»: «Покупали что-то ценное на деньги, отложенные со школьных обедов?»>, <"var": [<"text": "Да", "score": 0>, <"text": "Нет", "score": 1>], «text»: «Признайтесь, воровали жвачку в магазине?»>, <"var": [<"text": "Да", "score": 0>, <"text": "Нет", "score": 1>], «text»: «Выкидываете батарейки в мусорку?»>], «showStats»: true, «description»: «Ответьте на 13 вопросов и получите готовую идею для собственного дела»>» data-stats-api=»/api/configdata/165/stats/?quiz» data-sc>
Тест какой бизнес лучше начать
Тест на грамотность: Технарь вы или гуманитарий?
Тест из одного вопроса, ответить на который правильно не может почти никто. Попробуете себя?
Вы невероятно умны, если смогли пройти этот тест на 10 из 10
Ваш учитель географии зря ставил вам «5», если вы не сможете ответить правильно хотя бы на 70%
Вы очень интересный собеседник, если наберете в нашем тесте хотя бы 8/10 — ТЕСТ
Тест на знание всего на свете: Осилите его на все 100%?
Тест на общую эрудицию. Сумеешь набрать хотя бы 10 баллов?
Не заглядывая в Гугл, сможете ответить хотя бы на половину вопросов этого теста?
Тест на знание русского языка: сможете ли вы грамотно написать все 25 слов?
Сможете ли вы пройти тест для разведчиков?
Хватит ли вам фоновых знаний, чтобы ответить на рандомные вопросы из разных областей?
Тест на кругозор. Хватит ли вам эрудиции, чтобы пройти его 10/10?
Какое имя подходит вам по знаку зодиака
Тест на общие знания: Просвещены ли вы настолько, чтобы пройти его на все 10/10?
Если вы ответите верно на все наши каверзные вопросы, то точно не зря получали высшее образование
А вы сможете продолжить эти 13 крылатых фраз?
Насколько уникальна ваша личность?
Проверьте свой интеллект
Сможете ли вы узнать советских актеров по фото в молодости?
Ваш словарный запас на высоком уровне, если наберете в нашем тесте хотя бы 8/11 — ТЕСТ
Подписывайтесь на наши странички! Обязательно делитесь с друзьями! Впереди много новых интересных тестов! Ежедневные добавления! Страницы: Яндекс Дзен, ВКонтакте, Одноклассники, Facebook
Популярные тесты
Тест на грамотность: Технарь вы или гуманитарий?
Тест из одного вопроса, ответить на который правильно не может почти никто. Попробуете себя?
Вы невероятно умны, если смогли пройти этот тест на 10 из 10
Ваш учитель географии зря ставил вам «5», если вы не сможете ответить правильно хотя бы на 70%
Вы очень интересный собеседник, если наберете в нашем тесте хотя бы 8/10 — ТЕСТ
Тест на знание всего на свете: Осилите его на все 100%?
Тест на общую эрудицию. Сумеешь набрать хотя бы 10 баллов?
Не заглядывая в Гугл, сможете ответить хотя бы на половину вопросов этого теста?
Тест на знание русского языка: сможете ли вы грамотно написать все 25 слов?
Сможете ли вы пройти тест для разведчиков?
Хватит ли вам фоновых знаний, чтобы ответить на рандомные вопросы из разных областей?
Тест на кругозор. Хватит ли вам эрудиции, чтобы пройти его 10/10?
Какое имя подходит вам по знаку зодиака
Тест на общие знания: Просвещены ли вы настолько, чтобы пройти его на все 10/10?
Если вы ответите верно на все наши каверзные вопросы, то точно не зря получали высшее образование
А вы сможете продолжить эти 13 крылатых фраз?
Насколько уникальна ваша личность?
Проверьте свой интеллект
Сможете ли вы узнать советских актеров по фото в молодости?
Ваш словарный запас на высоком уровне, если наберете в нашем тесте хотя бы 8/11 — ТЕСТ
Преимущества
Можете встраивать тесты на Ваш сайт. Тест показывается нашем и других сайтах. Гибкие настройки результатов. Возможность поделиться тестом и результатами. Лавинообразный («вирусный») трафик на тест. Русскоязычная аудитория. Без рекламы!
Пользователям
Вам захотелось отдохнуть? Или просто приятно провести время? Выбирайте и проходите онлайн-тесты, делитесь результатом с друзьями. Проверьте, смогут они пройти также как Вы, или может лучше?
Внимание! Наши тесты не претендуют на достоверность – не стоит относиться к ним слишком серьезно!
Тест: Какой бизнес вам подойдёт?
Многие мечтают о собственном бизнесе. И пока одних останавливает ответственность, то других — неумение выбрать дело по душе. А чтобы успешно реализовывать свой потенциал, зарабатывать деньги и при этом не перегореть раньше времени, нужно выбрать бизнес, который подходит именно вам. Ответьте на несколько вопросов нашего теста и узнайте, в каком бизнесе вы были бы успешны.
Поделитесь результатом в комментариях, а тест отправьте своим друзьям, мечтающим о собственном свечном заводике.
Нам важно ваше мнение!
Добро пожаловать!
Войти через социальные сети:
Войти как пользователь «РИДУС»:
Гостиничный или туристический бизнес
В свое время ты много путешествовал или часто ездил в командировки в другие города или даже страны, поэтому ты хорошо знаешь разницу между хорошим и не очень хорошим качеством обслуживания в гостиницах или отелях. При этом ты радушный хозяин и любишь гостей. Для тебя подойдет именно этот род деятельности.
За время работы встречался со многими представителями бизнеса, которые выбирали профессию только с позиции денег. Они хорошо зарабатывали, но со временем меняли вид деятельности или теряли компанию. На практике хорошо развивается и работает та фирма, владелец которой любит свою работу, получает он ее удовольствие. При этом цель не деньги, а саморазвитие.
Попасть в нишу. Как начинающему предпринимателю выбрать, чем заняться
Критериев по выбору идеи для бизнеса может быть сколько угодно, но среди них есть минимально необходимые, позволяющие максимально увеличить шансы на успех. Начать стоит с выяснения своих личных целей, чтобы бизнес хотя бы теоретически соответствовал тому, чего вы хотите достичь в жизни. Цели могут быть самые разные, и от этого зависит, какой тип бизнеса вам подойдет. Например, можно поставить себе цель зарабатывать больше денег, чем в качестве наемного работника. Или достичь финансовой независимости, чтобы необходимость просто зарабатывать на жизнь через какое-то время отпала. Также мотивацией может быть нежелание подчиняться кому-либо и потребность быть самому себе начальником.
Иногда к созданию собственного бизнеса подталкивают постоянные отказы в трудоустройстве. К занятию бизнесом может привести потребность удовлетворить собственное эго и стать серьезным бизнесменом или понимание того, что вы можете сделать что-то лучше всех в определенной сфере. Цель также может появиться в результате осознания того, что по-другому жить невозможно. Не бывает правильных или неправильных целей для запуска своего бизнеса. И поэтому важно выбрать такое дело, который будет совпадать с вашей целью, иначе со временем начнет появляться чувство неудовлетворенности и, как следствие, исчезнет мотивация развивать свою компанию.
Выбирайте количество риска по душе и по карману
Нужно понимать, что любой бизнес можно описать с точки зрения риска и ожиданий — апсайда. Риск заключается в том, что бизнес может не выстрелить, а апсайд — это размер прибыли, который можно получить в случае успеха. Конечно, есть области бизнеса с ограниченным риском, но и прибыль там тоже ограничена. Например, консалтинговый бизнес должен быть прибыльным уже с первого дня, и он не требует инвестиций. Если есть желание создать конкурента Google или «Яндекс», то одной только разработки прорывного алгоритма недостаточно — нужны ресурсы, чтобы бороться с брендами. Поэтому всегда необходимо держать в голове два типа риска: риск выбрать неудачную бизнес-модель и риск неудачной реализации этой бизнес-модели. Первый риск связан с тем, что вашу услугу или товар не захотят покупать или не захотят платить столько, чтобы вы могли покрыть свои расходы. Если ваши базовые финансовые потребности не закрыты, то разумнее выбирать бизнес-идею, которая много раз была проверена другими. При этом остаются только риски реализации, но и апсайд такой идеи тоже ограничен. Следует учесть, что бизнесов с низким риском и неограниченно высокой отдачей просто не существует. Снизить риски реализации можно только одним способом — выбирать идеи в тех сферах, в которых хорошо разбираешься, а еще лучше — являешься признанным экспертом, хотя бы в кругу своих знакомых. Это создает преимущество и экономит деньги и время. Еще один важный фактор — это собственный интерес, но здесь нельзя путать бизнес с хобби. В мотивационной литературе я часто встречал призывы разного рода коучей и даже состоявшихся бизнесменов заниматься тем, что нравится, и деньги обязательно придут. На мой взгляд, это не так: тут перепутаны причинно-следственные связи. Конечно, бизнес должен нравиться, иначе будет тяжело им заниматься в течение 5–10 лет по 15–18 часов в день, но не наоборот: не каждое любимое занятие может стать успешным бизнесом. Поэтому можете сколько угодно собирать марки, заниматься борьбой, айкидо или рисованием, однако для определения, каким бизнесом заняться, копните глубже: определитесь, какие роды деятельности близки вам по духу, что приносит вам удовольствие — вы любите что-то создавать, вам нравятся цифры, вы любите продавать или вам нравится систематизировать.
Вечные потребности
Один из ключевых вопросов, требующих ответа: «Какие базовые потребности потребителей моя бизнес-идея закрывает?» Дело в том, что тренды в современном мире краткосрочны и под них нужно постоянно подстраиваться, а вот базовые потребности не меняются. Мы видим, что сейчас все пользуются мобильными приложениями, а через какое-то время появятся, допустим, голограммы, которые будут транслировать изображения прямо в мозг, и тренд изменится. Однако потребность в общении между людьми и необходимость быть принятым в обществе других людей вечна. Чтобы выявить базовые потребности, стоит подумать еще над одним вопросом: «Почему мое дело будет востребовано через 10–20 лет?» Например, неизменным будет желание потребителей сэкономить и получить качественный сервис. Как говорил Джэф Безос: «Я не могу себе представить, что мои клиенты через 20 лет будут говорить — у тебя классный сервис, но не мог бы ты немного повысить цены, а то как-то слишком дешево». Поэтому с самого начала Amazon сделал ставку на самые низкие цены.
Ответив на все перечисленные выше вопросы, можно переходить к выбору ниши. Давайте рассмотрим несколько самых распространенных типов бизнеса.
«Делаю, что умею»
«Делать, что умеешь» — самый верный способ не прогореть. Делайте бизнес на том, в чем разбираетесь лучше других. Обычно такое дело открывают профессионалы, набравшиеся опыта в качестве наемных сотрудников и готовые уйти в свободное плавание. Основной тест: к вам обращаются со стороны за советом и помощью и предлагают за это деньги. Как правило, подобный бизнес не требует привлечения инвестиций и не является высокорисковым. Однако приходится зависеть от клиентов. Чаще всего под эту категорию подпадает компания, связанная с оказанием услуг: консалтинг, разработка, маркетинг, PR, HR. Низкие риски предполагают и невысокий доход. Заработать денег больше, чем была зарплата у дяди, вполне возможно, а вот дорасти до места в «золотой сотне» Forbes будет затруднительно.
Франшиза и ее качество
Франчайзинг: этот вариант подходит тем, кто не хочет становиться специалистом или экспертом в той или иной области, при этом имеет какую-то свободную сумму инвестиций, но не склонен сильно рисковать. Здесь все просто: берешь бизнес с готовой моделью, где все предусмотрено до мелочей, и делаешь то, что тебе говорят. Правда, здесь имеется риск выбрать плохую франшизу. Поэтому, прежде чем принимать решение, стоит погрузиться в тематику, все тщательно просчитать и проверить. Допустим, можно купить франшизу успешного магазина косметики, но не угадать с местом открытия и прогореть. Все риски реализации все равно придется брать на себя, хотя риски бизнес-модели уже минимизированы.
Копипаст
Копирование зарубежных аналогов — этот подход отлично работает в России. Мир устроен таким образом, что самые успешные идеи и бизнес-модели основаны на потребностях людей, а базовые потребности людей везде одинаковые. Значит, если какой-то бизнес пользуется популярностью в США, то с большой долей вероятности он и в России будет востребован. В качестве успешных примеров подобной схемы можно привести Groupon, KupiVIP, «Островок». Последний позаимствовал идею в Expedia и Booking. Конечно, и такая схема тоже имеет свои риски: одна идея может прижиться, а другая — нет.
Все-таки локальные отличия могут оказать существенное влияние на бизнес, и бизнес-модель, прибыльная в США, в России может оказаться убыточной. Например, в США отлично работает государственная почта, и доставку все компании электронной коммерции строят через почту. В России же пришлось создавать собственные сервисы доставки. Другой пример — сервисы подписки. В США люди привыкли подписываться на ежемесячные автоплатежи. В России же потребители обычно не хотят устанавливать автоматическое списание с карты на длительный срок. Кроме того, всегда есть риски реализации. Любую успешную бизнес-модель можно загубить плохой реализацией.
Мы в Travelata тоже пошли по пути копирования, подглядев, что в Германии и Великобритании пакетные туры отлично продаются онлайн. Но все оказалось сложнее, чем мы думали изначально. Скорость перехода покупателей туров из оффлайна в онлайн начала расти только в последние два года и выросла с 1 до 5%. До сих пор мы ощущаем скептицизм и недоверие российского покупателя к онлайну. Люди считают, что если посмотреть турагенту в глаза, то он не обманет, а в онлайне деньги отправляются в неизвестность, и это страшно. Россия оказалась не одним рынком, а двумя: один расположен в Москве и Петербурге, а второй — регионах, где люди пока совершают покупки в Интернете гораздо реже, чем в двух столицах.
«Сделать мир лучше»
«Сделать мир лучше» — достойная мотивация для создания бизнеса. Собственно, так и появился Uber: Гаррет Кэмп обратил внимание на проблему и захотел ее решить. Он пришел к выводу, что в XXI веке телефоны могут отслеживать локацию, и сервис такси может работать не так, как раньше. Однако надо учитывать, что просто сделать мир лучше — недостаточно. Бизнес, улучшающий мир, имеет серьезный шанс на успех, только когда новое решение в десять раз лучше старого, иначе люди просто не готовы менять свои устоявшиеся привычки и переключаться на ваш сервис.
В этом смысле, конечно, лучший пример — это компании-единороги, которые серьезно выстрелили, вроде Facebook, который задал совершенно новые стандарты общения в социуме. Или Amazon, до которого никто не продавал в Интернете книжки. Интересно, что чаще компании-единороги создаются предпринимателями в возрасте до 30 лет. Они готовы рисковать, предлагая прорывные идеи, которые кажутся большинству нелогичными. Многие такие бизнесы, конечно, прогорают, и никто о них никогда не узнает, потому что на слуху остаются только истории успеха. Однако люди старше 35 лет по статистике чаще основывают успешные бизнесы, так как действуют более прагматично и уже имеют опыт за плечами.
Еще очень важно улучшать мир, исходя из реальных потребностей людей. Часто бывает, что гениальный технарь-изобретатель придумывает какую-то интересную и сложную техническую штуку, а потом начинает искать, куда бы ее продать. Такой подход в 99% случаев заканчивается неудачей. Поэтому сначала лучше все-таки найти рынок и своего покупателя, а потом уже искать решение той или иной проблемы.
По сходному пути часто идут начинающие предприниматели-стартаперы. Сидя дома на диване, начитавшись vc.ru или Techcrunch, доморощенные стартаперы начинают фантазировать и придумывать различные сервисы, которыми обязательно будут пользоваться миллионы людей. Затем они долго ходят по конференциям, находят соратников, представляют сотни питчей инвесторам и даже зачастую находят деньги. Потом долго «пилят» продукт, чтобы впоследствии убедиться в том, что не понимают, кому он нужен, и еще через год благополучно закрывают проект, ухватившись за следующую «гениальную» идею.
Я всем рекомендую: если можете сначала поработать с предпринимателем, у которого можно чему-то научиться, сделайте это, потому что учиться на своих ошибках — слишком долго и дорого. Причем опыт предпринимательства дает только работа в маленьких компаниях при условии общения непосредственно с предпринимателями. Я считаю, что в крупных корпорациях получить релевантный опыт для предпринимательства нельзя. Например, я свой первый профессиональный опыт получил в полуподвальном стартапе в околомедицинской сфере, придя туда после после учебы и службы в израильской армии. При этом у меня были предложения от крупных компаний, суливших более высокую зарплату, например от Intel. Однако я решил, что опыт ценнее, и в этом стартапе я прошел путь от основания до продажи бизнеса американской компании. Правда, в Intel я все-таки поработал, спустя четыре года, но в другом стартапе, который был приобретен корпорацией за несколько месяцев до того, как меня туда наняли. С того момента мне захотелось стать основателем своего бизнеса.
Предпринимателями не рождаются
Многие мотивационные тренеры приводят в пример фразу Ричарда Брэнсона: «К черту все — берись и делай!» Я считаю, что она вводит в заблуждение и толкает на путь ошибок, причем дорогостоящих. Да, действительно, самое главное в предпринимательстве — это действие. Сами по себе бизнесы не рождаются — их создают. Однако стоит вспомнить, что Брэнсон начал заниматься бизнесом с 16 лет, и когда он пришел к успеху, у него за плечами был солидный опыт. Почему бы не сказать честно, что ведение бизнеса требует навыков в управлении финансами, работе с людьми, в продажах? Людям часто кажется, что если они поработали в крупной компании, то, благодаря их опыту, все придет само собой.
Представьте, что вы вдруг занялись боксом. Готовы ли вы в первую неделю начать выступать на ринге против профессионалов? Думаю, нет, потому что есть риск сильно получить по голове. В бизнесе точно так же можно быстро и серьезно «огрести», если не овладеть в полной мере основными бизнес-навыками, но почему-то об этом многие забывают. Моя рекомендация: хочешь быть предпринимателем — иди поработай с предпринимателями, но сразу действуй и думай как предприниматель, а не как наемный сотрудник. Бери на себя ответственность за результат и постоянно выполняй как можно больше задач из самых разных областей бизнеса, не становись узким специалистом. Настаивай на обратной связи и сам не забывай об обратной связи со своей стороны, чтобы лучше понять решения и поступки своих менторов.