тест рокича для какого возраста
Методика М.Рокича «Ценностные ориентации»
Тест Милтона Рокича для диагностики ценностных ориентация – один из наиболее популярных опросников для диагностики ценностно-смысловой сферы личности. Во многом это определяется его простой какдля испытуемого, так и для экспериментатора:
Описание теста Рокича
Методика Рокича Ценностные ориентации. (Тест Милтона Рокича. / Исследование ценностных ориентаций М. Рокича. / Опросник ценностей по Рокичу) позволяет исследовать направленность личности и определить ее отношение к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, восприятие мира, ключевые мотивы поступков, основу «философии жизни».
Теория Рокича
М. Рокич рассматривал ценности как разновидность устойчивого убеждения, что некая цель или способ существования предпочтительнее, чем иной.
Природа человеческих ценностей по Рокичу:
М. Рокич различает два класса ценностей — терминальные и инструментальные:
Процедура проведения
ИНСТРУКЦИЯ: «Вам предлагаются два списка по 18 ценностей. Ваша задача — проранжировать их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни. То есть самому важному Вы присваиваете номер 1 и т.д., так что под восемнадцатым номером будет идти ценность наименее значимая для вас.
Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию».
Терминальные ценности
ранг
Инструментальные ценности
ранг
Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)
Аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, четкость в ведении дел)
Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые благодаря жизненному опыту)
Воспитанность (хорошие манеры, умение вести себя в соответствии с нормами культуры поведения)
Здоровье (физическое и психическое)
Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)
Жизнерадостность (оптимизм, чувство юмора)
Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве)
Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)
Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)
Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных проблем)
Непримиримость к недостаткам в себе и других
Наличие хороших и верных друзей
Образованность (широта знаний, высокий культурный уровень)
Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, коллег)
Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово)
Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)
Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)
Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)
Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)
Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)
Смелость в отстаивании своего мнения
Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)
Счастливая семейная жизнь
Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)
Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)
Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)
Творчество (возможность заниматься творчеством)
Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)
Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)
Честность (правдивость, искренность)
Удовольствия (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей, развлечения)
Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)
Обработка результатов
Выставленные испытуемыми ранги ценностей отражают важность каждой из них.
Важно помнить, что в опроснике Рокича шкалы имеют обратный характер:
Шкалы теста Рокича
В результате проведения методики М. Рокича выявляется выраженность 36 показателей – ценностных ориентаций двух типов:
Интерпретация результатов
Полученная в результате исследования индивидуальная иерархия ценностей может быть разделена на три равные группы:
Полученные для каждой из 36-ти ценностей их ранги, отражающие значимость ценности для испытуемого, можно использовать в эмпирических исследованиях для выявления различий в группах или для анализа взаимосвязей ценностных ориентаций с другими психологическими феноменами.
Пример анализа результатов опросника Рокича
На рис. 3 приведены средние значения терминальных ценностей подростков экспериментальной (спортсмены) и контрольной (не спортсмены) групп.
Структура терминальных ценностей подростков обеих групп носит сходный характер: наиболее значимы ценности здоровье, любовь, друзья и семья; наименее значимы – красота, творчество, счастье других.
Подростки из обеих подгрупп в большей степени ориентируются на здоровье, любовь, семью и друзей. Не столь важным является ориентация на красоту природы и искусства, творчество и счастье других.
Надеюсь, эта статья поможет вам написать работу по психологии самостоятельно. Если понадобится помощь, обращайтесь (все виды работ по психологии; статистические расчеты). Заказать
Методика «Ценностные ориентации» Милтон Рокич
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Методика «Ценностные ориентации» Милтон Рокич
Целью теста является выявление содержательной стороны направленности личности.
Тест М.Рокича «Ценностные ориентации личности» направлен на выявление ценностно-мотивационной сферы человека. Данная методика позволяет определить отношение личности к себе, к миру, к окружающим, а также выяснить основные жизненные принципы и приоритеты.
Тест М.Рокича «Ценностные ориентации личности» основан на прямом ранжировании списка ценностей. Рокич выделяет два класса ценностей: терминальные и инструментальные по 18 пунктов каждый. Терминальные ценности или ценности-цели определяются им, как убеждения человека в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться.
Именно эти ценности указывают, что для человека особенно важно и значимо, и в чем его смысл жизни. Инструментальные ценности или ценности-средства – это убеждения человека в том, что определенный образ действий или свойство личности являются предпочтительными в любой ситуации.
Респонденту предлагают набор карточек или список ценностей, которые необходимо распределить по порядку значимости лично для него.
Наиболее значимая ценность должна занимать первое место, соответственно, наименее важная останется последней. Конечный результат представляет систему ценностей испытуемого.
Тест М.Рокича «Ценностные ориентации личности» широко применяется в профориентации, при консультировании по вопросам карьерного роста, при диагностике командной сплоченности, корпоративной культуры и т.д.
Респонденту предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.
Большее удобство для испытуемого (и большую точность результатов) дает использование не списков, а наборов отдельных карточек, на каждой из которых указана определенная ценность. Человек, сортирующий карточки, более сосредоточен и видит картину всех представленных ценностей более полно.
Обследование лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование.
Работайте не спеша, вдумчиво. Здесь нет правильных или неправильных ответов. Конечный результат представит Вашу систему ценностей.
Модификация процедуры исследования
Для преодоления социальной желательности и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентаций испытуемого возможны изменения инструкций, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы. Так, после основной серии можно попросить испытуемого ранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы:
«В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в Вашей жизни?»
«Как бы Вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?»
«Как, на Ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный всех отношениях?»
«Как сделало бы это, по Вашему мнению, большинство людей?»
«Как это сделали бы Вы 5 или 10 лет назад?»
«Как это сделали бы Вы через 5 или 10 лет?»
«Как ранжировали бы карточки близкие Вам люди?»
Респонденту предъявляют последовательно два списка ценностей – терминальные и инструментальные. Ему необходимо проранжировать все ценности в порядке личной значимости. Таким образом, наиболее важная ценность будет на первом месте, а наименее значимая останется и займет восемнадцатое место.
Результаты теста Рокича указывают на структуру ценностных ориентаций человека, помогают определить наиболее важные принципы, которыми человек руководствуется в жизни, его отношение к себе, к близким, к сотрудникам, к работе, и к миру в целом.
Доминирующая направленность ценностных ориентаций человека фиксируется как занимаемая им жизненная позиция, которая определяется по критериям уровня вовлеченности в сферу труда, в семейно-бытовую и досуговую активность. Качественный анализ результатов исследования дает возможность оценить жизненные идеалы, иерархию жизненных целей, ценностей-средств и представлений о нормах поведения, которые человек рассматривает в качестве эталона.
Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки на тех или иных основаниях.
Адаптированная методика М. Рокича «Ценностные ориентиры».
Ольга Зайцева
Адаптированная методика М. Рокича «Ценностные ориентиры».
Перед проведением диагностики, мы сопоставили аналог предложенного диагностического материала с индивидуальными и возрастными особенностями детей старшего дошкольного возраста. Познакомились с методикой М. Рокича «Ценностные ориентиры», изучили модифицированную методику М. Рокича, предложенную кафедрой здоровьесбережения в образовании ГБОУ ДПО НИРО, провели пробные тесты, и пришли к выводу, что необходимо адаптировать диагностическую методику с учетом возрастных особенностей детей.
Как известно, у детей 5 – 7 лет уже относительно сформированы все виды анализаторов. И в то же время, чрезвычайно велика роль зрительных ощущений и восприятий. Около 80% информации об окружающем мире ребёнок получает с помощью зрения. Следует также отметить, что в возрасте 5 – 7лет преобладает наглядно- образная память. Следовательно, помимо словесной инструкции необходимо было обеспечить опору на картинку-символ.Какой же должна быть картинка: привлекательной или достаточно нейтральной, яркой и красочной или черно-белой, с изображением знакомого мультяшного персонажа или схематичной? Оказалось, что выбор картинки стал весьма сложной задачей. Дополнительная привлекательность и признаки, вызывающие субъективную оценку, играли не в нашу пользу, так как основной целью методики является выявление ценностных ориентиров. Итак,мы остановились на следующих моментах:
— картинка должна быть черно-белой;
— с крупным изображением, имеющими четкие контуры;
— учитывать гендерный подход: для девочек картинки с изображением девочки, для мальчиков с изображением мальчика;
— достаточно схематичной, не вызывающей, никаких дополнительных ассоциаций;
— картинки не ламинировать и не вставлять в файлы, чтобы блики не мешали восприятию и не отвлекали внимание;
— ее основной задачей становится подкрепление словесной инструкции взрослого (варианты демонстрационного материала представлены ниже).
Большое значение при проведении диагностического исследования имеет обстановка, окружающая ребенка. Какие дополнительные условия необходимо соблюдать? Во-первых, минимизировать необычные предметы, которые могут надолго задержать внимание ребенка, обратить внимание на хорошее освещение. Во-вторых, заранее подготовить материал, бланк для регистрации ответов детей.
В- третьих, и это очень важный момент, установление доверительного, эмоционально-положительного контакта и взаимопонимания перед опросом.Незаменимую роль здесь играют обычные средства общения: непринужденный разговор, спокойный доброжелательный тон, одобрение, улыбка, выражение заинтересованности чем-либо. Обследование должно превратиться для дошкольника в приятную беседу.
Задание №1 «Что ценней всего на свете?»
Цель методики: выявить приоритетные для ребенка жизненные ценности.
Материал: картинки (Приложение1).
Установить с ребенком контакт и четко дать инструкцию.
Инструкция: «Посмотри на картинки. На этой картинке у девочки (мальчика) много денег, здесь девочка (мальчик) красивая (ый) и привлекательная (ый, на этой картинке девочка (мальчик) живет в счастливой семье, на этой картинке девочка (мальчик) здоровая (ый, на этой имеет много друзей. Какие из перечисленных условий ты считаешь самым важным для твоей счастливой жизни? Выбери картинку». Ребенок выбирает картинку, я кладу ее первой слева направо. Продолжаю далее проговаривать инструкцию. «Посмотри на оставшиеся картинки. На этой картинке у девочки (мальчика) много денег, здесь девочка (мальчик) красивая (ый) и привлекательная (ый, на этой картинке девочка (мальчик) живет в счастливой семье, на этой картинке девочка (мальчик) здоровая (ый). Какие из перечисленных условий ты считаешь самым важным для твоей счастливой жизни? Выбери картинку. Ребенок выбирает картинку, я кладу ее второй слева направо, и т. д. пока не закончатся картинки.
Таким образом выстраивается цепочка иерархических ценностей (от самого важного условия до наименее важного). Результаты заносятся в таблицу №1 (см. выше).
Обработка результатов: на основе подсчета баллов высчитывается индекс (среднее арифметическое) каждой группы и оценивается максимальный рейтинг условий счастливой жизни или ценностей в исследуемой группе.
Задание №2 «Как сохранить свое здоровье?»
Цель методики: выявить уровень сформированности у ребенка знаний об условиях сохранения и улучшения своего здоровья, мотивации к здоровому образу жизни.
Материал: универсальная карта с картинками, которая используется для всех детей, (приложение №2, таблица для регистрации выбора ребенка, разноцветные фишки (вырезанные картонные круги цветов радуги, а также черного и белого цвета, фломастеры или карандаши тех же цветов.
Ребенку предлагается выбрать из множества разноцветных фишек любые четыре, которые ему нравятся, и положить перед собой. Затем предлагаем поработать на диагностической карте.
«Чтобы быть здоровым,нужно: регулярно заниматься спортом; лечиться у хорошего врача; иметь деньги, чтобы хорошо питаться, отдыхать, посещать спортивный зал; знать о том, как заботиться о своем здоровье; хорошо отдыхать; жить в хороших природных условиях (чистый воздух, вода); ежедневно выполнять правила здорового образа жизни (соблюдать режим дня, регулярно питаться, заниматься физкультурой и. т. д.). Какие условия для сохранения здоровья ты считаешь наиболее важными? Из всех условий выбери и отметь 4 наиболее важных для тебя. Можешь отметить их в соседней клеточке любой понравившейся фишкой.»
Результаты заносятся в таблицу №2 (см. выше).
Обработка результатов: для каждого ребенка на основе положительного отношения оценивается 4 важных условия для сохранения своего здоровья. Затем на основе среднего арифметического высчитывается среднее значение в группе для каждой категории инструментальных ценностей.
Адаптированная рабочая программа по технологии для учащихся с ограниченными возможностями здоровья Календарно – тематическое планирование по технологии 4 класс (34 часа) 1 четверть – 9 ч 2 четверть – 7 ч 3 четверть – 11ч 4 четверть –.
Целевые ориентиры дошкольного образования в условиях реализации ФГОС Нашу встречу я хочу начать с притчи. «Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался:.
Методика проведения игр Методика проведения игр «Камаз» 1. В гараже стоит Камаз (ритмично топать ногами, 2. У него есть тормоз (притоп одной ногой, 3. Газ (хлопок,.
Новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.
Образовательный проект «Адаптированная Монтессори-среда в группе раннего возраста» 1. Название: «Адаптированная Монтессори – среда в группе раннего возраста». 2. Тип проекта, продолжительность: познавательно – исследовательский,.
Психокоррекционная методика жестового пения. 18 мая 2017года прошло заседание городского методического объединения педагогов-психологов «День практической психологии». На котором был.
Специалист дошкольного образования будущее: ориентиры и ценности. Мы находимся здесь, чтобы внести свой вклад в этот мир. А иначе, зачем мы здесь? Стив Джобс Свое эссе я хотела начать со слов Стива Джобса:.
Нравственные ориентиры и развитие духовно-нравственной сферы личности ребенка в условиях введения ФГОС Выступление – консультация на педагогическом совете по теме: «Нравственные ориентиры и развитие духовно – нравственной сферы личности ребенка.
Эссе «Специалист дошкольного образования будущего: ориентиры и ценности» «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека» Д. Б. Кабалевский Музыкальный руководитель детского.
Звуковая игра, адаптированная к системе М. Монтессори Цели: 1. Упражнять детей в определении первого звука в словах. 2. Знакомство и закрепление звукового анализа. 3. Формирование слоговой структуры.
Определяем ценностные ориентации
В мире большой науки и психологии подобные тесты проводятся для сравнения личных ценностей разных лиц, с их помощью сравнивают психологические феномены и проводят анализы взаимосвязей ценностных ориентаций. Например, было исследование ценностей подростков, занимающихся спортом – и предпочитающих спокойный образ жизни как физически, так и морально. Результаты показали, что подростки обеих групп более заинтересованы в здоровье, любви, друзьях и семье, а менее значимы для них – изящность и творческий процесс.
Какую теорию выдвинул Рокич?
Два класса ценностей
В ходе своего научного исследования ценностей Милтон Рокич решил, что удобнее будет разделить ценности на два класса. Первый класс – терминальные ценности. Второй класс – инструментальные ценности. Давайте разберём их подробнее.
Терминальные ценности определяются им как неоспоримые убеждения в том, что любая конечная цель личного/индивидуального существования (например, спокойная и размеренная личная жизнь или мир во всем мире) с личной и общественной позиции стоит того, чтобы проявлять к ней интерес и стараться добиться каких-то положительных результатов.
А вот инструментальные ценности – это убеждение в том, что какой-то определённый образ действий (например, аккуратность, нетерпимость к недостаткам) с общественной и личной точек зрения является предпочтительным абсолютно в любых, даже абсурдных ситуациях.
Собственно, эти разделения ценностей помогли разделить между собой «Цели» и «Средства».
Какие знания нам даёт эта методика?
Она направлена на исследование личности, определение её отношения к окружающему миру, жизненным ситуациям, сторонним людям и восприятию мира в целом.
Как проходит тестирование?
Вам будут даны 18 билетов, в каждом из которых представлена определённая ценность. От Вас требуется разложить их в порядке значимости. Раскладывать нужно честно: чем Вы руководствуетесь в жизни больше всего, что для Вас наиболее важно – этому Вы присваиваете первый номер. И дальше по убыванию, так что последний, восемнадцатый билет, будет для Вас наименее значимым.
Лучше будет раскладывать неспеша, а перед прохождением теста всё обдумать и решить, что для Вас наиболее важно. Проходить тест нужно максимально честно, иначе результаты будут ложными.
Пройдите тест Рокича прямо сейчас!
После прохождения теста можно получить три группы ценностей, по их значимости:
Тест рокича для какого возраста
Соотнесение духовности с творческим потенциалом человека дает возможность проводить анализ его духовности в координатах известных ценностных ориентиров и биосоциальных потребностей человека [4]. В настоящей работе разработали методику количественной оценки степени приоритетности духовной составляющей в жизни студентов, взяв за основу известную методику изучения ценностных ориентаций М. Рокича [5; 6]. Методику апробировали на школьниках и студентах ряда московских вузов.
Методы и материалы
Использовали опросные формы метода исследования ценностных ориентаций М. Рокича, приведенные в работе [6]. Для обработки полевых данных и построения диаграмм использовали программу Microsoft Office Excel. Основной контингент респондентов составляли студенты I-III курсов следующих вузов: Московский физико-технический институт (Государственный университет, МФТИ, 12 чел.); Московский государственный университет инженерной экологии (МГУИЭ, 13 чел.); Московский государственный университет культуры и искусств (МГУКИ, Театрально-режиссерский факультет, 13 чел.); Московский городской психолого-педагогический университет (МГППУ, факультет клинической и специальной психологии, 10 чел.); Институт театрального искусства им. П.М. Ершова (ИТИ, 18 чел.). Контрольные группы респондентов составляли ученики 11-х классов московской гимназии № 201 (ШКОЛА, 18 чел.) и профессиональные работники умственного труда с гуманитарным или техническим высшим образованием (ПРОФИ, 15 чел., возраст 30-64 лет).
Результаты и обсуждение
Адаптированная к российскому человеку методика «Ценностные ориентации» М. Рокича подробно описана в работе [6]. Совокупность социокультурных ценностей и личностных качеств человека, охваченных методикой, достаточно адекватно отображает иерархию приоритетов его жизненной активности. Первый комплекс вопросов дифференцирует степень значимости жизненных целей. Ему отвечает опросник Форма А (рис. 1), содержащий так называемые терминальные ценности, которые можно отнести к характеристикам внутреннего мира человека.
Форма В (рис. 2) содержит инструментальные ценности, выявляющие приоритетные способы, используемые человеком для достижения своих целей. Данный комплекс вопросов раскрывает внутренние психофизические мотивы и внешние социокультурные стимулы, определяющие выбор способа взаимодействия человека с внешним окружением [4; 7].
Рис. 1. Форма А опросника М. Рокича с выделенными выборками духовно-интеллектуальных и биосоциальных ценностей.
Следует отметить, что обе формы опросников содержат избыточное количество вопросов, некоторые из них отчасти дублируют друг друга и поэтому с трудом дифференцируются и неадекватно ранжируются респондентами. Это относится к пунктам 1, 4, 16 и к 13, 14, 17 Формы А, а также к пунктам 12, 13 Формы В. Из-за этого возрастает вероятность совпадения рангов в рядах обеих форм опросников. Кроме того, в обеих формах отсутствует какая-либо система в порядке расположения вопросов. При их ранжировании респондентом эта бессистемность сохраняется, что сильно затрудняет анализ психофизического и социокультурного портрета респондента и снижает информационную ценность сравнительного анализа ранжировок разных респондентов. С другой стороны, универсальность и полнота охвата личностных качеств человека опросниками методики М. Рокича позволяют выделить и сформировать на ее основе специализированные блоки или подгруппы ценностей, отвечающие определенным доминантам характера и поведения человека.
Рис. 2. Форма В опросника М. Рокича с выделенными выборками интровертных и экстравертных качеств.
Рис. 3. Диаграммы распределения рангов терминальных (Форма А) и инструментальных (Форма В) ценностей школьников (ШКОЛА), студентов МФТИ, МГУИЭ и профессионалов (ПРОФИ). Разбиение номеров ценностей по оси абцисс соответствуют разбиению на рис. 1, 2.
При составлении сводной таблицы рангов (Форма F в [4]) мы определяли среднеарифметическое значение ранга для каждой i-й из 18-ти ценностей путем деления суммы рангов этой ценности на число респондентов и затем проводили ранжировку полученного таким образом ряда удельных рангов. В методике же М. Рокича ранжируются сами суммы, что технически неудобно и менее информативно.
Спектры распределения рангов по ценностям во всех группах приведены на рис. 3, 4. Подчеркнем, что приоритетность ценности тем выше, чем ниже ее ранг на диаграмме. В принципе дискретный сравнительный анализ спектральных диаграмм позволяет выявить некоторые особенности психофизических и социокультурных характеристик студентов, соответствующие профилю их вуза, а также гендерным и возрастным признакам. Таким анализом и исчерпывается стандартный метод изучения ценностных ориентаций по методу М. Рокича [6].
Рис. 4. Диаграммы распределения рангов терминальных (Форма А) и инструментальных (Форма В) ценностей студентов МГППУ, ИТИ и МГУКИ. Разбиение номеров ценностей соответствуют разбиению на рис. 1, 2.
Следуя поставленной в работе цели, для выявления духовной составляющей в системе приоритетных ценностей мы провели интегральный анализ полевых данных следующим образом. Сначала определяли суммы рангов ценностей, отвечающих Выборке-А (SA) и Выборке-В (SB) для каждого респондента группы, а затем находили среднеарифметическое значение суммы для каждой группы, которое и использовали в анализе. Данный способ определения интегральных сумм условно назвали способом «интегральной ранжировки» (ИРА). Параллельно определяли значения сумм SA и SB для удельных ранговых рядов, которые фигурируют на рис. 3, 4. Этот способ назвали условно «по Рокичу».
№п/п
Характеристики респондентов
Среднее значение доли (%)
Группа
N (чел.)
Ценности духовно-интеллектуальные (SA/SO)
Качества интровертные (SВ/SO)