Thd цап что это

Как выбрать преобразователь аудиосигнала

Thd цап что это. q93 14478eefda6c39b33b1be20b7baae1dfc5e507f0629618993fb1a22c3a0271d4. Thd цап что это фото. Thd цап что это-q93 14478eefda6c39b33b1be20b7baae1dfc5e507f0629618993fb1a22c3a0271d4. картинка Thd цап что это. картинка q93 14478eefda6c39b33b1be20b7baae1dfc5e507f0629618993fb1a22c3a0271d4

АЦП, ЦАП: зачем нужен преобразователь аудиосигнала?

Thd цап что это. q93 b131c091b96866411c0ec11d0e621c6338d4cd0f80ce3a8de13f7b3d1a9c5016. Thd цап что это фото. Thd цап что это-q93 b131c091b96866411c0ec11d0e621c6338d4cd0f80ce3a8de13f7b3d1a9c5016. картинка Thd цап что это. картинка q93 b131c091b96866411c0ec11d0e621c6338d4cd0f80ce3a8de13f7b3d1a9c5016

ЦАП – цифро-аналоговый преобразователь – нужен для преобразования аудиосигнала из цифрого формата в аналоговый; обычно, для передачи в усилитель или немедленного озвучивания.

Все современные форматы записи аудио используют цифровое представление. И треки на CD или blu-ray дисках, и mp3-файлы, и музыка с iTunes – все они хранятся в цифровом формате. И для того, чтобы воспроизвести эту запись, её надо преобразовать в аналоговый сигнал – эту функцию и выполняет цифро-аналоговый преобразователь. Встроенный ЦАП присутствует в любом устройстве, воспроизводящем музыку. Но часто бывает, что качество проигрывания одних и тех же аудиофайлов (или треков с одного и того же диска) на разных плеерах заметно отличается. Если при этом используются одинаковые усилители и наушники, значит, проблема в ЦАП плеера.

Thd цап что это. q93 d201d1d33fbd05e28e83abc9781ea1080b4daf60a5043c14de6d78bda762e021. Thd цап что это фото. Thd цап что это-q93 d201d1d33fbd05e28e83abc9781ea1080b4daf60a5043c14de6d78bda762e021. картинка Thd цап что это. картинка q93 d201d1d33fbd05e28e83abc9781ea1080b4daf60a5043c14de6d78bda762e021

Thd цап что это. q93 2f6723966a149fcb64b475760a82c5c1a03173b4448e535b5139075bf4fd6ca8. Thd цап что это фото. Thd цап что это-q93 2f6723966a149fcb64b475760a82c5c1a03173b4448e535b5139075bf4fd6ca8. картинка Thd цап что это. картинка q93 2f6723966a149fcb64b475760a82c5c1a03173b4448e535b5139075bf4fd6ca8

Аудиосигнал, прошедший через низкокачественный ЦАП

ЦАПы бывают разные: дешевые преобразователи с низким энергопотреблением (часто используемые производителями в мобильных устройствах) имеют низкое быстродействие и малую разрядность, что сильно сказывается на качестве звука.

Thd цап что это. q93 6ecdce4e4f26ea3b27d79508a4065b1f30240dd4d2373fd2d56d2bb48532b345. Thd цап что это фото. Thd цап что это-q93 6ecdce4e4f26ea3b27d79508a4065b1f30240dd4d2373fd2d56d2bb48532b345. картинка Thd цап что это. картинка q93 6ecdce4e4f26ea3b27d79508a4065b1f30240dd4d2373fd2d56d2bb48532b345

Thd цап что это. q93 2194ce5bcd5a63e16395e1c55a54ca0a6196500b13e2a22aac82d3c51326dca7. Thd цап что это фото. Thd цап что это-q93 2194ce5bcd5a63e16395e1c55a54ca0a6196500b13e2a22aac82d3c51326dca7. картинка Thd цап что это. картинка q93 2194ce5bcd5a63e16395e1c55a54ca0a6196500b13e2a22aac82d3c51326dca7

Кроме того, внешний ЦАП может оказаться очень полезным при прослушивании музыки, записанной в loseless-форматах (форматах записи аудио без потерь качества) с высокой дискретизацией, обеспечивающей максимальное подобие записи и оригинала. Поскольку распространяются такие записи, в основном, через Интернет, часто их прослушивают прямо с компьютера. Но качественная звуковая карта редко встречается на ноутбуках и планшетах, да и встроенные в материнскую плату десктопного компьютера звуковые карты не отличаются высоким качеством. И в этом случае весь смысл прослушивания loseless музыки теряется абсолютно. Ситуацию можно исправить, если на компьютере есть цифровой аудиовыход, например, S/PDIF. Подключив к нему ЦАП с частотой дискретизации и разрядностью не меньшей, чем у прослушиваемой записи, можно получить аналоговый сигнал высокого качества.

Еще один приятный бонус можно получить, приобретя ЦАП с поддержкой Bluetooth. Это позволит слушать отличную музыку на подключенных к преобразователю динамиках, не будучи «привязанным» к нему проводами. Для мобильного компьютера (планшета или ноутбука) это может оказаться очень удобным. Кроме того, с таким преобразователем вы сможете проигрывать музыку с других устройств, поддерживающих Bluetooth и легко переключаться между ними.

Thd цап что это. q93 1d7696bdb41d0ea0916793baff492cb282a06f3c0a04883f4e09d6b146b8f440. Thd цап что это фото. Thd цап что это-q93 1d7696bdb41d0ea0916793baff492cb282a06f3c0a04883f4e09d6b146b8f440. картинка Thd цап что это. картинка q93 1d7696bdb41d0ea0916793baff492cb282a06f3c0a04883f4e09d6b146b8f440

АЦП – аналого-цифровой преобразователь – нужен, наоборот, для преобразования аналогового аудиосигнала в цифровой формат. АЦП будет незаменим при оцифровке (переводе в цифровой формат) старых аналоговых записей: на грампластинках, аудио и видеокассетах. Также АЦП потребуется при записи в цифровом виде «живого» звука с микрофона. Плееры с функцией записи и компьютерные звуковые карты имеют встроенный АЦП, но если вам важно качество оцифровки, лучше доверить эту задачу специализированному устройству.

Несмотря на совершенно противоположные задачи, АЦП и ЦАП обладают некоторыми общими характеристиками, оказывающими большое влияние на качество преобразования.

Характеристики преобразователей аудиосигнала.

Thd цап что это. q93 769f05f7d08a0ef2ea756a6bf7bd9b577e813fa803a7f7a6c2b2dc91e5f0cc10. Thd цап что это фото. Thd цап что это-q93 769f05f7d08a0ef2ea756a6bf7bd9b577e813fa803a7f7a6c2b2dc91e5f0cc10. картинка Thd цап что это. картинка q93 769f05f7d08a0ef2ea756a6bf7bd9b577e813fa803a7f7a6c2b2dc91e5f0cc10

Для АЦП частота дискретизации определяет, с какой частотой преобразователь будет измерять амплитуду аналогового сигнала и передавать её в цифровом виде. Для ЦАП – наоборот, с какой частотой цифровые данные будут конвертироваться в аналоговый сигнал.

Чем выше частота дискретизации, тем результат преобразования ближе к исходному сигналу. Казалось бы, чем выше этот показатель, тем лучше. Но, согласно теореме Котельникова, для передачи сигнала любой частоты достаточно частоты дискретизации, вдвое большей частоты самого сигнала. С учетом того, что самая высокая частота, различимая на слух – 20 кГц (у большинства людей верхняя граница слышимого звука вообще проходит в районе 15-18 кГц), частоты дискретизации в 40 кГц должно быть достаточно для качественной оцифровки любого звука. Частота дискретизации audio CD: 44.1 кГц, и максимальная частота дискретизации mp-3 файлов: 48 кГц, выбраны как раз исходя из этого критерия. Соответственно, ЦАП, проигрывающий аудиотреки и mp3-файлы, должен иметь частоту дискретизации не менее 48 кГц, иначе звук будет искажаться.

Thd цап что это. q93 b9278877864b9d4b9ed4e08a8eadb4060697366108843e40e487e8e75eb8dbd9. Thd цап что это фото. Thd цап что это-q93 b9278877864b9d4b9ed4e08a8eadb4060697366108843e40e487e8e75eb8dbd9. картинка Thd цап что это. картинка q93 b9278877864b9d4b9ed4e08a8eadb4060697366108843e40e487e8e75eb8dbd9

Зеленым цветом показан исходный аудиосигнал, состоящий из нескольких гармоник, близких к 20 кГц. Малиновым цветом обозначен цифровой сигнал, дискретизированный с частотой 44.1 кГц. Синим цветом обозначен аналоговый сигнал, восстановленный из цифрового. Хорошо заметны потери в начале и конце отрезка.

Теоретически, такой частоты дискретизации должно быть достаточно, но практически иногда возникает надобность в большей частоте: реальный аудиосигнал не полностью отвечает требованиям теоремы Котельникова и при определенных условиях сигнал может искажаться. Поэтому у ценителей чистого звука популярны записи с частотой дискретизации 96 кГц.

Частота дискретизации ЦАП выше, чем у исходного файла, на качество звука не влияет, поэтому приобретать ЦАП с частотой дискретизации выше 48 кГц имеет смысл, только если вы собираетесь прослушивать с его помощью blu-ray и DVD-аудио или loseless музыку с частотой дискретизации, большей 48 кГц.

Если вы твердо нацелились на приобретение преобразователя с частотой дискретизации выше 48 кГц, то экономить на покупке не стоит. ЦАП, как и любое другое аудиоустройство, добавляет в сигнал собственный шум. У недорогих моделей шумность может быть довольно высокой, а с учетом высокой частоты дискретизации, на выходе такого преобразователя может появиться опасный для динамиков ультразвуковой шум. Да и в слышимом диапазоне шумность может оказаться настолько высокой, что это затмит весь выигрыш от повышения частоты дискретизации.

Thd цап что это. q93 3776936a867b6f7b1e8de04761ab8f9b9404bc503b93f4dd91f0afbb2248206d. Thd цап что это фото. Thd цап что это-q93 3776936a867b6f7b1e8de04761ab8f9b9404bc503b93f4dd91f0afbb2248206d. картинка Thd цап что это. картинка q93 3776936a867b6f7b1e8de04761ab8f9b9404bc503b93f4dd91f0afbb2248206d

Чем выше разрядность, тем выше точность измерения или восстановления амплитуды сигнала

Разрядность – вторая характеристика, непосредственно влияющая на качество преобразования.

Разрядность ЦАП должна соответствовать разрядности аудиофайла. Если разрядность ЦАП будет ниже, он, скорее всего, просто не сможет преобразовать этот файл.

Треки audio CD имеют разрядность 16 бит. Это подразумевает 65536 градаций амплитуды – в большинстве случаев этого достаточно. Но теоретически, в идеальных условиях, человеческое ухо способно обеспечить большее разрешение. И если о разнице между записями с дискретизацией 96 кГц и 48 кГц можно спорить, то отличить 16-битный звук от 24-битного при отсутствии фонового шума могут многие люди с хорошим слухом. Поэтому, если ЦАП предполагается использовать для прослушивания DVD и Blu-ray аудио, следует выбирать модель с разрядностью 24.

Чем выше разрядность АЦП, тем с большей точностью измеряется амплитуда звукового сигнала.

При выборе АЦП следует исходить из того, какие задачи с его помощью предполагается решать: для оцифровывания «шумных» аудиозаписей со старых магнитофонных лент высокая разрядность АЦП не нужна. Если же вы планируете получить качественную цифровую запись со студийного микрофона, имеет смысл воспользоваться 24-битным АЦП.

Количество каналов определяет, какой звук сможет преобразовывать устройство. Двухканальный преобразователь сможет обрабатывать стерео и моно звук. Но для преобразования сигнала формата Dolby Digital или Dolby TrueHD понадобится, соответственно, шести- или восьмиканальный преобразователь.

Соотношение сигнал/шум определяет уровень шума, добавляемого в сигнал преобразователем. Чем выше этот показатель, тем более чистым остается сигнал, проходящий через преобразователь. Для прослушивания музыки нежелательно, чтобы этот показатель был ниже 75 дБ. Hi-Fi аппаратура обеспечивает минимум 90 дБ, а высококачественные Hi-End устройства способны обеспечить отношение сигнал/шум в 110-120 дБ и выше.

Thd цап что это. q93 ac402912f4a8049569c8382d6c1fc041cdd196aed1ff98e9123c26cf47a13fee. Thd цап что это фото. Thd цап что это-q93 ac402912f4a8049569c8382d6c1fc041cdd196aed1ff98e9123c26cf47a13fee. картинка Thd цап что это. картинка q93 ac402912f4a8049569c8382d6c1fc041cdd196aed1ff98e9123c26cf47a13fee

Преобразователи аудиосигнала скорее относятся к студийному и домашнему оборудованию, поэтому питание большинства преобразователей производится от сети 220В. Но существуют и преобразователи, которые питаются от аккумуляторов и могут быть использованы автономно. Это может оказаться удобным при использовании преобразователя с мобильным устройством – ноутбуком, планшетом, смартфоном или плеером.

Некоторые преобразователи получают питание через разъем micro-USB, при этом получать (или передавать) аудиосигнал через этот разъем они не могут. Если вам важно, чтобы ЦАП мог читать аудиофайлы на USB-носителях, перед покупкой убедитесь, что USB на устройстве используется не только для питания.

Варианты выбора.

Thd цап что это. q93 4b4584a66a097e24679f966c2994635f6e1e55c3047893ea819f27654303d012. Thd цап что это фото. Thd цап что это-q93 4b4584a66a097e24679f966c2994635f6e1e55c3047893ea819f27654303d012. картинка Thd цап что это. картинка q93 4b4584a66a097e24679f966c2994635f6e1e55c3047893ea819f27654303d012

Если вам нужно устройство, с помощью которого можно будет оцифровать старые магнитофонные записи или записать на компьютер звук с микрофона, вам нужен аналогово-цифровой преобразователь. Цены на них начинаются от 1100 рублей.

Thd цап что это. q93 8c6267f54d8775801f88e84fbf50d8dc064345905a3f4d8c80559c6d0e32946b. Thd цап что это фото. Thd цап что это-q93 8c6267f54d8775801f88e84fbf50d8dc064345905a3f4d8c80559c6d0e32946b. картинка Thd цап что это. картинка q93 8c6267f54d8775801f88e84fbf50d8dc064345905a3f4d8c80559c6d0e32946b

Если вы желаете получить устройство для качественного проигрывания аудифайлов со смартфона с возможностью беспроводного соединения, выбирайте среди ЦАП с поддержкой Bluetooth. Такое устройство обойдется вам в 1400-1800 рублей.

Thd цап что это. q93 0018bd05706793c1d883e8bd3d64f610e4bb3db56ee35e9104f4a49b51419e3c. Thd цап что это фото. Thd цап что это-q93 0018bd05706793c1d883e8bd3d64f610e4bb3db56ee35e9104f4a49b51419e3c. картинка Thd цап что это. картинка q93 0018bd05706793c1d883e8bd3d64f610e4bb3db56ee35e9104f4a49b51419e3c

Если же вы желаете услышать все богатство звука, записанного в loseless-формате с высокой частотой дискретизации и битностью 24, вам понадобится соответствующий ЦАП. Стоить он будет от 1700 рублей.

Источник

Аудио высокой «четкости»: мифы и реальность

Технология Intel® High Definition Audio (она же Azalia) по замыслу её создателей должна прийти на смену изъезженной вдоль и поперёк архитектуре компьютерного звука AC-97. Последняя получила широчайшее распространение на всех типах платформ, включая мобильные решения, но рано или поздно будет вынуждена сойти с дистанции. Вообще-то старение AC-97 пока ещё не столь заметно. «Ветеран» AC-97 может поупираться ещё довольно долго, благодаря всяким ревизиям-обновлениям, хотя запас «расширений» уже исчерпан. Главное преимущество продвигаемой «Интелом» новаторской технологии (далее сокращенно HD Audio) – это 32 битный многоканальный (7.1) звук с частотой дискретизации до 192 кГц. Для специалистов это преимущество весьма сомнительно, но на народ действует гипнотически. Посему настал черёд разобраться, стоит ли принимать во внимание «новинку» (которая уже год, как тихой сапой продаётся) при выборе компьютера.

Есть у HD Audio и другие преимущества. Например, поддержка 16 микрофонов. Всё дело в микрофонной решётке, выделяющей голос из окружающих шумов, что (не без хитрых алгоритмов) помогает распознавать слитную речь. Это скорее задел на светлое корпоративное будущее, чем реалии современного быта. Устаревающий стандарт AC-97 был готов обслуживать 2 мономикрофона (один стерео), но на практике производители ограничивались единственным моновходом, очевидно, по причине отсутствия массового спроса. Не спешат использовать кучу микрофонов и новоявленные HD Audio устройства. Так, в ноутбуках с Sonoma, которая потенциально поддерживает HD Audio, даже стереовходы лично мне ещё не встречались ни разу.

Самым «слабым» местом AC-97 были драйверы, которые разрабатывались сторонними производителями по принципу «кто во что горазд». HD Audio обещает обслуживаться готовыми драйверами операционной системы (разумеется, от MicroSoft), но на деле системными драйверами для такого сложного устройства, как аудиокарта (не важно, встроенная, или нет), ограничиться будет крайне сложно. В любом случае, потребуются дополнительные драйверы от тех же сторонних производителей.

Как выяснилось, удобство инсталляции «plug’n’play» у AC-97 было реализовано лишь частично. HD Audio берётся довести это «до ума». Похвально! Но верится с трудом.

Что действительно революционно у HD Audio, так это поддержка многопоточности с динамическим распределением каналов (памяти) DMA для каждого потока в отдельности. То есть предоставляется возможность озвучивать одновременно несколько источников, причём с разной частотой дискретизации (например, воспроизводить фильм с Dolby Digital 5.1, и параллельно не забывать про монофонический голосовой чат). Полоса пропускания составит для вывода до 48 Мбит в сек, а для ввода – 24 Мбит в сек. Это позволит воплотить в жизнь доктрину «цифрового дома», стерев границы между бытовым и компьютерным аудио. Фактически, в ближайшем будущем появится некая штуковина вроде домашнего развлекательного центра, обслуживающего всё видео и аудио в нашей квартире. Более того, стабильная синхронизация для каждого потока заложит «мину замедленного действия» под профессиональные аудиорешения. Однако, всё это лишь в перспективе, а действительность выглядит не столь радужно. О чём в подробностях чуть ниже.

Даешь все домашнее видео и аудио в руках одного компьютера!

Если верить информации, выложенной на сайте Intel, на данный момент HD Audio поддерживается чипсетами Intel® 915G, 915P и 925X Express. Что-ж, лиха беда начало…

А что же конкуренты? Похоже, AMD сделал ставку не на ту лошадку. Поначалу, заморочив головы с кодированием-декодированием в Dolby Digital, аудио от AMD (точнее, от NVIDIA, родоначальницы чипсета nForce), не долго поражало воображение покупателей. Помнится, года два назад NVIDIA грозилась сделать «лучший в мире звук на РС». Полная аппаратная поддержка DirectSound и DirectX 8.0, конечно, хорошо, но для долговременного успеха явно не достаточно. Например, кодирование в реальном времени в DolbyDigital с хорошим качеством выходящего сжатого звука в случае шести каналов требует прорву вычислительных ресурсов даже для 16 битного сигнала. А слабо 24 бит 96 кГц в DTS сжать? Какое конкретно качество после сжатия в состоянии обеспечить nForce, так и осталось тайной. Фирма не удосужилась поведать, а журналисты слепо поверили на слово. Это надо же было такое придумать: сжимать непонятно как, чтобы ради одного цифрового шнурка передавать многоканальный сигнал на внешний Hi-Fi ресивер! Короче, идея фикс. На сегодняшний день продвинутое аудио как таковое в списке перспективно-приоритетных направлений NVIDIA не значится. Возможно, какие-то замыслы держатся в строжайшей тайне, хотя серьёзных предпосылок для этого не видать. Было бы что по существу держать в секрете!

Краткий справочник (вместо теории)

АЦП (ADC)Преобразователь аналогового сигнала в цифровой. Передаваемый (а также хранимый где-либо) цифровой сигнал представляется в двоичном виде как упорядоченная последовательность нулей и единиц. Один нолик (или единичка) эквивалентен одному биту. Кстати, количество информации измеряется битах, а восемь бит дают один байт.
Разрядность АЦП (ADC bits)Количество бит (иными словами, разрядов) у АЦП фиксировано. Чем больше бит, тем бОльшая по значению амплитуда может быть представлена, и тем больше динамический диапазон (см далее). Следует различать линейные (ещё их называют мультибитными) и однобитные (типа дельта-сигма и т.п.) преобразователи. В однобитном преобразователе прибегают к передискретизации (см далее), тем самым косвенно наращивая число бит в формируемом цифровом сигнале. Не все разряды мультибитного АЦП вносят одинаковый вклад в формирование цифрового сигнала. Как правило, крайние биты у силу принципиальных ограничений работают в полсилы, что приводит к сокращению количества эффективных бит. Поэтому, например, у 20 битного АЦП эффективных бит может оказаться около 16, а у какого-нибудь разрекламированного 24 битного АЦП (на самом деле однобитного дельта-сигма) случается к.п.д. и того меньше. Чем выше количество эффективных бит, тем лучше у АЦП реальный динамический диапазон (см далее), соотношение сигнал шум и т.д.
Частота дискретизации (sampling frequency)Частота, с которой при получении цифрового сигнала выхватываются в аналоговом сигнале отдельные уровни амплитуды (дискреты), переводимые тем или иным способом в численные значения. Чтобы корректно озвучить цифровой сигнал (т.е. преобразовать его обратно в аналоговый), необходимо знать величину частоту дискретизации, при которой происходила «оцифровка».
Передискретизация (oversampling)Упрощенно говоря, захват дополнительных точек (дискрет) в промежутках между временнЫми отсчётами, задаваемыми частотой дискретизации. Используется для повышения точности цифрового сигнала при искусственно заниженной разрядности (вплоть до 1) преобразователей.
Искажения (distortions)Искажения подразделяются на нелинейные, переходные, амплитудно-частотные и фазово-частотные. Нелинейные искажения, в свою очередь, делятся на гармонические (когда при подведении одной частоты возникают и другие частоты, кратные подводимой, назваемые гармониками) и интермодуляционные (когда при подведении двух разных частот возникают частоты, являющиеся суммой или разностью подводимых частот). Нелинейные искажения оцениваются посредством разнообразных придуманных коэффициентов. Так, THD (total harmonic distortion) отличается от THD+N тем, что для оценки отбираются лишь гармоники, а широкополосные шумовые составляющие не учитываются. Следовательно, THD+N характеризует нелинейные искажения какого-либо преобразователя более полно, но смешивает в одну кучу гармоники и шум. Коэффициент интермодуляционных искажений обозначается как IMD (inter modulation distortion) и свидетельствует о том, как одна частотная компонента (например, 10 кГц) влияет на другую (1 кГц). Какие искажения наиболее ощутимы на слух, зависит как от значения частоты, так и от комбинации множества факторов. Например, так любимые эстетами звука лампы в усилительных каскадах дают чётные (более заметные на слух) и нечётные гармоники, причём очень мощные, хотя и ослабевающие экспоненциально по мере роста частоты. Многие гитарные distortion эффекты превносят кучу гармоник, но на слух это в целом воспринимается позитивно. Так что оценки величины нелинейных искажений указывают на потенциальные неточности воспроизведения/записи звука, но мало говорят о том, насколько приятен или неприятен будет звук на слух.
ЦАП (DAC)Преобразователь цифрового сигнала в аналоговый. В принципе, выполняет все процедуры намного быстрее и проще, чем АЦП, поэтому дешевле в разработке и производстве. Чем выше текущая частота звуковых составляющих в цифровом сигнале, тем сложнее ЦАПу восстановить истинную форму в выдаваемом аналоговом сигнале.
Кодек (codec)Совмещённый АЦП/ЦАП.
Программное (реже аппаратное) кодирование-сжатие и декодирование видео- или аудиопотоков.
Разрядность** цифрового сигнала** (Bit depth)В отличие от разрядности, ЦАП и АЦП однозначно свидетельствует о динамическом диапазоне цифрового сигнала как такового. При этом динамический диапазон равен максимально возможному. Например, для 8-битного сигнала это 48 дБ, для 16-битного – 96 дБ, для 24-битного 144 дБ (предел человеческого слуха

120 дБ), а для 32-битного – аж страшно подумать – 192 дБ. Цифровые сигналы с такими диапазонами могут быть созданы лишь искусственно, т.е. на компьютере (или другом цифровом устройстве) с процессором, имеющим более высокую точность. Например, для 24-битного сигнала желательна точность в 32 бита для целых чисел, иначе проявятся искажения, превносимые дискретностью.Динамический диапазон (dynamic range)Разница между самым «тихим» и самым «громким» сигналами, воспроизводимыми (записываемыми) с допустимыми искажениями. Выражается в децибелах (dB): 20 * log (AMPLITUDE _ max / AMPLITUDE _ min).Сигнал/шум (SNR)Упрощённо говоря, обратное отношение максимального неискаженного сигнала к фоновому шуму, фиксируемому в отсутствии этого сигнала. Выражается в дБ. Всегда имеет отрицательное значение из-за того, что логарифм от числа меньше единицы – отрицательный. На практике превышает динамический диапазон по абсолютному значению. При обработке фонового шума стандартизованным взвешивающим фильтром, учитывающим восприятие на слух человеком, указывают dBA.Битрейт (bitrate)Поток цифрового звука, измеряемый в килобитах в секунду (kbps). Обычно употребляется в отношении звука, закодированного со сжатием с потерями качества. Например, поток несжатого 16-битного стереосигнала с частотой дискретизации 44100 Гц составляет: 16 * 2 * 44100/1000=1411.2 кбит/с, что равно 176.4 кбайта/с. При сжатии с битрейтом 128 кбит/с получаем теоретический выигрыш по объёму в 1411.2/128=11.025 раза. На практике эффективность сжатия зависит от спектрального состава музыкального материала и от способа (по сути, алгоритма) сжатия. Для каждого алгоритма существует свой предел оптимальности сжатия/качества. Выигрыш по сжатию ещё не означает пропорциональный проигрыш по качеству. Некоторые люди замечают на слух ухудшение качества при битрейте ниже 128, другие – при 256. Существует сжатие с переменным битрейтом, в этом случае его величина «пляшет» на усмотрение кодера вокруг величины задаваемого изначально битрейта. Такое сжатие время от времени должно допускать незначительное ухудшение качества по мере необходимости (когда сигнал наиболее насыщен разными частотными составляющими), тем самым обеспечивая более плотную упаковку в среднем при достаточно высоком качестве. Однако в силу несовершенства алгоритмов резкое изменение качества во времени иногда заметно на слух.Диапазоны рабочих и слышимых частотСистема слуха среднестатистического человека реагирует на сигнал чистого тона (одной фиксированной частоты, генерируемой искусственно) от 16–20 Гц до 16–20 кГц. Возникает закономерный вопрос, а зачем лезть в неслышимый ультразвук за 20 кГц? Тем более, что на высоких частотах человек воспринимает не изменение звукового давления как таковое, а его огибающую во времени? Кстати, именно последнее спасает сидюшную дискретизацию в 44.1 кГц, при которой на один период самых высоких частот приходится всего лишь чуть более 2 точек (сэмплов), тогда как для правдоподобного «геометрического» отображения волны надо бы как минимум 5 точек. Измерения звуков реальных инструментов показывают, что ощутимые по амплитуде субгармоники простираются вплоть до 100 кГц, хотя основная по мощности гармоника может не превышать 1 кГц. Правда, амплитуда субгармоник стремительно уменьшается по мере роста частоты, что естественным путем делает весьма приличным звучание в ставшем нормой для Hi-Fi рабочем диапазоне 20 Гц–20 кГц. Природа восприятия звука пока не разгадана, и какую роль играют самые высокочастотные компоненты ученым неведомо. Отдельные проведённые эксперименты свидетельствуют, что ультразвуковые компоненты, оставаясь по отдельности неслышимыми для человека, лишь СТИМУЛИРУЮТ восприятие слышимых звуков. Также известно, что для точной передачи в цифре ударно импульсных сигналов запас по частоте дискретизации очень даже не помешает. Факт остается фактом: расширение рабочего диапазона частот до 50–100 кГц делает звучание более реалистичным. Только вот заметить это суждено далеко не всем: у каждого из «гомо-сапиенс» система слуха работает по-разному, а большинство людей не обладает тонким слухом.

Практические аспекты на примере CMI 9880/8 CH Azalia Audio Codec от C-Media

Сам по себе кодек – это ещё полдела. Качество звука в немалой степени обеспечивается за счёт развязки аналоговых цепей (прежде всего питания) от цифровых, а также фильтров на звуковых выходах. Тем не менее, если кодек с его ЦАПами и АЦП «убогий», то хорошего звука ждать неоткуда, как ни упирайся с передовыми алгоритмами обработки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *