Theatrical cut что это
Какую версию «Бегущего по лезвию» нужно смотреть перед походом на сиквел? (материал Kanobu)
Разбираемся в бесчисленных «катах» фильма.
Как я уже рассказывал в моем анализе «Бегущего по лезвию», у этого фильма весьма нелегкая история создания. В результате конфликта режиссера и продюсеров по нескольким ключевым вопросам (закадровый голос, сцена с единорогом, концовка) в процессе издания Blade Runner на домашних носителях картина распалась на пять основных версий. В этом материале я объясняю, чем они отличаются друг от друга, и какую версию «Бегущего» действительно стоит смотреть: оригинальную, европейскую, рабочую, режиссерскую или финальную.
Рабочая версия, 113 минут
В 1982 году в Далласе и Денвере состоялись тестовые показы 113-минутной версии Blade Runner на 70-мм пленке. Именно из-за крайне негативной реакции аудитории на этих показах продюсеры заставили Скотта приделать фильму другой, счастливый финал и закадровый голос Харрисона Форда, объясняющий мир и события картины.
Главные отличия — отсутствие закадрового голоса (кроме одной сцены — со смертью Бэтти) и хэппи-энда из театральной версии. Название BLADE RUNNER появляется куда более стильно, а вместо открывающего текста используется определение слова «репликант» из New American Dictionary (издание 2016 года во вселенной фильма). Нет кадра с крупным планом глаза. В сцене с Декардом и пианино нет дурацкого видения с единорогом, нет музыки, и мы слышим, как Харрисон Форд перебирает клавиши на инструменте.
В 1989 году эта копия фильма попала в руки частного прокатчика, который только во время одного из показов обнаружил, что это другая версия Blade Runner. 35-мм версию этой копии показывали на фестивалях в Калифорнии. Именно успех этих показов убедил Warner Bros. рассмотреть возможность выпуска режиссерской версии фильма.
В 2007 году эта копия фильма впервые стала доступна широкой аудитории на пятом диске 5-дискового Ultimate Collector’s Edition фильма на Blu-ray — заодно с европейской версией, режиссерской версией и The Final Cut. Эта версия также доступна в составе делюксового бокс-сета 30th Anniversary Collector’s Edition.
Оригинальная театральная версия, 117 минут
Театральная американская версия фильма: The U.S. Theatrical Cut или Original Version, вышла в кинотеатрах США в июне 1982 года. Издавалась на видеокассетах и лазерном диске, была доступна в рипах с лазерного диска Criterion Collection 1992 года.
Как это не иронично, найти оригинальную, американскую «театралку» Blade Runner в хорошем качестве в наше время было труднее всего. до тех пор, пока ее не опубликовали на третьем диске 5-дискового издания.
Режиссерская версия, 116 минут
После успешных показов рабочей версии фильма из частной коллекции, Warner Bros. решила издать именно эту «рабочую версию» в качестве режиссерской.
Но Ридли Скотт решил сделать свою режиссерскую версию: без закадрового голоса и счастливого финала, но с единорогом. В то время Скотт был занят съемками фильмов 1492: Conquest of Paradise («1492: Завоевание рая») и «Тельма и Луиза», и не мог лично вникнуть во все детали восстановления картины.
Вот почему Скотт считает своей, правильной версией более поздний Final Cut, а не Director’s Cut. В режиссерской (но не финальной) версии отсутствует закадровый голос Декарда и добавлена 12-секундная сцена с единорогом в эпизоде, где Декард играет на пианино в своей квартире. Нет счастливой концовки с Декардом и Рэйчел, уежающими в Канаду. Вместо этого фильм заканчивается сразу, как только за героям закрываются двери лифта.
Финальная версия, 117 минут
В 2004 году Ридли Скотт выпустил Blade Runner: The Final Cut. Это единственная версия фильма, в котором Скотт контролировал все аспекты производства. Цифровой ремастер картинки, улучшенные визуальные и звуковые эффекты, еще больше совершенно ненужной мути с единорогом, уже добавленной в «режиссерку».
В визуальном плане картинку осветлили, можно разглядеть грязные тарелки в квартире Декарда и другие детали. Переделаны открывающие титры фильма — тем же шрифтом, но без характерного мерцания картинки из театральной и режиссерской версии.
Наиболее заметное изменение в спецэффектах — пропавшие тросы, на которых поднимается в воздух полицейская машина-спиннер. Также в сцене убийства Зоры лицо каскадерши заменили лицом актрисы (как в недавнем 3D-релизе «Терминатора-2»). Убийство Тайрелла и драка Прис с Декардом — из европейской театральной версии, со всеми жуткими подробностями.
Но главное, что Скотт еще более разрастил вставку с бегущей по лесу лошадью с привязанным к голове рогом единорогом. Теперь единорога еще больше, а монтаж намекает, что это не сон Декарда, а его видение наяву. Таким образом Скотт надеется задним числом превратить героя-человека в робота. Эта версия доступна в составе 5-диского издания и на отдельном Blu-ray.
На видеокассетах до января 1993 года выходила так называемая unrated version — версия без возрастного рейтинга американской ассоциации кинопрокатчиков (у оригинального релиза фильма в американских кинотеатрах был рейтинг R за сцены насилия).
Эта версия содержит брутальные сцены из оригинальной европейской прокатной версии Blade Runner: Рой Бэтти, открыто втыкающий пальца в глаза Тайрелла, Прис, хватающая Декарда за ноздри, Рой, проталкивающий гвоздь через руку. Декард стреляет в Прис 3 раза вместо 2. Эта версия была доступна в видеокассетных рипах, но утратила актуальность с появлением 5-дискового издания фильма с европейский версией Blade Runner.
Версия фильма для американского телевидения была порезана цензурой. Вырезано 3 минуты контента, Брайант называет Декарда ass вместо asshole, из одной из самых известных строчек из фильма пропало слово goddamn: he’s a goddamn one man slaughter house («он просто, черт возьми, человек-бойня») стала he’s a one man slaughter house («он просто человек-бойня»).
Сокращены убийство Тайрелла и драка Декарда с Прис, нет сцен с обнаженным бюстом Зоры. Эта версия доступна в видеокассетных рипах телевизионных трансляций.
Какую версию стоит смотреть?
Разумеется, оригинальную театральную, в крайнем случае — европейскую или рабочую с 5-диского издания. в общем, любую версию, в которой нет сцены с единорогом. Закадровый голос Форда на самом деле многое добавляет к атмосфере фильма (как бы сам Форд и Скотт не ненавидели этот текст), счастливая концовка работает. но главное, что в этих версиях не чувствуется желание режиссера задним числом придать своему фильму противоположный смысл — да еще такими дешевыми средствами, как «сон наяву» главного героя.
Что на самом деле означают эти кадры с единорогом, вам внятно не объяснит даже сам Ридли Скотт, но ряд других сцен из Blade Runner (в частности, сложенная одним из героев бумажная фигурка) намекают, что единорогов видят только репликанты, что это такая же фирменная метка корпорации «Тайрелл», что и детские воспоминания Рэйчел.
Следовательно, рассуждает Скотт, Декард — репликант. Может быть, сложивший единорога Гафф — тоже репликант? Наверное, и создатели этого фильма — репликанты (или как иначе объяснить их маниакальную одержимость единорогами)? Как и зрители-фэнбои, так старательно видящие в этой нелепой сцене тайные режиссерские смыслы?
Судя по всему автор стать Александр Башкиров совсем ебанутый. Говорить, что из-за единорога не стоит смотреть режиссерскую или финальную версию полный бред. Когда как раз их смотреть и нужно, т.к. 2049 продолжает именно их.
А мне final cut всегда нравился)
Сегодня родился первый живорожденный репликант. 10 июня 2021, по версии «Бегущий по лезвию 2049»
Дата на игрушке месяц/день/год
Только вчера впервые посмотрел второй фильм «Бегущий по лезвию», долго к нему подбирался. И конечно не мог не заметить дату которая фигурирует через весь фильм. В этот день, репликант женщина смогла выносить и родить полноценного ребенка, что является для всей их расы настоящим чудом и свободой от людей.
Фильм мне очень понравился, настоящий образец киберпанка с серьезными философскими рассуждениями, если как и я не смотрели, то настоятельно рекомендую.
Приятного вам просмотра. Вот такое забавное совпадение я обнаружил)
Про проклятие продакт-плейсмента из «Бегущего по лезвию»
Я уже кучу всего писал про «Бегущего по лезвию» (обожаю его, что уж взять), напишу и сегодня.
Хочу зайти с неожиданной стороны — а именно, с рекламы брендов в этом фильме.
Фантастические миры нам показывали уже много где (начиная с «Метрополиса» и заканчивая «Звездными войнами»), со всякими летающими машинами, загадочными бытовыми устройствами и странными одеждами.
Но ничего так сильно не заставляет поверить в этот мир, как красно-белая неоновая вывеска Кока-Колы на заднем плане.
С этим, кстати, связана полумистическая деталь — почти все бренды, которые показывались в «Бегущем», либо разорились, либо пережили крупнейшие кризисы и трансформации вскоре после выхода фильма в 1982 году.
Это явление даже получило название «blade runner curse».
Из этого правила есть всего несколько исключений (про них я расскажу в конце), а пока давайте перечислим бедолаг:
Кадр с рекламой из фильма:
Главный видеоигровой гигант 70-ых, в котором даже успел поработать Стив Джобс, до того, как основать Apple.
Реклама того времени:
В 1983 году грянул кризис индустрии видеоигр, в итоге, Atari не смогла справиться с рыночными потрясениями и была закрыта. Позже, под ее именем функционировали несколько небольших компаний, но к предыдущему успеху Atari они даже близко не приблизились.
Кадр с рекламой из фильма:
В 1985 году, через 3 года после выхода фильма, случилась одиозная кампания «New Coke» — фирма запустила масштабную акцию по выводу на рынок нового вкуса (вместо старой версии).
В итоге, это закончилось почти банкротством, старый рецепт вернули через 3 месяца после старта этой авантюры, а финансовые последствия корпорация разруливала еще лет 5.
Кадр с рекламой из фильма:
Pan American World Airways, сокращенно Pan Am — один из крупнейших авиаперевозчиков того времени, по факту, американский Аэрофлот. Собственно, 707 и 747 Боинги разрабатывались именно по заказу Pan Am.
Неожиданно, но компанию сгубила банальная некомпетентность руководства. После ряда странных решений, в 1985 году из-за убытков пришлось продать отделение, занимавшееся международными перевозками, а в 1991 компания полностью закрылась.
Кадр из фильма с рекламой:
Beats by Dr. Dre того времени — дорогая и модная аудиотехника.
В 1985 году потерпела банкротство и была реорганизована, став производителем бюджетных наушников для офисных сотрудников.
Кадр из фильма с рекламой:
Это была любопытная фирма, которая производила инновационную бытовую технику.
В США название Cusinart стало таким же синонимом слова «кухонный комбайн», как и Ксерокс для копировальной машины. В 1989 потерпела банкротство и была продана, потеряв независимость.
Говорят, что в фильме есть еще реклама RCA и Bell Phones (которые также распались во второй половине 80-ых), однако я их не нашел в фильме.
А что же про исключения?
А тут тоже небольшая странность — из всех трех алкогольных брендов, показанных в фильме, у всех все сложилось хорошо.
Black Label от Johny Walker
Виски, который мрачно и нуарно пил Декард, все также комфортно себя чувствует на рынке алкоголя.
Компания даже выпустила в ограниченный тираж коллекционную бутылку, повторяющую футуристичную форму емкости из фильма.
А также это одна из немногих компаний, которая используется и в первой, и во второй части — ровно этот же виски из такой же бутылки чуть менее нуарно пил уже постаревший Декард из 2049.
Пивной бренд по прежнему один из самых больших производителей пива (при этом уже почти 80 лет судится за название с аналогичной чешской компанией).
Слева — американская версия (во всем мире, кроме США, продается как Bud), а справа — чешская:
А вот китайское пиво Tsingtao, которое заказывает Декард в этом кадре, после выхода фильма вообще постиг успех — продажи взлетели в несколько раз, бренд стал узнаваем в США (и отлично себя чувствует до сих пор).
А вот во второй части с продакт-плейсментом все не так ярко.
Но, по крайней мере, Дени Вильнев отдал дань почтения Atari и Pan Am— пожалуй, самым ярких фирм, сгинувших из-за проклятия первой части.
Кстати, Pan Am также появился в Ghost in Shell (который выпущен в 2017 году), как реверанс в сторону своего визуального вдохновителя:
(Эмблема Pan Am — голубой диск посередине)
P.S. Небольшая визуальная связь между частями
Ну и раз уж начали про связь второй и первой частей, то не могу не сказать про свое маленькое наблюдение.
Cамый прекрасный оммаж к фильму Скотта в 2049 — это сцена появления Рейчел.
Вообще говоря, это одна из самых прекрасных сцен в первом «Бегущем по лезвию» — разумеется, из-за света.
Первое, что не замечается, но выглядит очень необычно — свет направлен снизу вверх.
В реальном мире такое встречается редко (или от огня, или от отраженного освещения), поэтому в кино выглядит завораживающе и необычно — например, также подсвечивали Ганнибала Лектера в «Молчании ягнят»).
Так и самое поразительное, что лучики света дрожат и бликуют, будто-бы отражаясь от воды.
И вот во второй части, Дени Вильнев аналогично показывает появление Рейчел — в желто-черных тонах и с безумным светом, все также бликующим на стенах.
Но, чтобы сделать этот реверанс в сторону оригинала чуть-чуть с улыбкой, Вильнев таки добавил воду в сцену! 🙂
(Если кто-нибудь мне подскажет, как делать гифки нормального качества, но чтобы они не весили по 30 МБ, буду очень рад)
Спасибо за прочтение!
Пост взят из моего телеграм-канала: https://t.me/odno_kino
Сан-Франциско 2020 и Бегущий по лезвию 2049
Blade Runner 2049 art by Ian Loginov
Sun Runner 2049
Blade Runner 2049
Когда отключили интернет и впервые за долгое время вышел на улицу
Мечтают ли андроиды об электроовцах?
Бегущий по лезвию 2049: Настоящий киберпанк
Спустя 35 лет после выхода знаменитой картины Ридли Скотта «Blade Runner», ставшей открытием эры киберпанка в кинематографе, на экранах появляется сиквел канадского режиссера Дени Вильнева. Но что такое «Blade Runner» Ридли Скотта? Это первый образец нео-нуара, а также первый и самый характерный пример киберпанка в кинематографе. Скотт своим образом ночного футуристичного мегаполиса с морем глобальных проблем стал прототипом для визуального оформления «Матриц» (1999-2003), «Бэтмена» (1989), «Пятого элемента» (1997), «Тёмного города» (1998) и «Искусственного разума» (2001). Человек или репликант? Создатель или творение? Сложно представить, какую ответственность брал на себя этот пятидесятилетний канадец, затеяв съемки продолжения. И кажется, он это сделал не зря.
И вот, с первых минут перед нами предстает молодая версия Декарда — офицер LAPD Кей в исполнении Райана Гослинга. Он также, как когда-то Харрисон Форд, идет по мрачному Лос-Анджелесу в поисках все так же хотящих жить репликантов. Однако уже минуло 30 лет, мир изменился в технологическом плане, но, кажется, остался прежним в социальном и культурно-моральном. Искусственно выращенные люди не только не имеют права на свободную жизнь, но теперь и на эмоции. В глазах людей они лишь кожаные куклы, а в представлении создателя, Ниандера Уоллеса, — ангелы, призванные возвысить человека в его кислотном раю.
Растягиваясь практически на три часа и ведя повествование все в том же неторопливом стиле, Blade Runner 2049 выглядит на порядок динамичней своего предшественника. Действия разворачиваются в постаревшем на 30 лет Лос-Анджелесе, прежняя часть которого отмирает, словно репликант, уступая место новой, усовершенствованной модели. В лучших традициях киберпанка представлена атмосфера города. Зрителю демонстрируется мрачный серый мир антиутопического будущего. Небо закрыто тучами, а громадные высотки почти весь хронометраж объяты дождём. Поля небоскребов обрываются появлением еще более возвышенных сооружений, которые, в свою очередь, сменяются на не поддающиеся восприятию вавилонские башни — сердце корпорации. Удачно Вильнев изобразил это в сцене полета Кей’а над ночным мегаполисом.
Не забыт, а в чем-то даже приумножен авторами, лейтмотив ночного города. «Blade Runner 2049», стал еще темнее приквела. Мрак разрывается палитрой цветов неоновой рекламы, по улицам, поверх голов людей, ходят 3D голограммы нагих “кукол для удовольствия”, подчеркивая тем самым не только социальный, но и культурный упадок общества. Общества, в которое режиссер внес откровенную фракционную стратификацию, олицетворяя ее громадной стеной по периметру города.
Кей, понимая, что он – репликант, не осознает своей роли в этом мире. В поисках своего «Я», он углубляется в самокопание, как этого не делал Декард. Кей одинок, единственный свет в его душе – это голограмма. Программа, имитация женщины, заполняющая пустоту в доме, по имени Джой. Она может подстроиться под любого человека и, как выясняется, репликанта. Она — это Рейчел Декарда. Такой же объект проявления человечности репликанта, доказательство существования души. Оттого постельная сцена становится еще сентиментальней и трогательней. Джой, понимая, что не может дотронуться до Кея, хочет подарить ему радость прикосновения к любимой и с этой целью использует тело другого репликанта. Создателям удалось очень красиво показать наложения одного лица на другое. Зрительное слияние двух тел в одно, синхронизация. Эта сцена есть само искусство.
Судьба героя Райана Гослинга, наверное, самая трагичная составляющая сюжета. Осознанное существо без социального самосознания, прошлого, цели существования, понимания кто он и зачем здесь. Как машину, его диагностируют жутким психотестом, который, надо признать, стал тяжелее классического теста «Войта-Кампфа». Гражданин второго сорта, раб. На его примере показан еще один зловещий аспект имплантирования воспоминаний. Помимо заковывания своего носителя в невидимые кандалы сознания, они наносят психологическую травму, к которой репликант будет отсылаться все свое существование. Но в то же время — это возможность осмыслить себя, взбунтоваться и прийти к свободе. Как и случилось с Кей’ем. «Мыслю, следовательно, существую», следовательно, имею право.
Съемки сиквела классики – это всегда большой риск. Особенно, если это сиквел такого весомого и глубокого фильма, как «Бегущий по лезвию». Картина в любом случае будет обречена на сравнение с приквелом. Сложно не то что превзойти предшественника, сложно достичь его уровня. Вильневу это удалось. Однако, изначально для человека, выходящего из зала, «Blade Runner 2049» кажется более утрированной версией картины 1982 года. Ведь о чем повествовал Ридли Скотт? Он поднимал проблему взаимоотношений творца и творения. Поиска человечного в человеке и репликанте, плоде труда его разума. Кто достойней жизни – создатель или его дитя? Ответ на этот вопрос транслируется даже в таких мелочах, как искусственные воспоминания Рейчел, когда она рассказывает о паучьем яйце, которое, треснув, выпустило на волю паучат, съевших свою мать. Своего создателя. Скотт показывает, что даже умнейшие представители человеческой расы в силу своих эмоций, психологического либо физического состояния, уязвимы перед совершенством в виде последних моделей репликантов. Потому Прис легко завладевает доверием Себастьяна и использует его в своих целях. Рой, как обиженный на господа человек, проклинает и убивает его. «Вы горите ярче и сгораете быстрее», словно Тайрел описывает в этих строках судьбу самого человека, ведь земная жизнь ярче небесной, и сгорает она также быстро, как и горит. Но основной темой все же был тот самый вопрос. Да, да, человек или репликант? Рой, машина для убийства, чьей мечтой было жить, осознавая бессилие перед временем, отведенным ему, дарует свою жизнь врагу. И вот репликант уже не просто плод творца, взбунтовавшийся против хозяина, а сам предстает в образе Христа со Стигматами на руках. Он умирает за своего врага, выпуская белого голубя в черное небо, как образ ницшеанского сверхчеловека в рутину человечества. «Я видел такое, во что вы, люди, просто не поверите. Штурмовые корабли в огне на подступах к Ориону. Я смотрел, как Си-лучи мерцают во тьме близ врат Тангейзера. Все эти мгновения исчезнут во времени, как слёзы под дождём. Пора умирать». Репликанты хотят жить, любить, развиваться. «Больше человек, чем сам человек».
Сюжет, относительно картины 1982 года, стал приземленней. Отойдя от образов и символов, он приобретает физическое воплощение в персонажах. Это не совсем утрация, ведь режиссер, по сути, вдохнул жизнь в судьбы героев. Единственное, что по-настоящему мешает «Бегущему по лезвию 2049», это ограниченность действий, в которые его вгоняют сиквельные оковы. Фильм способен на большее, реализуй его авторы изначально как не связанную с оригиналом историю.
«Blade Runner 2049» — это настоящий киберпанк. Здесь также поднимаются основополагающие проблемы жанра, такие как взаимосвязь чувств и технологий: «Что это, любовь или математический расчет?». По-прежнему преобладает выстроенная в каноническом стиле безжизненная антиутопическая атмосфера, сопровождаемая однотонной музыкой. Это все то же многоаспектное кино, в котором сложно выделить что-то одно. Технические, визуальные, философские достоинства, блестящая работа камеры. Дени Вильнев в очередной раз доказал, что способен снимать высокое, красивое кино, а зрители, как и 35 лет назад, выходя из кинотеатра, задумываясь о репликанте, будут вспоминать все те же строки Достоевского «Тварь ли я дрожащая или право имею?». Имею, а точнее, имеют.